Твардовский и журнал «Новый мир. Новый мир александра твардовского Твардовский новый мир

Голубая обложка “Нового мира”, одного из старейших литературных журналов России, знакома без преувеличения каждому российскому читателю. О рождении журнала, о его долгой и сложной истории можно прочесть и в советских “Очерках истории журналистики”, и в "Краткой литературной энциклопедии", и в знаменитом "Лексиконе русской литературы ХХ века" немецкого исследователя Вольфганга Казака. Однако и напомнить о некоторых вехах этой истории будет нелишне.

Журнал "Новый мир", готовящийся отметить в 2020 году свое 95-летие, выходит в Москве с 1925 года. Тогдашний редактор газеты “Известия” Ю. М. Стеклов предложил создать на базе издательства “Известия” ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, что и было осуществлено. Первый год руководство журналом находилось в руках А. В. Луначарского (который оставался членом редколлегии вплоть до 1931 года) и Ю. М. Стеклова; ответственным секретарем был Ф. Гладков. Потом и в “Известиях” и в “Новом мире” Стеклова сменил И. И. Скворцов-Степанов. В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому. В 1931 году руководство перешло к главному редактору "Известий" И. М. Гронскому, но в 1937 году Гронский был арестован, этому предшествовала резкая партийная критика "Нового мира" в связи с публикациями Бориса Пильняка и защитой писателя редакцией журнала. Пост редактора занял В. П. Ставский, в 1941 году его сменил В. Р. Щербина. После войны главным редактором стал известный писатель К. М. Симонов, а в 1950-м - не менее известный Александр Трифонович Твардовский (1910-1971), создатель "Страны Муравии" и "Василия Теркина". Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. Из-за острых для того времени публикаций В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица он был в 1954 году отстранен от руководства. На его место вернулся К. Симонов, при котором был напечатан роман В. Дудинцева "Не хлебом единым", вызвавший большие споры и ставший, несмотря на скромные литературные достоинства, серьезным общественным событием. В 1958 на пост главного редактора возвращается Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем. Слова "Новый мир", "журнал Твардовского" становятся символическими, вызывающими восторг и уважение у одних читателей, и зубовный скрежет у других (особенно в официальных инстанциях). О тех годах, о той редакции, ее судьбе написано немало, в том числе и на страницах “Нового мира”. “Новый мир” Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики. Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей не одного только советского периода. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть "Один день Ивана Денисовича" (1962) неизвестного тогда рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны. Активная позиция журнала в литературных и общественных вопросах (выражаемая, конечно, в меру возможности из-за цензурных притеснений) вызывала в 60-е годы как открытую бурную полемику в печати, так и жесткую закулисную борьбу. В 1970 году Твардовский был отстранен с поста главного редактора, и вскоре умер. Эти драматические события подробны освещены с разных точек зрения многими русскими и зарубежными исследователями и непосредственными участниками тех событий (в том числе и идейными оппонентами "Нового мира"). Из книг об этом времени стоит отметить мемуары Владимира Лакшина и Александра Солженицына ("Бодался теленок с дубом"), авторов, тесно связанных с тогдашним "Новым миром" и тем не менее вступивших в полемику между собой. Тут не место спорить с теми или иными резкими суждениями. Очевидно, что период редакторства Твардовского был славным периодом в истории журнала. После Твардовского журнал возглавляли В. А. Косолапов, С. С. Наровчатов, В. В. Карпов. А с 1986 года, с началом "перестройки и гласности", журнал впервые возглавил беспартийный писатель - известный прозаик Сергей Павлович Залыгин (р. 1913). При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров (тираж в сущности невероятный для толстого литературного журнала и возможный только в эйфории тогдашней “перестройки”). “Чернобыльская тетрадь” Григория Медведева, “Стройбат” Сергея Каледина, “Авансы и долги” экономиста Николая Шмелева... Все подобные (памятные многим) публикации давалась с большим трудом, но каждая была очередным прорывом от политики контролируемой “гласности” к подлинной свободе слова. Успех журнала был также связан с публикацией многих ранее запрещенных в СССР книг, таких как “Доктор Живаго” Бориса Пастернака, “Котлован” Андрея Платонова, “1984” Джорджа Оруэлла, но особенно - произведений Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом", "Раковый корпус".

Семь десятилетий, почти совпавшие с существованием СССР, были прожиты журналом не в безвоздушном пространстве - вместе со страной и эпохой. История русской словесности ХХ века - со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором - так или иначе запечатлена на страницах “Нового мира”. Если воспользоваться избитым выражением “столбовая дорога литературы”, то дорога эта всегда проходила через “Новый мир”. Лучше всего просто привести список известнейших произведений, напечатанных (полностью или частями) в разное время на страницах журнала. “Черный человек” Сергея Есенина, “Лейтенант Шмидт” Бориса Пастернака, “Хождение по мукам” и “Петр Первый” Алексея Толстого, “Золотая цепь” Александра Грина, “Россия, кровью умытая” Артема Веселого, “Жизнь Клима Самгина” М. Горького, “Севастополь” и “Люди из захолустья” А. Малышкина, “Соть” и “Скутаревский” Леонида Леонова, “Гидроцентраль” Мариэтты Шагинян, рассказы Исаака Бабеля, “Энергия” Федора Гладкова, “Тихий Дон” и “Поднятая целина” Михаила Шолохова, воспоминания Андрея Белого, “Оптимистическая трагедия” Всеволода Вишневского, “Моя Африка” Бориса Корнилова, “Испанский дневник” Михаила Кольцова, американский роман “О"кэй” Бориса Пильняка, рассказы Андрея Платонова, “Я убит подо Ржевом” и “Теркин на том свете” Александра Твардовского, “Буря” Ильи Эренбурга, “Творцы дорог” Николая Заболоцкого, “Дым отечества” К. Симонова, “Витя Малеев в школе и дома” Н. Носова, переводы С. Маршака из Роберта Бернса, “За правое дело” Василия Гроссмана, “Корабельная чаща” Михаила Пришвина, “Не ко двору” Владимира Тендрякова, “Сирота” Николая Дубова, “Сережа” Веры Пановой, “Районные будни” Валентина Овечкина, “Владимирские проселки” Владимира Солоухина, “На Иртыше” Сергея Залыгина, “Большая руда” Георгия Владимова, “Прощай, Гюльсары!” Чингиза Айтматова, “Тишина” Юрия Бондарева, “На испытаниях” И. Грековой, “Вологодская свадьба” Александра Яшина, “Театральный роман” Михаила Булгакова, “Созвездие Козлотура” Фазиля Искандера, "Святой колодец" и “Уже написан Вертер” Валентина Катаева, “ В августе сорок четвертого (Момент истины)” Владимира Богомолова, “Обмен” Юрия Трифонова, "Из жизни Федора Кузькина" Бориса Можаева, “Сотников” Василя Быкова, поэмы Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, “Блокадная книга” Даниила Гранина и Алеся Адамовича, “Дом” Федора Абрамова... Перечислять можно бесконечно. Есть такой термин - “большая литература”; и невозможно отрицать, что большая литература этих советских десятилетий возникала в основном на страницах “Нового мира”.

Конечно, сегодня “Новый мир” уже другой - не тот, что был в 20-е годы, не тот, что в 30-40-е, не тот, что в “твардовские” 60-е, не тот, что в застойные 70-е и даже не тот, что в первые годы "перестройки". Меняется Россия, меняются (хотя бы по печальной причине естественной убыли) авторы, сотрудники и читатели. В настоящее время этот ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли выходит на 256 страницах. Кроме новинок прозы и поэзии, журнал предлагает традиционные рубрики “Из наследия”, “Философия. История. Политика”, “Далекое близкое”, “Времена и нравы”, “Дневник писателя”, “Мир искусства”, “Беседы”, “Литературная критика” (с подрубриками “Борьба за стиль” и “По ходу текста”), “Рецензии. Обзоры”, “Библиография”, “Зарубежная книга о России” и др. Главным редактором является с 1998 года литературный критик Андрей Василевский . Ответственный секретарь - прозаик Михаил Бутов. Руслан Киреев руководит отделом прозы. Отдел поэзии возглавляет Олег Чухонцев, отдел критики - Ирина Роднянская, историко-архивный отдел - Александр Носов. Внештатными членами редколлегии (а ныне - Общественного совета) являются Сергей Аверинцев, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Александр Кушнер, Дмитрий Лихачев и другие уважаемые писатели. В 1947-1990 годах журнал был органом Союза Писателей СССР. Но с 1991 года, благодаря новому законодательству о средствах массовой информации, журнал "Новый мир" стал подлинно независимым изданием, не связанным напрямую ни с каким из творческих союзов или общественных организаций, что, впрочем, не мешает редакции привлекать лучшие силы российской литературы и журналистики. Среди авторов журнала - Нобелевский лауреат по литературе - Александр Солженицын. В сегодняшнем “Новом мире” печатаются Сергей Аверинцев, Анатолий Азольский, Александр Архангельский, Виктор Астафьев, Андрей Битов, Сергей Бочаров, Дмитрий Быков, Рената Гальцева, Михаил Гаспаров, Даниил Гранин, Борис Екимов, Фазиль Искандер, Анатолий Ким, Наум Коржавин, Михаил Кураев, Александр Кушнер, Семен Липкин, Инна Лиснянская, Дмитрий Лихачев, Владимир Маканин, Валентин Непомнящий, Евгений Рейн, Людмила Улицкая, Галина Щербакова и др. Период републикации запрещенных ранее произведений уже закончился, акцент перенесен на современную литературу. Журнал считает необходимым давать читателям как можно более адекватную и разнообразную картину того, что на самом деле происходит в российской словесности. Далеко не все происходящее в ней радует сотрудников “Нового мира”. И, видимо, не все то, что печатается на его страницах, всегда соответствует личным пристрастиям и эстетическим идеалам всех тех, кто делает журнал. Впрочем, эта терпимость не беспредельна. “Новый мир”, стремясь к разнообразию, не считает необходимым предоставлять свои страницы для всех без исключения точек зрения и литературных экспериментов.

Культурный и демократичный, журнал спокойно следует своему, не сегодня избранному направлению, избегая экстремизма любого толка и сочетая художественную новизну с интеллектуальной основательностью и даже своего рода “академизмом”. К этому можно прибавить еще два понятия - консерватизм и историзм. Сохранение памяти о прошлом сказывается во внешнем облике журнала, мало изменившимся на протяжении десятилетий, в устойчивом подборе и расположении журнальных рубрик (хотя и тут происходят естественные, подсказываемые самой жизнью, а не надуманные изменения). Обращение к предыстории, к корням каждого злободневного общественного явления и литературного факта составляет, отличительную черту публикуемого и придает ему глубину. В журнале широко представлены квалифицированно подготовленные архивные публикации и неожиданные исторические разыскания. Много места, особенно в связи с предстоящим 200-летним пушкинским юбилеем, уделяется новым исследованиям о творчестве и личности великого поэта. Редакция “Нового мира” совсем не стремится поспеть во чтобы то ни стало за быстротекущим днем с его минутными сенсациями, тут же обреченными на забвение. Журнал предпочитает больше ориентироваться на вопросы общие, чем на частные. “Новый мир”, дорожащей своей независимостью, не участвует в ожесточенной “борьбе людей”, хотя в то же время, как всякий русский толстый литературный журнал, он не может уклониться от участия в “борьбе идей”. Факты проходят, а проблемы остаются.

Эта устойчивость, можно даже сказать - респектабельность, в лучшую сторону отличает “Новый мир” от поверхностной массовой журналистики, захлестывающей многие периодические издания. Так что позитивный образ журнала, сложившийся у читателей, как в России, так и за рубежом, вряд ли претерпит в будущем серьезные изменения. В одном из обращений “Нового мира” к читателям были сказаны замечательные слова: “Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры” .

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но в 1954 году отстранён от руководства в связи с острейшими для тех лет публикациями Ф. Абрамова, М. Лифшица, В. Померанцева и М. Щеглова.

Снова возглавив «Новый мир» в 1958 году, он сделал этот журнал центром, вокруг которого группировались литературные силы, стремившиеся к честному, а потому нелицеприятному для властей изображению советской действительности. Он привлекал на страницы журнала таких мастеров русского слова, как В.П. Астафьев,

В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.М. Шукшин, Ю.В. Бондарев; способствовал появлению в печати произведений М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М.И. Цветаевой, А.И. Солженицына и других писателей.

Под руководством Твардовского журнал своими публикациями последовательно, насколько это было возможно, противостоял официозной лжи и выражал умонастроения демократически настроенных современников. Защищая журнал от нападок властей и консервативно настроенных собратьев по перу, Твардовскому приходилось, говоря его словами, «есть мыло» во время вызовов «на ковёр» во властные инстанции. В прессе появилась новая мера - «один твард» - мера стойкости журналиста.

В 1969 году поэма «По праву памяти» была опубликована на страницах западной прессы. В предисловии говорилось о том, что поэма «подпольно ходит в России уже несколько месяцев. Её написал Александр Трифонович Твардовский, редактор “Нового мира”, журнала, который сейчас находится в центре острой полемики. <...> Её история достаточно любопытна. Летом она должна была выйти в “Новом мире”, но к моменту опубликования была запрещена цензурой. Опубликованная, как говорят в России, в “самиздате”, то есть перепечатанная на машинке, она появилась на Западе, также в Западной Германии, где вышла в журнале “Посев”, в издательстве того же названия».

Как поэма попала на Запад, остаётся загадкой, но от партийного руководства последовало указание под любым предлогом отстранить Твардовского от руководства «Новым миром». В тридцатом номере журнала «Огонёк» за 1969 год было опубликовано письмо одиннадцати писателей, которые требовали отставки Твардовского. Власти же со своей стороны в очередной раз изменили состав редколлегии «Нового мира», и 9 февраля 1970 года Твардовский вновь был вынужден сложить с себя обязанности руководителя журнала.

При этом произведения Твардовского продолжали публиковать, к 60-летию поэт был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Через год Государственной премией СССР был отмечен сборник «Из лирики этих лет».

После отставки с поста главного редактора здоровье Александра Трифоновича было подорвано ещё и тем, что многие его соратники не оказали должной поддержки поэту в этой ситуации.

Умер А.Т. Твардовский 18 декабря 1971 года. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

За большие заслуги перед Отечеством и родным краем в 1986 году А.Т. Твардовскому посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Смоленска». На малой родине поэта в Смоленске и Починке в память о нём названы улицы и установлены мемориальные доски. На одной из них - его стихи:

И ещё доволен я, -
Пусть смешна причина, -
Что на свете есть моя
Станция Починок.

«Последние следы спора утопляя в политическом визге». Начало разгрома «Нового мира» / 26 июля 1969 года
Календарь литературных преследований / Спецпроект Weekend

В год, объявленный годом литературы, Weekend открывает новый проект: календарь литературных преследований. В каждом номере — один из случаев репрессий в истории русской литературы, пришедшийся на соответствующие даты и рассказанный словами участников и свидетелей. Ещё в и ещё с


Александр Твардовский, 1960-е


Неделю с 26 июля по 3 августа 1969 года главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский называл «страстной неделей». Эти дни можно считать началом настоящего разгрома журнала, который ни в коем случае не был антисоветским, но в публикациях которого была хотя бы часть правды о советской действительности и не было откровенной лжи.
Организованную кампанию травли в прессе пытались отразить многие советские писатели и зарубежная пресса, читатели прислали тысячи писем поддержки, и какое-то время даже казалось, что "Новый мир" сможет выстоять. Однако через полгода, в феврале 1970-го, секретариат Союза писателей принял решение о выводе из состава редколлегии заместителей Твардовского и назначении на их место новых людей, после чего Твардовский подал заявление об уходе. Наряду с исключением из Союза писателей Александра Солженицына, разгром "Нового мира" означал окончательный переход от литературной оттепели к застою.
Из записки отдела культуры ЦК КПСС о журнале «Новый мир», 6 августа 1969 года

<…> Отделы пропаганды и культуры ЦК КПСС докладывали ЦК КПСС о серьезных идейных ошибках <…> в журнале и ранее публиковались материалы, которые вызывали резкую критику в печати и в Союзе писателей СССР . Однако редакция журнала не делала необходимых выводов из этой критики. <…> Секретариат правления СП СССР, рассмотрев вопрос об укреплении состава руководства журналом , предложил т. Твардовскому на должность зам. главного редактора несколько авторитетных литераторов . <…> Тов. Твардовский все рекомендованные кандидатуры отклонил . <…> Секретари правления СП СССР <…> рекомендовали т. Твардовскому перейти на штатную работу в секретариат правления СП СССР. Тов. Твардовский отклонил это предложение, заявив, что он в ближайшее время обратится в секретариат с просьбой освободить его от должности главного редактора журнала, и попросил предоставить ему месячный отпуск, по истечении которого он на работу в журнал не вернется . Однако и после отпуска официального заявления от т. Твардовского об освобождении его от работы главного редактора не поступило. <…> секретариат Союза писателей СССР продолжает необходимую работу в этом направлении .

Подробнее...

…о серьезных идейных ошибках…

Из статьи «Против чего выступает „Новый мир?“» / «Огонек», 26 июля 1969 года

Наше время - время острейшей идеологической борьбы. <…> мы еще и еще раз утверждаем, что проникновение к нам буржуазной идеологии было и остается серьезнейшей опасностью. Если против нее не бороться, это может привести к постепенной подмене пролетарского интернационализма столь милыми сердцу некоторых критиков и литераторов, группирующихся вокруг "Нового мира", космополитическими идеями.

Подписи: М. Алексеев, С. Викулов, С. Воронин, В. Закруткин, А. Иванов, С. Малашкин, А. Прокофьев, П. Проскурин, С. Смирнов, В. Чивилихин, Н. Шундик

…в этом направлении…

Наши предчувствия сбываются. А.Т. снова в больнице. Есть возможность начать новую атаку на журнал и на А.Т. лично. Все, что предпринималось до этого, сорвалось, но оставить нас в покое они не могут. И вот новая волна мути. <…> В духе "канонических" статей 48 года. А может, даже и похлеще. <…> Все. Обвинительное заключение готово. По образцам известным. Век живи - век жди - повторений. А далеко мы отходим - к Сталину.

Из книги Александра Солженицына «Бодался теленок с дубом» / 1971 год

<…> подхватились самые поворотливые трупоеды - "Огонек", и дали по "Н. Миру" двухмиллионный залп - "письмо одиннадцати" писателей, которых и не знает никто. Да уж не в защиту "страны отцов", или там "духовного слова", а - последние следы спора утопляя в политическом визге, в самых пошлых доносных обвинениях: провокационная тактика наведения мостов! чехословацкая диверсия! космополитическая интеграция! капитулянтство! не случайно Синявский - автор "Н. Мира"!.. Да ведь как аукнется.

…предложил т. Твардовскому…

Из открытого письма Александру Твардовскому от токаря Подольского машиностроительного завода М. Захарова / «Социалистическая индустрия», 31 июля 1969 года

Как коммунист коммунисту - кто дал право некоторым Вашим авторам издеваться над самыми святыми чувствами наших людей? Над их любовью к Родине, к дому своему, к березке русской, наконец?

…в печати и в Союзе писателей СССР…

Страстная неделя "Нового Мира" - от воскресенья до воскресенья увенчалась, пожалуй, самым шедевровым созданием вурдалачьего творчества, статьей в "Советской России" о выступлении "Нью-Йорк таймс" по поводу "Письма в "Огоньке". Присовокуплена к "Делу" под N5. Македонов, однако, заметил, что при всей похабельности этого "документа" в нем уже и некоторая неуверенность и неполнота торжества. Уже необходимо привлечение мировых антисоциалистических сил в оправдание "Письма". Уже, как это бывает и в большем объеме, последствия содеянного ставятся на место причин его. (Затянувшийся флирт "Нового Мира" с буржуазной прессой).

…редакция не делала необходимых выводов…

Из отклика «Нью-Йорк Таймс» на «письмо одиннадцати» / 27 июля 1969 года

Ведущий либеральный журнал Советского Союза, "Новый мир", сегодня обвиняется в том, что его авторы проповедуют "идеи космополитизма", очерняют советский патриотизм и недооценивают угрозу буржуазной идеологии. <…> Либералы выражали опасения, что патриотическая кампания нужна просто чтобы пресечь правдивые публикации, изображающие советское общество не в лучшем свете. <…> Есть сведения, что в последние месяцы предпринимаются попытки снять с должности главного редактора "Нового мира" господина Твардовского, но пока журнал сохраняет ту же прямоту, что всегда, без каких бы то ни было изменений в составе редакции.

Из статьи «По поводу выступления „Нью-Йорк таймс“» / «Советская Россия», 1 августа 1969 года

<…> Неужели главный редактор журнала А. Т. Твардовский, коммунисты в редакции и на этот раз не задумаются над тем, почему их позиция в литературе и общественной жизни вызывает столько радости в стане антисоветчиков, почему ни один другой советский печатный орган не пользуется таким "кредитом" у буржуазных идеологов, как "Новый мир"? Разве непонятно, что та же "Нью-Йорк таймс" просто пытается флиртовать с "Новым миром" и некоторыми его незадачливыми авторами?

…об укреплении руководства журнала…

3 февраля этого года товарищ К. В. Воронков ознакомил меня в Союзе писателей с решением Бюро Секретариата, принятым без моего согласия и в мое отсутствие, о назначении первым заместителем главного редактора журнала "Новый мир" тов. Большова. Не имея ничего против товарища Большова по той простой причине, что совершенно с ним не знаком, в глаза его не видел и даже не знаю его имени-отчества, тем не менее считаю этот факт беспрецедентным ущемлением прав главного редактора, носящим по отношению ко мне оскорбительный характер. <…> Не могу рассматривать это решение иначе, как прямое понуждение меня к отставке.

…тов. Твардовский все отклонил…

Из письма Александра Твардовского Леониду Брежневу / 7 февраля 1970 года

<…> Мне известны попытки противопоставить поэта Твардовского Твардовскому-редактору. Такое разделение совершенно неправомерно. За последние двадцать лет все мои произведения - стихи, статьи, поэмы, в том числе удостоенная Ленинской премии поэма "За далью даль",- впервые появились на страницах "Нового мира". <…> Осуществляемые ныне мероприятия по "укрощению" журнала не могут не иметь поэтому самых отрицательных последствий, не только литературных, но и политических. В широких кругах наших читателей они неизбежно будут восприняты как рецидив сталинизма.

…резкую критику…

Из коллективного письма Леониду Брежневу от советских писателей / 9 февраля 1970 года

<…> Против А. Т. Твардовского и руководимого им журнала "Новый мир" в последнее время ведется кампания, преследующая цель отстранить Твардовского от руководства журналом. Уже приняты решения об изменении редколлегии "Нового мира", по существу, направленные к уходу Твардовского из журнала. А. Т. Твардовского можно смело назвать национальным поэтом России и народным поэтом Советского Союза. Значение его творчества для нашей литературы неоценимо. У нас нет поэта, равного ему по таланту и значению. <…> Мы совершенно убеждены, что для блага всей советской культуры необходимо, чтобы "Новый мир" продолжал свою работу под руководством А. Т. Твардовского и в том составе редколлегии, которую он считает полезным для журнала.

Подписи: А. Бек, В. Каверин, Б. Можаев, Ан. Рыбаков, Ю. Трифонов, А. Вознесенский, Ев. Евтушенко, М. Алигер, Евг. Воробьев, В. Тендряков, Ю. Нагибин, М. Исаковский.

…освободить от должности главного редактора…

Из книги Анатолия Рыбакова «Роман-воспоминание» / 1997 год

Как рассказывал Можаев, получив письма, Брежнев поморщился: - Что за "коллективки" такие? Пусть придут в ЦК, поговорим. <…> Нам передали, что в понедельник писательскую делегацию (не более пяти человек) по поручению ЦК примет товарищ Подгорный. О часе приема будет сообщено в редакцию "Нового мира". Это известие мгновенно разлетелось по Москве, в понедельник к девяти часам утра в "Новом мире" собрались его авторы. О сотрудниках и говорить нечего - все тут были. Твардовский сидел в кабинете в темном костюме, при галстуке, серьезный, сосредоточенный, сознающий значение момента для судьбы журнала да и всей советской литературы. <…> Дожидаемся звонка из ЦК. Никто не уходит. Принесли бутерброды, вскипятили чай, перекусили. В общем, как на боевой вахте. Прождали до полуночи. Никто не позвонил. Через день вышла "Литературная газета" с решением секретариата Союза писателей. Твардовский ушел с поста главного редактора журнала. Героический период истории "Нового мира" кончился.

…продолжает необходимую работу…

Из записки председателя КГБ СССР Юрия Андропова в ЦК КПСС / 7 сентября 1970 года

В Комитет госбезопасности поступили материалы о настроениях поэта А. Твардовского. В частной беседе, состоявшейся в начале августа 1970 года, он заявил: "<…> Стыдно должно быть тем, кто сегодня пытается обелить Сталина, ибо в душе они знают, что творят. Да, ведают, что творят, но оправдывают себя высокими политическими соображениями: этого требует политическая обстановка, государственные соображения! <…> А от усердия они уже начинают верить в свои писания. Вот увидите, в конце года в "Литературной газете" появится обзор о "Новом мире": какой содержательный и интересный теперь журнал! И думаете, не найдутся читатели, которые поверят? Найдутся. И подписка вырастет. Рядовой, как любят говорить, читатель, он верит печатному слову. Прочтет десять статей насчет того, что у нас нет цензуры, а на одиннадцатой поверит".

…журнал не вернется…

Из книги Вениамина Каверина «Эпилог» / 1979 год

Твардовский и "Новый мир" были опорой, державой, нравственным эталоном новой советской литературы. Роковое для нашего искусства решение, возможно, не было бы принято, если бы в нем не были кровно заинтересованы те писатели, характерной чертой которых является пропасть между дарованием и положением. Серая, мещанская литература пробивала себе дорогу, а Твардовский упрямо настаивал на совсем другой литературе - рожденной временем, а не личной целью.

«Поэт Твардовский» - Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Первая проба пера. А.Т.Твардовский. Смоленск. А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Страницы жизни и творчества. Смоленщина, хутор Загорье… Родина великого русского поэта А.Т. Твардовского.

«Литература Твардовский» - Годы начавшейся вскоре коллективизации А. Твардовский называл в «Автобиографии» самыми значительными в своей жизни. Но тому было гораздо легче!» (К. Чуковский). Отец поэта Трифон Гордеевич. Будучи, по словам брата, «искренним комсомольцем двадцатых годов», горячим поборником нового, Александр не смог избежать конфликтов с отцом, жившим и мыслившим согласно исконным «крестьянским правилам», и уже в 1928 году навсегда покидает родной дом с надеждой реализовать себя.

«Александр Твардовский» - Родился 8 июня 1910 года Скончался 18 декабря 1971 года. С дочерью Валей. 1936 г. Пахнет свежей сосновой смолою. Первые книги Твардовского. Произведения о войне. Начало творческой деятельности. После окончания в 1939г. Новая изба. Книга тут же издается и пользуется небывалой популярностью. Василий Теркин.

«Жизнь Твардовского» - Памятник автору и герою «Книги про бойца». И носит важно, с уваженьем носит Общественный армяк и сапоги… Мать А.Т.Твардовского. Что считаете нужным «взять с собою в жизнь»? Учился в сельской школе. Какие художественные средства употреблены? Литература. А. Т. Твардовский и смоленские писатели. 1910 - 1971.

Похожие статьи