Первый танковый ас второй мировой. Lekki czolg rozpoznawczy (легкий разведывательный танк) TK Конструкция и модификации

(Польша)

Польские танковые войска были сформированы в 1919 году, когда Польша отделилась от России и получила независимость. Непосредственное участие в процессе вооружения армии этой страны приняла Франция. Кроме финансовой поддержки, Франция также направила в Польшу военных специалистов, при помощи которых была организована Высшая военная школа и закуплена боевая техника, в том числе самолеты и танки. Предоставленные Польше 120 машин Рено ПЧ7 вошли в состав 1-го танкового полка и вскоре уже участвовали в боях против Красной Армии. 7 танков стали трофеями советских войск, а 19 были потеряны в сражениях. После войны польские танковые части пополнились еще некоторым количеством П-17, и до начала 30-х годов танки этого типа были самыми распространенными в Польше. Поскольку они быстро устаревали, стране пришлось заняться созданием собственных бронированных машин. Первыми образцами гусеничной бронетехники, которые освоила польская промышленность, стали танкетки ТК-3 и ТКБ. Накануне Второй мировой войны парк бронетанковых войск Польши на две трети состоял из этих машин.

В 1929 году Польша в числе первых стран закутила в Великобритании десять танкеток «Карден-Лойд» Мк VI и лицензию в их производство. Однако английскую машину в Польше не строили, а было принято решение разработать на ее основе улучшенный образец. В 1930 году были изготовлены две польские опытные танкетки, ТК-1 и ТК-2, отличавшиеся от зарубежного прототипа улучшенной подвеской, трех-скоростной коробкой передач, иным способом размещения двигателя и прочими новшествами. Пулемет «Браунинг» калибра 7,92 мм мог переставляться на наружный штырь и использоваться в качестве зенитного. Открытая сверху рубка имела броню толщиной 6-8 мм.

В 1931 году завод «Урсу» в Варнаве построил танкетку ТК-3 с бронированной крышей рубки и дополнительной листовой рессорой подвески опорных катков. Именно она была запущена в серийное производство, и за три года было изготовлено 280 таких машин. В процессе эксплуатации танкетки выявились ее недостатки: неудачная установка пулемета, недостаточная защищенность и теснота для обоих членов экипажа. Поэтому в 1933 году начался выпуск усовершенствованной модификации, ТКБ, имеющей увеличенный внутренний объем и лучшую защиту корпуса. Пулемет получил установку, обеспечивающую горизонтальный сектор обстрела 48˚ вертикальный - 35˚.

Снаружи корпуса вновь появилось дополнительное крепление в виде вилки, на которую мог переставляться пулемет для ведения зенитного огня. Стрелок командир при этом должен был находиться снаружи машины Кроме установки более мощного двигателя, была усилена подвеска катков и увеличена ширина гусениц, что привело к лучшей проходимости танкетки. Шестицилиндровый двигатель «Польский Фиат» 122АС мощностью 42 л. с. позволял машине развивать скорость 40 км/Ч.

Командир вел наблюдение на поле боя через перископ и три смотровые щели. До 1937 года было построен около 280 ТКБ

К моменту нападения Германии на Польшу в строю оставались 403 танкетки обоих танков и 250 легких танков. В бой было отправлено все, включая резервы. Но польская бронетехника, и в первую очередь танкетки, была уничтожен превосходящими силами противника. Уцелевшие и захваченные вермахтом ТК-3 и ТКБ использовались затем в качестве транспортеров боеприпасов и для несения охранной службы тыловых объектов после замены вооружения на пулеметы германского производства. Польская кампания выявила несостоятельность танкеток на поле боя. При встрече с немецкими танками они были обречены на поражение. Пулеметы и даже 20-мм пушки, установленные на некоторых машинах, не могли нанести существенных повреждений бронетехнике врага. Нанести урон противнику смогли только легкие танки типа 7ТР.

Танкетка TKS

Танкетка разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk-VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского в 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Танкетка выпускалась в четырех модификациях. ТК-3 – первый серийный вариант, клепаный, закрытый сверху бронекорпус (изготовлено 280 ед.). TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (произведено 18 шт.). TKS - улучшенная модель 1933 г. (произведено 260 шт.). TKS z nkm 20А – вооруженная 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (переоборудовано 24 ед.). Всего было выпущено 582 машин. Был разработан специальный прицеп, который мог буксироваться танкеткой. На ее базе выпускались бронедрезины, САУ и артиллерийские тягачи. Захваченные Вермахтом около 100 танкеток танкетки использовались под обозначением «l Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)» в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

ТТХ танкетки: длина – 2,6 м; ширина – 1,8 м; масса – 2,4-2,6 т; высота – 1,3 м; бронирование – 4-10 мм; тип двигателя – Ford A/Polski FIAT-122 petrol engine; мощность двигателя – 40-46 л.с; удельная мощность – 17 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 46 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7.92 мм пулемет wz.25 или 9-мм пулемет Browning wz.28 (боезапас — 2 тысячи патронов), с 1939 г. – 20-мм пушка; экипаж – 2 человека.

Значительное количество которых имелось в японской армии во время Второй мировой войны .

Характеристика

Броня танкеток защищала лишь от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время легко пробивалась пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек , начиная с калибра 37 мм. Бронирование танкеток было удовлетворительным для конца 1920-х годов , но к середине 1930-х в армиях различных стран получили распространение малокалиберные противотанковые пушки , легко пробивавшие тонкую броню танкеток. Вооружение большинства танкеток этого периода было также слишком слабым, численность экипажа недостаточной (1-2 человека), а условия существования - на пределе физиологических возможностей танкистов . Производство танкеток в большинстве армий прекратилось приблизительно к 1935 году , когда стало понятно, что они не могут выполнять роль полноценных танков из-за слабого бронирования и вооружения, а также отсутствия башни , что усложняло использование вооружения. Подтвердили это также более поздние случаи их применения во время таких войн, как гражданская война в Испании и сентябрьская кампания 1939 в Польше . Однако, несмотря на малые размеры, танкетки оказались пригодными в качестве разведмашин, хотя их слабое бронирование делало их применение опасным для экипажа . Помимо этого, большинство танкеток использовались в роли бронированных тягачей .

История

Прототипом большинства европейских танкеток считается английская танкетка Карден-Ллойд , и хотя в британской армии эти машины большого успеха не имели, на их базе был создан бронетранспортёр „Universal Carrier “, который представлял собой удлинённую и перекомпонованную танкетку . Эти машины производились в больших количествах и зачастую применялись для тех же целей, что и танкетки.

Прогресс в конструировании вездеходов привёл к тому, что сейчас (2009 г.) машины, занимающие „нишу“ танкеток, - колёсные: проходимость не намного хуже гусеничной машины, зато проще в обслуживании [ ] . Исключением является германская машина „Wiesel “ („ласка“), используемая в воздушно-десантных войсках ФРГ .

Россия/СССР

Бронетанковая техника Фотоальбом часть 3 Брызгов В.

ПОЛЬСКАЯ ТАНКЕТКА TKS

ПОЛЬСКАЯ ТАНКЕТКА TKS

Разработана в 1933 году. Выпускалась серийно с 1934 г. Состояла на вооружении армии Польши. Использовалась в боях второй мировой войны.

Тактико-техническая характеристика

Масса, т 2,7

Экипаж, чел. 2

Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм.. 2580 х 1780 х1400

Вооружение

пулемет, шт.. 1

калибр, мм. 7,92

зенитный пулемет, шт 1

калибр, мм. 7,92

боекомплект, выстрелов 4000

Броневая защита, мм

лоб корпуса и рубки.. 10

Мощность двигателя, л.с 40

Скорость максимальная, км/ч. 40

Запас хода по шоссе, км 140

Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 0.4

Особенности конструкции

База – английская танкетка "Карден-Лойд".

Общая компоновка – двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия – в передней. Вооружение – пулеметное.

Защита – корпус изготовлен из катаной брони клепаной конструкции.

Шасси – двигатель карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; трансмиссия механическая, автомобильного типа; подвеска балансирная.

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

ТАНКЕТКА Т-17 "ЛИЛИПУТ" Состояние выпущена в 1928 году.разработчик ТКБ ОАТИзготовитель Ленининградский з-дПроизводство небольшая серияБоевая масса; т 2,4Длина коруса, мм. ок.3500Ширина, мм 1800Клиренс, мм. 305Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,3 Преодолеваемые

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

ТАНКЕТКА Т-23 Состояние создана в 1931 году.Разработчик. ТКБ ОАТИзготовитель Ленининградский з-дПроизводство небольшая серияБоевая масса, т 3,5Длина корпуса, мм. 3700Ширина, мм 1800Клиренс, мм. 310Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,4 Преодолеваемые препятствия:– подъем, град.

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 1 автора Брызгов В.

ТАНКЕТКА Т-27 Состояние принята на вооружение в 1931 году.разработчик КБ з-да N37Изготовитель з-д.Ы37Производство серия 1931-33 гг.Боевая масса, т 2,7Длина, мм– с пушкой вперед 2600– корпуса 2600Ширина, мм 1825Высота по крышу башни, мм. 1443Клиренс, мм 240-340Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; .

Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 3 автора Брызгов В.

ТАНКЕТКА ППГ (объект 217, Подвижное Пулеметное Гнездо) Состоянйе создана в 1940 году.Разработчик. . КБ ЛКЗИзготовитель. ЛКЗПроизводство. опытные образцыБоевая масса, т 1,7Длина, мм– с пушкой вперед 2500– корпуса 2500Ширина, мм 1720Высота по крышу башни, мм. 360Клиренс, мм.

Из книги Танковый блицкриг автора Барятинский Михаил

Танкетка Т-27 Купив в 1929 году в Англии танкетку «Карден- Лойд» Мк VI, решили наладить ее выпуск, предварительно устранив недостатки и внеся усовершенствования. Эту работу поручили специалистам во главе с Н.Н. Козыревым. Они усилили бронезащиту, установили крышу и откидные

Из книги автора

Танкетка «Карден-Лойд» Мк VI Как уже упоминалось, в конце 1928 года появился наиболее удачный вариант танкетки – Мк VI, ставший одним из известнейших образцов бронетанковой техники.Устройство танкетки было простым. Двигатель располагался в середине корпуса между местами

Из книги автора

Танкетка CV3/35 К 30-м годам хорошо развитая автомобильная промышленность Италии накопила большой опыт строительства бронеавтомобилей. Поэтому, покупая в 1930 году у фирмы «Виккерс-Армстронг» лицензию на производство «Карден-Лойд» Мк VI, итальянское военное министерство

Из книги автора

Танкетка TKS Танкетка, или малый разведывательный танк TKS, как и первоначальный вариант ТК-3, была самой многочисленной в предвоенной Польше и вела родословную от знаменитой «Карден-Лойд» Мк VI, однако поляки так ее переделали, что, по существу, получили новую

Из книги автора

ТАНКЕТКА Т-27 Разработана в 1931 году. Выпускалась серийно с 1931 г. Состояла на вооружении Советской Армии. Использовалась в боях в Средней Азии при ликвидации басмачества.Тактико-техническая характеристикаМасса, т 2,7Численность экипажа, чел 2Габаритные размеры (длина х

Из книги автора

ИТАЛЬЯНСКАЯ ТАНКЕТКА "ФИАТ-АНСАЛЬДО" CV-33 Разработана в 1933 году фирмой "Ансальдо". Выпускалась серийно с 1933 по 1945 гг. Состояла на вооружении армии Италии. Использовалась в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 3,3Численность экипажа, чел

Из книги автора

ПОЛЬСКАЯ КАМПАНИЯ Непосредственная подготовка к войне с Польшей началась 3 апреля 1939 года, после того как верховное командование германских вооружённых сил (ОКВ) издало директиву «О единой подготовке вооружённых сил к войне на 1939–1940 гг.», содержавшую следующие основные

Танкетка ТК-3


Наиболее массовая бронированная машина польской армии в 1930-е годы. Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Изготовлено около 600 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

ТК-3 – первый серийный вариант. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Боевая масса 2,43 т. Экипаж 2 человека. Габаритные размеры: 2580x1780x1320 мм. Двигатель Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 3285 смЗ. Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. Боекомплект 1800 патронов. Изготовлена 301 единица.

TKD – 47-мм пушка wz.25 "Pocisk" за щитом в передней части корпуса. Боекомплект 55 артвыстрелов. Боевая масса 3 т. Переоборудованы из ТК-3 четыре единицы.

TKF – двигатель Polski FIAT 122В, 6- цилиндровый, карбюраторный, рядный.

жидкостного охлаждения: мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 смЗ. Изготовлено 18 единиц.

TKS – новый бронекорпус, усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения. Изготовлено 282 единицы.

TKS z nkm 20А – 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость 870 м/с, скорострельность 320 выстр./мин. боекомплект 250 патронов. Перевооружено 24 единицы.

На 1 сентября 1939 г. танкетки ТК и TKS состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись а составе эскадрона разведывательных танков 10- й кавалерийской бригады. Вне зависимости от названия в каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток. Истребители танков – боевые машины, вооруженные 20-мм пушками,- имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и в эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.



Танкетка TKS. На этой машине, в отличие от ТК-3, пулемет Hotchkiss был размещен в шаровой установке



Танкетка TKS с 20-мм пушкой


20-мм пушки польских танкеток пробивали на дистанции 500 – 600 м броню толщиной до 20 – 25 мм, а значит, могли поражать легкие немецкие танки Pz.I и Pz.II. Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 г., поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20мм пушками уничтожили 3 немецких танка! Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250 – 300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.

Трофейные польские танкетки Вермахтом практически не использовались. Некоторое их количество было передано союзникам Германии – Венгрии, Румынии и Хорватии. В 1938 г. шесть танкеток TKS приобрела Эстония. В 1940 г. они перешли в собственность Красной Армии. На 22 июня 1941 г. в 202-й моторизованной и 23-й танковой дивизиях 12-го механизированного корпуса имело по две танкетки этого типа. При выводе войск по боевой тревоге все они были оставлены в парках.



Танкетка TKS. На борту машины не национальная эмблема, а ротный значок


На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ TKS

БОЕВАЯ МАССА, т; 2.65.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 2560, ширина – 1760, высота – 1330, клиренс – 330.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма – 8. 10, крыша – 3. днище – 5.

ДВИГАТЕЛЬ: Polski FIAT 122ВС, 6-ципиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, дифференциал, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптической листовой рессоре, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; гусеница шириной 170 мм, шаг трака 45 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 180.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35. .38; ширина рва, м -1,1; высота стенки, м – 0,4; глубина брода, м – 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.

Похожие статьи