Расширение ареала цивилизации презентация. Конспект урока "Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации". Крупные державы в Древнем Китае

Тема урока: Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

    осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий

    рассказать об особенностях деспотической власти

    закрепить навыки делать выводы из выученного материала

    научиться работать с видеоматериалом

    закрепить знания по теме

Ход урока.

    Приветствие и мотивация

Учитель: Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур - это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма

    Изучение нового материала (презентация)

Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

- Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

К.Ясперс, современный немецкий философ

- Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие? (дикость, варварство, цивилизация).

- Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

    ремесло отделилось от сельского хозяйства;

    ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства;

    появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры;

    образовались государства - система органов управления обществом и его подавления;

    создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    появились города.

- Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV - I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте. (учащиеся называют и показывают цивилизации - египетская, Месопотамия, индийская, китайская, цивилизация хеттов, финикийская, древнееврейская, крито-микенская (греческая), цивилизация Урарту, персов, римская. На территории Америки – цивилизации инков, майя, ацтеков).

Реки – это великие воспитатели человечества

Л.И.Мечников, русский историк, XIX века

- Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства - восточной деспотии.

    Деспоти́зм- неограниченная власть.

    Де́спот (от др.-греч. δεσπότης - господин) - полновластный правитель (не путать с жестоким правителем - тираном). Славянский аналог термина «деспот» - термин «господар».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, - византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат».

    Деспотия - форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

    Деспотизм (греч.) - как понятие государственного права - форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью.

- Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

- (вывод учащихся) Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

- Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

- (ответ учащихся) В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Работа в группах.

Ваше домашнее задание состояло в том, что работая в группах, вы должны были проследить развитие первичных цивилизации, выявить особенности их развития:

1 группа – Египетская цивилизация

2 группа – Индийская цивилизация

3 группа – Китайская цивилизация

    Закрепление пройденного на уроке

Отнесите перечисленные положения к:

А) причинам образования государства;

Б) к признакам государства.

1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти.

2. Появление законодательства.

3. Наличие определенной территории.

4. Необходимость удержания в повиновении народа.

5. Необходимость защиты от врагов.

6. Наличие центров ремесла и торговли.

7. Появление аппарата управления.

Тест “Что такое цивилизация?”.

    Древние государства появлялись:

    • по всей земле одновременно;

      только на океанском побережье;

      постепенно в долинах крупных рек.

    На территории древних государств были:

    • города, окруженные крепостными стенами;

      отдельные дома жителей;

      поселения жителей.

    Жители в древних государствах:

    • были равны перед законом;

      все считались рабами правителя;

      были неравны, то есть были богатые и бедные.

    Главой государства был:

    • старейшина избранный всеми;

      царь, получивший власть по наследству;

      религиозный служитель “по воле бога”.

    Необходимым для обеспечения правопорядка в государстве было:

    • тайная полиция;

      законы и письменность;

      подарки всем жителям;

      грамотные чиновники.

Данная папка содержит в себе разработку урока, презентации, таблицу для заполнения обучающимися. Данная разработка составлена в соответствии с УМК Н.В. Загладина, Симония Н.А.


«Восточные деспотии»

Восточные деспотии.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

    осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий

    рассказать об особенностях деспотической власти

    закрепить навыки делать выводы из выученного материала

    научиться работать с видеоматериалом

    закрепить знания по теме

ХОД УРОКА

1. Возникновение первых государств

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

К. Ясперс, современный немецкий философ

- Как вы понимаете слова современного немецкого философа К. Ясперса?

Задание. Дайте определение понятию государство и перечислите его признаки.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Признаки государства:

1) наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;
2) государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия);
3) территориальная организация власти и населения;
4) налоги;
5) суверенитет;
6) единые законы:
7) символика государства.

Задание. Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств и составьте таблицу Первые государства Древнего Востока.

Предпосылки:

1. Социально-политические предпосылки:

а) создаются специальные институты, которые имели право принятия и исполнения решений;
б) обычаи и традиции заменяются законом;
в) появляется армия;
г) возникает аппарат чиновников.

а) появление металлических орудий труда;
б) повышение производительности труда;
в) появление излишек продуктов.

…Реки – это великие воспитатели человечества

Л.И. Мечников, русский историк, XIX века

- Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

Задание. Выпишите теории, объясняющие происхождение государства.

1 теория – заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников (марксистская теория).
2 теория – покорение других племен.
3 теория – потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Задание№1

2.Восточная деспотия – (с греческого – «неограниченная власть») – форма самодержавной власти.

Работа с учебником с. 59 – 62

Задание:

Охарактеризуйте социальную структуру общества.

Задания на листах.

Работа с документом на стр. 62

3. Духовные ценности древневосточных обществ

Задание. Работая с учебником стр. 63-66.

а) выпишите достижения египтян.

Задания на листах.
Работа с документом на стр. 65 – 66

Закрепление

Вопрос № 3, 5 стр. 66

Просмотр содержимого документа
«таблица»

Страна

Особенности расположения и климата

Социальная структура

Государственное устройство

Религия

Достижения культуры

Древний Египет

Древняя Месопотамия

Древняя Индия

Древний Китай


«восточные деспотии»


5 тыс. лет до н. э.

Освоение долин великих рек.


« Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.»

К. Ясперс, н емецкий философ


  • Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств.

Предпосылки

Социально – политические:

  • Создаются специальные институты, которые имели право принятия и исполнения решений
  • Обычаи и традиции заменяются законом
  • Появляется армия
  • Возникает аппарат чиновников

  • Появление металлических орудий труда
  • Повышение производительности труда
  • Появление излишек продуктов


«Реки – это великие воспитатели человечества»

Л.И. Мечников

  • Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда?
  • Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

  • Выпишите теории, объясняющие происхождение государства.

3100 г. до н. э.

Объединение Египта


Восточная деспотия (с греческого – «неограниченная власть») – форма самодержавной власти


Государство в Древнем Египте

ГОСУДАРСТВО

Организация власти страны.


  • Выпишите достижения египтян

  • Параграф 6

Просмотр содержимого презентации
«расширение ареала»







  • Ремесло отделилось от государства
  • Ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства
  • Появились разные слои общества
  • Образовались государства
  • Создана письменность


  • Де́спот (от др.-греч. δεσπότης - господин) - полновластный правитель
  • Деспотия - форма государственного правления, когда верховная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных.

Работа по п. 2 – 4 стр. 68

а) составьте схемы и сравните социально-политическую структуру Древневосточных обществ

б) определите государственное устройство Древневосточных обществ


  • Параграф 7 – 8


















1 из 17

Презентация на тему: Первые государства Древнего мира

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА. ВРЕМЯ С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ НАЗЫВАЮТ ЭПОХОЙ ДРЕВНЕГО МИРА. ОНА ДЕЛИТСЯ НА ТРИ ПЕРИОДА: ПЕРИОД РАННЕГО ДРЕВНЕГО МИРА – 4 – 2 ТЫС. ДО Н.Э. – ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. ПЕРИОД РАСЦВЕТА – КОНЕЦ 2 – 1 ТЫС. ДО Н.Э. ПЕРИОД УПАДКА - ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1 ТЫС. ДО Н. Э. - ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ГРЕЦИИ И РИМА.

№ слайда 5

Описание слайда:

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ПЕРИОД НЕОЛИТА ВСЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЛИСЬ СООБЩА. СПОРЫ РЕШАЛИСЬ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ. АВТОРИТЕТ СТАРЕЙШИН. ПРАВА ВОЖДЕЙ И КОЛДУНОВ БЫЛИ ОГРАНИЧЕНЫ И ИХ ВЛАСТЬ ОПИРАЛАСЬ НЕ НА ПРИНУЖДЕНИЕ А НА СИЛУ АВТОРИТЕТА. ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВОЙ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫЛ ПРЕХОД К ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ. ЭТО УВЕЛИЧИЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗЛИШЕК ПРОДУКЦИИ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАТЬ АППАРАТ ВЛАСТИ. ТЕОРРИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА РАЗНЫЕ: КЛАССОВАЯ, ДОГОВОРНАЯ. И ТД.

№ слайда 6

Описание слайда:

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА: РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. НИЛ, ЕФРАТ, ИНД, ХУАНХЕ. ТРИ ФАКТОРА: ЗЕМЛЯ, ТЕПЛЫЙ КЛИМАТ, ВОДА – ПРОВЕДЕНИЮ С.Х РАБОТ МЕШАЛИ БОЛОТА, ПУСТЫНИ. ВСЕ ЭТО ТРЕБОВАЛО МАСШТАБНЫХ РАБОТ ПО ОСВОЕНИЮ И ПОЭТОМУ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. 1.В 4 – ТЫС.ДО Н.Э. В ДОЛИНЕ НИЛА ДВА ГОСУДАРСТВА, А В 3118 Г. ДО Н.Э. ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО СО СТОЛИЦЕЙ В МЕМФИСЕ. МЕССОПОТАМИЯ – ПЛЕМЕНА ШУМЕРОВ – ГОРОДА АККАД, УММА, ЛАГАШ, УМ, ЭРИДУ. ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО В 24 ВЕКЕ ДО Н.Э. СОЗДАЛ ЦАРЬ ГОРОДА АККАД САРГОН. НА РУБЕЖЕ 3 – 2 ТЫС. ДО Н.Э. ВОЗНИКАЮТ ГОСУДАРСТВА В ИНДИИ, КИТАЕ, ПАЛЕСТИНЕ, ФИНИКИИ.

№ слайда 7

Описание слайда:

РАБОВЛАДЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ. РАБОВЛАДЕНИЕ В РОДОПЛЕМЕННОМ СТРОЕ, РАБСТВО НОСИЛО ХАРАКТЕР ПАТРИАРХАЛЬНОГО И НЕ ИГРАЛО ОСОБОЙ РОЛИ. С ПОЯВЛЕНИЕМ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ КОЛИЧЕСТВО ПЛЕННЫХ РАБОВ РЕЗКО УВЕЛИЧИЛОСЬ. ИХ ТРУД ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ДЛЯ ИРРИГАЦИОННЫХ РАБОТ. СТРОИТЕЛЬСТВА ПИРАМИД И ХРАМОВ. В ЕГИПТЕ РАБОВ НАЗЫВАЛИ «ЖИВЫМИ МЕРТВЫМИ» В ХОДЕ ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫХ ВОЙН ЗЕМЛИ И ИХ ЖИТЕЛИ ПЕРЕХОДИЛИ В СОБСТВЕННОСТЬ ФАРАОНА И ХРАМОВ И ОСТАВАЛИСЬ ФОРМАЛЬНО СВОБОДНЫМИ (ХЕМУ) ИЛИ СТАНОВИЛИСЬ РАБАМИ. БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЛО ОБЩИННОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ, НО ОБЩИНЫ СТАНОВИЛИСЬ СОСЕДСКИМИ: СОВМЕСТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЕ ПОВИННОСТЕЙ И УПЛАТА НАЛОГОВ. СОХРАНЯЛИСЬ ОСТАТКИ ОБЩИННОГО САМОПРАВЛЕНИЯ.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

КУЛЬТУРА И ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. КУЛЬТУРА ЕГИПТА РАЗНООБРАЗНА: ПИРАМИДЫ, СКУЛЬПТУРЫ. ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛА ПИСЬМЕННОСТЬ (ИЕРОГЛИФЫ) ПАПИРУСЫ СОХРАНЯЛИ ЗНАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ, МЕДИЦИНЕ, АСТРАНОМИИ И МОРЕПЛАВАНИЮ. СОГЛАСНО ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТЯН, ЧЕЛОВЕК СОСТОЯЛ ИЗ ТЕЛА (ХЕТ), ТЕНИ (ХАЙБЕТ), ИМЕНИ (РАН) И НЕВИДИМОГО ДВОЙНИКА (КА). ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИИ ЕГИПТЯН. БОГ СОЛНЦА – РА, ЛЮБИМЫЙ БОГ – ОСИРИС. ПРНИМЕНЯЛАСЬ СЛОЖНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ЧТОБЫ КА ВСЕЛЯЛСЯ В МУМИЮ. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ТЕЛА В ВИДЕ МУМИИ.

№ слайда 10

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВ БЫЛО ПРЯМО СВЯЗАНО С ПОТРЕБНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОЗНИКАЮТ В ДОЛИНАХ РЕК (КЛИМАТ, ПОЧВА, ВОДА). РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ТРЕБОВАЛО ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШИХ РАБОТ ПО ОСВОЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ.НО ВКАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ СУЩЕСТВОВАЛИ СВОИ ПРИЧИНЫ. ПРИЗНАКАМИ ГОСУДАРСТВА БЫЛИ: ТЕРРИТОРИЯ. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ, ЗАКОНЫ И НАЛОГИ. ИЗЛИШКИ ПРОДУКЦИИ ПОЗВОЛЯЛИ СОДЕРЖАТЬ АППАРАТ ЧИНОВНИКОВ И ВОЙСКО. СТАЛО РАЗВИВАТЬСЯ РАБОВЛАДЕНИЕ И РАБЫ СТАЛИ СОБСТВЕННОСТЬЮ СОБСТВЕННИКОВ. НАРЯДУ С ЭТИМ СУЩЕСТВОВАЛИ СВОБОДНЫЕ ОБЩИННИКИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ, РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОСТИ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.

№ слайда 11

Описание слайда:

РАСШИРЕНИЕ АРЕАЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВО 2 – 1 ТЫС. ДО Н.Э. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА ВСТУПАЛИ В ПОЛОСУ УПАДКА. ВОЗНИКАЮТ НОВЫЕ ГОСУДАРСТВА. ВОЗРАСТАЕТ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ДУХОВНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ НАРОДОВ. ИТОГИ СЛАБОСТИ ДЕСПОТИЙ ДРЕВНОСТИ. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ПРОСУЩЕСТВОВАЛО БОЛЕЕ 2 ТЫС. ЛЕТ. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: 1.РАЗВИТИЕ ПО КРУГУ. 2. ОТСУТСТВИЕ УЛУЧШЕНИЯ ОРУДИЙ ТРУДА. 3.ЗНАНИЯ - ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ УЗКОГО КРУГА ЛЮДЕЙ. 4. РЕДКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ РАБОВ. 5.ПРИТЕСНЕНИЯ НАРОДА И СОЗДАНИЕ КОДЕКСОВ ЗАКОНОВ. 6. ОСНОВНУЮ УГРОЗУ СТАБИЛЬНОСТИ ДРЕВНИХ ДЕСПОТИЙ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕПАРАТИЗМ ПРОВИНЦИЙ, БОРЬБА ЗНАТИ ЗА ВЛАСТЬ, КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ СВЕТСКИМИ И ДУХОВНЫМИ ВЛАСТИТЕЛЯМИ. С 18 ВЕКА ДО Н. Э. ЕГИПЕТ ПОДВЕРГАЕТСЯ НАПАДЕНИЯМ СО СТОРОНЫ СОСЕДЕЙ: ГИКСОСОВ, ЛИВИЙЦЕВ. СТРАНА РАСПАДАЕТСЯ НА ДВЕ ЧАСТИ.

№ слайда 12

Описание слайда:

ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА. ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ. С ПОЯВЛЕНИЕМ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ ТРУДА ПРОИЗОШЛО УВЕЛИЧЕНИЕ ЗЕМЛИ, ОБРАБАТЫВАЕМОЙ КРЕСТЬЯНАМИ. ЭТИ ТЕРРИТОРИИ БЫЛО НЕОБХОДИМО ОХРАНЯТЬ ОТ НАБЕГОВ КОЧЕВНИКОВ. ВОЗНИКАЮТ ГОСУДАРСТВА, ГЛАВНЫМИ ЦЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЗАЩИТА СВОИХ ТЕРРИТОРИЙ И ЗАХВАТ НОВЫХ. ЭТИ ГОСУДАРСТВА – ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ. ПЕРВЫЕ ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ: УРАРТУ, ХЕТТЫ, АССИРИЯ. В 7 ВЕКЕ ДО Н.Э. НАЧАЛОСЬ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ. В 4 В ДО Н. Э. ОНА ПАЛА ПОД УДАРАМИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗЕМЕЛЬ КОНТРОЛИРОВАЛА ВОЕННАЯ ДЕСПОТИЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ СРЕДСТВ ОКАЗЫВАЛИСЬ В РАСПОРЯЖЕНИИ ЕЕ ВЛАСТИТЕЛЕЙ. ВОЕННАЯ ЭКСПАНСИЯ ВЕЛАСЬ НЕПРЕРЫВНО. ЭТИ ИМПЕРИИ БЫЛИ НЕПРОЧНЫЕ В СИЛУ СВОЕЙ РАЗНОРОДНОСТИ.

№ слайда 13

Описание слайда:

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ ИНДИЯ В 3 – 4 В ДО Н. Э. БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СТРАНЫ КОНТРОЛИРОВАЛА ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ И ДЕРЖАВА ДИНАСТИИ ГУПТОВ, НО В 6 В. ДО Н. Э. ОПЯТЬ МНОЖЕСТВО МЕЛКИХ ГОСУДАРСТВ. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ ДЕСПОТИЙ: 1.ОБШИРНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ. 2.РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА ВАРНЫ (КАСТЫ) : БРАХМАНЫ, КШАТРИИ, ВАЙШУ И ШУДРЫ. ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ ВАРНЫ В ДРУГУЮ БЫЛ НЕВОЗМОЖЕН. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТАКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗЫВАЮТ С АРИЯМИ, КОТОРЫЕ НЕ ХОТЕЛИ СМЕШИВАТЬСЯ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ. СИСТЕМА ВАРН ДЕЛИЛА ОБШЕСТВО НА МНОЖЕСТВО МЕЛКИХ СЕГМЕНТОВ, НЕ КОНТАКТИРУЮЩИХ ДРУГ С ДРУГОМ. НОВ СЛУЧАЕ ЗАВОЕВАНИЯ НИОДИН ИЗ ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕ МОГ НИЧЕГО СДЕЛАТЬ С ЭТОЙ СИСТЕМОЙ. ПОЭТОМУ И ИМПЕРИИ БЫЛИ НЕПРОЧНЫ.

№ слайда 14

Описание слайда:

КИТАЙ В ЭПОХУ ДРЕВНОСТИ. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕМ КИТАЕ ИМЕЛО СВОИ ОСОБЕННОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОС. ОБЬЕДИНЕНИЙ ПРОИСХОДИТ МЕЖДУ РЕКАМИ ЯНЦЗЫ И ХУАНХЕ - НЕСКОЛЬКО СОТ МЕЛКИХ ГОСУДАРСТВ. НА РУБЕЖЕ 2 – 1 ТЫС. ДО Н. Э. -САМОЕ КРУПНОЕ –ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ, ГЛАВА КОТОРОГО ВАН (ИМПЕРАТОР) СЧИТАЛСЯ СЫНОМ НЕБА С 8 ПО 3 ВЕК СОПЕРНИЧЕСТВО СЕМИ ГОСУДАРСТВ. И ТОЛЬКО В 3 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ЦИНЬ ОБЬЕДИНЯЕТ СТРАНУ. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ИМПЕРАТОР ЦИНЬ ШИ ХУАНДИ ПОСТРОИЛ ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ. СО 2 В ДО Н.Э. ПО 3 В Н.Э – ИМПЕРИЯ ХАНЬ. ОСОБЕННОСТЬ КИТАЯ БЫЛА В ТОМ: 1.ЕДИНСТВУ СТРАНЫ УГРОЖАЛ СЕПАРАТИЗМ. 2.ПОПЫТКИ ОГРАНИЧИТЬ ВЛИЯНИЕ ЗНАТИ. ПОЛУЧИЛА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАКТИКА: 1.ЭКЗАМЕНЫ НА ДОЛЖНОСТЬ ЧИНОВНИКА. 2. ЗЕМЛЯ В СОБСТВЕННОСТИ ИМПЕРАТОРА. А НЕ ЗНАТИ. 3.ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ЗЕМЛИ У ФЕОДАЛОВ. НО ВСЕ ЭТО НЕ СПАСАЛО ГОСУДАРСТВО ОТ НАРОДНЫХ ВОССТАНИЙ.

№ слайда 15

Описание слайда:

НОВЫЙ ЭТАП ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. С НАЧАЛОМ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПРИРОДЫ УМЕНЬШИЛАСЬ. ПРОИЗОШЛО ПАДЕНИЕ РЕЛИГИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ОБОЖЕСТВЛЕНИИ СИЛ ПРИРОДЫ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ТАИНСТВО СМЕРТИ ПРИВЕЛО К ПОЯВЛЕНИЮ НОВЫХ РЕЛИГИЙ: ЗОРОАСТРИЗМА, БУДДИЗМА, КОНФУЦИАНСТВА, ИУДАИЗМА. ОБЩИМ ДЛЯ ЭТИХ РЕЛИГИЙ БЫЛО ПОНИМАНИЕ, ЧТО ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ ЭТО ИСПЫТАНИЕ И ОН ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ИУДАИЗМ УТВЕРДИЛСЯ В ПАЛЕСТИНЕ В 10 – 8 В ДО Н.Э.- ВЕРА В ЕДИНОГО БОГА, КОТОРЫЙ ОБЕЩАЛ СПАСЕНИЕ ИЗБРАННОМУ НАРОДУ ИЗРАИЛЯ В ДЕНЬ СТРАШНОГО СУДА. КОНФУЦИАНСТВО –НЕ РЕЛИГИЯ А СИСТЕМА МОРАЛЬНЫХ НОРМ. КОНФУЦИЙ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ГОСУДАРСТВА – СЕМЬЯ, А ИМПЕРАТОР ОТЕЦ. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ БУДДИЗМА В ЗАКОНЕ КАРМЫ (ВОЗДАЯНИИ) АБСАЛЮТНАЯ ПРАВЕДНОСТЬ ВЕДЕТ К НИРВАНЕ. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ЗОРОАСТРИЗМА В БОРЬБЕ ДВУХ СИЛ: ДОБРА И ЗЛА. ЧЕЛОВЕК МЕЖДУ НИМИ ДЕЛАЕТ ВЫБОР

№ слайда 16

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. НА СМЕНУ РАННИМ ДЕСПОТИЯМ ПРИШЛИ НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ. ПРИЧИНАМИ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ СТАЛО ПОЯВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ ТРУДА И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ. ВСЕ ЭТО ПОТРЕБОВАЛО НОВЫХ ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫХ ПОХОДОВ. В ЦЕЛОМ РАССМАТРИВАЯ ИСТОРИЮ ВОЕННЫХ ДЕСПОТИЙ В ПЕРСИИ, ИНДИИ И КИТАЕ МЫ ВИДИМ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ. СЛАБОСТЬ ЭТИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ИХ НЕПРОЧНОСТИ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В КИТАЕ ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ ПОПЫТКИ ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ ЗНАТИ СЕПАРАТИЗМА. ПОЯВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ ТРУДА ОСЛАБИЛИ РЕЛИГИИ, ОСНОВАННЫЕ НА ПОКЛОНЕНИИ СТИХИЙНЫМ СИЛАМ ПРИРОДЫ. ВОЗНИКАЮТ РЕЛИГИИ, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КОТОРЫХ ОБЕСПЕЧИТЬ ЛУЧШУЮ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОСЛЕ СМЕРТИ. ЭТО ИУДАИЗМ, ЗОРОАСТРИЗМ, БУДДИЗМ. КОНФУЦИАНСТВО ЭТО СКОРЕЕ МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС НОРМ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА.

№ слайда 17

Описание слайда:

«Цивилизация и общество» - Цивилизации срединные, в которых соединяются черты традиционности и обновления. Письменность. Использование металлов. Цивилизации морские, океанические, открывающие народу новые географические пространства. Цивилизация-это… Назовите приморские цивилизации Назовите горные цивилизации. Культовые постройки.

«Цивилизации Востока» - Пантеон богов Культ Атона. Иероглифы. Месопотамия и Египет. Древний Египет. Во главе общества – правитель, как гарант благополучия. Периодизаций первых цивилизаций. Наличие городов. Дифференциация общества. Месопотамия. Религия. Шумеры – исчезнувшая народность, неизвестной языковой группы. Рубеж IV - III вв до н.э.

«Цивилизация Крита» - Эванс раскопал Кносский дворец легендарного царя Миноса, правителя Крита. В 13 веке ахейская Греция подверглась нашествию дорийцев. Погибла в 15 веке до н.э. от извержения вулкана. Antics – латинское слово «древний». Античные цивилизации Средиземноморья. Вторая критская цивилизация. Греки ахейцы возвели грода Микены, Тиринф, Пилос.

«Древнейшие цивилизации» - Установить связь между свойствами металлов и культурой древних цивилизаций. История древних цивилизаций. Было освоено производство железных изделий. Получение металлов. Бронза. Откуда взялись металлы? У египтян, ассирийцев, финикийцев, этрусков литье из бронзы достигло значительного развития. Польза металла как и в древних цивилизаций, так и в современном мире.

«Древние цивилизации» - Предшественники. Древняя история Перу известна как история инков. Древние цивилизации. Раскопанные археологами развалины Мохенджо-Даро. Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая. Ворота Иштар в Пергамском музее Вавилонский рельеф с ворот Иштар. Пирамиды. ЗИККУРАТ В УРЕ (реконструкция).

Слайд 1

Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации.

Слайд 2

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. К.Ясперс - Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

Слайд 3

…История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы. К.Ясперс - Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие?

Слайд 5

Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации. При ответе вы можете воспользоваться электронной версией учебника: Хачатурян В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века, пройдя по ссылке: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hach_istmir/01.php

Слайд 6

отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации

ремесло отделилось от сельского хозяйства; ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства; появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры; образовались государства - система органов управления обществом и его подавления; создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству; появились города.

Слайд 7

Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV-I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте.

Слайд 8

Слайд 9

…Реки – это великие воспитатели человечества Л.И.Мечников - Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

Слайд 10

«Река жизни» получила статус Индийская Ганга

Желтая река - вторая самая длинная река в Китае после Янцзы

Слайд 11

Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства - восточной деспотии. Чтобы понять, почему первые цивилизации являются деспотиями, давайте обратимся к электронным словарям, воспользовавшись интернетом в ваших телефонах.

Слайд 12

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F1%EF%EE%F2%E8%E7%EC Википедия – свободная энциклопедия Деспоти́зм- неограниченная власть. Де́спот (от др.-греч. δεσπότης - господин) - полновластный правитель (не путать с жестоким правителем - тираном). Славянский аналог термина «деспот» - термин «господар».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, - византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат». Деспотия - форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

Слайд 13

http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Деспотизм Деспотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Деспотизм (греч.) - как понятие государственного права - форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью. - Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

Слайд 14

Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

Слайд 15

Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Слайд 16

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Работа в группах. Подготовить презентацию, где проследить особенности развития первичных цивилизации: 1 группа – Египетская цивилизация 2 группа – Индийская цивилизация 3 группа – Китайская цивилизация Выступление групп

Похожие статьи