Как сжечь ведьму. Почему ведьм сжигали? История самой жестокой казни средневековья. Кто же такая ведьма

Почему ведьм сжигали, а не казнили каким-либо другим способом? Ответ на этот вопрос дает сама история. В статье попробуем разобраться, кого считали ведьмой, и почему именно сожжение было самым радикальным способом избавления от колдовских чар.

Кто же такая ведьма

Ведьм сжигали и преследовали еще во времена Римской империи. Своего апогея борьба с колдовством достигла в XV-XVII веках.

Что же нужно было сделать, чтобы человека обвинили в колдовстве и сожгли на костре? Оказывается, во времена средневековья, для того чтобы получить обвинение в занятиях колдовством, достаточно просто быть красивой девушкой. Обвинить могли любую женщину и на вполне законных основаниях.

Ведьмами считали тех, кто имел на своем теле особую отметку в виде бородавки, огромной родинки или же просто синяка. Если с женщиной проживала кошка, сова или мышь - она тоже считалась ведьмой.

Признаком причастности к колдовскому миру была как красота девушки, так и наличие какого-либо телесного уродства.

Самым главным поводом, чтобы оказаться в застенках святой инквизиции, мог быть обычный донос с обвинением в богохульстве, плохих словах о власти или же в поведении, вызывающем подозрение.

Допросы представители устраивали так мастерски, что люди признавались во всем, что от них требовали.

Сожжение ведьм: география казней

Когда и где происходили казни? В каком веке сжигали ведьм? Лавина бесчинств припадает на средневековье, и задействованы в основном были страны, в которых была католическая вера. Около 300 лет ведьмы активно подвергались уничтожению и преследованию. Историки утверждают, что за колдовство было осуждено около 50 тысяч человек.

Инквизиторские костры горели по всей Европе. Испания, Германия, Франция и Англия - вот страны, где ведьм сжигали массово, тысячами.

К разряду ведьм причисляли даже маленьких девочек, в возрасте до 10 лет. Дети погибали с прокленами на устах: они проклинали родных матерей, которые якобы научили их мастерству колдовства.

Сами же процессы судопроизводства проводили очень быстро. Обвиненных в колдовстве допрашивали скоро, но с применением изощренных пыток. Иногда людей осуждали целыми партиями и массово ведьм сжигали на костре.

Пытки, предшествующие казни

Пытки, применяемые к женщинам, которых обвиняли в колдовстве, были очень жестокими. В истории зафиксированы случаи, когда подозреваемых заставляли сутками восседать на стуле, утыканном острыми шипами. Иногда ведьму обували в обувь большого размера - туда заливали кипяток.

В истории известно и испытание ведьмы водой. Подозреваемую попросту топили, считалось, что ведьму утопить невозможно. Если женщина после пытки водой оказывалась мертвой, ее оправдывали, но кому от этого было легче?

Почему предпочтение отдавалось сожжению?

Казнь через сожжение считалась «христианским видом казни», ведь она происходила без пролития крови. Ведьм считали преступницами, достойными смерти, но, так как они раскаивались, судьи просили быть к ним «милостивыми», то есть убить без кровопролития.

В средневековье сжигали ведьм еще и из-за того, что святая инквизиция боялась воскрешения осужденной женщины. А если тело сожжено, то какое же воскрешение без тела?

Самый первый случай сожжения ведьмы зафиксирован в 1128 году. Событие произошло во Фландрии. Женщина, которую посчитали союзницей дьявола, была обвинена в том, что, после того как она облила водой одного из богачей, тот вскоре заболел и умер.

Сначала случаи казней были редкими, но постепенно приобрели массовый характер.

Процедура казни

Следует отметить, что оправдание жертв тоже было присуще Существует статистика, указывающая на то, что количество оправданий обвиненных соответствовало половине судебных процессов. Пострадавшая от пыток женщина могла даже получить возмещение за свои страдания.

Осужденную женщину ждала казнь. Надо отметить, что казнь всегда была публичным зрелищем, цель которого - устрашить и запугать публику. Горожане спешили на казнь в праздничных одеждах. Это событие привлекало даже тех, кто жил далеко.

Обязательным во время проведения процедуры было присутствие священников и представителей власти.

Когда все были в сборе, появлялась повозка с палачом и будущими жертвами. К ведьме у публики сочувствия не было, над ней смеялись и подтрунивали.

Несчастных приковывали цепями к столбу, обкладывали сухими ветками. После подготовительных процедур обязательной была проповедь, где священник предостерегал публику от связи с дьяволом и занятий колдовством. Роль палача заключалась в том, чтобы поджечь костер. Слуги следили за огнем до тех пор, пока от жертвы не оставалось и следа.

Иногда епископы даже соревновались между собой, кому из них удастся произвести больше которых обвиняют в колдовстве. Этот вид казни по мучениям, которые испытывала жертва, приравнивают к распятию на кресте. Последняя сожженная ведьма зафиксирована в истории в 1860 году. Казнь произошла в Мексике.

Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .

На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .

Нюня
Бета: Mora
Название: Как сжечь ведьму. Пособие для начинающих
Дисклеймер: Масаши Кишимото
Жанр: Романтика, Ангст, Юмор, Драма, Экшн (action)
Статус: в процессе
Рейтинг: R
Пейринг: Саске/Хината
Размещение: с указанием автора и с его разрешения
Предупреждение: Гет, AU, OOC
От автора: Сказочная история, наполненная колдовством, духами и драконами. Фамилии главных героев изменены.
Саммари: XVI век. Охота на ведьм распространилась по всей Западной Европе. Ни в чем не повинных женщин сотнями пытали и сжигали на костре... Но что делать, если ты настоящая ведьма, пусть и с весьма скудными способностями? Как ты защитишь себя, когда за тобой придет прекрасный рыцарь, охваченный неутомимым желанием... поскорее сжечь тебя?

Почему именно мужская одежда? – недовольно скривился мальчик, подозрительно прищурив левый глаз. – Хината же девушка!

Она не должна бросаться в глаза. Женщина среди путников это всегда подозрительно, а так она будет выдавать себя за мужчину, и на нас никто не обратит внимание.

Саске говорил спокойно, слегка лениво, оперевшись плечом о каменную стену. Они смотрели вперед в самую глубь леса, не решаясь обернуться назад, где переодевалась ведьма. Рыцарь жадно вдыхал воздух, словно пытаясь поймать запах ее кожи, но пахло лишь грязью и свежей листвой. Наруто нетерпеливо ерзал на месте, косясь на сумку, набитую едой и хлебом. Саске заметил это и подтянул ее поближе к себе, усмехнувшись. Мальчик-лис недовольно фыркнул и выскочил из пещеры. Мужчина остался наедине с полуголой девушкой за спиной. Его ладони покрылись потом, а сам он еле сдерживал себя, чтобы не повернутся и не подглядеть за ней хоть краешком глаза. Собирая всю свою выдержку в кулак, он сорвался в момент, услышав высокий жалобный голосок Хинаты.

Саске! Мне нужна помощь!

Не успев повернуться, девушка уткнулась в сильную мужскую грудь, которая уже была влажной, несмотря на холодный ветер.

Слушаю тебя, - прохрипел он, стараясь поднять глаза как можно выше, чтоб не видеть ее обнаженной груди, зажатой в девичьих руках.

Я не могу затянуть это. - Хината протянула к его носу небольшой отрезок длинной ткани, который был взят специально для ее внушающего размера. – Помоги.

Смерти моей хочешь? – зашипел мужчина, грубо выхватывая мягкую ткань из ее рук. – Повернись спиной.

Девушка легонько кивнула и повернулась спиной. Намотав длинные волосы на кисть, она схватилась ладонями за затылок, убрав волосы и руки для удобства. Легкое головокружение охватило Саске, когда он увидел мягкий изгиб ее спины и тонкой талии, очерченные глубокой линией позвоночника. Дрожащими руками мужчина натянул ткань и потянул руки вперед, обхватывая ее грудь и затягивая ее, чтобы сгладить округлости. Хината закусила губу и прикрыла глаза, терпя слегка болезненные ощущения от силы его рук, затягивающих ткань вокруг ее худого тела. Ей было тяжело дышать от давления на ребрах, а он задыхался от ее нежной кожи, скользившей под его пальцами. Заправив ткань, он поцеловал ее оголенную тонкую шею и девушка обернулась к нему, густо покраснев и ухватившись пальцами за место поцелуя. Их разделяло расстояние меньше шага, а губы так и тянулись друг к другу.

Что вы там делаете? – раздался громкий голос Наруто за их спинами.

Разговариваем! – прорычал Саске, натягивая на хрупкую девушку тонкую мужскую рубашку. Щеки Хинаты горели ярким красным огнем, а глаза стыдливо были опущенные вниз. Пробежав кончиками пальцев по дрожащим ресницам, он поцеловал ее в веко и улыбнулся. – Пошли, ведьма, пора выдвигаться.

Брюнетка улыбнулась в ответ, вытирая ребром указательного пальца веко, которое словно горело от поцелуя.

«Ее сила в девственности, черт ее бери. Я когда-нибудь сорвусь…» - ругался в своем подсознании рыцарь, пристегивая к седлу сумки.

А обед?! – прокричал свой вопрос Наруто, вытягивая из его рук сумку, из которой выглядывала корочка аппетитного хлеба. Подняв сумку вместе с висящим на ней мальчиком вверх, он интенсивно ее затряс, чтобы надоеда выпустил ее из рук. С грохотом упав на землю, мальчик зарычал, пиная рыцаря по ноге, но тот не обращал внимания на ребенка и продолжал молчаливо собираться в дорогу. В голубых глазах Наруто блеснула голодная слеза, но мужчина был непреклонен.

Поедим позже. С твоим аппетитом мы либо разоримся, либо никогда не дойдем до места.

Не смей баловать ребенка! – Пихнул ее в плечо брюнет.

Детей нужно баловать, иначе они вырастают в таких чёрствых мужланов, как ты.

Войдя в ворота города, Хианата сильней натянула капюшон плаща на лицо. Ее волосы были аккуратно заплетены в косу, поэтому издалека она действительно была похожа на маленького мальчика-подростка, с по-девичьи мягкими чертами лица. На улицах было оживленно и шумно. Вокруг было много людей в масках, окруженных смехом. Хината разглядывала все вокруг, ей было так в новинку видеть подобные празднества, что она стала заметно отставать от своих спутников. Ее чуть не снесли с ног двое веселых малышей, которые бежали со всех ног в центр города, где уже собралась толпа. Осмелев, она твердо зашагала вперед в сторону представления, позабыв о своих настоящих и важных планах. Ведьму влекла громкая музыка и смех, которые становились все громче и громче с каждым шагом. Гуттлетс тоже слегка высунул морду из-под ее капюшона, любопытно озаряясь по сторонам. Здесь, в этой суматохе, никто не обращал внимания на маленького мальчишку с восхищенными серыми глазами. Она уже подобралась к толпе, когда в ее лицо полыхнул огонь и она, от испуга, упала на землю.

Простите! – громко рассмеялся мужчина в маске, подавая руку Хинате.

Все хорошо. - Отряхиваясь, кивнула она, внимательно разглядывая комедианта. – Вы дышите огнем?

Да, - удивившись ее вопросу, ответил мужчина, играя с факелами и умело подкидывая их верх.

Словно дракон! – Хлопнула девушка в ладоши, восхищенно наблюдая за его действиями.

Мужчина снова громко рассмеялся, набирая в рот керосин и выпуская новые взрывы пламени вверх. Хината не заметила, как сама стала звонко смеяться глядя на огонь, который раньше ненавидела. Тряхнув своими рыжими волосами, мужчина улыбнулся и положил руку на ее голову. Его карие глаза запылали огнем, который он только что запускал в воздух.

Этот праздник для тебя, Хината.

Что? – Округлив свои глаза, спросила девушка, но мужчина растворился, превратившись в черный дым.

Девушка вздрогнула, когда ее локоть сильно сжали и дернули назад. Саске с гневом скрипел зубами, впритык смотря на ее лицо, полное непонимания и радости.

Не отставай! – рявкнул он, сжав ее руку и потянув за собой. Девушка, сделав всего два шага, намертво встала на месте, не желая идти следом.

Я хочу посмотреть на праздник! – вскрикнула она, вырывая свою руку. Мужчина шумно вдохнул, закрывая глаза, в которых просто бурлила злость.

И я хочу! – воскликнул Наруто, хватая руку Хинаты.

Они стояли позади толпы, смешно вытянув головы вверх, пытаясь разглядеть все представление. Наруто, казалось, смеялся громче всех, опершись на голову Жустиса. Саске недовольно скрестил руки и ждал. Ждал, когда удовлетвориться любопытство этих двоих, и они смогут продолжить свой путь по намеченному плану. Буркнув себе под нос ругательство, он глянул на девушку, в глазах которой искрилась неподдельная радость и любопытство. Ее восхищало все: столпотворение людей, скучные выступления комедиантов и даже смех, человеческий задорный смех. Духи не умеют смеяться.

Улыбнувшись, рыцарь молча взял девушку на руки и усадил позади ребенка. Серые глаза распахнулись еще сильней, увидев маленьких собак, бегающих по импровизированной сцене.

Тебе это так нравится? – спросил Саске, сжимая ее ладонь.

Да! Я словно заново познала жизнь! – воскликнула она, вытирая слезу со щеки. Наруто промолчал, даже не переведя взгляда на девушку, но что-то внутри него екнуло. Как можно это называть жизнью? Жизнь - это жить вместе с родителями в собственном доме, окруженным теплом и уютом. Быть всегда сытым и не красть ради выживания. Что она, ведьма, может знать о жизни?

Саске, - окликнула рыцаря Хината. - Я видела духа огня.

Две пары удивленных глаз уставились на девушку. Ее глаза блеснули загадочным блеском, и она снова улыбнулась, погладив солнечные волосы мальчика.

Что он тебе сделал? - подавшись немного вперед, спросил рыцарь, с тревогой оглядывая ее лицо.

Ничего. Я должна тебе кое-что сказать. - Сделав глубокий вздох, Хината повернулась к Саске и произнесла: - Он любил духа реки. И она любит его до сих пор, хотя когда-то он решил уничтожить людей, сжигая их в огне, а она потушила его огонь, защитив человечество от его рук. Она уничтожила то, что любила больше жизни.

Какие духи? - спросил Наруто, вскидывая назад голову, чтобы видеть Хинату.

Мои друзья, - прошептала Хината.

Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?

В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.

Едва с ведьмовством перестали бороться, как в мире то тут, то там начали вспыхивать революции и все больший размах стал приобретать терроризм. А в этих явлениях заметную роль играли женщины, словно бы превращавшиеся в злобных фурий. И в разжигании нынешних «цветных» революций они тоже играют заметную роль.

Языческая толерантность

Языческие религии в целом терпимо относились к колдунам и ведьмам. Все было просто: если колдовство шло во благо людям, это приветствовалось, если во вред - наказывалось. В Древнем Риме избирали наказание колдунам в зависимости от вредоносности содеянного ими. Например, если нанесший вред колдовством не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено увечье. В некоторых странах колдовство каралось смертью.

Все изменилось с приходом христианства. Пить, гулять на стороне и обманывать ближнего стало считаться грехом. А грехи объявили происками дьявола. В Средние века видение мира у простых людей стали формировать самые образованные люди той эпохи - священнослужители. И они навязали им свое мировоззрение: дескать, все беды на земле происходят от дьявола и его подручных - демонов и ведьм.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И кажется, что возникла идея - чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Некая женщина плеснула водой на одного вельможу, а тот вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Во Франции первое известное сожжение ведьмы состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе.

Мир сошел с ума

В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.

В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек».

Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А еще сильнее зверствовал его двоюродный брат - князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-1633 годов более 600 человек. Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.

В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.

В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.

Не только инквизиция

Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.

В 1522 году он писал: «Колдуны и ведьмы - суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели, понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола». И под влиянием его проповедей протестанты в Германии отправляли женщин на костер по малейшему подозрению.

Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.

Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.

Еще более существенным доказательством вины ведьмы, чем ее признание, считалось наличие на ее теле «отметины дьявола». Различали две их разновидности - «ведьмин знак» и «клеймо дьявола». «Ведьмин знак» должен был напоминать третий сосок на теле женщины, считалось что через него она кормила демонов собственной кровью.

А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.

При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.

Костры против феминизма

Существует и еще одна любопытная теория. Будто бы инквизиция - инструмент мужских монашеских орденов - охотой на ведьм пыталась поставить женщин на место. Крестовые походы и междоусобицы основательно выкосили ряды мужчин в Европе, а потому, особенно в сельских общинах, женское большинство диктовало свою волю мужскому меньшинству.

А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.

Не случайно с помощью обвинений в ведьмовстве нередко расправлялись с женщинами, достигшими большого влияния и высокого положения. В этой связи можно вспомнить казнь жены Генриха VIII - Анны Болейн. Одним из предъявленных ей в 1536 году обвинений стало колдовство. А доказательством связи с нечистой силой стал шестой палец на одной руке у Анны.

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д"Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».

В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Олег ЛОГИНОВ

Инквизиция и церковные суды еще более жестоко, чем с еретиками боролись с ведьмами и колдунами. Но если казни еретиков еще хоть как-то можно объяснить конкуренцией между различными течениями христианской Церкви, которая в идеологическом плане продолжается и по сей день, то массовые казни ведьм ныне кажутся просто каким-то сумасшествием, охватившим христианский мир в XV-XVII веках. На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И, кажется, что возникла идея – чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400.

Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк И. Шерр писал:

«Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Браиденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек.

Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому), с 1640 по 1651 год сожжено около тысячи ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке в 1640 году сожгли 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 году в Гольштейне 18 ведьм».

По дошедшим до нынешней эпохи документам, в епископстве Бамбергском при населении 100 тысяч человек сожжено в 1627-1630 годах - 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727- 1729гг.) - более 200.

Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой были только в 1651 году сожжены 22 женщины. В свободном имперском городе Линдгейм подозреваемых бросали в ямы, прозванными "башнями ведьм", и пытали до тех пор, пока они не сознавались.

Процессы проходили по упрощенной схеме: допрашивались по 8-10 человек разом, а их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: №1, №2, №3, и также все сжигались на одном костре.

Особенной страстью в гонениях ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

А рекордсменом стал его двоюродный брат - князь-епископ Готфрид Иоганн Георг Второй Фукс фон Дорнхейм, казнивший в Бамберге в период 1623-33 гг. более 600 человек.

Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургскнм в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.

Справедливости ради следует уточнить, что указанных выше массовых казнях не всегда была повинна инквизиция. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствола не инквизиция, а епископальные суды. Но для жертв было не суть важно кто их отправляет на костер.

В принципе, чтобы обвинить человека в связях с дьяволом было достаточно любого повода.

В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня, трирский епископ рассудил, что без козней дьявола тут однозначно не обошлось, и подверг кучу людей пытке. 118 женщин и 2-е мужчин сознались, что вызвали холод заклинаниями, и их отправили «погреться» на костер.

В апреле 1663 года была арестована по подозрению в колдовстве Агнесса Генше, жена ткача. Вся вина ее состояла в том, что как-то на крестинах она одна не испугалась черной кошки, вскочившей на стол. Пока все остальные сидели ни живы, ни нему, она спокойно пила из своей кружки. Ну, разве не ведьма?

В 1583 году иезуиты замучились изгонять бесов из одной 16-летней девушки, страдавшей конвульсиями. Они изгнали из нее ни много, ни мало 12 655 бесов, а девочка продолжала периодически биться в конвульсиях. Тогда святые отцы здраво рассудили, что надо бороться с причиной, а не следствием. И подвергли пыткам 70-летнюю бабку больной - Елизавету Пленахерин. И надо же попали в точку. Бабка созналась, что уже много лет находится в связи с дьяволом и не пропускает ни одного шабаш и вообще ведьма со стажем. Старушку Пленахерин на веревке, привязанной к хвосту лошади, приволокли к месту казни и сожгли заживо. Помогло ли это излечить ее внучку, неизвестно.

В книге Николая Бессонова «Суды над колдовством» приводится масса примеров за какую ерунду женщин в Средневековье сначала подвергали нечеловеческим пыткам, а потом жестоко казнили:

«Как-то раз инквизиционное расследование было возбуждено против женщины, которая в ссоре выкрикнула угрозы. Через несколько дней человек, которому она пригрозила, увидел во сне кошмар - этого оказалось достаточно, чтобы счесть её колдуньей!

В герцогстве Клевском на дорогах часто переворачивались кареты и повозки. Наконец выяснилось, что виновата в этом Сибилла Динскопс, которую и сожгли в 1535 году.

А в Шотландии у одного хозяина прокисло пивное сусло. Он стал перебирать в памяти события дня и вспомнил, что мимо дома проходила женщина; чуть задержавшись, она погладила кота, сидящего в открытом окне. «Преступницу» сожгли.

Роттердамские рыбаки однажды забросили сети в воду. Один вытащил много рыбы, а у другого в сетях оказались камни (которые он, очевидно, зацепил на дне). Но простых объяснений тогда не искали. Искали ведьм. Рыбаки вернулись в свой поселок, схватили какую-то женщину и сдали ее правосудию. Та вынуждена была признаться, что, вылетев в окошко через щель в неплотно пригнанном стекле, обернулась слизняком в лежащей на дне раковине. С этой выгодной позиции она и подменила рыбу камнями при помощи заклинаний. Ведьму сожгли.

Якобетту Вебе судили за травму, которую получил крестьянин (пострадавший жил с «ведьмой» под одной крышей). Поскольку запуганным людям колдуньи мерещились повсюду, крестьянин всё время был настороже. Наконец, оказавшись в лесной чаще, он опустился на одно колено, и в ногу ему вонзился острый шип - да так сильно, что бедняга хворал три месяца. Суеверный мужик потом клялся судье, что колено ему занозил демон - и этот же демон выковырял эту зловредную колючку во время рубки дров. Сама Якобетта, побывав на допросе, призналась, что сжалилась над крестьянином и велела демону снять хромоту.

Ещё пример. Как-то несколько человек заблудились в лесу. Они долго кружили среди деревьев и, наконец, не чуя под собой ног, вышли к своим домам. Оставалось выяснить, из-за чего они сбились с пути. Подозрение пало на Якобетту Эчин, которая видела, как они вошли в лес. На процессе, проведенном в октябре 1585 года, Реми объявил: ведьма затаила на путников злобу и попросила своего демона, чтобы он водил их кругами».

Как оказалось ведьм видимо-невидимо развелось в большинстве европейских стран.

В 1527 году в Испании по оговору двух девочек девяти и одиннадцати лет было осуждено огромное количество ведьм, которые были изобличены в колдовстве благодаря усмотренному инквизиторами в их левом глазу особому знаку.

Австрия в конце XVII века была просто переполнена ведьмами. В одном из протоколов того времени, сохранившемся в архивах города Аисбург, говорилось:

«15 апреля 1661 года Анна предалась душою и телом дьяволу, который явился к ней в образе мужчины, по его приказанию отрицала Св. Троицу, богохульствовала и оскверняла Св. Таинство; при помощи колдовских средств умертвила ребенка и этими же средствами причинила другому порчу. За такие тяжкие и отвратительные преступления постановляется, чтобы она была посажена на повозку и отвезена к месту казни для сожжения на костре, причем предварительно оба плеча должны быть прижигаемы раскаленными щипцами, по одному разу каждое плечо. Но, так как она раскаялась, постановляется оказать ей милость и отрубить голову мечом и после тело ее сжечь - таков приговор; учитывая ее слабое здоровье и глубокий возраст, был еще более смягчен, а именно: она была освобождена от прижигания раскаленными щипцами».

В Вене в 1601 году были осуждены две ведьмы, одна из которых покончила в тюрьме жизнь самоубийством, а другая скончалась во время пыток. Труп последней был законопачен в бочке и брошен в Дунай, «дабы она была удалена от населения Вены».

В Венгрии в 1615 году было казнено большое количество ведьм, чтобы они своими происками не вызывали град и не уничтожали посевы.

Во Франции в правление Генриха IV один из иезуитов написал в 1594 году:

«Наши тюрьмы переполнены ведьмами и колдунами. Не проходит дня, чтобы наши судьи не запачкали своих рук в их крови и чтобы мы, возвращаясь домой, не содрогались от печальных мыслей об ужасных, отвратительных вещах, в которых эти ведьмы признаются. Но дьявол так искусен, что мы не успеваем достаточно большое количество ведьм отправить на костер, как из их пепла возникают новые ведьмы».

Разоблачению огромного количества ведьм во многих странах способствовали принятые тогда способы дознания. Весьма эффективно зарекомендовал себя для уличения подозреваемых в связях с дьяволом метод, получивший название «купание ведьм». Подозреваемой в ведьмовстве связывали большие пальцы рук и ног между собой и притягивали к пояснице, из-за чего она оказывалась как бы сидящей с подогнутыми ногами. В этом положении ее бросали в глубокий водоем. Если она тонула, то все обвинения с нее посмертно снимались, если чудом выживала, то это чудо считалась происками дьявола и подозреваемая становилась виновной. После этого ей было две дороги – или на костер, или на виселицу.

Король Иаков говорил по поводу «купания ведьм» в своей «Демонологии»: «По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения».

В 1435 году баварский герцог Эрнест Виттельсбах решил сделать своего сына Альбрехта вдовцом. Ему не понравилось, что наследник его трона связал себя узами брака с какой-то Агнес Бернауер, дочерью владельца бани. Пока Альберт охотился в соседнем княжестве, его жену арестовали по обвинению, что она приворожила его.

Суд оказался скорым. Агнесс приговорили к казни через утопление. Однако та оказалась не только красивой, но и ловкой. Брошенная с моста, Агнес ухитрилась избавиться от пут и выплыть. Однако это не спасло бедную женщину. «Второй дубль» казни, когда Агнесс обмотали ее длинные волосы вокруг железного лома, вышел для палачей более удачным.

В принципе считалось, что для осуждения ведьм все средства хороши. А потому с ними не церемонились. Например, так считал трибунал небольшого городка Линдгейм в великом герцогстве Гессенском, действовавший в шестидесятые годы XVII века. Здесь судили ведьм не инквизиторы, а обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа “присяжными кровопийцами”, поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.

Например, одной из их жертв стала жена богатого мельника. Годом ранее у неё умер новорождённый ребёнок. И вдруг ни с того ни с сего возникло подозрение будто бы ребенок был умерщвлен, а его тело использовано для приготовления колдовской мази. Не поленились провести эксгумацию трупа младенца. И хотя после этого убедились, что тельце ребенка не тронуто, но механизм обвинительной машины уже закрутился. Первой сожгли повивальную бабку, принимавшую роды, а потом взялись и за мать. Одной из основных улик против нее стал шрам на ноге, в котором судьи усмотрели знак дьявола. Тщетно бедная женщина убеждала трибунал, что шрам образовался у нее от полученной в результате падения раны. Предлагала осведомиться у лекаря из Ханау, который лечил ей ногу. Женщину заперли в «Ведьминой башне», находившейся близ Линдгейма. Само нахождение в этой башне было истязанием. Людей в ней держали на ледяном полу босиком, убрав в зимний холод из камеры солому. Но при этом женщину еще и подвергли пыткам. Не выдержав их, она созналась в колдовстве и была сожжена.

Вообще, издевательства и пытки, которым подвергали женщин, подозреваемых в колдовстве, были крайне изощренны и разнообразны.

Специально для них изуверы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.

Большой популярностью у заплечных дел мастеров пользовался «испанский осёл» - трехгранное бревно, на которое сажали ведьм. Острый клин вверху входил в промежность женщин, а чтобы они испытали муки по максимуму, им еще насильно разводили ноги в стороны или подвешивали на них гири.

Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей подмышки. Других подозреваемых пытали посредством «рака» - приспособления в виде обруча, изнутри которого находились крючья. При закручивании специальным винтом этого обруча на ноге женщины, крючья впивались ей в тело и рвали его. Когда палачи отдыхали, они попросту надевали женщине на шею какркан – железный ошейник с гвоздями, который цепью прикреплялся к столбу. После этого она не могла ни отойти, ни прилечь.

Бедные женщины, некоторых из них в тюрьмах мариновали в каменных мешках, в которые едва можно было втиснуться через лаз. Других держали в камерах с острым ребристым полом. Но, несмотря на изощреннейшие пытки и издевательства, они демонстрировали чудеса стойкости.

В 1627 году в Кельне палачи устали пытать обвиненную в колдовстве дочь имперского почтмейстера Катерину фон Хенот. Молодую женщину замучили до такого состояния, что «солнце сквозь неё просвечивало», но она ни в чем не призналась. И, тем не менее, стойкость не спасла ее от казни на костре. Судьи были неумолимы.

Как-то внимание трибунала из Линдгейма привлекла женщина, бросившаяся наутек при виде тюремщика. Судьи решили, что ее заставляет прятаться нечистая совесть, и вынесли решение об аресте. Но когда несчастную подвергли пыткам она продемонстрировала удивительную выдержку. Она выдержала все изуверские истязания ее тела и, судьи, как не старались, не смогли добиться от нее признания в колдовстве. Тогда они поступили проще. Один из заседателей заявил, что обвиняемая кивнула, когда ее спросили, заключила ли она договор с дьяволом. Этого оказалось достаточно, чтобы осудить бедную женщину и отправить ее на костер.

Остается только поражаться суровости средневекового правосудия по отношению к несчастным женщинам. Мужчин за самые зверские убийства вешали или казнили на плахе. И их смерть была куда более быстрой и менее мучительной, чем страдания от пламени постепенно охватывавшего живую плоть.

Часто к физическим страданиям добавлялись и душевные. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство. В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и её сестру, мать и бабушку. При Марии Тюдор 18 июля 1556 года сожгли заживо мать с двумя дочерьми. «Одна из дочерей, которую звали Перотина Масси, была беременна, а муж её, пастор, скрылся с острова, дабы избежать расправы. От языков пламени и натуги, вызванной адской болью, чрево её лопнуло, и младенец, чудный мальчик, выпал в огонь, но его ещё живым вытащил некто Гус, из числа подручных палача. Видя, как всё странно складывается, бальи поразмыслил и велел швырнуть бедное дитя обратно в костёр.

И, наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление.

В XVIII веке даже суровые судьи, наконец, начали понимать, что «перегибают палку» в жестоких казнях ведьм. Колдуньям все чаще начали оказывать снисхождение, заключавшееся в том, что их умерщвляли до сожжения. Одной из разновидностей такой «милости» стало привязывание к шее осужденной мешочка с порохом, который взрывался во время казни на костре и на несколько секунд сокращал страдания несчастной.

Так что, даже когда суд проявлял нисхождение к осужденным за колдовство, тем обычно все равно приходилось несладко. В 1487 году в Цюрихе одна женщина созналась в ведьмовстве с условием, что ее не предадут смертной казни. Раскаявшуюся ведьму действительно сразу не отправили на костер. По приговору суда надлежало сжечь ее тело только после смерти. Но, чтобы сильно не оттягивать этот час, женщину заживо замуровали и лишь раз в день передавали ей еду сквозь узкое отверстие в каменной кладке.

В качестве другого примера снисходительности суда можно привести сцену из книги «Легенда о Тиле Уленшпигиле» Шарля де Костера:

«…Катлину увели в тюрьму. Через три дня суд старшин приговорил ее к наказанию огнем.

Палач и его подручные привели ее на Большой рынок и возвели на помост. Профос, глашатай и судьи были уже на своих местах. Трижды протрубила труба глашатая, после чего он повернулся лицом к народу и сказал:

Суд города Дамме сжалился над женщиной Катлиной и не стал судить ее по всей строгости закона, однако в удостоверение того, что она ведьма, волосы ее будут сожжены; кроме того, она уплатит двадцать золотых каролю штрафа и немедленно покинет пределы Дамме сроком на три года; буде же она решение суда нарушит, ее приговорят к отсечению руки.

Народ рукоплескал этому жестокому снисхождению.

Палач привязал Катлину к столбу и, положив пучок пакли на ее бритую голову, поджег. Пакля горела долго, а Катлина плакала и кричала.

Наконец ее развязали и вывезли за пределы Дамме в тележке, ибо ноги ее были обожжены...»

После этого наказания Катлина сошла с ума.

Борьба с ведьмовством успешно экспортировалась из Европы и на другие континенты. 8 февраля 1692 года в Массачусетсе прошел Суд над Салемскими Ведьмами. Все началось с того, что две юные девочки в городе Салем начали то и дело биться в конвульсиях, а когда кто-то хотел им помочь, они забивались в углы, царапались и кусались. У местного священника не возникло сомнений, что ими овладел Сатана. Изгнать его из них он оказался не в силах, а между тем и у других подростков стали проявляться подобные симптомы. Есть версия, что причиной странного поведения детей стало увлечение магией Вуду, которую исповедовали няни девочек – рабыни, привезенные с острова Барбадос. Однако протестантские пасторы посчитали, что детей околдовывают ведьмы, подростков вызвали в суд и потребовали назвать имена колдуний. Те назвали столько, что за год в тюрьмах оказался 141 человек, обвиненный в колдовстве, а 19 женщин были повешены.

Поразительно, но сумасшедшими в те времена выглядели не преследователи ведьм, а их заступники. Когда в начале XVII века демонолог Фридрих фон Шпее, отправивший на костер многих женщин, вдруг пересмотрел свои взгляды и превратился из гонителя в заступника, многие посчитали, что он тронулся умом. Кардинально переменить свое мировоззрение Фридриху помог один случай. Он присутствовал при пытке одной женщины, обвиняемой в ведьмовстве. И вдруг «ведьма» не только призналась в колдовстве, но и указала на фон Шпее как наиболее бесстыдного поклонника Сатаны. По ее словам, он якобы оборачивался волком и козлом, совокуплялся с ведьмами и был отцом младенцев, родившихся с лягушачьими головами и паучьими конечностями.

Надо полагать в этот миг фон Шпее осознал, что не будь он столь известным борцом с происками Дьявола, болтаться ему вскоре на дыбе и дрыгать ногами над языками пламени. Поставив себя на место осужденных, Фридрих раскаялся, что столь жестоко относился к ним, даже поседел от угрызений совести. А в 1631 году он опубликовал сочинение «Предостережение обвинителям», в котором разоблачил приемы инквизиторов. Правда свое имя под этим сочинением он поставить не отважился, и оно стало анонимным.

А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д"Арк 30 мая 1431 года в городе Руане.

Против Орлеанской девы, попавшей в мае 1430 года в плен к бургундцам, которые продали ее англичанам, инквизиция возбудила процесс по обвинению в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Судебное и церковное расследование тянулось дольше года. Но французская героиня была обречена.

Епископ Кошон банально обманул бедную девушку. Он показал ей сложенный костер, на котором она погибнет, если не признает свою вину и пообещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу о послушании Церкви и отречении от ересей. Героиня, спасшая Францию, писать не умела и поставила на бумаге вместо подписи крест. Между тем у нее отобрали женскую одежду, и она за неимением другой одела мужскую. Это означало, что она вторично впала в ересь, чему прощения уже не могло быть. Трибунал приговорил ее смертной казни на костре.

30 мая в 9 часов утра Жанну д"Арк с бумажной митрой на голове, на которой была надпись: «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница», вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка в Руане. Здесь уже все было готово для образцово-показательной казни: сколочены деревянные помосты для судей и эшафот для Жанны д"Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг которого штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Учитывая большую популярность Жанны во Франции и слухи о том, что соратники готовы ее отбить, были приняты серьезные меры предосторожности. Вокруг эшафота в оцеплении стояли 800 английских солдат, которые не подпускали горожан близко к осужденной. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь.

Епископ Кошон огласил приговор церковного суда: «...Мы объявляем тебя, Жанна, вредным членом церкви и, как такового, отлучаем от нее: мы отдаем тебя в руки светской власти, прося ее, однако, смягчить свой приговор и избавить тебя от членовредительства и смерти...». От членовредительства Жанну действительно избавили, но от костра – нет. Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Вскоре огонь охватил одежду осужденной. Жанна была молода и хорошо сложена. Очевидцы казни рассказывали, что какое-то время все разглядывали «тайны, которые только могут быть у женщины». Но многие плакали.

Палач получил распоряжение после того, как осужденная погибнет, залить костер, чтобы горожане могли осмотреть останки и убедиться, что они принадлежат именно Орлеанской Деве. Когда он выполнил это, то снова разжег огонь. Пепел оставшийся от народной героини Франции был развеян над Сеною.

16 мая 1920 года Орлеанская дева Жанна д"Арк была причислена католической церковью к лику святых.

Отцы церкви сами раздували возможности ведьм и колдунов, а потом будто бы мужественно боролись с сильным противником. Например, в 1500 году Папа Римский Александр VI в своей булле впервые упомянул о реальности перемещений по воздуху ведьм и колдунов и допустил реальность «шабаша». Тут же покатились судебные процессы с обвинениями в перевоплощении в животных, полетах на шабаш, сексуальных сношениях с дьяволом. Католические теологи подключились к нагнетанию жути на людей и начали говорить о реальности «инкубов», «суккубов», волкодлаков, шабашей, левитации и т. п. Перед такой угрозой, костры запылавшие по всей Европе и впрямь выглядели избавлением.

Так, благодаря отцам христианской церкви страшилки про ведьм и колунов на долгие годы стали главными ужастиками для людей и объяснением всех событий происходящих помимо их воли.

Ведьм продолжали казнить в Европе довольно долго. В австрийском городе Зальцбурге в 1678 году по обвинению в порче скота были казнены 97 колдунов и ведьм. Последняя в истории Великобритании казнь ведьмы состоялась в 1684 году, когда по решению суда в Эксетере была повешена Алиса Молланд. А последней осужденной колдуньей стала Джейн Уэнхем, однако суд, состоявшийся в 1712 году в городе Хертворд, счел возможным сохранить ей жизнь.

В 1775 году в Польше за вступление в союз с дьяволом были повешены 9 женщин. В книге рекордов Гиннеса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус 18 июня 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.

Однако даже когда «старушка Европа» одумалась, порожденные ею суеверия продолжили свое существование по другую сторону Атлантики. Надо полагать, что привезшие в Америку свои представления о ведьмах и колдовстве переселенцы из Европы не знали, что у них на родине мучить и сжигать бедных женщин уже вышло из моды, а потому продолжали этим заниматься. В католической Мексике в 1877 году сразу пять женщин, осужденных за колдовство, были сожжены на одном костре.

А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году.

Специалистами было подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII вв. было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.

Похожие статьи