Революционное народничество в россии. Народничество - идеология и история движения Чем отличается социалистическая доктрина народничества

Введение

Классическое народничество, возникшее в 60-е годы XIX века, достигло кульминации в 70-е годы. Первой политической организацией, официально назвавшей себя партией, была, как известно, "Народная воля" (1879 год). Ранее партиями назывались из подражания Западу придворные группировки или кружки гвардейских офицеров. Массовое хождение разночинной интелли

генции в "народ" принимало самые различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор) и характеризовалось высокой организованностью. Жесточайшая конспирация, строгая дисциплина отличали народнические организации "Земля и воля" (1876 год), "Черный передел" (1878 год), "Народная воля" (1879 год). Высшей точкой, явившейся одновременно и крахом классического народничества, стало убийство царя Александра II членами "Народной воли" в 1881 году (убийца - А. Гриневецкий).

К историческим заслугам классического народничества относится поиск почвенного, самобытного пути развития России, стремление сделать народ субъектом исторического творчества. Народники, как известно, стремились решить задачу вовлечения народа ("почвы") в активную деятельность различными средствами: "хождением в народ", созданием крестьянских поселений, пропагандой своих идей, немедленным бунтом и т. д. Народники сумели создать политические организации, способные противостоять царским спецслужбам ("Земля и воля", и особенно, "Народная воля", которая, благодаря высокой дисциплине, конспирации, осуществляла свою деятельность в течение трех лет).

Однако доктрина народничества была ошибочна прежде всего потому, что она абсолютизировала архаичные формы экономической и духовной жизни русского народа. Его главные идеологи - Н. Чернышевский и А. Герцен - считали основной ячейкой будущего справедливого социалистического устройства крестьянскую общину. Террор занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Главными причинами усиления активности террористов стали, во-первых, неудачные попытки "пробуждения общества", во-вторых, - репрессивная, жесткая политика самодержавия. Так, например, только зимой 1878-1879 годов в Петербурге было арестовано свыше двух тысяч человек; одесский генерал-губернатор Э. Готлебен вагонами отправлял народников в ссылку. За 1877-1882 годы было казнено 30 революционеров. Были случаи, когда людей вешали только за то, что при обыске находили прокламации "Народной воли". И тем не менее приверженность народников к терроризму не могла не вызвать осуждения их деятельности обществом, и, в конечном счете, привела движение к историческому краху. Народнические организации время от времени возникали и в 80-е годы. В 90-е годы идеи народников были восприняты новыми партиями, называвшими себя социалистами-революционерами. Крупнейшие из них - "Союз социалистов-революционеров", "Партия социалистов-революционеров", "Рабочая партия политического освобождения России".

"Народничество, - писал В.И. Ленин, - есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России". Народничество соединяло в себе идеи утопического социализма с требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих владений. Выступало как против крепостничества, так и против буржуазного развития общества. С момента зарождения в народничестве наметились два течения - революционное и либеральное. Революционеры главной цель видели в организации крестьянской революции и в течение 60-80-х гг. различными путями стремились к ней. Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное народничество не играло существенной роли до 80-х гг., когда стало господствующем направлением. В народническом движении участвовали представители многих национальностей России. Народническая идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и других районов. Народничество не было чисто русским явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для других стран, поздно вставших на путь капиталистического развития.

Идеология

Народничество представляет особую разновидность утопического социализма, свойственную странам с преобладанием сельскохозяйственного производства и крестьянского населения, со слабым развитием промышленности. Ко времени зарождения народничества в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились коренные социально-политические противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократическая революции в этих странах, не улучшившие положения народных масс, вызвали разочарование передовой русской интеллигенции. В этой обстановке начались поиски "особых путей" социального переустройства России, допускавших для России некапиталистическое развитие. Вера в возможность непосредственного перехода - минуя капитализм - к социалистическому строю через крестьянскую общину, которой отводилась особая роль, составляла главное содержание теории русского утопического социализма. Родоначальниками ее были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. "Крестьянский социализм" активно пропагандировал Н.П. Огарев.

Герцен считал, что Россия не будет повторять все фазы развития европейских стран. Она перейдет к социализму "самобытным" путем благодаря сельской общине, освобождению крестьян с землей, крестьянскому самоуправлению, традиционному праву крестьян на землю. "Человек будущего в России, - считал Герцен, - мужик, точно так же, как во Франции работник". Герцен отмечал и некоторые отрицательные стороны общины, но считал их преодолимыми в процессе утверждения социалистических идей в народе. Теорию общинного социализма Герцена развивал Чернышевский. Он связывал сохранение русской общины с замедленностью развития, отсталостью страны, но в то же время отводил общине большую положительную роль при условии радикальных социальных преобразований: свержения народом самодержавия, безвозмездной передачи всей земли крестьянам, соединения общинного владения землей с общинным промышленным производством. Таким образом, теория русского крестьянского социализма была попыткой использовать общину, чтобы, с одной стороны, поднять крестьянство на революцию, а с другой - сохранить существовавшие в общине уравнительные начала до времени утверждения социалистических принципов.

60-е гг. были первым этапом в развитии революционно-демократической идеологии, когда общетеоретические принципы крестьянского социализма претворялись в конкретные программы. С конца 60-х гг. в революционном движении произошел поворот в сторону "действенности". Вопрос о некапиталистическом развитии из области теории перешел в революционную практику. Крестьянская социалистическая революция провозглашается непосредственной целью народнического движения. Наиболее крупными идеологами Н. в 70-е гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Значительное влияние на русское революционное движение оказал Бакунин. Считая русского крестьянина "прирожденным" социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское бакунистское направление. Роль народа в революции признавалась решающей.

Что мы знаем о народничестве? Возможно, нам следовало бы углубить знания? Прочитав эту статью, вы наверняка найдете для себя что-то новое.

Приверженцы этого течения освобождали общественное сознание из-под диктата церкви, но сохраняли общекультурные христианские традиции. Идеология народничества сделала самодержавие невосприимчивым к разумным альтернативам государственного виделись властям бунтовщиками, поэтому царская власть находила для себя опору только в консервативном окружении, что, в конечном итоге, ускорило ее гибель.

Направления и течения

По степени радикализма различают:

  • консервативное течение;
  • либерально-революционное;
  • социально-революционное народничество;
  • анархистское.

Консервативное крыло было связано со славянофилами (Страховым, Григорьевым). Его деятельность наименее изучена и представлена в основном творчеством сотрудников журнала "Неделя" П. Червинского и И. Каблица.

Представители либерально-революционного (центристского) крыла 60-70-х годов 19 века: Елисеев (журнал "Современник"), Златовратский, Оболенский, Михайловский, Короленко (1868-1884, "Отечественные записи"), Кривенко, Южаков, Воронцов и другие. Ведущими его идеологами были Лавров и Михайловский.
Сторонников социально-революционного направления народничества во главе с Ткачевым и в некоторой степени Морозовым не устраивала нацеленность на пропаганду и долгую подготовку к социальному взрыву. Их влекла идея ускорения, форсирования революции.

Анархистское крыло оспаривало необходимость преобразований в рамках страны. Народники-анархисты Кропоткин и Бакунин скептически относились к власти, считая ее порабощающей и подавляющей свободу личности. Как оказалось, это течение скорее сыграло разрушительную роль, хотя имело в теоретическом плане ряд позитивных идей.

Первые кружки и организации

В 1856-1858 годах существовал пропагандистский кружок в Харьковском университете. В 1861 на смену ему в Москве пришло объединение под руководством П. Э. Агриропуло и П. Г. Заинчевского. Его члены единственным способом преобразования окружающей действительности считали революцию.

"Земля и воля"

Наиболее влиятельной тайной организацией Петербурга в 1861-1864 годах была "Земля и воля". Ее члены (Слепцов, Курочкин, Обручев, Утин, Рымаренко) мечтали об "условиях для революции". В программе этого общества фигурировала передача земли крестьянам (планировалась за выкуп), замена всех чиновников выборными лицами, снижение расходов на армию и царский двор. Однако эти положения так и не получили должной поддержки в народе, и в итоге организация самораспустилась, оставаясь даже не обнаруженной царскими охранительными службами.

"Ишутинцы"

Революционное общество Ишутина выросло из кружка, входящего в организацию "Земля и воля". Его целью было подготовить крестьянскую революцию посредством заговора интеллигентских групп. Стремясь воплотить в жизнь некоторые идеи Чернышевского по созданию мастерских и артелей, члены общества открыли в Москве бесплатную школу в 1865 году, переплетную и швейную мастерские, вели переговоры, касающиеся создания коммуны, с рабочими Людиновского железоделательного завода в Калужской губернии, основали ватную фабрику на началах ассоциации в 1865 году в Можайском уезде. "Ишутинцы" планировали побег Чернышевского с каторги, но их деятельность прервалась 4 апреля 1866 покушением Каракозова, одного из членов этого общества, на императора. По этому делу более 2000 народников попали под следствие, 36 были приговорены властью к разным мерам (Каракозов - повешен, Ишутин помещен в одиночную камеру в где впоследствии сошел с ума).

"Народная расправа"

Эта организация во главе с Нечаевым представляла радикальное движение народничества и была создана в 1869 году в Москве и Петербурге. Она насчитывала 77 человек. Ее целью также была подготовка "народной революции". Сергей Нечаев олицетворял в этой организации фанатизм, беспринципность, лживость и диктат. Против него открыто выступал П. Л. Лавров, который считал, что "никто не должен без крайней необходимости рисковать нравственной чистотой борьбы, и не должна пролиться ни одна лишняя капля крови". Нечаев же призывал к террору, провокациям. Он был уверен, что такие методы станут полезны для расшатывания режима, приблизят светлое будущее. Иванов, выступавший против Нечаева, позже был обвинен в предательстве и убит. Полиция раскрыла это уголовное преступление, и руководитель организации бежал за границу, но был найден, арестован и судим как уголовный преступник.

Идеология эта не прошла бесследно, отразившись и на революционной мысли других государств. Так, в популистских движениях стран третьего мира на протяжении многих последующих лет встречалось народничество (век XX).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Самарский Государственный Технический Университет

Народничество: политические доктрины и революционная деятельность

Работу выполнил:

студент 1-АИТ-2

Фролова Е.Н.

Самара 2010

Введение

Классическое народничество, возникшее в 60-е годы XIX века, достигло кульминации в 70-е годы. Первой политической организацией, официально назвавшей себя партией, была, как известно, "Народная воля" (1879 год). Ранее партиями назывались из подражания Западу придворные группировки или кружки гвардейских офицеров. Массовое хождение разночинной интеллигенции в "народ" принимало самые различные формы (устная пропаганда, переселение в деревню, индивидуальный террор) и характеризовалось высокой организованностью. Жесточайшая конспирация, строгая дисциплина отличали народнические организации "Земля и воля" (1876 год), "Черный передел" (1878 год), "Народная воля" (1879 год). Высшей точкой, явившейся одновременно и крахом классического народничества, стало убийство царя Александра II членами "Народной воли" в 1881 году (убийца - А. Гриневецкий).

К историческим заслугам классического народничества относится поиск почвенного, самобытного пути развития России, стремление сделать народ субъектом исторического творчества. Народники, как известно, стремились решить задачу вовлечения народа ("почвы") в активную деятельность различными средствами: "хождением в народ", созданием крестьянских поселений, пропагандой своих идей, немедленным бунтом и т. д. Народники сумели создать политические организации, способные противостоять царским спецслужбам ("Земля и воля", и особенно, "Народная воля", которая, благодаря высокой дисциплине, конспирации, осуществляла свою деятельность в течение трех лет).

Однако доктрина народничества была ошибочна прежде всего потому, что она абсолютизировала архаичные формы экономической и духовной жизни русского народа. Его главные идеологи - Н. Чернышевский и А. Герцен - считали основной ячейкой будущего справедливого социалистического устройства крестьянскую общину. Террор занимал значительное место в деятельности народников на всех этапах движения. Главными причинами усиления активности террористов стали, во-первых, неудачные попытки "пробуждения общества", во-вторых, - репрессивная, жесткая политика самодержавия. Так, например, только зимой 1878-1879 годов в Петербурге было арестовано свыше двух тысяч человек; одесский генерал-губернатор Э. Готлебен вагонами отправлял народников в ссылку. За 1877-1882 годы было казнено 30 революционеров. Были случаи, когда людей вешали только за то, что при обыске находили прокламации "Народной воли". И тем не менее приверженность народников к терроризму не могла не вызвать осуждения их деятельности обществом, и, в конечном счете, привела движение к историческому краху. Народнические организации время от времени возникали и в 80-е годы. В 90-е годы идеи народников были восприняты новыми партиями, называвшими себя социалистами-революционерами. Крупнейшие из них - "Союз социалистов-революционеров", "Партия социалистов-революционеров", "Рабочая партия политического освобождения России".

"Народничество, - писал В.И. Ленин, - есть идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России". Народничество соединяло в себе идеи утопического социализма с требованием крестьянства, заинтересованного в уничтожении помещичьих владений. Выступало как против крепостничества, так и против буржуазного развития общества. С момента зарождения в народничестве наметились два течения - революционное и либеральное. Революционеры главной цель видели в организации крестьянской революции и в течение 60-80-х гг. различными путями стремились к ней. Либеральные народники, действовавшие легально, искали мирные формы перехода к социализму. Либеральное народничество не играло существенной роли до 80-х гг., когда стало господствующем направлением. В народническом движении участвовали представители многих национальностей России. Народническая идеология своеобразно преломлялась в условиях Украины, Кавказа, Прибалтики, Польши и других районов. Народничество не было чисто русским явлением. Подобная форма идеологии была характерна и для других стран, поздно вставших на путь капиталистического развития.

Идеология

Народничество представляет особую разновидность утопического социализма, свойственную странам с преобладанием сельскохозяйственного производства и крестьянского населения, со слабым развитием промышленности. Ко времени зарождения народничества в передовых странах Европы капитализм уже достиг той стадии развития, когда обнаружились коренные социально-политические противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократическая революции в этих странах, не улучшившие положения народных масс, вызвали разочарование передовой русской интеллигенции. В этой обстановке начались поиски "особых путей" социального переустройства России, допускавших для России некапиталистическое развитие. Вера в возможность непосредственного перехода - минуя капитализм - к социалистическому строю через крестьянскую общину, которой отводилась особая роль, составляла главное содержание теории русского утопического социализма. Родоначальниками ее были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. "Крестьянский социализм" активно пропагандировал Н.П. Огарев.

Герцен считал, что Россия не будет повторять все фазы развития европейских стран. Она перейдет к социализму "самобытным" путем благодаря сельской общине, освобождению крестьян с землей, крестьянскому самоуправлению, традиционному праву крестьян на землю. "Человек будущего в России, - считал Герцен, - мужик, точно так же, как во Франции работник". Герцен отмечал и некоторые отрицательные стороны общины, но считал их преодолимыми в процессе утверждения социалистических идей в народе. Теорию общинного социализма Герцена развивал Чернышевский. Он связывал сохранение русской общины с замедленностью развития, отсталостью страны, но в то же время отводил общине большую положительную роль при условии радикальных социальных преобразований: свержения народом самодержавия, безвозмездной передачи всей земли крестьянам, соединения общинного владения землей с общинным промышленным производством. Таким образом, теория русского крестьянского социализма была попыткой использовать общину, чтобы, с одной стороны, поднять крестьянство на революцию, а с другой - сохранить существовавшие в общине уравнительные начала до времени утверждения социалистических принципов.

60-е гг. были первым этапом в развитии революционно-демократической идеологии, когда общетеоретические принципы крестьянского социализма претворялись в конкретные программы. С конца 60-х гг. в революционном движении произошел поворот в сторону "действенности". Вопрос о некапиталистическом развитии из области теории перешел в революционную практику. Крестьянская социалистическая революция провозглашается непосредственной целью народнического движения. Наиболее крупными идеологами Н. в 70-е гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Значительное влияние на русское революционное движение оказал Бакунин. Считая русского крестьянина "прирожденным" социалистом, Бакунин призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства, церкви. Под его непосредственным воздействием в народничестве сложилось бунтарское бакунистское направление. Роль народа в революции признавалась решающей.

Программа революционных народников 70-х гг. отличалась верой не в заговор, а в широкое народное движение, в крестьянскую социалистическую революцию. Отрицалась борьба за политические свободы, пропагандировалось безразличное отношение к формам государственной власти. Казанская демонстрация 1876 открыла серию политических актов. В 1878 южные народники (В.А. Осинский, братья Ивичевичи и др.) перешли к террористической борьбе, выступая от имени "Исполнительного комитета русской социально-революционной партии". В либеральных кругах заговорили о конституции.

Народовольцы, как и их предшественники, продолжали верить в социалистические особенности русской общины, хотя и видели уже расслоение деревни, усиление кулаков-мироедов, укрепление буржуазии. Но они отрицали закономерность и органичность этого процесса: "...У нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а наоборот, буржуазия создается государством". Народовольцы рассчитывали путем захвата власти остановить развитие капиталистических отношений в стране и перейти через общину к социалистическому строю. Крупной заслугой народовольцев явилась их борьба за завоевание политических свобод в России: требования конституции, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, сходок и др. Ближайшей целью народовольцы считали свержение царского самодержавия и установление демократической республики, основанной на "воле народа". Ленин считал "великой исторической заслугой" народовольцев их стремление "...привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием". Вместе с тем Ленин указывал, что народовольцы "...суживали политику до одной только заговорщицкой борьбы", что опыт истории революционного движения в России предостерегает от таких приемов борьбы, как террор.

К кон. 80-х гг. - по мере развития капитализма и роста рабочего класса в России, с началом распространения марксизма в стране - окончательно выявилась необоснованность веры в "коммунистические инстинкты" мужика, в крестьянскую социалистическую революцию, в успех единоборства геройской интеллигенции с самодержавием. Идеология революционного народничества оказалась несостоятельной.

Революционная деятельность

В годы первой революционной ситуации 1859-61 начали возникать нелегальные кружки и народнические организации. С 1856 до 1862 действовало Харьковско-Киевское тайное общество, основателями которого были Я.Н. Бекман и М.Д. Муравский. В 1861-62 в Москве функционировал кружок П.Г. Заичневского и П.Э. Аргиропуло, печатавший нелегальные издания, начавший революционную пропаганду в народе, призывавший к свержению самодержавия (прокламация "Молодая Россия"). В условиях революционной ситуации, подъема массового движения и борьбы демократической интеллигенции, ожидавшей крестьянское восстание, в 1861 возникло тайное общество "Земля и воля" - крупнейшее революционное объединение 60-х гг. и первая попытка создания всероссийской организации. Идейным вдохновителем "Земли и воли" был Чернышевский, заграничный центр представляли Герцен и Огарев, наиболее активными членами являлись братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, H.H. Обручев, С.С. Рымаренко, В. С. Курочкин и др.

70-е гг. явились новым этапом в развитии революционно-демократического движения: по сравнению с 60-ми гг. неизмеримо выросло число участников движения, его размах и действенность. Весной и летом 1874 началось массовое "хождение в народ" демократической интеллигенции, произошло первое сближение революционной молодежи с народом. Теоретические рассуждения о долге перед народом превратились в практические действия, направленные на то, чтобы поднять крестьянские массы на социалистическую революцию. "Хождение в народ" явилось первой проверкой идеологии революционного народничества. Ленин высоко оценил это движение. К концу 1875 "хождение в народ" было разгромлено полицией, его участники арестованы и осуждены по "процессу 193-х" (1877-78). В числе подсудимых находились крупные революционеры: П.И. Войнаральский, Волховский, С.Ф. Ковалик, И.Н. Мышкин, Д.М. Рогачев и др. "Хождение в народ" выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой централизованной организации революционеров. Эта задача нашла отчасти разрешение в деятельности "Всероссийской социально-революционной организации" (группа "москвичей"), возникшей в конце 1874 - начале 1875. В середине 70-х гг. проблема концентрации революционных сил в единой организации стала центральной. Она обсуждалась на съездах народников в Петербурге, Москве, в эмиграции, дебатировалась на страницах нелегальной прессы, среди участников "хождения в народ", привлеченных по "процессу 193-х". Революционерам предстояло выбрать централистский или федеративный принцип организации, определить отношение к социалистическим партиям в других странах.

1876 в Петербурге возникла новая народническая организация, получившая в 1878 название "Земля и воля". Ее основателями и активными участниками были: М.А. и О.А. Натансон, А.Д. Михайлов, А.Д. Оболешев, Г.В. Плеханов, О.В. Аптекман, А.А. Квятковский, Д.А. Лизогуб, Осинский и др. Большой заслугой землевольцев явилось создание крепкой и дисциплинированной организации, которую Ленин назвал "превосходной" и "образцом" для революционеров. Землевольцы имели свои органы: "Земля и воля" (1878-79), "Листок Земли и воли" (1879). В практической работе "Земля и воля" перешла от "бродячей" пропаганды, характерной для 1-го этапа "хождения в народ", к оседлым деревенским поселениям. Однако надежды землевольцев поднять крестьянство на революцию не оправдались. Разочарование в результатах пропаганды, усиление правительственных репрессий, с одной стороны, общественное возбуждение в обстановке назревания второй революционной ситуации в стране - с другой, способствовали обострению разногласий внутри организации. Большинство землевольцев убеждалось в необходимости перехода к непосредственной политической борьбе с самодержавием. Одним из основных средств революционной борьбы постепенно становится террор. Вначале это были акты самозащиты и мести за злодеяния царской администрации. Однако постепенно успехи террористической борьбы, вызывавшие растерянность в верхах, породили у народников иллюзию особой эффективности этого метода. В августе 1879 в результате конфликта "политиков" (А. И. Желябов, А.Д. Михайлов, Квятковский и др.) с "деревенщиками" (Плеханов, М.Р. Попов, Аптекман и др.) произошел раскол "Земли и воли". Образовались две самостоятельные организации - "Народная воля" и "Черный передел".

"Народная воля" еще более усилила выработанные "Землей и волей" принципы централизации и конспирации. В Исполнительный комитет "Народной воли" вошли выдающиеся революционеры Желябов, А.Д. Михайлов, Перовская, В.Н. Фигнер, Н.И. Кибальчич и др. Органами народовольцев были "Народная воля" (1879-85, с перерывами), "Вестник Народной воли" (1883-86), "Листок Народной воли" (1880-86).

После убийства революционерами Александра II и процесса над первомартовцами начались провалы, предательства, аресты, обескровившие "Народную волю". Серия судебных процессов 80-х гг. ("процесс 20-ти", "процесс 17-ти", "процесс 14-ти" и др.) довершила разгром организации. В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев (Б.Д. Оржих, В.Г. Богораз, Ф.И. Ясевич, В.П. Бражников и др.), рассмотревший состояние революционных сил на юге России и обративший внимание на необходимость расширения борьбы за политические свободы и широкой пропаганды в массах.

Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 90-е гг. В 1889-90 в Костроме, Владимире и Ярославле существовала революционная организация во главе с М.В. Сабунаевым. В 1891-94 в Петербурге вела работу "Группа народовольцев" под руководством М.С. Александрова (Ольминского). В 1893 возникла партия "Народного права" (М.А. Натансон, П. Николаев, Н. Тютчев и др.). По мере распространения марксизма в России народнические организации теряли свое значение.

Их лучшие демократические традиции в изменившихся условиях классовой борьбы продолжало новое революционное поколение, преодолевшее ошибки и иллюзии народничества. Некоторые народники по мере утверждения пролетарской идеологии переходили на позиции марксизма, а позднее стали членами социально-демократической партии.

Желябов А.И.

Желябов, Андрей Иванович (1851-1881) - русский революционер, деятель народнического движения, член Исполнительного комитета «Народной воли». Носил партийные клички «Борис», «Тарас».

Родился 17 (29) августа 1851 в с. Николаевка Феодосийского у. Таврической губ. в семье крепостного дворового усадьбы Султановка в одном из крымских сел, грамоте был обучен дедом по псалтыри. В 1860 был отдан помещиком в Керченское уездное училище (позже - гимназию), которое окончил в 1869 с серебряной медалью. В гимназии прочел роман Н.Г.Чернышевского Что делать?, который, по его словам, сформировал его идейные убеждения. В 1869 поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Убежденный, что «история движется ужасно медленно, надо ее подталкивать», возглавил студенческие выступления против одного из консерваторов-преподавателей (проф. Богишича), за что был в 1871 отчислен из университета и выслан из Одессы.

В 1872 женился на дочери сахарозаводчика Яхненко, чьи предприятия были расположены в Тираспольском у. Херсонской губ. У них родился сын, после чего Желябов, вероятно, по просьбе друзей, был восстановлен в университете, но жить с семьей не стал. Вторично исключенный с 3-го курса, он переехал в 1872 в Киев, жил случайными уроками в Городище Киевской губ., где установил связь с революционными кругами Киева и с деятелями украинской либерально-буржуазной культурно-просветительской организации украинской интеллигенции «Громада».

В 1873 вновь оказался в Одессе, где вошел в кружок Ф.В. Волковского - одного из южнороссийских народников, поддерживавших связь со столичным кружком «чайковцев» (Н.В. Чайковского). Вел пропаганду среди рабочих и интеллигенции. В сентябре 1874 арестован, освобожден под залог, продолжал нелегальную деятельность («Жил на средства из фонда для освобождения народа», - сказал он позже на одном из судов над ним).

В 1873-1874 стал участником первого «хождения в народ». 18 октября 1878 вновь арестован и судим по «Процессу 193-х». Оправданный в январе 1879, окончательно перешел на нелегальное положение, переехал в Подольскую губ., где продолжал вести пропаганду среди крестьян. По словам товарища по организации народников, О.С. Любатовича, к тому времени он «возмужал умственно и физически… все существо его было проникнуто каким-то радостным светом и великой надеждой»; этой надеждой была вера в необходимость борьбы с правительством методами террора во имя „народного счастья"».

В июне 1879 Желябов принял участие в воронежском съезде народников, где его приняли в организацию «Земля и воля», активно отстаивал тактику террора, что способствовало расколу организации на сторонников этого метода борьбы (они образовали чуть позже «Народную волю») и противников (создали организацию «Черный передел»). На липецком съезде политиков-террористов, состоявшемся сразу после воронежского, Желябов пришел к выводу, что террор есть «средство исключительное, героическое, но зато и самое действительное». С августа 1879 - главный организатор и идейный вдохновитель санкт-петербургской организации «Народная воля» (которую он лично именовал партией), защитник террористического направления ее деятельности. Полагал, однако, что «захватывать власть можно лишь с тем, чтобы передать ее в руки народа» (свидетельство М.Ф. Фроленко). В то время в нем проявились задатки народного трибуна: «приятный и сильный голос», предельная «ясность, горячность, порывистость речи».

При руководящем участии Желябова были основаны рабочая, студенческая и военная организации «Народной воли», написаны программные документы. Они, в частности, предусматривали уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, введение демократических свобод, передачу земли крестьянам, издание нелегальных печатных органов (газеты «Народная воля», издавалась 1879-1881, и «Рабочая газета», издавалась с осени 1880, вышло 3 номера, 1000 экз.). Желябов возглавлял и главный коллегиальный руководящий орган «Народной воли» - Исполнительный комитет (помимо него, туда входили А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская и др.).

Жандармский генерал Н.И. Шебеко именовал Желябова «страшным» человеком, но и отмечал впоследствии, что этот «великий организатор покушений обладал удивительной силой деятельности и не принадлежал к числу дрожащих и молчащих; невозможно и допустить, чтобы хотя тень раскаяния коснулась его сердца в промежутке между организацией преступления и часом его искупления…»

Именно Желябов возглавил в 1879 «боевую группу» террористов, ставившую своей целью подготовку убийства царя Александра II. Обосновывал необходимость покушений на него тем, что именно царское правительство запретило мирную пропаганду социалистических идей и обрушилось с репрессиями на их носителей («наше движение разбилось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило в лице тюрем и ссылок; мирная пропаганда оказалась невозможной - пришлось от слова перейти к делу»).

Он лично участвовал в подготовке и определении тактики терактов. Для первого покушения, узнав о предполагавшейся поездке царя по железной дороге, арендовал на вымышленную фамилию Черемисьева участок земли под г.Александровском Екатеринославской губ., а также подобрал место закладки мины под рельсы. Это покушение 18 ноября 1879 не удалось: мина сработала уже после того, как поезд прошел над ней. Всего подготовил 8 покушений на Александра II.

В начале 1880 стал фактическим руководителем Исполнительного комитета народовольцев и организатором новых покушений на царя. Умело вел пропагандистскую работу. Собирался поехать в Самарскую губернию, чтобы поднять там восстание крестьян, говорил, что чувствует «в себе силы сделать это», но Исполнительный Комитет нашел несвоевременным массовое выступление и отклонил его намерение.

Войдя в так называемую «распорядительную комиссию Народной воли», руководил новой подготовкой к покушению на царя (по словам Л.Г. Дейча, Желябов был человеком «неукротимой энергии, державшим в руках все нити подготовлявшегося цареубийства»).

27 февраля 1881 был случайно арестован на квартире своего товарища. Не только не пытался бежать, но добровольно сдался полиции. Дело подготовки покушения, намеченного двумя днями позже, взяла на себя его гражданская жена - С.Л. Перовская. По ее сигналу 1 марта 1881 И.И. Гриневицкий бросил в царя бомбу и подорвался сам. После ареста С.Л. Перовской на Невском проспекте 10 марта 1881 Желябов потребовал приобщения себя к числу участников процесса о цареубийстве I марта 1881.

Перед судом Желябов был помещен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. На суде отказался от защитника. Многократно прерываемый председателем суда, все же сумел использовать судебное заседание как трибуну для изложения программы и принципов деятельности «Народной воли» («служил делу освобождения народа»). Заявив, что отрицает православную веру, в то же время подчеркнул, что в учении Христа видит «борьбу за правду, за права слабых и угнетенных». В заключение признал, что отказался бы от террора, если бы «явилась возможность мирной пропаганды идей». По приговору Верховного уголовного суда был вместе с другими «первомартовцами» повешен 3 (15) апреля 1881 на Семеновском плацу в Петербурге (последняя публичная казнь в России).

Уже в 1882 (через год после казни) за границей была издана биография этого революционера-террориста. Его общественная деятельность широко освещалась в журнале «Былое» в 1906-1907. В.И. Ленин ставил Желябова в один ряд с Робеспьером и Гарибальди. Именем Желябова в 1928 был назван поселок в Устюженском районе Вологодской обл. В знаменитом романе Ю.В. Трифонова Нетерпение (1973), рассказывающем о подвижнической деятельности народовольцев, фигура Желябова занимает центральное место.

Подобные документы

    Освободительное движение России в XIX веке. Реформа 1861 г. Мирная герценовская концепция "нереволюционного социализма". Народничество как особое явление русской культуры и общественного сознания. Два течения народнического движения. Хождение в народ.

    реферат , добавлен 11.08.2014

    Изучение народнического движения в России на основе анализа идей и воззрений А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Раскрытие явления "хождения в народ". Деятельность организаций революционного народничества: "Земля и воля", "Народная воля" и "Черный предел".

    реферат , добавлен 21.01.2012

    Многоликость народничества в концепциях и направлениях. Умеренное (либеральное) и радикальное (революционное) течения в рамках народнического движения, его консервативное, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское направления.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2011

    Анализ деятельности террористических организаций и последствий их деятельности. Самодержавие и либеральное общество в середине 1860-х годов Ишутинцы. Идеология народничества и революционные кружки в 1870-х годах. Начало народнического террора в России.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Исторический анализ политического терроризма России в 60-70-х гг. XIX в. Причины его появления. Связь революционеров с народом, теоретики народничества. Деятельность тайных обществ и организаций. Роль политики в террористической деятельности народников.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Анализ взглядов ученых на проблемы зарождения русского революционного движения в журнале "Вопросы истории" за 1970-1980 годы. Оценка проявлений революционного народничества в крестьянской и рабочей среде. Причины создания революционной ситуации в России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2012

    Формирование идеологии декабристов. Характеристика деятельности "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Тактика революционной борьбы Северного и Южного обществ. Разработка плана вооруженного восстания и его проведение. Идеология славянофилов и западников.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2010

    Внутренняя и внешняя политика Реза-шаха Пехлеви. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана. Анализ причин деградации страны и пути преодоления кризиса. Основные элементы военной доктрины шаха. Особенности подъема национального движения в Иране.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Народничество как идеология российского освободительного движения. Идеология народничества. Народнические организации и их деятельность. Характеристика революционного направления, либерального (реформаторского) и легального направления народничества.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения. Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы. Итоги, характер и историческое значение движения.

ВОПРОСЫ

1. В чем состояли отличия русского либерализма от западноевропейского?

Во-первых, либеральные идеи в России начали играть значимую роль на полстолетия позже, чем в Западной Европе (с середины 1850-х при Александре II);

Во-вторых, в отличие от Западной Европы, где носителями либеральной идеологии являлись прежде всего буржуазные слои общества, в России ее приверженцами в первую очередь были просвещенные дворяне, в том числе и находившиеся на государственной службе. Либеральные настроения охватили даже часть высших чиновников;

В-третьих, российские либералы, не отвергая достижений западноевропейского либерализма, искали особенный путь парламентаризма для России, который должен исходить от самодержца.

2. Чем отличается социалистическая доктрина народничества от других социалистических учений?

Народничество было самобытным явлением. Его теоретические основы заложили А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Народничество возникло как одно из социалистических учений, учитывающее особенности исторического развития России и отличающееся от западноевропейских социалистических доктрин.

В отличие от других социалистических учений народники считали, что построение социалистического общества должно осуществиться не рабочим классом, а крестьянством. Крестьянство, заинтересованное в ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, будет бороться за землю и волю. При этом оно разрушит существующий эксплуататорский строй, легко усвоит социалистическую идею, соответствующую его общинному сознанию.

Если марксисты видели перспективу социализма в развитии индустриального общества, то народники считали основой для его развития в России крестьянскую общину. Такой вывод они делали исходя из того, что в ней уже существовало коллективное владение землей и самоуправление. Благодаря наличию организованного в сельские общины крестьянства, составляющего подавляющее большинство населения, Россия, по мнению народников, смогла бы начать строительство социалистического общества, минуя капитализм, несущий новые формы эксплуатации и нищету.

3. Как шло распространение марксизма в России?

Распостранение марксизма в России берет свое начало в 1883 г., когда бывшие народники во главе с Г.В. Плехановым перешедшие на позиции марксизма, создали в Женеве группу «Освобождение труда». Именно Плеханов первым поставил вопрос о необходимости создания социал-демократической партии в России. В 1883 г. в Петербурге группа студентов, организованная болгарином Д. Благоевым, приняла громкое название «Партия русских социал-демократов».

«Союзы борьбы за освобождение рабочего класса» вели агитацию, выпускали прокламации и листовки. Крупной социал-демократической организацией был созданный В.И. Лениным и Ю.О. Мартовым петербургский «Союз борьбы».

Группа «Освобождение труда», действовавшая за границей, широко развернула пропаганду марксистской теории в России. На русский язык переводились произведения Маркса и Энгельса, издавалась так называемая «Рабочая библиотека» (популярные социал-демократические брошюры), были разработаны первые проекты программы русской социал-демократии. Вся эта литература нелегально переправлялась в Россию. Плеханов и его соратники по группе «Освобождение труда» считали, что российские рабочие должны принять самое активное участие в политической борьбе всего общества с самодержавием. При этом рабочие под руководством социал-демократии будут отстаивать и свои классовые интересы.

В 1898 г. в Минске состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии. На нем присутствовало 9 делегатов от различных социал-демократических организаций. Съезд принял манифест, в котором декларировалось образование партии и ее цели. Однако почти все участники съезда были арестованы, и создать единую марксистскую партию не удалось. Социал-демократы России по-прежнему были представлены отдельными самостоятельно действующими организациями.

4. В чем суть взглядов русских консерваторов?

Консерватизм в России защищал самодержавие и сословный строй общества. Он был выражением официальной государственной идеологии. Видными представителями консервативной идеологии были публицист и издатель М.Н. Катков, правовед и обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев.

Катков, редактор популярной газеты «Московские ведомости» и журнала «Русский вестник», считал радикализм народников гибельным для России. По его мнению, страна должна была сохранять в неизменном виде свои основы - самодержавие, православие и помещичье землевладение. В то же время Катков выступал за освобождение крестьян и за введение местного самоуправления. Осуждал он и конституционные устремления либералов. Взгляды Каткова оказывали влияние на правительственную политику.

Еще большим влиянием в правительственных кругах пользовался Победоносцев. Написанный им «Курс гражданского права» длительное время являлся настольной книгой российских юристов. Победоносцев был одним из вдохновителей консервативной политики, проводившейся в царствование Александра III. Как руководитель Синода он был известен организацией гонений на сектантов и протестантов.

ЗАДАНИЯ

1. Если бы вы жили в России XIX в., то приверженцем какой идеологии вы бы стали? Объясните мотивы своего выбора.

Я бы был сторонником либерализма, так как либеральные идеи предусматривали постепенные мирные преобразования в стране. Либералы учитывали исторические особенности развития российского государства и поддерживали реформирование страны сверху.

2. Что вы можете сказать о взглядах русского либерала на основе ответов В.А. Гольцева на анкету журнала «Русская мысль»? Какие из его ответов вам нравятся и почему?

Где бы я желал жить?

В России, но только свободной.

Что я всего более ненавижу?

Деспотизм.

Реформа, наиболее чтимая мною в истории?

Освобождение крестьян в России.

Желаемая мною реформа?

Падение самодержавия в России.

Мой девиз?

Труд и политическая свобода.

На основании ответов В.А. Гольцева можно сказать, что русские либералы отстаивали идею свободной от деспотизма России. Данная идея должна быть реализована реформами.

Больше всего мне нравится ответ о том, что больше всего В.А. Гольцев ненавидит деспотизм. Я поддерживаю его идею, так как такая форма правления нарушает все естественные права человека и не дает развиваться обществу.

3. Прочитайте фрагмент программы террористической фракции партии «Народная воля»: «Признавая главное значение террора как средства вынуждения у правительства уступок путем систематической его дезорганизации, мы нисколько не умаляем и других полезных его сторон. Он поднимает революционный дух народа; дает непрерывное доказательство возможности борьбы, подрывая обаяние правительственной силы; он действует сильно пропагандистским образом на массы. Поэтому мы считаем полезной не только террористическую борьбу с центральным правительством, но и местные террористические протесты против административного гнета».

Убеждают ли вас доводы в пользу террора как средства борьбы с властью? Почему?

Нет, не убеждают. Террор никогда не будет эффективным, поскольку, во-первых, всегда приводит к человеческим жертвам, а никто не имеет права отнимать жизнь у другого человека, а во-вторых, результатом любых террористических акций являются ответные действия властей, от которых страдают не только виновные, но и невиновные люди.

Народничество – течение политической мысли и общественное движение, возникшее в 60 - ые гг. Х1Х в. прошлого столетия как движение революционно настроенной разночинной интеллигенции. При своем возникновении народничество выражало и защищало интересы мелкого собственника, преимущественно крестьянина. Как общественное движение, народничество выросло, с одной стороны, из протеста против крепостничества, а с другой – против роста капитализма. На протяжэжении своей истории народничество прошло длительный путь развития от так называемого «старого русского народничества» 1860 – 1870 - ых гг., через либеральное народничество 1890 - ых гг. к партиям социалистов – революционеров (эсеров) и Трудовой крестьянской партии начала ХХ века.

Народническое движение началось с организации кружков и первых опытов пропаганды среди учащейся молодежи. Наиболее значительное место среди среди народнических кружков начала 70 - ых гг. Х1Х в. занимал «кружок чайковцев» , организованный в 1870 - м г. в Петербурге Н.Чайковским и М.Натансоном , из которого вышли ряд наиболее видных деятелей народничества: П.Кропоткин, С.Перовская, С.Кравчинский, А.Желябов и др. В 1872 г. в Москве был организован кружок Долгушина . В эти же годы в Петербурге были организованы кружки лавристов и бакунистов .

С весны 1874 г. стало развиваться т.н. «хождение в народ», которое носило разрозненный и неорганизованный характер. Бакунисты вытесняли из движения лавристов. Постепенно не пропаганда, а бунт стал общим лозунгом идущих в народ. Первые неудачи «хождения в народ» привели народников к выводу, что вместо не связанных друг с другом кружков следует создать единую централизованную организацию. В 1876 г. в Петербурге была создана народническая партия, носившая название «Северная революционно – народническая группа» , а с 1878 г. называвшаяся «Народная воля» . Организаторами и основными деятелями этой партии были: М.Натансон, М.Михайлов, С.Кравчинский, Г.Плеханов, Иванчин – Писарев, С.Перовская, В.Фигнер, О.Аптекман и др.

Своей главной задачей народники этого периода считали революционную агитацию в деревне с целью поднять крестьян на революцию. Они не отказывались и от агитации среди городских рабочих, но это направление деятельности было для них вспомогательным. Наткнувшись на неприятие их идей основной массой крестьян, и не принимая концепции массового революционного движения (в силу своей приверженности концепции «героев и массы»), народники постепенно перешли к методам индивидуального террора против ведущих фигур самодержавия и лично царя. Между сторонниками нового, террористического направления и приверженцами старых методов работы происходила ожесточенная борьба. Это борьба закончилась в 1879 г. расколом «Земли и воли» на две партии: «Народная воля» - сторонников политической борьбы методами индивидуального террора – и «Черный передел» – сторонников старой народной тактики. В партию «Народная воля» вошли Желябов, Михайлов, Фигнер, Перовская и др., в «Черный передел» Плеханов, Дейч, Аксельрод, Засулич, Игнатов, Аптекман, Стефанович и др. «Черный передел» просуществовал недолго, и его руководители вскоре перешли на позиции марксизма.

Иная судьба была уготована партии «Народная воля». Метод индивидуального террора, без опоры на массы, неизбежно привел ее к поражению. После длительной подготовки им удалось убить царя Александра Второго. Народовольцы верили, что с убийством царя кончится реакция и начнется новая эра в истории русского народа. Однако их ожидания не сбылись: террор не вызвал массового движения. Царское правительство, достаточно быстро оправившись от нанесенного ему удара, разгромило партию «Народная воля». 3 апреля 1881 г. были казнены Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов и Русаков. Многие народовольцы подверглись арестам и ссылке. Народовольчество как движение сошло «на нет», передав «террористическую эстафету» партии социалистов – революционеров.

Попытки отдельных представителей народничества оживить былую деятельность партии были безуспешны. В 1880 - ые гг. народничество разложилось: часть народников усвоили учение марксизма (М.Ольминский, Н.Мещеряков ), другие (Н.Михайловский, Южаков, Воронцов, Кривенко и др.) отказались от революционных традиций и выступали за улучшение положения крестьянства с помощью либеральных реформ.

Для народников разных поколений и направлений, по общему определению, были характерны слеждующие общие убеждения:

1) Признание капитализма строем, означающим безусловный «откат назад» для России. Отсюда – стремление не допустить капиталистического разложения деревни и общины, шагнуть «через формацию» сразу в социализм;

2) Признание самобытности русского экономического строя вообще, и общинно – артельного уклада жизни крестьянства – в частности. Исходя из этого – отказ анализировать отношения в крестьянской среде с точки зрения классовой структуры, идеализация крестьянства, отказ от признания ведущей роли пролетариата в революции;

3) Игнорирование связи политических и правовых учреждений страны с интересами конкретных общественных классов;

4) Признание ведущей роли интеллигенции в подготовке революции.

Непосредственными идеологами и вождями старого русского народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев .

Развитие анархизма на русской почве первоначально было связано с деятельностью бакунистов. Последователи Бакунина отрицательно относились ко всякому государству и политической борьбе. С его уничтожением они связывали уничтожение всякой эксплуатации. Исходя из убеждения в том, что Россия минует стадию капиталистического развития, бакунисты считали, что спасение для русского народа лежит в крестьянской общине, которая естественным ходом своего развития приведет крестьянина к социализму, если будет уничтожено государство. До известной степени недооценивая возможности революционного движения пролетариата, бакунисты считали крестьянина «прирожденным социалистом», всегда готовым к социалистической революции. Решающую роль в организации «крестьянского бунта» бакунисты отводили интеллигенции, задача которой, по их мнению, заключалась в том, чтобы слить разрозненные крестьянские бунты в один общенародный бунт.

Похожие статьи