Письменный разбор существительного как часть речи. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи. Алгоритм работы в группах

§1. Что такое морфологический разбор, в чём его специфика

Морфологический разбор слова - это полная грамматическая характеристика данной словоформы. При морфологическом анализе важно уметь определять, к какой части речи относится слово, какими постоянными и изменяемыми признаками оно обладает, в какой форме оно употреблено, а также какова его роль в предложении. Морфологический разбор проводится только для слов, представленных в конкретном предложении. Это важно, т.к. в русском языке распространена омонимия форм и частей речи. Правильно охарактеризовать слово, представленное изолированно, вне контекста, невозможно.

§2. Что нужно знать и уметь делать

Морфологический разбор требует знаний и умений.
Нужно знать:

  • какие части речи выделяются в русском языке,
  • каковы морфологические признаки каждой части речи,
  • какие признаки являются постоянными, неизменяемыми и характеризуют всё слово в целом,
  • какие признаки являются непостоянными, переменными, изменяемыми и характеризуют данную форму слова,
  • какую синтаксическую роль разные части речи могут играть в предложении.

Нужно уметь:

  • определять, к какой части речи относится слово,
  • находить его начальную форму,
  • определять постоянные признаки, свойственные слову в целом (всем его формам),
  • определять изменяемые признаки, свойственные форме слова, представленной для разбора,
  • определять синтаксическую роль данного слова в предложении.

§3. Порядок разбора разных частей речи

Поскольку части речи обладают разным значением, отвечают на разные вопросы, имеют различные наборы постоянных и изменяемых признаков и могут выполнять в предложении разные роли, то схемы разборов даны ниже по частям речи.

Схема разбора существительного


2) Морфологические признаки:

а) постоянные:

  • нарицательное / собственное
  • одушевлённое / неодушевлённое
  • род: м.р. / ср.р. /ж.р. /общ. р
  • склонение: 1 скл. / 2 скл. /3 скл. /нескл./разн

б) непостоянные:

  • число: ед.ч. /мн.ч.
  • падеж: И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п

Примечание:

1) Обозначения:

  • Общ. р. - общий род
  • Нескл. - несклоняемое
  • Разн. - разносклоняемое

2) Комментарий:
Число может быть для существительных как изменяемым, так и неизменяемым признаком. Для большинства существительных число - изменяемый признак, но есть существительные, которые употребляются только в ед. или только во мн. ч. Они не изменяются по роду. Для них род - постоянный неизменяемый признак. Примеры:
Только ед.ч. :

  • у собирательных сущ. (детвора, молодёжь)
  • у вещественных сущ. (железо, молоко, кефир)
  • у имён собственных (Псков, Волга, Россия)

Только мн. ч.:

  • у названий предметов, имеющих две части (ножницы, джинсы)
  • у вещественных сущ. (чернила, сливки)
  • у имён собственных (Альпы, Курилы)
  • у отвлечённых сущ. (выборы, дебаты)
  • у собирательных сущ. (всходы)

Схема разбора прилагательного

1) Часть речи. Начальная форма.

2) Морфологические признаки:

а) постоянные:

  • разряд по значению: качественное/относительное/притяжательное
  • для качественных: степень сравнения: положительная/сравнительная/превосходная
  • для качественных: полная норма /краткая форма

б) непостоянные:

  • число: мн.ч. / ед.ч
  • в ед.ч.: род: м.р./ ж.р./ср.р
  • для полных: падеж: И.п. / Р.п. /Д.п. / В.п. / Т.п. / П.п

3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложений

Примечание:

Степень сравнения и полная форма - постоянные признаки у прилагательных, не имеющих других форм. Например: бледно-красный, тёмно-голубой.
Для прилагательных, имеющих степени сравнения и краткие формы, эти признаки считаются непостоянными, Например: бедный /беднее / самый бедный; бедный / беден.

Схема разбора числительного

1) Часть речи. Начальная форма.

2) Морфологические признаки:

а) постоянные:

  • разряд по значению: количественные / порядковые
  • для количественных: целое / дробное /собирательное
  • простое / составное

б) непостоянные:

  • падеж: И.п. / Р.п. / Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п

3) Роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения.

Примечание:

Род у большинства числительных - непостоянный изменяемый признак, как например, у порядковых числительных. Но у слов тысяча, миллион, миллиард и у дробных числительных - постоянный признак: эти слова, имея признак рода, не изменяются по родам.

Схема разбора местоимения

1) Часть речи. Начальная форма.

2) Морфологические признаки:

а) постоянные:

  • с какой часть речи соотносится местоимение: с существительным (указывает на предмет и имеет
  • форму, схожую с существительными / с прилагательным (указывает на признак и имеет форму, схожую с прилагательным) / с числительным (указывает на количество и имеет форму, сходную с числительным)
  • разряд по значению: личные / возвратное / притяжательные/ указательные / определительные / вопросительные / относительные / неопределённые /отрицательные
  • для личных: лицо: 1 л./ 2 л. /3 л
  • для личных: число: ед.ч. / мн.ч
  • для личных: род: м.р. / ср.р. / ж.р

б) непостоянные:

  • род (если есть): м.р. / ср.р. / ж.р
  • число (если есть): ед.ч. / мн.ч
  • падеж (если есть): И.п. / Р.п. / Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п

3) Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Примечание:

Традиционно считается, что лицо, число и род - это постоянные признаки у личных местоимений. Для прочих местоимений число и род - изменяемые признаки. У притяжательных местоимений его, её, их непостоянных признаков нет.

Схема разбора наречия

1)Часть речи. Для наречий в сравнительной или превосходной степени: начальная форма.

2)Морфологические признаки.

а) постоянные:

  • разряд по значению:
    обстоятельственные: времени, места, цели, причины
    определительные: меры и степени, образа действия
  • знаменательные/местоименные

б) непостоянные:

  • для большинства наречий непостоянных признаков нет
  • для наречий, образованных от качественных прилагательных, степени сравнения:
  • положительная / сравнительная /превосходная

Примечание:

У некоторых наречий может не быть всех степеней сравнения. Например, у наречия времени дальше - существует только одна сравнительная форма. Её нужно указывать как постоянный признак.

Схема разбора глагола

1). Часть речи. Начальная форма.

2) Морфологические признаки:

а) постоянные:

  • переходность: переходный /непереходный
  • возвратность: возвратный / невозвратный
  • вид: СВ / НСВ
  • спряжение: 1 спр. / 2 спр. /разноспрягаемые
  • для безличных: безличность

б) непостоянные:

  • для неопределённой формы глагола: признаков нет, указать: н.ф.гл.
  • наклонение: изъявительное /условное / повелительное
  • для изъявительного накл.: время: настоящее / прошедшее / будущее
  • для наст. и буд. времени изъявит. накл.: лицо: 1 л. / 2 л. /3 л.
  • для прош. времени изъявит. накл. и усл. накл.: род: м.р. / ср.р. /ж.р.
  • число

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Схема разбора причастия

1) Часть речи. Начальная форма.

2) Морфологические признаки:

а) постоянные:

  • вид: СВ / НСВ
  • возвратность: возвратн. / невозвратн
  • переходность: переходн. / непереходн
  • залог: действительное / страдательное
  • время: настоящее / прошедшее

б) непостоянные:

  • число: ед.ч. / мн.ч.
  • для ед. ч.: род: м.р. / ср.р. / ж.р.
  • для полных форм: падеж: И.п. / Р.п. / Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.
  • для страдательных: форма: полная / краткая

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Примечание:

Существует два подхода к разбору причастий, обусловленные позицией при определении их статуса:
1)разбор причастия как особой формы глагола ,
2)разбор причастия как самостоятельной части речи .

При разборе причастия как формы глагола указывается:
2) Морфологические признаки:

  • кроме указанных в схеме, определяется тип спряжения глагола: 1 спр. / 2 спр.
  • время определяется как непостоянный признак

При разборе причастия как части речи указывается:
1) Часть речи: причастие, начальная форма - форма ед.ч., м.р., И.п. (как у прилагательных)
2) Морфологические признаки:

  • В постоянных признаках указываются признаки, свойственные данному причастию в целом (всем его формам)
  • В непостоянных признаках указываются признаки, свойственные данной конкретной форме причастия

Схема разбора деепричастия

1) Часть речи.

2) Морфологические признаки:

а) постоянные: вид

    б) непостоянных признаков нет: неизменяемая форма

3)Синтаксическая роль в предложении (показывается подчёркиванием), вопрос для определения членов предложения

Примечание:

Существует два подхода к разбору деепричастий, обусловленные позицией при определении их статуса:
1)разбор деепричастия как особой формы глагола ,
2)разбор деепричастия как самостоятельной части речи .

При разборе деепричастия как формы глагола указывается:
1) Часть речи - глагол, начальная форма - н.ф.гл.
2) Морфологические признаки:

  • кроме указанных в схеме, определяется: переходность, возвратность, тип спряжения глагола: 1 спр. / 2 спр.

При разборе деепричастия как части речи указывается:
1) Часть речи: деепричастие, неизменяемая часть речи;
2) Морфологические признаки: вид.
Обе интерпретации встречаются в школьных учебниках, обе приняты как равновозможные и не влияющие на оценку знаний учащихся.

Разбор слова как части речи иначе называют морфологическим. С ним знакомятся уже в школе, изучая отдельные части речи. В первую очередь это вид разбора призван педагогами развивать у учеников логическое мышление, прививать языковые навыки. Морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи, научиться отличать их друг от друга, не путать понятия «часть речи» и «член предложения». Подобное явление встречается иногда даже в старших классах и на лингвистических факультетах, однако, безусловно, умеющие производить разбор слова как части речи никогда не спутает существительное с подлежащим.


Разбор слова как части речи в школе выполняет серьёзную функцию: таким образом материал максимально закрепляется, в процессе осуществления разбора, когда ученики по очереди анализируют разные слова, происходит повторение всех тем раздела. Например, разбирая глагол как часть речи после изучения темы «глагол», школьники повторяют все его основные категории: возвратность, переходность, вид, спряжение, наклонение, время, лицо, число и род. Именно разбор слова как части речи является эффективным практическим занятием, развивающим языковые навыки и умения.

В вузовской практике разобрать слово как часть речи несколько сложнее, поскольку там морфологический разбор производится по более сложной схеме, учитывается большее количество языковых факторов, категории рассматривают подробнее.

В каждом вузе могут быть свои требования к морфологическому разбору, его сущности и оформлению, поэтому поступающим на филологические специальности нужно узнавать стандарты разбора в конкретном образовательном учреждении.

Уметь определять часть речи, категории необходимо, чтобы грамотно излагать свои мысли.

Основные требования к разбору слова как части речи

Как же разобрать слово как часть речи? Обозначим основные требования к разбору в целом, независимо от того, какой частью речи оно является.

Морфологический разбор , как и любой другой тип языкового разбора, должен производиться по чёткому конкретному плану. Даётся алгоритм, которому необходимо следовать. Нельзя указывать категории в произвольном порядке. Например, если школьник сначала называет, в каком числе употреблено существительное, а о категории одушевлённости/неодушевлённости говорит только в конце анализа, из этого сразу можно сделать вывод: ученик плохо ориентируется в категориях, не знает, какие из них являются постоянными, а какие – изменяемыми. Знание правильного порядка разбора обеспечивает лучшее запоминание категорий и их связи, последовательный анализ каждого слова как представителя определённой части речи.

Порядок разбора везде одинаков.

  1. Сначала указывается словоформа разбираемого слова. Это та форма, в котором слово фигурирует в контексте, без каких либо дополнительных изменений. Морфологическому анализу подвергают слова, представленные в отрывке текста.
  2. Затем указывается начальная форма слова. Для каждой части речи она определяется индивидуально. Например, у существительного это именительный падеж единственного числа.
  3. Третьим пунктом нужно обозначить общее грамматическое значение слова. У существительных – значение предмета, у глаголов – действия, у прилагательных – значение признака предмета, у числительных – количества и т.д.
  4. Затем определяют грамматические категории. Сначала все постоянные признаки слова, а потом – изменяемые. Грамматические категории индивидуальны для каждой части речи. Их следует указывать в определённом порядке.
  5. Последний пункт морфологического разбора – определение синтаксической функции слова. Это имеет большое значение именно для разбора слова как части речи, хотя зачастую школьники считают, что требование не вполне относится к морфологии и больше уместно в разделе «синтаксис». На самом же деле именно по синтаксической функции слова в предложении можно иногда точно выяснить, какой частью речи оно является. Тем более, данное требование позволяет связать различные разделы русского языка, создать единую языковую картину.
    Разбор слова как части речи. Требования к морфологическому разбору конкретных частей речи
К разбору каждой части речи предъявляются индивидуальные требования, поскольку у всех частей речи свои категории, которые необходимо указывать в строго определённом порядке. Так выглядят классические требования к разбору слова как части речи.

Имя существительное

  1. Указывается словоформа.
  2. Пишется начальная форма: слово нужно поставить в именительный падеж и единственное число.
  3. Затем определяются лексико-грамматические категории. Постоянные: собственное или нарицательное, неодушевлённое или одушевлённо, род, тип склонения. Изменяемые: число и падеж. Определяются непостоянные признаки по словоформе в контексте.
  4. Синтаксическая роль.
Имя прилагательное
  1. Словоформа.
  2. Начальная форма. Слово ставится в именительный падеж и единственное число, употребляется в мужском роде.
  3. Определяются признаки слова. Постоянные: разряд по значению (прилагательные бывают качественными, относительными и притяжательными); степень сравнения (бывает, но только у качественных прилагательных); краткая или полная форма (у качественных).
  4. Непостоянные признаки: падеж, число и род.
  5. Синтаксическая функция в предложении.
Имя числительное
  1. Словоформа.
  2. Начальная форма. Определяется в зависимости от разряда числительного по значению. Начальная форма количественных, собирательных и дробных числительных – именительный падеж. Начальная форма порядковых числительных – именительный падеж, единственное число, мужской род.
  3. Указываются постоянные признаки (категории) имён числительных: разряд по значению (количественное, дробное, порядковое, собирательное); разряд по морфологической структуре (составное, сложное, простое).
  4. Определяются изменяемые признаки, то есть, в какой форме употреблено числительное в данном контексте. Нужно написать падеж, число, род числительного, если оно обладает этими признаками.
  5. Обозначается роль в предложении.
Местоимение
  1. Указывается форма слова, в которой оно употреблено в контексте.
  2. Определяется начальная форма местоимения. Слово нужно поставить в мужской род, единственное число и именительный падеж, если это возможно.
  3. Затем пишут постоянные признаки местоимения как части речи. К ним относятся разряд по значению, группа по соотношению с другими частями речи и лицо для личных местоимений. Разряды местоимений по значению: неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные, притяжательные, личные и возвратное местоимение себя. Группы по соотношению с прочими частями речи: местоимения-наречия (наречные местоимения), местоимения-числительные, местоимения-прилагательные и местоимения-существительные.
  4. Потом указывают непостоянные признаки местоимений: число, род и падеж, если они есть.
  5. Определяется синтаксическая функция в предложении.
Наречие
  1. Наречие – неизменяемая часть речи, что следует отдельно указать в процессе осуществления морфологического разбора. Поэтому достаточно обозначить саму языковую единицу, то есть слово.
  2. Категории наречия – разряд и степень сравнения (если она есть). Наречия делят на следующие разряды: наречия образа действия, цели, причины, времени, меры и степени, места. Степени сравнения бывают сравнительными и превосходными. Например, строжайше – превосходная степень, строже – сравнительная.
  3. Указывается роль в предложении.
Слова категории состояния
Данная часть речи обладает единым признаком, не изменяется, всегда является сказуемым в безличных предложениях. Грустно. Солнечно.

Глагол

  1. Обозначается словоформа.
  2. Глагол ставится в неопределённую форму (инфинитив). Например: писал – писать.
  3. Определяются постоянные категории глагола как части речи: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или –сь), переходность.
  4. Непостоянными признаками глагола являются наклонение, время (у глаголов изъявительного наклонения), число, лицо и род. Все категории нужно написать, если они имеются.
  5. Затем указывается синтаксическая функция.
Причастие
  1. Пишется словоформа.
  2. Определяется начальная форма, для этого причастие нужно поставить в именительный падеж, мужской род и единственное число.
  3. Затем указывают постоянные признаки причастия: залог (страдательный или действительный), форма (краткая или полная), время, вид и возвратность.
  4. Непостоянные признаки причастия: число, род, падеж.
  5. Роль в предложении.
Деепричастие
Это неизменяемая часть речи. Указывают только вид и возвратность, а также синтаксическую функцию.

Иногда разбору подвергают служебные части речи.
Предлоги делят на непроизводные и производные (образованные от другой части речи).

Союзы бывают сочинительными (разделительные, противительные, соединительные) и подчинительными (изъяснительные, сравнительные, следственные, уступительные, условные, целевые, причинные, временные).

Частицы принято подразделять на формообразовательные, указательные, отрицательные, усилительные, восклицательные, вопросительные, утвердительные, ограничительные, уточняющие, сравнительные и частицы, выражающие сомнение.

Междометие является обособленной частью речи, не входя ни в служебные, ни в самостоятельные части речи. Его разбору не подвергают.

Нюансы и особенности разбора слова как части речи в вузе
В вузовских разборах филологи описывают категории более подробно. Части речи анализируют в свете детального изучения языка в целом. Наиболее сильно отличается морфологический разбор глагола. Отдельно указываются основы: основа инфинитива и основа настоящего времени. По ним определяется класс глагола, всего имеется пять классов. В категориях времени выделяют абсолютное и относительное время. Например, определяют четыре подкатегории настоящего времени: неактуальное, абстрактное, комментирующее, изобразительное. Будущее время может быть конкретным, результатом настоящего, постоянным, обозначать повторяющееся в настоящем действие, невозможное в настоящем действие.

У существительного иначе выделяют типы склонения: субстантивные (местами меняются 1 и 2 склонение), адъективные (так склоняются конверсивы, то есть прилагательные как существительные), смешанное склонение. Есть несклоняемые существительные – они также выделяются иногда в отдельное, четвёртое, склонение.

Каждому падежу в вузовских разборах присваивают своё значение: субъектное, объектное, обстоятельственное или определительное.

Анализируя числительное, в вузах зачастую определяют тип связи с существительным, падеж главного существительного. Говоря о прилагательных и их формах сравнения, выделяют синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени.

Существуют и другие нюансы анализа слова как части речи, но все они индивидуальны, зависят от точки зрения конкретного учёного, программы вуза.

Тема данного урока: «Морфологический разбор имени существительного». Вначале вы вспомните, как осуществляется морфологический разбор любой части речи. Затем наметите план, как можно произвести подобный анализ для имени существительного. Далее на конкретных примерах рассмотрите примеры разбора существительных разного типа.

Тема: Имя существительное

Урок: Морфологический разбор имени существительного

1. Общий порядок морфологического разбора

Морфологический разбор любой части речи состоит из трех частей:

1. Общее грамматическое значение;

2. Грамматическое значение разбираемого слова;

3. Синтаксическая роль разбираемого слова.

2. Порядок морфологического разбора имени существительного

Чтобы произвести морфологический разбор имени существительного, во-первых, необходимо выписать слово в той форме, в которой оно употребляется в предложении.

Затем произвести морфологический разбор по предложенному плану:

I. Указываем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос, на который отвечает слово.

II. Указываем начальную форму слова (Им.п., ед.ч.).

1. Указываем постоянные морфологические признаки:

Одушевленное или неодушевленное;

Собственное или нарицательное;

Склонение;

Число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).

2. Указываем непостоянные морфологические признаки:

Число (если слово изменяется по числам).

III. Указываем синтаксическую роль (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

3. Образец морфологического разбора имени существительного

Климов ехал из Петербурга в Москву в почтовом поезде, в отделении для некурящих .

Сначала разберем существительное (в) поезде .

I. Существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос в чем?

II. Начальная форма - поезд .

1. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения.

2. Непостоянные признаки: употреблено в форме предложного падежа, единственного числа.

III. В предложении является обстоятельством места.

Произведем морфологический разбор существительного Климов .

I. Существительное, обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?

II. Начальная форма - Климов .

1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, мужского рода, 2-го склонения.

2. Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа, единственного числа.

III. В предложении является подлежащим.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Образцы разбора ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

На ковре из осенних листьев отражаются солнечные блики.

2. Упражнение 2.

Произведите морфологический разбор существительных из данного предложения.

Всю ночь бушевала непогода, а к утру начался снегопад.

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
    2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевлённое или неодушевлённое, в) род, г) склонение.
    3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.
  3. Синтаксическая роль.

Образец разбора

      Сквозь волнистые туманы
      Пробирается луна,
      На печальные поляны 3
      Льёт печально свет она.

(А. Пушкин.)

234 . Определите основную мысль и стиль текста. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи устно, остальные - письменно. Напишите свободный диктант по этому тексту. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Какие буквы вы вставите?

Отечество моё Россия

Дон - легендарная русская река. Она протекает с севера на юг по древним русским землям - Тульской, Воронежской, Ростовской областям - и вп..дает в Азовское море. Дон служил важным т..рговым путём между центральными р..йонами Руси и Приазовьем .

В него вп..дают небольшие речки, по берегам которых расп..ложились многие города и сёла. Самые крупные из них Воронеж , Ростов, Азов. На притоке Дона Непрядве в 1380 году пр..изошла Куликовская битва, пол..жившая начало освобождению Руси от иноземного ига.

Дон связан с другой русской рекой Волгой к..налом. Теперь в ст..лицу нашей родины Москву и из неё на пароходе можно попасть в Азовское море, а из Азовского - в Чёрное.

Дон красив в своём течении . Сначала путь его прол..гает по узкой д..лине с высоким правым и отлогим левым берегами, затем д..лина значительно расширяется.

Славен Дон. Он служил и продолжает служить людям.

235 . Подберите и запишите существительные, обозначающие состояние, настроение, чувства человека (радость, восторг, огорчение и т. д.). Надпишите над ними их род и склонение.

236 . Напишите о том, что вы видели, слышали впервые и что произвело на вас большое впечатление. Подумайте, о чём именно вы будете писать. Озаглавьте своё сочинение. Например, «Первый раз в музее», «Впервые в театре оперы и балета», «Первое знакомство с...» и т. д. Это может быть письмо товарищу, могут быть записи для себя в дневнике, заметки в классную (школьную) стенгазету, рассказ и т. д. Подчеркните имена существительные, обозначающие состояние, настроение, чувство.

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

Учитель: Шуринова О.М.

Класс: 3 Г

Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

ХОД УРОКА

1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

    Мотивировать учащихся к изучению темы.

Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

В третьем классе учимся,

У нас всё получится!

На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

(СЛАЙД3)

Личностные умения:

    проявлять интерес к изу­чению темы

Регулятивные умения:

    формулировать тему урока

    ставить цель

Коммуникативные умения:

    формулировать

понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

Цель деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Цели:

    Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

Информационный стол

Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

Предметные умения:

Регулятивные умения:

Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

Мы остановились около школы.

(около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

На что нам нужно обратить внимание при разборе?

(СЛАЙД 6)

Работа по зонам.

А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

Зона «сомнений»:

(вместо) носа-

(на) голове-

(с) метлой-

Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

(из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

Адекватно использовать речь для представления результата.

Учить:

Определять в предложении существительные;

Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

Выполнять учебное действие, используя алгоритм

Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

(на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

Какое существительное разобрали правильно?

Какой совет вы бы дали ребятам?

Предметные умения:

Разбирать существительное как часть речи.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

Учить:

Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

Проверка. (СЛАЙД 7)

Предметные умения:

Знать алгоритм разбора имени существительного

Регулятивные умения:

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные умения:

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

3 этап Рефлексивная деятельность

Цель деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Учить:

    соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

    оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ (СЛАЙД 8)

«Закончите предложения»:

1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

(СЛАЙД 10)

Самооценка

«Закончите предложение»:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

    оценивать результат

собственной деятельно­сти.

    Регулятивные умения:

соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

Похожие статьи

  • Все имена и кланы из наруто

    Об АкацукиСасори тен способностью копировать чужие техники и затем воспроизводить их по своему желанию. Члены клана имеют способность изменить свои глаза, чтобы принять форму "Шаринган". Такими глазами они могут копировать движения тех, на...

  • Как сохранить рыбу в жару без холодильника: лучшие способы Как хранить пойманную рыбу на рыбалке

    Рыболовство приносит много положительных эмоций, особенно, когда получается похвастаться богатым уловом. Желание заполучить много трофеев ставит перед рыбаком важную задачу, как сохранить рыбу жару до приезда домой. Несвежие тушки вряд ли...

  • Рецепты к Пасхе: творожная пасха, пасхальные куличи, крашенки

    Па́сха, в христианстве также Воскресе́ние Христо́во - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по...

  • Упражнения на числительные в английском языке

    В английском языке, как и в русском, есть два вида числительных, порядковые (ordinal) и количественные (cardinal).Для начала уясним, различие между порядковыми и количественными числительными. В сущности, их названия говорят сами за...

  • Сильно трескаются губы (хейлит)

    Трещины на губах – представляют собой неприятное явление, которое помимо косметологического дискомфорта может сопровождаться большим количеством других клинических признаков. На сегодняшний день известен довольно узкий круг факторов,...

  • Липовый чай: польза и вред

    Из цветков липы готовят вкусный и полезный напиток. У него есть характерные особенности – приятный медовый аромат и сладковатый привкус. Травяной чай не только доставит удовольствие от самого процесса питья, но и принесет организму массу...