Что такое боярская дума в истории. Боярская дума. Глава iii. значение и роль боярской думы

История » Боярская Дума » Прекращение деятельности Боярской Думы

Хотя дума и сохранилась при первых Романовых, её значение стало постепенно снижаться. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает. Царская власть теперь не нуждалась в «подпорке» из высших аристократов, Россия уверенно вставала на путь абсолютной монархии. Окончательно Боярская дума прекратила деятельность при Петре I. После переноса столицы в Петербург заседания Боярской думы, оставшейся в Москве, не проводились. В 1711 году царем был создан новый орган – Сенат, и необходимость в думе окончательно отпала. Петр I перестал присваивать думские чины, и за счет естественной убыли членов Боярской думы она окончательно исчезла.

Совещания с боярами продолжались в так называемой, Ближней канцелярии, которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии - уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

Таким образом, боярская дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. По своему специальному составу это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

Заседания Думы протоколировались — эти документы носили название «судный список» Составлял судный список дьяк; в протоколе также записывались мнения думских чинов, но эта практика не носила постоянного характера, затем протокол переписывался подьячим в черновом виде и сверялся дьяком – « к тем делам дьяку рука своя приложити» и устно докладывался членам Думы, чтобы они могли внести правку в нужное место.

Протоколы считались важнейшими думскими документами и поэтому часть их была внесена в опись Царского архива, да и хранились они в тщательно запираемых ларях в дорогих переплетах.

Заключительными документами заседания были указы царя и приговоры Боярской Думы.

Текст этих документов начинался со слов: «Царь, государь, великий князь указал» или «Великий государь сей доклад слушав указал и бояре приговорили» (с некоторыми изменениями эта форма начала текста Указов просуществовала свыше ста лет.)/ Боярская Дума стояла на страже иерархии не только ведомств и чинов, но и документов.

В ее компетенцию входило выдавать жалованные и указные грамоты высшему духовенству, дворцовым сановникам на владение вотчинами, селами, угодьями и промыслами.

Делопроизводство Думы включало конфиденциальную переписку и специальные поручные записи по видным правительственным и придворным деятелям. Те, кто получал «поручную запись» проходил через специальную комиссию поручителей со всеми элементами подтверждающими факт поручительства. Таким образом в стенах Думы были сосредоточены своего рода досье на видных государственных сановников.

Нередко доклады составляли основу будущих документов, например, грамот, тогда в конце грамоты ставилась приписка «с докладу дьяка Федора Булгакова».

Так создавались основы правовой регламентации взаимоотношений Думы и служилых людей. Функция Думы по управлению русскими территориями требовала вести переписку, которая делилась на «посыльные и присыльные», а факт поступления документа фиксировался в специальных книгах. Авторская подпись на документах была редким явлением. Однако указы, жалованные грамоты, договоры с иностранными государствами, именные списки городовых дворян и детей боярских имели подпись («припись») дьяка и «справу» подьячего.

На многих важнейших документах ставилаcь государственная печать с изображением двуглавого орла как символа преемственности власти московскими князьями от Визаниии и Рима. Были и печати городов, которые со временем превратились в гербы. Наиболее распространенной была столбцовая форма документов.

Но для описей и других охранительных записей использовались книги (боярские книги, приходно-расходные книги денежной казны, писцовые, дозорные и др.) Очевидно эти книги заводились в приказах, а на заседаниях Боярской Думы использовались в справочных целях.

Боярская Дума будучи до определенного времени законодательным, исполнительным и судебным органом не могла обходиться без соответствующего аппарата, выполняющего функции делопроизводства. Эти функции были децентрализованы, поскольку часть подготовительных работ к заседаниям была сосредоточена в Ближней Думе, приказах, думских комиссиях. Однако наиболее важные документы проходили правовую экспертизу в Большом Московском Разряде, который до получения статуса приказа являлся структурой Боярской Думы.

Порядок документирования в значительной степени опирался на исторически сложившиеся обряды и традиции, которые в процессе создания прецедентов обретают характер законченной системы.

Поэтому такую долгую жизнь обрели документы и правила их оформления, с которыми мы имеем дело и поныне9 .

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ

3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства

Дума играла роль согласительного органа. При тогдашнем беспорядке в области приказной системы — это было основной обязанностью правительства. Существовало несколько общих правил в отношении определения решений Боярской Думы.

Историография и история права выработали в этом отношении два общих правила, которые могут быть сформулированы следующим образом:

форма: «и великий государь, слушав докладной выписки, указал и бояре приговорили…» есть просто обозначение факта участия царя в заседании Боярской Думы. Но такой порядок законодательства не был формально обязательным для царя. Он мог сам решать дела и издавать распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично.

Административные реформы Петра I

Иногда царя решал вопросы с небольшим кругом советников, — так называемая комнатная дума государя.

форма: «по указу великого государя бояре, той докладной выписки слушав, приговорили..» есть просто обозначение факта отсутствия царя на заседании Боярской Думы.

Дума издавала два общих вида актов: «закреп» и «помет».

«Закреп» — решения Думы по общим вопросам управления, под ним стояла подпись всех думных дьяков. «Помет» – закрепление указа частного свойства — под актом стояла подпись одного думного дьяка.

В конце XVI — начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в.

Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной бюрократизации боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов ». Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе.

Хотя дума и сохранилась при первых Романовых, её значение стало постепенно снижаться. После отмены царем Федором Алексеевичем в 1682 году местничества и сожжения разрядных книг значение Боярской думы окончательно падает.

Царская власть теперь не нуждалась в «подпорке» из высших аристократов, Россия уверенно вставала на путь абсолютной монархии. Окончательно Боярская дума прекратила деятельность при Петре I. После переноса столицы в Петербург заседания Боярской думы, оставшейся в Москве, не проводились. В 1711 году царем был создан новый орган – Сенат, и необходимость в думе окончательно отпала. Петр I перестал присваивать думские чины, и за счет естественной убыли членов Боярской думы она окончательно исчезла.

Совещания с боярами продолжались в так называемой, Ближней канцелярии, которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии - уже не учреждение, постоянно действующее.

В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

Таким образом, боярская дума была учреждением, тесно связанным с судьбою известного класса московского общества; она была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило.

По своему специальному составу это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства.

Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо подвести итоги проделанной работы.

Следует обратить внимание, что Боярская Дума — термин относительно современный. В справочниках XVI-XVII веков чаще применяется словосочетание Дума Бояр.

Однако ее функции, состав служилого боярства, виды документов и обсуждаемые вопросы напрямую соотносят ее с верховной властью.

Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости, но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял её членов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попасть на царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами.

Боярская Дума не только обсуждала важнейшие государственные вопросы и предлагала царю консолидированные решения, но и была законодательным органом.

В 1497 и 1550 годах она утвердила государственные судебники – своеобразные своды законов. Все важнейшие государственные решения принимались только при участии Думы, об этом свидетельствуют формулировки на старинных документах.

Финансовое управление Боярской Думы.

Она утверждала налоги. Кроме того, Дума распоряжалась раздачей по докладным челобитьям поместий и вотчин.

Дума выполняла контрольные функции надзора за наместниками, а позже и воеводами.

Дума также принимала челобитья от населения на злоупотребления местных властей.

Дума занималась вопросами внешней политики. Глава Посольского приказа входил в состав Думы, в ней была Ответная Палата, занимавшаяся международными вопросами Московского царства.

Судебные права Думы были так же определены ее компетенцией.

Мы знаем мало подробностей о ходе дел в Боярской Думе, но большие последствия ее работы явственны всем.

Под ее руководством создавался московский государственный строй, добывавший средства и способы отбиваться от бесчисленных внешних врагов, отовсюду оцепивших Московское государство, в Думе создавался и самый порядок направления этих средств на защиту страны и на ее внутреннее устройство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Додонова, М.И. Исторический опыт документирования деятельности Боярской Думы. 2002. – № 1. – С. 82 – 86.

2. Зуляр Ю.А., Генезис русского самодержавия и дискуссия о его особенностях, Уч. Пособие, Иркутск, 2006.

3. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века.

М.:Дрофа, 2004. – 83с.

4. Исаев И.А. История государства и права России, Учебник, — М., 2004., 3-е изд.

5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М., «Проспект» 2001.

Каштанов С.М. Россия // История Европы. — Т.3. — От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). — М. , 1993

7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989

8. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для ВУЗов. М., Изд-во Инфра М — Норма, 1997.

9. Пушкарев С.Г.

Обзор русской истории. Москва, 1991.

10. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М.,1978г.

11. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

БОЯРСКАЯ ДУМА, высший совет при русских князьях и царях в 10 — начале 18 века. Термин введён в научный оборот российскими историками 18-19 века. Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Боярской думы) и др.

появились в источниках с 11 века при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в том числе в более ранний период (начиная с 10 века).

В Древнерусском государстве 10 — начала 12 века на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») обсуждались междукняжеские и международные отношения, судебно-административное устройство государства (в том числе принятие Русской правды), вопросы о принятии христианства и обеспечении Церкви и тому подобное.

На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись князем-сюзереном, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними. Раздробление Древнерусского государства в 12 — начале 13 века на самостоятельные княжества (а последних на удельные княжества) во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей, становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение Боярской думы.

Думы пополнялись лицами из боярской элиты (в том числе тысяцкими), в связи с чем деятельность Дум стала более регулярной.

Реклама

Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды и их ослабление повлияли на судьбу Боярской думы. В Северо-Восточной Руси середины 13 — середины 15 века резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период пандемий и ордынских набегов 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также ликвидация к концу 14 века института тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли князя-сюзерена в определении состава, предмета и порядка занятий Боярской думы.

Развитие княжеского хозяйства укрепило в Боярской думе позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути, — конюшего, стольника, ловчего и др. Постепенное оформление к концу 14 века аристократической верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Боярской думе и в государственном управлении («великие», или «введённые», бояре).

На аннексированных Великим княжеством Литовским в конце 13 — начале 15 века русских территориях (преимущественно западных, юго-западных, позднее — центральных) Боярские думы сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям-Рюриковичам.

В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и Боярские думы, известной аналогией им был Совет господ.

Классический облик Боярская дума получила на завершающем этапе образования Русского государства в форме монархии с сословным представительством (середина 15 — середина 16 века).

Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны и в то же время — следствием таких перемен. С конца 15 века Боярская дума — постоянно действующий высший совет при государе. Её деятельность осуществлялась в различных формах, функции касались всех сфер управления, она имела обширные прерогативы.

Сложилась иерархическая структура Боярской думы, постепенно формировались процедура её пополнения и правила продвижения по карьерной лестнице в Боярской думе, члены Боярской думы обладали фиксированным статусом и материальным обеспечением.

Вплоть до начала 18 века Боярская дума занимала высшую позицию в структурах Государева двора.

В середине 16 — последней четверти 17 века «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов. Боярская дума была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политическим, экономическим и другим проблемам («войсковых» соборов 1471, 1550-70-х годов и др.; «церковно-земских» соборов 1580, 1584 и др.; совещаний 1660, 1662, 1663 годов с представителями привилегированного купечества и горожан, и т.п.).

Назначение в Думу («сказывание» думного чина) её членов закрепилось с рубежа 15-16 века, сама процедура фиксируется в источниках с конца 16 века.

В Боярскую думу с последней четверти 15 века по назначению входили бояре (высший думный чин), окольничие (следующий по значимости чин), а по должности — дворецкие (руководители центральных ведомств — Большого дворца, позднее Большого дворца приказа и так называемых областных дворцов), обычно имевшие чин боярина или окольничего, казначеи, постельничие, ловчие и др., со 2-й трети 16 века — кравчие. В 16 веке для пополнения Боярской думы близкими советниками монарха из незнатного дворянства и из числа приказных деятелей были введены чины думных дворян (с 1517 года известны «дети боярские, которые у государя в думе живут», с 1551 — «стряпчий в думе», с 1564 — «дворяне, которые в думе живут») и думных дьяков (с 1532 года известны «великие дьяки», с 1562 — «думные дьяки»).

Думный чин со 2-й половины 16 века имел и государев печатник (хранитель царской печати). В 17 веке в Боярскую думу по должности входили также ясельничие, стряпчие с ключом и др.

Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С 16 века они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в том числе подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политических обвинениях, зафиксированное царём Василием Ивановичем Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 года и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий.

В конце 15 века численность Боярской думы не превышала 15-18 человек (с учётом должностных лиц), в правление великого князя московского Василия III Ивановича при незначительном росте числа членов Боярской думы в ней сложились пропорции чинов (преобладали бояре, за исключением периода 1509-1518 годов) и генеалогического состава (от 60 до 90% бояр были из титулованной знати; среди окольничих господствовала нетитулованная знать московских и тверских родов).

В середине 16 века Боярская дума резко расширилась, генеалогические пропорции сохранились (при некотором уменьшении доли бояр): в 1560-62 годах в ней состояло более 60 человек. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана IV Васильевича Грозного почти вдвое сократили состав Боярской думы.

Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян: в марте 1584 года их было около трети в объединённой думе (образована при слиянии особой дворовой Боярской думы Ивана IV Васильевича и земской Боярской думы, действовавшей в 1565-84 годах на территориях, не включённых царём в состав опричнины), все они получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян.

В конце 16 века численность Боярской думы почти восстановилась (около 60 человек в 1598 году), так же, как и её генеалогический состав (титулованных лиц было около 40%, возросла доля старомосковской нетитулованной знати). Представители более 110 фамилий получили в течение 16 века назначения в Боярскую думу, около 50% из них — титулованные лица семи княжеских домов Рюриковичей (князья Оболенские и Черниговские, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские), выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и четырёх ветвей литовских Гедиминовичей.

Представители около 30 княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Боярской думе с чина окольничего. К концу Смутного времени позиции и авторитет Боярской думы резко ослабли и восстановились лишь в 1620-е годы. Во 2-й половине 17 века численность Боярской думы, в силу разнонаправленных политических факторов, неуклонно росла (59 человек в 1648/49, 79 человек в 1662/63, 108 человек в 1675/76, 180 человек в 1688/89) на фоне опережающего роста числа окольничих, думных дворян и дьяков (в целом в 1670-80-е годы составляли более 60% Думы), значительного «ухудшения» её генеалогического состава (свыше 20 фамилий титулованной и нетитулованной знати получали в 17 веке только боярский чин, в Думу входили ещё около 15 «думских» по традиции фамилий, при этом выдвинулись десятки второ- и третьестепенных в 16 веке фамилий и родов) и нового постепенного общего падения роли Боярской думы в жизни государства и общества при одновременном возрастании роли монарха.

Для лиц из новых фамилий (особенно фаворитов) была типичной последовательная карьера от думного дворянина до боярина.

Боярская дума заседала регулярно, обычно во главе с государем (например, от 3 до 5 дней в неделю в середине 17 века). В полном составе заседания Боярской думы происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников — Ближней думой.

Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов. Боярская дума не имела канцелярии, отдельные делопроизводства, её решения (а порой и основные точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Боярской думы её члены совместно с государем принимали «приговоры». Действовали также «думские» комиссии (состояли целиком из числа думцев или возглавлялись членами Боярской думы), думцы возглавляли ряд приказов (к концу 16 века — около 15 приказов, с середины 17 века — более 25).

«Думские» комиссии руководили общими и уездными военными смотрами, где происходило «верстание» земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и др.

(1552, 1555-56, 1598, 1605-06 и др.); подготавливали с предварительным утверждением устав сторожевой службы (1571 и др.), проекты сооружения засечных черт (со 2-й половины 16 века); формировали полки нового строя (2-я треть 17 века); принимали решения по строительству крепостей. «Думской» комиссией являлась и действовавшая в конце 17 — начале 18 века Расправная палата.

Члены Боярской думы со 2-й половины 15 века присутствовали на суде великого или удельного князя, составляя судебную курию при нём.

Но чаще (не позднее 2-й трети 16 века) в качестве высшей судебной инстанции в Москве выступали судные «боярские комиссии», разбиравшие дела в зависимости от административно-территориальной принадлежности «тяжущихся» сторон («бояре, которым которые городы приказаны») или же от юридической квалификации («бояре, которым разбойные дела приказаны»).

Думцы участвовали в Стоглавом соборе 1551 года, на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 (смотри в статье Судебники 15-16 века) и уставная земская грамота.

Согласно Судебнику 1550 года (статья 88), Боярская дума в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Она вместе с церковными соборами приняла уложения 1580, 1584 годов о судьбах церковного землевладения. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 года, проекты реформ «государевых ратных и земских дел» (1681-82) и тому подобное.

Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центральных ведомств, в результате составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги середины 16 — середины 17 века. Члены Боярской думы постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах. При длительных поездках монарха в 16-17 веках (по монастырям, дворцовым имениям, во время военных походов) часть Боярской думы сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Боярской думы (до 1569 года нередко во главе с удельным князем из московской ветви Рюриковичей) возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией.

Боярская дума

На заседаниях Боярской думы (порой предшествовавших земским соборам, например, в 1566, 1621, 1653 годах) рассматривались ключевые вопросы войны или мира (перемирия), крупномасштабных военных действий, государевых походов и др. Дипломатические переговоры с иностранными делегациями в Москве, на различных посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварительных соглашений), состоявшими из членов Боярской думы.

Думцы разного статуса возглавляли обычно русские посольства в других государствах. Боярская дума участвовала также в церковных преобразованиях (основание Казанской епархии в 1555 году, учреждение патриаршества и расширение числа кафедр в 1589 году, осуждение и лишение сана патриарха Никона, обсуждение вопросов внутреннего церковного устройства на церковном соборе 1666-67 годов и др.).

В Смутное время, после свержения царя Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина», состоявшая из видных представителей Боярской думы, находившихся тогда в Москве, реально (июль — октябрь 1610), а затем и формально (конец октября 1610 — октябрь/ноябрь 1612) являлась высшим институтом государственно-политической власти в стране. «Семибоярщина» 17(27).8.1610 заключила договор о признании русским царём польского королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV).

В период становления самодержавия значение Боярской думы, которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Боярской думы (138 человек в 1696/97, 48 человек в 1713).

В 1713 году Боярская дума перестала функционировать (ликвидации Боярской думы способствовало создание в 1711 году Сената).

Впоследствии совещательные функции при российских монархах исполняли Верховный тайный совет (1726-30), Кабинет министров 1731-41, Конференция при Высочайшем дворе (1756- 1762), Императорский совет (1762), Непременный совет (1801-10), Государственный совет (1810-1917/18).

Лит.: Ключевский В.

О. Боярская дума Древней Руси. 3-е изд. М., 1902; Сергеевич В.[И.] Древности русского права. СПб., 1908. Т. 2: Вече и князь. Советники князя. СПб., 1908; Зимин А. А. Состав Боярской думы в XV- XVI века // Археографический ежегодник за 1957 г.

М., 1958; он же. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV- первой трети XVI века. М., 1988; Назаров В. Д. Из истории центральных государственных учреждений России середины XVI в. // История СССР. 1976. № 3; Crummey R. О. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia, 1613-1689. Princeton, 1983; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Скрынников Р. Г. Царство террора.

СПб., 1992; Российская элита в семнадцатом веке: Думные и церемониальные чины Государева двора, 1613-1713. , 2004. Т. 1; Станиславский А. Л. Труды по истории государева двора в России XVI-XVII в. М., 2004.

В. Д. Назаров.

1. На протяжении XV - XVII столетий одной из болезненных проблем внутренней жизни была проблема отношений царя (князя) и боярства, позднее - царя, боярства и дворянства.

Особенно эта проблема обострилась в годы правления Ивана Грозного.

Боярство - высшая аристократия, которая сформировалась еще во времена Киевской Руси и монголо-татарского ига.

Отличительными чертами боярства являлись:

Богатство - бояре обычно были крупными землевладельцами;

Знатность - бояре претендовали на большой авторитет, почти равный с царем; имели богатую и прославленную родословную;

Происхождение - чаще всего боярами становились потомки удельных князей, не ставших царями (великими князьями), и их родственники;

Независимость - бояре обычно были ничем (ни богатством, ни знатностью) не обязаны царю и воспринимали царя (великого князя) как первого среди равных.

на Руси сформировалось несколько боярских родов. которые были самостоятельными центрами власти независимо от великого князя (царя):

Голицыны;

Милославские;

Шуйские;

Вельские;

Романовы;

Годуновы;

Морозовы;

Иные знаменитые роды.

Бояре обычно стремились к уменьшению царской власти и требовали дополнительных привилегий себе. Часто бояре являлись инициаторами и виновниками интриг и смут, поскольку это был шанс укрепить положение своего рода в обход других родов, например:

Великой феодальной войны 1433 - 1453 гг.,

Боярского правления 1533 - 1547 гг.

и войны между Шуйскими и Вельскими в 1540-е гг.;

После Ивана Грозного - Великой Смуты 1603 - 1613 гг. и Семибоярщины.

Таким образом, бояре представляли собой угрозу для царской власти и единства страны.

2.Дворяне - сословие подданных, которые находятся на службе государства и получают за это вознаграждение. Отличительными чертами дворянства являлись:

Среднее имущественное положение - обычно дворянами становились способные представители среднего класса того времени - профессиональные воины и чиновники, посадские люди (горожане), мелкие и средние землевладельцы, зажиточные крестьяне; очень редко становились дворянами очень богатые подданные или представители беднейших слоев;

Не знатность - как правило, лица, становившиеся дворянами, не были знатными; они зарабатывали свой авторитет впоследствии;

Нахождение на службе у государства - в отличие от бояр, которые существовали сами по себе и служили государству лишь когда хотели, дворяне обязательно служили государству, как правило, или в качестве чиновников, или в качестве военных;

Получение вознаграждения от царя - за свою службу государству дворяне вознаграждались царем, чаще всего землей;

Преданность царю - в отличие от бояр, дворяне были обязаны царю, были ему преданы и были заинтересованы в царе и укреплении царской власти.

Особенно бурный рост дворянства на Руси и укрепление его позиций наметились с 1480-х гг.

и в эпоху Ивана Грозного, по-скольку освободившееся от монголо-татар молодое русское государство было заинтересовано в управленческих и военных кадрах. Царь, в свою очередь, также был заинтересован в дворянах и укреплении их положения.

Одним из периодов обострения борьбы между боярами, с одной стороны, и царем и дворянами, с другой, стала опричнина - особый порядок управления на части территории государства и связанная с этим историческая эпоха.

Опричнина была введена при следующих обстоятельствах:

В 1564 г. царь Иван Грозный сделал неожиданный политический ход - уехал из Москвы в Александровскую слободу и объявил о своем намерении отказаться быть царем, объявив главной причиной своего решения «предательскую деятельность бояр» и объявив их виновниками всех проблем в государстве;

Царь имел определенную популярность, и его решение поставило Москву на грань антибоярского бунта, к царю потянулись делегации от разных сословий с просьбой остаться;

Получив народную поддержку, в начале 1565 г.

царь вернулся в Москву и объявил о введении опричнины, что было одним из главных условий его возвращения.

Суть опричнинысостояла в следующем:

В январе 1565 г. вся страна была разделена на две части - земщину и опричнину;

На территории земщины («общей земли»), включавшей южные и восточные районы Руси, сохранялся обычный порядок управления;

Остальная территория, (опричнина) была объявлена личным уделом царя, где устанавливался особый порядок управления;

На территории опричнины очутились преимущественно земли Западной и Северной Руси, а также территория вокруг Москвы.

Особый порядок управлениязаключался в том, что:

На территории опричнины царь объявлялся единым самодержцем, хозяином этих земель, который мог принимать любые решения безо всяких сдерживающих органов;

Законные органы управления - Боярская дума, Земский собор, органы земского самоуправления - на этой территории не действовали;

Для реализации решений царя на территории опричнины бы-ло создано опричное войско, которое никому не подчинялось, кроме царя;

Опричное войско было организовано в виде монашеского инквизиторского ордена;

Опричники - солдаты Ивана Грозного - носили черную одежду и привязывали к лошади голову собаки и метлу, что символизи-ровало их намерение «выгрызать и выметать предателей»;

Опричники могли применять любые меры для реализации своих целей, в том числе пытки и убийства, и никому не подчинялись, кроме царя;

На подвластной территории опричники развязали террор против местных землевладельцев, бояр, князей и политических противников царя;

В результате 7-летнего террора опричников были разорены и уничтожены многие крупные феодальные поместья, в основном бояр;

Столкнувшись с произволом и не имея возможности защититься, многие бояре бросали свое богатство и земли, бежали за границу или прятались на территории земщины;

Ряд бояр, а также родственников царя, в период его малолетства претендовавших на престол, были уничтожены.

Опричный террор, продолжавшийся 7 лет, значительно подорвал позиции боярства на Руси.

опричнина была отменена и на территории всей страны был восстановлен обычный порядок управления - деятельность органов сословно-представительной монархии и органов земского самоуправления. Причинами прекращения опричниныбыли:

Выполнение ее главной задачи - подрыв крупного боярского землевладения и ликвидация наиболее опасных соперников царя из числа бояр и князей;

Участившиеся набеги на Русь крымских татар (в 1571 г.

3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы

крымский хан Девлет -Гирей дошел до Москвы и сжег ее, а русская армия не смогла оказать сопротивления, поскольку опричники никому не подчинялись и подрывали дисциплину в армии);

Превращение опричников в самостоятельную бесконтрольную силу, которая стала опасной для самого царя;

Недовольство в обществе произволом и безнаказанностью опричников, из-за чего стал падать авторитет царя.

Опричнина была прекращена так же решительно, как и начата.

Многие опричники были рассеяны по стране, часть - упрятана в монастыри. Иван Грозный не любил вспоминать об опричнине, и даже произнесение вслух слова «опричнина» после 1572 г.

было запрещено под страхом смертной казни. В последнее время в науке рассматривается и иная точка зре-ния на опричнину - «бесклассовая», суть которой в том, что опричный террор был направлен, в первую очередь, против политических противников Ивана Грозного. В пользу данной точки зрения говорит тот факт, что общество было расколото не по линии бояре - дворяне, а по линии сторонники Ивана Грозного - противники Ивана Грозного.

В частности.

Среди опричников были и бояре, и дворяне, и представители иных сословий;

Опричный террор был направлен не только на бояр, но и на представителей иных сословий, а также целые местности;

Жертвами опричников становились как бояре, так и дворяне и простой люд.

Если принимать во внимание вторую (бесклассовую) точку зрения, то опричнину можно объяснить как террор Ивана Грозного против его политических противников (независимо от их сословной принадлежности).

В первую очередь данный террор был направлен против группировки Владимира Старинного - двоюродного брата Ивана Грозного, его главного политического соперника и претендента на престол, а также против бояр и дворян, настроенных против Ивана Грозного.

В пользу данной версии говорит и то, что как только данная группировка, как и сам Владимир Старицкий, были уничтожены, опричнина была прекращена.

http://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko/boriba_ivana_groznogo_s_boiarstvom.htm

Контрольный тест по теме «Смутное время»
А1. Смутное время в России относится к периоду
1) второй четверти XV в.
2) третьей четверти XVI в.
3) конца XVI - начала XVII в.
4) конца XVII в.
А2.

Что стало одним из последствий пресечения династии Рюриковичей на московском престоле?
1) начало Смутного времени в России
2) учреждение опричнины
3) созыв первого Земского собора
4) начало правления Елены Глинской
А3. Какое событие произошло в период Смуты в России?
1) битва на р. Шелони 2) образование Тушинского лагеря
3) издание Торгового устава 4) Соловецкое восстание
А4. Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам-нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей?
1) Борис Годунов 2) Андрей Курбский
3) Кузьма Минин 4) протопоп Аввакум
А5.

Что из названного относится к итогам Смуты конца XVI - начала XVII в.?
1) воцарение династии Романовых
2) проведение реформ Избранной рады
3) создание стрелецкого войска
4) начало созыва Земских соборов
А6. В каком году произошло воцарение династии Романовых?
1) 1547 г. 2) 1584 г.
3) 1613 г. 4) 1645 г.
А7. Прочтите отрывок из труда историка и укажите год, когда происходили описываемые события.

«Полтора года Москва оставалась полем сражения. За это время жители привыкли поминутно ждать удара ядра и прятаться от обстрелов. Теперь сражение было выиграно. Лихая година осталась позади.
В честь победы был устроен парад. Земская рать построилась на Арбате, а оттуда торжественным маршем проследовала в Китай-город. Отряды Трубецкого, собравшиеся за Покровскими воротами, вступили в крепость с другой стороны. Войска сошлись на площади подле Лобного места, откуда двинулись через Спасские ворота в Кремль.

Пробил великий час. Древняя столица Русского гocyдарства была полностью очищена от иноземных завоевателей».
1) 1380 г. 2) 1480 г.
3) 1612 г. 4) 1812 г.
А8. Прочтите отрывок из труда историка и укажите правителя, о котором идёт речь.
«Царь Фёдор умер. С его кончиной пресеклась династия Ивана Калиты, правившая Mосковским государством на протяжении трёхсот лет.

Влияниеправителя пошатнулось. Знать мирилась с его властью, пока он вершил дел именем законного царя. Однако в глазах великих бояр он оставался не более чем худородным временщиком. Претензии правителя на обладание короной вызвали негодование потомков великих и удельных князей. «Временщик» не состоял в кpовном родстве с царём и потому не имел никаких формальных прав на трон».
1) Василий Шуйский 2) Борис Годунов
3) Фёдор Мстиславский 4) Михаил Романов
А9. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите век, когда происходили описываемые события.

«Князь Дмитрий Михайлович и Кузьма… пошли в Ярославль. Костромичи ж их проводили с великою радостию и дали им на подмогу многую казну. Они же к Ярославлю, и многие люди их встречали с радостию… Ярославцы же их приняли с великою честию и принесли дары многия. Они же не взяли у них ничего и, будучи в Ярославле, начали промышлять, как бы им идти под Московское государство на очищение.

К ним же начали из градов приезжать многие ратные люди и посадские люди привозить на помочь денежную казну…»
1) XIV в. 2) XV в.
3) XVI в. 4) XVII в.
А10.

Падение Боярской думы 16-18 вв

Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и назовите историческую личность, о которой идёт речь. «…Весной 1606 г.

В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введён в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших.

Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого ещё так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном»».
1) Лжедмитрий I 2) Лжедмитрий II
3) Борис Годунов 4) Фёдор Борисович
А11.

Прочтите отрывок из работы историка и назовите царя, о котором идёт речь.
«Бояре отправились к царю. Свояк царя, Иван Михайлович Воротынский сказал ему: «Вся земля бьёт тебе челом; оставь своё государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят».

Царю ничего не оставалось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом.
Верховное правление на время перешло к боярскому совету под председательством князя Фёдора Мстиславского».
1) Борис Годунов 2) Василий Шуйский
3) Михаил Романов 4) Иван IV
А12. Прочтите отрывок из дневника современника и укажите год, когда произошли описанные события.
«Злосчастный мятеж, для которого изменники уже давно объединились, составляя союзы и присягая.

Их предводителем в том деле был нынешний царь – Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности… Войска выпустили против той Москвы, которая могла стать на сторону Дмитрия, вступив в сговор с влиятельнейшими купцами и частью мира».
1) 1598 г.
2) 1605 г.
3) 1606 г.
4) 1610 г.
А13.

Прочтите отрывок из документа и определите, с каким событием он связан.
«В Нижнем же казны становилось мало. Он же начал писать по городам в Приморские и во вся Понизовые, чтоб им они помогали идти на очищение Московского государства. В городах же слышали в Нижнем собрания, рады были и посылали к нему на советуй многую казну к нему посылали».
1) с созданием Второго ополчения в 1612 г.
2) с походом Лжедмитрия I на Москву
3) с избранием на царство Михаила Романова
4) с избранием на царство Бориса Годунова
Б1.

Укажите имена руководителей Второго ополчения, освободившего Москву от поляков в 1612 г. Найдите в приведённом ниже списке два имени и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Иван Заруцкий;
2) Дмитрий Пожарский;
3) Григорий Отрепьев;
4) Кузьма Минин;
5) Михаил Романов.
В2. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Правительство, состоявшее из представителей знатных боярских родов, пришедшее к власти после свержения Василия Шуйского».
С1.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Окончание Смутного времени». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с окончанием Смуты начала XVII в.

в России.

Предметы

Боярская Дума до Смуты.Какая она была?

новичокОтвет 1:
Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением.

А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает».

Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.
Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили».
Иерархия думных чинов: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки.

Вам необходимо почитать о местничестве в Боярской думе….С отменой местничества значение Боярской думы окончательно падает.
Членство в Боярской думе по традиции было закреплено за аристократическими фамилиями, и когда тот или иной родовитый человек достигал известного возраста, ему «сказывали думу», то есть вводили в круг бояр.

Боярская дума: дата учреждения, история.

Разумеется, время вносило свои коррективы в состав знати. Опричнина и Смута подкосили потомство удельных княжат. Как отмечал С. Ф. Платонов, «Для московской аристократии время смуты было тем же, чем были войны Алой и Белой Роз для аристократии Англии: она потерпела такую убыль, что должна была воспринять в себя новые, демократические, сравнительно, элементы, чтобы не истощиться совсем».

Боярская дума прекратила свою деятельность при Петре I.

Термин « боярская дума » не упоминается в древних памятниках и появился позже. Во время Киевской Руси она состояла из княжеских дружинников и «град ских старцев» и была скорее совещательным органом. Позже, в удельный период боярская дума становится советом великого князя. Ее состав во время Московского княжества включал в себя «путных бояр», таких как - тысяцкие, дворецкие, окольничие и т.п. На последнем этапе формирования Московского государства боярская дума становится постоянно действующим органом.
Функции боярской думы имели законосовещательный характер. Роль боярской думы и ее влияние менялись во времена разных государей. При некоторых монархах состав думы был довольно узким, состоящим из наиболее близкой к престолу знати. К примеру, государь Иван III все государственные вопросу обсуждал широким кругом бояр и спокойно относился к возражениям и не согласиям с его мнением. А вот его сын, Василий III с боярской думой совещался редко, особо важные вопросы решал только со своими приближенными боярами. В такой же политике ведения дел обвинял Андрей Курбский Ивана Грозного . Во время же малолетства Грозного боярская дума была единственным центром управлявшим государством.
Заседания думы проводились ежедневно в Кремле с раннего утра и до обеда, при решении сложных вопросов заседания продолжались вечером. Царь по своему желанию присутствовал или нет на заседаниях. Начальники приказов представляли к рассмотрению вопросы по текущим делам. Если бояре принимали решение, по какому то - вопросу самостоятельно, то их приговор приобретал силу закона и без царского подтверждения. Но при всем этом, боярская дума была ограниченна рамками законосовещательного органа. Иногда на заседаниях думы разногласия между группами бояр выливались буквально в драки, хотя четко оформленных оппозиций в боярской думе не было. При решении особых вопросов к боярской думе присоединялся Освященный собор, состоявший из высших церковных иерархов.
Состав боярской думы менялся на протяжении всего времени ее существования. Во время раздробленности дума состояла из 2-3 бояр, призванных для решения конкретного вопроса. С середины 15 по начало 16 веков состав думы стал постоянным и включал в себя примерно 20 человек. В 17 веке дума насчитывает уже более 100 представителей высшей знати и чиновничества. В это время складывается думная иерархия: бояре, окольничие, дворяне думные, дьяки думные. Высшими чинами остаются бояре, их насчитывалось около 200, из них примерно половина являлись титулованной знатью, потомки феодальных князей. Появился чин думного дворянина, его обычно давали захудалым боярам или не знатным дворянам. К думным дьякам относились должностные лица, управлявшие важнейшими приказами. Этот чин мог быть пожалован и людям не дворянского происхождения, за хорошую службу.
Как государственное учреждение боярская дума была уничтожена

Боярская дума являлась совещательным органом. В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Чис­ленность членов Думы была – до 20 человек. В течениеXVIв. между Думой и князьями шла борьба за приоритет в управлении, после правления Ивана Грозного (связано с казнями бояр) Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи. При первых Романовых компромисс был достигнут. Боярская дума стала важной со­ставной частью сословно-представительной монархии как постоянно дей­ствующий высший государственный орган и как верхняя палата русского парламента – Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Получение думного чина зависело от воли государя. Права Боярской думы никаким законом не определялись, здесь дейст­вовало обычное право. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников например воевод, судей и др. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела по Докладу и по апелляции. Принадлежала ей и законодательная инициати­ва, как и право принимать и утверждать законы. Заседала Боярская дума в царском дворце.

  1. Земские соборы: периодизация истории существования, порядок формирования.

Созыв Земского собора объявлялся царской грамотой. Туда входили представители различных сословий, их численный состав были неопределенными. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Особые преимущества на выборах имело столичное дворянство, посылавшее обычно по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Из 192 выборных членов Земского собора 1642 г. 44 человека были делегированы московскими дворянами. Большее представительство имели и высшие торгово-ремесленные круга Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%.члены. Первый Земский собор состоялся в 1549, при царе Иване IV.

Земский собор 1584 утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Иоанновича. Земский собор 1598 избрал на русский царский престол Бориса Годунова. Земский собор 1613 избрал на царский престол первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Алексей Михайлович при своем восшествии на царский престол в 1645 также был утвержден решением Земского собора. В 1613-1615 Земские соборы занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства, введением новых налогов.

Соборы 1616-1642 устанавливали новые налоги, организовывали оборону от польской, турецкой и крымской агрессий. Земский собор 1648-1649 разработал и утвердил Соборное Уложение 1649, Земский собор 1653 принял решение о присоединении Украины к России. Это был последний настоящий Земский собор.

В 60-80-х гг. XVIIв. Земский собор в полном составе не созывался, собирались лишь комиссии по сословиям (преимущественно, боярские), которые, по поручению царя, рассматривали самые разнообразные вопросы и предлагали монарху свои варианты разрешения насущных проблем.

Боярская дума - высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояреприговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Историк Степан Веселовский писал:

Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства - на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород,Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» - доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояре введенные, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это - князья , делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в., а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий , звание, которое затем было обращено в чин. При Иоанне III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. 1497 г., ст. I).

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян , что опять превратилось в чин. Этот элемент особенно усилился во время борьбы Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков . При усилении письменного делопроизводства явилась и канцелярия при думе. Те дела, которые дума в полном объеме не могла вести, поручались думным дьякам, а именно: посольские, разрядные, наместные и быв. Казанского царства. Эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей; они становились министрами и, каждый по своему ведомству, имели право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось, при Феодоре Алексеевиче их было 14. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизмененным и в XVII в.

Число членов думы только с XVI в. становится определеннее; со времен вел. кн. Василия Иоанновича ведутся уже списки членов думы; от Иоанна III к сыну его перешло д3 (Так в издании 1891 г. - Ред.) бояр, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Грозном число бояр понизилось вдвое, зато увеличилась неродовитая часть в составе думы: он оставил 10 бояр, 1 окольничьих, 1 крайчего, 1 казначея и 8 думных бояр. После Феодора Иоанновича число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением Мих. Феодоровича). Так, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время 47; при Мих. Феодор. - 19, при Алек. Мих. - 59, при Фед. Алек. - 167. Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума). Заседания думы происходили в царском дворце - «На Верху» и в Золотой Палате. По свидетельству Маржерета время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 ч. утра). Бояре делили с царем все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, собственно для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин - по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина - см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Полномочия

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» - два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно - своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.

История

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., 1389 г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под 1469 г.). В X V I в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

В малолетство Грозного (1533-1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560-1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину . Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашел это неосуществимым.

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) - время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии - уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе); имел законосовещательный характер.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРСКАЯ ДУМА

совет крупнейших феодалов при великом князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. В период феодальной раздробленности этот совет не представлял собой постоянно действовавшего учреждения и не имел определенного состава и компетенции. В конце 15 в. совет при князе становится постоянным органом со строго определенными функциями и получает особое название «Боярская дума». Б. д. решала совместно с князем (позднее царем) все основные вопросы законодательства, управления, суда, внешней политики. Б. д. была высшей судебной инстанцией. Она рассматривала политические преступления, преступления по должности, местнические споры (см. Местничество) и являлась высшей апелляционной инстанцией в отношении решений приказов (см.). Законы издавались «с государева докладу и со всех бояр приговору». Руководил заседаниями Б. д. царь, а в его отсутствие – уполномоченный им боярин.

Обладая значительной властью, Б. д. не представляла учреждения с самостоятельной компетенцией. Обычно решения Б. д. обсуждались и выносились совместно с царем (ранее великим князем) или подготовлялись Думой и утверждались им. Царь же мог принять решение и без участия Б. д. Но в периоды междуцарствий Б. д. приобретала огромное значение – она становилась единственным постоянным органом власти.

Первоначально в Б. д. входили исключительно представители крупной землевладельческой знати – бояре и окольничьи. С начала 15 в. бояре вводились (назначались) в Б. д. великим князем и потому назывались «введенными». Великий князь фактически обязан был принимать советы Б. д., выражавшей мнение наиболее влиятельной группы его вассалов, обладавших огромными земельными владениями и значительными военными отрядами, имевших право отъезда (право отказа от службы своему сеньору – князю – и перехода на службу к другому князю).

По мере роста численности и расширения политических прав дворянства (см.) в Б. д. включаются и представители дворянских фамилий. При Иване Грозном устанавливается особый чин «думный дворянин», что являлось одним из ударов по старинному боярству. Тогда же вводится в Б. д. и бюрократический элемент – думные дьяки, что также ущемляло интересы аристократических фамилий, но отвечало стремлениям дворянства. С ростом политического влияния дворян московские великие князья, опираясь на них, постепенно ликвидировали право отъезда бояр, что ослабило значение Б. д. Сильно подорвала роль боярства, а следовательно, и Б. д. опричнина (см.). В 17 в. значение боярской аристократии в Б. д. падает. Ее решительно вытесняют люди неродовитые, выходцы из дворянства, стоящие за неограниченную царскую власть. Так, в конце. 17 в. менее половины членов Думы составляли представители старых боярских фамилий, бывших в Б. д. при прежней династии. Неуклонно увеличивался численный состав Б. д. Соответственно изменялась компетенция Б. д. и ее политическое значение.

В 17 в. установилась практика обсуждения важнейших вопросов в т. н. Ближней (или Тайной) думе, состоявшей из небольшой группы самых доверенных и близких к царю лиц. Во второй половине 17 в. цари все реже и реже созывают Б. д. Ее место уже при царе Алексее Михайловиче (1645–76 гг.) начинает занимать Ближняя дума («Комната»).

В конце 17 в. из состава Б. д. выделилось особое учреждение – Расправная палата, сначала решавшая гл. обр. судебные дела, а затем постепенно превратившаяся в орган, заменявший в ряде случаев Б. д. Так как состав Расправной палаты определялся исключительно усмотрением царя, то это еще более подрывало значение Б. д.

По мере развития абсолютизма (см.) власть Б. д. уменьшалась и ее политическое значение падало. В начале царствования Петра I важнейшие дела, находившиеся в ведении Б. д., были переданы новым учреждениям, а сама Б. д. превратилась в исполнительный орган при государе, т. н. Ближнюю канцелярию, или «консилию министров», – совещание лиц, заведовавших различными приказами. Окончательно Б. д. была ликвидирована в 1711 г. с созданием Петром I Сената (см.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Похожие статьи