Дачная история. Дача как зеркало русской жизни. Этапы развития дачного движения
Я хорошо помню бабушкины «шесть соток» с крохотным одноэтажным домиком без признаков забора (членам советского садового товарищества не полагалось пестовать частнособственнические настроения). Буквально каждый сантиметр земли, не считая нескольких дорожек и дощатого туалета, были засажены и окультурены. Мы с братом, присылаемые к бабушке на лето, разумеется, тоже должны были пропалывать грядки и собирать фрукты и ягоды. И никаких «не хочу»! Гулять можно было только после «трудового десанта». Впрочем, и соседские ребята жили по тем же правилам, так что до обеда улица пустовала. И ни у кого не возникало мысли, что может быть по-другому. Точно так же выросла моя мама, которая и до сих пор любит копаться в земле. А мои собственные дети, живущие круглый год в просторном коттедже, с садом и огородом под окнами детской, не очень-то рвутся в «поле». Они дачники третьего тысячелетия, как и герои самых последних страниц книги Евгении Гюнтер «На дачу! История загородной жизни». Почему такое разное отношение к жизни на природе у разных поколений горожан? Этот вопрос возник практически сразу, как только мы начали читать.
Наверное, если бы эта книга была сборником забавных историй, рецептов и хозяйственных советов, детям сложно было бы разобраться с этим самим, без подсказки взрослых. Но Евгения Гюнтер задала именно исторический вектор развития «дачной» темы. И мои читатели шести и девяти лет не только моментально заметили, что дачная жизнь за сто последних лет претерпела существенные изменения, но и почувствовали, что именно трагический ход отечественной истории в XX веке оказал очень серьезное влияние на изначально мирный и уютный дачный мирок.
В коротких рассказах перед читателем открывается панорама дачной повседневности с ее милыми подробностями, причем автор выбирает для каждого десятилетия свои характерные, запоминающиеся детали. Домашние спектакли, дачные балы в белых платьях и парусиновых пиджаках, утренние крики разносчиков молока и вечерние прогулки на станцию, чтобы встречать папу «со службы» ‒ это дореволюционные 1900‒1910-е годы прошлого столетия. Ведомственные дачи ответственных советских работников, гамаки и кресла-качалки на дачах советской интеллигенции, крохотные подсобные хозяйства рабочих, засаженные картошкой, - так выглядит загородный мир 30 х годов. Вот когда, оказывается, возникает устойчивая советская дачная «традиция» ‒ превращать землю вокруг дачного домика в огород, с которого семья кормится всю зиму. Дойдя до этих страниц, вполне уместно, мне кажется, поговорить с детьми о том, почему именно в это время дача из места отдыха стала для большинства семей именно подсобным хозяйством.
Между тридцатыми и пятидесятыми уместилось и военное время, которое для наших детей становится все более смутным и далеким по совершенно объективной причине ‒ полной невозможности пообщаться с живыми участниками событий. Но вот такой неожиданный поворот к войне - через «дачную тему» ‒ добавляет детям еще один шанс к пониманию, что же такое произошло тогда с нашей страной.
Эпоха 50-80-х, прошедшая под лозунгом «Все лучшее ‒ детям!», представлена в книге описанием жизни загородной дачи детского садика и садовых товариществ, где каждому полагались те самые знаменитые «шесть соток», в качестве существенного подспорья к небольшой зарплате советских инженеров.
Так, от десятилетия к десятилетию, у читателя складывается довольно объемный образ дачного мира, а параллельно ‒ и отечественной истории прошлого века, которая открывается через неожиданные подробности. Например, только в этой книжке нам впервые попалось описание торговцев-разносчиков, ходивших в дореволюционные годы от дачи к даче с молоком или городскими сладостями. До сих пор о таких вещах мои дети узнавали в моем пересказе мемуаров известных людей, адаптированном для их понимания. Только отсюда они узнали о «циклистах», нарушавших покой дачников в начале века треньканьем своих велосипедов. А им-то казалось, что загородная жизнь и «велики» ‒ вещи неизменные и вечные, как солнце на небе.
Вообще, мне кажется, может получиться очень интересный читательский опыт, если попробовать параллельно читать сразу две книги - «На дачу!» Евгении Гюнтер и Александры Литвиной и Анны Десницкой. Они очень похожи стилистически, и такое параллельное чтение «по десятилетиям» наверняка даст детям много нового для выстраивания образа советской жизни, который постепенно складывается в их головах. Мне очень нравится эта тенденция последних лет - знакомить детей с противоречивой отечественной историей не только через биографии знаменитостей, политические реформы, развитие экономических систем или внешнеполитические сюжеты, хотя это тоже нужно и важно. «Частный» взгляд на историю через повседневность помогает поддерживать у детей живой интерес к прошлому своей страны и семьи, он близок абсолютно всем детям, а не только любителям толстых книг. Потом, в средней школе, это «частное» видение эпохи многократно выручает, когда приходится продираться через не всегда живые и образные тексты учебника по истории.
О работе иллюстратора книги Олеси Гансеровской ‒ особый разговор. Рисунки делают книгу «атмосферной», с ними читатель по-настоящему погружается в пеструю дачную вселенную. Благодаря им обнаруживаются не только приметы определенного десятилетия, явленные в стиле дачного домика или одежде его обитателей, но и вещи вневременные, нематериальные, которые передают дух, настроение дачной жизни. Форзацы книги напоминают пестрое деревенское одеяло в технике «пэтчворк», на страницах читателя окружают симпатичные загорелые детские лица, сиреневые сумерки вечернего сада, блеск июльского озера, нежно-зеленая майская травка, бурая распаханная земля огорода, огромный колорадский жук, пожирающий картошку… Почти каждый разворот вызывает у детей вопросы, а у взрослых - воспоминания. Что это за игра - «петушок или курочка»? Да мы в нее играли целыми днями в траве! Что, вы и воздушных змеев запускали? Конечно! И салат из крапивы и подорожников тоже делали, и куколок из прутиков и одуванчиков, вымоченных в луже. Что уж говорить об индейцах и «казаках разбойниках», которые переходят из поколения в поколение.
Под обложкой «Истории загородной жизни» собрана великолепная коллекция всевозможных дачных игр, придуманных за сто лет. О некоторых из них я совершенно забыла, а вот теперь они разыгрываются моими собственными детьми. Что очень важно ‒ игры не только описаны и нарисованы, здесь подробно и понятно изложены их правила, и совсем не сложно научиться играть в «буриме» или «шарады» дождливым днем, а в ясную погоду можно построить плот или превратиться в индейцев и «бледнолицых». Или сделать «цветочный маникюр» и «ювелирные украшения» из растений. Разумеется, авторами не забыты и современные дачные забавы, вроде летающей тарелки-фрисби и игры с мячами «петанк». Так что, если, уезжая на лето из города, прихватить эту книжку с собой, никто из маленьких жителей больших городов не будет скучать на даче, даже при отсутствии Интернета.
А можно попробовать и самим дописать страницы этой необычной дачной энциклопедии, вставив туда правила собственных игр или новый рецепт варенья и яблочного пирога. Благо, дачный сезон открыт!
Елена Литвяк
Каждый современный человек прекрасно понимает, что представляет собой дача и как прекрасно на даче отдыхать. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, откуда появилось такое понятие? А история возникновения такого термина тянется в глубину веков. Помните у Чехова: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники». Дачник в некотором смысле ассоциируется с человеком, который все время что-то строит, пилит, выращивает. Но так ли было всегда? Как начиналась история происхождения дачи и какие версты населения могли себя смело называть дачник?
Дача по словарю Даля.
Дача – это неотъемлемая часть нашей культуры и быта. Нужно отметить, что современное понятие такого сооружения сравнительно молодо, и существует не более века. До 18 века, понятие дача сужалось лишь к отдельно расположенному земельному участку, данному кому-то во владение. Подтверждением этому является первое издание словаря Даля (1863-1866), где слово «дача», упомянутое в статье «Давать и дать» - это, прежде всего, участки земли, которые царь отдавал своим вассалам в качестве благодарности за их верную службу. И только в конце, дача уже трактуется как «загородный дом». Но уже к концу 19 века, последняя трактовка слова дача уже становится первой и многие русские уже становятся дачниками.
Этапы развития дачного движения.
Первые в своем роде дачи появились еще при правительстве Петра 1. Сначала это были подаренные царем усадьбы под Петербургом, что и объясняет происхождение слова дача от глагола «давать». Это были красивейшие пригородные участки с садами, а «дачниками» были исключительно представители аристократии. Обратите внимание, что в 16 веке, дача – это «подарок, дар». Уже в 17 веке, дача – это «пожалование участка». И только к концу 18 века, понятие слова дача уже становится более приемлемым для нас, которое в принципе сохранилось до наших дней – дом, расположенный за пределами города. Только в 19 веке позволить себе на даче отдыхать могли уже все версты населения. Но выдавали их исключительно в аренду, потому как земельные наделы оставались собственностью государства.
Английский загородный дом появился в Петергофе в 1825 году, и по своему внешнему виду он напоминает современный коттедж. Это и стало причиной начала массовый застроек загородный домов, которые возводились князьями, дворянами и мещанами. Помимо этого, это послужило расширением границ больших городов, таких как Москва, Петербург и т.д. что спровоцировало увеличение количества жителей.
Процветание дачных поселков имело и экономическую платформу. Ведь снять в аренду дачу на летний сезон обходилось дешевле, нежели проживать в городской квартире. Например, дачники поселки Бутова под Москвой – это служащие, купцы и разночинцы. Но постоянными владельцами дачных построек были: И. Салтыков, Н. Варенцов, А Москвина и т.д. Их фамилии мало могут рассказать современному человеку, но именно на их дачах проводили свое время известные писатели, актеры и художники того времени, имена которых вошли в историю русской культуры.
В начале 20 столетия строительство дач приносило хорошую прибыль. Дачные участки представляли собой красивые сады, среди которых были удачно расположены оригинальные парки с особым ландшафтом и скромной усадьбой.
Понятие «отдыхать на даче» стало популярным, а количество дачников с каждым годом увеличивалось. Дачники проводили за городом весь летний период года, а на работу ездил только кормилец семьи. Поэтому строительство дач в большинстве случаях проводилось вблизи железнодорожных станций и дорог, которые вели в город. Воду в дом приносили из ближайших водоемов, а в качестве света служили тогда керосиновые лампы. Только в 30-х годах прошлого века дачники начали заниматься выращиванием овощей и фруктов, поэтому рабочий класс большинство своего времени проводил там весь весенне-осенний период. Многие, конечно, отправлялись отдыхать ближе к сказочной природе Кавказа или Крыма, но были и такие, которые отдавали предпочтение родовым гнездам – это была единственная возможность надышаться чистым воздухом.
Светская жизнь на дачах.
Дачи разделялись на маленькие, большие и съемные. В начале 20 века понятие дача уже успело настолько укорениться в сознании людей, что даже большие дворцовые постройки, например загородные дома на Каменном острове, Карельском перешейке или в Крыму стали называть дачами.
Но прежде всего, дача – это летнее деревянное пригородное строение, без электричества, телефона, канализации и т.д. Дачник побогаче мог позволить себе строительство большого дома или же снимать его в аренду на сезон. Представители среднего класса снимали у хозяев часть дома или комнатушку, где и проводили выходные и отпуска. Место расположения дачи того времени на сегодняшний день уже оказались в центре больших городов. Например, в Москве, это Сокольники, Перово, Новогиреево. На дачу можно было отправляться в Медведково, а такой регион как Абрамцево и Барвиха, считались в то время совсем отдаленными местами от города.
Иногда красивые усадьбы начали превращать в дачи, но было и наоборот, когда обычная дача превращалась в усадьбу. Примером этому служит Мелихово-Чехов, где большинство населения получали там рабочие места и стали работать поварами, горничными, садовниками и прачками. В начале 19 века начали организовываться общества, деятельность которых была направлена на благоустройство дачных поселков. Уже в 1910 году таких обществ только в Москве насчитывалось около шести десятков.
О том, как протекала жизнь на дачах, было удачно описано «певцом дачных местностей» М.И. Пиляевым. В частности «на дачах не просто отдыхали: устраивали балы, открывали салоны, они стали частью богемной жизни горожан. Так, в имении к господам Зиминым часто приезжали гости. К их приезду хозяева устраивали на прудах балы с фейерверками и танцами дрессированных лошадей на поляне». Именно этот период истории развития дачной жизни был по праву именован «золотым». Понятие «на даче отдыхать» - это гуляние под луной по красивым аллеям парка, домашние кинотеатры, купания, застолья, приятные чаепития за дружественной беседой у красивого самовара или угощения парным молоком, купленным у ближайшей молочницы – все это было красиво описано в романах Горького, Чехова и Куприна. К сожалению, большинство тех дач уже рассыпалось или сгорело, а с ними угас и тот быт, который теплился в их стенах. Но некоторые из них сохранились и до наших дней – памятники дачной культуры дореволюционных времен в Серебряном бору и Сокольниках.
Послереволюционные дачи.
Началась первая мировая война, а за ней следом и революция. Интерес к домашним кинотеатрам угас, многие владельцы дач вынуждены были эмигрировать, а некоторые из них даже погибли. Некоторые постройки были подвергнуты пожарам или ограблениям. Те, которым удалось сохраниться, превратились в постоянное жилье. В каком-то смысле они стали национализированными, ибо, как само здание считалось в чьем-то владении, но земельный участок, на котором оно было расположено, считался государственным. Но дачная жизнь уже настолько стала привычной, что ее культура продолжилась и в послереволюционный период. Яркий пример этому не «дачник» Троцкий, который сумел свою дачу превратить в Архангельское, а невероятное стремление городского населения куда нибудь отправиться на летнее время.
В 1919-1920 года дачи все так же продолжали снимать и старались окунуться в приятную атмосферу, которая помогала забывать о происходящем хаосе, наслаждаться красотой природы, вкусом домашних овощей, фруктов и парного молока. На даче отдыхать в то время считалось приятным отдушием, позволяющим забыться и с головой окунуться в приятные семейные хлопоты.
Уже после 30 года прошлого века, дача представляла собой место, куда рабочий класс съезжался для выращивания огородных и садовых культур для собственного питания.
Дача, как правило, строилась для сотрудников многих организаций и только рабочему классу выделяли участки с постройками, куда могли заселяться несколько семей.
Огромные дачи за государственные деньги могли выстраивать себе только чиновники высокого ранга. В виде исключения дачи предоставлялись и известным композиторам, писателям, людям искусства, а также особо отличившимся работникам производства.
Коллективное садоводство начало развиваться во времена правления Хрущева. Скорее всего по той причине, что проблема с продовольствием на то время оставалась актуальной. Городские жители могли получить земельные наделы, на которых могли выращивать продукты сельского хозяйства и построить домик летнего типа. Жилая площадь не могла превышать 30 кв.м., но людей устраивало и это, ведь на даче отдыхать считалось не только престижно, но и полезно.
Со временем, мало кому известные названия деревень Барвиха, Усово, Жуковка, Ильинское стали известными не только в столице, но и за ее пределами. Спокойная жизнь в правительственных поселках проходила за высокими заборами. Все члены политбюро и ЦК, министры и замы прекрасно понимали, что владеть таким имением они могут только до тех пор, пока они у власти. Стоило выйти кому-то из них на пенсию, как взамен государственной дачи он мог получить максимум небольшой надел земли.
Дача в годы перестройки.
Многие из нас еще помнят времена перестройки, когда власть категорически выступала против любых привилегий за государственный счет, в том числе и относительно жилья. Но справедливости ради нужно отметить, что такие перемены ощутили не все дачники-чиновники, потому как большинство из них смогли приватизировать дачные участки.
Вы спросите о таком периоде как «оттепель»? Да, 60-е годы стали важным этапом в истории дачного строительства – правила были смягчены и уже каждый желающий имел возможность приобрести для себя земельный участок не более 6 соток. Сейчас понятие «дачник» стало набирать новые обороты популярности. Это было настоящее счастье для наших бабушек и прабабушек, ведь по выходным они всей семьей могли отправиться за город и выращивать там свои любимые овощи и фрукты. В период 80-х годов прошлого столетия дачное движение активировалось с новой силой в виду с ощутимыми трудностями с продовольствием.
Современные дачи.
А как обстоят дела сегодня? Как сегодня проводит дачник свою жизнь за городом? В наше время приобрести или построить дачу за городом не составляет особого труда. Правда только для тех, кто владеет достаточным количеством денег. На первой волне перестройки многим «новым русским» удалось соорудить настоящие дворцы на месте старой дачи. Но для большинства населения дача осталась тем удобным и комфортным местом для времяпрепровождения в летние месяцы, и основная ее роль осталась той же, как и в конце 19 века. Именно здесь дачник имеет уникальную возможность отдохнуть, надышаться свежим воздухом, ловить рыбу у пруда, ухаживать за грядками и цветами, заняться консервацией продуктов, собранных на участке. А еще здесь можно босиком пробежаться по утренней росе...
В последние годы популярным дачник, который обладает участком стиля «заброшенного сада». Именно в этих условиях дачник может забыть о компьютере, и уединиться с природой с любимой книгой в руках, не наблюдая за тем, как тикают часы… Очень верное высказывание: «На даче надо отдыхать!»
Всем доброго времени суток! Это мой первый пост,прошу строго не судить. История моя.
История моя началась еще в те времена, когда вся страна ну или большая ее часть испытывала дефицит практически во всем! Мне тогда было 13-14 лет отроду. Дача наша была еще совсем молодая 3-5 лет, дом из бруса с дедом достраивали а бабуля с огородом воевала. История началась с того что мой дядя начал деду привозить спирт "ХАЛЯВНЫЙ"! Причем очень хорошего качества (royal),да еще и в серьезных объемах. Спирта на даче было так много, что дед и сам пил-нахваливал,да еще и за все добытое, им расплачивался! Пиломатериалы, навоз, земля пахалась трактористами тоже за спирт! В один прекрасный летний день, приехал ко мне друг из города. Случайно заметив в предбаннике флягу литров на 60 он спросил у меня что в ней! Я не тая признался другу: СПИРТ ROYAL! Он конечно удивился такому богатству, да еще и на даче! Решили мы пробу снять вечерком, все равно на рыбалку собирались, с собой решили взять на озеро, вернемся поздно-все спать будут, авось пронесет-не спалимся! Нацедили в бутылку грамм100,может и меньше, разбавили морсиком из варенья и на озеро! Так мягко меня еще не "прибирало"! Наверно разбавили в самый раз а может и правда спирт очень хороший был! Домой добрались без приключений но в горку на карачках поднимались-карасей ведро сильно напрягало, мы же на рыбалку уходили а не пьянствовать как многие подумали! Друг через пару дней уехал, а у меня идея родилась, припасти спирта до лучших времен! Постарше буду -достану на день рождения, или как с армии приду! Взял я бутылку из под водки RUSSIA 1л.(глаза закрываю и вижу ее перед собой)! Пробку винную заткнул да еще сверху изолентой замотал для надежности! А спирт во фляге разбавить водой пришлось! ДЕД за уровнем жидкости строго следил! По раздумав на досуге о месте скрытия моего"клада",я твердо решил что на территории дачи надежных мест просто нет! Участок у меня крайний, у самой кромки леса, туда и пошел с лопатой и бутылкой! нашел пятачек по приметней, березки вокруг посчитал и закопал на 2-3 штыка! На обратном пути еще и шаги посчитал! Позже вернулся и карту набросал на листке бумаги! Первый раз серьезно задумался о извлечении клада когда мне стукнуло 16! Приехали друзья, пива выпили и я о кладе рассказал. Сначала конечно посмеялись дружно! Но когда пиво кончилось а вечер только начался, меня начали расспрашивать о более подробном месте скрытия клада! Конечно карта пропала а сколько шагов от калитки было я забыл давно! взяли 3 лопаты и пошли искать по моим остаткам воспоминаний. Ископали сотки 2, в радиусе метров 10 от предполагаемого места схрона! Толи березки кто-то проредил, или еще какие мистические силы, но до сего времени так клад и не найден! А искать брались каждое лето раза по 2-3! На днях с другом на даче были, вспоминали эту историю, смеялись до упаду! А я уже и не верю что он там есть, слишком много воды утекло за все годы, деда любимого нет уже, дача ко мне перешла, точнее то что от нее осталось, но это уже совсем другая история...
Похожие статьи
-
Омлет как в садике: как приготовить такой же в домашних условиях
Шаг 1: Взбиваем яйца. Перед приготовлением блюда яйца необходимо промыть и насухо протереть. После разбиваем их поочередно, а содержимое выливаем в миску. Немного взбиваем их вилкой, после чего добавляем свежее молоко. Его необходимо...
-
Жареная картошка с солеными грибами Тушеная картошка с солеными грибами
Маринованные грибочки - любимая многими закуска. Нередко ее используют для приготовления других, комплексных блюд, в состав которых входит такой ингредиент. Зачастую таковым является жареная картошка. Можно ли жарить маринованные грибы и...
-
Болгарский перец фаршированный овощами
Осень - время блюд из даров природы. Собранные с грядки овощи и корнеплоды входят в состав гарниров и салатов. Могут они стать и полноценным фаршированным блюдом, как в случае с перцем. Он вкусен и питателен даже без мяса, в вегетарианском...
-
Самые вкусные рецепты салатов из редьки дайкон
Этот овощ у нас в стране пока мало известен. И незаслуженно. Он обладает нежным вкусом, не содержит редечных масел, имеет лечебные свойства. На родине японской редьки из неё готовят много разных блюд. В России же приобрели популярность...
-
Ржаной хлеб с солодом в хлебопечке и в духовке, рецепты Хлеб на солоде в духовке
Рецепт этого хлеба с солодом в хлебопечке можно запросто адаптировать для приготовления в духовке. Для этого замешиваем тесто: в теплой воде растворяем мед, просеянную муку соединяем с солью, ржаным солодом и сухими активными дрожжами –...
-
Соусы для пельменей Какие специи добавить в пельмени
Какие специи надо добавлять в воду при варке пельменей?Я обычно добавляю лавровый лист, соль как для супа, столовую ложку сливочного масла, черный перчик. Бульон получается очень вкусным. Мы его потом даже используем вприкуску с...