История воздухоплавания занятие для детей. История вздухоплавания. Воздухоплавание в российской империи

Тема урока:
«В лаборатории писателя: художественная деталь (на материале произведений К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий»).6 класс. Программа 2100
Цели урока:
дать понятие художественной детали. Научить шестиклассников распознавать художественную деталь в тексте;
развивать у учащихся навык внимательного и продуманного чтения, исследовательские навыки учащихся;прививать любовь в чтению художественной литературы. Научить детей с помощью книги вглядываться в себя, анализировать собственные поступки.
ТСО: проектор, ПК.
Методические средства обучения:
Программа по литературе для 5 – 11 классов под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо №03-408 от 01.04.2005) Напечатана в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна» – М.: Баласс, 2012.
"Литература. 6 класс ("Год после детства"). Комплект из 3 книг. ФГОС" Е.В. Бунеева, Р.Н.Бунеев. – М.: «Баласс», 2013.
Презентация, созданная учителем.
Интернет-ресурсы: С.П. Белокурова. Электронный словарь литературоведческих терминов http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
1 этап. Обсуждение прочитанного дома.
Дома вы самостоятельно познакомились с новеллой К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете». Имя писателя вам уже хорошо известно по таким рассказам, как (Назовите произведения К.Г. Паустовского, уже знакомые вам из курса литературы).
Какие чувства вызвала у вас изображенная писателем сцена?
На доске (или в презентации) записан эпиграф к уроку:
«Хорошая подробность вызывает … у читателя интуитивное и верное представление о целом – или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе». К.Г. Паустовский.
В чем смысл слов К.Г. Паустовского?
Попробуйте спрогнозировать цель сегодняшнего нашего разговора. Чем, на ваш взгляд, мы будем заниматься на уроке?
Цель нашего сегодняшнего урока – проникнуть в лабораторию писателя, понять, с помощью каких средств ему удалось вызвать у читателей чувство жалости к старику и его собачке и чувство осуждения по отношению к молодым людям.
На сколько основных композиционных частей можно разделить прочитанную новеллу? Как бы вы озаглавили эти части?
Во второй части К.Г. Паустовский раскрывает читателю секреты мастерства писателя.
В чем заключается мастерство писателя, по мнению Паустовского?
Что Паустовский называет подробностью?
Какую роль эта подробность играет в создании художественного произведения?
Почему Паустовского огорчает тот факт, что подробности начали исчезать из художественного произведения?
2 этап. Погружение в новый материал.
1.Слово учителя.
Одна моя знакомая девочка Вера прочитала историю, рассказанную Паустовским, и решила рассказать ее самостоятельно своим одноклассникам. Текст, который получился у школьницы, сейчас перед вами.
В станционный буфет зашел старик. Он присел отдохнуть. Рядом пили пиво молодые люди.
Вместе со стариком была собачка. Когда один из молодых людей взял бутерброд, собачка подбежала к столику и стала выпрашивать поесть. Один из молодых людей сделал старику замечание: «Раз собаку держите, должны кормить».
Старик несколько раз сказал собаке, чтобы она перестала просить еду. Наконец, собака его послушала.
Старик подошел к буфетной стойке и попросил бутерброд. Продавщица дала ему целых два.
Выйдя из буфета, герой новеллы угостил бутербродом свою собаку.
Подумайте и скажите, пожалуйста, чем эта история отличается от истории, рассказанной Паустовским?
Действительно, ребята, подробность, или художественная деталь, играет важную роль в создании художественного произведения.
Художественной деталью мы называем художественную подробность, которая призвана представить изображаемый характер, картину, действие в их своеобразии, неповторимости.
И Паустовский не зря в своем произведении цитирует А.С. Пушкина.
Найдите в тексте эту цитату.
Деталь – неотъемлемая часть художественного произведения. Иногда одна деталь может повернуть весь ход сюжета. Таким приемом пользовались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие писатели.
Написать настоящее ХП очень сложно. Эта работа требует от человека не только знания многих вещей, но еще и таланта. И, разумеется, у каждого писателя, как и у всякого талантливого профессионала, имеются свои секреты мастерства.
Почему, на ваш взгляд, К.Г. Паустовский делится секретами мастерства со своим читателем?
Научиться писать сложно, но и уметь читать тоже не легко. Чтение – это тоже большое искусство. С.Я. Маршак в свое время очень хорошо подметил: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
И сегодня мы с вами попробуем посмотреть на произведение, уже прочитанное вами, другими глазами: глазами опытного, искусного читателя. Для этого используем интересный прием. Мы уже упоминали с вами о том, что деталь должна, по словам Пушкина, бросаться в глаза всем, «мелькать крупно». Представим себе, что у нас в руках фото- или кинокамера. Давайте сейчас попробуем мысленно представить себе героев произведения Паустовского, при этом постараемся как бы нажать на кнопку, «увеличить» и максимально приблизить персонаж к себе.
2. Анализ текста.
Назовем основных персонажей новеллы.
Итак, в новелле несколько основных персонажей: старик, собачка, молодые люди (молодой человек в зеленой шляпе), буфетчица
Представим себе старика, пожилого человека. Он беден, очень беден, у него нет своего дома, но у него есть чувство собственного достоинства, чувство уважения к другим людям, и не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Обо всем нам рассказали мельчайшие, на первый взгляд, лишние подробности.
Какие детали дают нам представление о жизни старика?
Почему старик зовет собаку сначала шепотом, а затем кричит на нее?
Вернемся к тексту.
Кого из героев новеллы вы назвали бы главным?
Конечно, собачку. Она в центре внимания читателя. Понаблюдаем за ней, но не забываем, что в руках у нас фотоаппарат или камера.
Как выглядит собачка в начале новеллы?
Какое событие в буфете заставляет собачку изменить поведение?
Какие детали помогли нам понять, почему собачка не взяла колбасу у молодых людей?
Почему автор ни разу не сказал о том, что собака выпрашивала пищу?
Новелла Паустовского называется «Старик в станционном буфете», почему же большую часть произведения он посвятил собачке?
Какие детали помогают нам испытать чувство осуждения к молодым людям?
Объясните смысл фразы:
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Зачем старик прячет второй бутерброд?
Он не хочет есть?
Зачем автору понадобилось в конце истории добавить фразу:
«Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра». Действительно ли глаза у него слезились от ветра?
Итак, мы теперь уже внимательно прочитали новеллу К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете».
Чем отличается наше первое прочтение произведения от второго?
Действительно, подробности, мелочи мы иногда не замечаем. Но они очень часто становятся лучшими помощниками читателя. Во время чтения текста мы с вами увидели, что детали могут помочь нам увидеть портрет героя, могут помочь увидеть обстановку, окружающую героя, могут помочь увидеть даже действия самого героя.
Подведем промежуточные итоги. На доске (в презентации) заголовки опорной схемы «Художественная деталь». Учащимся нужно заполнить пустые ячейки схемы. После такой работы появляется схема, составленная учителем (Рис1. Рис.2).
Рис.1

3 этап. Самостоятельная работа учащихся.
И теперь, научившись читать внимательно, мы попробуем самостоятельно прочитать во второй раз уже знакомое вам произведение А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
На что следует обратить внимание при чтении:
на повторяющиеся фразы героев;
на их действия и движения, жесты;
на ненужную, на первый взгляд, информацию, сообщаемую героями произведения и самим рассказчиком;
попробуйте найти в тексте деталь, кардинально изменившую поведение героев рассказа.
составьте список вопросов к автору. О чем бы вы его спросили?
данные, полученные вами, занесите в таблицу.
Персонажи Описательные детали (портрет, интерьер) Повествовательные детали
Толстый
Тонкий
Жена Тонкого
Сын Тонкого
Подведение итогов.
Какие сведения, полученные на уроке, вы бы хотели записать в тетрадь?
Какие вопросы остались без ответа, и вы хотели бы их задать мне?
Рефлексия:
Какой из смайликов, лежащих перед вами, отображает сейчас ваше настроение? Покажите, пожалуйста, его нам.
Домашнее задание.
Попробуйте самостоятельно написать художественную миниатюру, найдя для описания портрета героя, пейзажа или происходящих событий яркую художественную деталь.
В конце урока учитель благодарит обучающихся за работу на уроке и вручает им «Сертификаты читателя».
Самоанализ урока литературы по теме «В лаборатории писателя: художественная деталь (на материале произведений К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий») в 6 классе, разработанный и проведённый учителем русского языка и литературы МБОУ гимназии №12 г. Ростова-на-Дону Гудым Гориславой Викторовной.
Данный урок был разработан и представлен педагогическому сообществу в процессе обучения в «Школе инноватики» профессора В.Т. Фоменко.
В современной массовой школе ученик часто вынужден изучать отдельные, не связанные между собой учебные дисциплины, которые образуют разрозненные единицы знания. Таким образом, его мировоззрение оказывается «расщепленным», хотя предполагается, что по окончании школы выпускник должен иметь целостную картину мира.
Поэтому очевидно, что необходимо разрабатывать и внедрять в школьную практику интегративные уроки по различным дисциплинам, используя межпредметные связи. Такая работа активно ведется в современной педагогике. Но, как нам кажется, в таких уроках (и в обычных тоже) можно отметить следующие недостатки. Во-первых, в современном психолого-педагогическом процессе зачастую не учитываются психологические особенности детей, в частности игнорируется эмоциональный компонент познавательной активности подростка; во-вторых, не принимаются во внимание закономерности возрастного развития.
Следуя отечественной традиции, психологи и педагоги делают акцент на интеллектуальной сфере (развитие рефлексии, абстрактного мышления и т.п.), при этом игнорируется этическая, эстетическая и эмоциональная сферы личности ребенка. В результате мы видим подростка, неспособного оценить поступки, эмоции и чувства - как свои, так и другого человека. Хотя, по современным научным данным, вклад эмоциональной, этической, эстетической сфер в познавательную активность весьма высок. Подросток воспринимает мир скорее чувствами, чем разумом. Отсюда и возникла потребность введения в преподавание литературы такого понятия как «духовная практика». В его основе лежит смыслодидактика, реализующая идею личностно-ориентированного обучения. Новому обществу нужны люди свободные, креативные, умеющие делать выбор. Для этого в процессе обучения нужно и даже необходимо обращаться к личности.
Проектируя урок, я делала акцент на то, что в учебной деятельности нужно учитывать личностное – то, что имеет личностный смысл для обучаемого. Смыслу научить нельзя, смысл у каждого свой. Каждый писатель вкладывает в свое творчество частицу самого себя, своего мировоззрения, мировосприятия. Но можно, на наш взгляд, изучая литературное наследие, постичь смысл сказанного, «провести» его через себя, задуматься над вечными проблемами человеческого бытия и даже попытаться решить их по-своему. Все это, несомненно, значимо для формирующейся личности, готовящейся найти свое место в жизни.
Урок разрабатывался на основе программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо №03-408 от 01.04.2005) Напечатана в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна» – М.: Баласс, 2011. Этот выбор был обусловлен тем, что главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности. В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».
Проблема, над которой я работаю, - «Активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы исследовательской работы».
Попробовать «вырастить» исследователя на обычном уроке – задача творческая и интересная для любого педагога. Она предполагает деятельностный подход к обучению, т.е. обучение проходит в атмосфере совместной деятельности, что немаловажно как для реализации обучающей, так и воспитательной функции урока
В качестве основной задачи деятельности педагогических коллективов выдвигается формирование ключевых компетенций учащихся. Одной из такой компетенций является грамотность чтения Программа по литературе 5-11 классы в образовательной системе «Школа – 2100». Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. БунееваЦель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности обучающихся шестого класса.
Особенности работы с текстом в 5-6 классах:
Формирование личностного отношения к прочитанному.
Задача учителя – показать, что возможны различные интерпретации одного и того же ХП, но в любом случае они не должны расходиться с авторским замыслом.
Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие приемы работы с текстом:
Диалог с автором;

Какую роль в этой новелле играет сцена попрошайничества собаки? Произведение: "Старик в станционном буфете" и получил лучший ответ

Ответ от N[гуру]
Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается! – сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь…
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой
N
Высший разум
(346591)
Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.
А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.

Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

Еще обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!

А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.

Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.

Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

Один! - сказал старик.

Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь…

Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Зачем я ее рассказал?

Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.

А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.

В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.

Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.

Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.

С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.

Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.

Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в «Хождении по мукам»:

«Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись».

«- Покуда спала, к нему пришла смерть… - сказала Даша, плача, Телегину. - Пойми же - у него волосики встали дыбом… Один мучился… Я спала.

Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью».

Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.

Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность - определяющей целое и, кроме того, обязательной.

В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:

«- Здорово, тетя Паша! - сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)

Здравствуй, Алеша, - приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. - Что долго не заходил?

Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.

Говоришь, всю неделю?

Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? - спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.

Нет. Он на производстве.

Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.

До свиданья, Алеша, - ответила тетя Паша. - Будь здоров.

Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой:

Бойковитый парень. Моторный».

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.

В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.

Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.

Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.

Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.

Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать «Каменного гостя», а в «Пире во время чумы» дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне - уроженцы этой туманной страны.

Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом - или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.

Проблемно-диалогический урок литературы

Литература 6 класс «Школа 2100 »

Книга – учебник жизни

/К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете»/

Цели: 1. Познакомиться с жизнью К.Г.Паустовского и его новеллой «Старик в станционном буфете»

2.Учить детей с помощью книги вглядываться в себя, анализировать собственные поступки

Средства обучения:1.Презентация

2.Лист контроля

Этапы урока.Время

Учитель

Ученики

Доска и оборудование

1.Оргмомент

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Настройтесь на работу.

Разворачиваются к гостям. Здороваются.

2.Создание проблемной ситуации

Чтение эпиграфа

Какие бы вопросы задали Л.Н.Толстому, используя данный эпиграф?

Как бы вы ответили на вопрос Л.Н.Толстого?

Вывод: Ваш ответ говорит о том, что вы сейчас находитесь в возрасте отрочества и ощущаете себя частью общего мира.

2.Задать? к эпиграфу?

/- Что значит известная пора жизни?

Что значит повернуться неизвестной стороной?

Что мне помогает открыть незнакомый мир?/

1. учебник стр.67

Эпиграф Л.Н.Толстой

«Отрочество»

Слайд№1

/выделить слова, к которым задаются?/

3.Формулирование проблемы(5-7мин)

4.Выдвижение гипотез

- - - - - - - - -- - - - -

5.Актуализация знаний.

Планирование деятельности

(5-10 мин)

6.Открытие новых знаний

- - - - - - - - - - - -

1этап: до чтения

Гимнастика для глаз:

- - - - - - - - - - - -- - -

2 этап: во время чтения

1.Обсуждение эпизодов, которые учащиеся выделили в тексте.

- - - - - - - - - - - - - --

- - - - -- - - - - - -- - -

Работа с текстом после чтения

Что или кто помогает вам увидеть неизвестную сторону жизни?

А какие предположения?

Вставьте одно из предложенных вами слов, на место пропущенного и сформулируйте тему урока.

Прочитайте внимательно название темы, подумайте и поставьте вопрос к сегодняшнему уроку.

Что мы должны вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос?

О чем порассуждать?

- - -- - -- - - -- - - - - - -- - - - - - -

А все ли книги помогают человеку?

А какие помогают?

Только настоящие книги, т.е. книги талантливых писателей, которые по-особому видят мир, радуются и страдают вместе со своими героями и заставляют нас,читателей, не быть равнодушными

Чьи прогнозы были более точными, мы узнаем в конце урока .

А сейчас вспомним,

С какими талантливыми писателями вы уже встречались?

В этом небольшом списке вам встретилась фамилия К,Д.Паустовский.

Что вы помните о нем и его рассказах?

Учитель:

Еще ни один раз за годы учебы мы обратимся к творчеству этого замечательного русского писателя.

Ведь каждое новое обращение к нему таит в себе новые открытия.

Вы еще очень немного знаете о Паустовском, но сама его жизнь, положенная в основу его рассказов, может помочь нам. .Любовь к людям, животным, природе заставляла писателя всматриваться, вслушиваться в окружающий мир, чтобы понять себя – как часть этого мира.

Что же нового и интересного можно еще сказать о Паустовском?

Найдите в отрывках то, что вы еще не знаете о нем. И, может быть, откроете для себя другого Паустовского ?

Какие открытия вы сделали?

Вывод:

Действительно, Паустовский много замечал вокруг себя того, что видит не всякий. Поэтому внимательному взгляду он учит и нас.

А как мы можем у него научиться?

- - - - - - - -- -- - - - - - - - - - - - - - -

Давайте обратимся к рассказу, с которым вы познакомились дома.

На что обратили внимание перед чтением?

Как называется рассказ?

Понятен ли он вам?

Кто главный герой рассказа?

Какие вопросы у вас возникли перед чтением?

О чем этот рассказ? Или о ком?

Что вы ждали от рассказа?

Что в рассказе было для вас неожиданностью?

Как называется жанр рассказа с неожиданным финалом?

Гимнастика

- - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - -

Давайте проверим ваши предположения, обратившись к тексту.

При первом чтении дома вы выделили те части, которые особо взволновали вас:

1.Какие чувства вызвали у вас действующие лица: старик, собака, молодые люди?

1.Выберите из текста слова, выражающие чувства героев

1в-старик; 2в – собачка; 3в-молодые люди?

2.Давайте проверим, понимаете ли вы героев?

3.Составьте партитуру чувств, используя слова для справок.

Вывод:

1.Какие чувства вызвал у вас образ старика? собачки? Молодых людей?

2. Почему такое разнообразие цветов, выражающих чувства героев?

Вывод: - Найдите подтверждение этой мысли в биографии Паустовского?

- - -- - - - - - - - - - - - - - - - -- - -

2.- Можно ли назвать старика положительным героем?

Какие мелочи в описании старика и его поведения помогли вам зрительно представить образ и ответить на этот вопрос?

Найдите доказательства своей мысли в 1-2 абзацах

Как называется такой художественный прием в литературе?

Дайте понятие худож.дет.

Какую роль выполняет худ.деталь?

Вывод : художественные детали помогают разобраться в характере старика, дают представление о его жизни, позволяют понять, какие взаимоотношения были у старика и собаки.

Какие худож.детали рассказа вам еще запомнились?

Чем они важны?

Сюжет рассказа завершен, а рассказ на этом закончился?

Что удивило вас в этой части?

Какой урок начинающему писателю, да и читателю тоже, дает Паустовский?

Вывод: Он призывает нас более внимательно вглядываться в окружающий мир. С помощью художественной детали(подробности)он учит видеть в обыкновенном необыкновенное.

Подробность описания в книге(внешности, пейзажа, речи, интерьера) дают возможность читателю сопереживать, сочувствовать, размышлять, изучать себя и других людей.

- - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - О чем заставил вас задуматься рассказ Паустовского?

Какова его тема, главная проблема?

Проблема взаимопонимания, милосердия, сострадания очень актуальна в наше время. Не случайно современные поэты тоже говорят об этом.

А это значит, что проблемы, поднятые П.вечны. И важнейшая мысль П. и других талантливых писателей в том, чтобы обогатить человека эмоционально.

1.Рассмотреть иллюстрацию в учебнике

2.Ответ:

Книга

Родители

Старшие ребята

Учебник

кумиры

Почему книга-учебник жизни?

Роль книги в жизни человека

Чтение книг помогает человеку открыть мир вокруг себя: помогает понять других людей и самого себя; объяснить поступки, характеры человека.

- - - - - - - -- - - - -

Нет.

Рассказывал о природе, животных, о родине, известен с раннего возраста

ответы учащихся

2) Узнать, чем он интересен?

- - - - - - - - - - - -

Заголовок

Старик…

Старик

О старике в станционном буфете

/молодость и старость, милосердие и сотрадание, отношение к братьям нашим меньшим, достоинство человека, взаимопонимание

Финал рассказа

новелла

Гимнастика

- - - - - - - - - - - --

Заполнение таблицы

Проверка задания

Сочувствие, сострадание

Мир сложен: добро и зло рядом.

/сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к чужому горю, сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека/

озвучить

полож.№3,4,5

- - - - - - -- - - - -

дают ответ: да, нет

Доказательства из текста/да…

Нет…/

Художественная деталь

Ответ учащихся

Описание внешности, речь,пейзаж.

Найти в тексте

Молодые люди, буфетчица, пейзаж.

- -- - - - - - - - - -

Об отношениях молодости и старости, о милосердии, о чувстве собственного достоинства,

Через худ.деталь, жанр новеллы

Составляется список вариантов ответа.(на доске)

Слайд№ 2

Книга - учебник жизни.

Запись темы в тетрадь

Слад 2

Слайд № 3 (схема: учит, открывает,

- - - - - - - - - -

Слайд 5

Работа в парах

Зад.№2

- - - - - - - - - -

гимнастика

- - - - - - - -

Работа в парах

Зад.№4

Слайд 6

Слайд: старик, собака, молодые люди

Зад.2

Индивидуальная работа

Обрат.к «листу контроля»

-- - - - - - - - -

Слайд7

Слайд 8

- -- - -- - - --

7.Применение новых знаний

Как удалось вам сегодня услышать Паустовского, вы проверите, выполняя домашнее задание

Стр.72 –творческая работа

Выберите1 из 2=х заданий, то что ближе вам.

Запишите в дневник

8.Итог урока.

Вывод по проблеме.

Оценивание

Благодаря писателю Паустовскому вы прочувствовали жизнь вместе с героями его рассказа.

Вспомните основной вопрос урока и первоначальные версии ответов.

Почему книга является учебником жизни?

Насколько они оправдались?

Вывод:

Книга рисует жизнь во всей сложности и многообразии, пробуждает в нас лучшие чувства; открывает мир; учит сопереживать;

Позволяет почувствовать красоту и богатство языка, позволяющего делать речь правдивой и точной; советы таких книг могут быть полезны и взрослым и детям.

Сегодня на уроке нам помогал открывать мир рассказ Паустовского «Старик в станционном буфете», входящий в сборник новелл «Золотая роза». Изучая произведения Тургенева, Пушкина, Л.Толстого, входящих в данный раздел,мы еще не раз встретимся с тем. Что известные предметы будут повертываться к нам неизвестной стороной, и мы будем открывать что-то новое для себя.

Слайд 2

Лист контроля.

Лист контроля

Задание№1 Подчеркни, что нового ты узнал о Паустовском

1.Писатель Константин Георгиевич Паустовский – один из любимых детьми рассказчиков

Почти в каждой его повести видны следы скитания. Поэзия странствия сливается с реальностью.

2.Паустовский писал не только о природе. Темами его произведений были жизнь и творчество людей литературы и искусства, людей прошлого и настоящего.

3. «Моя писательская жизнь началась с желания все знать и все видеть. Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые люди. Я всегда жил со своими героями одной жизнью, всегда старался открыть в них добрые черты. С той же силой, с какой я любил все человечество, я ненавидел людскую тупость и невежество»

4. « Как только я покидаю воображаемый мир, так вся суровая правда жизни становится у меня на пути, все зло, избежать которого куда легче, нежели одолеть. Сила - в призыве к

человеку и человечности»

5. В отношениях человека к человеку он не выдерживает долгого конфликта. Его мир-это жизнь, какой она бывает, может быть и какой она должна быть.

4..Паустовского очень увлекал язык, его богатство, позволяющее делать речь правдивой и точной. Свое отношение к русскому языку и мысли он высказал в произведении «Золотая роза», куда и вошел рассказ «Старик в станционном буфете» Множество его заметок о языке, о том, как следует писать, полезны и взрослым и детям.

Задание№2

А) Выберите и запишите в таблицу слова, выражающие чувства героев

1в.-старик; 2в – собака; 3в – молодые люди.

Б)Составьте партитуру чувств вашего героя в цвете.

Радость

счастье тоска

Восторг грусть

Жалость печаль

любовь ненависть

сострадание безжалостность

чувство

собственного достоинства жестокость

взимопонимание зло

добро равнодушие

душевная щедрость

Теория литературы

Новелла - разновидность рассказа, отличающаяся остротой конфликта, нередко имеющая неожиданный финал

Художественная деталь – часть изображения человека (внешний вид, внешность, речь) и окружающего его материально-предметного мира (природа, быт, вещи), позволяющая охарактеризовать героя.

Беллетристика – повествовательная художественная литература

Словарная работа

1.Щетина – жесткая волосяная часть

2..Понуро – уныло, с опущенной головой

3.Заплатанная куртка – с поставленной заплаткой(кусок ткани, нашиваемый на место для починки)

4.Заискивая – лестью добиваясь чего-нибудь

5.Смотреть в рот –

6. Судорожно рыться в карманах – суетливо, беспокойно

7. Отмочил - сказал что-то нелепое, неприличное

8 .Рижский залив – залив Балтийского моря у берегов Эстонии и Латвии

10.Лиелупа – город в Латвии

11.Шквал – резкий порыв ветра

12.Прибой – бьющие в берег морские волны

13.Закраина – край льда

Оценка работы на уроке (от1 до 5б)

Оценка учащегося

Оценка учителя

1.Умение действовать по плану

2.Умение вычитывать информацию из текста

3. Умение высказывать свое отношение к прочитанному

4.Активность на уроке


История воздухоплавания

Аэростат Шарля

Надару удалось снять на аэростате туманный фотографический снимок с поля битвы, Годар же не мог сообщить ничего существенного. Во время Американской войны, с до г., армия северных штатов употребляла очень часто привязанные или прикрепленные шары (a é rostats ballons captifs), чтобы следить за положением неприятеля в обширных лесах, где велась борьба, и за исходом битвы. Шары этого рода удерживаются на привязи по способу Жиффара с помощью очень крепкого каната. Поднимаясь, воздушный шар сам развивает канат. Свивание каната, то есть опускание шара, происходящее без выпускания газа, производится с помощью паровой машины. Вследствие большого веса и большого числа пассажиров, поднимательная сила, а следовательно и величина шара, должна быть очень велика; так, например, объём жиффаровского «ballon captif» в Лондоне в г. и в Париже в 1878-1879 г. достигал 12000 куб. м. Ладья аэростата, вроде омнибуса, вмещала 32 человека; канат был длиной в 650 м и весил около 3000 кг. Устроенная для этого шара арена имела в диаметре 175 метров и была окружена стенкой, обтянутой полотном.

Привязной аэростат Жиффара

Часть употребляемых воздушных шаров гибла (они сильно страдали от огня дальнобойного оружия и были хороши только в тихую погоду), но всё же полученные результаты были очень вескими; и после окончания войны 1870-1871 гг. военными инженерами уже всех стран аэростаты испытывались на пригодность военным целям. Было предложено подавать с аэростатов сигналы войскам. Применение телефона к воздушным рекогносцировкам испытывалось и в российской армии, принеся удовлетворительные результаты: привязанный шар соединяли со штаб-квартирой или с наблюдательным отрядом посредством телефона, так что наблюдатель на шаре мог непрерывно сообщать обо всех движениях неприятельских отрядов.

Аэростат сигаровидной формы

Старинный дирижабль Жиффара (1852 г.) - сгораемый, мягкий, без воздушных отделений, с изменяющимся объемом, с паровым двигателем, воздушным винтом, рулями и предохранительным клапаном. Преимущество его в том, что оболочка с газом, свободно расширяясь и сжимаясь, сохраняет свою подъемную силу неизменной на "всякой высоте и при всяком изменении температуры и давлении атмосферы. (При этом необходимо, чтобы вне и внутри дирижабля температура и давление были одинаковы или приблизительно одинаковы, разность температуры должна быть неизменной. Первое условие соблюдается, пока аэростат не надуется до отказа. Разность же температур то увеличивается, то уменьшается. От действия солнца разность увеличивается, а когда солнце скрывается за облака эта разность убывает. Отсюда первый недостаток такого мягкого дирижабля, заключающийся в том, что в зависимости от погоды дирижабль то падает, то устремляется в высь.

(Дирижабль, стратоплан и звездолёт как три ступени величайших достижений СССР )

Дирижабль Дюпюи де Лома

Дюпюи де Лом построил свой шар овальной формы, длиной в 36 м и вместимостью в 3564 куб. метра. К лодке, шириной в 6 м и длиной в 3 метра, приделан был винт, состоящий из 4 крыльев, каждое шириной около 1 метра. Крылья были обтянуты шелковой тафтой . Винт делал 21 оборот в минуту и приводился в движение 4-мя людьми. При этой скорости винта, шар делал самостоятельно 2,22 метра в секунду. Если винт вращали 8 человек, средняя скорость его достигала 28 - 32 оборотов, и шар двигался с быстротой 2,28 м в секунду. Кроме того, между ладьей и шаром аэростата был помещен треугольный, в 5 метров высоты, парус, игравший роль руля. Парус этот с помощью мачты, укрепленной в неподвижной точке опоры, мог быть установлен в любом положении. Двойная веревочная сетка окружала весь этот воздушный корабль. Пробное поднятие, состоявшееся 2-го февраля г., с Форта-неф, в Венсенне, было очень благоприятно для изобретателя. Руль действовал, несмотря на ветер. Шар мог пройти в среднем 10 км в час. Испытание дало заранее предвиденный результат, что есть возможность двигаться против ветра, скорость которого меньше скорости аэростата. Если ветер был сильнее самостоятельного движения шара, руль бездействовал. Инженер Гаенлейн в Майнце выстроил в г. аэростат, в виде удлиненного тела вращения, с заостренными концами, с 4-х крылым винтом и с рулем, но вместо человеческой силы он употребил леноаровскую газовую машину в 3,6 лошадиных силы, весом в 233 кг.

Дирижабль Генлейна

Этот аэростат имел внутри также маленький компенсационный шар системы Мёнье. Для того, чтобы смягчить и уменьшить толчок при опускании шара на землю, внизу ладьи помещено было особое приспособление. Быстрота Гаенлейновского аэростата, выстроенного на средства капиталистов, во время опытов в Брунне, достигла максимальной величины около 5 метров в секунду. Руфус Портер в Нью-Йорке и Мариотт в в Сан-Франсиско делали также попытки устроить воздушный шар, которым можно бы было управлять. Капитан Темплер в Англии хотел достичь возможности путешествовать в любом направлении, исследуя на разных высотах воздушные течения (подобное предложение сделано ещё Монгольфьерами), чтобы пользоваться ими согласно желаемому направлению. Вследствие крайне частых и быстрых перемен этих течений, оказалось крайне затруднительным исследовать и утилизировать эту сторону дела. Все прежние попытки добиться управления шаром с помощью парусов были отвергнуты, когда было установлено, что главным условием управления шаром есть собственное движение его. Руль бездействует, лишь только ветер подхватывает и несет с собой воздушный шар с равной скоростью и в одинаковом направлении с течением воздуха; поэтому парус у лодки, который должен был бы придать направление, под влиянием течения воздуха бездействует. Задачей воздухоплавания является добиться управления шаром посредством особых воздушных крыльев, воздушного винта и подвижного руля.

Вопрос воздухоплавания, если допустить возможность управления аэростатом, зависит и связан всецело с изобретением особого пригодного для воздухоплавания двигателя, возможно легкого и сильного. До г. употреблялись, не считая винта ручного вращения, примененного Дюпюи де Ломом, паровые или газовые двигатели, оказавшиеся слишком тяжелыми и опасными в пожарном отношении. С изобретением аккумуляторов , этих резервуаров электрической энергии, немедленно явились попытки применить электрические двигатели (динамо-машины), которые несравненно легче и безопаснее паровых и газовых двигателей.

Цеппелин

1900. Опытный дирижабль «LZ 1» (LZ обозначало «Luftschiff Zeppelin») имел длину 128 м, на нём были установлены два двигателя Даймлер

Дирижабль «LZ 4»

Строительство первых дирижаблей-Цеппелинов началось в 1899 на плавающем сборочном цехе на Боденском озере в Заливе Манзелл, Фридрихсхафен . Он было предназначено для того, чтобы упростить процедуру старта, поскольку цех мог плыть по ветру. Опытный дирижабль «LZ 1» (LZ обозначало «Luftschiff Zeppelin») имел длину 128 м, на нём были установлены два двигателя Даймлер мощностью 14.2 л.с. (10.6 кВ) и балансировался путём перемещения веса между его двумя гондолами.

Первый полёт Цеппелина состоялся 2 июля . Он продолжался в течение всего 18 минут, поскольку LZ 1 был вынужден приземлиться на озеро после того, как механизм балансирования веса сломался. После ремонта аппарата технология жёсткого дирижабля успешно была испытана в последующих полётах, побив рекорд скорости на 6 м/с французского дирижабля Франция на 3 м/с, но этого ещё было недостаточно для привлечения значительных инвестиций в дирижаблестроение. Это произошло через несколько лет, в результате граф получил необходимое финансирование.

XX век

Кроме воздухоплавания, основанного на удельной легкости аэростата, стали подумывать также об осуществлении его с помощью летательных машин, которые были бы удельно тяжелее воздуха, но удерживались бы в нём и летали с помощью динамического усилия. Соответственно этому воздухоплавание имело два главных направления (До начала 20-х годов XX века термин «воздухоплавание» обозначал передвижение по воздуху вообще.): 1) воздухоплавание с помощью аэростатов, или шаров, которые удельно легче воздуха, уже осуществленное (A é orostation), и 2) авиацию , дающ. возможность подняться и удерживаться в воздухе. К сторонникам первого направления принадл. практики-воздухоплаватели XIX в. Сторонниками авиации, или авиаторами, являл. все теоретики-воздухоплаватели, главным образом математики , инженеры, физиологи и технологи. Их научные работы по воздухоплаванию крайне важны также для сторонников аэростатов, так как они основываются на сопротивлении воздуха и воздушном винте. Большая трудность осуществления планов авиаторов сост. в том, что в XIX в. ни их летательные тела, ни двигатели не мог. быть выстроены столь легкими, как того требует расчёт. Профессор Д.

Похожие статьи