Можно ли на свалку? или Захоронение ТКО и промышленных отходов. Московская область переходит на раздельный сбор мусора Термины и определения

В чем разница между понятиями «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы», и как правильно их нужно называть? Эта путаница возникла не так давно — после принятых властями изменений в , где впервые было четко прописано само понятие ТКО, а работы по их хранению и ликвидации вошли в список коммунальных услуг.

Данные изменения действуют с января 2016 года, но до сих пор далеко не все граждане успели понять разницу между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами. Поэтому стоит отдельно рассказать о том, чем же отличаются ТКО и ТБО.

Основная часть мусора любого современного города – это и есть , то есть, тот мусор, который образуется ежедневно в любой квартире.

Такие отходы состоят из различных биологических (пищевые и растительные остатки, кости) и синтетических (пластик, стекло, целлюлоза, металлы, текстиль и т.п.) компонентов, непригодных для дальнейшего использования. Исходя из состава, их можно разделить на два вида:

  1. Биологические (которые еще именуют отбросами).
  2. Небиологические (обычный бытовой мусор).

Какие отходы считаются «твердыми коммунальными»

Само понятие твердых коммунальных отходов впервые было установлено Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ. Исходя из этого документа, – это собственно тот мусор, который формируется и накапливается в жилых помещениях в ходе деятельности человека, а также потребтовары, потерявшие со временем свои полезные свойства.

К тем же (коммунальным) отходам законодатели отнесли и отходы юрлиц и индивидуальных предпринимателей, схожие по компонентному составу с обычным бытовым мусором.

Получается, что главным признаком, по которому отходы могут быть отнесены к коммунальным, является их формирование в ходе повседневной жизни человека или в результате деятельности организаций либо предприятий, чья работа не связана напрямую с производством товаров, выполнением работ и услуг.

ТБО или ТКО: как правильно и в чем отличие

С момента принятия вышеуказанного закона в российском правовом поле существует лишь одно правильное наименование бытового мусора – твердые коммунальные отходы. А выражение «твердые бытовые отходы» перешло в статус разговорного, и отныне не употребляется в официальных документах и отчетах.

Изначально ТКО – это более широкое понятие, чем ТБО, поскольку включает в себя не только тот мусор, который ежедневно выносят из дома обычные граждане, но и подобные отходы организаций (например, офисный мусор).

Как мы видим, ТБО и ТКО – суть одно и то же, и рядовому гражданину не так уж и важно, какие между этими терминами существуют отличия. Конкретная разница важна скорее для тех предприятий или организаций, которые занимаются сбором и ликвидацией бытового мусора – так как использование разговорного обозначения совершенно исключено в официальных документах и отчетах.

На видео репортаж о насущных проблемах сбора и размещения твердых коммунальных отходов

Законодательное определение статуса ТКО обусловлено необходимостью установления более понятных для граждан отношений, касающихся сбора и утилизации мусора. Если до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ оплата за сбор и вывоз бытового мусора зависела от статуса помещения (нежилое или жилое), а также его площади, то сейчас тариф будет привязан к статусу потребителя (физлицо или юридическое лицо/индивидуальный предприниматель) и установленным нормативам накопления ТКО. Эти нормы различаются для отдельных видов потребителей (жителей многоквартирных, индивидуальных жилых домов – и владельцев офисов и предприятий).

Представляется логичным, что жители многоквартирного дома – обычные среднестатистические семьи, будут накапливать меньше мусора, чем, скажем, большой офис с множеством сотрудников и посетителей. Соответственно, оплата для жителей также будет меньше.

Итак, привычное для каждого человека понятие «твердые бытовые отходы» было законодательно изменено на «твердые коммунальные отходы». Надеемся, что это нововведение будет способствовать улучшению состояния экологии в России — теперь твердые бытовые отходы выделены в особую группу, а правила обращения с ними строго регламентированы на уровне закона.

Москва 2016

Введение

1. Общие положения

2. Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО

3. Выбор участка под строительство полигона

4. Проект полигона ТКО

4.1. Состав проекта

4.2. Расчет необходимой площади отвода участка земли для строительства полигона

захоронения ТКО. Пример расчета

4.2.1. Организация сбора отходов

4.2.2. Расчет годовой нормы накопления ТКО в населенных пунктах

4.2.3. Определение проектной вместимости полигона

4.2.4. Расчет требуемой площади земельного участка для размещения полигона.

Схема полигона

4.3. Проектирование участка складирования. Пример расчета

4.3.1. Расчет вместимости полигона

4.3.2. Проектирование кавальеров для складирования плодородного и минерального грунта

4.4. Прогноз техногенного влияния полигона ТКО на компоненты природной среды.

Инженерные решения по защите окружающей среды

4.5. Защитные экраны полигонов

4.5.1. Общие положения

4.5.2. Природные геохимические барьеры

4.5.3. Противофильтрационные экраны в основании полигона, выполняемые из глины

4.5.4. Противофильтрационные экраны в основании полигона, выполняемые с

использованием геосинтетических материалов

4.6. Устройство противофильтрационных экранов в основании полигона

4.6.1. Пример устройства глиняного противофильтрационного экрана

4.6.2. Пример устройства противофильтрационного экрана из рулонных

геосинтетических материалов

4.7. Внутренний дренаж и система удаления фильтрата. Пример расчета

4.7.1. Общие положения проектирования дренажа

4.7.2. Расчет объема фильтрата, удаляемого из свалочного тела в период

эксплуатации полигона. Пример расчета

4.8. Проектирование системы дегазации полигона. Пример расчета

4.9. Ограждающие сооружения. Определение параметров нагорных каналов.

Пример расчета

5. Административно-хозяйственная зона и инженерные сооружения

6. Санитарно-защитная зона и система мониторинга

6.1. Санитарно-защитная зона

6.2. Система мониторинга

7. Технологическая схема эксплуатации полигона

9. Закрытие полигона и передача участка под дальнейшее использование

9.1. Технический этап рекультивации

9.2. Биологический этап рекультивации

10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия

по предупреждению чрезвычайных ситуаций

Заключение

Список литературы


Общие положения

Полигоны захоронения ТКО - инженерно-экологические комплексы, предназначенные для централизованного приема ТКО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие распространение загрязняющих веществ в компоненты природной среды.

На полигоны захоронения ТКО принимают:

· бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами;

· строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТКО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;

· твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическими службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТКО,

· отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

Запрещен прием на полигоны следующих видов отходов:

· строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;

· промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;

· радиоактивных, независимо от уровня их радиации;

· ртутных ламп и продуктов демеркуризации.

Полигоны ТКО по видам принимаемых отходов подразделяют на два класса:

· полигоны ТКО 1-го класса – полигоны, на которых разрешено размещать отходы, содержащие ≤25% органические примеси, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах, не превышающих значения ПДК;

· полигоны ТКО 2-го класса - полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.

Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТКО. В соответствии c разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях.

Этапы проектирования полигонов захоронения ТКО

Создание полигона захоронения ТКО, как и любого объекта строительства, осуществляют в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения замысла до сдачи объекта в эксплуатацию.

В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.

Первый этап – определение цели инвестирования, вид и объемы приема отходов на объекте строительства, морфологический состав и свойства отходов, срок эксплуатации, расчетный объем полигона и его требуемая площадь, перспективные участки строительства с учетом экономических и экологических требований. На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчиком проводится оценка возможностей инвестирования и достижения технико-экономических показателей.

С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет, в установленном порядке, ходатайство (декларацию) о намерениях.

После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.

Второй этап – разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и разрешения на разработку проектной документации.

С. А. Путивский , директор ООО «ТехПолимер»;
Б. В. Трушин , к. г.-м. н., директор ЗАО «Спецгеоэкология»;
А. Н. Давидяк , к. т. н., директор ООО «Гидропроект»


Читателям небезынтересно будет узнать, что авторы данной статьи – руководители тех организаций, которые будут проектировать и в дальнейшем выполнять рекультивацию прогремевшего на всю страну полигона «Кучино». Статью можно считать некой визитной карточкой их будущей деятельности или даже протоколом о намерениях.

Проблема рекультивации полигонов ТКО приобретает огромное значение: переполнены и закрываются полигоны, на которых захоранивались отходы в течение десятков лет. В подавляющем большинстве случаев объекты размещения отходов образовывались стихийно в отработанных карьерах, различных выемках и котлованах – без учета природоохранных требований. В частности, не учитывались геологическое строение, гидрогеологические и ландшафтно-геохимические условия, сложившаяся социально-экономическая обстановка и культурно-исторический облик региона. Защитные инженерные мероприятия как до начала, так и в процессе эксплуатации большинства полигонов не проводились.

Наиболее крупные объекты размещения (захоронения) отходов образовались вблизи современных мегаполисов. На момент их создания основными природоохранными требованиями были отсутствие крупных водотоков на площадке и достаточная удаленность от жилой застройки. В качестве противофильтрационного экрана выступали глинистые грунты в основании полигона. В течение длительного срока эксплуатации они теряли свои изолирующие свойства под воздействием фильтрата, что привело к проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды. Все это способствует интенсивному негативному воздействию полигонов ТКО на окружающую среду, и в результате практически на каждом объекте накоплен значительный экологический ущерб.

С течением времени крупные мегаполисы (прежде всего Москва и города Московской области) развивались и стремительно росли вширь, особенно в период бума жилищного строительства конца 1990-х гг. Расширение границ жилой застройки привело к резкому повышению количества населения, проживающего на данной территории и, соответственно, к увеличению количества образующихся отходов. В итоге в России сложилась система накопленных взаимосвязанных проблем:

  • полигоны расположены в опасной близости от мест проживания и жизнедеятельности человека и оказывают значительное негативное влияние на его здоровье и окружающую среду в связи с увеличением площадей, ростом объемов ТКО, в ряде случаев превышающих проектные;
  • нерационально используются земельные ресурсы вблизи крупных городов, в большинстве случаев с нарушением границ выделенных территорий;
  • отсутствуют нормативные документы, регламентирующие технологию рекультивации и строительства новых объектов размещения отходов (специализированная литература датирована концом 1980-х гг.);
  • отсутствие нормативных документов не позволяет проводить полноценный контроль деятельности проектных, строительных, а самое главное, эксплуатирующих данные объекты организаций;
  • усиливается острая нехватка современных комплексов по размещению и переработке отходов с обеспечением транспортной и административной инфраструктуры.
Комплексная рекультивация объектов размещения отходов является решением указанных проблем, а также позволяет создать площадку для возведения современных мусороперерабатывающих производств. Под рекультивацией, на наш взгляд, следует понимать комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению деградированных земель.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы.Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» предусматривает несколько направлений рекультивации земель в зависимости от видов их последующего использования в народном хозяйстве. При рекультивации полигонов ТБО следует выбирать рекреационное, природоохранное или санитарно-гигиеническое направление рекультивации.

Биологическая рекультивация посредством уполаживания откосов свалочного тела с посевом трав в отношении полигонов не является самостоятельным видом рекультивации и не может рассматриваться в отрыве от технического этапа с применением специальных защитных систем и мероприятий, которые и позволяют минимизировать негативное влияние полигона на окружающую среду, почву и грунтовые воды. В особой степени это касается полигонов, которые эксплуатируются с 1960-х гг. и имеют в составе свалочного тела отходы не только IV и V классов опасности. Таким образом, на первый план выходит задача технической нейтрализации опасных химических и биохимических процессов, которые проходят в свалочном теле полигона (образование фильтрата и биогаза).

Главной задачей по нейтрализации этих процессов является предотвращение образования фильтрата, источником которого является увлажнение отходов через поступление атмосферных осадков или грунтовых вод в тело полигона. Для минимизации поступления новых объемов воды в толщу отходов необходимо устройство искусственных многофункциональных противофильтрационных экранов как на поверхности полигонов, так и по их периметру.

С целью защиты от атмосферных осадков выполняется внешняя гидроизоляция тела полигона – создается герметичный экран над отходами. Для грунтовых вод устраивается противофильтрационная шпунтовая стенка с заглублением в водоупор. Состав геосинтетических гидроизоляционных покрытий и технология устройства «Геошпунта» всегда индивидуальны в зависимости от задач, которые необходимо решить на конкретном объекте. В экране могут устраиваться дополнительные дренажные или защитно-армирующие прослойки, система может быть двух- или трехслойной, а «Геошпунт» из ПВХ-профиля может обладать различными характеристиками. Главной задачей остается прекращение доступа влаги к свалочному телу и тем самым остановка процесса образования нового фильтрата. При этом в процессе технической рекультивации после выполаживания откосов по периметру свалочного тела обычно закладывается дренажная система для сбора и отвода остаточного фильтрата из тела полигона.

После формирования герметичного экрана и дренажной системы сбора остаточного фильтрата по поверхности противофильтрационного экрана устраиваются необходимые грунтовые слои, включая плодородный слой почвы. Для очистки фильтрата предусматриваются локальные очистные сооружения, часто в мобильном исполнении, а также обустраивается дренажная система для сбора и отвода биогаза на установку по его сжиганию (с получением энергии либо без).

Важной частью рекультивации следует считать устройство откосов в соответствии с нормативными уклонами и выделенными границами участка. Фактическая крутизна на закрытых полигонах достигает 40-45 º и более, что в ряде случаев приводит к обвалам, оползням и т. п. В частности на полигоне «Саларьево» в 2006 г. после продолжительных дождей произошло сползание отходов объемом около 700 тыс. т.

Выполаживание откосов с организацией берм требует срезки и перемещения значительных объемов отходов, что сопровождается существенным воздействием на окружающую среду. Другим направлением организации устойчивого тела полигона является укрепление откосов геосинтетическими материалами, решетками и террасированием с устройством подпорных стен и шпунтовых сооружений по периметру полигона ТКО.

Накоплен большой опыт по решению проблем технической рекультивации, ведутся работы в составе экспертного совета по рекультивации одного из самых резонансных полигонов Российской Федерации – полигона «Кучино» в городском округе Балашиха – с использованием современных технологий и научных знаний.

Применение современных систем геосинтетических материалов позволяет законсервировать объект захоронения отходов и минимизировать (практически свести к нулю) влияние полигона на окружающую природную среду.

Кроме того, важным моментом является изменение эстетического восприятия рекультированного объекта. После проведения комплекса мероприятий технического и биологического этапов рекультивации, стабилизации тела полигона можно уже говорить и об использовании рекультивированной территории по таким направлениям, как рекреационное, природоохранное или санитарно-гигиеническое.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Более известные как ТБО, твёрдые коммунальные отходы – это остатки продуктов и предметы, использовавшиеся в быту и утратившие свои потребительские характеристики. Разберемся, что такое ТКО или ТБО?

Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это бытовые отходы жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.

Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:

  1. Биологический мусор.
  2. Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.

Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:

  • биологические остатки
  • синтетические ТКО
  • целлюлоза
  • нефтепродукты

Обращение с ТКО

Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.

Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.

Региональный оператор

Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.

Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.

Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.

Утилизация ТКО

Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.

Захоронение

Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.

Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.

В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.

Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.

Сжигание

Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.

Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.

Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.

Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.

Компостирование

Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных органических отходов. Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.

Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:

  • использованных батареек
  • отслуживших градусников
  • старых ламп

Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.

Переработка вторсырья

ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование бытового мусора позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.

Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.

Виды мусора, подходящие для повторной переработки:

  • Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
  • Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
  • Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
  • Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
  • Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
  • Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
  • Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.

Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.

Утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. N 1555/пр

Свод правил СП-320.1325800.2017

"ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ"

Polygons for solid communal waste. Projecting, operation and reclamation

Введен впервые

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , а также в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" , Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" , Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" .

Работа выполнена акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" - АО "ЦНС" (руководитель работы - А.И. Михайлов; ответственный исполнитель - А.В. Бормашов). Исполнители - Г.Л. Цеханский-Сергеев, В.Г. Быков, С.А. Деревянко, Т.В. Луговой, А.Г. Лебедев, М.В. Андросова, А.А. Талызин, Е.И. Кемяшова.

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование, эксплуатацию и рекультивацию полигонов для твердых коммунальных отходов (ТКО).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности

СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2011 Производственные здания" (с изменением N 1)

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.2 инертные материалы: Материалы, состоящие из химически неактивных веществ - нерудные ископаемые (песок, щебень и т.д.), искусственные нерудные материалы (керамзит и др.).

3.3 климатогеографические особенности: Климатогеографические (климатообразующие) и геофизические факторы внешней среды: световой режим, давление и циркуляция атмосферы (ветровой режим), температурный режим, влажность (осадки), атмосферные явления (магнитные и электрические аномалии).

3.4 консервация: Временное прекращение деятельности полигона.

3.5 ложе полигона: Нижняя часть полигона, контактирующая с почвой, состоящая из основания и стенок.

3.6 мощность полигона: Количество захораниваемых отходов.

3.7 полигоны твердых коммунальных отходов: Специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения и обезвреживания отходов.

3.8 прекращение деятельности полигона ТКО: Прекращение размещения и обезвреживания отходов.

3.9 рабочая карта: Участок полигона, на котором осуществляется захоронение отходов.

3.10 рекреационная зона: Специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающая парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.

3.12 статическая устойчивость отходов: Уплотнение отходов, их дальнейшее перегнивание и минерализация.

4 Общие положения

4.1 При проектировании зданий и помещений хозяйственно-бытовых объектов на территории полигонов ТКО следует:

Принимать конструктивные схемы, обеспечивающие необходимую прочность, жесткость и пространственную неизменяемость здания в целом, а также его отдельных элементов на всех стадиях возведения (монтажа) и эксплуатации;

Соблюдать при выборе конструкций, строительных изделий и материалов для зданий, размещенных на одной площадке, рекомендации по объектной унификации.

Расчет и проектирование строительных конструкций зданий полигонов ТКО должны проводиться в соответствии с требованиями СП 20.13330, СП 22.13330.

4.2 Общая площадь зданий и сооружений, расположенных на территории полигонов ТКО, определяется в соответствии с СП 56.13330.

4.3 Полигоны ТКО являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения и обезвреживания отходов. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов и их рекультивации.

4.4 На полигонах ТКО запрещается захоронение отходов 1-2-го классов опасности, радиоактивных и биологических отходов.

4.5 На полигонах ТКО разрешается сортировка отходов с целью извлечения отдельных фракций для последующей утилизации.

4.6 На полигонах ТКО разрешается сбор биогаза, содержащего в своем составе метан, с последующим его использованием в качестве источника тепловой, электрической энергии.

5 Требования к размещению полигонов твердых коммунальных отходов

5.1 При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации, прекращении эксплуатации и рекультивации полигонов ТКО учитываются климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности.

5.2 Полигоны ТКО размещаются за пределами городов и других населенных пунктов в соответствии с требованиями СП 42.13330 и СанПиН 2.1.4.1110. Минимальное расстояние от полигона до селитебной зоны - 500 м.

Размер санитарно-защитной зоны полигона ТКО определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.

5.3 Площадь участка, отводимого под полигон ТКО, рассчитывают из условия срока его эксплуатации не более 25 лет.

5.4 Устройство полигонов ТКО на просадочных грунтах допускается при условии полного устранения просадочных свойств грунтов.

5.5 Площадка, предназначенная под размещение полигонов ТКО, должна отвечать следующим требованиям:

Иметь грунтовые условия, характеризующиеся однородностью геологического строения в пределах всей площадки;

Иметь гидрогеологические условия, характеризующиеся залеганием водоносных слоев на глубине не менее 5 м;

Отметка основания ложа полигона должна находиться на 2 м выше расчетного горизонта грунтовых вод.

5.6 Участок для размещения полигона ТКО должен быть незатопляемым или неподтапливаемым.

5.7 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земель и открытых водоемов.

5.8 Участок для размещения полигона ТКО следует располагать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к муниципальным образованиям и рекреационным зонам.

5.9 Не допускается использовать под полигоны ТКО заболоченные земельные участки и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей.

5.10 Допускается размещение участка под полигоны ТКО на территории оврагов, начиная с их верховьев, при обеспечении требования по организации сбора и удаления поверхностного стока путем устройства перехватывающих каналов для отвода вод в открытые водные объекты.

6 Требования к устройству полигонов твердых коммунальных отходов

6.1 Полигоны ТКО подразделяют по мощности и способу захоронения отходов:

по годовой мощности (количество принимаемых отходов в год):

До 120 000 м 3 в год;

Более 120 000 м 3 в год;

по способу захоронения:

Картный (захоронение отходов на рабочие карты);

Траншейный (захоронение отходов в траншеи).

6.2 Проектируемую мощность полигона следует рассчитывать с учетом объема принимаемых ТКО, срока эксплуатации полигона, степени уплотнения ТКО.

6.3 Территорию полигона ТКО разделяют на зоны: производственную и вспомогательную (хозяйственную).

Производственная зона может включать технологические участки, определенные заданием на проектирование, в том числе:

Участок хранения;

Участок сортировки, измельчения, брикетирования и т.д.;

Участок компостирования;

Участок захоронения;

Участок термического уничтожения.

6.4 Участок захоронения разбивается на очереди эксплуатации с учетом обеспечения приема отходов в течение 3-5 лет.

6.5 Вспомогательная (хозяйственная) зона предназначена для размещения: административно-бытового корпуса, контрольно-пропускного пункта совместно с пунктом стационарного радиометрического контроля; весовой; гаража и площадки с навесами и мастерскими для стоянки и ремонта машин и механизмов; склада горюче-смазочных материалов; складов для хранения энергоресурсов, строительных материалов, спецодежды, хозяйственного инвентаря и др.; объектов электроснабжения и других сооружений. Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна иметь твердое покрытие, освещение и въезд со стороны полигона.

Вспомогательную (хозяйственную) зону следует проектировать на участке полигона ТКО, граничащем с подъездной дорогой.

6.6 Основание и стенки ложа полигона ТКО должны состоять из гидроизолирующего материала (глинистые, грунтобитумно-бетонные, асфальтобетонные, асфальтополимербетонные, полимерные, геосинтетические, тканевые и другие материалы), обеспечивающего коэффициент фильтрации (проницаемость) не более 0, 10-0, 11 м/с, стойкость к механическим повреждениям - не менее 1, 8 кН.

6.7 Полигон ТКО должен быть оборудован дренажной системой (перехватывающие обводные каналы), обеспечивающей эффективный сбор и отвод фильтрата. Конструкция дренажной системы должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации, а также обеспечивать возможность доступа для контроля за ее работоспособностью.

6.8 Захоронение следует проводить послойным чередованием ТКО и инертных материалов (с целью обеспечения перегнивания отходов, препятствия выделению вредных веществ в атмосферу и возгоранию отходов).

6.9 Территория полигона должна быть огорожена.

6.10 По периметру полигона в пределах огороженной территории должна быть предусмотрена система сбора поверхностного стока с локальными очистными сооружениями.

Поступление загрязненного поверхностного стока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

6.11 Очищенные фильтрат и поверхностный сток, воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях можно использовать в технических целях, в том числе для полива в летнее время территории складирования ТКО с целью обеспечения пожаробезопасности.

6.12 Вспомогательная зона предназначена для размещения производственно-бытовых зданий для персонала, машин и механизмов.

6.13 Территория вспомогательной (хозяйственной) зоны должна быть обеспечена освещением по постоянной схеме, суточные карты освещаются по временной схеме.

6.14 На выезде из полигона ТКО предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Размеры бетонной ванны должны быть такими, чтобы обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.

6.15 Сооружения для чистки, мойки и обеззараживания специального транспорта и контейнеров должны быть расположены в вспомогательной зоне перед въездом в производственную зону полигона ТКО на расстоянии не менее 50 м от хозяйственно-бытовых объектов (административно-бытовых зданий).

7 Требования к эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов

7.1 При картном захоронении отходов, захоронение ТКО допускается только на рабочей карте. Промежуточная (во время заполнения карты) или окончательная (последний слой) изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется при температуре выше 5°С ежесуточно, при температуре 5°С и ниже - не позднее трех суток со времени складирования ТКО.

Минимальное расстояние между рабочими картами - 5 м.

7.2 Для полигонов, принимающих менее 120 000 м 3 ТКО в год, может использоваться траншейная схема складирования отходов. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению преобладающих ветров, что препятствует разносу ТКО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для послойной изоляции отходов и засыпки траншей после заполнения.

7.3 Основание (днище) траншеи должно отвечать требованиям гидроизоляции, указанным в 6.6. Гидрогеологические условия размещения траншей должны соответствовать требованиям 5.5.

7.4 Размеры траншеи (длина, ширина, глубина) устанавливаются с учетом времени заполнения:

В течение одного-двух месяцев - при температуре выше 0°С;

На весь период промерзания грунтов - при температуре ниже 0°С.

7.5 Для задержания легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТКО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, следует использовать переносные сетчатые ограждения (щиты). Переносные ограждения устанавливают как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТКО, перпендикулярно направлению преобладающих ветров.

7.6 Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

7.7 Регулярно подлежат очистке от мусора перехватывающие обводные каналы, отводящие фильтрационные стоки.

7.8 На территории полигона не допускается сжигание ТКО, и должны быть приняты меры по недопустимости их возгорания.

8 Требования пожарной безопасности

8.1 Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре следует осуществлять в соответствии с СП 3.13130.

8.2 Мероприятия по пожарной безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.1.004 и СП 3.13130.

8.3 Используемые инертные материалы для послойного чередования отходов (см. 6.8) должны быть негорючими.

8.4 При температуре воздуха выше 30°С участки хранения и захоронения отходов необходимо поливать водой.

Для полива можно использовать очищенные фильтрационные воды и воды ливнестоков после очистки в локальных очистных сооружениях (см. 6.11).

9 Требования к рекультивации полигонов твердых коммунальных отходов

9.1 После отсыпки полигона ТКО на предусмотренную высоту проводят его закрытие и рекультивацию.

9.2 Последний слой отходов после закрытия полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта. Толщина наружного изолирующего слоя должна быть не менее 0, 6 м.

9.3 Для защиты закрытого полигона ТКО от выветривания или смыва окончательного наружного слоя грунта с откосов полигона, его необходимо озеленять путем создания террас и посадки на них деревьев и кустарников, непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.

9.4 Использование территории рекультивированного полигона ТКО под капитальное строительство не допускается.

Библиография

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Похожие статьи

  • Травмы К серьезным травмам

    Все правила, которые необходимо соблюдать для снижения риска получения травмы должен знать, как сам спортсмен, так и его тренер. Первое правило – все тренировки должны начинаться с разминки мышц всех частей тела спортсмена. Комплекс...

  • Педагог Марина Бурд: Не надо открывать русские школы за рубежом

    версия для печати Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно...

  • Раевский николай николаевич - биография

    Раевский Николай Николаевич, русский полководец и герой , которого Пушкин назвал свидетелем Екатерининского века, памятником двенадцатого года, человеком без предрассудков с сильным и чувствительным характером, который невольно привлекает...

  • Кабинет Трампа: Кто все эти люди и чего от них ждать

    ВАШИНГТОН. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Избранный президент США республиканец Дональд Трамп может назначить новым американским послом в России не профессионального дипломата, а бизнесмена. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС...

  • Домашняя буженина из индейки на пасху Буженина из мяса индейки

    Очень часто буженину готовят из свинины. Но вариант из мяса птицы при правильном приготовлении получается не менее сочным и не таким жирным. Буженина из индейки вкупе с ломтиком цельнозернового хлеба и несколькими листиками салата может...

  • Овощное рагу с баклажанами и кабачками Рагу из кабачков и баклажанов картошки рецепт

    Овощное рагу с кабачками, баклажанами и болгарским перцем похоже на овощное «райское блюдо» в пору первых летних овощей. Достоинств каждого из ингредиентов – огромное количество. И не секрет, что овощное рагу можно приготовить из любых...