Дружественных отношений и сотрудничества между. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между российской федерацией и монголией365. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между российской советской федеративной социалистической ре

Одним из наиболее универсальных с точки зрения своего правового содержания является принцип сотрудничества государств друг с другом . Значение принципа сотрудничества определяется, в первую очередь, тем, что он лежит в основе реализации всех остальных принципов международного права. Обеспечение суверенного равенства государств, защита их территориальной целостности и нерушимости границ, разрешение международных споров мирными средствами - все эти задачи решаются посредством различных механизмов межгосударственного сотрудничества. Именно поэтому международное право рассматривает сотрудничество не столько как право, сколько как обязанность государств. Как правило, отказ государства от сотрудничества приводит к серьезным осложнениям в международных отношениях и нередко представляет угрозу для международного правопорядка. С другой стороны, изоляция государства от сотрудничества является одной из самых суровых санкций, которые могут быть применены к нарушителю в соответствии с Уставом ООН. Поддержание мира и безопасности, социальный и экономический прогресс на планете были бы невозможны без тесного сотрудничества государств друг с другом.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом впервые был закреплен в Уставе ООН, статья 1 которого обязывает членов Организации осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. О конкретных областях сотрудничества более детально говорится в главе IX Устава, которая называется “Международное экономическое и социальное сотрудничество”. Вместе с тем, практически все положения Устава предполагают сотрудничество государств - членов ООН друг с другом.

Нормативное содержание рассматриваемого принципа содержится в Декларации принципов 1970 года, которая провозгласила не только обязанность государств сотрудничать друг с другом, но и указала некоторые условия и цели такого сотрудничества. Согласно Декларации, государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, а также общему благосостоянию народов. Таким образом, Декларация 1970 года не указывает, в отличие от Устава, точный перечень областей международного сотрудничества, а формулирует его главные цели: поддержание мира и безопасности, экономическая стабильность и прогресс, общее благосостояние народов. В качестве отдельной цели сотрудничества Декларация называет также установление всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и ликвидацию любых форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости. Наконец, самостоятельной целью международного сотрудничества Декларация закрепляет экономический рост во всем мире и особенно - в развивающихся странах.


В соответствии с Декларацией государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем . Это означает, что никакие идеологические причины не могут быть мотивом для отказа в международном сотрудничестве. Право каждого государства на свободную выработку собственной внутренней политики - обязательный атрибут государственного суверенитета, который не имеет отношения к его международной правосубъектности, в том числе к необходимости сотрудничать с другими государствами. К сожалению, на практике формы и интенсивность международного сотрудничества нередко обусловлены различием в политических и социальных системах государств. Такая ситуация, в частности, была характерна для периода так называемой “холодной войны”, когда на принцип сотрудничества серьезно влияло разделение мира на два враждебных лагеря. Декларация 1970 года не только обязывает государства с различными политическими, экономическими и социальными системами сотрудничать друг с другом, но и прямо запрещает какую-либо дискриминацию, основанную на указанных различиях. Поэтому де-факто имеющие место в политике отдельных государств двойные стандарты при реализации принципа сотрудничества являются противоречащими современному международному праву.

Что касается Заключительного акта СБСЕ 1975 года, то в нем сформулирован ряд новых целей сотрудничества государств, среди которых можно выделить содействие условиям, при которых выгоды, вытекающие из взаимного ознакомления и прогресса в различных областях, становились доступными для всех государств. Кроме того, Заключительный акт особое внимание уделяет конкретизации и детализации форм и механизмов международного сотрудничества. Практически весь современный процесс институализации сотрудничества в Европе (создание новых организаций, процедур и способов сотрудничества) - это результат развития положений Заключительного акта.

Принцип сотрудничества занимает существенное место и в договорной практике Республики Казахстан. Помимо участия в международном сотрудничестве на глобальном и региональном уровнях (посредством участия в международных организациях и соглашениях), Казахстан активно сотрудничает с другими государствами на двусторонней основе. Например, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой 1997 года (ратифицирован Казахстаном 15 апреля 1998 года) сказано, что обе стороны желают углублять сотрудничество в области политики, экономики и культуры. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 1991 года закреплено стремление сторон развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Кроме того, реализация принципа международного сотрудничества Казахстана осуществляется в следующих актах:

Протокол об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Тунисской Республики от 24 сентября 1993 года;

Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Монголией (ратифицирован 8 июня 1994 года);

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Украиной (ратифицирован 8 сентября 1994 года);

Договор о взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Эстонской Республикой (ратифицирован 20 апреля 1995 года);

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой (ратифицирован 19 июня 1995 года);

Договор об основах дружественных отношений и сотрудничестве между Республикой казахстан и Венгерской Республикой (ратифицирован 3 июля 1995 года);

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь (ратифицирован 28 октября 1997 года);

Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие от 6 июля 1998 года;

Декларация о развитии дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Румынией от 21 сентября 1998 года;

Декларация о дальнейшем развитии взаимопонимания и сотрудничества между Республикой Казахстан и Государством Израиль от 6 октября 2000 года;

Декларация об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Словацкой Республикой от 14 ноября 2001 года;

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой (ратифицирован 2 июля 2003 года) и др.

Особенностью принципа сотрудничества является то, что соответствующая обязанность государств сформулирована здесь абстрактно, без указания на конкретные формы такого сотрудничества. Это связано с тем, что принцип сотрудничества следует рассматривать в контексте уже упомянутого государственного суверенитета, который предполагает свободный выбор государством своей внешней политики. Другими словами, определение конкретных форм и направлений международного сотрудничества, его условий - это прерогатива каждого суверенного государства . Принудительное навязывание государству той или иной формы сотрудничества является грубым нарушением целого ряда принципов международного права, в том числе и нормативного содержания принципа сотрудничества. Международное право обязывает государства сотрудничать, но оставляет за ними право выбора механизмов сотрудничества. С международно-правовой точки зрения важно лишь, чтобы сотрудничество государств преследовало законные цели и осуществлялось в духе Устава ООН и других основополагающих документов.

Это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

  1. Уставе ООН;
  2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Признаки принципов международного права :

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • иерархичность.

Функции принципов международного права :

  1. стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
  2. развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Классификация принципов международного права :

1) по форме закрепления:

  • писаные;
  • обычные (что не влияет на их юридическую силу);

2) по историческому признаку:

  • доуставные;
  • уставные;
  • послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений:

  • обеспечивающих общечеловеческие ценности;
  • связанные с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества:

  • обеспечивающие защиту мира и безопасности;
  • мирного сотрудничества государств;
  • защиты прав человека, наций и народов.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а сдругой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Основные принципы международного права и их характеристика

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

  1. неприменение силы;
  2. мирное разрешение споров;
  3. территориальная целостность государств;
  4. нерушимость границ;
  5. суверенное равенство;
  6. невмешательство;
  7. равноправие и самоопределение народов;
  8. сотрудничество государств;
  9. уважение прав человека;
  10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Неприменение силы

Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.


Мирное разрешение споров

Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.


Территориальная целостность государств

Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.


Нерушимость границ

Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.


Суверенное равенство

Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие .
Основное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.
Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство должно уважать других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.


Невмешательство

Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.


Равноправие и самоопределение народов

Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.


Сотрудничество государств

Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.Представители различных школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».


Уважение прав человека

Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
В соответствии с международными актами можно выделитьследующие основные положения принципа уважения прав человека:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
  • каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
  • права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
  • государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
  • каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
  • государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
  • государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
  • государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

Федеральным законом от 30 марта 1998г. № 54-ФЗ РФ ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными Протоколам к ней № 1, 2, 3, 5, 8 и дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2. Согласно ст. 1 Закона «РФ в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Cуда по правам человека обязательной по вопросам и применения Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении РФ». РФ признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам применения и толкования Конвенций, Протоколов к ней в случаях нарушения этих соглашений Россией.


Добросовестное выполнение международных обязательств

Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Понятие и отличительные черты основных принципов международного права охарактеризованы в главе "Нормы международного права ".

Изложение содержания каждого из принципов базируется на положениях Устава Организации Объединенных Наций и дано в настоящей главе согласно их официальной конкретизации, которая осуществлена в Декларации о , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. (разд. "Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях").

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.:

"Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов — уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равенство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН : "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязанности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства "являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера".

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права . Специфической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств "принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров ...".

"Равносуверенность" государств характеризуется тем, что „каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действующего международного права (в литературе встречается словосочетание "согласованный суверенитет"). В функции международного права входит нормативное обеспечение такой координации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Невмешательство во внутренние дела

Современное понимание принципа невмешательства во внутренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в указанных международно-правовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам подтвердила антиколониальную направленность принципа и в то же время юридически закрепила право всех народов свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Международные пакты о правах человека 1966 г. зафиксировали право на самоопределение в договорной форме, обязательной для государств-участников. Декларация о принципах международного права 1970 г. как кодифицирующий акт конкретизировала его содержание и определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом.

Согласно формулировке этого принципа в Заключительном акте СБСЕ как равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, "все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".

Особую актуальность в современных условиях приобретает и другая сторона принципа, обеспечивающая ограждение суверенных государств от сепаратистских движений, произвольных действий, ориентированных на раскол суверенного государства. Ничто в рассматриваемом принципе, сказано в Декларации 1970 г., не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Таким образом, данный принцип должен применяться с учетом другого основного принципа международного права — территориальной целостности государств.

Неприменение силы или угрозы силой

Становление данного принципа связано с такими международно-правовыми актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений (1899 г.) и Конвенция об ограничении применения силы при взыскании по долговым обязательствам (1907 г.).

Определенные правовые ограничения применения силы содержались в Статуте Лиги Наций. В частности, ст. 12 обязывала государства не прибегать к войне до тех пор, пока не использованы определенные мирные средства.

Особое значение в осуждении и отказе от обращения к войне имел Парижский договор (Пакт Бриана-Келлога) от 27 августа 1928 г. Согласно его ст. 1 "Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно, заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики". Статья 2 предусматривала решение споров или конфликтов мирными средствами. Данный подход, по сути дела, закреплял принцип запрещения агрессивной войны, который был конкретизирован и развит в последующем в Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов и их приговорах .

Государства Европы всегда придавали особое значение нерушимости границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973 гг.

В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано, что "мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы". Стороны заявили, что "не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем". Они будут "неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах".

В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства — участники СБСЕ рассматривают все границы друг друга и границы всех государств в Европе как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ в числе других принципов является основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что подтверждается ее договорами с ними.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются признание и уважение неприкосновенности существующих границ.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает следующее положение: "Стороны признают нерушимой существующую между ними границу и подтверждают, что не имеют друг к другу никаких территориальных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем".

Приверженность принципу нерушимости границ выражена также в Договоре между Российской Федерацией и Украиной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., в Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 г. и др.

Знаменательно включение этого принципа, в числе других, в Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Территориальная целостность государств

В соответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства : уважать территориальную целостность каждого из государств; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН , против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

Приведенные положения содержания принципа территориальной целостности свидетельствуют о его тесной связи с другими основными принципами международного права , особенно такими, как принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопределения народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства , представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории. Принцип равноправия и самоопределения народов обязывает государства.воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства.

15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Уважение прав человека и основных свобод

Становление обязательства государств уважать права человека и основные свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые непосредственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и конкретизированы в Декларации 1970 г.

В самом Уставе при определении целей ООН говорится об осуществлении международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех..." (п. 3 ст. 1). Согласно ст. 55, ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...". И если прибегнуть к комплексной оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация обязательств государств в сфере прав и свобод человека на региональном уровне (американская, европейская, позднее африканская конвенции, а в настоящее время и в рамках Содружества Независимых Государств).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные предписания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники "будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности , и являются существенными для ее свободного и полного развития". В развитие этой формулы государства в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод обусловливает содержание соответствующих положений национального законодательства. Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации : "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира, справедливости и благополучия в межгосударственных дружественных отношениях. Следует иметь в виду, что в обоих международных пактах права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об уважении прав и защите законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

В числе новейших документов, применяющих рассматриваемый принцип к ситуации, сложившейся после прекращения существования СССР, являются Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24 сентября 1993 г.) и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарактеризовать как юридическую базу становления и совершенствования международного гуманитарного права как отрасли международного права в ее современном понимании (см. гл. 13). Содержание этого принципа определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества в условиях, когда международное право не только влияет на национальное законодательство по вопросам прав человека, не только устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, не только вводит в действие международные средства защиты прав человека от массовых посягательств, но и становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечиваемого, наряду с национальным, международным правовым механизмом.

Сотрудничество государств

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во второй мировой войне и как критерий межгосударственного общения в будущем. При этом подразумевался качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений между странами.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения Устава. В числе функций Генеральной Ассамблеи — организация исследований и разработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.

Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств: "Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...". Декларация обозначает основные направления сотрудничества, ориентируя государства на сотрудничество как друг с другом, так и с Организацией Объединенных Наций.

Дальнейшее развитие и конкретизацию принцип сотрудничества получил применительно к общеевропейским делам в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., согласно которому государства-участники "будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН". При этом особо подчеркивается стремление на его основе содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и справедливости.

В современных условиях первостепенное значение имеет достижение универсальности принципа сотрудничества.

Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основных принципов международного права , зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров — pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться").

В современный период из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.

В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам , вытекающим из договоров и других ", а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, "чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".

Важным этапом в договорном закреплении данного принципа стала Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В ней отмечается, что "принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание". В ст. 26 установлено: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".

Развернутую характеристику этот принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.

Смысл данного принципа заключается в том, что это — признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка , согласованного с правопорядком всех государств.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других участников международного общения выполнения условий, связанных с пользованием определенными правами и несением соответствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отграничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещенной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве императивной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заключаемых ими договорах от кардинальных установлений международного права, выражающих коренные интересы всего международного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus cogens. Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, связывая императивные нормы в единую систему международно-правовых предписаний, является их интегральной частью. Однако если отдельные нормы jus cogens могут быть заменены другими на основе соглашения между государствами, то подобная замена невозможна по отношению к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.

В процессе развития данного принципа было предусмотрено, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств и юридическая ответственность за нарушение международных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участника договора, имеющих противоправный характер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответственности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Российская Федерация и Монголия, исходя из традиций дружественных отношений, взаимного доверия и многогранного сотрудничества между народами двух стран, стремясь расширять и углублять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между Российской Федерацией и Монголией и с этой целью упрочить его правовую основу в соответствии с современными реальностями и тенденциями международной жизни, подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организаций Объединенных Наций, желая способствовать сохранению и упрочению мира и безопасности народов, утверждению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе, отмечая, что Соглашение между Правительством Монголии от 5 ноября 1921 г. сыграло значительную роль в деле развития добрососедских отношений и сотрудничества между двумя странами, опираясь на положение Декларации о дружбе и добрососедском сотрудничестве между РСФСР и МНР от 12 февраля 1991 года, договорились о нижеследующем:

Стороны рассматривают друг друга как дружественные государства и будут в своих отношениях руководствоваться принципами уважения суверенитета и независимости, суверенного

ж Источник: Дипломатический вестник. М.: Издание Министерства иностранных дел Российской Федерации, 1993, № 3-4.

равенства, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, добросовестного выполнения обязательств добрососедства, партнерства и сотрудничества.

Стороны будут развивать на стабильной и долговременной основе равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области политики, экономики, культуры, искусства, образования, науки и техники, здравоохранения, обороны, безопасности,- экологии, транспорта и коммуникаций, информации, гуманитарных отношений и в других областях.

Стороны буду регулярно проводить обмен мнениями на различных уровнях по вопросам развития и углубления двусторонних отношений и сотрудничества, а также по вопросам международных отношений, представляющих взаимный интерес.

Стороны будут содействовать развитию связей и контактов парламентами и другими выборными органами власти двух стран.

Стороны не будут участвовать в каких-либо военно-попитических союзах, направленных друг против друга, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров и соглашений, противоречащих интересам суверенитета и независимости другой стороны.

Ни одна из Сторон не допустит, чтобы ее территория была использована третьим государством в целях агрессии или иных насильственных действий против другой Стороны.

Российская Федерация будет уважать политику Монголии, направленную на недопущение размещения на ее территории и транзита иностранных войск, ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

В случае возникновения ситуаций, которые, по мнению одной из Сторон, будут представлять угрозу международному миру и безопасности и могут повлечь за собой международные осложнения, Стороны будут информировать друг друга о возможных путях их урегулирования.

По просьбе одной из Сторон, которая считает, что под угрозой могут оказаться интересы ее безопасности, проводятся незамедлительно консультации.

Стороны будут развивать сотрудничество двух государств в рамках ООН и других международных проблем мира и безопасности, обеспечения устойчивого экономического развития, охраны окружающей среды и других проблем на глобальном и региональном уровнях.

Стороны будут всемерно содействовать укреплению стабильности, утверждению атмосферы доверия и духа взаимодействия в азиатско-тихоокеанском регионе и сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе в интересах содействия развитию связей в экономической, культурной, гуманитарной и других отраслях между государствами региона.

Стороны будут проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество.

В этих целях они обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других объектов режим наибольшего благоприятствования. Стороны будут поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров их третьих стран.

Стороны всемерно будут содействовать развитию приграничной торговли и сотрудничества.

Стороны будут поощрять развитие сотрудничества в области железнодорожных, воздушных, автомобильных и других видов транспортных коммуникаций. Они будут принимать меры по увеличению пропускной способности своих дорог, улучшению организации транзитных перевозок по своей территории.

Учитывая то, что Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация будет содействовать осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с нормами международного права.

Стороны будут развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, совместного предотвращения экологических кризисов и ликвидации их последствий. С этой целью они будут периодически обмениваться информацией и консультироваться по вопросам, представляющим интерес для одной или обеих Сторон.

Стороны будут развивать сотрудничество в гуманитарной области на основе уважения своеобразия истории, культур и обычаев двух стран.

Они будут всемерно способствовать расширению контактов между гражданами обеих Сторон. В этих целях. они будут предпринимать меры, направленные на упорядочение административных процедур и практики осуществления взаимных поездок своих граждан.

Стороны будут сотрудничать на двусторонней и многосторонней основе в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, незаконным оборотом наркотиков, оружия, контрабандой, включая незаконные перемещения через границу произведений искусства и предметов, представляющих культурную или историческую ценность.

Также будут созданы необходимые условия для оказания взаимной помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Стороны будут уделять особое внимание созданию условий для осуществления совместных программ и проектов в целях использования современных технологических достижений, сотрудничества в области фундаментальных и прикладных исследований и внедрения их результатов в экономику и производство.

Стороны будут расширять и углублять связи в области культуры, искусства, науки, исторического наследия, образования и информации. Они будут содействовать установлению прямых связей между высшими учебными заведениями и научно- исследовательскими центрами, учреждениями культуры, расширению обмена книгами, периодической печатью, кинофильмами, театральными постановками, теле- и радиопрограммами и поощрять изучение языков Сторон.

Стороны будут оказывать поддержку установлению и развитию прямых связей меходу республиками в составе Российской Федерации и аймаками Монголии, другими административно-территориальными образованиями всех уровней, а также между государственными, смешанными и частными предприятиями, учреждениями и организациями для развития сотрудничества в духе и во исполнение настоящего Договора.

В соответствии с принципами, закрепленными в настоящем Договоре, Правительства обеих Сторон и другие компетентные органы будут заключать между собой отдельные соглашения по указанным в нем и другим вопросам.

Стороны будут разрешать спорные вопросы, которые могут возникнуть в отношениях между ними, путем переговоров в духе доброй воли.

В случае невозможности урегулирования спорных вопросов указанным путем Стороны могут избрать другие средства мирного урегулирования спорных вопросов в соответствии с Уставом ООН.

Настоящий Договор не затрагивает обязательств по действующим двусторонним и многосторонним догозорам и соглашениям, заключенным Сторонами с другими государствами.

Настоящий Договор заключается сроком на двадцать лет и будет, автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не уведомит другую Сторону за двенадцать месяцев до истечения соответствующего периода о своем намерении денонсировать его путем письменного уведомления.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступит в силу в день обмена ратификационными грамотами

(Б.Ельцин) (П.Очирбат)

ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ЗА МОНГОЛИЮ

Совершенно в Москве 30 января 1993 года в двух экземплярах. Каждый на русском и монгольском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР О ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

1991021

ДОГОВОР

о дружественных отношениях и сотрудничестве между

Российской Советской Федеративной Социалистической

Республикой и Венгерской Республикой

Российская Советская Федеративная Социалистическая
Республика и Венгерская Республика,

основываясь на уходящих корнями в историческое прошлое
отношениях их стран, а также на традициях взаимного уважения и
добрососедства;

осознавая, что дальнейшее развитие сложившихся между ними
дружественных отношений и сотрудничества отвечает
основополагающим интересам их народов;

заявляя о своем намерении развивать свои добрососедские
отношения в духе взаимопонимания и доверия, на основе принципов
свободы, демократии, справедливости и общечеловеческих
ценностей;

приветствуя коренные исторические перемены в Европе,
которые сделали возможным преодоление конфронтации и раскола
нашего континента;

проникнутые общим стремлением содействовать превращению
новой, объединенной общими ценностями Европы в континент мира,
безопасности и сотрудничества;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава
Организации Объединенных Наций, а также хельсинкского
Заключительного акта, Парижской хартии для новой Европы и других
документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

руководствуясь желанием придать новое качество своим
отношениям,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Отношения между Российской Советской Федеративной
Социалистической Республикой и Венгерской Республикой (в
дальнейшем именуемыми Сторонами) будут основываться на
общепринятых нормах международного права, принципах суверенитета
и территориальной целостности, равенства, невмешательства во
внутренние дела друг друга, добрососедства и взаимовыгодного
сотрудничества.

Стороны подтверждают, что каждый народ имеет право
свободно, без вмешательства извне распоряжаться своей судьбой и
на основе собственного волеизъявления осуществлять свое
политическое, экономическое, общественное и культурное
развитие.

Статья 2

Стороны в своих международных отношениях будут
воздерживаться от угрозы силой или применения силы. Они будут
решать возникающие между ними споры исключительно мирными
средствами.

В интересах предотвращения и решения мирными средствами
споров Стороны будут поддерживать создание, развитие и
эффективную деятельность общеевропейских структур и меры по
укреплению доверия и безопасности.

Статья 3

Стороны сделают все для того, чтобы на основе соблюдения
всех положений ныне действующих, а также будущих соглашений
добиваться дальнейшего сокращения уровня вооружений в Европе.
Они будут содействовать созданию таких соотношений вооруженных
сил и оборонительных структур, которые достаточны для обороны,
но исключают возможность нападения.

Статья 4


различных уровнях по вопросам безопасности и обороны.

Статья 5

Стороны заявляют, что придают большое значение контактам и
сотрудничеству своих законодательных и исполнительных органов.
Они будут поощрять контакты между
административно-территориальными единицами, местными органами
власти и самоуправления двух стран.

Статья 6

Стороны будут систематически проводить консультации на
разных уровнях по вопросам дальнейшего развития двусторонних
отношений, а также по международным проблемам, представляющим
взаимный интерес.

Высшие руководители Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики и Венгерской Республики будут
встречаться не реже одного раза в год.

Министры иностранных дел будут проводить консультации не
реже одного раза в год, на которых будут обмениваться мнениями,
в том числе и о выполнении настоящего Договора.

Статья 7

Стороны, в целях расширения и укрепления дружественных
связей и сотрудничества их народов, будут содействовать развитию
свободных контактов между гражданами, а также общественными и
политическими организациями их стран.

Статья 8

Стороны будут принимать необходимые меры для защиты
самобытности и прав национальных меньшинств в соответствии с
теми обязательствами, которые Стороны взяли или возьмут на себя
в международных договорах и документах СБСЕ.

Стороны признают, что обеспечение законных прав
национальных меньшинств является элементом стабильности
международного сообщества, правомерно служит предметом внимания
и требует постоянного сотрудничества государств. Они будут
регулярно проводить консультации по проблемам национальных
меньшинств и сотрудничать на двусторонней и многосторонней
основе в этой области.

Статья 9

Стороны согласны в необходимости устранения раскола нашего
континента и в области экономики. По мере своих возможностей они
будут стремиться содействовать продвижению процесса
экономической интеграции. В этих целях они будут сотрудничать в
международных экономических организациях.

Статья 10

Стороны будут уделять особое внимание развитию
взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в области
экономики.

Они будут обеспечивать благоприятные экономические,
финансовые и юридические условия для развития взаимовыгодных
современных форм экономического сотрудничества и не будут
применять во взаимных экономических связях дискриминационных мер
в отношении другой Стороны.

Статья 11

Стороны будут поддерживать взаимовыгодное сотрудничество в
области науки и техники. Они обеспечат создание надлежащих
условий для эффективного сотрудничества и исследований в области
фундаментальных и прикладных наук, уделяя особое внимание
современной технике и технологии.

Стороны будут содействовать непосредственным контактам и
совместным инициативам ученых и исследователей двух стран, а
также обмену научной и технической информацией и документацией.

Статья 12

Стороны на основе взаимной заинтересованности будут
стремиться к широкому сотрудничеству в области защиты окружающей
среды и ресурсосберегающего природопользования.

Статья 13

Стороны рассматривают расширение и углубление традиционных
культурных связей как неотъемлемую часть культурного наследия
Европы и естественную потребность их народов и взаимно будут
развивать сотрудничество в области культуры, искусства, науки,
образования и информации.

Стороны подтверждают свою готовность обеспечивать каждому
заинтересованному лицу свободный доступ к культуре и изучению
языка другой Стороны и поддерживают направленные на это
государственные, общественные и другие инициативы.

Стороны подтверждают свое намерение об учреждении
культурных центров и будут создавать все необходимые для этого
организационные и правовые условия.

Статья 14

Стороны обязуются обеспечивать охрану и уход за культурными
ценностями и историческими памятниками, находящимися на их
территории и принадлежащими другой Стороне.

Они будут содействовать возвращению произведений искусства,
являющихся национальным достоянием другой Стороны.

Стороны будут содействовать доступу к материалам архивов,
библиотек и других подобных учреждений в соответствии со своим
законодательством.

Статья 15

Стороны готовы сотрудничать в области здравоохранения,
туризма и спорта и будут создавать все необходимые для этого
условия.

Статья 16

Стороны в духе европейских традиций обязуются сохранять и
обеспечивать достойный уход за могилами и памятниками на местах
захоронения венгерских граждан на территории России и российских
граждан на территории Венгерской Республики. Обеими Сторонами
будет обеспечиваться беспрепятственный доступ к ним в
соответствии с их законодательством.

Статья 17

Стороны заявляют о своей готовности к совместным действиям
в рамках международного сотрудничества в борьбе с организованной
преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков,
действиями, ставящими под угрозу безопасность гражданской
авиации и судоходства, а также в борьбе с контрабандой.

Стороны будут взаимно сотрудничать в области правовой
помощи.

Статья 18

Настоящий Договор не затрагивает права и обязанности
Сторон, вытекающие из действующих двусторонних и многосторонних
договоров, заключенных Сторонами с другими государствами.

Статья 19

Стороны будут разрешать свои споры, связанные с толкованием
или применением настоящего Договора, прежде всего путем
консультаций и прямых переговоров.

В том случае, если спор не удастся разрешить в соответствии
с первой частью этой статьи в разумные сроки, Стороны обязуются
рассмотреть вопрос, к какому иному способу урегулирования споров
они могли бы прибегнуть в соответствии с международным правом,
Уставом ООН и документами Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе.

Статья 20

Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет. Его
действие будет затем автоматически продлеваться на следующие
пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую
Сторону о своем желании денонсировать его путем письменного
уведомления за один год до истечения соответствующего срока.

Статья 21

Настоящий Договор подлежит ратификации в соответствии с
конституционными процедурами каждой из Сторон и вступит в силу в
день обмена ратификационными грамотами*.

Статья 22

Настоящий Договор будет зарегистрирован в Секретариате ООН
в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных
Наций.

Совершено в Москве 6 декабря 1991 года в двух
экземплярах, каждый на русском и венгерском языках, оба текста
имеют одинаковую силу.

За Российскую Советскую За Венгерскую Республику

Федеративную Социалистическую

Республику

Б.Ельцин. Й.Анталл

_____________

Ратифицирован Федеральным Собранием

Бюллетень международных договоров N 8 за 1995 год )

ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Уважаемый господин Министр,

Имею честь от имени Правительства Российской Федерации

нижеследующем. В преамбулу Договора о дружественных отношениях и
сотрудничестве между Российской Советской Федеративной
Социалистической Республикой и Венгерской Республикой,




народа;".


глубоком уважении.

Его Превосходительству А.Козырев

господину ГЕЗЕ ЕСЕНСКИ,

Министру иностранных дел

Венгерской Республики

г. Будапешт

ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уважаемый господин Министр!

Имею честь от имени Правительства Венгерской Республики
подтвердить достигнутую между нами договоренность о
нижеследующем. В преамбуле Договора о дружественных отношениях и
сотрудничестве между Венгерской Республикой и Российской
Советской Федеративной Социалистической Республикой,
подписанного 6 декабря 1991 года в г. Москве, после четвертого
абзаца вносится нижеследующий дополнительный абзац:

"Исходя из общего стремления преодолеть наследие
тоталитаризма и в особенности осуждая вторжение в Венгрию 1956
года, приведшее к подавлению демократических устремлений ее
народа;".

Настоящий абзац является неотъемлемой частью Договора. Все
остальные положения Договора остаются в силе без изменения.

Примите, уважаемый господин Министр, уверения в моем
глубоком уважении.

ГЕЗЕ ЕСЕНСКИ,

Министр иностранных дел

Венгерской Республики

Похожие статьи

  • В париже за поджог двери цб франции задержан акционист петр павленский

    Ирина Алкснис , для РИА Новости Героем дня в Рунете, вне всяких сомнений, стал художник Петр Павленский, который, покинув Россию, не отказался от своих эксцентричных (остановимся на этом весьма мягком определении) убеждений и поступков....

  • Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы

    9 мая 2019 года в Санкт-Петербурге состоится празднование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Торжества в честь Дня Победы начинаются с первых майских дней, а 9 мая проходят самые главные мероприятия. Ниже мы приведем...

  • Выпадение прямой кишки (ректальный пролапс)

    Ректальный пролапс относится к наиболее распространенным патологиям, связанным с прямой кишкой. Несмотря на то, что подобная проблема даже в случае тяжелого течения не представляет собой серьезной опасности для жизни пациента, она способна...

  • Результаты поиска по "химическая экология"

    Результаты поиска Нашлось результатов: 119510 (0,90 сек ) Свободный доступ Ограниченный доступ Уточняется продление лицензии 1 Сенсорная экология учеб. пособие Рассматриваются экологические особенности развития и...

  • Как приготовить замороженную брокколи вкусно?

    Брокколи принадлежит к семейству крестоцветных, в которое входят все капусты: зеленая, красная, цветная, брюссельская капуста, а также репа, кресс-салат и редис. Обладая огромным количеством витаминов, минералов и пищевых волокон, свежая...

  • Рецепты для здоровья и похудения

    Известно множество удачных рецептов приготовления брокколи. Среди них встречаются варианты вкуснейших супов, салатов, закусок и горячих блюд. Изучив такие рецепты, хозяйка сможет сделать свое ежедневное меню более разнообразным и...