Почему солженицын и ростропович были диссидентами. Слава и Галина: Симфония жизни. Открытое письмо главным редакторам газет «Правда», «Известия», «Литературная газета», «СоветскаЯ культура»

Это фотография размещена в книге Людмилы Ивановны Сараскиной “Александр Солженицин”. Людмила Ивановна известна, как доктор филологических наук специалист по творчеству Достоевского и Солженицына.

В 1965 году Александр Исаевич приобрёл в селе Рождество Наро-Фоминского района дачу, оформив, её на свою первую жену Наталью Алексеевну Решетовскую, с которой сошёлся во второй раз в 1957 году, будучи уже реабилитированным. Назвать этот домик дачей, состоящей из двух небольших комнат, кухни, террасы и небольшого земельного участка по нынешним меркам назвать нельзя. Но приобретение подобных домиков в деревне для простых людей, купивших их за свой счёт, без государственных привилегий было невероятным счастьем. Снимок домика Солженицына, в котором он жил более шести лет тоже есть в книге Л.И. Сараскиной. Вместе с тем из всех достопримечательностей в селе была лишь каменная трёхпристольная церковь Рождества Христова, построенная в 1867 году. В годы советской власти она была закрыта и долгие годы находилась в запустении, почти на грани обрушения, как и многие другие храмы Наро-Фоминского района. Последним священником, служившим в ней, был отец Илларион Писарец. Его арестовали и расстреляли в 1937 году на печально известном Бутовском полигоне под Москвой. Александр Исаевич любил прогуливаться по селу, любил бывать и у этой церкви. Он тепло отзывался и о своём доме, ласково называя “Борзовкой”. Солженицын писал: “Первый в жизни свой клочок земли, сто метров своего ручья, особая включённость во всю окружающую природу! Домик почти каждый год затопляло, но я всегда спешил туда на первый же спад прилива, ещё когда мокры были половицы и близко к крыльцу подходил вечерами язык воды из овражка. При холодных ночах вся вода утягивается в речку, оставляя на пойменных склонах и на овражке - крыши бело-стеклистого льда. Он висит хрупкий над пустотой, утром проваливается большими кусками, будто кто идёт по нему. В тёплые же ночи воды в реке не мелеют, она не отступает, а звучно, громко всю ночь журчит. Да даже и днём не заглушают весеннюю реку машины с шоссе, мудрый звук её журчания можно сидеть и слушать часами, от часа к часу”. Именно здесь в Рождестве были написаны “Один день из жизни Ивана Денисовича”, “Раковый корпус”, “Архипелаг ГУЛАГ”.Снимок Александра Исаевича Солженицына и Мстислава Леопольдовича Ростроповича на скамейке возле дома был сделан Решетовской летом 1969 года.

По воспоминаниям Галины Павловны Вишневской жены Ростроповича познакомился её муж с Александром Исаевичем, когда приехал на гастроли в Рязань, и где в то время жил Солженицын, ставший к тому времени уже знаменитым. Его кандидатуру рассматривали на присуждение Ленинской премии. После проведения очередного концерта Ростропович нашёл его дом и позвонил в квартиру. Дверь открыла жена Солженицына. Мстислав Леопольдович спросил: “Здесь ли живёт Александр Исаевич Солженицын и можно ли его увидеть?” После этого его пригласили в квартиру. С этого часа Солженицын и Ростропович познакомились. С этого началась многолетняя дружба двух выдающихся людей, продолжавшаяся до конца жизни. В трудные для Солженицына опальные годы Ростропович помогал ему и всячески поддерживал, что не могло не сказаться негативно на карьере и музыканта, и его жены Галины Павловны. В результате оба этих талантливых человека были вынуждены покинуть страну.

В 1968 году Солженицын познакомился с Натальей Дмитриевной Светловой, ставшей впоследствии, верным другом и женой до конца его жизни. На этой почве у Солженицына с первой супругой происходит разрыв, закончившийся тем, что она просто выпроводила его из оформленного на неё дома. “Я летом 1971 года был лишен своего Рождества”, писал он в своей книге “Бодался телёнок с дубом”. Развелись они в 1972 году. После этого семья Ростроповичей на некоторое время приютила его у себя на даче. Дружба Солженицына и Ростроповича была видимо, так сильна, что даже ушли они из жизни почти в одно время с разницей лишь в 16 месяцев. Мстислав Леопольдович 27 апреля 2007 года, а Александр Исаевич 3 августа 2008 года.

Нет уже того дачного домика, в котором жил Александр Исаевич Солженицын. Со слов местных жителей сгорел в 2005 году. Нет и той скамейки, на которой были сфотографированы Солженицын и Ростропович. Да и само Рождество на реке Истье в нынешнее время имеет совершенно иной вид, чем 45 лет назад. Восстанавливается Рождественский храм, на ремонт и обустройство, которого Александр Исаевич пожертвовал 14 тысяч долларов. А через село, на всём его протяжении проходит широкая асфальтовая дорога. Теперь оно превратилось в настоящий дачный посёлок с большими деревянными и каменными домами-дачами, до которых из Москвы по Киевскому шоссе можно доехать на автомобиле всего за сорок минут. Но, останется ли в кругу дачников села Рождество на реке Истье и его жителей память о двух выдающихся людях, когда-то здесь бывавших?

Валерий Ипатов, Центр Города


11 лет назад, 27 апреля 2007 г. ушел из жизни выдающийся виолончелист, пианист и дирижер Мстислав Ростропович . Свои последние дни он провел в Москве, а до 1991 г. был вынужден прожить 17 лет в эмиграции. Его карьера за рубежом сложилась очень успешно: он был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в разных странах мира, получил государственные награды 29 стран. А на родине долгое время был незаслуженно забыт: его в принудительном порядке лишили советского гражданства. Только после распада СССР он смог вернуться обратно и рассказать о причинах своего изгнанничества.



Мстислав Ростропович родился в семье музыкантов, его отец был известным виолончелистом, и с ранних лет его путь был предопределен. Мстислав занимался музыкой с 4-х лет, а в 16 стал студентом Московской консерватории. Спустя 2 года он победил на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов и впервые прославился как виолончелист. За свою творческую жизнь Ростропович исполнил практически весь репертуар виолончельной музыки. Более того, почти 60 композиторов создали новые сочинения специально для него.





В конце 1960-х гг. у музыканта начались конфликты с властями – он открыто поддерживал диссидентов и выступил в защиту опального писателя Александра Солженицына, предоставив ему свою дачу под Москвой. Солженицын признавался: «Не помню, кто мне в жизни сделал больший подарок, чем Ростропович этим приютом ». В 1970 г. музыкант и его жена, известная оперная певица Галина Вишневская, написали открытое письмо Брежневу и редакторам центральных советских газет в защиту писателя. Последствия были предсказуемыми: многочасовые обыски на таможне после возвращения виолончелиста с зарубежных гастролей, отмена концертов, остановка записей, разгромные публикации в прессе, увольнение из Московской филармонии. В 1974 г. Мстислава Ростроповича вынудили уехать из СССР «за антипатриотическую деятельность». Его жена отправилась вслед за ним. Спустя 4 года их лишили советского гражданства. Этот указ был отменен только спустя 15 лет.





Музыкант не предполагал, что его изгнание продлится так долго и перерастет в эмиграцию. Позже он признавался: «Именно Галине, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке. Если бы вы знали, как я плакал перед отъездом. Галя спала спокойно, а я каждую ночь вставал и шел на кухню. И плакал, как ребенок, потому что мне не хотелось уезжать! ».



Дочь Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской рассказывала: «Думали, у родителей турне года на два. Так тогда предполагалось. А простились с родиной на долгие годы. Родителей лишили гражданства, когда они были уже за границей, и долго не пускали назад ». Тогда от них отвернулись многие знакомые – на родине Ростроповича считали предателем. Однажды его ассистент, которому музыкант помог стать доцентом консерватории, заявил о том, что не хочет с ним разговаривать. А позже выяснилось, что многие знакомые из его ближайшего окружения систематически писали на него доносы, в том числе и этот ассистент.



На Западе музыканты были очень востребованы: Галина Вишневская стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания за рубежом, а Мстислав Ростропович с 1977 по 1994 гг. был художественным руководителем Национального оркестра в Вашингтоне, выступая на сценах лучших филармоний и концертных залов мира.



Впервые после долгих лет эмиграции Ростропович смог приехать в Россию в 1990 г. – тогда его пригласили выступить в Москве с Вашингтонским симфоническим оркестром. Галина Вишневская поначалу не хотела ехать вместе с ним – обида на государство все еще была сильна. На пресс-конференции во Франции певица заявила: «В СССР управляют не законы, а люди, управляющие этими законами. Я не признаю власть этих людей! Никто не имеет права лишать меня Родины ». Но после того, как дочь Ольга вызвалась его сопровождать, супруга тоже согласилась. А после распада СССР они вернулись в Россию, хотя периодически жили во Франции.



В 2007 г. Мстислав Ростропович скончался после продолжительной болезни – у него обнаружили злокачественную опухоль печени. После смерти отца его дочь Ольга тоже переехала в Россию, чтобы быть рядом с матерью, и чтобы осуществить давнюю мечту музыканта – организовать музыкальный фестиваль. С тех пор в Москве ежегодно проводился Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, который открывался в день его рождения – 27 марта. В 2012 г. ушла из жизни Галины Вишневская, но дочери продолжили дело родителей: Ольга занимается Фондом поддержки молодых музыкантов и оперным центром, а Елена – благотворительным медицинским центром Вишневской-Ростроповича.



В западной прессе о нем писали: «Ироничный, страстный, изысканный, экспансивный… Выдающийся музыкант подобен силе природы… Музыка в его руках становится моральной силой, будь то Шестая симфония Чайковского или Десятая Шостаковича… Ростропович – гениальный виолончелист и глубокий музыкант-дирижер – создает такое искусство, в которое он сам верит, как в религию… ». В 2002 г. «The Times» назвала его «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыка действительно стала для него религией и подлинным смыслом жизни. «Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир », – говорил Ростропович.





Более 50 лет рядом с ним оставалась его жена, которую он боготворил. .

"Все-таки вспомнить пора, что первое, кому мы принадлежим, - это человечество. А человечество отделилось от животного мира - мыслью и речью. И они, естественно, должны быть свободными. А если их сковать - мы возвращаемся в животных.

Г л а с н о с т ь, честная и полная гласность - вот первое условие здоровья всякого общества, и нашего тоже. И кто не хочет нашей стране гласности - тот равнодушен к Отечеству, тот думает лишь о своей корысти. Кто не хочет Отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтоб они гнили там".

Кампания против Солженицына уже не могла иметь обратного хода. "В Рязани бы меня додушили", - писал он позже. И началось бы бездомное скитальчество, если бы не Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, предложившие опальному писателю свой кров.

Через год, осенью 1970-го, Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе - и снова загудела газетная свистопляска. И тут, для всех неожиданно, с открытым письмом в четырех советских газетах выступил "лучезарный маэстро":

"Неужели прожитое время не научило нас осторожно относиться к сокрушению талантливых людей?.. Почему в нашей литературе и искусстве так часто решающее слово принадлежит людям, абсолютно некомпетентным в этом? Каждый человек должен иметь право безбоязненно самостоятельно мыслить... а не только слабо варьировать заложенное в него МНЕНИЕ. К свободному обсуждению без подсказок и одергиваний мы обязательно придем! Я знаю, что после моего письма непременно появится МНЕНИЕ и обо мне, но не боюсь его и откровенно высказываю то, что думаю. Таланты, которые составят нашу гордость, не должны подвергаться предварительному избиению".

"Власти, и без того едва терпевшие "солженицынское" гостеприимство Ростроповича, не на шутку возмутились. Теперь уже стеснениям и гонениям подвергли самого Ростроповича: его концерты и гастроли отменялись, вокруг его имени планомерно выстраивали блокаду.

В мае 1973-го Солженицын покинул спасительный приют, где так счастливо работал, где родились двое из наших трех сыновей. Уезжая, он оставил на столе письмо:

*Дорогой Стивочка!

Поскольку вот скоро придет грузовик за вещами, а тебя еще нет, сажусь на всякий случай написать тебе эту страничку.

Еще раз повторяю тебе и Гале восхищение мое вашей стойкостью, с которой вы переносили все угнетения, связанные со мной, и не давали мне этого чувствовать. Еще раз благодарю за годы приюта у вас, где я пережил очень бурное для меня время, но, благодаря исключительности обстановки, все равно писал непрерывно, и работалось мне тут замечательно.

Хотелось бы глянуть, кто б еще из прославленной нашей интеллигенции, которая за чайным столом так решительно обо всем судит, еще решительнее осуждает и "не прощает", - кто бы из них проявил хотя бы долю вашей смелости и великодушия...

Обнимаю и целую вас!

Ваш Саня

Спустя 9 месяцев Солженицын был арестован, лишен гражданства и выслан из СССР. А еще через 3 месяца были выдавлены из страны Мстислав Ростропович и Галина Вишневская...

* Публикуется впервые.

 Ростропович
Дуэт
Мстислав Ростропович играл в честь Александра Солженицына
В Большом зале Московской консерватории прошел концерт в честь 80-летия Александра Солженицына. Инициатором торжественной акции стал старинный друг писателя виолончелист Мстислав Ростропович, который выступил вместе с Российским национальным оркестром и финским дирижером Пааво Берглундом. Отсутствие политической элиты, которая обычно посещает концерты Ростроповича, не повлияло на выражение всенародной любви к двум бывшим диссидентам.

Тридцать лет дружбы связывает этих непохожих людей, чьи человеческие поступки характеризуют их не меньше, чем их творчество. Затворник и страдалец Солженицын; балагур, душа любой — музыкальной или политической — компании Ростропович. Первый регулярно отказывается от государственных наград и коллекционирует ужасы жизни. Ростропович тщательно собирает знаки отличия, а также дружбу президентов и королей, машины и недвижимость, мировые премьеры. Причем, как уверяет он сам, счастливый случай сводит его с людьми, которые затем становятся — кто президентом Франции, кто испанской королевой, кто всесильным министром внутренних дел СССР, а кто и нобелевским лауреатом.
Дружба с Солженицыным вписывается в этот ряд. Не поселись опальный писатель в гостевом домике на даче Ростроповича в Жуковке, вряд ли музыканту, которого всегда власть ценила, перекрыли бы кислород. А значит, он так и остался бы в России и имя его было бы известно только узкому кругу меломанов. Да и те постепенно разочаровывались бы в нем: годы берут свое, и те виолончельные чудеса, что можно услышать в старых его записях, он являет миру все реже.
Большой мастер по организации театрализованных шоу по любому поводу, Ростропович на этот раз оказался не у дел. Солженицын был против официоза и хотел свести поздравления до минимума. Теперь Ростропович и сам этому, наверное, рад. Ведь это в бунтарском Театре на Таганке, а не на его концерте Солженицын отказался принять высший орден России. Для Ростроповича, который не только сумел вытащить Ельцина три месяца назад на свой концерт в БЗК, но и дружит с ним семьями, поддерживает президента где только можно, важно сохранить хорошие отношения со всеми друзьями.
Счастливый случай после долгих лет разлуки свел Ростроповича с Российским национальным оркестром, который имел в декабре абонементный концерт с музыкой финского романтика Сибелиуса. Говорят, именно музыку Сибелиуса любит юбиляр. Первую симфонию Сибелиуса, исполненную во второй половине концерта, любой сухарь музыковед окрестит "конфликтной" — грозные, фантастические видения в духе северных сказок и скупая, суровая лирика борются в ней от начала и до конца. Неудивительно, что такая музыка по сердцу борцу за справедливость и творческую свободу.
Прославленный финский дирижер Пааво Берглунд, конечно, дал согласие на участие в концерте солиста с таким громким именем. Но вряд ли руководитель Датского королевского оркестра мог себе представить, что залу он будет настолько безынтересен. Экзальтированная атмосфера не позволила ни лучшему российскому оркестру, ни дирижеру с мировым именем выступить на "все сто". Трудно это сделать, когда публике не до музыки.
С момента появления Солженицына в зале (он, как простой зритель, предъявил билет не узнавшему виновника торжества контролеру) его обступала толпа и сопровождали аплодисменты. С момента появления Ростроповича на сцене за ним следили тысячи обожающих глаз, которым все равно было, что и как он играет. А играл Ростропович Первый концерт Сен-Санса и Вариации на тему рококо Чайковского для друга много лучше, чем на сентябрьских концертах в рамках русско-японского фестиваля "От сердца к сердцу". Конечно, не обошлось без технических погрешностей. Жестоко было бы требовать и особой художественной выразительности от пожилого человека, прилетевшего в Москву накануне и успевшего раздать в торжественной обстановке стипендии фонда "Слава-Глория" молодым музыкантам.
После концерта Ростропович молодцевато спрыгнул в зал, чтобы расцеловаться с юбиляром. Солженицын сказал дежурные слова благодарности музыкантам и поблагодарил зал за "сочувствие". Очередная культурная акция свела на нет все усилия сотни музыкантов. И настроение у публики, которая пришла не только поглазеть на "московского затворника" и мировую звезду, но и послушать музыку, вполне соответствовало настроению лучшего музыкального номера концерта — шлягерного, пятиминутного "Грустного вальса" Сибелиуса.

ВАДИМ Ъ-ЖУРАВЛЕВ

15 марта 1978 года советского гражданства были лишены выдающиеся деятели культуры Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.

Причиной такого шага стала правозащитная деятельность супругов. Еще в 1969 году они поселили на своей даче гонимого писателя Александра Солженицына, а через год написали властям открытое письмо в его поддержку. Реакцией власти стало то, что упоминания о Ростроповиче и Вишневской в советской прессе практически сошли на нет, кроме того, были введены ограничения на творческую деятельность. Однако Вишневская продолжала выступать в Большом театре, где считалась оперной примой и в 1971 году даже была награждена Орденом Ленина.

В марте 1974 года Мстислав Ростропович и Галина Вишневская обратились к генсеку Леониду Брежневу с просьбой разрешить им выезд за границу, который был запрещен после открытого письма в поддержку Солженицына. Разрешение на выезд ими было получено. Семейная пара вместе с детьми покинули СССР, что было оформлена как командировка от Минкультуры СССР на длительный срок.

В марте 1978 года в газете «Известия» вышла статья «Идеологические перерожденцы», в которой, в частности, было сказано: «Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу СССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил лишить советского гражданства М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую за действия, порочащие звание гражданина СССР». Также в вину музыкантам ставилось, что они вели антипатриотическую деятельность, систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976 - 1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы с которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций.
Формально оставаясь гражданами Советского Союза, Ростропович и Вишневская по существу стали идейными перерожденцами, ведущими деятельность, направленную против Советского Союза, советского народа.

Галина Павловна позже вспоминала, что о решении советского руководства они узнали в Париже, когда смотрели по телевизору выпуск новостей.

17 марта Мстислав Ростропович и Галина Вишневская дали в столице Франции пресс-конференцию, на которой заявили о своем возмущении действиями советских властей и публикацией «Известий». Галина Вишневская, в частности, сказала: «В СССР управляют не законы, а люди, управляющие этими законами. Я не признаю власть этих людей! Никто не имеет права лишать меня Родины».

Кроме того, супруги направили открытое письмо генсеку Леониду Брежневу, которое заканчивалось словами: «Мы не признаем Вашего права на акт насилия над нами пока не будут предъявлены конкретные обвинения и дана возможность законной защиты от этих обвинений. Мы требуем над нами суда в любом месте СССР, в любое время с одним условием, чтобы этот процесс был открытым».

16 января 1990 года Михаил Горбачев подписал постановление Президиума ВС «О восстановлении в гражданстве СССР Ростроповича М. Л. и Вишневскую Г. П.».

На него Галина Вишневская сказала, что они с Ростроповичем не просили гражданство у себя ни отбирать, ни возвращать: «Вернули — как и лишили: не спрашивая. Естественно, никаких извинений, сожалений. Даже не хватило ума — свалить все на Брежнева. Такое впечатление, будто выбросили вещь на свалку, а потом одумались».

Похожие статьи

  • Травмы К серьезным травмам

    Все правила, которые необходимо соблюдать для снижения риска получения травмы должен знать, как сам спортсмен, так и его тренер. Первое правило – все тренировки должны начинаться с разминки мышц всех частей тела спортсмена. Комплекс...

  • Педагог Марина Бурд: Не надо открывать русские школы за рубежом

    версия для печати Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно...

  • Раевский николай николаевич - биография

    Раевский Николай Николаевич, русский полководец и герой , которого Пушкин назвал свидетелем Екатерининского века, памятником двенадцатого года, человеком без предрассудков с сильным и чувствительным характером, который невольно привлекает...

  • Кабинет Трампа: Кто все эти люди и чего от них ждать

    ВАШИНГТОН. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Избранный президент США республиканец Дональд Трамп может назначить новым американским послом в России не профессионального дипломата, а бизнесмена. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС...

  • Домашняя буженина из индейки на пасху Буженина из мяса индейки

    Очень часто буженину готовят из свинины. Но вариант из мяса птицы при правильном приготовлении получается не менее сочным и не таким жирным. Буженина из индейки вкупе с ломтиком цельнозернового хлеба и несколькими листиками салата может...

  • Овощное рагу с баклажанами и кабачками Рагу из кабачков и баклажанов картошки рецепт

    Овощное рагу с кабачками, баклажанами и болгарским перцем похоже на овощное «райское блюдо» в пору первых летних овощей. Достоинств каждого из ингредиентов – огромное количество. И не секрет, что овощное рагу можно приготовить из любых...