Исследовательская работа на тему лес. Исследовательская работа "охрана леса". Меры по сохранению лесов

Введение ………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть…………………………………………………...4

1. 1. Значение лесов…………………………………………………4

1.2. Причины сокращения лесов ……………………………….....4

1.3 Решение проблем…………………………………………….…5

2. Практическая часть………………………………………………….. ..6

Заключение……………………………………………………………….8

Литература ……………………………………………………………… .9

Введение

Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.

Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средне образующую роль.

Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.

Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Мне стало интересно, а сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Я хотела раскрыть некоторые тайны леса, порой совсем знакомого, а иногда абсолютно загадочного, выяснить, чем является лес для человека. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Чем мы можем помочь в решении этих проблем. Все это и стало целью моей работы.

1. Теоретическая часть

1.1. Значение лесов

Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.
Лесной воздух является одним из мощнейших средств оздоровления человеческого организма. Леса планеты представляют собой мощный источник атмосферного кислорода (1 га леса выделяет в атмосферу 5 тонн кислорода в год. Лесной воздух насыщен фитонцидами. Их количество зависит от вида деревьев, произрастающих в лесу. Один гектар леса за сутки выделяет в атмосферу до пяти килограммов фитонцидов. Количество фитонцидов в лесном воздухе зависит от погоды. Эти вещества уничтожают многие патогенные грибки и бактерии.

Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
1. 2. Причины сокращения лесов

Лесом в РФ покрыто 771 млн. га земель. Эта площадь резко сокращается. Причины сокращения разные. В первую очередь, это пожары. Основными лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В Республике Башкортостан с начала текущего года ущерб от лесных пожаров достиг 26,7 миллиона рублей. По данным Министерства лесного хозяйства Башкирии, в республике с начала 2010 года зарегистрировано 403 лесных пожара, площадь которых составляет 8 тысяч 232,8 гектара.

Также одной из причин сокращения лесов является вырубка. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м 3 . Основной причиной вырубки леса является строительство. Древесина служит сырьем для получения ценных химических продуктов и бумаги. Оказывается, что на получение 10 000 кв. метров бумаги требуется 1 га леса.

Следующей проблемой является загрязнение леса. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т. д. Увеличивается площадь лесов, погибших от промышленных выбросов.

Браконьерство всегда наносит сокрушительные удары по животному миру России, что способствует исчезновению многих видов диких животных.

1.3 . Решение проблем

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости.

Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко в местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота.

Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же, лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях. Чтобы уберечь природу от разрушений, люди создают заповедники. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».

Существенно экономить древесину позволяет использование макулатуры. Так как 60 кг макулатуры спасет жизнь одной ели и уменьшить вырубку лесов. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги в виду гораздо более низкой стоимости конечного продукта в этом случае. Ведь для получения целлюлозы из древесины требуется гораздо больше ресурсов чем при переработке макулатуры!

2. Практическая часть

1. Узнав, что одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для трех человек, я задумалась: достаточно ли посажено деревьев на школьном участке для того чтобы обеспечить всех учеников и учителей кислородом?

В школе обучается 564 ученика, и работают 45 учителей. Всего 609 человек. Посчитаем, какое количество деревьев необходимо, чтобы обеспечить 609 человек кислородом: 609: 3= 203 дерева необходимо.

На нашем школьном участке растет 185 деревьев. То есть, 203 -185 = 18 деревьев надо досадить, чтобы обеспечить всех людей кислородом.

Вывод: На школьном участке посажено недостаточное количество деревьев.

2. В нашем селе большое количество лесопосадок. Они занимают площадь, равную примерно 300 га. Если 1 га леса выделяет в сутки до 5 кг фитонцидов, то сколько фитонцидов выделяют наши деревья?

300*5= 1500 кг = 1 т. 500 кг фитонцидов выделяют деревья нашего села.

Теоретически таким количеством антисептиков можно освободить от микроорганизмов большой город.

Вывод: Воздух нашего села экологически чистый, благодаря большому количеству лесных насаждений.

3. Для производства 10 000 м 2 бумаги требуется 1 га леса. Сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Математика 4 класс» Л.Г. Петерсона, по которому мы учимся?

Измерив размеры учебника (20 см * 26 см), найдем площадь одной страницы. 20*26= 520 (см 2). Учебник состоит из трех частей. Каждая часть учебника состоит из 96 страниц. То всего 3*96 = 288 (стр) – в трех частях.

288: 2 = 144 (листа) - в трех частях.

То площадь всех листов: 144 * 520 = 74 880 (см 2) Тираж составляет 725 000 книг. Общая площадь бумаги на весь тираж: 74880 * 725 000 = 54288000000 (см 2)= 5428800 (м 2) Узнаем, сколько леса ушло на этот тираж:

5428800: 10 000 = 542 га 88 ар

Это приблизительно 543 га. Если площадь жилой части нашего села составляет около 1000 га, то 543 га это больше половины площади Кармаскалов.

Вывод: Для издания учебника «Математика 4 класс» Л.Г. Петерсона нужно вырубить лес, площадью больше половины площади нашего села.

Проанализировав сделанные выводы, задумалась: как мы можем помочь сохранению деревьев, лесов? Из Интернета узнала, что 60 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. А сколько макулатуры мы выбрасываем? После уроков взвесила бумажный мусор нашего класса. Было выброшено 125 г бумаги за один день. Если посчитать, за учебный год один класс выбрасывает

125*200 = 25 000 г = 25 кг. В нашей школе 28 классов: 25* 28 = 700 кг макулатуры выбрасывает в год школьники. 700: 60 ~ 12 елей можно было спасти.

Вывод: Сбор макулатуры существенно сохранит количество лесов. Давайте собирать и сдавать макулатуру!

Заключение

Во все времена люди пользовались лесом. В наше время лесоводство – это очень важная отрасль промышленности, в которой трудится много людей, производящих массу полезных вещей.

Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.

Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.

Леса стоят на страже нашего здоровья.

У леса много экологических проблем.!

Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты.

Не разводите в лесу костры, убирайте за собой мусор!

Посадите самостоятельно хотя бы одно дерево!

Собирайте и сдавайте макулатуру!

Сохраните природу, не губите себя!

Смотрите на неё, как на людей, любя!

Ведь будущее может пропасть навсегда!

Любите природу, любите себя!

Литература

1. И.Н. Балбышев «Из жизни леса, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990», стр.3-5, 152-161, 164-167

2. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек», М.: ЮНИТИ, 1998 стр.240-260

3. www. ecosystema. ru

МБОУ «Звонаревокутская СОШ»

«Жизнь леса»

проектно-иссследовательская работа по окружающему миру

Выполнил: Рыжков Егор

Ученик 3 «А» класса

Классный руководитель:

Нугманова Д.Т.

Введение

      Что такое лес? Какие бывают леса?................................................................4

      Ярусы леса…………………………………………………………………….5

      Обитатели леса………………………………………………………………..6

      От чего страдает лес?........................................................................................7

      Правила поведения в лесу……………………………………………………8

      Об этом стоит задуматься…………………………………………………….9

      Как лес связан с человеком?.............................................................................9

Заключение.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

Лес – это составная часть природы. Лес – это богатство природы.

Поэтому моя работа посвящена лесу и называется «Жизнь леса».

Цель данной работы:

    Познакомиться с жизнью леса, его обитателями;

    Открыть лес для себя, как новый мир.

Задачи исследования:

    Дать определение понятию «лес»;

    Познакомиться с растительным и животным миром;

    Выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни людей.

Объект исследования: русский лес в современном мире.

Предмет исследования:

    Влияние современной жизни на жизнь леса и его обитателей.

Гипотеза:

    Я предполагаю, что современная жизнь вредит лесу, люди меньше оберегают лес.

      ЧТО ТАКОЕ ЛЕС? КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются деревья, кустарники, травы, птицы и звери.

Как только ни именуют лес различные научные источники. И экосистемой, и "местом, где растут деревья", и сложным сочетанием различных растений, и "легкими планеты". Какое же название наиболее точное? Все варианты в совокупности дадут наиболее правильный ответ. Попробуем сформулировать определение леса. Лес - это место, в котором растут деревья и травы, живут птицы и животные, насекомые и микроорганизмы. Все они в совокупности составляют сложную экологическую систему, с цепочками питания и совместного обитания на одной территории. Ну а вся эта экосистема в совокупности со множеством таких же действительно является легкими нашей планеты. А какая функция легких? Ответ простой - дышать, обогащать кислородом организм человека или животного. Этим занимаются леса, они очищают загрязненный воздух, высвобождают кислород, что очень ценно и полезно для нас с вами. Замечали ли вы, какой чистый и свежий воздух в лесу? Как приятно и легко там дышать? Поэтому прогулки в лесу так полезны в наше время развития промышленности и химических отраслей.

Леса бывают: смешанные, хвойные, лиственные и др.

Смешанные – если в лесу вперемешку растут хвойные и лиственные деревья. Живут: лиса, волк, дикий кабан, косуля, синицы, снегири, поползни, фазан, бабочки, жуки, змеи, стрекозы, лягушки, ящерицы.

Хвойные – произрастают преимущественно хвойные деревья. Растут: ель, сосна, пихта, лиственница, и другие. Живут: кедровка, ястреб, глухарь, рябчик, белка, соболь, заяц-беляк, полевка, рысь, бурый медведь, лось, олень и другие.

Лиственные – преобладают лиственные деревья и кустарники. Растут: береза, дуб, липа, клен, осина, шиповник, калина, малина, орешник. Живут: медведь, еж, енот, заяц. Дятел, дикая коза, сова, филин, разнообразные насекомые.

      ЯРУСЫ ЛЕСА

Лес развивается не как попало, в нем можно выделить несколь­ко ярусов. Считают лесные этажи не от земли - снизу вверх, а сверху вниз. Первый ярус составляют взрос­лые деревья. Они создают под поло­гом своих крон особую лесную среду (ее ощущаешь, когда в летнюю жару вступаешь в прохладную сень леса). Второй ярус формируется из деревь­ев пониже, ослабленных или тене­выносливых. Господствует в лесу древостой, все прочие ярусы - под­чиненные ему.

      ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными.

Все растения и животные тесно связаны между собой.

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги, клесты,).Здесь они вьют свои гнезда и находят корм. Эти птицы

питаются семенами растений, ягодами, грибами, насекомыми.

Некоторые из этих насекомых живут в земле, под листьями, в коре деревьев, на растениях. Питаются листьями растений, пыльцой цветов, а пауки едят даже других насекомых. Насекомые бывают вредителями (гусеницы уничтожают листовые растения) , а бывают помощниками (божьи

коровки питаются тлей, которая вредит растениям.

А также в лесу живут хищные птицы (сова, ястреб-тетеревятник, филин). Эти птицы охотятся на мышей, зайцев, белок, на птиц от воробьев до

глухарей. У них очень хорошее зрение и слух, а также крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.крючковидный клюв и острые загнутые когти. Совы охотятся ночью, а днем спят.

Крупные и мелкие животные не хищные, травоядные.
Эта группа животных постоянно находится в опасности. Ведь они могут

стать добычей для волков, лис, медведей. Поэтому им всегда нужно быть наготове. Их спасает ловкость, маскировка (у зайцев к зиме шерстка меняется с серой на белую). Пища для них это – шишки, грибы, ягоды, травы, цветы, кора деревьев, листья.

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

      ОТ ЧЕГО СТРАДАЕТ ЛЕС?

Во многих регионах России незаконная и бесконтрольная вырубка деревьев проводится систематически. По оценкам Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund, WWF) ежегодно Россия теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегальной рубки леса. На глобальной карте обезлесения от Googleможно найти достаточно подробную информацию об изменениях в лесном хозяйстве, произошедших в последние годы. Систематическое истребление лесных массивов наносит значительный урон дикой природе, разрушает экосистему, вытесняет с исконных мест обитания животных. Интенсивные вырубки, как утверждает WWF, угрожают существованию таких животных как глухарь, белоспинный дятел, амурский тигр и дальневосточный леопард. Исчезают ясень, липа, дуб и кедр. Также вырубка лесов является одной из главных причин увеличения парникового эффекта. Деревья очищают воздух и поглощают углекислый газ, они очень важны в существующих экосистемах, поэтому необходимо защищать леса от уничтожения. Для прекращения вырубки лесов экологи предлагают осуществить инвентаризацию всех ресурсов, отдельно выращивать леса для заготовок и отменить все рубки ухода в защитных лесах. Также можно сделать невыгодными условия экспорта ценной древесины.

Лес страдает от пожаров, от выброса мусора. Поэтому, бывая на пикнике в лесу, покидая его, нужно потушить костер. И забрать мусор с собой, не оставляя его.

1.2 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

Правила нахождения в лесу (лесном массиве) :

1) не разводите костров в лесу или лесном массиве;
2) не поджигайте сухую траву и листья;
3) не рубите деревья и кустарники;
4) не рвите цветы и дикорастущие растения;
5) не истребляйте насекомых, пресмыкающихся и зверей;
6) не разоряйте муравейников, гнёзд и нор лесных обитателей;
7) не уносите из леса найденных птенцов и зверушек;
8) не сорите и не мусорите в лесу;
9) не оставляйте (и не закапывайте в землю) после себя мусор;
10) не заезжайте в лес на автомобильном транспорте;
11) не шумите в лесу.

Правила безопасности в лесу (лесном массиве) :

    не заходите слишком далеко в лес;
    2) не ходите в лес в одиночку, возьмите компаньона, собаку;
    3) имейте при себе запас питьевой воды хотя бы на день;
    4) имейте при себе полностью заряженное средство связи;
    5) оповещайте родных и близких об уходе в лес;
    6) находясь в лесу сообщайте приблизительные координаты;
    7) идите в лес в первой половине дня и уходите до темноты;
    8) не отпускайте в лес престарелых людей и детей одних;
    9) если заблудились в лесу, звоните в МЧС или по номеру 112.

      ОБ ЭТОМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ!

Бумага, брошенная в лесу, должна пролежать минимум 3 года, прежде, чем распадётся на составные компоненты.

Металлическая консервная банка должна по тем же причинам пролежать 15 – 20 лет.

Стеклянные банки и бутылки, брошенные в лесу, особенно если они разбиты, превращаются в линзы, что приводит к самовозгоранию лесной подстилки.

1.4 КАК ЛЕС СВЯЗАН С ЧЕЛОВЕКОМ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понаблюдав за лесом, прочитав информацию в различных источниках, я пришел к выводам:

1. Я считаю, что моя гипотеза о том, что современная жизнь вредит лесу, подтвердилась.

2. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.

3. В наше современное время, когда многие факторы загрязняют природу, а значит и лес, нужно бережнее относиться к лесам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия

    Огнев С.И. «Твоя первая энциклопедия».

    Мельников П.И. «В лесах».

    Петров В.В. «Из жизни зеленого мира».

    Пимон Р.М. «Жизнь леса».

    Интернет:dokladiki.ru

    Интернет:kartravel.ru

    МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ

    Экологический марафон «Земля – планета жизни»

    Природоохранное направление

    Проектно-исследовательская работа

    Ученики 3 класса

    Руководитель:

    Давлетова Венера Асгатовна

    Директор МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» А.М. Рахманов

    МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Изучение специальной литературы, метод обработки результатов.

    МЕСТО И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Россия, Татарстан, Азнакаевский район. Лес

    ВВЕДЕНИЕ

    Эта работа содержит информацию о взаимоотношениях человека и леса.

    Лес – один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т. д.

    Характерная особенность леса заключается в том, что образующие его компоненты связаны между собой и с окружающей средой.

    Лес бывает полон жизни круглый год. Птицы с их звонкими концертами весной, заросли спелой, душистой малины летом, грибные полянки осенью, заячьи следы на белом снегу зимой - все это, а также много столь же прекрасного другого можно найти в лесу. Замечательный русский писатель Михаил Пришвин сказал, что пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват. С точки зрения науки, лес представляет собой особенное творение природы - гармоничное, красивое и многоликое. В нем растут деревья и кустарники, мхи и травы, грибы и лишайники. В лесу обитает большое количество видов животных, начиная от невидимых простым глазом почвенных бактерий, всякого рода землероек, жуков, бабочек и кончая такими гигантами лесной фауны, как кабан, зубр, медведь, лось, а в тропиках еще и слон.

    Но это далеко не всё, что входит в понятие природного сообщества - леса. Важными и незаменимыми составными частями леса как единого сложного организма являются также лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Всё, что есть в лесу живого и мертвого, взаимосвязано друг с другом.

    СКОЛЬКО ЛЕСОВ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?

    В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн. км². Половина этой лесной зоны принадлежит , четвёртая часть расположена в . Площадь леса в России составляет 8,8 млн. км². Россия обладает почти 25% мировых запасов древесины и 50% ценных хвойных лесов мира. Леса нашей планеты очень разные. Прежде всего, их делят на три основные географические лесные зоны - на зону экваториальных лесов, которые растут вдоль экватора, на зону субтропических и тропических лесов, а также на зону лесов умеренных широт. И еще различают основные типы лесов. Их тоже три - хвойные, лиственные, смешанные. Ясно, что смешанные леса получили свое название потому, что в них уживаются и лиственные, и хвойные древесные породы. В свою очередь, лиственные леса делятся на листопадные и на вечнозеленые, т.е. нелистопадные. Вечнозеленые леса являются самыми работоспособными и самыми продуктивными: они производят на Земле 80 процентов кислорода. На долю всех остальных растений, в том числе зеленых водорослей озер, рек, морей и океанов, приходится лишь 20 процентов производимого на планете кислорода. Когда человек приходит летом в березовый лес, он меньше всего думает о том, сколько кислорода производит береза. Но как весело в лесу! Как легко дышится! Людскому глазу милы голубые и желтые цветы, а также темно-серые шляпки подберезовиков на светлой прогалине. В России леса неодинаковы как в разных климатических зонах, так и на различных почвах, на участках с разным микроклиматом и водным режимом. Можно встретить и темный холодный ельник, и светлый лиственничный бор, и могучую дубраву, а можно попасть и в медоносный липняк, и в орехоплодный кедровник или в медно-золотистый сосняк, где лучше всего растут маслята. Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете. В любом лесу деревья, кусты и травы выполняют роль посредника между Солнцем и Землей. Зеленые листья улавливают солнечные лучи, запасают солнечную энергию и производят с ее помощью органические продукты. Главным продуктом зеленого леса является древесина.

    Когда человек топит печку березовыми дровами, он обогревает свой дом солнечным теплом, солнечной энергией, запасенной зелеными листьями березы.

    СКОЛЬКО ЯРУСОВ В ЛЕСУ?

    Все растущие в лесу деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники ученые разделяют на четыре яруса, или на четыре этажа. Растения того или иного яруса объединяют как по росту, так и по их значимости в лесном сообществе. В лесу первым по счету идет верхний ярус - он самый высокий и самый важный. Древесную породу верхнего яруса называют лесообразующей. В сосняке, например, в первом ярусе главенствует сосна - она и является лесообразующей. В липовом лесу господствует липа, в березовом - береза, в дубовом - дуб, в пихтовом - пихта, в лиственничном - лиственница, в ольховом - ольха, в еловом - ель.

    Второй лесной ярус образуют тоже деревья, но эти деревья уже не главные в лесу, а сопутствующие основной породе. Они всегда ниже ростом. В дубраве, например, во втором ярусе можно встретить липу, полевой клен, рябину, иву.

    Третий лесной ярус составляют кустарники. В той же дубраве третий ярус часто образуют ле­щина, жимолость, шиповник, бересклет, калина.

    Четвертый ярус в лесу - это травы, мхи, лишайники, кустарнички. Естественно, возникает вопрос: какая разница между образующими четвертый ярус кустарничками и кустарниками, растущими в третьем ярусе? Разницу определяет в основном высота растений. Кустарнички намного ниже кустарников. Кустарники достигают в высоту иногда шести метров, изредка - восьми, а кустарнички поднимаются над землей всего на пять, десять, двадцать сантиметров, изредка - на шестьдесят. Среди кустарничков есть, например, линнея северная, которая всегда стелется по земле, никогда не поднимаясь вверх. Однако стебли у всех кустарников одревесневшие - в этом их главное сходство с кустарниками. В лесах России не так уж много видов кустарничков, их можно пересчитать по пальцам. Среди них черника, клюква, брусника, вереск, толокнянка, багульник. Все они малы ростом, но довольно часто образуют густые заросли, особенно если в лесу имеются прогалины.

    ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОВ

    Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

    Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)

    Источник энергии (дрова)

    Строительный материал

    Сырьё для производства (производство бумаги)

    Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

    В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений, почти 200 видов съедобных, имеющих большую ценность как лекарственное и техническое сырье.

    Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники.

    Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.

    Кроме того, леса – это здравницы и места отдыха, ресурс культуры и науки, украшение ландшафта, источники радости и здоровья, эстетического и экологического воспитания.

    Леса играют большую роль в круговороте воды. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Леса испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха. Вырубка лесов обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. В народе давно существуют выражения «Леса – хранители вод», «Леса – рождают реки», «Где лес – там и вода, где вода – там и жизнь» и т. п.

    Почвозащитное значение лесов. Леса резко уменьшают поверхностный сток. Этим они препятствуют смыву и размыву почв грунтовыми, талыми и дождевыми водами, выступают в качестве важного почвозащитного фактора. Лес – надежный защитник почв от выдувания; он закрепляет подвижные пески. Наибольший опыт в этом отношении накоплен в сельском хозяйстве, где лесные полосы используются для защиты почв и посевов. Летом лесные насаждения не только защищают окружающие поля от суховеев, но постепенно отдают им накопленную зимой и весной влагу через грунтовые воды и внутрипочвенный сток.

    Густая сеть лесных полос может создавать углеродное значение лесов. Основные надежды по выводу избытка углерода из атмосферы и тем самым решению проблемы парникового эффекта люди связывают с лесами. Известно, что 1 га леса за год поглощает 6-7 т углекислого газа и выделяется 5-6 т кислорода.

    Воздухоочистительные функции лесов. Лес, образно говоря, - это легкие планеты. Деревья являются той зеленой фабрикой, которая восстанавливает живительную силу отработанного воздуха. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны удалять из воздуха другие посторонние вещества. Лес – превосходный биологический фильтр воздуха. Он улавливает из загрязненной атмосферы озон, цементную пыль, сажу, свинец, окислы азота и другие «продукты цивилизации», оказавшиеся по недосмотру или несовершенству промышленной технологии а атмосфере. В последующем токсиканты попадают в почву либо с опадающими листьями, либо другими путями. Имеются данные, что 1 кг листьев может поглощать за сезон до 50-70 г сернистого газа, 40-50г хлора и 15-20мг свинца. Уникальные фильтрующие свойства деревьев заключаются в их способности притягивать мельчайшие, взвешенные в воздухе твёрдые частицы. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы, оздоровляют воздух. В определённых дозах фитонциды благотворно влияют на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Фитонциды обладают и ценнейшими профилактическими свойствами. Многие из них оказались непримиримыми врагами возбудителей инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов их намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м воздуха в кедровом лесу содержится до 700 микроорганизмов. Как утверждают учёные, лес создаёт над собой зоны концентрации влаги, и над ним выпадает осадков на 9 – 30% больше, чем над безлесной территорией. Эти осадки смывают промышленную пыль.

    Климатическое и метеорологическое значение лесов. Леса оказывают существенное влияние на метеорологические факторы. Они воздействуют на атмосферные явления и тем самым создают свою специфическую среду. Ее обычно рассматривают как микроклимат, экоклимат и фитоклимат. Изменение метеорологических параметров распространяется и за пределы леса. На этом свойстве основывается использование лесов (чаще всего лесных полос) для защиты почв, посевов, дорог, населенных пунктов и т. п.

    КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСА?

    Лесные пожары. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на многие процессы жизни леса. При лесных пожарах повреждается или полностью уничтожается растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. В связи с этим утрачивается источник получения древесины и резко снижаются водоохранно-защитные и санитарно-гигиенические свойства леса. Пожары уничтожают гнезда птиц и местообитания зверей, способствуют размножению вредных насекомых. Одной из причин увеличения лесных пожаров является резкое увеличение числа людей, выезжающих в лес для отдыха. Случаи возгораний в лесу являются следствием неосторожного и неумелого обращения с огнем. Так же пожары могут возникнуть от самовозгорания торфа, иногда от молний. Мировая статистика показывает, что около 97% всех лесных пожаров возникает по вине людей. Отсюда борьба с лесными пожарами остается одной из важнейших государственных задач.

    Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники, траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает ломкие лесные травы.

    С уплотнением почвы деградирует состояние древесно-кустарниковой растительности, ухудшается питание деревьев, так как на высоких вытоптанных участках почва становится суше, а на пониженных – переувлажняется. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их рост и развитие. Заметно уменьшается ежегодный прирост, особенно хвойных деревьев. Молодая хвоя у них становится короче. Уплотнение почвы нарушает ее структуру и снижает пористость, ухудшает условия жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.

    Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление ряда видов растений. Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Шум отпугивает птиц и млекопитающих, мешает им нормально растить потомство. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствуют заражению деревьев насекомыми-вредителями. Наблюдения ученых показали, что гектар леса сравнительно легко переносит присутствие 1-3 человек в сутки. Пребывание 4-10 человек уже сказывается на окружающей среде. В первую очередь начинают страдать почвенный покров и молодняк деревьев.

    При увеличении числа посетителей на лесном гектаре до 16-20 человек в сутки почва уплотняется настолько, что у деревьев сохнут вершины. При таких перегрузках из леса уходят звери, и лесные птицы перестают гнездиться.

    Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.

    Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители. В лесах на склонах гор выпас вызывает смыв почвы (эрозию). Для исправления ситуации выпас в лесах прекращают. Скот обеспечивают кормом на сенокосах и пастбищах, продуктивность которых повышают использованием специальных приемов улучшения лугов: 1 га улучшенного луга в лесной зоне дает столько же корма скоту, сколько дают 20 га леса.

    Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригородном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.

    МЕРЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСА

    Польза лесов для человека не рассматривается узко – только как источник материального богатства. Каждому здравомыслящему человеку двадцатого столетия понятно, что в наш век высокоразвитой промышленности лес необходим для отдыха и как источник новых душевных и физических сил. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, охраняемые законом.

    Что необходимо сделать, чтобы восстановить леса?

    Благоустроить места массового отдыха людей

      Не мусорить

      Сажать цветы и деревья

      Создать места для разжигания костров

      Установить мусоросборники и аншлаги–указатели

      Огородить имеющиеся муравейники

      Информирование населения

      Нарисовать противопожарные листовки, сделать стенды

    ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ РТ

    РТ относится к малолесным регионам России, лесистость составляет 17,4% (оптимальное значение доли земель для данной зоны 25%). На одного жителя республики приходится 0,3 га лесной площади, тогда как в среднем по РФ этот показатель равен 5,3 га.

    На территории РТ действуют 30 лесничеств, в состав которых входит 124 участковых лесничества. Они выполняют комплекс работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины. осуществляют Существенное повышение эффективности и объемов использования лесов, совершенствование арендных отношений, развитие объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвестиций в лесной сектор является основной задачей в сфере лесных отношений.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО ФОНДА РТ

    Главная ценность лесов РТ заключается в их экологических функциях, от которых зависит состояние других компонентов природного комплекса – воды, почвы, атмосферы.

    Леса РТ расположены в двух лесорастительных зонах: зоне смешанных лесов и лесостепной зоне, поэтому для них характерны как таежные, так и степные виды растительности и животных. Здесь проходит южная граница естественного распространения ели и пихты, северная граница дуба и северо-восточная граница ясеня. Леса находятся в ведении следующих органов:

    Распределение площадей и запасов насаждений по Азнакаевскому лесничеству

    2010

    2011

    Общая площадь, тыс. га

    44,4

    36,74

    в том числе покрытая лесной растительностью, тыс. га

    40,1

    33.6

    Запас, млн. м3

    6,08

    Во время засухи 2010 года в Азнакаевском районе погибло 12 тыс. га леса.

    Лесной фонд отнесен к защитным и эксплуатационным лесам. Защитные леса, выполняющие средозащитные функции составляют 538,0 тыс. га, эксплуатационные леса – 688,4 тыс. га. ООПТ выделены и взяты под охрану на площади 13,4 тыс. га, в их числе 38 лесных памятников природы и природных заказников республиканского значения, два федерального значения леса Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника и Национального парка «Нижняя Кама».

    Зеленые зоны выделены вокруг 22 городских и сельских поселений на площади 132,9 тыс. га. Эти леса выполняют рекреационные функции. С увеличением количества автотранспорта у населения городов в последние годы интенсивно осваиваются для рекреации леса Пригородного, Зеленодольского, Нижнекамского, Елабужского, Приволжского, Лаишевского и др. лесхозов. По группам пород лесной фонд характеризуется следующими показателями:

    Площади, занятые хвойными насаждениями, составляют 271,1 тыс. га;

    Твердолиственными насаждениями – 191,3 тыс. га;

    Мягколиственными – 669,9 тыс. га;

    Кустарниками – 7,0 тыс. га.

    4.2. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ В РТ

    Учитывая важность лесохозяйственного производства в РТ проводились работы по увеличению площади лесных насаждений, улучшению породного и качественного состава лесного фонда, повышения защитных функций лесов. Объемы работ по лесовосстановлению выполнены на площади 1916,0 га, в т.ч. с посадкой защитных лесных насаждений на площади 1567,0 га и методами содействия естественному возобновлению леса на 330,0 га на землях лесного фонда. Подготовка почвы под лесные культуры. выполнена на площади 1869, га (план - 1869 га). В 2010 г. при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова и Правительства РТ заложены защитные лесные насаждения на площади 1195,3 га на землях сельхозназначения. В 2011 году планируется этот объем посадок удвоился. В лесах, выполняющих водоохранные, рекреационные и защитные функции, исключенных из расчета главного пользования, в целях омоложения перестойных лесов в 2010 г. проведены постепенно-выборочные рубки. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки проведены в 2010 г. на площади 19,4 тыс. га. Общий запас заготовленной при этом древесины составил 511,5 тыс. м3, заготовлено ликвидной древесины 354,8 тыс. м3. Рубки ухода в молодняках проведены на площади 8,7 га.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мы считаем, что при посещении зеленого дома зверей и птиц нужно уметь вести себя в нем так, чтобы стать настоящим другом и покровителем природы, а не ее разрушителем.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Правила поведения в лесу:

    Не оставляй мусор в лесу!

    Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.

    Соблюдай в лесу тишину!

    Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка являются факторами беспокойства для лесных обитателей, и они могут покинуть свои дома

    Не разжигай в лесу костёр!

    На кострище несколько лет не растёт трава. К тому же костёр может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть растения и животные.

    В лесу ходи только по организованным тропинкам!

    Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.

    Не трогай птичьи гнёзда!

    Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Побеспокоенная птица может бросить гнездо, и тогда птенцы погибнут.

    Не рви в лесу цветы!

    Любуйся их красотами или фотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.

    Не разрушай муравейники!

    Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса. Они сдерживают численность насекомых – вредителей леса.

    ЛИТЕРАТУРА

    «Из жизни леса» И.Н. Балбышев, стр.3-5, 152-161, 164-167, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990

    «Общая, социальная, прикладная экология» учебное пособие Н.А. Воронков, стр.242, 247-255, М.: РАНДЕВУ-АМ, АГАР, 1999

    «Экология России» учебное пособие Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, стр. 90-94, М.: АО МДС, ЮНИСАМ, 1995

    «Общий обзор» В.С. Варламов, М.Ф. Грин, стр. 123-125, М.: МЫСЛЬ, 1992

    «Иллюстрированная энциклопедия лесов» Ян Еник, стр. 11-16, 415-419, Прага: АРТИЯ, 1997

    «Экология, окружающая среда и человек» Ю.В. Новиков, стр.240-260, М.: ЮНИТИ, 1998

    «География» энциклопедия К.Варли, Л.Майлз, стр.70,М.: РОСМЕН, 1995

    «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010

    МБОУ «Вышинская СОШ»
    Исследовательская работа
    на тему:
    «Лес ­ наше богатство!»
    Выполнила: Чигирь Вика,
    ученица 5 класса
    Руководитель: Лазарева Н.Е.,
    учитель географии
    1

    2015­2016
    Оглавление
    1.Введение…………………………………………………………………….3
    1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................3­5
    1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
    2. Исследование в моём селе………………………………………………….5­9
    2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
    леса………………………………………………….…………………………….4
    2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
    2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
    3. Результаты и выводы …………………………………………………7­9
    4. Заключение …………………………………………………………………….…9
    5. Использованные источники ………………………………………………….9­10
    2

    Леса занимают большую часть территории Зубово­Полянского района.
    Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
    неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
    территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
    Родины.
    Цель работы:
    Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
    уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
    принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
    чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
    Задачи:
    1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
    2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
    лесничества и их масштабы.
    3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
    охраны лесных массивов.
    Актуальность работы:
    Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
    сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
    охране леса на территории села и его восстановлении.
    Методы исследования:
    ­Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
    ­Социологический (опрос специалистов);
    ­Картографическое исследование (изучение географического положения
    лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
    ­Составление схемы «Значение леса».
    3

    Сроки исследования:
    ­Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
    Результаты исследования
    Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
    Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
    пользоваться им неумело и нерационально.
    1. Введение
    1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
    Охрана леса ­ это насущная проблема современности, к которой никто не
    должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
    зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
    животных от исчезновения.
    Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
    Лес, как известно, ­ это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
    растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
    просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
    является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
    грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
    свойствами.
    Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
    диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
    находиться на лоне природы ­ истинное удовольствие для глаз и для души.
    Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
    страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
    1.2. Роль и значение лесов.
    4

    1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
    водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
    от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
    естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
    недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
    минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
    освобождаются от вредных твердых примесей.
    2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
    поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
    хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
    этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
    являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
    представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
    промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
    здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
    способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
    3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
    вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
    меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
    приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
    использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
    мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
    древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
    многих товаров потребления, необходимых для человека.
    4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
    стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
    насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
    дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
    5

    лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
    огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
    самочувствия.
    2. Исследование в моём селе
    2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
    охраны лесов
    В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
    территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
    опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
    необходимые статистические и картографические данные.
    Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
    расположено в юго­западной части Республики Мордовия, на территории
    Зубово­Полянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
    Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
    проходит смежно с Зубово­Полянским территориальным лесничеством.
    В приложении 1 показано местоположение Вышинского
    территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
    Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
    Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
    составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
    Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
    приведены в таблице 1.
    Структура Вышинского территориального лесничества
    №№
    п.п.
    Наименование
    участковых
    Административный
    район
    Общая
    площадь,
    Таблица 1
    6

    лесничеств
    2
    (муниципальное
    образование)
    3
    Известковское
    Зубово­Полянский
    Вышинское
    Зубово­Полянский
    Ширингушское
    Зубово­Полянский
    1
    1.
    2.
    3.
    Всего по лесничеству
    Зубово­Полянский
    Всего:
    га
    4
    22405
    17384
    16002
    55791
    55791
    Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
    земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
    уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
    Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
    они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
    ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
    лесовосстановлением,
    которое осуществляется в целях восстановления
    вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
    обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
    разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
    проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
    лесовосстановления землях.
    Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
    лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
    растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
    школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
    их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
    2.2. Охраняемые природные территории.

    Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального

    лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
    особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
    которым относятся:
     «Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
    одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
    сосны черной (возраст 80­100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
    кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
     «Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
    памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
    лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
    границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
    занимает площадь 0,4 га.
     «Сосновая роща» ­ участок соснового леса, имеющий рекреационное
    значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
    выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
     «Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
    сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
    типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
    площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
    48, квартала 107 выделов 1­17 Вышинского участкового лесничества.
    2.3. Проблема пожаров.

    Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
    уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
    8

    Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания по­прежнему

    происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
    местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
    дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
    Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
    людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
    Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
    Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010­ом пожароопасном году было
    зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
    годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
    уничтожено 0,5 га леса.
    3. Результаты и выводы
    Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
    важных факторов:
    1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
    2. Леса влияют на климат Земли.
    3.
    Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
    деятельности.
    4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
    организм.
    Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
    людей",

    МОУ Покрово-Пригородная

    средняя общеобразовательная школа

    Тамбовского района Тамбовской области

    Экологический проект

    Тема: «Войди в лес другом».

    Спонсоры: колхоз - племзавод

    им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.

    НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж

    Президент кружка: Волобуев Никита.

    Руководители:

    Бабаев Игорь Борисович

    Федоровых Тамара Николаевна

    Покрово - Пригородное

    Войди в лес другом.

    Из опыта проведения урока похода.

    Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».

    «Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде.

    И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не

    поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»

    М. М. Пришвин

    1. План работы:

    1.Задачи урока-похода.

    3. Маршруты.

    4.Ход урока-похода.

    5.Практическая направленность.

    6.Подведение итогов.

    7. Литература.

    8. Дополнительный материал для учителя.

    Цель:

    активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.

    формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.

    Задачи :

    Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

    Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;

    Осознание детьми «принципа Эко - Я», то есть себя, как части живой природы;

    Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.

    Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.

    Уроки - походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки - походы проходят посезонно:

    Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» (9 класс), зимние: «Жизнь леса зимой».

    Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» - 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.

    Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача - услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».

    Программа проведения интегрированных уроков-походов

    (экология, география)

    «Экосистемы Тамбовской области»

    Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.

    Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение.

    Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе.

    Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу.

    Зимние явления в жизни растений и животных.

    Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение.

    Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему.

    Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему.

    Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию.

    Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы.

    Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию

    Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке.

    Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.

    Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.

    В нашей школе уроки - походы,часто интегрированные уроки биологии и географии.

    При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.

    С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.

    Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 - зимой; весной и осенью до 18.00.

    Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.

    Первый маршрут протяженностью - 7 километров, второй маршрут - 10 километров, третий маршрут - 8 километров.

    Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом - привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.

    В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах - проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.

    Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя - инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.

    На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.

    По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.

    Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются, играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам, в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития, проходит у костра,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.

    В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут, где продолжается работа по программе инструкционных карт.Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов - это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.

    Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней, ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества, формирует духовное богатство.

    Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.

    Ход урока - похода:

    Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

    Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории,с особенностями растений и животных,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью .

    3.Самостоятельная работа учащихся:

    Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.

    Задание 1:

    1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,

    какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом).

    2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

    Задание 2:

    Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?

    Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.

    Задание 3:

    1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.

    Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.

    2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

    Задание 4

    1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

    2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

    Задание 5

    Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.

    Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.

    Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».

    Задание на дом.

    Оформить творческую работу - отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.

Похожие статьи