Степан разин роль в истории. Каким был Степан Разин. Приложение.«прелестные грамоты» степана разина

Донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания. Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону. Отец Степана - знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. У Степана было два брата: старший, Иван и младший, Фрол. Уже в юности Степан занимал видное место среди донских старшин. В 1652 и 1661 годах совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе зимовых станиц - донских посольств - в 1652,1658 и 1661 годах побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями. В 1663 году, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар .

Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой в 1665 году князя Юрия Долгорукова над старшим братом Степана Иваном за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. Благодаря своей удачливости и личным качествам, Степан Разин получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью».

Возвращение казаков на Дон в августе 1669 года с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана, к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России .

Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Бунт запылал на всем пространстве между Окой и Волгой. Восставшие предавали помещиков смерти, свергали воевод, создавали свои органы власти в форме казачьего самоуправления.

Царское правительство предприняло чрезвычайные меры для подавления восстания. Главные силы восставших не смогли взять Симбирск, правительственным войскам удалось нанести поражение Разину в октябре 1670 года. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок.

Оправившись от полученных под Симбирском ран, Степан Разин не собирался слагать оружия. Он рассчитывал собрать новое войско и продолжить борьбу.

Но в 1671 году на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между Разиным и низовыми казаками. По мере развития успеха правительственных войск зажиточные донские казаки склонялись к мысли о необходимости пленения Разина и передачи на царский суд .

После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. В апреле 1671 года низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченного в плен Разина выдали московским властям. После пыток Степан Разин 16 июня (6 июня по ст. стилю) 1671 года был публично казнен (четвертован) в Москве возле Лобного места. Спустя три дня останки Разина «на показание всем» были «вздеты на высокие деревья и поставлены за Москвой-рекой на площади (Болотной) до исчезнутия». Позднее останки Степана Разина были захоронены на Татарском кладбище в Замоскворечье (ныне территория Парка культуры и отдыха им. М. Горького). Погребение на мусульманском кладбище объясняется тем, что предводитель Крестьянской войны был еще при жизни отлучен от церкви.

Личность Разина оставила глубокий след в народной памяти. Ему посвящен целый цикл песен; ряд урочищ по Волге зовется его именем.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Разин Степан Тимофеевич (около 1630-1671), казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670-1671 гг.

Донской казак из зажиточной семьи. Знал польский, татарский и калмыцкий языки, трижды избирался донцами в посольства в Москву и один раз - к калмыкам. В 1663 г. как наказной атаман разбил крымчаков под Перекопом.

«Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью», - писал современник о 33-летнем Разине.

В 1666 г. царь Алексей Михайлович потребовал провести на Дону перепись и вернуть беглых крепостных. Обозлённый ответом казаков «с Дона выдачи нет!», царь перекрыл им торговлю и подвоз продовольствия.

Весной 1667 г. тысяча «голутвенных» - бедных, но хорошо вооружённых казаков - ушли за Разиным с Дона на Волгу. Взяв на абордаж богатый караван судов и набирая новых бойцов, атаман силой и хитростью пробился на Каспий и уже с полуторатысячным войском зазимовал на реке Яик (Урал).

Весной 1668 г., тщательно подготовив флот, Разин с 3 тыс. бойцов начал поход. Пройдя от Дербента до южных берегов Каспия, казаки добыли много ценного с иранских судов. Хорошо организованное к весне 1670 г. войско рвалось на Волгу. Атаман призывал: «На Русь, на бояр идти».

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Под городом Чёрный Яр стрельцы с барабанным боем и развёрнутыми знамёнами перешли на его сторону. Под Астраханью царский воевода дал сражение, но город восстал и 22 июня впустил Разина.

Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию князя Ю. А. Долгорукова, собирал новые армии в Казани и Шацке. Но каждый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников, служилых людей и местной знати. Перед восставшими пали Свияжск, Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский), Саранск, Пенза и другие города, в осаде были Нижний Новгород и Кокшайск.

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск.

Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, взяли Кагальницкий городок и схватили Разина с братом Фролом.

Последний оплот повстанцев - Астрахань пала.

    Спасибо большое! Мне очень помогло и текст действительно правдивый

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.

Об этом удалом бунтаре, предводителе мятежных казаков, мы все знаем не только по школьному курсу истории, но также по знаменитой песне «Из-за острова на стрежень», текст которой был написан самарским фольклористом и поэтом Дмитрием Садовниковым в 1872 году. И это не единственное звено, которое связывает наш город с легендарным народным героем. Оказывается, в 1670-1671 годах власть в Самаре в течение 10 месяцев принадлежала не царским наместникам, а выборным атаманам, сподвижникам Степана Тимофеевича Разина (рис. 1).

Месть за брата

Он родился около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Здесь есть одно историческое совпадение: именно здесь ровно через сто лет появился на свет и другой легендарный атаман - Емельян Пугачев. Под названием Пугачевская эта станица существует и по сей день, и относится она к Волгоградской области. Что же касается Степана Разина, то впоследствии он привлек к себе огромное внимание и современников, и потомков, став героем фольклора, действующим лицом художественных произведений и научных трудов не только в России, но и за рубежом.

А первые упоминания об этой личности в исторических документах датируются 1661 годом, когда в хрониках казачьих походов на Крымское ханство и Османскую империю неоднократно отмечалась доблесть троих братьев Разиных – Ивана, Степана и Фрола. В 1662 году Степан, средний из них, был избран верховным атаманом. Его братья в это время тоже стали видными людьми, хотя и занимали места ниже Степана по казачьей иерархии.

В ходе битвы с турками в 1662 году при Молочных Водах на Крымском перешейке казаки одержали победу и вернулись на Дон с богатыми трофеями. Однако в 1665 году произошел серьезный конфликт, когда царский воевода князь Юрий Долгоруков повесил старшего брата Ивана за его самовольный уход на Дон во время войны с Речью Посполитой. Это событие в сочетании с усиливавшимися попытками лишить казачество завоеванных вольностей не могло не оказать огромного воздействия на свободолюбивого Степана Разина.

Именно это событие стало поворотным во всей дальнейшей жизни атамана. На ближайшем кругу он заявил, что будет мстить лично Долгорукову и всей московской власти в целом, а также собирается добиться вольной и благополучной жизни для всех казаков, находившихся под его началом (рис. 2, 3).


С этого времени неприязнь Разина к московскому правительству перешло в открытую войну против царского режима. Тем самым с 1667 года весь волжский путь в Персию из-за действий взбунтовавшихся казаков оказался блокированным, что в это время больше всего волновало вовсе не русские власти, а европейские торговые представительства в Москве, теряющих огромные прибыли (рис. 4).

В том же году многотысячное казацкое войско под предводительством Разина отправилось в поход сначала на Нижнюю Волгу и на Яик, а затем на персидские города на Каспийском побережье. В отечественной истории это плавание получило название «поход за зипунами». Как раз в это время, скорее всего, и произошел тот печально известный эпизод с персидской княжной, о котором рассказывается в песне «Из-за острова на стрежень».

Во время похода по персидскому побережью Каспия казаки разграбили городок Астрабад, где перерезали всех мужчин, а более 800 молодых девушек и женщин увели с собой. Из их числа Разин и его приближенные отобрали около полусотни самых красивых наложниц, а остальные несчастные после общей трехнедельной оргии все были уничтожены. Впрочем, Разин не жалел даже понравившихся ему девушек, что и было отражено в известной песне (рис. 5).

В 1668-1669 годах казаки Разина в основном занимались лишь грабежом царских и иностранных судов на Нижней Волге, но с весны 1670 года их действия уже приобрели характер открытого восстания. Атаман рассылал по городам агитационные листовки, которые в те времена именовались «прелестными письмами» (от слова «прельщать»). В них восставшие от имени Разина призывали простых горожан не платить больше грабительские налоги в царскую казну, перебить опостылевших им градоуправителей, а затем перейти на службу атаману. При этом Разин не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной власти - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю (рис. 6).

Во всех занятых разинцами городах и крепостях убивали или изгоняли представителей центральной власти, взамен которой вводилось казачье градоустройство. Разумеется, вожаками здесь становились не сам Разин и его казаки, а местные бунтари и неформальные лидеры, что произошло, в частности, и в Самарском крае.

Мятежный град Самара

Согласно архивным документам, в окрестностях Самары отряды Степана Разина впервые появились 31 мая 1670 года. В то время на месте нашего города еще стояла крепость, обнесенной высоким частоколом со сторожевыми башнями на углах. Внутри нее держал оборону небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым, которому подчинялись около 100 конных и 200 пеших стрельцов, а также нескольких пушкарей. Под стенами крепости находились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки и базар (рис. 7).

Захватив слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы так и не смогли, после чего вынуждены были отступить вниз по Волге. Об этом в донесениях в Москву сказано так: «И как де вор Стенька к Самаре пришел, и его де грацкие люди в город не пустили, и он де вор Стенька, пограбя на кабаке на посаде вино, побежал на низ, а под Самарою де не мешкал ни часа».

Новые отряды Разина стали подходить к Самаре 26 августа. К этому времени сделали свое дело упомянутые выше «прелестные письма», и настроения в городе резко повернулись в сторону повстанцев. Казачьи войска к стенам Самары прибывали сюда в течение трех дней, и поэтому 28 августа, когда разинцы начали решительный штурм, жители крепости подняли восстание, открыли ворота и встретили мятежников как дорогих гостей - хлебом-солью и колокольным звоном (рис. 8).

Самарский воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и «посажены в воду», то есть утоплены. На сторону восставших вместе со своими отрядами перешли также оба стрелецких сотника - Михаил Хомутов и Алексей Торшилов. Уже через день крепостью стал управлять местный посадский житель Игнат Говорухин, а военными силами - выборный атаман Иван Константинов, которые объявили всем вольную и освободили население от податей.

После успешного взятия Самары разинцы пошли на Симбирск, намереваясь следом за ним штурмовать также Казань и Нижний Новгород. В это плавание добровольно отправились 50 пеших и 40 конных стрельцов из Самары. Однако благодаря лазутчикам о походе мятежников вверх по Волге сразу же стало известно властям. Прибывший на защиту Симбирска полковой воевода Юрий Барятинский в своем донесении царя сообщал, что он сумел опередить Разина, который «не поспел прийти с Самары. А которые передовые люди шли перед ним выше Самары, те поворотились обратно на Самару, уведав про меня… и твоих великого государя ратных людей приход» (рис. 9).

Как известно, этот поход для Разина стал роковым. Казаки в сражении с царскими войсками под Симбирском 4 октября потерпели полный разгром, а сам атаман был ранен, и с немногочисленными сподвижниками бежал вниз по Волге на Дон, где рассчитывал восстановить свою армию. В своем донесении на этот счет симбирский воевода сообщал, что «вор Стенька» с отрядом казаков проплыл мимо Самары 22 октября, остановившись затем ниже города для отдыха и пополнения припасов.

В самой же Самаре продолжали верховодить сторонники вольной жизни. Для укрепления обороны крепости сюда вскоре пришел отряд яицких казаков под начальством атамана Максима Бешеного. Вот так летом 1670 года многие приволжские города из-за разгула вольницы Степана Разина фактически выпали из-под власти Москвы, отказывались платить налоги в центральную казну, и больше не присылали в столицу свои товары. Царь Алексей Михайлович был этим крайне недоволен, и своим указом повелел собрать войско, чтобы «вора Стеньку изловить, а воров холопов в Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани повесить».

Чтобы установить численность бунтовщиков в прибрежных городах, и узнать, какими средствами они располагают, в течение наступившей зимы сюда для разведки были засланы лазутчики. В частности, из нашего города от шпионов пришло сообщение, что «в Самаре нас распознали, держали скованными и хотели казнить, но бежать помогли верные государю люди. А всего в крепости 90 яицких, 10 донских и около 300 новоприборных (вновь прибывших – В.Е.) казаков… А всего в Самаре народу 700 человек, пять пушек, но нет пороха, и мало хлебных запасов».

Клады казачьей вольницы

В середине зимы глава мятежной Самары Игнат Говорухин был сильно обеспокоен тем, что в течение нескольких месяцев не поступало никаких известий о судьбе Степана Разина, которого город еще в августе признал верховным атаманом всей волжской вольницы. А через некоторое время в Симбирскую приказную избу от находящихся в крепости царских шпионов поступили сведения о том, что из Самары вниз по Волге был послан атаман Максим Бешеный с отрядом казаков, с целью поиска Степана Разина. Следом для связи с предводителем были отправлены и другие группы самарцев на Саратов, Царицын и Пензу, однако все они вернулись ни с чем. Лишь с наступлением весны 1671 года в город стали приходить сведения о том, что Разин схвачен правительственными войсками.

Сейчас известно, что пленение легендарного атамана произошло в результате предательства со стороны ближайшего окружения, которое посчитало его виновным в непомерных устремлениях и переоценке своих сил. В итоге 14 апреля 1671 года в донском городе Кагальник Степан Разин вместе с братом Фролом был схвачен его бывшим соратником атаманом Константином Яковлевым и выдан царским властям (рис. 10).
После допросов и пыток предводитель мятежников 6 июня был четвертован в Москве на Лобном месте (рис. 11).
Затем правительство начало жестокие расправы на местах и с остальными повстанцами. За год около 100 тысяч из них было казнено, многие посажены на кол. В течение всего лета 1671 года по Волге плыли плоты с виселицами - в назидание бунтовщикам (рис. 12).

Несмотря на это, ближайшие сподвижники Разина отказывались верить в смерть своего атамана, и продолжали воевать с верховной властью. Уже после пленения предводителя вольницы в Самару из Астрахани прибыл большой отряд под начальством атамана Федора Шелудяка, который соединился со стоявшими здесь казаками Ивана Константинова и двинулся на взятие Симбирска. С ними пошли и около сотни самарских жителей. Но и в этом бою под Симбирском повстанцы также потерпели поражение, а оба атамана с остатками своих отрядов бежали обратно в Самару. Но они не знали, что 27 июня в город без боя вошли правительственные войска, которые здесь схватили Говорухина и еще нескольких близких ему людей. Попался в засаду и вернувший в город Иван Константинов, но Федору Шелудяку с несколькими казаками на струге удалось уйти от погони. Только в 1672 году он был схвачен в Астрахани и впоследствии казнен. Впоследствии его именем была названа одна из вершин в Жигулевских горах (рис. 13).

Что касается крепости Самары, то ее население после поражения восстания вынуждено было принести государю повинную и в течение нескольких лет платить громадную пошлину в царскую казну. Самарским воеводой тогда же был поставлен стольник Вавил Эверлаков, о котором в указе о его назначении говорилось так: «Печатных пошлин с него не взято, потому что он послан на воеводство неволею». Тем же летом были казнены Константинов, Говорухин и некоторые другие предводители мятежной Самары, а еще более сотни горожан сосланы в Холмогоры на вечное поселение.

После похождений Стеньки Разина по Волге в народе о нем сложили многочисленные легенды. Самые распространенные из них рассказывают о кладах, которые либо сам атаман, либо его казаки якобы закопали где-то в Жигулевских горах. И поныне на Самарской Луке насчитывается не менее пяти пещер, носящих имя Степана Разина: у сел Малая Рязань и Шелехметь, у подножия Молодецкого и Усинского курганов, а также на горе Печора, что стоит на берегу реки Усы. За сотни лет сокровища Разина в этих местах пытались найти десятки кладоискателей, в том числе и владельцы Самарской Луки Орловы-Давыдовы, однако удача по сей день так никому и не улыбнулась.

Еще нужно отметить, что в течение нескольких лет к народному восстанию Степана Разина было приковано внимание всей Европы, поскольку от ее исхода зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших западные государства с Персией.

Статьи и даже книги о казацком мятеже и о его предводителе еще до окончания бунта появились в Англии, Нидерландах, Германии и других странах, которые часто были фантастическими в своих подробностях, особенно касательно «русской дикости». Затем многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни, поскольку правительство Алексея Михайловича было в этом сильно заинтересовано и всячески стремилось уверить Европу в окончательной победе над восставшими.

Интересно, что Степан Разин, по-видимому, стал первым русским человеком, о котором на Западе была защищена диссертация на звание магистра истории. Это событие состоялось 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете (Германия). Автором научного труда о казацком атамане стал Иоганн, работа которого в XVII-XVIII веках неоднократно переиздавалась в разных странах (рис. 14).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Дубман Э.Л. 1996. Самарский край в XVI-XVII веках. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :171-183.

Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.

Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.

«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара, Кн. изд-во. 1995. :1-352.

Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. В 2-х томах. - М., 1957.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. :1-520.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. :1-160.

Перетяткович Г. 1882. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса.

Рычков П.И. 1896. История оренбургская (1730-1750 годы). Оренбург.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.

Чистякова Е.В., Соловьёв В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988. 224 с.

Художественные произведения

Волошин М. Стенькин суд. Стихотворение. 1917.

Гиляровский В.А. Стенька Разин. Поэма.

Евтушенко Е. Казнь Стеньки Разина. Глава из поэмы «Братская ГЭС». 1964.

Злобин С. Степан Разин. Роман. 1951.

Каменский В. Степан Разин. Поэма.

Логинов С. Колодезь. Роман. 1997.

Мордовцев Д.Л. За чьи грехи? Исторический роман. 1891.

Наживин И. Степан Разин (Казаки). Исторический роман. 1928.

Песни о Стеньке Разине, стилизованные под народные / А.С. Пушкин.

Садовников Д. Из-за острова на стрежень. Стихотворение, слова песни.

Толстой А. Суд. Стихотворение.

Усов В. Огненное предзимье: Повесть о Степане Разине. Повесть. 1987.

Хлебников В. Разин. Поэма. 1920.

Цветаева М.И. Стенька Разин. Стихотворение 1917.

Чапыгин А. Разин Степан. Исторический роман. 1924-1927.

Шукшин В. Я пришёл дать вам волю. Роман. 1971. Одноименный сценарий.

Разин Степан Тимофеевич - (ок. 1630-1671) - предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

Молчи, собака! (во время казни брату Фролу, который, видя мучения Степана, которые ожидали его самого, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево»!)

Разин Степан Тимофеевич

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове - городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Похожие статьи

  • Степан разин роль в истории

    Донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания. Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону. Отец Степана - знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила...

  • Публикации Куликов военный

    Родился 4 сентября 1946 года в посёлке Айгурский Ставропольского края. Окончил Орджоникидзевское военное училище внутренних войск МВД СССР 1966, Военную академию им. Фрунзе 1974, Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. Ворошилова...

  • Победа греков над персами в марафонской битве

    Персидский флот не смог перевезти в Аттику большую армию. На Марафонской равнине высадилось лишь 15 тыс. пехоты, преимущественно стрелков-лучников. Тем не менее, они представляли серьёзную угрозу для афинян. Единства между греками не было:...

  • Касимовское ханство (Касимовское царство) От руси древней до империи российской

    В лето 6953 от сотворения мира (1445) на Руси выпала череда тяжких бедствий. Двадцатый год продолжалась, то затихая, то, вновь разгораясь, кровопролитная усобица между князьями московского дома. Второй сын Дмитрия Донского, князь Юрий...

  • Февральская революция: день за днём

    К вечеру 27 февраля на сторону восставших перешел практически весь состав Петроградского гарнизона – около 160 тыс. человек. Командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов вынужден сообщить Николаю II: «Прошу доложить Его...

  • Акафист пресвятой богородице пред ея иконой, именуемой "достойно есть" Акафист иконе божией матери достойно есть

    "Достойно есть" ("Милующая") икона Божией Матери . Галерея икон . Кондак 1 Избранней Богом от человеческаго рода послужити воплощению предвечнаго Слова, преблагословенней Деве Богородице, достойно воспеваемой от ангел на небеси, мы грешнии...