Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми подготовительной группы на тему: «Ах ты, Зимушка-зима. Нод на тему зима в подготовительной группе Нод в подготовительной группе по теме зима

Подготовила: Шинкина С.В., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Интеграция образовательных областей:

Социализация.
Коммуникация.
Познание.
Художественное творчество.
Художественная литература (чтение).
Физическая культура (физ. минутка).
Музыка.
Безопасность.
Труд.
Здоровье.

Задачи:

Социализация:

Закреплять умение согласовывать свои действия с другими.
Воспитывать умение действовать в команде, четко оценивать результат.
Развивать умение внимательно слушать товарища, не перебивать его.
Расширять представления о ранней зиме.

Коммуникация:

Расширять, уточнять актуальность словаря.
Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Развивать умение строить сложноподчиненные предложения.
Упражнять детей в подборе однокоренных определений и сказуемых к определенному слову.
Совершенствовать фонематический слух, умение выполнять звуковой анализ слова, определять место в слове.

Познание:

Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.
Закреплять умение обогащать и систематизировать представления о временах года.
Совершенствовать навык количественного и порядкового счета в пределах 10.
Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке.

ФЭМП:

Закрепить знания о количественном и порядковом счете.
Упражнять детей в составлении изображений предметов из геометрических фигур.
Уточнить знания детей о временных понятиях: названия зимних месяцев, их последовательность. Закрепить умение определять время по часам (ровно час)
Совершенствовать знания о последующем и предыдущем числе.
Упражнять в работе с таблицами, развивать логическое мышление: умение объединять предметы в группы по общим признакам.
Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Активизация словаря словами: зимние месяцы; декабрь, январь, февраль; названия геометрических фигур.
Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.

Художественное творчество:

Развивать знания через продуктивную деятельность.
Продолжать развивать умение отражать свои впечатления в рисунке. Подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающий жизни.
Развивать композиционные умения, учить располагать изображение по всему листу.
Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами.
Продолжать совершенствовать умения детей рассматривать работы (рисунки), радоваться достигнутому результату.
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Развивать чувство композиции (располагать фигуры на листе бумаги)
Закреплять приемы вырезания, наклеивать изображение намазывая их клеем.
Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.

Художественная литература:

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Обогащать внимание на выразительные средства (выражение, сравнение, эпитеты).
Формировать детей выразительно читать наизусть стихотворение.
Пополнять литературный багаж рассказами, стихами, пословицами по данной теме.

Физическая культура:

Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно.
Испытывать положительные эмоции при физической активности.

Музыка:

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Знакомить с творчеством Вивальди «Времена года».

Безопасность:

Закреплять умения безопасного использования ножниц.
Труд:
Закреплять умение самостоятельно готовить материалы для образовательной деятельности, без напоминания убирать рабочее место.

Здоровье:

Развивать способность к самоконтролю при выполнении движений, спортивных упражнений.
Формировать представление о здоровом образе жизни, умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Методы и приемы:

Практические;
Наглядные (рассматривание, показ, способ действия.);
Словестные (беседа, художественное слово);
Проблемно-поисковые вопросы;

Материал и оборудование:

Художественная литература. «Белая береза» С. Есенин.
Иллюстрации к стихотворению, зимние пейзажи, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши.

Рисование «Здравствуй, гостья - зима»: пейзажи с изображением зимы, гуашь, кисти, стаканчики с водой.

Рисование «Зимние забавы»: иллюстрации с изображением зимних забав, краски, кисти, стаканчики с водой.

Аппликация «Снеговик»: стихотворение «Снежная баба» В. Орлов, образец снеговика, ножницы, ткань белая, яичная скорлупа, вата, цветной картон(голубой), клей, простой карандаш, цветная бумага (коричневая).

Конструирование «Снежинки из бумаги»: письмо от Деда Мороза, ножницы, белая бумага, простой карандаш, конверт для снежинок.

Ознакомление с окружающим «Здравствуй, гостья – зима»: цветные карандаши, листы бумаги формата А-4.

ФЭМП: снеговик, елочка, модель часов, карандаши, листы, мяч.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая (дидактические игры)

Д/У «Зимние забавы», Д/И «Отгадай, чей след», «Разложи правильно», «Разрезанные картинки»,

Словесная игра «Подбери слово».

Продуктивная

Рисование «Дремлет лес под сказку сна»;

Лепка из соленого теста «Снеговик».

Музыкально –

художественная

Слушание пьесы П.И Чайковского «Времена года» (Зима).

Слушание Вивальди «Времена года» (Зима).

Чтение (восприятие)

Стихотворение С. Есенина «Зима»; И. Сурикова «Зима»; А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Рассказ В. Архангельский «Летят снежные крупинки»

Двигательная

П/И «Снежная баба», «Царь горы», Охота на кролика».

И/У «Погреемся».

Ф/М «»Зима», «Лыжники»

П/Г «Погреемся»

Упражнение для координации зрения «Снежинка».

Познавательно –исследовательская

Эксперимент «Почему наступает зима»

Решение проблемных ситуаций «Как предупредить травмы зимой в гололед»

Коммуникация

Беседа «О зиме».

Ситуативный разговор по картинкам о зиме.

Ситуативный разговор « Гололед».

Беседа, «По каким признакам вы догадались».

Д/И «Придумай и напиши».

Трудовая

Подготовка рабочего места для продуктивной деятельности и его уборка.

Тема: «Здравствуй гостья – зима»

Интеграция: Художественное творчество (рисование), познание, труд, безопасность, социализация, физическая культура, музыка.

Деятельность воспитателя.

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинный зайка серый

Обернулся зайка белым

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети сидят на коврике.

Отгадывают загадку.

Умение внимательно слушать и отгадывать загадку.

Прослушивание музыки:

А сейчас закройте глаза и слушаем музыку, представляя под нее зиму с белым пушистым снегом, морозными узорами на стеклах, ледяными реками

(фонограмма «Вьюга»)

А теперь расскажите, какую зиму вы представили?

Слушают музыку - представляют зиму.

Отвечают на вопрос: (снежную,

холодную, морозную,

Развитие воображения. Умение внимательно слушать звуки природы

Умение строить высказывание.

Пальчиковая гимнастика:

Вот так хорошо описали зиму, что даже стало холодно, давайте погреемся.

Руки в кулак сожмем и немножко подождем. На ладошки мы подуем, все снежинки мы с них сдуем.

Руки растираем и разогреваем.

Имитируют движение согласно тексту

Развитие мелкой моторике пальцев рук

Продолжи предложение:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег).

С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки).

На поселке, на лужок выпал беленький … (снежок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).

Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).

Дети подбирают подходящее слово к каждому предложению заканчивая его в рифму.

Эмоционально положительное отношение к поэзии о зиме.

Физкультминутка:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью –зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Выполняют движения согласно тексту.

Снятие напряжения.

Рисование на тему: «Здравствуй, гостья – зима»

Предлагает детям гуашь и изо оборудование для создания рисунков.

Рисуют «Зиму в своем представлении».

Умение передавать в рисунке свои впечатления.

Рефлексия:

Предлагает детям организовать выставку и «художниками» рассказать о своих картинах.

Организуют выставку. Оценивают работы, сравнивают с задуманным образом.

Умение подмечать характерные особенности того или иного рисунка. Умение вести беседу.

Логика образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)

Тема: «Зимние забавы»

Интеграция: Художественное творчество (рисование№2), познание, коммуникация, социализация, труд.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

В группу пришло письмо, (на конверте нарисована снежинка). Предлагает послушать, что в нем написано.

Встречаем зиму!

К нам зима пришла опять!

Снегом белым, словно мелом,

Побелить дома успела,

Все деревья и дорожки,

И стучится к нам в окошко!

Шубу, шапку надевайте,

Лыжи, санки доставайте,

Зимушку бегите встречать,

Всех ребят зовите играть!

Нас зима зовет на улицу поиграть.

А во что мы можем поиграть зимой на улице? Какие вы зимние забавы знаете?

Слушают стихотворение. Отвечают на поставленные вопросы.

Умение слушать внимательно. Отвечать полным ответом на вопросы.

Рассматривание иллюстраций:

Показывает картинку с изображением (коньков санок, лыж….)

Придумывают слова действия

Формирование умение строить предложения по картинкам.

Словесная игра:

«Подбери слово»

Называет природное явления, предлагает детям ответить:

Мороз (что делает?)

Метель (что делает?)

Снег (что делает?)

А дети (что делают?)

Подбирают слова

Отвечая на вопросы

Формирование умения называть природные явления.

Физкультминутка: «Зимой».

Как интересно нам зимой!

На санках едим мы гурьбой!

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи одеваем

Потом все встали на коньки, Зимой веселые деньки.

Дети эмитируют движения.

Снятие напряжения.

Рисование на тему: «Зимние забавы».

Предлагает изо оборудование для создания своего придуманного сюжета.

Рисуют играющих детей.

Умение самостоятельно выбирать содержание работы характеризуют особенности своего сюжета.

Рефлексия:

Предлагает детям организовать выставку. Рассказать о своем сюжете.

Организуют выставку.

Умение подмечать характер особенности того или иного сюжета. Учить вести беседу.

Логика образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)

Тема: «Здравствуй, гостья – зима».

Интеграция: Коммуникация (развитие речи), познание, художественная литература, физическая культура, социализация, музыка.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

Предлагает отгадать загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белоснежка светлолица,

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром. (зима)

Дети отгадывают загадку

Умение отгадывать загадки.

Д/И: «Подбери признаки»

Предлагает подобрать признаки к словам (зима, мороз, снег)

Подбирают признаки: (холодная, морозная,

пушистый).

Умение подбирать признаки.

Предлагает подобрать однокоренные сказуемые.

«Что делает?»

А что снег делает?

Что еще может идти?

Что тает?

Что летает?

Что падает?

Дети подбирают однокоренные сказуемые

(идет, сверкает…)

Умение подбирать однокоренные сказуемые.

Звуковой анализ слова: «Зима».

Предлагает цветные фишки, обозначающие гласные, согласные твердые, мягкие звуки, для проведения звукового анализа.

Проводят звуковой анализ слова, выкладывают цветные фишки соответствующим образцам.

Умение выполнять звуковой анализ слова.

Чтение рассказа о зиме.

Предлагает ответить на вопросы по содержанию рассказа.

Слушают рассказ, обсуждают

Умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полным ответы.

Физкультминутка (под музыку):

Мы зимой в снежки играем(3р)

По сугробам мы играем(3р)

И на лыжах мы бежим(3р)

На коньках по льду летим(3р)

И снегурку лепим мы(3р)

Гостью зиму любим мы(3р)

Снятие напряжения.

Речевое упражнение:

«Закончи предложение»

Зимой бывает снег, а осенью... (листопад).

Зимой бывает снег, а летом…(дождь)

Зимой снег падает, а осенью…(тает).

Зимой бывает холодно, а летом…(жарко).

Заканчивают предложения, подбирая слова

Умение подбирать слова.

Предлагает составить предложения о зиме с помощью картинок.

Составляют предложения по картинке.

Умение точно полностью выражать свои мысли. Умение грамотно строить свою речь.

Рефлексия:

Предлагает рассказать о выполненных заданиях.

Рассказывают о выполненных заданиях, что нового узнали, чему научились.

Интерес желание узнать больше о зиме.

Логика образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)

Тема: « Зимушка - зима»

Интеграция: Познание (ребенок и окружающий мир), коммуникация, музыка, художественное творчество, физическая культура.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

Предлагает отправиться в госте к Зимушке - зиме.

На чем мы можем поехать?

Мы поедем с вами на загадке.

(на доске нарисован частичный рисунок саней, и точки для соединения,

точки пронумерованы цифрами).

Перечисляют на чем можно поехать к Зимушке – зиме (лыжи, санки, коньки).

Соединяют точки по порядку начиная с первой цифры.

Проявление познавательного интереса.

Развитие логического мышления.

Задает вопрос:

В какой сказке сани ехали сами?

Мы тоже скажем волшебные слова « По щучьему велению, по моему хотению ну-ка, сани, поезжайте сами».

Вот мы и в гостях у Зимушки –зимы.

Отвечают на вопрос.

Становятся друг за другом и идут по группе.

Умение полным ответом отвечать на поставленный вопрос.

Предлагает отгадать загадку:

Без мотора, а летит.

Отгадывают загадку.

Умение отгадывать загадки.

Всех ли птиц мы можем сейчас увидеть? Почему? Назовите зимующих и перелетных птиц.

Какое настроение у птичек?

Чем мы можем помочь птицам?

Часто мы слышим пение птиц? Почему?

Да,зимой природа спит.

Хотите и вы отдохнуть?

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение внимательно слушать вопрос и грамотно отвечать. Верно выстраивать предложения.

Физкультминутка:

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!

Выполняют упражнения на релаксацию.

Снятие напряжения.

Д/И «Разложи правильно»:

На столе лежат иллюстрации с изображением времен года, дети их раскладывают на 4 части последовательно и называют.

Последовательно раскладывают картинки.

Знание времен года.

Д/И «Отгадай - чей след»:

На листах нарисованы следы человека, птицы, собаки… большие и маленькие.

Отгадывают, чьи следы нарисованы.

Развитие внимания.

Рисование «Зимушка-зима»:

Предлагает нарисовать Зимушку в своем представлении.

Дети рисуют выдуманный персонаж.

Развитие воображение передавать в рисунке выдуманный персонаж.

Рефлексия:

Предлагает выбрать для выставки рисунки.

Рассматривают работы друг друга.

излагать свои мысли понятно. Принимать выбор товарищей.

Логика образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)
Тема: Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза».
Интеграция: Чтение художественной литературы (ознакомление с художественной литературой), познание, коммуникация, социализация, физическая культура.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

Показывает портрет С. Есенина. Рассказывает о поэте.

Задает вопросы:

Какие его стихи вы уже слышали?

Какие сможете рассказать наизусть?

Рассматривают портрет.

Слушают рассказ воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Читают стихи.

Развитие интереса к творчеству поэта.

Призывает послушать стихотворение С. Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Слушают стихотворение

Умение внимательно слушать.

Задает вопросы:

О чем стихотворение?

Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Как вы догадались, что очень любит?

Поэт говорит о березе, как о живой. Из каких слов это видно?

В стихотворении есть такие слова:

«И горят снежинки

В золотом огне»

Как вы понимаете эти слова?

Что значит ГОРЯТ?

Как сказать по-другому?

(блестят, сверкают…)

Предлагает послушать стихотворение еще раз.

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

Отвечают полным ответом на поставленные вопросы.

Умение выделять главное из прочитанного.

Рассматривание пейзажей:

Предлагает рассмотреть пейзажи.

Какой из этих зимних пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза».

Объясните,почему вы так думаете.

Дети, в какую погоду любовался березой поэт?

Рассматривают пейзажи, отвечают на вопросы.

Умение отвечать на вопросы полным ответом.

Физкультминутка:

Руки на пояс поставьте вначале

Влево и вправо качайте плечами.

Вы дотянулись до пятки.

Если сумели – все в полном порядке.

Выполнение движений согласно тексту.

Снятие напряжения.

Предлагает разучить стихотворение.

Читает еще раз стихотворение.

Повторяют запомнившиеся строки.

Развитие памяти. активизация речи детей.

Рефлексия:

Задает вопросы;

С каким поэтом вы сегодня познакомились?

Какое стихотворение начали

разучивать?

Отвечают на вопросы.

Закрепление знаний о поэте С. Есенина.

Логика образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)

Тема: «Здравствуй гостья – зима» «Снеговик».

Интеграция: Художественное творчество (аппликация),познание, труд, безопасность, социализация, физическая культура, музыка.

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

Предлагает отгадать загадку:

Человек он не живой.

Хоть не дворник, а с метлой.

Во дворе стоит без дела.

С головы до ног весь белый.

Вместо глаз две черных точки.

Два блестящих уголёчка. (Снеговик)

Показывает картинку с изображением снеговика.

Читает стихотворение «Снежная баба» В. Орлов.

Отгадывают загадку.

Показывает образец:

Кого вы видите на картинке?

Из чего сделан снеговик? (из ткани)

Луна (скорлупа яичная),

Снег (вата).

Анализ образца.

Умение анализировать образец.

Выполнение аппликации:

Показывает прием наклеивания скорлупы, на вырезанную из черной бумаги деталь луны, отрывание небольших кусочков ваты.

Объясняет вырезание кругов из ткани, ведро из бумаги.

Выполняют аппликацию по образцу.

Умение аккуратно выполнять работу, придерживаясь образца.

Физкультминутка:

Снеговик.

Давай, дружок, смелей дружок. Кати по снегу свой снежок. (идут по кругу)

Он превратился в снежный ком.

И станет ком снеговиком (кругообразные движения руками)

Его улыбка так светла

Его глаза, шляпа, нос, метла. (показывают улыбку, глаза)

Но солнце припечет слегка

Увы - и нет снеговика (присаживаются на корточки).

Выполняют движение согласно, текста.

Снятие напряжения.

Рефлексия:

Предлагает расположить работы на выставке.

Спрашивает - понравилась ли им работа?

Какой материал использовали в работе?

Организуют выставку из своих работ.

Умение анализировать свою деятельность.

Логика образовательной деятельности (подготовительная к школе группа)

Тема: «Здравствуй гостья – зима. Снеговик. Количество и счет».

Интеграция: Познание (ФЭМП), коммуникация, социализация, Художественное слово, Физическая культура.

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемый результат

Организационный момент:

Предлагает послушать одну историю.

Было это в то время, когда. Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица.

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром.

Когда это бывает? (Зимой)

Слушают историю.

Проявление интереса к непосредственно образовательной деятельности

А что это «три белых коня»?

И было это в том месяце, который зиму открывает, а год закрывает.

Как он называется?

Сколько месяцев в году?

Какой по счету декабрь?

К нам пришёл в гости снеговик (вывешивает картинку)

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрацию со снеговиком.

Знание зимних месяцев.

Геометрические фигуры:

Из каких геометрических фигур составлен снеговик?

Покажите самый большой круг.

Покажите самый маленький круг.

Покажите самый большой треугольник.

Покажите самый маленький треугольник.

Какие фигуры использовали, что бы нарисовать глаза?

В какую сторону смотрит снеговик?

В какой руке он держит метлу?

Сколько кругов на рисунке?

Сколько треугольников?

Сколько кругов и треугольников вместе?

Называют геометрические фигуры.

Знание геометрических фигур.

Скоро новый год Снеговик принес с собой Елку. Но художник не успел дорисовать ее. Нам нужно дорисовать елочку.

Предлагает дорисовать елочку.

Сколько у нее получилось веток с каждой стороны?

Сколько всего веток у елочки?

Захотел снеговик украсить елочку, да вот беда игрушек нет у него.

Игра « Найди бусинки» в песке (на ощупь).

Дорисовывают елочку.

Физкультминутка:

Раз, два, раз, два -

(хлопаем в ладоши)

Начинается игра.

Разгребаем снег лопатой,(имитируем движения)

Строим горку во дворе.

Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.

Раз, два, раз, два

(ритмично топаем)

Вот и кончилась игра.

Дети выполняют движения согласно тексту

Снятие напряжения.

Снеговик, предлагает нам поиграть в игру «Угадай который час».

Дети определяют время по часам.

Формирование

умения определять время по часам.

Посмотрите, снеговик нам еще принес снежок. Давайте поиграем с ним.

Правило игры:

Я бросаю (мяч) и называю число: вы ловите и бросаете мне его обратно, называя последующие и предыдущее число.

Называют предыдущее и последующее число.

Знание последующих и предыдущих чисел.

Решение задачи:

Снеговик просит помочь решить ему задачку. Она запутался.

На дворе сидели птички. Когда прилетели еще 2 птички, их стало5. Сколько птиц сидело на дереве?

Решают задачу.

Формировать умения решать задачи.

Снеговик прощается с нами. Ему пора на улицу, а то он растает.

Работа в тетрадях:

Предлагает открыть свои тетради. «Дорисуй снеговика.

Работают в тетрадях.

Рефлексия:

Предлагает рассказать о выполненных заданиях. Обобщить, рассказать чему научились на этом занятии.

Рассказывают о выполненных заданиях, о том что нового узнали на занятии и чему научились.

Проявление интереса и желание участвовать в развивающих играх математического содержания.

Яна Смеркалова
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Занятие по коммуникации в подготовительной группе

Тема : Зимушка-зима

Цель : обобщить и систематизировать знания детей о зиме; учить подбирать родственные (однокоренные) слова и антонимы; учить детей отвечать на вопросы; развивать навык словообразования и составления предложений; активизировать словарь по данной теме;

Предварительная работа : Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (признаки зимы)

Белый снег пушистый В воздухе кружится,

И на землю тихо Падает ложится

Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

Какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная) Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река) Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю. Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Хорошо описали зиму , вспомнили все ее признаки.

2. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)

Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег» .

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок) .

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

Какие слова вы добавляли?

На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам :

Зима - (зимушка , зимний, зимовать, зимующие и др .);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

3 Игра «Я, ты, он,она!»

А еще зимой, ребята, не только морозят и замораживают, но и зябнут, то есть мерзнут. И чтобы запомнить это слово, мы поиграем в игру «Я, ты, он, она» составим словосочетания со словами зябнуть зимой (я зябну зимой, ты., он, она, мы., вы., они.)

4. Физминутка. Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте, там снеговика лепили (махи руками,

А потом с горы катились (волнообразные движения руками,

Веселились и резвились (прыжки) .

В Таню кинули снежком (произвольные движения, в Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком - получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой) - побежим скорей домой (возвращаемся на места!

5. Игра «Путаница»

Ой, ребята, пока мы с вами грелись, у меня все слова в предложениях перепутались! Что же теперь делать? Может быть, вы поможете мне распутать их?

Дети забавы любить зимние – дети любят зимние забавы

Зина санки зимой кататься на - Зина любит зимой кататься на санках

Дети одежда зимой надевать зимняя – дети зимой надевают зимнюю одежду.

Кузя снеговик лепить сад в - Кузя лепил снеговика в саду

Игра «Наоборот»

Здесь разобрались, а вот еще напутано :

Летом и зимой дни жаркие. Правильно? Летом и зимой небо светлое. Правильно?

Летом и зимой дни длинные. Правильно? Весной и летом Лёд на реке тонкий. Правильно?

Снег и лед мягкие. Правильно?

Молодцы, навели порядок, распутали все слова, теперь можно продолжать дальше!

6. Работа над улучшением дикции и автоматизации звуков С З

Предложения и словосочетания вы умеете составлять, а вот стихи и скороговорки кто-нибудь умеет рассказывать? А про зиму или снег знаете ? (повторение скороговорок «Сыплет, сыплет снег» и «Зима была» ) молодцы, а я такую скороговорку знаю и предлагаю её выучить :

ЗЯБНЕТ НОС, ИДЁТ ЗИМА,

В ЗИМНЕЙ СКАЗКЕ ЛЕС, ДОМА.

ВСЁ ПОЗЁМКОЙ ЗАНЕСЁТ :

ЗЕМЛЮ, СТЕПИ И ЗАВОД!

7. Итог. Игра «Скажи ласково»

Какие же вы все умнички, со всеми заданиями справились!

Кто скажет, о чем мы сегодня говорили? А какое новое слово выучили? Молодцы, но у меня припасено еще одно, самое легкое : скажите, когда мы хотим сделать приятное кому-нибудь, то как мы обращаемся, как его называем? Правильно, ласково, а давайте придумаем, как нам задобрить зиму

Снег….снежок ветер…. ветерок Мороз - морозушка снежинка…снежиночка Зима….зимушка елка… .елочка горка-горочка Санки- саночки снеговик-снеговичек Снегурка – Снегурочка Звезда…. звездочка солнце…. солнышко

За то, что вы хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии, дарю вам всем солнышко, чтобы оно грело нас в мороз!

Конспект НОД в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий и средств ИКТ. Тема: «Зима во всей красе»

Цель: Способствовать разностороннему развитию личности ребенка, укреплению его психического и физического здоровья. Обобщить и закрепить знания детей о зиме, о ее природных явлениях через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательно развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие.

Задачи

Образовательные:

Формировать представления детей о таких видах искусства, как живопись, поэзия, музыка. Закрепить знания о видах ударных музыкальных инструментов, навыков способов извлечения на них. Способствовать формированию словаря, звуковой культуры речи. Создать условия для формирования социально – коммуникативных навыков, через умение общаться со сверстниками, с взрослыми в процессе игровой, творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать психические процессы. Способствовать развитию музыкально – эстетического, художественного восприятия, музыкально – сенсорных способностей, певческих навыков детей, мелкой моторики рук, творческих способностей в умении самостоятельно воплощать свой творческий замысел в игре на музыкальных инструментах, танцевальной импровизации, художественной деятельности.Продолжать развивать в девочках и мальчиках качества, свойственные их полу.

Воспитывающие задачи:

Продолжать приобщать к музыкальной культуре. Создать условия для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений живописи, поэзии, классической музыки, интереса к музыкально – художественной деятельности, физической культуре. Обогащать музыкальные впечатления детей слушанием новых музыкальных произведений.

Оборудование и материал. Средства ИКТ. Музыкальные инструменты – трещотка, погремушки, коробочка, бубенцы, колокольчики; султанчики новогодние; смайлики с одной стороны – веселое, а с другой – грустное изображение, вырезанные снежинки в середине, которых точками изображены коньки, лыжи, клюшки; витамин «Аскорбиновая кислота» в драже по количеству детей.

(Дети заходят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс», останавливаются в кругу).

Муз. рук. (Поет) Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Я знаю, что вы все добрые, умные ребята, любите музыку и приглашаю вас в сказочное музыкальное путешествие. Но, сначала, мы с вами выполним упражнение. Покажите свою ладошку. Сейчас каждый из вас вместе со мной прохлопает свое имя.

Ритмическое упражнение «Прохлопай свое имя».

Муз. рук. Открывайте шире глазки, отправляемся мы в сказку.

Однажды прекрасным, зимним днем на землю прилетела необычная снежинка. Надоело ей просто лежать, захотелось отправиться в зимнее путешествие.

И где, вы думаете, она оказалась?

Дети (…).

Муз. Рук. В детском саду.

(На экране слайд – изображение снежинки на фоне зимнего пейзажа.

Снежинка: Я, волшебная Снежинка, с музыкою я дружу,
От Зимы привет вам шлю, в путешествие зову!

Муз.рук. Поднимите ладошку, положите на нее снежинку, сделали короткий вдох через нос, выдуваем через ротик трубочкой на снежинку и полетели (Снежинка улетает).

Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку» .

( Слайд изображение картины В. М. Васнецова «Зимний сон» и изображение Снежинки на фоне внизу экрана . Звучит волшебная музыка).

Муз. рук. Ребята, снежинка перенесла нас на зимние просторы. Давайте полюбуемся зимушкой. Свое восхищение красотой зимней природы, выразили в искусстве художники, композиторы, поэты. Ребята, перед вами изображение картины В. М. Васнецова «Зимний сон». Что вы видите на ней?

Дети (Ответы).

Муз.рук. Зимний лес. Все вокруг укутано зимним одеялом. Природа застыла. Как будто, спит. Не зря, картина называется «Зимний сон» (Звучит голос Снежинки).

Снежинка Ребята, а давайте оживим эту картину с помощью вашего голоса и музыкальных инструментов.

Фонопедическое упражнение «Оживи картину» с элементами музицирования

Муз. рук. Зимний лес спит. Вдруг, поднялась и разыгралась метель. (У – у – у – у). Веточки деревьев затрещали (Цокают в «улыбке», звучит трещотка ) и с них посыпался пушистый снег (Ш – ш – ш, играют на погремушках ). В поисках пищи по сугробам прошелся гордый лось. (Сжимают пальцы на звук «Х»). Застучал старательно по дереву дятел. («Клювиком» стучат по ладошке на слово «тук», звучит «Коробочка»). Нарушив зимний покой леса, проехала лошадка (цокают, играют на ложках ), звеня бубенцами (произносят «Динь» и играют на бубенцах, колокольчиках) и скрипя санями (шуршат ладошками). Снова воцарилась тишина.

Муз. рук. Молодцы! Вот мы и оживили картину «Зимний сон».

Ребята, а сейчас мы послушаем, какой изобразил зиму итальянский композитор
А. Вивальди в музыке. Музыка, мы знаем, бывает классическая, современная, народная. Сейчас прозвучит классическая музыка – вторая часть музыкального произведения «Зима» из цикла «Времена года» в исполнении оркестра. Подумайте, какая музыка по характеру и что можно представить, слушая эту музыку (Слушают).

(Предполагаемые ответы – светлая, спокойная, нежная, ласковая, протяжная, прозрачная).

Муз.рук. Бескрайние зимние поля. Вокруг белым-бело. Светит солнышко. Снежинки искрятся от солнечных лучей (Слайд – портрет А.С. Пушкина).

Муз. рук. Послушайте, какая часть стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина подходит по настроению к музыкальному произведению «Зима» А. Вивальди.

Первая: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела –

Или вторая : Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Муз. рук. Вот мы и полюбовались красотой зимней природой, выраженной в живописи, музыке и поэзии (Звучит голос Снежинки).

Снежинка Ребята, а вы знаете пословицы о зиме?

Дети (Ответы).

Муз.рук. В народе говорят: «Февраль и теплом приласкает и морозом ударит». «Февраль солнце на лето поворачивает». «Вьюги да метели под февраль налетели».

Муз. рук. Молодцы, ребята! Давайте поиграем. Изобразим «Метель» с помощью султанчиков и движений под классическую музыку (Слайд- портрет П.И. Чайковского) великого русского композитора П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» к балету «Щелкунчик». Когда зазвучит громкая волнительная часть отрывка из этого музыкального произведения, будут двигаться мальчики, а когда более тихая, плавная часть музыки – девочки.

Танцевально-игровое творчество «Метелица».

Снежинка: Ребята, отгадайте загадку:
Замечательный художник у окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята кто окно разрисовал? (Мороз)

Муз. рук. Давайте и мы украсим снежными узорами полянку.

(Звучит «Танец феи Драже». Дети раскладывают султанчики в форме узоров).

Упражнение на релаксацию и творчество «Зимние узоры».

(Дети возвращаются на ковер).

Снежинка: А теперь нам в путь пора в санки сядьте, детвора!

(Дети перемещаются на стулья перед фортепьяно, имитируя движение «Санки»).

(Слайд – изображение Снежинки на фоне детского двора).

Муз.рук. Зима нас радует не только своею красотой, но и зимними забавами. Послушайте стихотворение башкирского поэта (Звучит голос Снежинки).

Снежинка: Предлагаю вам, ребята, покататься с горки.

Муз. рук. А вы катались когда-нибудь с горки с помощью своего голоса? Я вас научу, но сначала, потренируем ваше дыхание.

Прием на дыхание «Дирижер».

Муз. рук . Чтоб красиво петь, надо прямо всем сидеть!
Ножки подружили, ручки положили, смотрим на меня. Какая красота

(Слайд – изображение Снежинки на верхней части горки.)

Упражнение с элементами вокалотерапии «Катание на горке»

(Слайд – Снежинка скатывается с горки, дети поют «Ух», «Ах»).

Муз. рук. Ребята, для вас я сочинила песенку «Зимние забавы».

Послушайте и определите с помощью веселых и грустных смайликов, какая она по характеру и о чем поется в песне.

(Слушание песни; показ характерного смайлика; подбор подходящего по характеру звучания музыкального инструмента; беседа о содержании песни с использованием слайдов и подобранных детьми жестов, передающих ее содержание).

Я еще раз исполню песню, а вы мне помогайте, показывайте то, о чем поется в песне.

(Повторное исполнение).

Давайте выучим слова запева.

Прием «Волшебный микрофон» (Рук. говорит, дети повторяют в микрофон).

Снежинка А чтобы вы еще лучше научились петь, я позвала на помощь своих подружек.

Упражнение «Ритмические снежинки» (Слайд – снежинки большие, маленькие, изображающие ритмический рисунок припева. Дети повторяют на слог «Та», «Ти»).

(Звучит «Ветер», снежинки улетают с экрана).

Муз. рук. Дети, снежинки прилетели к вам под стульчики!Они не простые, с сюрпризом. Соедините карандашом точки и увидите картинку (Дети выполняют задание).

Муз. рук. Покажите, что у вас получилось на картинках (Дети показывают).

Снежинка: Дети, чтобы расти здоровыми, надо не только играть, но и заниматься спортом!

Муз.рук. Заберите картинки домой, и разрисуйте их с родителями.

Ой, как много у нас снежинок! А давайте слепим снежную Бабу. Положите снежинки на стульчики, выходите в кружок.

Логоритмическое упражнение «Снежная Баба» (Слайд – снежная Баба с ведром).

Снежная Баба: Потрудились, вы на славу! Постарались вы не зря!
Бабу снежную слепили, полюбуйтесь. Это – я!
Здесь для вас в ведерке витамины от гриппа и ангины.
Глазки дружно закрывайте, витамины получайте (Слайд – снежная Баба без ведра).

(Муз. рук. передает витамины воспитателю.)

Муз. рук. Спасибо, снежная баба! А еще, чтобы не болеть зимой, мы любим танцевать и выполнять оздоровительный массаж (Дети встают на коврик).

Танцевальное творчество с элементами оздоровительного массажа «А на улице мороз»

Муз. рук . А где же наша снежинка? (Слайд – Снежинка).

Снежинка: Ребята, мне очень понравилось наше зимнее, музыкальное путешествие.

(Дует ветер). Ой, мне пора улетать, а то я скоро растаю. До свидания!

Муз. рук. Дети, а вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? Что научились делать и что нового узнали? Вы оказались внимательными слушателями, способными исполнителями и любителями музыки.А сейчас ложимся на коврик и отдыхаем.

(Звучит музыка). Упражнение на релаксацию «Отдохнем».

Мы играли, мы играли. И немножечко устали.
Глазки дружно закрываем и тихонько засыпаем.
Ровно, ровно дышим, что вокруг – не слышим.
Потянулись, встали, славно отдыхали!
В группу вам идти пора, до свидания, детвора!

(Берут снежинки, уходят из зала).

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме; развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

Заводского района г. Саратова

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова Марина Викторовна

САРАТОВ 2015

Примерная основная общеобразовательная программа под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная группа подготовительная к школе группа _

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима».

Тема НОД: «Зимушка-зима»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности:

Загадывание загадок;

Слушание музыки и просмотр слайдов о зиме;

Приход игрушки снеговика;

Ответы на вопросы;

Игра-викторина (участвуют две команды);

Игра «Что наделала зима?»;

Игра «Назови ласково»;

Дыхательные упражнения

Отгадывание загадок;

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Физминутка;

Игра «Доскажи словечко»;

Игра «Найди лишнее слово»;

Упражнение «Назови действие»;

Рисование снежинки пальцем в тарелочке с манкой;

Оборудование: игрушка снеговик; конверт с заданиями; магнитная доска, эмблемы – «снеговичок – красный колпачок», «снеговичок – синий колпачок»; «снежинки» для дыхательного упражнения; картинки с изображением отгадок; листок с изображением неполного символа снеговика; тарелочки с манкой; указка.

Предварительная работа: беседы о зиме; загадывание загадок; чтение художественной литературы; наблюдения за зимними явлениями; рассматривание иллюстраций; разучивание песен; рисование по теме.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома «Зимушка – зима».

ХОД НОД

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме).

Сколько у зимы месяцев?

Вокруг зима, вокруг снега и ветер, и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное; грустное и весёлое.

Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники. (Дети садятся на ковёр, слушают музыку и просматривают слайды).

Стук в дверь. Приходит игрушка – снеговик с конвертом.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик).

Воспитатель смотрит, что лежит в конверте Снеговика.

Дети, а здесь задания, вопросы, кроссворды!

Уважаемый Снеговик, ребята конечно помогут ответить тебе на все вопросы. Да, ребята?

Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвуют две команды: «Снеговичок – красный колпачок»

«Снеговичок – синий колпачок».

Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске вот такими снеговиками. Сейчас мы проведём разминку.

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А Зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Дети отвечают и садятся на стульчики.

Скажите: « Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Молодцы! Приступим к конкурсам.

Игра – викторина «Что наделала зима?». Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ – фишка).

1.Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2.Метель мела и все тропинки…– (замела).

1.Река покрылась льдом и всё…(заледенела).

2.Зима позвала и вьюгу и всё…(завьюжила).

Игра «Назови ласково»

Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2.Лёд – (ледок).

1.Холод – (холодок).

2.Метель – (метелица).

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Отгадки ваши появятся на экране. (Или воспитатель вывешивает картинки).

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

1.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

2.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

Физминутка

Воспитатель: «Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»

(Дети встают в кружок).

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Дети садятся на свои места.

Игра «Найди лишнее слово».

Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

1.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

2.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

1.Холод, хороший, холодильник, холодок.

2.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со снежком)

1.Зимой метель…(метёт)

2.Ночью ветер в трубах…(воет, завывает)

1.Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).

2.В лесу зимой голодный волк…(воет)

1.На зиму медведь в берлоге…(засыпает)

2.Мороз щёки и нос…(щиплет)

1.Зимой вода в реке…(замерзает)

2.Иней на ветках деревьев…(блестит)

1.Зимой снег всё вокруг…(накрывает)

2.Деревья зимой…(спят)

1.Под снегом травка зимой…(греется)

2.Зимой насекомые…(прячутся)

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.

Ничья. Молодцы!

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).

Вот и закончилась наша игра. Все задания снеговика мы выполнили Спасибо за внимание.

Даю установку на дальнейшую деятельность.


Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Ибатуллина Любовь Семёновна
Должность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.

Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:

Глава первая.

Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.

Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой .
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.


Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Похожие статьи

  • Любовный гороскоп женщины-Козерога, или «сто раз отмерь – один отрежь»

    Личная жизнь женщин-Козерогов является большой тайной. Вопрос в том, что она стремится ограничиться одним партнером. На первом месте у такой женщины всегда работа и только на втором – личная жизнь. Женщина Козерог в любви – это настоящий...

  • К чему снится красное платье: подробные значения

    Очень интересный символ, имеющий несколько толкований. Красное платье во сне может быть знаком радости, так и рокового стечения обстоятельств и даже беды. Смотря какое впечатление произвёл красный цвет во сне и какую роль он играл. Если...

  • Феномен миграции бабочек монарха Бабочки монархи во время миграции

    Бабочка Монархимеет гордое звание королевы среди всех насекомых. Данаида -монарх – это полное наименование насекомого, которое имеет царское происхождение. По одной из версий такое необычное имя она приобрела в честь египетского сына...

  • Что будет, если найти ключ

    Ключ – достаточно небольшая вещица, которую очень легко потерять, а вот найти весьма проблематично. Люди, которые потеряли ключ, вынуждены использовать запасные варианты либо делать дубликаты. А вот что делать человеку, который нашел...

  • Пьер-Жозеф Прудон: краткая биография и основы идеологии

    Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику,...

  • Отражение менталитета народа в языке Исторические изменения в языке

    Осознание неуниверсальности и относительности понятия множества в описании мира влечет за собой совершенно новую и чуждую традиционной европейской науке идею целостности - целостности как уникального свойства единства мира, конечной...