Когда и чем особо опасны медведи? Опасность бурого медведя. Медведь-людоед. Чем опасен медведь-шатун? Медведи в дикой природе Самый большой гризли

Презентация на тему "Творчество Жозефа Рони-Старшего" по литературе в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников 5 класса познакомить учащихся с биографией Ж. Рони-Старшего, с произведением Ж. Рони- Старшего «Борьба за огонь». Автор презентации: учитель Тетерко Ю. А.

Фрагменты из презентации

Французский писатель Жозеф Рони-Старший (1856-1940)

Жозеф Анри Рони-старший - это псевдоним французского писателя Жозефа Анри Бёкса. Писатель творил свои произведения вместе с младшим братом Серафеном Жюстеном Франсуа, взявшим позднее псевдоним Рони-младший.

Произведения писателя:

  • 1887г- «Ксипехузы», «Манифест пяти»
  • 1892г- «Вамирэх»
  • 1896г- «Эйримах»
  • 1908г- «Смерть Земли»
  • 1909г– «Борьба за огонь»
  • 1920г-«Гигантская кошка»
  • 1930г -«Хельевор с Голубой реки»
  • 1917г- «Загадка драгоценного камня»
  • 1922г - «Удивительное путешествие Гертона Айронкастля»
  • 1924г - «Сверхъестественный убийца»
  • 1927г - «Навигаторы бесконечности»
  • 1934г - «Спутники Вселенной»
  • 1935г - «Вампир Бетнал Грина»

Главным направлением творчества писателя оставалась научная фантастика - разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев

Жозеф Рони-Старший

  • награжден Орденом Почётного Легиона (1897г.), с 1926 года стал президентом Гонкуровской академии.
  • с 1980 года во Франции вручается премия Жозефа Рони-Старшего за лучшее произведение в жанре научной фантастики по двум номинациям - роман и новелла.

«Борьба за огонь»

  • Ваши впечатления от повести.
  • Краткое изложение повести.
  • Чем был опасен именно серый медведь?
  • Благодаря чему юношам удалось одержать победу над сильным и опасным хищником?
  • Опишите повадки, движения Нао. О каких качествах юноши они говорят?
  • Выделите в тексте отрывок о поединке и подготовьтесь к выразительному чтению фрагмента

В русских сказках и мультфильмах медведь часто выступает добродушным и безобидным зверем, не способным причинить человеку вред. Однако в реальной жизни бывает множество ситуаций, когда опасен медведь и людям от него следует держаться подальше. Отправляясь в лес, нужно знать, чем опасен медведь и как вести себя при встрече с ним. Эти знания помогут человеку остаться живым и невредимым после столкновения с животным.

Бурый медведь - это крупный хищный зверь из рода млекопитающих. В естественных условиях он отдаёт предпочтение как растительной пище (орехам, ягодам, корешкам, травам, жёлудям), так и животной (грызунам, лягушкам, червям, ящерицам). Помимо этого медведь является большим любителем мёда и рыбы. Будучи сильно голодным, он может напасть на домашний скот.

Медведи - хищники осторожные и встреч с человеком стараются избегать. Но, несмотря на это, ежегодно в нашей стране сотни людей оказываются покалеченными, загрызенными или разорванными этими лютыми обитателями лесов. Проявить агрессию к человеку медведь может по разным причинам. Чаще всего он нападает в ситуациях, когда ему предстоит защищать себя, своих детёнышей или добычу от охотников. Помимо этого медведь становится агрессивным при ранении, попадании в ловушку, болезни, во время гона или шатания, будучи сильно голодным или разозлённым. Опасность для человека представляют не только дикие, но и прирученные звери. Случаев, когда жертвой животного становится человек, который его регулярно подкармливает, не так уж и редки.

Взрослые медведи отличаются невероятной силой. Ударом лапы они способны уложить на землю корову, а затем с лёгкостью утащить её с собой в лес. Не составит для хищника особой трудности вытащить из водоёма тушу лося или другого крупного животного. Крепкие зубы медведя перекусывают даже самую толстую кость, а его когти способны вспороть черепную коробку своей жертвы. Убежать от разъярённого хищника очень сложно, так как на небольших расстояниях он способен развить скорость до 60 километров в час и в считанные секунды настигнуть человека.

Агрессию чаще всего проявляют молодые и полные сил медведи. Старые звери из-за слабости, болезней и давних ранений стараются не нападать на людей, а ищут себе более лёгкую добычу.

Не во всех регионах бурые медведи одинаково агрессивны. Самыми опасными считаются животные, обитающие на японском острове Хоккайдо. Местное население страдает от их нападений практически ежедневно. Только немного уступают им по злости бурые медведи, населяющие леса Дальнего Востока, Южной Бурятии и Восточной Сибири. Менее агрессивны звери, живущие в европейской части РФ, а также в Беларуси, Средней Азии, Карпатах и на Кавказе. Но миролюбие хищников - понятие относительное, поэтому встреч с ними нужно избегать даже в тех регионах, где они редко нападают на людей.

Чаще всего в лапы к бурым медведям попадают люди, не знакомые с их наступательными и оборонительными повадками. Изучив привычки этого лесного хищника и правила поведения человека при встрече с ним, можно избежать печальной участи стать добычей животного.

Когда опасны медведи менее всего? Ответ очевиден: поздней осенью и зимой, так как в октябре-ноябре они впадают в зимнюю спячку, длящуюся до апреля. Однако в холодную пору года в лесу можно наткнуться на медведя-шатуна - зверя, который не смог накопить к зиме подкожный жир и не залёг в берлогу. Такие хищники отличаются повышенной агрессивностью и ради добычи пищи набрасываются на всё, что попадается им на пути. Медведи-шатуны при передвижении заметно пошатываются из одной стороны в другую (отсюда они и получили своё название), имеют изнемождённый и весьма потрёпанный вид. Но, несмотря на внешнюю слабость, они отличаются небывалой силой, а голод придаёт им особую агрессию. Нередко шатуны в поисках пропитания появляются вблизи человеческого жилья, нападают на домашний скот и людей. Чаще всего они встречаются на Дальнем Востоке и в Сибири. Определить, есть ли поблизости медведь-шатун, несложно. Для этого нужно внимательно осмотреть снежное покрытие в лесу. Если на его поверхности будут замечены медвежьи следы, тогда очевидно, что где-то поблизости бродит шатун и находиться в лесной зоне небезопасно.

Особую опасность для человека медведи представляют в апреле. Пробудившись после зимней спячки, они выходят из берлог в поисках еды. Так как найти пищу в это время года им крайне сложно, они постоянно пребывают в голодном состоянии, отчего становятся особо агрессивными и способны наброситься на повстречавшегося им на пути человека. Увидев ранней весной на снегу свежие следы медведя, охотнику лучше не ходить вглубь леса, не имея надёжного оружия и опытного компаньона.

В весенние месяцы особую опасность для людей представляют медведицы с детёнышами. Чем младше медвежата, тем злее их мать, поэтому вставать у неё на пути не стоит. По мере взросления детёнышей агрессивность медведицы снижается. Наиболее миролюбивы медведи осенью, когда в лесах много кедровых орехов, ягод, кореньев и прочей пищи. Сытый зверь может напасть на человека только защищая себя или свою добычу, а также при ранении или попадании в капкан.

Ночью медведь спит, поэтому встретить его в это время суток практически невозможно. Наиболее высокая вероятность наткнуться на хищника с утра, когда он после пробуждения выходит на поиски пропитания.

При встрече с медведем важно разобраться в том, насколько агрессивно он настроен. Становясь на задние лапы, зверь пытается припугнуть человека, а значит, нападать вряд ли решится. Также для устрашения путника он может прохаживаться из стороны в сторону, бросать на него косые взгляды, рычать. Если же медведь готов кинуться на человека, он перестаёт рычать, прижимает к голове уши и приподнимает на загривке мех.

Зная, чем опасен медведь, люди с давних времён стараются избегать с ним случайных встреч. Бурые медведи относятся к числу особо опасных хищников, способных за считанные секунды покалечить или разорвать свою жертву, поэтому прежде, чем отправляться на охоту в лес, человеку следует изучить их повадки и привычки.

5 класс

Урок № 65.

Тема. Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

Цель:

    познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Ж.Рони-Старшего; выявить гуманистическую идею отрывка из повести «Борьба за огонь»;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа; работы с иллюстрациями;

    воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Знакомство с некоторыми фактами биографии Ж.Рони-Старшего.

2.1.Вступительное слово учителя.

Известный французский писатель Жозеф Рони-Старший (1856-1940) увлекался загадками человеческой психики, писал о межпланетных путешествиях (именно ему принадлежит приоритет в изобретении термина «астронавтика»). Главным направлением его творчества была научная фантастика. Он стоял у истока романа катастроф. Кроме того, им были написаны такие фантастические произведения, как «Загадка драгоценного камня» (1917), «Спутники Вселенной» (1934).

2.2.Пересказ статьи учебника о Рони-Старшем.

2.3.Вопросы учащихся по статье (реализация домашнего задания).

3.Анализ глав повести, помещённых в учебнике.

3.1.Вступительное слово учителя.

С точки зрения современной науки повесть «Борьба за огонь» не соответствует представлениям о той древней эпохе. Но писатель в художественном произведении волен смещать некоторые понятия во имя основной идеи. Ж.Рони-Старший, обращаясь к периоду, настолько отдалённому от нас, что трудно установить точные детали быта, нравов, уровня умственного развития первобытного человека, показывает одновременно людей разных племён, находящихся на разных стадиях развития.

Писатель стремился на одном отрезке времени показать эволюцию человека. Отдалённость эпохи давала волю фантазии художника. Он наделял своих первобытных людей чувствами современного человека (только в более примитивном виде), что позволяло ему рисовать увлекательную картину далёкого прошлого.

В центре повести «Борьба за огонь» драматическая история: племя уламров осталось без огня. Добывать его они не умеют – могли только хранить его. Вражеское племя уничтожило огонь, и нужно во имя сохранения племени добыть его где угодно. Юноша Нао, самый сильный в этом племени, вызвался достать огонь. В награду ему обещали дочь вождя. У Нао есть соперник, который тоже обещает добыть огонь. Они идут в разные стороны. Для племени не имеет значения, кто из них принесёт огонь, важен сам по себе источник жизни и силы человека, защитник от диких зверей и страшного мира, который их окружает.

На своём пути Нао встречает племена, находящиеся на разной стадии развития. Необыкновенно поэтично и в то же время драматично и захватывающе описывается природа.

3.2.Пересказ учащимися главы третьей «В логове медведя» из части первой по составленному дома цитатному плану.

Чем был опасен именно серый медведь?

С помощью каких изобразительных средств рисуется образ серого медведя?

Благодаря чему юношам удалось одержать победу над сильным и опасным хищником? О каких качествах Нао свидетельствует схватка с медведем?

Автор подчёркивает, что главным качеством людей в те времена было чувство самосохранения. Господствовали первобытные инстинкты, которые люди не умели и не стремились обуздать. Сила – единственное, что давало преимущество над другими. На этом фоне показано развитие благородных чувств и стремлений Нао, стремящегося защитить более слабых товарищей.

3.3. Пересказ учащимися главы первой «Пепел» из части второй по составленному дома цитатному плану.

Какой фрагмент главы свидетельствует о том, что для Нао битва за огонь является смыслом жизни?

3.4. Пересказ учащимися главы пятой «Битва за огонь» из части второй по составленному дома цитатному плану.

Рассмотрите иллюстрации Л.П.Дурасова в учебнике. Какие детали, подчёркнутые художником, свидетельствуют о накале страстей в эпизодах сражения с медведем и Кзамом за огонь?

Полные динамики позы героев свидетельствуют о готовности сражаться до конца, решительности, бесстрашии. Идёт тяжёлая борьба за существование, в которой победит сильнейший. Она требует напряжения душевных и физических сил. Предельный накал страстей ощущается в выражении лиц героев, передан в очертаниях фигур.

III. Подведение итогов урока.

Выразительно прочитайте отрывок от слов «Двое из его врагов были мертвы…» до слов «Он не чувствовал никакой ненависти к поверженным врагам». Как характеризует юношу-победителя его отношение к побеждённому и поверженному врагу? Какая фраза в этом отрывке является самой важной? Почему?

«И вдруг какое-то странное, не понятное ему самому отвращение овладело сыном Леопарда при мысли, что ещё одна жизнь сейчас угаснет».

Фраза говорит о том, что, несмотря на суровые законы борьбы за существование, человеческое в человеке побеждает. Нао смел, решителен, исполнен ненависти к сильному врагу, но он не может расправиться со слабыми.

IV. Домашнее задание.

3.Составить цитатный план рассказа.

4.Инд.задания. Подготовить сообщения о Д.Лондоне:

- «Увлечение чтением»;

- «Джек Лондон на Аляске».

Ученые-экологи "обрадовали" нас открытием: из-за сильного загрязнения северной части матушки России белые медведи (а они еще иногда в этих местах встречаются) начали менять окраску и┘ свой пол. У нескольких медведиц ученые обнаружили наличие мужских половых органов. Чем это грозит популяции арктических косолапых? Полным исчезновением вида? Или чем-то пострашнее?

Экологическая катастрофа захлестнула Арктику. Хотя почти 10 лет назад был создан Арктический заповедник, ни птицам, ни рыбам, ни зверям его создание ничего не дало. Бесконтрольное вмешательство людей в природу, использование в сельском хозяйстве и других отраслях таких опасных и стойких органических веществ, как ДДТ и гексахлорбензон, приводят к необратимым экологическим последствиям. Экологи объясняют, почему именно для Арктики это особенно опасно. В этих холодных местах естественное разложение органических веществ происходит очень долго, а птицы и звери имеют много жировой ткани, в которой медленно, но верно накапливаются стойкие органические загрязнители.

Помимо этого Арктику заполонили газовики и нефтяники. И сегодня земля у многих буровых черная от нефти. По территории региона протянуты тысячи километров проржавевших и прохудившихся труб. Ежедневные протечки составляют сотни тысяч тонн. Если взять пробы воздуха, то можно обнаружить не только присутствие сернистого газа, но и хлор, фенол и формальдегид. Белая Арктика постепенно становится черной. Кстати, ученые отмечают такой прискорбный факт: шерсть белого медведя уже даже не бывает кремовой. Все чаще она у него или грязно-серой или бурой расцветки. Все это - последствия загрязнения окружающей среды.

Белый медведь давным-давно внесен в Международную Красную книгу. Общая численность белого исполина составляет 18-20 тысяч на всю планету. В СССР уже к 1956 году был полностью запрещен отстрел медведей, но разрешен ограниченный лицензионный отлов живых медвежат. На острове Врангеля - а это был один из крупнейших "домов" размножения белого медведя - в 1960 г. открылся заказник. Через 15 лет он преобразовался в государственный заповедник. В 1975 г. вступило в силу Международное соглашение по охране белых медведей, которое подписали СССР, США, Канада, Дания и Норвегия. Оно предусматривало полный запрет добычи белого медведя в Арктике как в коммерческих целях, так и для спортивной охоты. Но допускало добычу зверя в научных целях, только без использования вертолетов, самолетов и морских судов. Соглашение обговаривало также проведение научных исследований и обмен их результатами. Еще международная общественность высказалась за то, что надо следить за загрязнением природной среды Арктики и осуществлять согласованные международные мероприятия по охране вида. Но то ли они опоздали, то ли не доглядели┘ Белый мишка попал в беду.

Этот хищник, кстати, самый крупный хищный зверь планеты, - рассказывает ученый-эколог Дмитрий Доля из экологического фонда "Гармоничное развитие". - Длина его туловища почти 3 метра, в холке он может достигать 1,5 метра. Самцы могут весить до 1000 кг. Клыки у белого медведя имеют длину 5 см, а когти - 6 см. У нас он встречается в акватории Карского и Баренцева морей. Область питания у белого медведя совпадает с дрейфующими и припайными морскими льдами, где они охотятся на тюленей и морских зайцев. Обычно свою добычу мишка караулит прямо возле лунки. Как только тюлень всплывает, медведь бьет его по голове своей мощной лапой и выволакивает на льдину. Не брезгует топтыгин и падалью. А еще белый медведь - знатный рыболов. Он заходит в устье реки, когда лососевые направляются из моря вверх по течению для икрометания, и ударом передней лапы приводит в бесчувственное состояние подвернувшуюся рыбину.

Белый медведь и в более благополучные для себя времена имел, в общем-то, низкий потенциал размножения. Самка белого медведя впервые может принести потомство в возрасте 5-8 лет. Она, если так можно сказать, - ленивая мамаша. Рожает один раз в три года. И обычно имеет в помете одного, реже двух детенышей. При рождении медвежонок весит всего-то полкилограмма. Рождается он слепым. Но уже через 60 дней спокойно набирает 10-12 кг. Сегодня смертность среди медвежат очень высокая - до 40%. Падение численности белого медведя экологи связывают в первую очередь с отравлениями пестицидами и сильным загрязнением воды нефтью, которую в том числе добывают и на шельфах, активно "помогают" и браконьеры.

Но если с браконьерами можно хоть как-то бороться, то что можно сделать с отравлением воды и воздуха, остается непонятно. И каких сюрпризов теперь ждать человечеству от медведей-мутантов? Не сажать же белых мишек поголовно в клетки городских зоопарков? А на воле их сегодня у нас в стране осталось меньше 5 тысяч.

Похожие статьи