Струнников Николай. Спортивная биография. Значение струнников николай васильевич в большом энциклопедическом словаре Архангельский николай васильевич

В начале поста хочу сразу же поблагодарить авторов статей, на которые я опирался, готовя этот материал. И если для журналистов Андрея Марина и Александра Локоткова – это профессиональная работа, то для библиотекаря Малоархангельской городской библиотеки Ольги Егоровой – это настоящее подвижничество, выражение любви к своему краю и знаменитым землякам. К тому же, Ольга Егорова, опираясь на воспоминания младшей сестры героя сегодняшнего поста, написала наиболее подробную из всех биографию художника.
Итак, представляю в серии ЖЗЛ новое для себя имя.

Николай Иванович Струнников

Николай Струнников Казак с трубкой. Автопортрет. 1920 г.

Русский и украинский живописец, портретист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Николай родился в Орле, детские годы провел в селе Богородицкое Малоархангельского уезда. Отец художника – Иван Алексеевич был приказчиком в сельском магазине. В семье было шесть детей - два сына и четыре дочери, поэтому семья жила в постоянной нужде.
Младшая сестра художника, Мария Ивановна, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, вспоминала, что «их мать Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Она обладала художественными способностями и выполняла великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварельными красками. Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты, Колечка, не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя это хорошо получается»».

В людях

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю пришлось идти работать, как писал Горький – в «люди», чтобы поддерживать семью.
Мальчик уехал в Орел, где стал служить на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били и старшие мальчики, и приказчики. Но, несмотря на невзгоды, Коля был уверен, что вырастит и станет художником. По ночам, при свете коптилки он рисовал на клочках бумаги.
Опять же сестра вспоминала: «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, особенно повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!». Вот оказывается, откуда любовь художника к казачьей теме.

Москва

В Орле творческие способности заметил один из местных художников, кроме добрых слов типа, «Тебе нужно обязательно учиться, у тебя талант к живописи!», этот безымянный художник посоветовал ехать в Москву и дал рекомендации своему знакомому – художнику Грибкову.

Для справки:

Сергей Иванович Грибков

Русский жанровый живописец.
В живопись пришел поздно, в 1844 году начал обучение художественному мастерству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще будучи студентом, в 1852 году за картину "Испанка, молящаяся в церкви" получил от Академии художеств звание неклассного художника. Окончил училище в 1856 году.
Работал в различных жанрах: картины на бытовые темы сочетались с картинами историческими, портреты соседствовали с иллюстрациями литературных произведений. В последние годы своей достаточно продолжительной жизни Грибков трудился над росписями ряда церквей в Москве (Параскевы Пятницы, Архангела Михаила в Овчинниках, Св. Николая на Маросейке) и кафедрального собора в Курске.

Итак, Николай решил ехать в Москву, чтобы в мастерской художника Грибкова получить первоначальное художественное образование.
Об ученичестве Струнникова в мастерской Грибкова пишет в своей известной книге «Москва и москвичи» историк В. А. Гиляровский, ставший на долгие годы другом и покровителем начинающего художника.

Николай Струнников Портрет В.А.Гиляровского 1924 г.

Цитирую «дядю Гиляя»:
«Струнников поступил к Грибкову в ученики четырнадцатилетним мальчиком. Так же, как и
все, он был "на побегушках", был маляром, тёр краски, мыл кисти, а по вечерам учился рисовать с натуры. Раз Грибков послал ученика Струнникова к антиквару за Калужской заставой реставрировать какую-то старую картину.
В это время к тому приехал П. М. Третьяков покупать портрет архимандрита Феофана работы Тропинина. Увидав П. М. Третьякова, антиквар бросился снимать с него шубу и галоши, а когда они вошли в комнату, то схватил работавшего над картиной Струнникова и давай его наклонять к полу: Кланяйся в ноги, на колени перед ним. Ты знаешь, кто это?
Николай в недоумении упирался, но П. М. Третьяков выручил, подал ему руку и сказал: - Здравствуйте, молодой художник!
Портрет Тропинина П. М. Третьяков купил тут же за четыреста рублей, а антиквар, когда ушел Третьяков, заметался по комнате и заскулил: А-ах, продешевил, а-ах, продешевил!»

Тем не менее, своего первого учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.
Судя по хронологии, у Грибкова в мастерской Николай работал с 1885 по 1892 год, после чего сбылась его мечта о поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1892 году Николай поступил в МУЖВЗ в мастерскую А. Архипова и В. Серова и закончил училище с двумя серебряными и одной бронзовой медалью в 1899 году.
Параллельно с учебой Николай продолжал работать над реставрацией картин у известного московского парфюмера (?) Брокара, владельца большой художественной галереи, о чем тоже читаем у Владимира Гиляровского:
«За работу Струнникову Брокар денег не давал, а только платил за него пятьдесят рублей в училище и содержал "на всем готовом". А содержал так: отвел художнику в сторожке койку пополам с рабочим, - так двое на одной кровати и спали, и кормил вместе со своей прислугой на кухне. Проработал Николай год и пришел к Брокару: - Я ухожу.
Брокар молча вынул из кармана двадцать пять рублей. Струнников отказался: - Возьмите обратно.
Брокар молча вынул бумажник и прибавил еще пятьдесят рублей. Струнников взял, молча, повернулся и ушел. Нелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни».

Есть сведения, что узнав о трудной судьбе Струнникова, Гиляровский бедного студента приютил у себя и всячески помогал.

Николай Струнников Портрет Н.В.Гиляровской 1904 г.

«Я читал его стихи, - вспоминал Николай Иванович, - заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев».
В 1900 году Струнников под влиянием поэзии В. Гиляровского написал портрет дяди Гиляя (как его называли друзья) в образе лихого запорожца, лихо сидящего верхом на коне, на фоне пейзажа с высокими южными горами.

Николай Струнников Портрет В. А. Гиляровского на коне. 1900 г.

Основой для картины стала фотография Гиляровского на коне, сделанная во время путешествия по Кавказу.

В. А. Гиляровский на Кавказе.

В доме у Гиляровского Струнников в конце 1890-х годов познакомился и на долгие годы подружился с украинским историком Д.И. Яворницким.

Для справки:

Дмитрий Иванович Яворницкий

25 октября (6 ноября) 1855, Борисовка, Харьковская губерния - 5 августа 1940, Днепропетровск

Дмитрий Иванович Яворницкий

Российский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель.
Академик АН УССР (1929), член Московского археологического общества, один из самых значительных исследователей истории Запорожского казачества.
Окончил Харьковский университет (1881), преподавал в Московском, Петербургском и Екатеринославском (Днепропетровском) университетах, в последнем создал кафедру украиноведения. В 1902-1932 годах был директором краеведческого музея в Екатеринославе (ныне Днепропетровский национальный исторический музей его имени). В мае 1940 года Яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания, а за неделю до смерти выпущен на свободу. В тюрьме академик заболел воспалением легких и вскоре умер.
Яворницкий написал «Историю запорожских казаков» в трех томах (1892-97), собрал обширный фольклорный материал в сборнике «Малороссийские народные песни» (1906), писал также повести, сатирические рассказы и стихи.

Еще посещая училище, Струнников в 1899 году создал портрет "Запорожец (Казак в бою)", с которым связана интересная история.
После продолжительного общения с Яворницким Струнников также «заболел» казацкой тематикой. В знак глубокого уважения к историку, Николай по его просьбе написал запорожца на дверях московской комнаты, где жил Яворницкий. Фигура запорожца изображена была в энергичном движении, лицо казака полно гнева, на лбу кровоточащая рана, большие, выступающие из орбит глаза налиты кровью. Картина очень понравилась Яворницкому.
Когда историк собирался уезжать из Москвы в Екатеринослав, он предложил хозяину оплатить стоимость двери, поскольку решил забрать расписанную Струнниковым дверь с собой.
Но по воле случая хозяином меблированных комнат, где жил Яворницкий, оказался известный коллекционер Бахрушин. Он, естественно, запротестовал, поскольку "Запорожец" понравился и ему. Бахрушин заявил, что дверь и все, что на ней находится, принадлежит ему, как законному домовладельцу. Дело дошло до суда, однако судья тоже оказался оригиналом и предложил распилить двери пополам и поделить по жребию – кому какая часть достанется. В результате необычного решения Яворницкий получил верхнюю часть двери с поясным изображением казака. «А Бахрушину достались штаны и то, что в штанах» - любил впоследствии шутить Дмитрий Иванович. В 1905 году необычную картину Яворницкий подарил музею.

Тем временем, Струнников понимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно, и необходимо продолжать учиться.

Николай Струнников Стрелец.

Санкт-Петербург

В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств и попал в мастерскую к прославленному Илье Ефимовичу Репину.

Серов В.А. Портрет Репина 1901 г.

Николаю нелегко достались и эти годы учебы, так как нужно было снова добывать средства к существованию.
Младшая сестра художника Мария Ивановна вспоминала: «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я, к большому сожалению, их не могла сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

В 1902-1904 годах во время летних каникул Струнников жил в родном городе Малоархангельске.
Работая в мастерской И.Е. Репина и находясь под его влиянием, Струнников серьезно увлекся историей Запорожского казачества. Нужно напомнить, что Репин сам увлекся темой казачества, еще работая над своими знаменитыми «Запорожцами», к тому же, художник был тоже из малороссиян и даже часто разговаривал и писал письма на украинском «суржике».

Для справки:

Работа над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была начата Репиным в 1880 году. Сначала Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Кстати, среди моделей, позировавших Репину для картины, были и друзья Струнникова. В частности, лукавого писаря художник писал с историка Яворницкого, а для смеющегося казака в белой папахе Репину позировал Гиляровский. Репин познакомился с Яворницким в 1887 году в Петербурге, на вечере памяти Т.Г.Шевченко. К этому времени работа над «Запорожцами» была не только начата, но и заметно продвинулась.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, Портрет Д.И.Яворницкого).

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, Портрет В.А.Гиляровского).

Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году, Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал эскиз П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее.
Основной вариант картины (2,03×3,58 м) был завершён в 1891 году.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-91 гг.

После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.
Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым вариантом, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и является, так сказать, кулуарным экземпляром.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Харьковский музей изоб.искусств.

Второй вариант «Запорожцев» художник попытался сделать более «исторически достоверным». Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.
После «Запорожцев» почти все произведения И.Е.Репина на украинские темы были связаны с именем Яворницкого. Историк переписывался с художником до самой его смерти.

Дружеские отношения связывали Струнникова с еще одним потомком украинских казаков, рожденным в селе Красионовка Полтавской губернии - чемпионом мира по французской борьбе Иваном Поддубным. Днепропетровский историк-искусствовед Олекса Шведив рассказывал:
«Художника и Ивана Поддубного связывали не только дружеские отношения. Сохранилась фотография начала 1900-х годов, изображавшая атлетически сложенного Струнникова в костюме спортсмена-борца. Смолоду художник увлекался кулачными боями, а затем конькобежным спортом и борьбой. И даже пробовал силы в официальных соревнованиях с Иваном Поддубным».

Весной 1906 года Струнников написал портрет Поддубного в костюме запорожца и подарил его опять-таки Д.И. Яворницкому. Правды ради, стоит заметить, что, на самом деле, были написаны две картины. На одной Поддубный изображен в борцовском костюме, в образе силача, каким его любила публика. А на другом полотне художник пририсовал борцу оселедец, опустил вниз кончики усов, одел в синие шаровары и подпоясал красным кушаком.

Николай Струнников Казак. Портрет Ивана Поддубного. 1906 г.

Превратил Поддубного в казака Струнников по просьбе Яворницкого. 29 мая 1907 года художник писал историку:
«Я Вам послал копию с некоторыми изменениями, а оригинал находится у И.М. Поддубного. Написан он с натуры и лучше, чем копия. На оригинале он без чуба, усы закручены, вместо штанов - трико. Только одна грудь на вашем портрете осталась без изменений. Рост на обоих портретах натуральный». Видел ли этот казацкий портрет сам Поддубный – неизвестно.

Сам Николай, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Репин
писал с него молодого, обнаженного до пояса казака и гребущего веслом могучего запорожца для картины "Черноморская вольница". История этой картины тоже необычна.

Репин в зимней мастерской во время работы над картиной Черноморская вольница 1906 г.

Для справки:

В 1888 году во время гастролей в Санкт-Петербурге украинской труппы Репин преподнес корифею украинского театра Марку Кропивницкому адрес с изображенной запорожской лодкой и фигурой актера в образе рулевого. Этот сюжет художник вспомнил много лет спустя. Картину Репин решил посвятить ее защитникам Украины – запорожцам, застигнутым бурей на море после набега на турецкий берег. По просьбе Репина Яворницкий нашел для картины морской запорожский малиновый флаг (стяг) с изображением запорожцев, который скопировал сын художника Юрий.
Все, кто видел картину на передвижной выставке 1909 года, восхищались ее экспрессией и колоритом. К сожалению, эта картина ушла за границу и только в 2008 году была обнаружена в одном из финских музеев. В этом же году в Русском музее была представлена сама картина и два этюда к ней, которые наши музейщики нашли в разных собраниях отечественных музеев.

Илья Репин Черноморская вольница (эскиз). Начало 1900-х.

Я не нашел саму картину, поэтому представляю один из эскизов, на котором, увы, невозможно понять, где герои, написанные со Струнникова.

Малоархангельск

Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, художник скучал по своему родному краю. Я уже писал, что во время летних каникул он уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил Николаю расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить Владимирский собор в Киеве, с творениями художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля и М. В. Нестерова.

Н.И. Струнников подал прошение в совет Академии об оказании в этом содействия, и на удивление, ему не было отказано. Струнников отправился в Киев, много там работал, копируя росписи Владимирского собора. Позже живописный комплекс Малоархангельской церкви был успешно завершен.
Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом. Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса. Эта работа хорошо оплачивалась, и я уже мог помогать семье».
Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи – естественность позы и движения, а также близость к природе».
Как пишут историки, «чудесная земля Украины с ее удивительной природой, добрыми и щедрыми людьми издавна притягивала к себе российских художников».
А известный украинский художник Константин Трутовский (1826-1893) добавлял: "Сколько неразработанных материалов дает Украина художнику - и тому, кто рисует сцены жизни, и пейзажисту. Все тянутся в Италию - хорошо, естественно пожить и поучиться там, но не подобает российскому художнику ограничиваться итальянскими сценами, когда у нас есть свои прекрасные виды и сцены".
Малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась. Она была разрушена в 1943 году, поскольку, по воспоминаниям местных жителей, была хорошим ориентиром для вражеской авиации.

Киев

Будучи в Киеве, Струнников влюбился в этот город, в 1913 году он решил переехать туда жить.
По рекомендации Репина Николая пригласили работать преподавателем в Киевское художественное училище (КХУ). «Преподавательская работа была мне по сердцу», - вспоминал Струнников. Своим ученикам Струнников передавал педагогические методы, унаследованные от своих учителей - В. Серова и И. Репина. В училище художник преподавал семь лет (до 1920 года).

Вскоре после переезда в Киев Струнников женился. Жена художника Прасковья Алексеевна стала ему большим другом и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Сестра художника вспоминала, что «это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил, она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге и родной сестре».
В семье Струнниковых родилось трое сыновей. Старший Сергей впоследствии работал фотокорреспондентом газеты «Правда» и погиб в 1943 году под Полтавой. О младших - Игоре и Ростиславе, ничего неизвестно.

Влюбленный в жену художник написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). На картинах Прасковья предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной.
Мне удалось найти только один портрет 1917 года.

Николай Струнников Портрет жены 1917 г.

В Киеве Струнников сдружился с Ф.Е. Мироновым, который содержал мастерскую по изготовлению рам и подрамников. Будучи любителем искусства, тот скупал по дешевке работы художников, и собрал таким образом значительную коллекцию полотен.
Незадолго до отъезда из Киева Струнников подарил Миронову свой автопортрет, выполненный акварелью и цветными карандашами, где изобразил себя запорожцем с бритой головой, свисающим чубом и длинными казацкими усами.

Николай Струнников Запорожец. Автопортрет 1917 г.

На портрете у него лукаво усмехающееся лицо, в зубах запорожская люлька, а изо рта клубится мягкий табачный дымок. Позже вариант этого портрета был подарен в 1920 году Д.И. Яворницкому.

Революция

Надо отметить, что художник принял и поддержал революцию 1917 года. Искусствоведы называют несколько причин – бедное детство и постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и смерть старшей сестры во время восстания 1905 года.
Осенью 1919 года, в канун революционной годовщины, Струнников с группой педагогов и учеников художественного училища принимал активное участие в оформлении улиц и площадей Киева в соответствии с предложенной Лениным идеей монументальной пропаганды.
По инициативе наркомвоенмора Украины Николая Ивановича Подвойского в том же 1919 году были расписаны Луцкие казармы. Темы росписей - "Борьба с двуглавым орлом", "Борьба с капиталом", "Борьба с Антантой", "Шах и мат белому королю" и т.д. Во время работы художник познакомился с самим Подвойским, и это знакомство переросло в прочную дружбу.
Так художник-реалист, приверженец народной темы запорожского казачества стал приспосабливаться к новому времени.

Стоит отметить, что первые два десятилетия нового века Струнников активно выставлялся. Он был экспонентом Московского общества любителей художеств (МОЛХ), распущенного в 1918 году, Московского общества «Группа художников» с 1909 по 1911 год, Ассоциации художников революционной России и последних 47 и 48 выставок Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ). Художник также был активным участником литературно-художественного кружка «Среда» в Москве.

Николай Струнников Весельчак. 1920е

Николай Струнников Рабочий-металлист.

Екатеринослав

В 1920 году Струнников по приглашению Яворницкого, ставшего директором Екатеринославского (ныне Днепропетровского) краевого исторического музея, переезжает в Екатеринослав и начинает работать сотрудником музея. Жил Струнников с семьей в доме Яворницкого.
У художника далекоидущие планы и цели – «организовать художественную мастерскую исторического быта запорожцев, иметь учеников и работать для музея".

Николай Струнников Казак с бандурой. В подпитии.

В гостиной дома Яворницкого художник выполнил монументальную роспись на стене "Тарас Бульба с сыновьями в походе " (1920).
- Смотрю, как вы вот кистью прикасаетесь к полотну, - говорил Дмитрий Иванович, - и узнаю репинскую школу. Счастливый вы, Николай Иванович, что работали с гениальным человеком.
Николай Иванович радостно улыбнулся.
- И стараюсь, чтобы не омрачить имя своего учителя и наставника...

Николай Струнников Настенная роспись Тарас Бульба с сыновьями 1920 г.

А вот создать художественную мастерскую при музее не удалось, и по рекомендации Яворницкого Струнников поехал в село Беленькое Екатеринославской губернии в качестве преподавателя рисования.
- Вижу, Николай Иванович, что вы все более и больше увлекаетесь запорожцами. – сказал Яворницкий. - То, говорю, было бы хорошо, если бы вы проехались в казацкие села Покровское и Беленькое.
Там, помимо лозунгов, агитационных панно и портретов в волостном исполкоме, художник создал серию портретов крестьян. Правда, искусствоведы отмечают: «по работам видно, что художник работал без вдохновения, видимо, заставляла нужда, ведь время было тяжелое и голодное».

Николай Струнников Бабушка внуку пришивает пуговицы.

Революцией мобилизованный

В 1921 году по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался.
Пользуясь дружескими связями с Н.И. Подвойским, художник стал официальным художником (или, как шутили некоторые коллеги, придворным живописцем) Наркомата обороны СССР.

Николай Иванович Струнников.

Героико-романтические образы запорожских казаков сменились более пафосно-идеологическими портретами героев Октябрьской революции и гражданской войны. В период 1927-1930 годов Струнников создал целую галерею портретов - К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, А. Пархоменко, Н.И. Подвойского.

Николай Струнников Портрет Е.А. Щаденко.

Художник участвовал на выставке к десятилетию Красной Армии (РККА) с работами «Красный партизан товарищ Якимов» и «Портрет начальника царицынских бронепоездов товарища Алябьева».
В 1938 году Струнников получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за портрет партизана Лунёва.

Николай Струнников Партизан Лунев 1929 г.

В 1940 году художнику, за выдающиеся заслуги в области искусства и как признанному мастеру советской портретной живописи, было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, Струнников для местного Дома офицеров написал полотна "Зоя Космодемьянская" и "Партизан".
До последних дней своей жизни художник не расставался с палитрой и кистями.
Скончался Николай Иванович 20 сентября 1945 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Послесловие

На мой взгляд, и это подтверждают многие историки искусства, украинская казацкая тема в творчестве Струнникова остается самым ярким проявлением его таланта.

Николай Струнников Казак с кобзой.

Картины художника хранятся в 13 музеях и картинных галереях – Третьяковской галерее, Центральном музее Вооружённых сил в Москве, Музее новейшей истории России в Москве, Днепропетровском национальном историческом музее им. Д. Яворницкого, Полтавском, Донецком и Орловском художественных музеях и др.

Источники – Википедия, статьи Ольги Егоровой , Андрея Марина , Александра Локоткова , Любови Романчук , сайт Донецкого художественного музея и сайт www.maslovka.org.

Регалии: 2-кратный чемпион мира (2010, 2011); 2-кратный чемпион Европы (2010, 2011); 3-кратный чемпион России (2008, 2009, 2010); рекордсмен мира (2011).

Родился 16 декабря 1886 года в селе Скнятино Тверской губернии (Россия).
Николай Струнников воспитывался в крестьянской семье. С детства ежедневно занимался спортом - бегал, ездил на велосипеде, а зимой катался на коньках и играл в хоккей.

В 1906 году занял на чемпионате России по конькобежному спорту второе место после Николая Седова. Уступил более опытному сопернику и в 1907 году, а в 1908-м (после ухода Седова из спорта) впервые стал чемпионом России в классическом многоборье.

В 1910 году Николай стал первым в истории России чемпионом Европы и мира. Континентальное первенство проходило в Выборге, и Струнников выиграл у самого Оскара Матисена. Из-за дождя дорожка покрылась слоем воды, но это не помешало «черному черту» (Струнников выступал в обтягивающем черном трико) опередить действующего чемпиона на решающей дистанции 1500 метров.

В том же году на чемпионате мира в Гельсингфорсе Матисен выиграл три забега из четырех, но на дистанции 10000 метров Струнников «привез» великому норвежцу несколько десятков секунд и вырвал у соперника (Матисен занял лишь шестое место на 10 километрах) чемпионский титул.

Огромное впечатление на зрителей и зарубежных журналистов произвело выступление «простого крестьянина» из России на матчевой встрече Норвегия - Швеция в Осло (тогда столица Норвегии называлась Кристиания) 4 февраля 1911 года.

Здесь Струнников выступал вне конкурса. Как рассказал сам спортсмен, он приехал, чтобы побить рекорд на дистанции 5000 метров, установленный Яапом Эденом в 1894 году (8 минут 37,6 секунды).

Мало кто верил, что один из самых старых высших достижений в конькобежном спорте падет «по заказу», но «феноменальный русский» широченными шагами, но в то же время чрезвычайно грациозно (как писали норвежские газеты), будто паря над дорожкой, с каждым кругом набирал скорость.

Его итоговый результат оказался ненамного выше, чем установленный Эденом 17 лет назад рекорд, - 8 минут 37,2 секунды, но зрителям показалось, что Николай пробежал эти пять километров на одном дыхании и совершенно не выбился из сил.

Увы, Международный союз конькобежцев отказался регистрировать новый мировой рекорд на том основании, что Струнников не участвовал в соревновании и соответственно его забег на 5000 метров был неофициальным (рекорд был утвержден лишь много лет спустя, в 1976 году).

Через несколько дней Струнников, прозванный за рубежом «Славянское чудо», легко победил на всех четырех дистанциях на чемпионате Европы, а 28 февраля, также победив на всех четырех дистанциях, завоевал вторую золотую медаль на чемпионате мира в норвежском Тронхейме (Оскар Матисен не участвовал в этих соревнованиях, и составить россиянину достойную конкуренцию никто в его отсутствие не сумел).

Неизвестно, как бы развивалась карьера Николая Струнникова дальше, но в 1912 году Московское гимнастическое общество «Сокол» не нашло средств, чтобы командировать двукратного чемпиона мира в классическом многоборье на очередное первенство. Струнников в знак протеста ушел из спорта.

Известно, что он несколько лет работал техником-конструктором в строительных организациях Москвы. Николай Васильевич снова надел коньки лишь в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проводился первый чемпионат СССР.

Струнников Николай Васильевич (1886-1940) - русский спортсмен, конькобежец.

Рекордсмен России. Неоднократный чемпион Европы и мира.

Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай с детства был самозабвенно влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой играл в хоккей и бегал на коньках. Вставал очень рано, быстро делал зарядку и бежал на работу. После работы в одно и то же время шел на каток. В любую погоду пробегал по 25 кругов. Один раз тренировался даже при морозе в 40 °С. Бегал Николай в низкой посадке. При среднем темпе 100 шагов в минуту движения его оставались изящными и пластичными. До 1906 г. выполнил II разряд действовавшей в то время классификации. В этом же году на московском чемпионате, который проходил на льду катка Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников был вторым, уступив лишь конькобежцу России Николаю Седову. А в 1907 г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908 г. Струнников начал одерживать победы во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы 1908 г. выиграл на дистанции в 5000 м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показал еще более высокие результаты: на дистанции 500 м - 50,0; 1500 м - 2.40,0; 5000 м - 9.26,8. Выступая в Петербурге на Кубке национального первенства России в 1909 г., Николай установил новые рекорды: на дистанции 5000 м - 9.05,0; 1500 м - 2.33,6 и 10000 м - 18.27,2. В программу этих соревнований впервые в нашей стране было включено классическое многоборье, в котором Николай набрал наибольшую сумму очков (211,813).

В 1910 г. на чемпионате Европы, проводившемся в Выборге, - первых своих зарубежных соревнованиях - Николай Струнников, тогда еще малоизвестный за пределами России стал чемпионом Европы, одержав победу над норвежским конькобежцем О. Матисеном. Снова они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорнее. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", как он называл Струнникова за то, что тот выступал в черном костюме. Как и в прошлый раз, решающей стала дистанция в 10000 м. Струнникову снова удалось обойти лидирующего до сих пор Матисена и завоевать звание чемпиона мира.

Следующий сезон принес Струнникову новые рекорды России: на дистанции в 1000 м - 1.38,0; 7500 м - 2.29,4. В 1911 г. Николай Струнников на чемпионате мира в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира, с легкостью опередив всех соперников на четырех дистанциях и установив при этом два мировых рекорда для равнинных катков. Лидировал он и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира принял участие в чемпионате Норвегии, где установил выдающийся рекорд на дистанции 5000 м (8.37,2), побив мировой рекорд первого чемпиона мира голландца Ж. Эдена (8.37,6), установленный в 1894 г. Норвежцы называли Струнникова "славянским чудом".

В 1911 г. 12 раз стартовал он за границей на различных дистанциях, и ни один из них не закончился поражением.

В сезоне 1911-1912 гг. на катке Патриарших прудов Струнников побил рекорд России на дистанции 500 м, который продержался 13 лет. Его результат составил 46,0.

С большим интересом специалисты и болельщики ожидали выступления Струнникова на чемпионате мира 1912 г. Однако администрация первого русского гимнастического общества "Сокол", к которому принадлежал Струнников, не нашла средств на то, чтобы командировать за границу вместе с ним своего представителя. Струнников категорически отказался ехать на чемпионат мира один и прекратил свои выступления на льду. Николай Васильевич снова надел коньки только в 1924 году, когда был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проходил I чемпионат СССР.

Начиная с 1974 г. в Москве проводятся соревнования на приз имени Н. В. Струнникова. Так сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона.

Краткий биографический словарь

"Струнников Николай" и другие статьи из раздела

М не кажется, успех никогда не минует спортсмена, если он искренне предан своему виду и упорно тренируется. Эта преданность и упорство должны обязательно быть вознаграждены. Может быть, это произойдет не очень скоро, но такой момент непременно наступит.

Николай Струнников был самозабвенно влюблен в коньки, и сейчас мне очень трудно припомнить хотя бы два дня подряд, когда бы он не тренировался. Летом Николай много ездил на велосипеде и мотоцикле, а с наступлением зимы, разумеется, бегал на коньках. Тогда, правда, не говорили «бегал», чаще можно было услышать такое расхожее сочетание «прошел на коньках». Что ж, за семьдесят пять лет - с момента завоевания Струнниковым титула чемпиона мира - скорости изменились.

Помню, Коля всегда вставал очень рано, быстро начинал делать самые различные физические упражнения, потом готовил себе завтрак и убегал на службу, приходил домой, брал свои коньки и шел на каток пешком. Мы жили около площади, где сейчас расположены три вокзала, а каток находился совсем рядом, около Красных ворот.

На льду Николай появлялся всегда в одно и то же время - в половине шестого. И начиналась тренировка. Сначала бегал «на технику», как он любил говорить, потом отрабатывал скорость и под занавес, на закуску, вместо ужина Николай пробегал 25 кругов. Эти заключительные десять километров он преодолевал при любой погоде - плюсовой и в сильные морозы, а они случались нередко. Как-то пришел Коля с тренировки и говорит: «Так не хотелось бежать эти 25 кругов, еле уговорил сам себя». Посмотрела я на градусник - минус сорок. На улице - ни души. Оказалось, что Николай один на катке катался. Не тренируйся Струнников так упорно и ежедневно, никогда не стать бы ему чемпионом мира, континента, России...

Познакомилась я с Николаем Васильевичем Струнниковым совершенно случайно. Отец Коли Василиск Ермилович (впоследствии почему-то журналисты стали называть его Василием, но это ошибка) шел на свадьбу к сыну приятеля. И отец жениха предложил: «Василиск Ермилович, ты своего Кольку-то возьми с собой, чего ему дома сидеть». А я была лучшей подругой невесты и, как принято сейчас говорить, свидетельницей.

Невысокого роста молодой человек мне сразу понравился. Он как-то выделялся среди остальных. А как танцевал - ему равных не было. Помню, Коля хотел меня на танец пригласить, но его все опережали мои братья и их приятели. Мы тогда, наверное, только раз и станцевали. Потом он признался, что очень смущался. Он вообще был очень скромный.

На том празднестве нам толком познакомиться не удалось, и Коля потом стал искать возможность для новой встречи. Время было тогда другое, просто так прийти в гости к малознакомым людям было нельзя. Коля приложил немало усилий, чтобы его отец через своих знакомых сумел представить нас друг другу по бытовавшему тогда этикету. Затем Коля за мной ухаживал три года и только после этого сделал предложение. Свадьбу сыграли в 1908 году.

У многих впоследствии создалось впечатление, что именно Коля привил мне любовь к катанию на коньках. Совсем не так было: и до нашего знакомства я часто ходила на каток и даже на велосипеде каталась. В начале века конькобежный спорт пользовался большой популярностью среди молодежи. Причем на каток приходили даже без коньков. Считалось хорошим тоном просто посещение катка. Его хозяева кроме массового катания устраивали различные представления, карнавалы.

После свадьбы я очень часто сопровождала Колю на каток. Он обычно оставлял меня на попечение своих друзей, а сам начинал тренироваться. Со мной он почти никогда не катался. «Оленька, - оправдывался он, - ты мои конечки можешь попортить, что я тогда буду делать. Ты уж лучше с кем-нибудь другим походи».

За своими знаменитыми «гагами» он следил, всегда вытирал, когда уходил со льда, клал их в специальный мешок. Правда, его «бегаши» резко отличались от всех остальных, какие я видела и держала в руках. Были они необычайно легкие, кожа на ботинках очень мягкая. Другие коньки возьмешь в руки - они точно гири, а Колины, как пушинка. Коля рассказывал, что их подарил ему знаменитый норвежский конькобежных дел мастер - Хаген. Фамилию я его помню, а имя, к сожалению, забыла.

Конькобежный спорт в начале своего развития в России многим был обязан арендаторам катков, которые не только представлениями, но и различными соревнованиями старались привлечь на лед публику. В целях поднятия интереса со стороны зрителей к старту допускалась сразу группа в 10-12, а иногда и более человек. Поэтому соревнований на короткие дистанции не устраивали, так как судьи легко могли ошибиться при определении победителя. Бег проводился обычно на 20 кругов, что с учетом меньшей длины многих тогдашних дорожек составляло приблизительно 5000 метров.

Долго Коля бегал по второму разряду действующей тогда классификации, и только в 1906 году ему дали возможность состязаться со скороходами первого разряда. С бывшим тогда лучшим конькобежцем России Николаем Седовым Струнников встречался неоднократно в групповых забегах, но всегда, будучи намного сильнее всех, Седов уходил вперед на два-три круга. Но в 1906 году Струнников заметно улучшил свои достижения, и в его лице Седов приобрел сильного соперника, способного бороться с ним на равных.


В 1907 году на знаменитом катке зоологического сада, недалеко от которого жил сам Седов, были в очередной раз устроены состязания не парами, а с общего старта. Интерес подогревался еще тем, что Седов решил принять участие в соревнованиях, хотя обычно он стартовал вне конкурса. Среди зрителей разгорелись горячие дебаты: сумеет ли Седов обойти Струнникова на круг или не сумеет. В победе Седова, конечно, никто не сомневался.

Дали старт. Именитый скороход легко оторвался от всех конкурентов, лишь Струнников держался за ним. Круг за кругом они идут конек в конек, Седов пытается увеличить темп после половины дистанции, но Струнников на этот раз не отстает. На последнем круге произошло непредвиденное: Струнников сделал решительный рывок и на финишной прямой оторвался от своего маститого соперника.

Времена были тогда суровые. Как только закончился забег, ко мне подбежал Коля и быстро проговорил: «Оля, бери мои коньки под мышку и направляйся ко мне домой, а я потом приду». Я очень разволновалась, захотела узнать, в чем дело. К нам подошел его приятель и все объяснил: «Струнников выиграл у Седова, чьи дружки с Пресни собираются теперь побить Колю, тикать надо быстрее». Вот как иногда доставались победы. А на Седова это поражение так сильно подействовало, что он больше не пожелал встречаться в сериях со Струнниковым.

Главными состязаниями в Москве были, конечно, чемпионаты столицы, которые разыгрывались на дистанции 5000 метров (стартовали парами), и первенства России, которые проводились на дистанциях 500, 1500 и 5000 метров (дистанция 10 000 метров в нашей стране тогда не включалась в программу состязаний).

С 1904 по 1907 год включительно Седов не отдавал никому первого места ни в чемпионатах Москвы, ни в первенствах России, но с 1908 года во всех самых крупных состязаниях побеждал Струнников.

В 1908 году, несмотря на тщательную подготовку к нашей свадьбе, Коля успевал интенсивно тренироваться и на чемпионате города выиграл у всех конкурентов, показав на 5000 метров 9.41.0. А затем, через несколько недель, на катке зоологического сада уверенно победил на состязаниях сильнейших скороходов России, пробежав 500 метров за 50,0, 1500 - за 2.40,0 и 5000 метров за 9.26,8

На следующий год Коля в первенстве Москвы не стартовал: он был приглашен в Петербург. Чемпионаты России в то время проводились, как правило, в Москве, и спортивные клубы Петербурга решили провести свои соревнования и пригласили всех сильнейших конькобежцев. Устроители назвали эти старты очень громко - Кубок национального первенства России.

Конечно, организаторы мечтали видеть победителем своего земляка, но Григорию Блювасу удалось выиграть у Струнникова лишь на самой короткой дистанции. На остальных трех Николай легко обошел всех конкурентов, установил новые рекорды России (5000 м - 9.05,0; 1500 м - 2.33,6 и 10 000 м - 18.27,2) и завоевал главный приз.

Интересно, что эти старты явились первыми, в ходе которых был проведен подсчет очков в классическом многоборье. Струнников набрал прекрасную для того времени сумму очков - 211,813.

И все же нашлись тогда злые языки, утверждавшие, что Струнникову повезло и что уж на первенстве России ему первого места не видать. Считалось, что Блювас возьмет убедительный реванш, к тому же ожидался приезд из Норвегии Евгения Бурнова. Тот выступал за рубежом на чемпионате мира и выиграл там обе стайерские дистанции, но из-за слабых результатов на 500 и 1500 метров не попал даже в тройку призеров. Однако ни Блювас, ни Бурнов Струнникову в 1909 году конкуренции не оказали.


В 1910 году Николай победил с высокими результатами на первенстве Москвы, а еще через несколько дней на катке гимнастического общества «Сокол» завоевал титул чемпиона России, установив рекорд страны на 500 метров - 47,2. Было решено послать Струнникова и Бурнова на первенство Европы в Выборг.

Уехал Коля в середине февраля: чемпионат должен был состояться 26-27 февраля (даты даны по новому стилю). Но закончился февраль, начался март, а Коли нет, нет и никаких вестей от него. Радио тогда только делало первые шаги, а в газетах спортивные новости печатались обычно со значительным опозданием. Вдруг неожиданно пришла телеграмма: «Выиграл первенство мира. Николай».

Получила я эту телеграмму и страшно удивилась: почему чемпионат мира, когда он на чемпионат Европы поехал. Решила, что это почта что-то перепутала. Но через несколько часов прибежал кто-то из клуба и сказал, что Коля выиграл действительно чемпионат мира. Правда, почему мира, никто не мог понять.

Наконец приехал сам Николай. Вот что он рассказал: «Первенство Европы я выиграл довольно легко. Даже неожиданно легко. В первый день на пятисотке проиграл только норвежцу Оскару Матисену, на 5000 обыграл всех. Но особенно памятны мне 1500 метров. Дорожка была очень тяжелая, просто каша. Бежали мы с моим главным соперником Матисеном в одной паре. Нога в ногу, никто не хотел выходить вперед. Но затем мы резко взвинтили темп. Когда входил в последний поворот (заканчивал я бег по большой дорожке), был уверен, что Матисен, вошедший в поворот вместе со мной, выйдет на прямую метров на десять впереди. Тем более что ноги у меня подгибались, а в глазах появились предательские фиолетовые круги. Велико же было мое удивление, когда я вышел из виража метров на десять впереди Матисена, а на прямой, энергично финишируя, еще больше увеличил просвет.

На заключительной дистанции - 10 000 метров условия были такие, что скорее это было похоже не на «ходьбу на коньках», а на плавание. Мой результат был 24.42,8. Матисен проиграл полторы минуты. В итоге я был провозглашен чемпионом Европы.

На первенство мира я попал случайно. Соревнования должны были состояться в Клагенфурте, в Австрии, но там растаял лед, и старты были перенесены в столицу Финляндии - Гельсингфорс (теперь Хельсинки). Тогда мы решили не возвращаться в Москву, а поехали сразу в Гельсингфорс. На этот раз борьба была намного упорней. Матисен заявил, что обязательно побьет «черного черта», как он называл меня за то, что я всегда выступал в черном костюме. Действительно, норвежец подготовился отлично. В первый день Матисен прекрасно пробежал обе дистанции - 500 и 5000 - и лидировал. Во второй день стартовали сначала на 10 000. Причем мне пришлось бежать по жребию раньше Матисена. Но я решил отдать этому бегу все, что могу, все силы. Когда закончил дистанцию, думал, что сердце выскочит. Матисен бежал после меня, но преодолел 25 кругов значительно слабее.

Вот где пригодилась ежедневная тренировка в беге на десять километров. Моей любимой всегда была полуторка, но благодаря настойчивости и усердию на тренировках длинные дистанции, которые вначале не давались, стали затем моим «коньком». Благодаря отличному выступлению на 10 000 метров судьба мирового первенства была решена. Я мог даже немного проиграть Матисену на заключительной дистанции. Он действительно опередил меня всего на 0,4 секунды, но я стал чемпионом мира. Ко мне подбежал единственный земляк - Женя Бурнов, мы обнялись и расцеловались от счастья».

Я все еще не верила, что мой Коля - самый сильный скороход на всей земле. Еще и еще раз требовала, чтобы он повторил свой рассказ. Отец Николая Василиск Ермилович слушал рассказ сына, повторяющийся несколько раз, очень внимательно, но ни разу ни одного вопроса не задал. И вдруг как во весь голос гаркнет: «А ну, ребята, собирайтесь, едем в ресторан гулять - в «Яр»!»


Русское гимнастическое общество «Сокол» устроило специальное заседание, на котором присутствовало более двухсот представителей разных видов спорта. Вот что написал по этому поводу один из российских журналов «К спорту»: «От имени совета выступил председатель общества господин И. И. Касаткин, было сообщено спортивной комиссией общества, что со следующего сезона будет разыгрываться переходящий приз имени Струнникова, затем Струнников рассказал о своем выступлении на чемпионатах мира и Европы. Весело и оживленно прошел затянувшийся далеко за полночь товарищеский ужин в одном из самых больших ресторанов Москвы. Как заседание, так и ужин носили чрезвычайно теплый и сердечный характер».

К следующему сезону Николай подготовился отлично.

1 января 1911 года он установил рекорд России на 1000 метров - 1.38,0, через неделю на 1500 метров - 2.29,4. 14 и 15 января впервые были разыграны переходящие призы имени Струнникова. Вне конкурса стартовал и сам Николай. Каково же было удивление зрителей, когда чемпион мира потерпел поражение от молодого Хорькова. После этого проигрыша многие журналисты обрушились с критикой на Струнникова. Настроение у Коли, когда он уезжал на чемпионаты мира и Европы, было пессимистическим. Но каково было наше удивление, когда через три недели пришла неожиданная телеграмма: «Струнников побил мировой рекорд на дистанции 5000 метров».

А потом я получила Колино письмо. Вот что там было написано: «В день приезда начались соревнования шведско-норвежского кубкового матча. Я подошел к Левину, корреспонденту «Русского слова» и представителю общества «Сокол» на соревнованиях, и сказал, что мне хотелось бы пробежать 5000 метров. Он передал это судьям, они очень обрадовались и согласились меня допустить. Мне в пару дали второразрядника Гундерсена, брата того Гундерсена, который установил мировой рекорд на 500 метров в Давосе. От своего противника я сразу оторвался и, когда закончил дистанцию, узнал, что побил мировой рекорд. Был страшно удивлен, так как бежал в тренировочном костюме и не стремился показать рекордного времени. Тем самым я побил рекорд шестнадцатилетней давности голландца Япа Эдена на 2/5 секунды. Мое время было 8.37 и 1/5 секунды. Порадовался этому и Оскар Матисен. Он был со мной в отличных отношениях вне катка. Больше всех сиял толстый Иогансон - единственный мастер по изготовлению льда. Он сказал, что в Норвегии лед можно сделать не хуже, чем в швейцарском Давосе, и рекорд блестяще подтвердил его слова».

Затем Коля стартовал на международных состязаниях в столице Норвегии, потом на чемпионате Европы в Тронхейме и еще через неделю в Тронхейме вновь выступил с триумфом на первенстве мира. В 1911 году Коля стартовал за границей на различных дистанциях тринадцать раз и ни разу не проиграл.

Блестяще начал Струнников и следующий сезон. В начале зимы 1912 года на катке на Патриарших прудах он установил рекорд России на 500 метров - 46,0. Коля любил повторять, что это счастливый случай. Действительно, на дорожке длиной всего 273 метра пришлось «повертеться» при сильном ветре и на весьма неважном льду. И вдруг такое время! Вечером на тренировке Коля попробовал свои силы на 1500 метров - и вновь время было выше официального рекорда России - 2.29,0. С большим интересом ожидали выступления Струнникова за границей на мировом и европейском форумах. Но...

Вот что писал в своей статье «Быть или не быть первенству мира за русскими?» журнал «Русский спорт»: «Дело в том, что для обеспечения победы одного Струнникова мало. Необходима еще посылка представителя, который бы мог следить за правильностью самого состязания и защищать интересы русского конькобежца. Действительно ли необходима такая посылка, станет ясно из того, что сам Струнников категорически заявляет о своем отказе ехать на первенство мира одному. Достаточно вспомнить тернии мировой славы, с которыми пришлось встретиться в первую поездку в 1910 году: звонок, возвещавший о последнем круге, почему-то не звучал вовремя, в счете кругов как-то странно сбивались, да и других помех хватало. Не говоря уже о безвыходном положении человека, незнакомого с иностранным языком!»

Но руководство клуба, тратившее огромные суммы на забавы своих руководителей, не нашло необходимых 100 рублей на посылку представителя, и Струнников решительно отказался от дальнейшего участия в состязаниях. Так в царской России наплевательски отнеслись к яркому, многогранному таланту выдающегося спортсмена.

После революции Николай продолжал служить своему любимому делу - конькам. С шести часов вечера его всегда можно было увидеть на стадионе «Буревестник» в Самарском переулке. Он делал все, что требовалось, не отказывался ни от какого дела. Обычно после работы приходила на стадион и я, помогала ему, часто судила соревнования.

Тренировал он и молодых скороходов. Лучшим его учеником был Александр Люскин, неоднократный призер чемпионатов страны, обладатель нескольких рекордов СССР.

Яркий представитель русского конькобежного спорта на мировой арене. Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай самозабвенно был влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой бегал на коньках и играл в хоккей. Рано вставал, быстро делал зарядку и убегал на работу. После работы шел на каток. На льду появлялся всегда в одно и то же время. Пробегал по 25 кругов в любую погоду. Однажды провел тренировку в 40-градусный мороз.


Бегал Николай в низкой посадке, движения его были изящны и пластичны, темп бега 100 шагов в минуту. До 1906г. выполнил II разряд, действовавшей в то время классификации. В 1906г. добился своего большого успеха. На московском чемпионате, на катке Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников занял вторые места после конькобежца России Николая Седова. А в 1907г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908г. Струнников побеждает во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы (1908г.) выиграл у всех конкурентов на 5000м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показывает результаты еще выше: 500м - 50,0; 1500м - 2.40,0; 5000м - 9.26,8.

В следующем году установил новые рекорды России, выступив в Петербурге "Кубок национального первенства России" 5000м - 9.05,0; 1500м - 2.33,6 и 10000м - 18.27,2. Эти старты были первыми соревнованиями в нашей стране, в программе которых было классическое многоборье и Николай набрал наибольшую сумму очков 211,813.

В 1910г. Николай Струнников принял участие в зарубежных состязаниях. И впервые в Выборге, на первенстве Европы, мало известный скороход из России стал чемпионом Европы, выиграв у известного норвежца О.Матисена. В своих воспоминаниях Струнников писал: "В Выборге шел дождь. Дорожка превратилась в кисель. Вставая на старт 1500 метров в паре с Матисеном, я про себя решил: "Всем проиграю, а тебе, голубчик, ни за что". На решающей дистанции (10000м) Матисен занял только 7 место. Вот, что вспоминал Матисен: "Маленький, в черном, обтягивающем мускулистое тело свитере, русский из Москвы справился с покрытым водой льдом лучше, чем кто-либо из нас, и стал чемпионом Европы.

Вновь они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорней. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", так он называл Струнникова, за то, что он выступал в черном костюме. И снова победу решила борьба на дистанции 10000 метров. Сильно пройдя "марафонскую" дистанцию Струнников обошел лидера и стал первым признанным чемпионом мира.

Отдавая дань мастерству русского скорохода, норвежец Матисен потом вспоминал: ":Его я не мог упрекнуть и должен был утешить себя тем, что в спорте сегодня - я, а завтра - ты."

В следующем сезоне Струнников установил рекорд России на 1000м - 1.38,0. Через неделю новый рекорд на дистанции - 7500м - 2.29,4.

Победив на чемпионате мира 1910г., Николай Струнников и на следующий год в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира. Он легко опередил всех конкурентов на четырех дистанциях и установил два мировых достижения для равнинных катков. Первым он был и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира выступил на первенстве Норвегии, где установил выдающийся рекорд в беге на 5000м (8.37,2сек.), побив мировой рекорд первого чемпиона мира с 1894г. голландца Ж.Эдена (8.37,6сек.).

"Славянское чудо", так называли в Норвегии Струнникова. В 1911г. стартовал за границей 12 раз на различных дистанциях и одержал все победы.

В сезоне 1911-12 г.г. на катке Патриарших прудов установил рекорд России на 500м - 46,0 (прежний продержался 13 лет).

С большим интересом ожидали выступление Струнникова на чемпионате мира 1912г.

Николай Струнников принадлежал к Московскому первому русскому гимнастическому обществу "Сокол". Администрация "Первого русского гимнастического общества" не нашло средств на командирование за границу вместе со Струнниковым своего представителя. Посылать нашего спортсмена на международное первенство без представителя было непростительной ошибкой. Струнников категорически отказался ехать на первенство мира один и прекратил свои выступления на льду.

Николай Васильевич снова надел коньки в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где разыгрывался I чемпионат СССР. Струнников, проехав по льду, сказал: - Как никогда и нигде!

Начиная с 1974г. сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона соревнованиями на приз имени Н.В.Струнникова

Это был скороход, опережавший намного свое время. Умер Струнников в 1940г.

Похожие статьи

  • Пьер-Жозеф Прудон: краткая биография и основы идеологии

    Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику,...

  • Отражение менталитета народа в языке Исторические изменения в языке

    Осознание неуниверсальности и относительности понятия множества в описании мира влечет за собой совершенно новую и чуждую традиционной европейской науке идею целостности - целостности как уникального свойства единства мира, конечной...

  • Чем закончится для человечества локальный ядерный конфликт

    16 июля 1945 года на авиабазе ВВС США в штате Нью-Мексико произошло событие, изменившее всю последующую историю человечества. В 5 часов 30 минут по местному времени здесь была взорвана первая в мире ядерная бомба Gadget, мощностью 20...

  • Поверхностные акустические волны

    Звук представляет собой звуковые волны, которые вызывают колебания мельчайших частиц воздуха, других газов, а также жидких и твердых сред. Звук может возникать только там, где есть вещество, не важно, в каком агреатном состоянии оно...

  • Солнечные и лунные затмения

    Чтобы произошло солнечное затмение, Земля, Луна и Солнце должны выстроиться в одну линию, что бывает только в моменты новолуний. Из-за движения Луны по орбите со скоростью около 1 км/с ее тень приблизительно с той же скоростью перемещается...

  • Ближайшими предками ресничных червей считаются

    Класс ресничные черви или турбеллярии - относятся к типу плоские черви. Тип плоские черви включает такие классы, как ресничные, сосальщики, ленточные и насчитывает около 26000 видов. Представитель ресничных червей Происхождение ....