Европейская комиссия. Роль и место европейской комиссии Европейская комиссия не имеет право

Ведущий институт Европейских Сообществ и ЕС. Она воплощает в себе наднациональное начало. Призвана отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия ЕС со стороны государств-членов.

Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами ЕС. В соответствии с договором о европейском союзе формированию всего состава Комиссии предшествует достижение соглашения по кандидатуре Председателя Комиссии. Практика показывает, что даже возражение одного из государств-членов против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения. Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту. Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Парламент должен одобрить.

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Они должны состоять в гражданстве европейского союза. Должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и Союза. Они должны быть независимыми и не должны получать указаний от своего правительства.

Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК.

Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению.

Учредительными договорами установлен институт парламентской ответственности Комиссии. Решение об отказе в доверии Комиссии принимается Европейским парламентом по инициативе его депутатов. Проект резолюции порицания, внесенный в бюро Парламента, должен быть поставлен на голосование не ранее чем через 3 дня после его представления. При голосовании применяется особо усложненная процедура. Для того, чтобы решение о порицании Комиссии было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2\3 всех участвующих в голосовании при условии, что на заседании Парламента присутствует большинство списочного состава депутатов.

Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.

1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.

3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.

4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

При осуществлении функции 1, она осуществляет практически двоякую функцию. С одной стороны, Комиссия всей своей деятельностью в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность Европейских сообществ. С другой стороны, она выполняет не менее важную функцию контроля за соблюдением обязательств по учредительным договорам и исполнением предписаний вторичного права государствами-членами. Если при рассмотрении нарушение или неисполнения согласие не достигнуто, то Комиссия может обратиться с иском в Суд ЕС. Одновременно может просить о наложении штрафных санкций. Решение Суда обязательно для исполнения.

Амстердамский договор заметно расширил круг применения санкций против нарушителей ЕП. Он предусмотрел возможность инициирования Комиссией новых санкций против государства-члена, грубо и ситематически нарушающего принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, принципы правового государства, то есть принципы общие для всех государств-членов.

Комиссия может давать рекомендации и по собственной инициативе, и по запросу других институтов в тех случаях, когда это установлено действующими правовыми установлениями. Рекомендации Комиссии имеют двоякое назначение. Во-первых, они могут содержать как изложение программы действий Комиссии, так и осуществления определенных мероприятий, обеспечивающих функционирование Сообществ и реализацию целей и задач, которые перед ними стоят. Во-вторых, такого рода рекомендации должны в определенной мере ориентировать государства-члены в том, что касается позиции институтов Союза по вопросам, подлежащим урегулированию в нормативно-правовом порядке или по вопросам, которые напрямую не отнесены к ведению Сообществ, но по которым Комиссия может занимать определенную принципиальную позицию, опираясь на общие принципы ЕП.

Одно из важнейших полномочий Комиссии состоит в том, что она наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу, все нормативно-правовые акты, принимаемые Советом или Советом совместно с Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.

Право законодательной инициативы Комиссии ограничено в отношении второй и третьей опор Союза. Применительно к этим сферам это право переходит к Государствам-членам и Совета.

Комиссия располагает собственной распорядительной властью. Она может издавать регламенты и директивы, связанные с осуществлением общих политик, регулирующие деятельность структурных фондов, осуществление права конкуренции и ряд других.

Исполнение решений, принимаемых Советом, возлагается на Комиссию посредством делегирования соответствующих полномочий. Это означает, что Комиссия наделяется правом издавать необходимые юридические предписания в целях исполнения решений, принимаемых Советом.

Комиссия обладает весьма широкими полномочиями в бюджетной сфере. Практически именно в рамках Комиссии, или, точнее, подчиненного ей аппарата, разрабатывается проект бюджета, выносимый затем на рассмотрение Совета и Парламента. Именно Комиссия является распорядителем кредитов по бюджету.

Весьма значительными полномочиями Комиссия обладает в сфере внешних сношений. Она представляет сообщества в их отношениях с третьими государствами и с международными организациями. Комиссия направляет рекомендации Совету по вопросам открытия переговоров и по общему правилу выступает в качестве института, уполномоченного на проведение этих переговоров.

В конце следует отметить, что полномочия Комиссии в целом на практике оказываются шире тех формул, которые присутствуют в учредительных договорах. Комиссия – это то институт, который осуществляет повседневное оперативное управление делами Сообществ и отчасти Союза и без участия которой практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее Сообщества.

Комиссия является коллегиальным органом. Соответственно ее решения выносятся на коллективной основе. Заседания Комиссии проводятся еженедельно, решения принимаются большинством голосов и выносятся от имени всей Комиссии. Внутренний регламент предусматривает возможность письменной процедуры, когда решение принимается путем опроса членов Комиссии вне зала заседаний. Однако такое решение может быть вынесено только в случае полного согласия всех членов Комиссии.

|
европейская комиссия, европейская комиссия по правам человека
Европе́йская коми́ссия (ЕК) - это орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.

Комиссия работает подобно кабинету министров, состоит из 28 членов, неофициально называемых комиссарами. Каждая страна, входящая в ЕС, назначает одного еврокомиссара, однако члены комиссии обязаны представлять интересы союза как целого, а не отстаивать позиции выдвинувшего их государства. Один из 28 комиссаров - это председатель комиссии, предлагаемый Европейским советом и избираемый Европейским парламентом. Совет затем назначает 27 остальных комиссаров с согласия председателя комиссии, после проходит одобрение выдвигаемого состава Еврокомиссии в парламенте.

  • 1 История
    • 1.1 Возникновение
    • 1.2 Раннее развитие
    • 1.3 Жак Делор
    • 1.4 Жак Сантер
    • 1.5 Романо Проди
    • 1.6 Жозе Мануэл Дуран Баррозу
      • 1.6.1 Проблемы формирования первой комиссии
      • 1.6.2 Первая комиссия
      • 1.6.3 Вторая комиссия
  • 2 Процесс формирования
  • 3 Функции
    • 3.1 Исполнительные полномочия
    • 3.2 Законодательные полномочия
  • 4 Организация
  • 5 Состав
    • 5.1 Комиссия Юнкера
    • 5.2 Председатели
  • 6 Берлемон
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История

Основная статья: История Европейского союза

Европейская комиссия - наследник одного из ключевых институтов, созданных в наднациональной системе Европейского сообщества после опубликования декларации министра иностранных дел Франции Робера Шумана 9 мая 1950 года. Возникнув в 1951 году в рамках Европейского объединения угля и стали как Высший руководящий орган (англ. High Authority), Еврокомиссия подверглась значительным реформам, изменившим её функции, положение и значимость.

Возникновение

Первая комиссия (Высший руководящий орган) возникла в 1951 году. неё входили девять членов, представлявших страны Европейского объединения угля и стали, её председателем был Жан Моне. Официально Высший руководящий орган начал работать 10 августа 1952 года в Люксембурге. 1958 году Римские соглашения создали два новых сообщества наряду с ЕОУС: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евратом. Исполнительные органы в этих организациях назывались комиссиями, а не Высшими органами. Причиной перемены названия были новые отношения между исполнительной властью сообществ и Советами, в которые входили представители от правительств стран. Некоторые государства были недовольны большими полномочиями Высшего руководящего органа ЕОУС и хотели ограничить влияние исполнительных властей в новообразованных организациях, дав больше полномочий Совету.

Луи Арман возглавлял первую комиссию Евратома. Вальтер Хальштайн стал председателем первой комиссии ЕЭС. Комиссия Хальштайна достигла заключения важного союзного соглашения о ценах на зерно и удачно выступила на международной арене во время переговоров по «Генеральному соглашению по тарифам и торговле». Хальштайн начал консолидировать Право Европейского союза и влиять на национальное законодательство стран-членов. При помощи Европейского суда справедливости комиссия достаточно прочно закрепила свои полномочия. Однако в 1965 году разрастающиеся разногласия между французским правительством де Голля с одной стороны и остальными странами-членами с другой (насчёт вступления в союз Британии, прямых выборов в Европейскую ассамблею, Плана Фуше (англ.)русск. и бюджета сообщества) привели к кризису «пустого кресла», поводом для которого стали предложения в области Единой сельскохозяйственной политики. Хотя этот институциональный кризис был решён через год, он позже стоил Вальтеру Хальштейну места председателя комиссии.

Раннее развитие

Три исполнительных органа европейских сообществ существовали параллельно до 1 июля 1967 года, когда Брюссельский договор объединил их в один институт, председателем которого стал Жан Рей. Из-за слияния комиссия Рея увеличилась до 14 членов, но следующая комиссия снова включала в себя девять комиссаров: по два на большие страны и по одному на малые. Комиссия Рея завершила формирование таможенного союза в сообществе в 1968 году и выступала за введение прямых выборов в Европейский парламент и передачу ему новых полномочий.

Комиссии Малфати и Мансхольта работали над монетарной кооперацией и первым расширением ЕС в 1973 году. После расширения количество комиссаров увеличилось до 13 в комиссии Ортоли (Дания получила одно место, а Великобритания два), которой пришлось в новых условиях увеличенного союза решать важные международные (Кипрский кризис, Четвёртая арабо-израильская война) и экономические (Нефтяной кризис 1973 года) задачи. Международные позиции комиссии укрепились, когда Рой Дженкинс первым из председателей участвовал от имени сообщества в работе саммита группы восьми. Следующий председатель Гастон Торн участвовал в расширении сообщества на юг и начал работу над Единым европейским актом.

Жак Делор

Председатель Европейской комиссии Жак Делор См. также: Комиссия Делора

Состав одной из выдающихся Европейских комиссий возглавлял французский политический деятель Жак Делор. Делор рассматривался как политик, превративший комиссию в важный, динамичный европейский институт. Еврокомиссия под его управлением до сих пор считается эталонной, по ней оценивают деятельность следующих председателей.Делора и его соратников иногда называют «отцами-основателями евро». «International Herald Tribune» так оценила работу Делора в конце его второго срока председательства в 1992 году: «Делор спас Европейское сообщество от упадка. Он приступил к работе, когда евроскептицизм был силён как никогда. Почти никому неизвестный экс-министр финансов Франции, он вдохнул жизнь и надежду в ЕС и в удручённую брюссельскую комиссию. Во время первого срока (1985-1988) он сплотил Европу призывом к единому рынку, а назначенный на второй срок, он убеждал европейцев поддержать более масштабные задачи в развитии экономического, монетарного и политического союза».

Жак Сантер

Преемником Делора был Жак Сантер. Его комиссия занималась разработкой Амстердамского договора, во время её деятельности было введено евро. Комиссия Сантера была вынуждена уйти в отставку в полном составе в 1999 году из-за обвинений в мошенничестве и коррупционного скандала, главным фигурантом которого стала Эдит Крессон. Впервые комиссия была вынуждена уйти в отставку в полном составе. Это событие продемонстрировало увеличение влияния Европейского парламента среди других европейских институтов. ответ на скандал было создано Европейское бюро по борьбе с мошенничеством.

Романо Проди

После Сантера председателем Еврокомиссии стал Романо Проди в 1999 году. Амстердамский договор увеличил влияние комиссии, и Проди часто называли в СМИ премьер-министром Европейского союза. Ницкий договор ещё больше расширил полномочия председателя, дав ему новые права в процессе определения состава комиссии. деятельность комиссии Проди входили подготовка к самому крупному расширению ЕС, переговоры по Европейской конституции и развитие евро.

Жозе Мануэл Дуран Баррозу

См. также: Комиссия Баррозу

В 2004 году Жозе Мануэл Баррозу стал председателем: при формировании комиссии Европарламент использовал своё влияние, чтобы выступить против некоторых предлагаемых кандидатов. Из-за оппозиции Баррозу пришлось изменить предложенный им состав комиссии. Комиссия Баррозу состояла из 25 членов, тогда как в конце деятельности Проди в комиссию входили 30 комиссаров. Сокращение было предусмотрено Амстердамским договором из-за расширения союза, теперь любое государство могло направить только одного комиссара в Брюссель, тогда как раннее большие государства предлагали своих кандидатов на две должности в комиссии. 31 октября 2009 года первый срок Баррозу подошёл к концу, и 16 сентября он был переутверждён на второй.

Лиссабонский договор, над которым много работала комиссия Баррозу и который вступил в силу 1 декабря 2009 года, предусматривал снижение количества комиссаров в следующей комиссии до двух третей от числа государств-членов, если Совет ЕС не решит иначе. Право на назначение комиссаров должно передаваться между государствами на равноправной основе. Однако договор был отвергнут на референдуме в Ирландии в 2008 году: граждане страны боялись потерять право на назначение комиссара. Поэтому для назначения повторного голосование было выдвинуто условие пересмотреть в сторону повышения число членов комиссии. По уже одобренному на тот момент Ниццкому договору, количество комиссаров должно быть меньше количества стран. Потому была предложена формула «26+1»: в комиссию будут входить 26 человек, а государство, чей представитель не получил место в комиссии, будет номинировать кандидата на должность Верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности. Эта гарантия внесла вклад в одобрение договора на референдуме в 2009 году.

Лиссабонский договор объединил должности Европейского комиссара по иностранным делам и Верховного представителя по общей иностранной политике и политике безопасности, работавшего в Совете ЕС. Новый пост стал называться Верховный представитель союза по иностранным делам и политике безопасности. Верховный представитель является заместителем председателя Европейской комиссии и возглавляет как заседания по иностранным делам в Совете ЕС, так и осуществление комиссией внешнеполитической деятельности. Ему в помощь создана Европейская служба внешнеполитической деятельности. Договор также провозглашает, что формирование Еврокомиссии должно происходить с учётом выборов в Европейский парламент, председатель должен предлагаться Европейским советом, а Европейский парламент «избирает» комиссию, а не «одобряет», как было в Ниццком договоре.

Проблемы формирования первой комиссии

Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, «зелёных» и «евроскептиков»). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.

Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.

Первая комиссия

См. также: раздел «Первая комиссия» статьи «Комиссия Баррозу»
  • Маргот Валльстрем (Швеция) - связи с Европарламентом и административная реформа
  • Гюнтер Ферхойген (Германия) - политика в отношении предпринимательства и промышленности
  • Жак Барро (Франция) - юстиция, свобода и безопасность
  • Сийм Каллас (Эстония) - административная реформа, аудит, борьба с коррупцией
  • Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) - внешние связи
  • Антонио Таяни (Италия) - транспорт
  • Ласло Ковач (Венгрия) - таможня и налоги
  • Андрис Пиебалгс (Латвия) - энергетика
  • Неели Крус (Нидерланды) - конкуренция
  • Марианна Фишер-Боэль (Дания) - сельское хозяйство
  • Стравос Димас (Греция) - охрана окружающей среды
  • Вивиан Рединг (Люксембург) - развитие информационного общества
  • Янез Поточник (Словения) - наука, исследования
  • Чарльз Маккриви (Ирландия) - внутренний рынок, услуги
  • Хоакин Альмуния (Испания) - экономика и денежно-кредитная политика
  • Кэтрин Эштон (Великобритания) - торговля
  • Джо Борг (Мальта) - рыболовство и морские дела
  • Андрулла Виссилиу (Кипр) - здравоохранение
  • Карел де Гухт (Бельгия) - развитие и гуманитарная помощь
  • Олли Рен (Финляндия) - расширение
  • Владимир Шпидла (Чехия) - трудоустройство, социальные вопросы и равные возможности
  • Даля Грибаускайте (Литва) - финансы и бюджет
  • Ян Фигель (Словакия) - образование и культура
  • Павел Самецки (Польша) - региональная политика
  • Меглена Кунева (Болгария) - защита прав потребителей
  • Леонард Орбан (Румыния) - многоязычие

Вторая комиссия

См. также: раздел «Вторая комиссия» статьи «Комиссия Баррозу»

Состав до ноября 2014 года:

  • Кэтрин Эштон (Великобритания) - первый вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности
  • Хоакин Альмуния (Испания) - вице-президент; конкуренция
  • Сийм Каллас (Эстония) - вице-президент; транспорт
  • Нели Крус (Нидерланды) - вице-президент; цифровые технологии
  • Вивиан Рединг (Люксембург) - вице-президент; юстиция и гражданские права
  • Антонио Таяни (Италия) - вице-президент; промышленность и предпринимательство
  • Марош Шефчович (Словакия) - вице-президент; образование и культура
  • Ласло Андор (Венгрия) - трудоустройство и социальные вопросы
  • Мишель Барнье (Франция) - внутренний рынок
  • Андрулла Василиу (Кипр) - образование, культура, многоязычие, молодёжь
  • Майре Геогеган Квин (Ирландия) - исследования, инновации
  • Кристалина Георгиева (Болгария) - международное сотрудничество, гуманитарная помощь, чрезвычайные ситуации
  • Карел де Гюхт (Бельгия) - торговля
  • Тонио Борг (Мальта) - здравоохранение и защита прав потребителей
  • Мария Даманаки (Греция) - морские дела и рыболовство
  • Януш Левандовский (Польша) - бюджетные вопросы
  • Сесилия Мальмстрём (Швеция) - внутренние дела
  • Гюнтер Эттингер (Германия) - энергетика
  • Андрис Пиебалгс (Латвия) - развитие
  • Янез Поточник (Словения) - окружающая среда
  • Олли Рен (Финляндия) - финансы (Олли Рен покинул свой пост в связи с избранием в депутаты Европейского парламента; 16 июля 2014 года на посту европейского комиссара по финансам Европарламент утвердил бывшего премьер-министра Финляндии Юрки Катайнена)
  • Штефан Фюле (Чехия) - расширение и добрососедство
  • Йоханнес Хан (Австрия) - региональная политика
  • Конни Хедегаард (Дания) - климат
  • Дачан Чолош (Румыния) - сельское хозяйство и развитие села
  • Альгирдас Шемета (Литва) - налоги и таможенное дело

Процесс формирования

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. По общему правилу, выработанному на осно­ве практики, членами Еврокомиссии назначаются бывшие главы национальных прави­тельств и министры. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС.

Председателя Европейской комиссии предлагает Европейский совет, принимая во внимание результаты предыдущих выборов в Европейский парламент. Затем кандидат должен быть избран Европарламентом. Если его отклоняют, то Европейский совет должен предложить другого в течение месяца. Кандидат обычно является видным политиком в одной из стран союза. До 2009 года, пока Лиссабонский договор не вступил в силу, у Европейского совета не было обязанности учитывать результаты предыдущих выборов в парламент. Но партия, имевшая большинство в парламенте, пытались «продавить» на должность председателя политика из своих рядов. Например, в 1985 году больше всех мандатов было у «Партии европейских социалистов», председателем Еврокомиссии стал социалист Делор; при правоцентристском большинстве председателем был назначен Жозе Мануэл Баррозу от «Европейской народной партии».

После избрания председателя и назначения Верховного представителя Европейским советом страны-члены союза предлагают одного кандидата на должность еврокомиссара (кроме тех государств, гражданами которых являются председатель комиссии и верховный представитель). Председатель Еврокомиссии имеет мало возможностей повлиять на выбор кандидата от страны. Однако только на усмотрение председателя остаётся распределение портфелей (полномочий) между назначенными кандидатами. Затем сформированный состав комиссии проходит процедуру одобрения в Европейском парламенте. Парламент проводит слушания по каждому кандидату, но на голосование ставится весь состав комиссии. Поэтому в случае недовольства евродепутатов каким-либо кандидатом вся комиссия может оказаться под угрозой, если председатель не перераспределит полномочия или государство, номинировавшее непонравившегося кандидата, не предложит другую кандидатуру. После одобрения парламентом комиссия проходит формальное назначение в Европейском совете (Договор о Европейском союзе, статья 17.7).

После процедуры назначения председатель выбирает нескольких вице-председателей Европейской комиссии (Верховный представитель должен быть одним из них) из комиссаров. Эта должность не ведёт к большому увеличению полномочий комиссара, за исключением первого заместителя председателя, который получает полномочия председателя в случае его отсутствия.

Европейский парламент может отправить в отставку комиссию, но только председатель может увольнять отдельных еврокомиссаров.

Функции

Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 28 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Комиссия изначально была создана как независимый наднациональный орган, отделённый от правительств стран-членов. Комиссары предлагаются государствами союза, по одному кандидату от каждого, но члены комиссии обязаны работать независимо и не поддаваться влиянию назначивших их правительств, в отличие от Совета ЕС, защищающего интересы правительств, Европарламента, представляющего граждан, и социально-экономического комитета, созданного для организованного гражданского общества.

В соответствии со статьёй 17 Договора о Европейском союзе в полномочия Европейской комиссии входят развитие общесоюзных программ и стратегий, внесение законопроектов для рассмотрения в Европарламенте (законы союза могут быть приняты, только если их предложила Европейская комиссия), надзор за выполнением договоров и другого законодательства ЕС, разработка и выполнение Бюджета ЕС и участие в международных отношениях от имени ЕС.

Исполнительные полномочия

До вступления в силу Лиссабонского договора исполнительная власть принадлежала Совету ЕС: он делегировал полномочия комиссии и теоретически имел право вернуть их, чтобы осуществлять свою политику напрямую. Это изменилось, когда Лиссабонский договор закрепил за Еврокомиссией её исполнительные полномочия. С учётом того, что по Лиссабонскому договору Европейский совет стал официальным институтом, имеющим право назначать комиссию, можно сказать, что эти два органа разделяют исполнительную власть союза (Европейский совет определяет общее политическое направление и приоритеты развития союза, а также осуществляет внешнюю политику).

Когда законопроект принят Европарламентом и Советом ЕС, задача Еврокомиссии - обеспечить его выполнение. Это можно сделать через политику государств-членов или при помощи агентств Европейского союза. При разработке необходимых для выполнения законодательства технических решений комиссии помогают разнообразные комитеты, состоящие из представителей государств и лоббистов от общества и бизнеса (Этот процесс называется комитология).

Кроме того, в ответственность комиссии входит выполнение бюджета ЕС, осуществление совместно с Европейской счётной палатой надзора за правильностью использования фондов ЕС. случае нарушения государствами или институтами основополагающих договоров союза или другого законодательства Европейская комиссия обязана направить нарушителям предписание об исправлении незаконных действий, а в крайнем случае начать разбирательство в Европейском суде справедливости. Поэтому комиссию иногда называют «защитником договоров».

Наконец, комиссия имеет влияние на внешнюю политику союза. Она ведёт переговоры по торговым договорам и соглашениям об оказании помощи другим странам, представляет союз в ВТО и группе восьми.

Законодательные полномочия

Комиссия отличается от остальных органов тем, что у неё есть исключительное право законодательной инициативы. Только комиссия может официально вносить законопроекты в Европарламент. Совет ЕС и Европарламент могут запросить Еврокомиссию разработать предложения по какому-нибудь вопросу, но она может и отказаться. Монополия на инициативу призвана обеспечить согласованную и цельную разработку права ЕС. Однако существуют и критические оценки монополии со стороны тех, кто считает, что парламент тоже должен иметь право вносить законопроекты, как могут парламенты стран ЕС. По Лиссабонскому договору, граждане ЕС получили право направлять в Еврокомиссию предложения в области законодательства через механизм Европейской гражданской инициативы.

Деятельность комиссии обычно фокусируется на разработке документов в области экономики. Причём в её деятельности чаще всего превалирует «принцип предосторожности (англ.)русск.». Это означает, что принимаются упреждающие меры, если существует достоверная опасность для окружающей среды и здоровья человека, например, по борьбе с изменением климата или ограничению генетически модифицированных продуктов. (Этому принципу противостоит оценка вводимых мер по их влиянию на экономику). Поэтому комиссия часто предлагает более строгие правовые нормы, чем другие страны. Благодаря размеру европейского рынка требовательное законодательство ЕС имеет большое влияние в мировой торговле.

Организация

Кабинет для заседаний Еврокомиссии на 14 этаже Берлемона - резиденции комиссии

Еврокомиссия в основном осуществляет свою деятельность в Брюсселе, где располагается резиденция комиссии - Берлемон. Комиссия также работает во многих других зданиях Брюсселя и в Люксембурге. Когда проходят заседания Европарламента в Страсбурге, Еврокомиссия может переехать в этот город, чтобы участвовать в дебатах.

Комиссия подразделяется на департаменты, называемые Генеральными директоратами (англ.)русск., которые являются аналогами министерств в национальных правительствах. Каждый директорат занимается определённым направлением деятельности союза, например, сельским хозяйством, правосудием и юстицией или служебной деятельностью (переводом, наёмом персонала). Директорат возглавляет генеральный директор, ответственный перед Еврокомиссаром. Еврокомиссар может пользоваться услугами более чем одного генерального директората. Существует критика подобной раздробленной системы генеральных директоратов, указывающая на то, что борьба между различными директоратами затягивает процесс принятия решения, а также на то, что директораты в некоторых случаях имеют чрезвычайное влияние на комиссаров.

На 2014 год штат Еврокомиссии составлял 33039 человек. Самый большой генеральный директорат - Директорат развития и сотрудничества (DEVCO), в котором работают 3813 человек. На втором месте Генеральный директорат по переводу (DGT; 2416 человек). По национальности большинство служащих бельгийцы (17,0 % от общего числа), что, вероятно, связано с тем, большая часть штата располагается в Брюсселе (21511 или 65,1 %).

Состав

Еврокомиссия состоит из 28 комиссаров, по числу стран - членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом.

Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС.

Комиссия Юнкера

См. также: Комиссия Юнкера

Полномочия начались в ноябре 2014 года.

  • Франс Тиммерманс (Нидерланды) - первый вице-президент; отношения между институтами, верховенство права
  • Федерика Могерини (Италия) - вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности
  • Кристалина Георгиева (Болгария) - вице президент; бюджет и человеческие ресурсы
  • Андрус Ансип (Эстония) - вице-президент; единый цифровой рынок
  • Марош Шефчович (Словакия) - вице-президент; энергетический союз
  • Валдис Домбровскис (Латвия) - вице-президент; евро и социальный диалог
  • Юрки Катайнен (Финляндия) - вице-президент по вопросами рынка труда, роста, инвестиций и конкуренции
  • Гюнтер Эттингер (Германия) - цифровая экономика и общественные вопросы
  • Йоханнес Хан (Австрия) - европейская политика соседства и переговоры о расширении
  • Сесилия Мальмстрём (Швеция) - торговля
  • Невен Мимица (Хорватия) - международное сотрудничество и развитие
  • Мигель Ариас Каньете (Испания) - климат и энергетика
  • Кармену Велла (Мальта) - рыболовство, морские дела и окружающая среда
  • Витенис Андрюкайтис (Литва) - здравоохранение и пищевая безопасность
  • Димитрос Аврамопулос (Греция) - миграция, внутренние дела и гражданство
  • Марианн Тюссен (Бельгия) - занятость, социальные дела и мобильность рабочей силы
  • Пьер Московиcи (Франция) - экономические дела, налоги и таможенные сборы
  • Христос Стилианидис (Кипр) - гуманитарная помощь
  • Фил Хоган (Ирландия) - сельское хозяйство
  • Джонатан Хилл (Великобритания) - финансовая стабильность, финансовые услуги и рынки капитала
  • Виолета Булк (Словения) - транспорт
  • Эльжбета Бьенковска (Польша) - внутренний рынок, промышленность и предпринимательство
  • Вера Йоурова (Чехия) - правосудие, потребители и гендерное равенство
  • Тибор Наврачич (Венгрия) - образование, культура, молодёжная политика и спорт
  • Маргрет Фестагер (Дания) - конкуренция
  • Корина Крецу (Румыния) - региональная политика
  • Карлос Моедас (Португалия) - исследования, наука и инновации

Председатели

Основная статья: Председатель Европейской комиссии
  • Жак Делор (Франция, 1985-1995)
  • Жак Сантер (Люксембург, 1995 − 15 марта 1999)
  • Романо Проди (Италия, 23 января 2000 − 17 октября 2004)
  • Жозе Мануэл Баррозу (Португалия, 23 ноября 2004 - ноябрь 2014)
  • Жан-Клод Юнкер (Люксембург, с ноября 2014 года)

Берлемон

Здание в центре Брюсселя, спроектированное специально для Еврокомиссии в 1960 году как символ Европейского сообщества и строившееся семь лет на земле, выкупленной у монахинь ордена Св. Августина, владевших женским монастырем Берлемон. Автор проекта - архитектор Де Весте. Ему помогали известные зодчие-мэтры, чьи имена увековечены в названиях площадей и улиц Брюсселя: Жан Жильсон, Жан и Андре Полаки. Им принадлежит идея здания, представляющего в плане неправильный крест. Это один из самых дерзких и оригинальных проектов своего времени. строительстве в широких масштабах использовались асбестосодержащие материалы. Когда учёные узнали о канцерогенных свойствах асбеста, Еврокомиссия в 1991 году покинула «Берлемон», а здание в течение 14 лет было очищено от асбеста и реконструировано. Обратный переезд состоялся к октябрю 2004 года.

Новый «Берлемон» немного расширился в основании и в глубину. Общая площадь его помещений - 241 336 квадратных метров. Он занимает территорию в три гектара и рассчитан на 2000 чиновников и 1000 обслуживающего персонала. Кроме офисов в нём есть залы заседаний, конференц-залы, ресторан на 760 мест с кухней, способной накормить за обед две тысячи человек, и кафетерий на 418 мест, телестудии, кинозал, подземные гаражи на 1223 автомобиля. зале для пресс-конференций - 294 кресла, оборудованных доступом в Интернет. Всего же в пресс-центре смогут одновременно работать около 400 журналистов.

Примечания

  1. 1 2 Institutions of the EU: The European Commission. Europa. Проверено 06 июня 2014.
  2. European Commission. How the European Union works: Your guide to the EU institutions (2003). - «Informally, the Members of the Commission are known as ‘Commissioners» Проверено 6 июня 2014.
  3. Treaty on European Union: Article 17:7
  4. 1 2 3 4 European Commission. CVCE.
  5. Council of the European Union. CVCE.
  6. 1 2 Ludlow, N De-commissioning the Empty Chair Crisis: the Community institutions and the crisis of 1965–6 (PDF). London School of Economics (2006). Проверено 24 сентября 2007. Архивировано из первоисточника 25 октября 2007.
  7. Life of a European Mandarin: Inside the Commission. - 1st. - Tielt, Belgium: Lannoo, 2007. - P. 221–2. - ISBN 978-90-209-7022-7.
  8. 1 2 3 Composition. CVCE.
  9. The Rey Commission. Проверено 22 июля 2014.
  10. The Malfatti Commission. Проверено 22 июля 2014.
  11. The Mansholt Commission. Проверено 22 июля 2014.
  12. The Ortoli Commission. Проверено 22 июля 2014.
  13. 1977: Jenkins quits Commons for Brussels, BBC News (3 января 1977).
  14. EU and the G8. European Commission. Проверено 25 сентября 2007. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2007.
  15. The Thorn Commission. Проверено 24 июля 2014.
  16. The new Commission – some initial thoughts. Burson-Marsteller (2004). Проверено 17 июня 2007. Архивировано из первоисточника 23 сентября 2006.
  17. The Delors Commission. Проверено 24 июля 2014.
  18. Merritt, Giles A Bit More Delors Could Revamp the Commission. International Herald Tribune (21 января 1992). Проверено 17 октября 2007. Архивировано из первоисточника 21 января 2008.
  19. The Santer Commission. Проверено 24 июля 2014.
  20. Topan, Angelina The resignation of the Santer-Commission: the impact of "trust" and "reputation" (PDF). European Integration Online Papers (30 September 2002). Проверено 12 июня 2007.
  21. ЕВРОКРАТЫ - НА ВЫХОД. Зеркало недели. Украина (19 марта 1999). Проверено 25 июля 2014.
  22. James, Barry Prodi to Have Wide, New Powers as Head of the European Commission. International Herald Tribune (16 апреля 1999). Проверено 17 июня 2007. Архивировано из первоисточника 17 октября 2007.
  23. Rossant, John Commentary: Romano Prodi: Europe"s First Prime Minister? (int"l edition). Business Week (27 сентября 1999). Проверено 17 июня 2007.
  24. The Prodi Commission. Проверено 24 июля 2014.
  25. Tobais, Troll We have to democratise procedures. Café Babel (2 November 2004). Проверено 12 июня 2007. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2005.
  26. Smyth, Jamie. Rejection may undermine EU"s effectiveness, warns Swedish premier, The Irish Times (5 September 2009). Проверено 15 сентября 2009.
  27. Czechs prepare for possible second Irish No, EUobserver, 8 January 2009
  28. 1 2 Efficient and modern institutions. Europa (web portal). Проверено 30 июля 2014.
  29. Council of the European Union Brussels European Council 21/22 June 2007: Presidency Conclusions (PDF) (20 июня 2007). Проверено 30 июля 2014.
  30. Представительство Европейского Союза: Европейский Парламент одобрил состав новой Комиссии
  31. Экс-премьер Катайнен избран еврокомиссаром по финансам // Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle. - 16 июля 2014. (Проверено 18 сентября 2014)
  32. Олли Рен назначен на пост зампредседателя Европарламента // Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle. - 1 июля 2014. (Проверено 18 сентября 2014)
  33. Choosing a New EU Commission President. Deutsche Welle (16 June 2004). Проверено 27 августа 2007.
  34. Lungescu, Oana. Examining the EU executive, BBC News (23 July 2004). Проверено 06 августа 2014.
  35. Interview with European Commission Secretary-General Catherine Day. EurActiv (25 сентября 2006). Проверено 31 июля 2014.
  36. Hix, Simon (1999) «The political system of the European Union» MacMillan, Basingstoke. p32
  37. Executive body. CVCE.
  38. Implementing powers of the Council of the European Union. CVCE.
  39. La Lobbycracia Europea - Aparicio Caicedo, analyst, Gertrude Ryan Law Observeratory, opinion piece in Legal Today magazine.
  40. Glossary: Comitology. Europa (web portal). Проверено 05 августа 2014.
  41. 1 2 The European Commission. Europa (web portal). Проверено 6 августа 2014.
  42. Glossary: Right of initiative. Europa (web portal). Проверено 05 августа 2014.
  43. The Commission"s right of initiative (PDF). Europa (web portal). Проверено 5 августа 2014. Архивировано из первоисточника 25 октября 2007.
  44. Murray, Alasdair Reform not or languish later. Centre for European Reform (30 September 2002). Проверено 18 июня 2007. (недоступная ссылка)
  45. Wallis, Diana The Citizens" Right of Initiative in the European Constitution: A Second Chance for Democracy. Проверено 18 июня 2007. Архивировано из первоисточника 6 марта 2006.
  46. Brussels rules OK, The Economist (20 September 2007). Проверено 22 октября 2007.
  47. European Commission. Europa. - «The Commission is based in Brussels and Luxembourg and has offices (representations) in every EU country and delegations in capital cities around the world.» Проверено 7 августа 2014.
  48. Castle, Stephen. After 13 years of hold-ups and incompetence, the EU"s "Berlaymonster" rises like a phoenix, The Independent (5 August 2004). Проверено 7 августа 2014.
  49. Eppink Derk-Jan. Life of a European Mandarin: Inside the Commission. - 1st. - Tielt, Belgium: Lannoo, 2007. - P. 213. - ISBN 978-90-209-7022-7.
  50. Departments (Directorates-General) and services. Europa (web portal). Проверено 8 августа 2014.
  51. Amies, Nick Former EU Mandarin Spills the Beans on Commission Intrigue. Deutsche Welle (21 September 2007). Проверено 08 августа 2014.
  52. Mahony, Honor EU carefully manages PR through 1000s of press releases. EU Observer (17 October 2007). Проверено 17 октября 2007.
  53. Civil Service: Staff figures. Europa (web portal). Проверено 8 августа 2014.
  54. MEPs elect Jean-Claude Juncker to head EU Commission (англ.), BBC News, BBC (15 July 2014). Проверено 17 июля 2014. «A firm believer in EU integration, he will succeed incumbent Jose Manuel Barroso of Portugal in November.».

Ссылки

  • Официальный сайт
    • Комиссия Баррозу
    • Представительства комиссии в государствах Союза
    • Фотоархив предыдущих комиссий
  • Представительство Европейского союза в Российской Федерации

европейская комиссия, европейская комиссия по правам человека

Европейская комиссия Информацию О

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из двадцати семи членов, которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат.

Порядок формирования Европейской комиссии.

Европейская комиссия (Комиссия) - ведущий институт Ев­ропейских сообществ и Европейского Союза. Она призвана стоять на страже и добиваться осущест­вления задач и целей европейской интеграции. Одно из главных предназначений Комиссии - защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия Сообществ и Союза.

Два фактора оказали решающее воздействие на определение порядка формирования Комиссии:

Во-первых, забота о долж­ном представительстве в Комиссии государств-членов, даже если эти представители формально являются независимыми международными чиновниками и назначаются в персональном качестве.

Во-вторых, забота об эффективности Комиссии и ее способности решать те задачи, которые возникают в ходе по­строения и функционирования Сообществ и Союза. Прежде всего решался вопрос о квоте представительства государств-членов в составе Комиссии и ее общей численности. Уже в первом учредительном договоре был закреплен принцип, в со­ответствии с которым каждое государство - член имело не менее одного и не более двух своих граждан в составе Выс­шего руководящего органа, преемником которого стала в по­следующем Европейская комиссия. Установленный еще в 1951 г. общий принцип изменяется только с введением в дей­ствие Ниццского договора 2001 г. Реформа была обусловлена предстоявшим приемом новых членов и численным ростом Европейского Союза.

Согласно Договору после принятия новых государств-чле­нов и проведения парламентских выборов вводится в действие принцип, согласно которому каждое государство-член может рекомендовать в состав Комиссии не более одного гражданина своей страны. Число членов Комиссии изменяется единоглас­ным решением Совета. В последующем по мере дальнейшего увеличения числа членов Комиссии, когда их число достигнет 27, будет введен принцип ротации членов Ев­ропейской комиссии. Условия его применения сформулирова­ны в Протоколе о расширении Европейского Союза.

Несколько иное решение предусмотрено в Конституции ЕС: временно сохранен принцип одно государство - один член Ко­миссии, включая Председателя и министра иностранных дел. В последующем предполагается, что число комиссаров будет равно 2/3 (две трети) числа государств-членов.


В соответствии с осуществляемой реформой изменяется не только численный состав, но и порядок формирования Комис­сии. Он применен после всеобщих выборов 2004 г. До этого действовала формула, согласно которой члены Комиссии на­значались с общего согласия государствами-членами Союза. Некоторые коррективы в осуществление этого принципа были внесены еще ранее Амстердамским договором 1997 г. Им была изменена процедура выдвижения и назначения Председателя Комиссии - его кандидатура подлежала согласованию до при­нятия решения о составе Комиссии в целом. По вопросу о кандидате на пост Председателя государства-члены должны были прийти к общему согласию и представить согласованную кан­дидатуру на одобрение Европейского парламента. Кандидат на пост Председателя, получивший поддержку Парламента, стано­вился активным участником последующего формирования со­става Комиссии.

Европейская комиссия: полномочия.

Главное назначение Комиссии - это обеспечение и защита общих интересов Союза и принятие для этого всех необходи­мых мер. Четыре главных блока полномочий Европейской комиссии.

Во-первых, она обеспечивает осущест­вление учредительных договоров (Конституции с ее вступлени­ем в силу), как равно и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение норм первичного права.

Во-вторых, Комиссия высказывает рекомен­дации и дает заключения по всем вопросам, составляющим предмет учредительных актов.

В-третьих, Комиссия обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Сове­том и Парламентом.

В-четвертых, Комиссия обеспечивает ис­полнение решений, принятых Советом.

Реальные полномочия Комиссии на практике далеко выхо­дят за ограничительные рамки, установленные учредительными актами, причем общей тенденцией остается их неуклонное рас­ширение. Подобное расширительное толкование полномочий и назначения Комиссии уже на ранних стадиях интеграции было подтверждено Судом ЕС и никем практически не оспаривается. Оно стало основанием для признания за Комиссией целого ря­да полномочий, необходимых для выполнения ею обязанностей стража интересов Сообщества и Союза.

Комиссия призвана отслеживать общую ситуацию в Союзе. Ее надзорная функция осуществляется, в первую очередь, при­менительно к выполнению обязательств по учредительным до­говорам и актам вторичного права со стороны государств-чле­нов ЕС. Возложенная на Комиссию обязанность предполагает изучение и систематизацию всех сведений, относящихся к ис-полнению интеграционного правопорядка. Эту работу выпол­няет специализированный аппарат (многочисленные агентства, офисы, статистические службы, исследовательские центры и др.). Соответствующие данные обобщает представляемый Ко­миссией ежегодный доклад о положении дел в Союзе.

Комиссия не только должна констатировать обнаруженные нарушения, но и принять меры к их устранению. Наделение Комиссии правом проведения следственных действий, установления фактов нару­шения и принятия соответствующих решений, налагающих санкции, как правило, имеет место в некоторых специальных областях. Это такие, как право конкуренции, контроль, осуще­ствляемый за соблюдением Пакта стабильности и в целом осу­ществления финансовых обязательств, соблюдение бюджетного режима. Основу контрольных и надзорных действий Комиссии образуют постановления, обязывающие все государ­ства-члены ЕС неукоснительно выполнять обязательства, выте­кающие из членства в интеграционном объединении. Государства-члены должны воздерживаться от принятия лю­бых мер, способных поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора».

Под влиянием интеграционных тенденций все больше стран планеты в добровольном порядке соглашаются на ограничение собственного суверенитета, передачу суверенных прав в компетенцию наднациональных (надгосударственных) образований международного характера. В результате происходит упадок классической концепции суверенного государства. Это порождает новую форму межправительственного взаимодействия, которая ограничивает возможности управления обществом со стороны отдельных государств в пользу управления, осуществляемого совместно и при соответствующем распределении полномочий. В данном процессе федерализации межгосударственных отношений самый богатый опыт имеет ЕС.

ЕС изначально был основан на верховенстве закона и демократии. Поэтому его особенность в том, что союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Т.е. историческое разнообразие стран, регионов и культур должно быть сохранено. Эта цель четко зафиксирована в положениях Договора о ЕС. Принцип субсидиарности играет первостепенную роль в этой политике. Следуя этому принципу, ЕС берет на себя решение только тех задач, которые оно может урегулировать лучше, чем национальные и местные органы власти государств-членов. Также данный принцип был обозначен договором в качестве высшего требования, которым должно руководствоваться Сообщество в достижении целей ЕС. Договор гласит: «Цели Союза будут достигнуты в соответствии с положениями настоящего договора,…через уважение принципа субсидиарности…». Таким образом, страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Существуют пять институтов, которые собственно и осуществляют руководство ЕС, исполняя при этом свою конкретную роль:

Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

Суд (соблюдение закона);

Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Комиссия ведет свое происхождение от Верховного органа ЕОУС, который в рамках первого из Европейских сообществ осуществлял как исполнительную, так и законодательную функцию. Римские договоры о ЕЭС и Евратоме наделили законодательной властью Совет, а надгосударственный исполнительный институт был назван Комиссией.

С 1967 г. Комиссия, как и Совет - единый орган для ЕЭС, ЕОУС и Евратома - Комиссия европейских сообществ. Данное наименование сохраняется, в официальных документах по сей день, в том числе в актах, издаваемых самой Комиссией («Решение Комиссии Европейских сообществ...» и т.п.).

Подобная терминология явно устарела после создания Европейского Союза и превращения Комиссии в один из институтов Союза в целом. Хотя (в отличие от Совета) специального решения о переименовании Комиссии не принималось, с учетом новых реалий сейчас для ее наименования широко используется термин «Европейская комиссия».

В частности, согласно официальному тексту Хартии Европейского Союза об основных правах, именно Европейская комиссия совместно с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза выступает в качестве одного из ее авторов.

В данной работе будут рассмотрены проблемы, касающиеся Комиссии ЕС и сделана попытка достигнуть главной цели – дать характеристику Комиссии как одного из важнейших органов ЕС.

ГЛАВА 1 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОМИССИИ

Комиссия является институтом Союза, выполняющим исполнительно-распорядительные функции, она обладает также некоторыми контрольными полномочиями и играет значительную роль в правотворчестве Союза. Комиссия - постоянно действующий орган (заседания проходят еженедельно), состоящий из независимых международных чиновников, какими являются члены Комиссии и служащие ее департаментов. Комиссия состоит из 20 членов, включая Председателя, назначаемых на пятилетний срок.

В настоящее время среди них должно быть не менее одного и не более двух граждан каждого государства-члена (ст. 213 Договора о ЕС). На практике по два члена Комиссии назначаются от 5 крупнейших стран ЕС: Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции.

В связи с расширением Европейского Союза Ниццкий договор 2001 г. несколько изменил указанный порядок. С 1 января 2005 г. состав Комиссии б формируется на базе принципа «одно государство - один член Комиссии» (привилегии для крупнейших стран ЕС отменяются).

Однако после того, как число государств-членов Союза достигнет 27, количественный рост Комиссии прекратится, а граждане разных стран ЕС будут занимать посты в этом органе в порядке ротации.

Назначение Комиссии происходит согласно специальной процедуре. Сначала выдвигается кандидатура Председателя Комиссии по общему согласию между правительствами государств-членов и с согласия Европейского парламента. Затем с согласия кандидата в Председатели Комиссии формируется общий список кандидатов в члены Комиссии. После этого должен получить одобрение (инвеституру) в Европейском парламенте список остальных будущих членов Комиссии. Завершающей стадией этой процедуры является утверждение всего состава Комиссии правительствами государств-членов.

В данный порядок в 2001 г. был внесен ряд существенных изменений. Согласно новой редакции ст.214, утвержденной Ниццким договором, весь состав Комиссии, включая Председателя, назначается Советом Европейского Союза. При этом государства-члены утрачивают право вето, так как назначение Комиссии будет утверждаться квалифицированным большинством Совета. Полномочия Европейского парламента по утверждению Комиссии и ее Председателя сохранены в полном объеме.

Способ формирования Комиссии неоднократно менялся по мере усиления федеративных черт Европейских сообществ и Союза. Эти изменения свидетельствуют о постепенной эволюции Европейского Союза в сторону парламентской системы правления, хотя данная тенденция еще не достигла своего завершения.

Первоначально назначение членов Комиссии целиком и полностью находилось в руках государств-членов в лице их правительств. Однако в 90-е гг. XX в. право решающего голоса в этом процессе приобрел Европейский парламент. В результате способ формирования Комиссии в настоящее время имеет некоторые сходства с порядком назначения правительства в смешанной (полупрезидентской республике), где роль коллективного президента выполняют совместно правительства государств-членов.

Формирование Комиссии в соответствии с действующей редакцией Договора о Европейском сообществе (ст. 214) включает пять этапов:

1. Выдвижение кандидата на пост Председателя Комиссии.

В настоящее время оно осуществляется правительствами государств-членов по общему согласию.

2. Утверждение Председателя Европейским парламентом

Перед тем как дать свое согласие, Европарламент заслушивает политическую программу кандидата в Председатели («политические ориентиры»), по которой парламентарии проводят дебаты, а затем выносят свой вердикт (ст. 32 внутреннего регламента Европарламента).

Последний может быть и отрицательным: в случае отказа Парламента в инвеституре процесс формирования Комиссии возвращается к первому этапу.

3. Подбор кандидатов на посты остальных членов Комиссии. Этот этап и соответствующие действия, которые в государствах обычно называют формированием «кабинета», осуществляются в настоящее время совместно (по общему согласию) Председателем и правительствами государств-членов.

Кандидатов в комиссары, как правило, выдвигают сами государства (одного или двух, в зависимости от национальной квоты). Ниццкий договор возвел этот обычай в норму права: согласно новой редакции ст. 214 перечень кандидатов в члены Комиссии формируется «в соответствии с предложениями каждого государства-члена».

В настоящее время, однако, ни один человек не может стать членом Комиссии, если против этого возражает Председатель, утвержденный на свой пост Европарламентом.

При подборе кандидатур учитываются не только квоты, но и деловые качества будущего комиссара. Уже на этом этапе принимают во внимание, чем будет заниматься он в Комиссии. Другими словами, подобно национальным правительствам, речь идет о подборе владельцев определенных «портфелей»: комиссара по внутренним делам, комиссара по внешним сношениям и т.д.

Единственными критериями для назначения на должность согласно Договору о ЕС (ст. 213) служат независимость и общая компетентность будущего комиссара.

4. Вотум доверия Комиссии в целом со стороны Европейского парламента.

После завершения подбора кандидатур уже весь «кабинет» поступает на утверждение Европарламенту. Однако еще ранее, до того как вынести вотум доверия Комиссии или отказать в таковом, парламентские комиссии заслушивают каждого кандидата в комиссары в отдельности

Затем уже утвержденный Председатель Комиссии представляет членов своего будущего «кабинета» на пленарном заседании и оглашает перед Европарламентом программу работы Комиссии (ст. 33 внутреннего регламента Европарламента).

Как видно, Парламент обладает правом решающего голоса не только в назначении Председателя, но и отдельных комиссаров - правом, которое имеют парламенты далеко не всех государств, в том числе и парламентских республик.

В этой связи нельзя исключить ситуацию, когда представительный орган Союза не одобрит состав Комиссии, представленный утвержденным им же Председателем. В таком случае процедура возвращается на предыдущий этап.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

(European Commission) Комиссия Европейского Союза (European Union), бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не издает законов. Чтобы лучше понять роль Комиссии, достаточно обратить внимание на растущую связь между этим органом и Советом министров (Council of Ministers). Обычно говорят: "Комиссия предлагает, а Совет располагает". В соответствии с Римским договором (Treaty of Rome), Совет (представляющий правительства государств-членов) превращает законодательные инициативы Европейского Союза в законы, но сделать это он может только по предложению Комиссии. На практике работа Комиссии и Совета настолько взаимосвязана, что зачастую разница между ними практически исчезает. Прежде всего следует отметить, что Комиссия в составе двадцати четырех человек назначается правительствами государств – членов ЕС на 4-летний возобновляемый срок. Существует неформальная система квот, согласно которой пять наиболее крупных государств имеют по два члена, а остальные – по одному. Председатель Комиссии назначается на 2-летний возобновляемый срок и утверждается Советом. Он может в определенной степени формировать свою "команду" и влиять на распределение ключевых постов по двадцати трем "генеральным директоратам" (чем-то похожим на министерские управления), в т.ч. таким, как генеральные директораты сельского хозяйства, промышленности, конкуренции и внешних сношений. Однако желание государств продвинуть своих представителей на ключевые посты выливается в сложные политические игры. Члены Комиссии обязаны отстаивать интересы Союза в целом, а не правительств, которые их делегировали. До сих пор это правило работало сравнительно хорошо, а члены Комиссии и чиновники ЕС, откомандированные национальными правительствами, "приживались" в Брюсселе, где располагается штаб-квартира Комиссии. Государства-члены относятся с известной долей скептицизма, а часто и с подозрением к предложениям передать ЕС некоторые полномочия, традиционно относящиеся к национальной "компетенции" или юрисдикции. Если законы ЕС противоречат национальным, признается главенство первых. Отсюда возникает необходимость предварительных переговоров с национальными правительствами, которые осуществляются через их представителей в Комитете постоянных представителей (COREPER), расположенном в Брюсселе. Также проводятся консультации с чиновниками национальных министерств, с секретариатом Совета, Европейским парламентом, с представителями групп интересов национального уровня Европы в целом и крупными корпорациями, чьи интересы затрагиваются выдвигаемыми предложениями. Они могут циркулировать в брюссельской бюрократической машине довольно долго, прежде чем удастся достичь согласованного мнения и можно будет надеяться на положительное решение Совета. Многие предложения так и остаются непринятыми или забытыми на долгие годы – до возникновения благоприятных условий. Бывает и так, что предложения, особенно ценные для определенного состава Комиссии, передаются в Совет, не получив открытой поддержки. В таком случае Комиссия пытается их лоббировать и мобилизует соответствующие силы поддержки. Европейский парламент может отклонить бюджет, предложенный Комиссией и утвержденный Советом. И наконец, Комиссия наблюдает за ходом исполнения или применения законов, но, поскольку брюссельские штаты весьма ограничены, применение законов обычно возлагается на национальные министерства, за которыми наблюдает Брюссель и которых, в случае необходимости, подстегивает Европейский Суд (European Court of Justice). Возможности Комиссии по успешному "проталкиванию" своих решений по всем инстанциям зависят от многих факторов, в т.ч. от преобладающего среди европейской общественности взгляда на интеграцию в рамках ЕС, от экономической конъюнктуры, оперативности членов комиссии (в особенности ее председателя), позиции правящих партий ведущих государств, уровня консенсуса среди национальных правительств и, конечно же, от прав, предоставленных ей различными договорами. Прерогативы Комиссии в этом отношении со временем увеличивались, однако дорога была негладкой, а движение по ней не всегда приводило к цели. Примерно до 1964 г. Комиссия на удивление успешно способствовала процессу интеграции и даже ускоряла его, опираясь на мощную поддержку Европейского Суда. Потом Комиссии бросило вызов французское правительство, и тогдашнее Европейское сообщество превратилось в нечто подобное "Европе в составе отдельных государств". Такое положение существовало от первого увеличения численности состава (1973) и до начала 1980-х гг., когда члены ЕС ощутили потребность в преодолении общих экономических трудностей и деблокировании механизма принятия решений. В итоге был принят Единый европейский закон (Single European Act). Он лишь немного расширил полномочия Комиссии, но набранный темп привел к Маастрихту (Maastricht), который еще больше укрепил ее позиции. С течением времени Комиссия набирала силу, число политических решений, принимаемых ЕС, увеличивалось, а он сам постепенно превращался в наднациональную организацию. В постмаастрихтский период ЕС занимается в основном проблемами единой валюты и полного экономического и валютного альянса, усиливаемого интеграцией внешней и оборонной политики. Важную роль в этом сыграл председатель Жак Делор, но сейчас, похоже, начался период национальной интроспекции. Совет все еще испытывает трудности в получении согласий национальных правительств, и пока неясно, какова будет политическая поддержка долговременной программы работы Комиссии со стороны некоторых государств-членов.


  • - см. также СЕМЕЙСТВО БЕЛЬДЮГОВЫЕ У европейской бельдюги удлиненное, постепенно понижающееся к хвосту тело, покрытое мелкой округлой чешуей...

    Рыбы России. Справочник

  • - см. также СЕМЕЙСТВО АГОНОВЫЕ - небольшая рыбка с невысоким, уплощенным в передней части и сильно суженным к концу телом, закованным в твердый панцирь...

    Рыбы России. Справочник

  • - см. также СЕМЕЙСТВО МЕРЛУЗОВЫЕ Общей формой тела мерлуза похожа на многих тресковых и налимовых рыб. Первый спинной плавник у этой рыбы короткий, а длинные второй спинной и анальный плавники в своей задней части...

    Рыбы России. Справочник

  • - - Capreolus capreolus см. также 9.3.2...

    Животные России. Справочник

  • - 27. Picea abies Karst...

    Флора Центрально-лесного государственного заповедника

  • - , гостиница Госкоминтуриста. Сооружена в 1873-1875 на основе бывшего отеля Г. Клее и доходного дома А. Рогова...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Термин, характеризующий совокупность принципов, присущих кулинарии стран Центральной Европы, с включением отдельных экзотических блюд разных стран...

    Кулинарный словарь

  • - ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ Единый исполнительный орган, созданный в 1967 г. из трех отдельных исполнительных органов – Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной...

    Финансовый словарь

  • - международный институт, созданный в 1954г. с целью рассмотрения жалоб, поступающих от лиц, утверждающих, что были нарушены их права, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод...

    Финансовый словарь

  • - один из главных органов Европейского Союза; состоит из 20 членов и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является исполнительным органом...
  • - региональный международный орган ООП. Учреждена в 1947 г. в соответствии с резолюцией ЭКО-СОС сначала в качестве временного органа ООН с 5-летним сроком полномочий по экономическому восстановлению Европы в целях...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - Комиссия Европейского Союза, бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не...

    Политология. Словарь.

  • - журнал иностранных романов и повестей, выходивший в Москве в 1881 г. еженедельно книжками; всего вышло 50 книг; редактор-издатель Н. Л. Пушкарев...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Европ"ейская вал"ютная сист"...
  • - Европ"ейская "...

    Русский орфографический словарь

"ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ" в книгах

Европейская кампания

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

Европейская кампания Канцлер Румянцев был против продолжения войны. Страна разорена, армия устала воевать, народ хочет мира. Сам Кутузов, авторитет которого в армии был необычайно велик, тоже был против дальнейшей войны. Говорят, в споре по этому поводу фельдмаршал со

Глава 7 ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМИССИЯ

Из книги Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана автора Кеннан Джордж

Глава 7 ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ КОМИССИЯ После моей службы в Португалии я получил назначение в наше посольство в Лондоне. Там я стал советником посольства, помощником нашего посла Винанта и членом вновь созданной Европейской консультативной комиссии.Решение о

Европейская гостиница

Из книги автора

Европейская гостиница Однажды, выходя из церкви, я подал милостыню одной из жалких нищих старух, которых много стояло на паперти.- Спаси Бог, соколик, обрадует тебя Царица Небесная, - забормотала, крестясь, нищая.«Чем-то она меня обрадует?» - подумал я про себя.Когда я

Европейская Малороссия

Из книги автора

Европейская Малороссия «Я велел себя посадить в дилижанс и везти в Италию. Добравшись до Триэста, я себя почувствовал лучше. Дорога, мое единственное лекарство…», – писал Гоголь Михаилу Погодину.Когда Николай Васильевич начал подолгу жить в Европе,

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ

Из книги Карта родины автора Вайль Петр

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ ТРАМВАЙ ДО МОТОВИЛИХИ Прямоугольная планировка сразу обозначает промышленный город. Красота здесь лишена очарования естественности, как жизнь по приказу. Приказом царицы Пермь назначили городом, и она стала обзаводиться не историей, которой не было,

II. Европейская «окраина»

Из книги Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты автора Белоусов А Ф

II. Европейская «окраина»

Европейская мода

Из книги Путешествие в историю русского быта автора Короткова Марина Владимировна

Европейская мода

«ЕВРОПЕЙСКАЯ СЦЕНА 20-30-х гг.»

Из книги По лабиринтам авангарда автора Турчин В С

«ЕВРОПЕЙСКАЯ СЦЕНА 20-30-х гг.» Период между двумя мировыми войнами в истории авангарда мало известен. Он начинался при последних скандалах дада и может поразить своим «тихим хаосом», где все, повторяясь, как «эхо», множится, а нередко и вступает в борьбу. Среди новых

Астра европейская

Из книги Современные теплицы и парники автора Назарова Валентина Ивановна

Астра европейская Представляет собой сильно разветвленный куст, имеющий множество цветочных корзинок разнообразной окраски. Цветет всю весну и

Европейская сессия

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Европейская сессия Лондон - самый крупный и важный дилинговый центр в мире. По данным исследования Банка международных расчетов, на его долю приходится 30% объема Forex. Большинство дилинговых отделов крупных банков расположены в Лондоне; большая часть валютных транзакций

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Из книги Новая философская энциклопедия. Том четвёртый Т-Я автора Стёпин Вячеслав Семенович

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

§ 25. Европейская культура XIX в

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 25. Европейская культура XIX в Литература первой половины XIX в. Революционные события в Европе конца XVIII – середины XIX в. оказали серьёзное влияние на развитие культуры. Никогда раньше жизнь общества не отображалась с такой глубокой реалистичностью и с такой полнотой,

Европейская география

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Европейская география В течение многих веков единственным центром христианского мира, в котором не прекращалось развитие порожденных цивилизацией наук, был Константинополь, вообще Византийская империя. Мусульманские страны, отделившись от нее в VII веке, продолжали

111. Как Европейская комиссия борется с антиконкурентными действиями предприятий?

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

111. Как Европейская комиссия борется с антиконкурентными действиями предприятий? Основным актом, определяющим процедуру применения правил ЕС о конкуренции, применимых к предприятиям, до последнего времени являлся «первый Регламент о применении статей 81 и 82 Договора»

Ель европейская

Из книги Рецепты св. Хильдегарды автора Свитко Елена Витальевна

Ель европейская (Picea abies)Используется для лечения астмы и других болезней дыхательных путей, иногда комбинируется с почками шиповника, туи и березы. Оказывает влияние на рост костей, особенно у детей и подростков, когда есть необходимость укрепить скелетную систему и

Похожие статьи