Нормы расходов. Обоснование норм расхода топлива на механизированные работы Для документарного оформления исследований можно, например, использовать карту фотографии рабочего времени

.

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)» утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Указанные нормы введены в действие с 1 июля 2003 года и будут действовать до 1 января 2008 года.

Данные нормы содержат значения базовых показателей:

ü норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения;

ü норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;

ü порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации;

ü справочные нормативы по расходу смазочных материалов;

ü значения зимних надбавок;

ü другие данные.

Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Для чего предназначены нормы? Документом установлено, что нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

ü расчетов нормируемого значения расхода топлива;

ü ведения статистической и оперативной отчетности;

ü определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

ü планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами;

ü осуществления расчетов по налогообложению хозяйствующих субъектов;

ü осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

ü проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и так далее.

Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года №153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (далее Инструкция №153).

Инструкция №153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

Сверхнормативные расходы в соответствии с пунктом 97 Инструкции №153 включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Требование Инструкции №153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

· базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);

· транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):

ü на 100 км пробега транспортной работы;

ü на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)», утвержденные Минтрансом Российской Федерации. Этими нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов.

Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В Письме Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ и производственных целях и стоимости его приобретения) могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является . Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю.

Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом Российской Федерации.

Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, глава 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2006 года №03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, и иные документы.

Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортном общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют:

ü суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

ü случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Из Письма Минфина Российской Федерации от 24 августа 2004 года №03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно высказано и в Письме Минфина Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов, и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения учета горюче-смазочных материалов, способами поступления горюче-смазочных материалов, методами формирования фактической стоимости, приобретением и списанием горюче-смазочных материалов в производство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»

При беседе с Заказчиком нам часто приходится обсуждать вопрос обоснованности , рассчитанных нашей организацией. В этой статье мы расскажем об обоснованности рассчитанных нами норм. Мы прекрасно пониманием организации, которых интересуют для обоснованного списания. Получив наши расчеты и работая по ним, организация должна быть уверена, что при надзорной проверке, вопросов по базовым, транспортным и эксплуатационным нормам быть не должно. Здесь сразу хотим отметить, что получить обоснованно рассчитанные нормы от нас это еще полдела. Самое главное правильно ими пользоваться. Потому что всегда есть риск того, что ваш специалист может посчитать неправильно километраж или неправильно применить транспортную работу. Поэтому ответственность за предоставленный Клиенту обоснованный расчет несет наша организация, а за их правильное и корректное применение это уже работа ваших специалистов.

ВОПРОС ПО НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

К нам на электронную почту пришло письмо с очень актуальным вопросом от Смирнова Р.А. Мы выкладываем его как есть, цитируем:
Вопрос:

…В письме Минфина РФ от 10.06.11 N 03-03-06/4/67 как и в распоряжении Минтранса есть следующие слова: «… нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике…»
На что бы хотелось обратить внимание, словосочетание «… научными организациями…» Вы же пишите «… специализированные организации…». Думаю, что научные и специализированные, это абсолютно разные организации. Отсюда вопрос: не возникнет ли у меня и у моей организации вопросов со стороны налоговой, если при проверке они интерпретируют данные словосочетания как им нужно?

С уважением, Смирнов Р.А., тел. 8-960-**-**-44

Отвечаем. Есть официальный ответ Министерства Транспорта Российской Федерации (Минтранс России) №0304-10/2164 от 07 мая 2015 года.

Уважаемый Константин Валентинович! (прим. Это я)

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минранса России по вопросу необходимости применения методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации) сообщает о рекомендательном характере данных Методических рекомендаций.
Таким образом, выбор организации осуществляющей расчет базовых норм расхода топлива остается на усмотрение индивидуального предпринимателя или юридического лица .
Вместе с тем, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03 июня 2013 года, №03-03-06/1/20097 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При определении обоснованности производственных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации.
Таким образом, признание базовой нормы в качестве обоснованной, остается на усмотрение налогового органа.

Подробнее на эту тему можно прочитать в моей отдельной теме .
Теперь, что касается письма Минфина. В этом письме и распоряжении Минтранса речь идет именно о научных организациях, которые имеют собственную специальную программу-методику, отличную от методики НИИАТ, согласно которой рассчитываются и базовые, и транспортные, и эксплуатационные нормы либо другие нормы, которые захочет разработать научная организация.
Наша организация использует уже готовые методики НИИАТ для расчета всех норм расхода топлива на автомобили , для этого не надо быть научной организацией, мы ничего не изобретаем. Для того чтобы рассчитать транспортную или эксплуатационную норму мы используем доступные всем формулы из документа АМ-23р. Расчет может сделать любой бухгалтер, механик или диспетчер. Так же как для того, чтобы рассчитать базовые нормы по методике НИИАТ не нужно быть научной организацией, достаточно быть специализированной организацией, имеющей лицензионное соглашение на право использования специальной программы-методики, а также иметь компетенции: соответствующее образование, навык и опыт.
Кстати есть другое интересное письмо Минфина. О нем вы можете прочитать .
ИТОГ:

  • Что такое «научная» и что такое «специализированная» мы разобрались: научная изобретает собственную методику, специализированная использует разработанную, доступную и утвержденную методику. И разобрались в главном: заказывать можно, согласно Минтранса, не только в научную организацию.

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

Т еперь что касается разработки базовых норм. У НИИАТ есть собственная методика по разработке базовых норм расхода топлива на автомобили . Это утвержденный Минтрансом документ, в основе которого лежит специальная программа-методика МВК, патентообладателем которой является не НИИАТ, а физическое лицо (научный сотрудник). И когда мы видим, что базовой нормы расхода топлива на автомобиль в АМ 23 Р нет, то именно с помощью этой методики наша организация или НИИАТ рассчитывает базовые нормы. Ни НИИАТ, ни наша организация никуда не выезжает делать замеры для определения базовых норм, это делается не экспериментальным методом, а расчетным, с помощью вычислений. Также обращаем ваше внимание, что базовая норма рассчитанная по этой методике это не эталон, а всего лишь средневзвешенный результат между дорожными испытаниями по городскому маршруту и «трассе». И базовая норма может быть разная на один и тот же автомобиль только потому, что дорожные испытания могут проводиться по разнонагруженным маршрутам. НИИАТ не знает размер шин вашего автомобиля, так же как не знает снаряженную массу вашего автомобиля. Базовая норма от НИИАТ в рекомендациях АМ 23 Р, это всего лишь «средняя температура по больнице».
ИТОГ:
  • Базовая норма расхода топлива, так же как поправочные коэффициенты (повышающие и понижающие) это инструмент в ваших руках с помощью которого вы можете обосновать фактический расход топлива на автомобиль .

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ ОТ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

А теперь самое интересное. Для надзорных органов списание топлива должно быть обоснованным!!! На сегодняшний день все поставлено с «ног на голову»: вместо того, чтобы обосновать фактический расход топлива с помощью методик (то есть работаем с методиками для того чтобы обосновать фактический расход), надзорные органы (и все организации к этому привыкли), требуют фактический расход топлива укладывать в базовые нормы (то есть работаем с фактическим расходом так чтобы уложиться в базовые нормы). И никто не задается вопросом: а почему организации должны мучиться? И надзорные органы не задаются вопросом: а почему все берут максимальные поправочные коэффициенты из АМ 23 Р? Ответ простой — методики и нормы расхода топлива на автомобили должны работать на вас, а не наоборот.
Что касается норм от изготовителя, сообщаем вам, что это тоже результат дорожных испытаний. Только по европейским методикам. Городской цикл, загородный цикл, смешанный цикл — эти цифры нельзя назвать нормами, так как не призваны для списания ваших фактических затрат. Они лишь показывают расход при определенных условиях. Вопрос: может ли автомобиль столько потреблять? Ответ: да, может при определенных условиях. Вопрос: можно ли эти цифры утвердить Приказом по организации в качестве норм для обоснованного списания. Ответ: да, можно. Только вы опять пойдете по ложному пути, вы будете работать на показатели, которых не так просто добиться в российских условиях. А в некоторых случаях вообще не возможно.
ИТОГ:
  • Расход в разных циклах от изготовителя — это расход при условиях определенных европейскими методиками. Да, автомобиль может столько потреблять, но никто не вправе заставить вас укладываться в эти показатели. Эти показатели можно утвердить для обоснованного списания как нормы расхода топлива на автомобили, если расход вашего автомобиля соответствует по факту. Это ваше право. А не обязанность. Если вам нужно обосновать фактический расход на ваши автомобили, обращайтесь к нам. Нам доверяют. Ваши проблемы — наше решение.

Кадры механизаторов

Инженерно-техническая служба

Весь штат инженерно-технических работников подчиняется главному инженеру, который в свою очередь подчиняется руководителю хозяйства. От правильности принятия главным инженером тех или иных решений, от их своевременности зависит, как будет работать хозяйство.

Для обеспечения требований, предъявляемых к технике, инженерно-техническая служба хозяйств может иметь различные организационные структуры.

В СПК «Черняны» Жлобинского района имеется следующая организационная структура:

1. В подчинении главного инженера находится главный механик и заведующий гаражом, которые отвечают за исправность техники выходящей на линию, следят за своевременным выполнением технических обслуживаний.

2. Мастера-наладчики, обеспечивают контроль технического состояния машин с помощью диагностирования, выполняют работы по техническому и технологическому обслуживаний и устраняют последствия отказов;

3. Трактористы-машинисты и водители автомобилей работают под началом мастера-наладчика;

4. Слесари-ремонтники также находятся в подчинении мастера-наладчика;

5. Главный энергетик подчиняется главному инженеру, он же выполняет все работы связанные с электрооборудованием;

ногофункциональный коллектив ремонтной мастерской, способен выполнять необходимые объемы ремонтно-обслуживающих работ в пределах хозяйства. При проведении работ по ТО и ремонту создается бригада из мастера-наладчика, механизатора и слесаря-ремонтника. Хозяйство нуждается в молодых высококвалифицированных специалистах.

Обеспеченность хозяйства механизаторскими кадрами и их использование представлено в виде табл. 2.8.

Таблица 2.8

Обеспеченность хозяйства механизаторскими кадрами и их использование

Категория работников Количество рабочих
2002 год 2003 год 2004 год
Трактористы-машинисты, всего
из них: 1 класса
2 класса
3 класса
Со стажем работы: до 2-х лет
от 2 до 5 лет
от 5 до 15 лет
свыше 15лет
Приходится механизаторов на 10 физических тракторов 9,5 9,5 9,2
Занятость в рабочих днях: на механизированных работах
на ремонте
на прочих работах

Из табл. 2.8 видно, что механизаторов в хозяйстве хватает, а стаж их работы и классность говорит об их профессионализме, что должно обеспечивать высокое качество работ.


3. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ГОРЮЧЕ−СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МАШИННО−ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Нормирование расхода ТСМ – это установление плановой меры их потребления на основе применения - технически и экономически обоснованных, прогрессивных норм расхода, рационального распределения, планомерного использования и осуществления режима экономии.

Нормированию подлежат все расходы ТСМ на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды, включая технологические и организационные потери в производстве при транспортировке и сфере обращение.

Нормы и нормативы расхода дизельного топлива на работу тракторов основываются на определении нормативов массового расхода топлива по элементам рабочего процесса. При этом учитываются такие нормообразующие факторы, как удельное сопротивление машин, орудий и тяговые свойства тракторов, показатели, характеризующие размеры, рельеф, формы полей и длину гона, баланс времени смены и организационный уровень эксплуатации МТА.

Групповые нормы расхода топлива на работу комбайнов и самоходных машин разработаны с учетом площадей посевов, урожайности и способов уборки с/х культур, структуры парка комбайнов и машин, нормативов расхода топлива для зерноуборочных комбайнов.

Нормы расхода топлива автомобилями устанавливают раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному газу, включают расход топлива необходимый для перевозок. Расход топлива на ремонт автомобилей, гаражные и прочие расходы не связанные непосредственно с технологическим процессом, в состав норм не входит. Для этих целей разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего количества.

Временные линейные нормы необходимо дополнить следующими примечаниями:

1. Для автомобилей и автопоездов, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход топлива на каждые 100 км - 2литра, при работе на бензине.

2. Для автомобилей-самосвалов дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузом в количестве 0,25 литров при работе на бензине и 0,25 мм 3 при работе на сжатом природном газе.

Наиболее широкое распространение получил метод определение потребности в топливе по групповым нормам расхода. Они устанавливают структуру посевных площадей, технологию и организацию производства, основные нормообразующие факторы, структуру МТП и устанавливаются на 1 усл.эт.га. полевых тракторных работ, а также на 1 усл.эт.га. и 1ткм тракторно-транспортных работ.

Конкретные примеры из хозяйства:

Автомобиль ГАЗ-52 при перевозке опасного груза, двигаясь со скоростью менее 20 км/час совершил 78 км пробега, выполнив 150 ткм. Линейная норма расхода топлива автомобилей ГАЗ-52 составляет 22 л/100 км, надбавка за скорость ниже 20 км/час составляет 10%, норма расхода бензина на грузооборот составляет 2 л/100 ткм.

Q н =(78/100∙22+150/100∙2)∙(1+0,1)=22,2 л.

Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502, работая в хозяйстве в тяжелых дорожных условиях, в период сезонной распутицы совершил 162 км пробега, выполнив 530 ткм. Линейная норма расхода топлива 42 л/100 км, надбавка за работу в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы 35%, норма расхода бензина на грузооборот составляет 2 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит

Q н =(162/100∙42+530/100∙2)∙(1+0,35)=106,2 л.

Рынок изделий, использующихся при строительстве и отделке, инструментов и технологий представляет собой живую, динамичную, постоянно обновляющуюся структуру. То, что вчера можно было сделать с одним расходом материала за неделю, сегодня можно выполнить с вдвое меньшими затратами за день. Система, устанавливающая нормы расхода строительных материалов, ставит своей целью проведение строительных и отделочных работ с наименьшим расходом изделий и в максимально сжатые сроки.

Процесс определения нормы расхода при производстве строительных работ представляет собой процесс регламентации действий по использованию тех или иных компонентов в процессе возведения каких-либо конструкций или проведения отделочных работ. Для успешного осуществления процесса выработки норм необходимо понимание содержания, роли и значения видов нормативов и норм в планировании проведения работ, а также обеспечение рабочего процесса инструментами и вспомогательными изделиями.

Нормирование использования строительных конструкций предполагает:

  • своевременную актуализацию норм действующих на данный момент;
  • проектирование норм расхода при производстве объема работ, принятого за единицу измерения;
  • официальное утверждение и донесение до непосредственного исполнителя действующих норм.

Процесс нормирования включает в себя:

  1. Анализ условий, при которых происходит выполнение работы, определяющих расход материалов на выполнение единицы работы. Это необходимо для осуществления выбора материала, наиболее полно подходящего для выполнения конкретных задач, внедрения новых современных технологий и организации процесса производства по рациональной системе.
  2. Определение расхода каждого конкретного вида материала, необходимого для проведения работы, с учетом особенностей сложившегося производства работ с точки зрения организационного и технического уровня.
  3. Обеспечение стремления к максимальному уровню экономии строительных материалов за счет использования соответствующего выполняемой работе современного оборудования, инструмента и технологических приемов.

При этом важно отметить, что качество выполняемой работы и производимой продукции, а также уровень необходимой безопасности при проведении рабочего процесса не должны снижаться.

Вернуться к оглавлению

Структура нормы расхода

Расходная норма должна быть технически обоснованной и отражать как прямой расход материалов, затраченный на производство (изготовление, сооружение) единицы конечной продукции, так и допустимые отходы и потери при существующих условиях проведения работ.

Под условиями проведения работ подразумеваются:

  • действующие нормы и правила проведения строительных работ;
  • действующие правила безопасного проведения работ;
  • уровень используемых материалов и технологии проведения различных работ;
  • организационные вопросы проведения производственного процесса.

Процесс нормирования строительных, монтажных и отделочных работ наряду с разработкой норм расхода обязательно должен включать в себя разработку мероприятий, направленных на снижение отходов и потерь за счет более рационального использования исходных материалов. Таким образом, возникает понятие чистовой нормы расхода и отходов.

Чистовая норма применительно к расходу строительных материалов представляет собой минимально необходимое количество ресурсов, которое затрачивается для производства требуемого объема работ без учета отходов и потерь.

Отходы и потери как общий класс представляют собой частично или полностью утратившие свои первоначальные свойства остатки исходных материалов, которые невозможно использовать для проведения работ, при которых они возникли. Отходы могут быть используемыми и неиспользуемыми.

Используемые отходы - остатки материалов, образующиеся в результате осуществления деятельности (производства продукции), которые могут найти повторное применение в производстве работ или изделий или каким-то образом реализованы.

К неиспользуемым отходам причисляют остатки материалов, непригодные для проведения работ, однако могут быть использованы в качестве вторичного сырья (опилки, стружка, бетонный и кирпичный бой).

Потери представляют собой ту часть отходов, которая не может быть использована в дальнейшем в процессе осуществления работ. Они являются безвозвратными (испарение и смыв лакокрасочных материалов с инструмента, расход на распыление усушку).

Отходы и потери по причине своего возникновения различаются на два вида - устранимые и трудноустранимые. К устранимым относятся такие отходы и потери, возникновение которых объясняется наличием каких-либо просчетов в организации работ и ведении рабочего процесса. Трудноустранимые - отходы и потери, которых в настоящий момент избежать практически невозможно, даже при правильном и рациональном использовании материалов и технологий.

В случае если при правильной организации и проведении технологического процесса отходы и потери не образуются, они не должны включаться в состав чистовой нормы расхода строительных и отделочных материалов.

Вернуться к оглавлению

Некоторые особенности

Отходы и потери по месту своего возникновения подразделяются на следующие виды:

  • складские - связаны с нарушением правил складирования и хранения строительных и отделочных изделий;
  • транспортные - возникают при нарушениях требований, предъявляемых к перевозке и проведению работ, связанных с погрузкой и выгрузкой;
  • производственные - образуются в технологическом процессе использования компонентов и монтажа (возведения) различных конструкций и сооружений.

В состав нормы расхода строительного материала входят его отходы и потери, имеющие организационно-технические причины возникновения, технически неизбежные в существующих условиях. К таким отходам можно отнести:

  • отходы, возникающие из-за допусков на длину стандартной мерной продукции;
  • концевые отходы (обрезки), обусловленные остатком компонентов по некратности при использовании стандартных по типоразмерам строительных изделий (металлопрокат, пиломатериал, кровельные элементы);
  • отходы, возникновение которых связано с допусками на конкретную конструкцию, зависящими от уровня производства на предприятии-изготовителе поставщиков (расфасовка жидких и сыпучих веществ).

Норма отходов и потерь чаще всего закладывается в процентах по отношению к технически обоснованной норме чистового расхода.

Вернуться к оглавлению

При производстве строительных и отделочных работ расходные нормы определяются при помощи нескольких методов:

  1. Расчетно-аналитический метод. Используется при работе либо с изделиями, не имеющими трудноустранимых отходов и потерь, либо в случае возможности проведения вычислений для их расчета. При этом при проведении расчетов необходимо принимать во внимание нюансы и особенности используемых компонентов, конструкций и технологических приемов, использующихся при производстве самих работ.
  2. Лабораторное определение расходных норм. Представляет собой моделирование интересующего процесса с заданными параметрами. Сфера применения лабораторного метода охватывает ситуации, требующие изучения критичных для расхода факторов. Кроме того - когда натурные наблюдения затруднены или невозможны (например, определение насыпной плотности сыпучих материалов и гравия).
  3. Производственный метод (метод наблюдения). Определение норм путем проведения изучения технологического процесса непосредственно на рабочем месте. Процесс определения норм расхода происходит с измерением соотношения между объемом выполненных работ и количества ресурсов, которое было затрачено.

Непременным условием является использование оптимального технологического процесса при выполнении работ, применение технологичных и современных материалов и их рациональное использование. Время наблюдения должно быть таким, чтобы за этот период была произведена единица выполнения работ (выбрана единица объема грунта, покрашена или обработана единица площади, возведена единица объема конструкции и т.д.).

Очень часто нормы самого расхода строительных материалов определяются комбинацией методов нормирования и последующей интерпретацией полученных результатов. Штучные материалы, которые используются в виде готовых изделий (двери, оконные блоки, сантехнические приборы), нормируют расчетно-аналитическим методом, при этом отходы и потери принимаются равными нулевому значению. Такие материалы, как кирпич, гипсовые блоки, плитки и т.п. нормируют при сопоставлении данных, полученных расчетно-аналитическим и производственным методами.

Расходную норму крепежа определяют исходя из результатов анализа, сопоставления производственного наблюдения и расчетно-аналитического метода.

Объемные материалы неправильной формы (бутовый камень, плитный известняк) характеризуются нормой расхода, для определения которой необходимо одновременно применять метод наблюдения и лабораторный метод. В данном случае норма расхода будет сильно зависеть от плотности укладки материала (процента пустот).

Для различных видов строительных компонентов процесс нормирования расходов будет иметь некоторые отличия, которые учитываются погрешностью устанавливаемых норм расхода. Различают 4 категории, где погрешность расходных норм зависит от единиц измерения расхода:

  1. Первая категория - расход измеряется в штуках. Погрешность расходной нормы устанавливается равной 0,25%.
  2. Вторая категория - изделия, расход которых измеряется весовым методом. Погрешность норм в данной категории составляет 0,5%.
  3. Третья категория - расход строительных компонентов зависит от измерения их габаритных размеров и обработки полученных результатов. Для данной категории погрешность расходной нормы устанавливается 0,75%.
  4. К четвертой группе относят элементы, расход которых определяется измерением их характеристик и габаритов, обработкой полученных результатов. Погрешность в этой категории устанавливается на уровне 1,5%.

Похожие статьи