От кого родила пять детей адель фуше. Искусители. Гюго - Адель - Сент-Бёв. Настоящая любовь писателя

Прославленный поэт, гениальный писатель и великий любовник — таким вошёл в историю Виктор Гюго . АиФ.ru вспоминает, какой была жизнь одного из самых читаемых в мире французских авторов.

Творчество

На Гюго оказала влияние фигура популярного французского писателя Франсуа Шатобриана . Уже в 14 лет честолюбивый юноша заявил: «Я буду Шатобрианом или никем», — но он оказался одним из немногих, кому удалось превзойти своего кумира. Когда у знаменитого критика Андре Жида спросили, кто является лучшим французским поэтом, тот ответил: «Увы, Виктор Гюго».

Виктор Гюго в молодости. Источник: Public Domain

Несмотря на то, что некоторые произведения Гюго вызывали у критиков непонимание или жаркие споры, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. Уже в 15 лет он добился первых литературных успехов, а в 29 написал одну из своих самых знаменитых книг — «Собор Парижской Богоматери».

Первый исторический роман на французском языке сразу получил признание широкой публики. Примечательно, что книга принесла мировую известность не только своему молодому автору, но и главному герою — готическому собору.

В первой половине XIX века Собор Парижской Богоматери планировали снести, так как считали его слишком старомодным. Гюго, который любил бывать в готическом соборе, всерьёз обеспокоился его судьбой и решил увековечить архитектурный памятник в своём новом произведении. Как и рассчитывал автор, после выхода книги о сносе собора не могло быть и речи — в столицу Франции стали съезжаться туристы, чтобы увидеть достопримечательность своими глазами.

Литературная карьера Гюго всегда шла в гору — регулярно из-под его пера выходили новые шедевры, и уже в 1841 году он был избран во Французскую академию. Казалось, талантливому автору всё даётся легко, но это было не так. К примеру, над своим знаменитым романом «Отверженные» Гюго работал почти 20 лет. Иногда, чтобы ничто не отвлекало его от написания книги, он закрывался в комнате, снимая с себя всю одежду (литератор приказывал слугам возвращать её лишь после того, как напишет хотя бы несколько страниц).

Принято считать, что Гюго возродил французский язык: в своих произведениях он говорил с народом языком народа, употреблял разговорное просторечие и богатые метафоры. Сегодня его называют «солнцем французской поэзии», да и сам он не страдал от скромности: «Есть только один классик в нашем столетии, единственный, вы понимаете? Это я. Я знаю французский язык лучше всех... Меня обвиняют в том, что я горд; да, это правда, моя гордость — это моя сила», — говорил Гюго.

Адель Фуше. Источник: Public Domain

Любовь

Вся Франция говорила не только о выдающихся литературных способностях Гюго, но и о его слабости к женскому полу. О похождениях знаменитого писателя слагали целые легенды. Однако бессовестным ловеласом француз слыл не всегда: в юности он был убеждён, что супруги должны блюсти целомудрие до брака, чтобы «позднее вкусить радости любви полной чашей».

Свою первую взаимную любовьАдель Фуше — писатель добивался несколько лет, ей же он посвятил первый сборник стихов: «Моей любимой Адели, ангелу, в котором вся моя слава и всё мое счастье» (не случайно «счастье» Гюго поставил на второе место, слава и признание для «солнца французской поэзии» были превыше всего).

В браке у Гюго и Адель родилось пятеро детей, но с годами знаменитый супруг стал чаще заглядываться на молодых девушек. А конец благополучной семейной жизни положила встреча писателя с актрисой Жюльеттой Друэ , которая в свои 26 лет слыла искушённой куртизанкой. Судя по воспоминаниям Гюго, внезапная любовь к ветреной актрисе превратила его из застенчивого юноши в уверенного самодостаточного мужчину. С этих пор новые произведения прославленный писатель посвящал не матери своих детей, а Жюльетте — «моему ангелу, у которого растут крылья».

Ветреная девушка тоже оказалась без ума от Гюго, ради него она покинула сцену и отказалась от многочисленных поклонников. Он же превратился в настоящего тирана: запрещал любовнице выходить из дома, а сам продолжал менять женщин, как перчатки.

Роман писателя и экс-актрисы продолжался пять десятков лет — до самой смерти Жюльетты. Гюго очень тяжело переживал потерю возлюбленной, а незадолго до её кончины преподнёс свою фотографию с надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков». Но не смотря на глубокие чувства к Жюльетте, до конца своих дней знаменитый француз оставался неисправимым ловеласом. На последних страницах записной книжки Гюго было отмечено восемь любовных свиданий — последнее из них произошло всего за несколько недель до его смерти.

Слава

Всю жизнь Гюго старался быть в центре внимания. Даже когда писателю было под 80 лет, он продолжал посещать многочисленные мероприятия, предназначенные для молодых людей.

Последние годы жизни Гюго провел в Париже. Забавно, но ещё до смерти писателя улица, на которой он жил, была переименована в его честь. Поэтому, когда знаменитый литератор оставлял кому-либо свой почтовый адрес, всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже». Но и этого «солнцу французской поэзии» было мало: говорят, он хотел, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго.

Тщеславие и погубило писателя. Он умер в возрасте 83 лет, но если бы не воспаление лёгких, полученное по глупости, мог бы прожить ещё дольше.

Похороны Виктора Гюго. Фото: www.globallookpress.com

Заболевание развилось у француза после парада, который устраивали в его честь. В тот день врачи рекомендовали Гюго соблюдать постельный режим, но он, конечно же, не хотел пропускать масштабное действо в свою честь и приветствовал поклонников из распахнутого окна. На следующий день прославленный автор слёг с простудой, которая переросла в пневмонию.

«Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго», — написал знаменитый француз в своём завещании. Однако гроб с его прахом провожали в последний путь около миллиона человек, а церемония похорон проходила в течение 10 дней — никто из его современников не удостаивался такой же чести.

Литераторы - это пленники вдохновения. В своих избранницах они упорно хотят видеть неземных созданий, единомышленниц и античных богинь, и романтически страдают, обнаруживая в них всего лишь женщин. Не был исключением из правила и великий французский писатель Виктор Гюго.

Первое сильное чувство Гюго испытал будучи еще под­ростком, когда по уши влюбился в соседскую дочку, Адель Фуше - буржуазную и благопристойную девицу из весьма состоятельного семейства. Однажды, сидя под высокими каштанами, молодые люди признались друг другу в той вечной любви, которую так охотно описывали поэты-сен­тименталисты. Как говорил сам Виктор, «сердечная склон­ность обратилась в неодолимое пламя». Зимой 1820 года между влюбленными завязалась страстная переписка, ко­торая привела к обоюдному желанию пожениться. Семья Фуше была не прочь породниться с сыном генерала напо­леоновской империи, но мать Виктора видела в этом бра­ке опасность для будущей карьеры своего любимца. Раз­рыв стал неизбежен - между влюбленными пролегла горькая полоса молчания.

Через год Гюго вновь встретился с Аделью Фуше, и преж­нее чувство вспыхнуло с новой силой. Развязка романа произошла неожиданно. В июне 1821 года скончалась мать Виктора. После того как были исполнены все горестные обязанности, у влюбленных появилась возможность поду­мать о своем будущем. Вскоре они получили согласие ро­дителей Адели на помолвку, а в октябре 1822-го в соборе Сен-Сюльпис состоялось их бракосочетание. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней законной супругой вели­кого литератора, матерью пятерых его детей, в том числе любимой дочери Леопольдины. «Важнее всего на свете, важнее дочери, важнее Бога - твоя любовь», - говорил Гюго, однако эти его слова были уже обращены не к жене, а к любовнице - очаровательной актрисе Джульетте Друэ. Что же заставило счастливого мужа Адели Фуше обзавес­тись любовницей?

Слава пришла к Виктору Гюго так рано, как редко при­ходит к поэтам и мечтателям. Он намеревался устроить революцию «во французской музе», и ему это удалось. Его поэтические сборники и драмы - «Оды и баллады», «Кром­вель», «Восточные мотивы» - поражали современников виртуозностью, мастерством, богатством поэтических нахо­док. Если и было время, когда Гюго казался самым счастли­вым человеком на свете, то именно в конце 1820-х годов. Семейная жизнь была преисполнена любви и обожания, у супругов Гюго росли уже двое детей, издатели хорошо пла­тили за книги. А просторный особняк, снятый отцом се­мейства, оказался «поистине обителью поэта, притаившейся в конце тенистой аллеи, за которой зеленел романтиче­ский сад с очаровательным прудом и деревенским мости­ком».

Единственное, что печалило Гюго в то благополучное время, - странные отношения его Адели с поэтом и дру­гом семьи Сент-Бёвом. Оказалось, что Сент-Бёв был бе­зумно влюблен в жену Гюго, а возможно, и завидовал его славе. А завидовать было чему. С появлением «Эрнани» «Собора Парижской Богоматери», сборника стихов «Осен­ние листья» Виктор, бесспорно, стал первым, что не до­ставляло особой радости другим литераторам. Он прекрас­но понимал душевное состояние друга, но в данной ситуации это служило слабым утешением. Вскоре Гюго стало известно, что банальная история, случающаяся со мно­гими мужьями, произошла теперь и с ним: жена всерьез увлеклась Сент-Бёвом.

Тонкая и ранимая натура творца не позволяла Виктору смириться с предательством близкого человека. Он тяжело переживал измену жены с другом, и только литература спасала его. Именно в этот сложный период писателя в его жизни и появилась Джульетта Друэ. Судьба свела бу­дущих любовников в одном из парижских театров, где Гюго работал над постановкой своей новой пьесы «Лукреция Боржиа». Небольшую роль принцессы Негрони в спектак­ле должна была играть одна из самых блистательных кра­савиц Парижа того времени - Жюльетт Друэ. Очарован­ный красотой и манерами молодой актрисы, мэтр не смог сдержать своих чувств. Его страдающая душа жаждала уте­шения. Через четыре дня после премьеры они бросились друг другу в объятия.

Много лет спустя в письме к Джульетте Гюго признал­ся, что в тот момент она буквально вернула его к жизни: «У меня два дня рождения, оба в феврале. В первый раз, появившись на свет 28 февраля 1802 года, я был в руках моей матери, во второй раз я возродился в твоих объятиях, благодаря твоей любви, 16 февраля 1833 года. Первое рож­дение дало мне жизнь, второе дало мне страсть». Их связь длилась целых полвека. И в кого бы потом ни влюблялся Гюго, он всегда возвращался к Джульетте, ставшей ему и любовницей, и другом. При этом он сумел сохранить теп­лые отношения с Аделью и дружбу со своими детьми.

Настоящая фамилия Джульетты - Говен. Ее родители умерли, когда она была еще младенцем. Заботу о ребенке взял на себя дядя, чье имя - Друэ - и стало впослед­ствии ее сценическим псевдонимом. Воспитывалась де­вочка в католическом пансионе, где получила неплохое по тем временам образование. Со временем Джульетта пришла к мнению, что девушка, вышедшая из низов, может обратить на себя внимание не только красивой внешностью, но и образованностью. Поэтому она много читала и к моменту окончания обучения уже знала, чего хочет от жизни.
Оказавшись за воротами пансиона, Джульетта решила, что непременно станет актрисой. В то время это была не столько профессия, сколько образ жизни. Представитель­ницы ее должны были уметь красиво одеваться, тратить деньги, брать кредиты, делать долги и тонко играть на чув­ствах богатых мужчин, которые бы все это оплачивали. Джульетте, с ее врожденным чувством юмора и элегант­ной внешностью, все это удавалось без особого труда. Она никогда не скрывала своего простого происхождения, на­оборот, подчеркивала его и кокетливо использовала в сво­их отношениях с мужчинами. Поэтому у нее никогда не было проблем с деньгами: всегда находился кто-то, кто мог бы за нее заплатить. Работа в театре на первых порах тоже приносила определенный доход, но Друэ была доста­точно умна, чтобы понимать, что так не может продол­жаться всю жизнь, ведь молодость не вечна.


К моменту знакомства с Гюго Джульетте исполнилось уже 26 лет. Она привыкла к тому, что знакомые мужчины были в восторге от ее жгучего темперамента и импульсив­ности. Каких взглядов на жизнь придерживалась Друэ, можно судить по ее знаменитому высказыванию: «Жен­щина, у которой всего один любовник, - ангел, у которой два любовника, - чудовище. Женщина, у которой три любовника, - настоящая женщина». За время жизни в Па­риже Друэ стала типичной куртизанкой, жившей за счет своих богатых обожателей. Среди ее любовников был зна­менитый французский скульптор Д. Прадье, для которого вначале она служила моделью, а через два года стала мате­рью его ребенка. Джульетта покорила Прадье своей не­подражаемой улыбкой. В такие минуты она превращалась в ребенка, ее лицо излучало наивность и чистоту. Именно эта улыбка и свела с ума великого Гюго.

Очень скоро Виктор понял, что посредственная актри­са Друэ может быть чудесной любовницей и все понимаю­щей подругой. Она не настаивала на разводе, а требовала только любви. Недавняя натурщица была женщиной не только очень красивой, но и очень чувственной. Нескры­ваемое равнодушие супруги писателя к «радостям любви» не выдерживало никакого сравнения с веселой вседозво­ленностью молодой подруги. Гюго снял для нее жилье оплачивал все расходы, а взамен требовал безоговорочно­го послушания. Ради него Друэ покинула театральную сце­ну, отказалась от светской жизни и своих многочисленных поклонников, превратившись в «тень гения». Это была его Муза, вдохновлявшая на творческие подвиги.

Страстные чувства к Джульетте проявились в поэтиче­ской лирике Гюго, которая приобрела в ту пору очень лич­ностный характер. Он воспевал обычные радости семей­ной жизни, домашнего очага, красоту природы, величие любви, счастье иметь детей. Эти темы впервые появились в его творчестве именно теперь, ранее он интересовался только средневековой историей и междоусобными войнами.

Летом 1834 года Гюго, соблюдая светские приличия, отдыхал с семьей в провинции. Но он не представлял уже себе жизни без Джульетты, поэтому она жила рядом, в нескольких километрах. Любовники часто уединялись вдали от любопытных глаз, а когда встреча была невозможна - обменивались нежными письмами.

Почтовым ящиком служил старый каштан. «Да, я пишу тебе! И как я могу не писать тебе... И что будет со мной ночью, если я не напишу тебе этим вечером?.. Моя Джу­льетта, я люблю тебя. Ты одна можешь решить судьбу моей жизни или моей смерти. Люби меня, вычеркни из своего сердца все, что не связано с любовью, чтобы оно стало таким же, как и мое. Я никогда не любил тебя более, чем вчера, и это правда... Прости меня. Я был презренным и чудовищным безумцем, потерявшим голову от ревности и любви. Не знаю, что я делал, но знаю, что я тебя лю­бил...» - писал любовнице Гюго. Ответы Джульетты столь же страстны: «Я люблю тебя, я люблю тебя, мой Виктор; я не могу не повторять этого снова и снова, и как сложно объяснить то, что я чувствую. Я вижу тебя во всем пре­красном, что меня окружает... Но ты еще совершеннее... Ты не просто солнечный спектр с семью яркими лучами, ты само солнце, которое освещает, греет и возрождает жизнь. Это все ты, а я - я смиренная женщина, которая обожает тебя. Жюльетт».

Адель, официально оставаясь мадам Гюго, закрывала глаза на «шалости» мужа. Казалось, чисто номинальные отношения устраивали их обоих, к тому же любовница не требовала развода. Она просто стала спутницей жизни зна­менитого литератора и вдохновительницей его творче­ства. Друэ жила в уединении, занимаясь обработкой руко­писей, и первой узнавала обо всех новых творениях своего гениального любовника. Дом она покидала только летом, время совместных путешествий по Европе. Гюго, ввиду большой занятости, не мог навещать ее каждый день, но всегда присылал записки. Со временем отлучки становились рее продолжительней, все чаще письма заменяли встречи: «Ты самый великий, самый прекрасный... Любимый, про­сти мне мою безмерную любовь к тебе... Видеть тебя - зна­чит жить; слышать тебя - значит мыслить; целовать тебя - значит возноситься к небесам... Здравствуй, мой возлюб­ленный, здравствуй... Как ты себя чувствуешь нынче утром? Я же могу только одно: благословлять тебя, востор­гаться тобой и любить тебя всей душою...»

Яркая личность и слава Гюго, словно своеобразный нектар, привлекали парижанок, и писатель всегда был окру­жен толпами поклонниц. Частенько он увлекался той или иной молоденькой почитательницей его таланта. Этой при­вычке он не изменил до глубокой старости. Бывало и так, что, увлекшись очередной женщиной, Гюго среди утрен­ней почты искал конверт, надписанный вовсе не рукой стареющей Джульетты. Ее письма оставались непрочитан­ными. Последние записи о его «подвигах» в возрасте 83 лет встречаются в дневнике писателя за четыре месяца до его кончины.

Случались и курьезы. Одно время дамой его сердца была молодая блондинка Леони д"Онэ, жена придворного худож­ника Огюста Биара. Однажды по просьбе мужа, подозревав­шего измену, в укромную квартирку Гюго, предназначавшу­юся для тайных свиданий, нагрянула полиция и застала любовников «за интимным разговором». В то время во Фран­ции адюльтер сурово карался. Леони была арестована, а Гюго отпущен, поскольку, будучи пэром, он имел статус непри­косновенности. Над этой комичной ситуацией немало поиз­девались газеты: любовница оказалась за решеткой, а ее со­блазнитель остался на свободе. Дело дошло до короля. Тот посоветовал писателю уехать на время из Парижа. Но Вик­тор предпочел спрятаться у верной Джульетты.

И все же, несмотря на все свои романы, лишь Джуль­етту Гюго всегда называл своей «истинной женой». Это она поддержала писателя в сентябре 1843 года, когда его любимая дочь Леопольдина утонула вместе со своим му­жем Шарлем Вакери, катаясь в лодке по Сене. Гюго с Друэ совершал тогда трехнедельное путешествие по Испании и узнал о трагедии из случайно попавшейся на глаза газеты. Горе его было бесконечным, но Джульетта была рядом, и постепенно боль утраты притупилась.

В 1848 году в связи с избранием Гюго депутатом Пари­жа началась его политическая карьера. Сначала писателю удавалось удачно лавировать между республиканцами и монархистами, но когда нужно было принять судьбоносное решение, он отказался поддержать кандидатуру будущего короля, Наполеона III, племянника великого Бонапарта и героя его будущего сатирического памфлета «Наполеон-малый». Это стоило писателю двадцати лет жизни вдали от родины.


После государственного переворота 1851 года Виктор узнал, что его голова оценена в 25 тысяч франков, а позд­нее Бонапарт дал понять, что «изменника» могут «случай­но» убить на месте в случае поимки. Некоторое время Гюго жил на нелегальном положении, а 11 декабря с добытым Джульеттой Друэ фальшивым паспортом спешно покинул Париж и направился в Брюссель. Джульетта в очередной раз простила своему любовнику многочисленные измены и тайно последовала за ним сначала в Бельгию, а затем в Англию. В такие минуты именно для нее писал Виктор Гюго стихи, в которых старался определить, чем стала их любовь за это время:

Два сердца любящих теперь слились в одно.
Воспоминания сплотили нас давно,
Отныне нам не жить отдельно друг от друга.
(Ведь так, Джульетта, так?) О, милая подруга,
И вечера покой, и луч веселый дня,
И дружба, и любовь ты все, все для меня!

За границей Гюго стал символом интеллектуального со­противления наполеоновской диктатуре. Декретом от 9 ян­варя 1852 года он был объявлен «писателем в изгнании». Но благодаря влиятельным связям жене Гюго удалось до­биться сохранения за ним авторских прав и жалованья ака­демика, однако помешать распродаже с торгов движимого имущества Адель не смогла. Для Виктора и Джульетты на­чалось пятилетнее существование на съемных квартирах, которое окончилось, лишь когда писатель приобрел виллу на острове Гернси.

Но туда к изгнаннику приехали мадам Гюго с дочерью Аделью, старший сын Шарль а чуть позже, после выхода из тюрьмы, к семье присоединился второй сын писате­ля - Франсуа Виктор. Здесь, как и в Париже, Гюго жил, подчиняясь строгой дисциплине. Вставал он очень рано, обливался холодной водой, а после завтрака, состоявшего из двух яиц и черного кофе, каждый день совершал не­обычный ритуал: посылал воздушные поцелуи в направле­нии соседнего дома, где жила Джульетта Друэ, и в знак того, что ночь прошла хорошо, вывешивал на перилах бал­кона белую салфетку. Затем Гюго работал до полудня, а после второго завтрака встречался с Джульеттой, и они вместе отправлялись на прогулку по живописным местам острова. Можно сказать, что писатель был вполне доволен жизнью в изгнании.

В отличие от Гюго, его близким не нравилось уеди­ненное существование на острове. И хотя в течение трех лет родные полностью разделяли судьбу писателя, дава­лось им это нелегко. Гернсийское общество не захотело принимать изгнанников в свои ряды. Вскоре сын Шарль сообщил отцу, что решил покинуть остров и не играть более «комедию ссылки». Мадам Гюго последовала за ним и поселилась в Брюсселе. Вслед за этим на писателя обрушилась новая беда: неврастения его дочери Адели прогрессирует и переходит в безумие. Она убегает из дома, преследуя молодого англичанина, лейтенанта Пинсона, в полной уверенности, что тот должен на ней жениться. Следы ее теряются в Канаде. (И только в 1872 году Адель в совершенно невменяемом состоянии привозят на родину и помещают в лечебницу, где она и находилась до самой смерти.)

Писатель мужественно переносил все удары, ниспо­сланные судьбой. В письме в Париж 22 февраля 1852 года Гюго пишет: «Надо достойно пройти парадом, который может окончиться быстро, но может быть и долгим». Все это время преданная Джульетта была рядом с ним. Из любовницы она превратилась в единомышленника, секре­таря и архивариуса. Связь любовников стала настолько тесной, что даже Адель перед своей смертью просила про­щения у мужа и у Джульетты. За месяц до кончины, летом 1868-го, она разрешила подруге Виктора войти в круг их семьи, смирившись с его неотделимой «тенью».

Через три года после смерти жены 70-летний Гюго вме­сте со своей верной подругой вернулся на родину. Фран­ция встретила его восторженно, окружив прославленного писателя почитанием, любовью и восхищением. Джульет­та по праву разделила с ним эти почести. Впрочем, теперь это было для нее не столь важно. Она прожила со своим кумиром почти целую жизнь в качестве любовницы и дав­но свыклась со своим положением, не претендуя на боль­шее. Тем более, что свои привычки в отношении противо­положного пола престарелый Фавн никогда не оставлял. Как писал его биограф Андре Моруа: «До конца жизни в нем не угасала требовательная, неутолимая мужская сила... В своей записной книжке, начатой 1 января 1885 года (в год его смерти), Гюго еще отметил восемь любовных свида­ний, и последнее произошло 5 апреля».

Последние годы жизни великого писателя прошли в ат­мосфере всеобщего почитания и материального благополу­чия благодаря бесконечным переизданиям всемирноизвестных романов. В январе 1876-го его избрали в Сенат, однако возраст брал свое. Летом 1878 года у Гюго произошло крово­излияние в мозг, от которого он вскоре оправился, но после этого практически ничего не написал. Теперь большую часть времени он проводил дома, принимая знатных иностранцев, желающих посмотреть на знаменитость. И тем не менее умудрился-таки соблазнить замужнюю Жюдит Мендес, 22-летнюю дочь писателя Теофиля Готье.

28 февраля 1882 года Гюго отметил свое восьмидесяти­летие. В этот день мимо дома французского гения на про­спекте Эйлау прошло более 500 тысяч человек, приветствуя его, а вечером состоялось сотое представление драмы «Эрнани», в котором роль доньи Соль играла знаменитая Сара Бернар. (Кстати, ее, похоже, не без оснований тоже счи­тали любовницей Виктора.)

А его верная подруга Джульетта Друэ теперь почти не расставалась со своим любимым. Вместе с тем они сохра­нили привычку по всякому поводу посылать друг другу письма. Зимой 1883 года, поздравляя спутника жизни с Новым годом, Джульетта писала: «Обожаемый мой, не знаю, где я буду в этот день в следующем году, но я счаст­лива и горда выразить тебе мою признательность лишь этими словами: "Я люблю тебя"». Это было последнее из |5 тысяч писем, написанных ими за полвека любовных отношений. В мае того же года Джульетты не стало - она скончалась от рака. В последние дни Гюго успел подарить подруге свою фотографию с дарственной надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков».

Писатель был раздавлен горем, у него не нашлось сил даже присутствовать на похоронах своей Джульетты. Жизнь потеряла смысл, ведь вместе с Друэ ушло все его прошлое. Ее красота и память о счастливых днях, проведенных вме­сте, теперь представлялись ему сказкой.

Смерть унесла и обоих сыновей Гюго. На старости лет не остался одиноким дедом двоих внуков - Жоржа и Жан­ны. Оказавшись в одиночестве, Виктор Гюго практически ничего больше не написал. В его записной книжке были найдены лишь грустные слова: «Скоро я перестану засло­нять горизонт».

Великий французский писатель, вождь и теоретик фран­цузского романтизма умер 22 мая 1885 года. По роковому стечению обстоятельств это произошло в день именин его верной подруги - Джульетты Друэ.

© Все права защищены.

В биографиях великих писателей редко можно найти что-то романтическое. Чаще всего "певцы бурных страстей" в жизни оказывались очень спокойными, сдержанными людьми, верными мужьями и... довольно скучными людьми. Однако в случае с Виктором Гюго все получилось с точностью до наоборот: ни в одном из его произведений (кроме, разве что, "Отверженных") нет такого нагромождения страстей и трагедий, каковые преследовали автора в жизни. "Он познал все: великую любовь, великую славу, великое страдание" - написал о Гюго один из его биографов. И ничуть не преувеличивал.


Правда, "страсти" в семье Гюго начались еще задолго до появления на свет самого Виктора-Мари. Его отца Жозефа-Леопольда Гюго, наполеоновского офицера, ставшего впоследствии генералом, угораздило жениться на бретонке Софи Требюше, убежденной роялистке, женщине весьма сдержанной. Ко времени рождения третьего сына мадам Гюго уже порядком устала от своего пылкого и темпераментного мужа, и старалась как можно реже с ним видеться. К тому же, романтическое воображение Софи было занято более красивым и благородным мужчиной, другом Гюго - генералом Виктором Лагори. В результате, семья вскоре распалась. Софи жила в Париже с младшими сыновьями Эженом и Виктором (названным в честь Лагори), а ее старший сын Абель был отослан к отцу в Испанию. Естественно, мальчики, жившие в Париже, с обожанием смотрели на мать и под ее влиянием излишне строго относились к отцу, который отказывался воссоединиться с Софи. Взрослея, Эжен и Виктор начинали соперничать во всем: они оба писали стихи, оба хотели прославиться, оба были влюблены в прелестную девушку Адель, дочь друзей дома Фуше. Но более красивый и талантливый Виктор обходил старшего брата по всем статьям: его верноподданнические оды в честь короля Людовика XVIII имели успех, одна из них даже принесла автору поощрительную премию. Но более страшным для Эжена было другое: черноглазая Адель относилась к Виктору с явной благосклонностью.

Сам же Виктор пылал страстью. Он осыпал любимую девушку письмами и стихами, он воспевал ее красоту, величие, непорочность и ревновал ее даже к шумному дяде, у которого с детства была привычка чмокать в щечку любимую племянницу. Адель, особа по натуре не слишком романтичная, как могла, пыталась "урезонить" жениха, напоминая, что у нее тоже есть недостатки, которых Виктор не желал замечать. Дело принимало серьезный оборот. Адель и Виктор мечтали о браке, но увы, Софи Гюго и слышать об этом не хотела. Да супругам Фуше хотелось иметь зятя, который не повиснет камнем на их шее, а сможет содержать семью сам. Влюбленные уже почти ни на что не надеялись, как вдруг произошло несчастье: от удара скончалась госпожа Гюго. Виктор лишился самого родного ему человека, но вместе с тем устранялось серьезное препятствие его браку с Адель. Генерал Гюго, с которым Виктор сблизился после смерти матери, был всецело "за", и даже предложил официально просить для Виктора руки Адель. Дело оставалось за малым: у жениха не было денег, чтобы содержать семью. Но тут неожиданно улыбнулась Фортуна: старый король Людовик решил поддержать монархически настроенное "молодое дарование" и определил Гюго ежегодное содержание в 1000 франков. Кроме того, вышедший в то же время сборник стихов Гюго, принес ему доход втрое больший, чем ожидал сам поэт. Семья Фуше с радостью принимала его в доме, вовсю готовясь к свадьбе.


Адель Фуше Гюго

Единственным, кого не радовали эти события, был Эжен. Он стал злиться, срываться, грубить. Свадьбу младшего брата он воспринял как крушение всех своих надежд. Старший брат Абель вовремя увел его с церемонии венчания, но дома с Эженом случился припадок буйного помешательства: он рубил саблей мебель, принимая ее за Виктора, кричал, плакал, жаловался, целый месяц после этого пребывал в горячечном бреду. Виктор искренне надеялся, что все это пройдет, но диагноз доктора был неумолим: Эжен неизлечимо болен и нуждается в госпитализации. Сумасшествие брата стало первой из трагедий, омрачивших жизнь великого писателя.

Гюго в 30 лет

В остальном же, в молодой семье царило полное согласие. На свет один за другим появились четверо детей - Леопольдина, Шарль, Адель и Франсуа-Виктор. Подобно Софи Требюше, матери Гюго, Адель тоже стала уставать от излишне пылкого, темпераментного мужа. Кроме того, ей было немного скучно и обидно: Виктор был всецело увлечен своей поэзией, которую она не любила и не понимала, и частенько оставлял ее одну. Поэтому, появление в доме нового друга мужа - некрасивого и язвительного Шарля-Огюстена Сент-Бёва внесло в ее жизнь приятное разнообразие. "Друг семьи" изображал из себя этакую кроткую заблудшую овечку, которую благочестивая Адель взялась вернуть в лоно католической церкви. Виктора же Сент-Бёв покорил восторженными откликами на его книги. Хозяин дома и не замечал, что его "друг" пользуясь его отсутствием начинает все больше завоевывать доверие жены. У Адели были причины жаловаться на эгоистичного, властного и слишком пылкого мужа. Участливый "друг" увеличивал в ее глазах недостатки Виктора и ненавязчиво подчеркивал собственные достоинства. Его поведение было верхом подлости: уходя от Гюго, он "исповедовался" всем и каждому в том, как он любит жену Виктора и как бедняжка Адель страдает от притеснений грубого и неотесанного мужа. Когда же поэт попытался расставить все точки над "i" и благородно предложил сопернику, чтобы Адель сама сделала выбор, тот стушевался и оскорбился - женитьба на женщине с четырьмя детьми не входила в его планы. Но, будучи газетным критиком, он выставил Гюго "негодяем и лицемером". Ради детей Виктор не развелся с Адель, продолжавшей поддерживать отношения с Сент-Бёвом, но жить они стали раздельно. И вскоре в жизнь Гюго вошла Великая любовь.


Сент-бев

Ее звали Жюльетта Друэ. Они познакомились в театре, где ставилась очередная пьеса Гюго "Лукреция Борджиа". Жюльетте, красивейшей актрисе труппы, досталась лишь маленькая роль княгини Негрони - один выход, несколько реплик. "В пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает", - улыбаясь автору, сказала красавица - и тот был очарован. Не прошло и нескольких недель, как прозвучало страстное "Люблю!" и сакраментальное "На всю жизнь!". Но, увы, возлюбленная гения вовсе не походила на "чистую деву", которую Гюго когда-то полюбил в Адель. Ее жизнь была сложной: воспитанная дядей - одиноким отставным воякой, она в юности осталась без средств к существованию. Кто-то сердобольный устроил юную нимфу с прекрасной фигурой натурщицей в мастерскую скульптора Прадье, а тот сделал Жюльетту своей любовницей. В 1827 году, решив выгодно жениться, он "сплавил" надоевшую любовницу в театр, не дав ни франка на содержание их дочери Клер. Платили в театре мало, и, как многие красивые актрисы того времени, Друэ не нашла ничего лучшего, чем стать содержанкой. К моменту встречи с Гюго она считалась одной из красивейших куртизанок Парижа.

Сначала красавица пыталась "совмещать" романтическую любовь к "своему гению" со встречами с богатым русским красавцем Анатолем Демидовым, по-королевски ее содержавшим. Но Гюго, не терпевший соперников, поставил вопрос ребром: или любовь "очистит" Жюльетту, или... Друэ, боготворившая Виктора, была согласна стать праведной, но за ней числилось 20 тысяч франков долгов. Для экономного Виктора эта сумма была фантастической. Но он взял ее на себя - с условием, что Жюльетта оставит "прежнюю жизнь" и начнет новую. До безумия влюбленная женщина с воодушевлением поменяла роскошную квартиру на нищую мансарду, одна из "королев полусвета" согласилась вести уединенную жизнь и иметь в гардеробе два дешевых платья. Деньги, которые Гюго давал ей на жизнь, она должна была расписывать до копейки. Ни на какие лишние траты она не имела права. Вся ее жизнь отныне состояла только из встреч с "возлюбленным повелителем" и секретарской работой с его творениями. Поразительно, но при всем при этом Жюльетта чувствовала себя безумно счастливой.

Гюго, пылкий и страстный, платил Жюльетте тем же. Идиллия продолжалась больше десяти лет. Потом Жюльетта начала сдавать. Затворничество и экономия губительно отразились на ее красоте. Виктор стал поглядывать на других женщин. Конфликт усугубила очередная трагедия. 19-летняя Леопольдина, любимая дочь Гюго, катаясь на яхте, утонула вместе с мужем. Писатель, убитый смертью дочки, вдруг стал думать, что это была "божья кара" за его роман с Жюльеттой. Терзаниями поэта воспользовалась хорошенькая Леони Биар, жена одного из соседей Гюго. Флирт с Леони обернулся для Виктора страшным скандалом: ревнивый муж застал пару "на месте преступления" и привел полицию. Даму забрали, а Гюго от ареста спас титул пэра Франции. Однако, даже выйдя из тюрьмы, Леони, получившая неожиданную поддержку у Адель Гюго, продолжала преследовать писателя. Но она, естественно, не была согласна жертвовать всем ради нищеты и роли "подруги гения". А Жюльетта на ее фоне просто поражала своим самоотречением.

"Гордиев узел" отношений разрубил переворот 1951 года. Гюго, не жаловавшего Наполеона III, должны были арестовать, а может даже - расстрелять. Самоотверженная Жюльетта спасла ему жизнь: она спрятала его у своих друзей, рискуя жизнью, узнавала о судьбах других противников режима, а главное: каким-то чудом достала ему заграничный паспорт на чужое имя. Вместе с любимой Гюго бежал в Бельгию, а потом - на остров Гернси.

Но счастье Жюльетты и там было недолгим. Вскоре к Виктору приехала законная жена с детьми, и Жюльетте пришлось поселиться в скромной квартирке и довольствоваться редкими посещениями. Ее "возлюбленный повелитель" был по-прежнему к ней бесконечно привязан, но желал соблюдать приличия. К тому же стареющей Жюльетты ему давно уже было мало, а многие красивые девушки в Гернси считали за счастье "понравиться" великому писателю. Жюльетта смирилась с этим, хотя и страдала. Адель Гюго, чьи отношения с мужем давно стали дружескими, похождениями Виктора просто не интересовалась. Ее больше заботила дочь Адель - лишенная из-за политических взглядов отца общества сверстников, она немного "двинулась рассудком" на этой почве. Мать боялась, что с ней случится что-то страшное - и оказалась права. В одну из отлучек матери, Адель сбежала в Англию, а затем в Америку - искать английского лейтенанта в которого влюбилась на острове. К моменту, когда она его нашла, лейтенант уже женился на другой, но Адель продолжала преследовать его даже на тихоокеанских островах. Наконец, сердобольная негритянка привезла ее оттуда, уже психически больную, к родителям. Те поместили ее в клинику, где она и пробыла до конца своих дней. Виктор Гюго потерял вторую дочь. Для его жены это было уже слишком. Она умерла в 1868 году. Перед смертью мадам Гюго успела помириться с Жюльеттой Друэ, и обе женщины, ставшие просто друзьями и "ангелами" Виктора, до конца жизни сохранили друг к другу глубокое уважение. Смерть Адель, а затем и сыновей Шарля и Франсуа-Виктора глубоко потрясла стареющего писателя.

Адель, дочь Гюго

Зато он вновь обрел родину. Франко-прусская война смела империю Наполеона III, и Гюго триумфатором вернулся в Париж. Он остался последним из Великих - и самым значительным из них. Преклонение и уважение перед мэтром спешили выказать даже коронованные особы. Император Бразилии Педро навестил Гюго дома, и в ответ на представление хозяина "Перед вами Его Величество император Педро", заметил: "Здесь лишь одно Величество - Виктор Гюго". Жюльетта наконец-то стала хозяйкой дома. Она по-прежнему страдала, зная, что ее возлюбленному в 70 с лишним лет ударил бес в ребро - он менял любовниц, как перчатки, причем большинству из них не было и 25 лет. Среди его "пассий" мелькали прославленные имена - Сара Бернар, Жюдит Готье, дочь писателя Теофиля Готье, Джейн Эслер... Но на ее особое место в жизни писателя никто и не пытался покуситься. В 1883 году они отпраздновали "золотой юбилей". "Пятьдесят лет любви - вот лучшее из супружеств", - написал поэт той, которая навсегда осталась для него Великой любовью. В тот же году Жюльетта умерла. Ей было 77 лет.

Сам же Гюго дожил до восьмидесяти трех лет и умер в 1885 году, 22 мая. Это был день святой Юлии, праздник, который они с Жюльеттой всегда считали днем их Любви.

3901

16.03.17 10:39

Интересный факт из жизни Гюго: его первый полноценный роман выпустили в 1831-м году (ровно 186 лет тому назад – 16 марта). Это был «Собор Парижской Богоматери» (в английском переводе «Горбун из Нотр-Дама»), ставший и мюзиклом, и фильмами, и диснеевским мультфильмом. Наряду с «Отверженными» это наиболее известная книга французского писателя. Подборка «Виктор Гюго – интересные факты» наверняка придется по вкусу не только книгочеям, этот автор был неординарной личностью!

Певец романтики и готики Виктор Гюго – интересные факты

Он был фут-фетишистом

Полное имя писателя – Виктор Мари Гюго, он родился 26 февраля 1802-го года во французском Безансоне, у него было два старших брата – Абель и Эжен.

Факты о Викторе Гюго утверждают: он был фут-фетишистом (то есть из всех женских прелестей предпочитал ступни ног). Кстати, француз не одинок в этом странноватом пристрастии, дамские ножки любили поэт Гёте, наш соотечественник Федор Достоевский, Джордж дю Морье и автор «Великого Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

«Отверженные» рождались в муках

Когда Виктор Гюго – интересный факт – работал над «Отверженными», у него случился творческий кризис (недаром это программное произведение, затрагивающее события Июньского восстания в Париже, рождалось столько лет: с 1840-х до 1862-го года).

Для того чтобы побороть этот кризис, писатель запирался в комнате наедине с листами бумаги и пером, без предметов мебели и одежды, слуги получали приказ не отвлекать хозяина. Труды автора были вознаграждены, «Отверженные» стали классикой, существует 16 адаптаций романа, в том числе немые фильмы и два мультсериала.

Первые отзывы о самом известном романе были негативными

Любопытно, что первые отзывы об «Отверженных» были негативными. Факты о Викторе Гюго говорят: писателя упрекали в том, что «вся жизнь Жана Вальжана представляет собой серию невозможных случаев, странных несообразностей и находится в непрерывном антагонизме с принципами правды и чести, которые должны быть у каждого благородного человека». Даже газета «Нью-Йорк Таймс», назвавшая роман «замечательным» и «блестящим», окрестила Гюго «прозаичным безумцем».

Кстати, вот еще один факт о Викторе Гюго и «Отверженных»: эта книга стала самым популярным романом среди грамотных солдат во время Гражданской войны в Америке.

Бурная брачная ночь писателя

Интересный факт о Викторе Гюго и его личной жизни: француз утверждал, что брачная ночь у него была очень бурной. Он женился на подруге детства Адели Фуше и после свадьбы в полной мере отдался страсти, занявшись с молодой женой любовью 9 раз. Невинная девушка была шокирована. Мало того, как утверждают современники писателя, она говорила, что ее чувства к мужу никогда не будут прежними.

Адель родила пятерых детей

Супруги обзавелись богатым потомством, у них родилось пятеро детей, правда, первенец Леопольд, появившийся на свет в 1823-м году, умер в младенчестве. Но Леопольдина (1824-й год рождения), Карл (1826-й), Франсуа-Виктор (1828-й), Адель (1830-й) выросли и радовали родителей.

Популярный мюзикл стал фильмом с Джекманом и Кроу

А вот интересный факт не о Викторе Гюго, а о самих «Отверженных». 8 октября 1985-го года в Лондоне состоялась премьера мюзикла «Отверженные». Это был самый продолжительный мюзикл из показанных на Вест-Энде. Шоу выиграло несколько премий «Тони», было переведено на 21 язык и ставилось в четырех десятках (с лишним) стран. В 2012-м году по его мотивам сняли художественный фильм, в котором сыграли Хью Джекман (Жан Вальжан), Рассел Кроу (Жавер), Энн Хэтэуэй (Фантина), Аманда Сэйфрид (Козетта), Эдди Редмэйн (Мариус), Хелена Бонем Картер и Саша Барон Коэн (супруги Тенардьё). Все актеры пели сами. Хэтэуэй получила «Оскар» и «Золотой глобус», а Джекман – «Золотой глобус».

С ним пришел проститься миллион поклонников

И, напоследок, еще интересные факты о Гюго: его отец был генералом наполеоновской армии, мать поддерживала идеи Вольтера (они развелись, когда Виктору было 16 лет). Гюго начинал как поэт и выиграл несколько конкурсов. Кроме того за книгу «Оды и разные стихи» король Людовик XVIII пожаловал юному Гюго несколько подарков и 3000 франков содержания. Когда писатель был на смертном одре, он попросил муниципальные похороны. Его гроб поместили под Триумфальной аркой на всенощное бдение, почти миллион почитателей таланта писателя пришло проститься с ним. Церемония заняла 10 дней.

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

Похожие статьи