Творчество а толстого поурочный план. Методическая разработка урока по литературе на тему «А.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К. I. Организационный момент

Урок-семинар по творчеству Алексея Константиновича Толстого

Цели: познакомиться с творчеством А.К.Толстого, его мировоззрением, многообразием тем лирических произведений;

Развивать у учащихся самостоятельность, познавательные и творческие способности; умения анализировать, сопоставлять лирические произведения;

Воспитание мыслящего человека-творца, способного развивать себя.

Оборудование урока : презентации: «Музей-усадьба А.К.Толстого в Красном Роге», «Сердце полно вдохновенья…», «Когда природа вся трепещет и сияет…»; портрет поэта, записи романсов на стихи поэта; выставка «А.К.Толстому – 190 лет»; проектор, экран

Ход урока

Слово учителя:

/слово учителя на фоне показа презентации «Сердце полно…» /

Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,

В полуденных лучах следы недавней стужи

Дымятся. Теплый ветр повеял нам в лицо

И морщит на полях синеющие лужи.

Еще трещит камин, отливами огня

Минувший тесный мир зимы напоминая.

Но жаворонок там, над озимью звеня,

Сегодня возвестил, что жизнь пришла иная.

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья.

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

Наш сегодняшний разговор пойдет о замечательном поэте Алексее Константиновиче Толстом.

А. К. Толстой - поэт своеобразный. Его стихи нельзя не выделить из массы других. Они музыкальны, пластичны, написаны богатым, образным языком; изображение в них всегда строго подчинено внутренней логике, и каждая деталь в этом изображении оправдана и необходима. Точность и жи­вописность языка в сочетании с мастерской отделкой стиха сделали поэзию Толстого образцовой. Время не властно над большими поэтами.

Неослабевающую притягательную силу поэзии Толстого со­ставляют глубокий патриотизм, гуманизм и совершенство ху­дожественной формы. Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, свободы и борьбы про­тив светского общества, правящей верхушки, тему ухода дво­рянского класса с исторической арены, темы любви, роли по­эта и поэзии в общественной жизни. Стихи поэта своеобразно отражают общественную борьбу своего времени. Утвержде­ние любви к родине, осуждение деспотизма в любой форме, провозглашение идеала свободной личности, служение красо­те, возвышающей человека,- вот в чем состоит пафос луч­ших из них.

Готовясь к семинару по поэтическому творчеству А.К.Толстого, вам необходимо было познакомиться с биографическими данными поэта, его мировоззрением, многообразием тематики произведений. И здесь, на уроке, мы увидим результат вашей самостоятельной работы, насколько творчески вы подошли к выполнению задания.

1. Красный Рог в жизни и творчестве А.К.Толстого. /заочная экскурсия/

2. Сложность и противоречивость мировоззрения писателя. / Толстой был идейным противником революционной демократии 60-х годов XIX века. В то же время он отрицательно относился и к правящей верхушке, и к полицейскому государству.

Используя стихотворение «Двух станов не боец. _ но толь ко гость случайный ...», раскройте противоречивость ь мировоззрения Толстого.

Покажите, что в стихотворении «В совести искал я долго- обвиненья...» раскрыты черты личности поэта - чистота души, благородство, вечное недовольство собой.

Утверждение духовн ости, высокого представления о смысле и ценности человеческих чувств и стремлений - лейтмотив всей» поэзии, всего творчества Толстого. Как этот лейтмотив выражен в стихотворениях «Сердце, сильней разгораясь от году до году...» н «Я вас узнал, святые убежденья…» ./

3. Тема родины.

Важнейшей темой лирики Толстого является тема Роди­ны. Поэт писал о Родине всегда с глубокой любовью, взвол­нованно, часто с грустью. Его патриотизм можно в известной мере сравнить с патриотизмом Лермонтова.

Перечитав стихотворения «И.С.Аксакову», «Ты знаешь край…», «Благовест», «Колокольчики

мои», «Ой стоги, стоги», «Край ты мой, родимый край...», «В колокол, мирно дремлющий…» Баллады, докажите, что поэт знал и любил всю необъятную Россию.

Сделайте вывод, какую любит поэт родину, что ценит в ней?

Что называет своей Родиной ?

В чем проявляется патриотизм поэта?

4. Певец природы родного края.

Анализируя пейзажную лирику Толстого, покажите глубокую любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты.

Чем отличается ранняя пейзажная лирика Толстого от его ли­рики 70-х годов? Сравните «Край_ты_мой, родимый край...» и «Во дни минувшие бывало...» (В ранних описаниях предельно обобщенный пейзаж, в зрелых стихах - реальный )

На примере одного из стихотворений 70-х годов или 10-16 строф из поэмы «Садко» тщательно проследите умение поэта схватить и передать в словах краски, звуки и запахи природы.

Как в стихотворении «Вновь_растворилась дверь н а_влажное крыльцо...» раскрыто единство поэта с родной пр иродой, ее могущественное воздействие на душу "человека? Можно ли утверж­дать, что это стихотворение и о любви к родине, хотя прямо об этом не говорится?

5. Любовная лирика Толстого .

Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Софье Ан­дреевне, ставшей его

женой, его вдохновительницей и критиком. Стихи Толстого о любви -

своеобразный лирический дневнико трудной и светлой любви, которая исцеляет

душу сильного че­ловека.

Подтвердите анализом любовных стихотворений Толстого, что в большинстве

из них два героя: «я» и «ты» (любимая), и что об­раз любимой проникнут

чистотой нравственного чувства, подлин­ной человечностью.

Выявите в любовной лирике Толстого мотив облагораживаю­щего воздействия

любви, а в стихотворениях «Меня, во мраке и в пыли...» и «Слеза дрожит

в твоем ревнивом взоре...» изображе­ние любви как высшего откровения, как

сущности бытия.

Как в стихотворении «Тебя так любят все! Один твой тихий вид...»

выражено высокое отношение к любви и женщине?

Проследите, какими словами поэт часто характеризует свои собственные

переживания и переживания любимой в стихотворе­ниях «Средь шумного бала,

случайно...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо...», «О, если б ты

могла хоть на единый миг...».

Какое стихотворение Толстого на любовную тему тебя особенно трогает и

6. Толстой в музыке / индивидуальное задание/

111. Практическая работа

Стихотворение Толстого «Господь, меня готовя к бою...» пе рекликается с «Пророком» Пушкина. Сравните, чем отличается: облик поэта у Пушкина и Толстого.

- Сравните по идее и настроению «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...» со стихотворением «Когда волнуется желтею­ щая нива...» Лермонтова

Чем стихотворение «И. С. Аксакову» Толстого связано с «Ро­ диной» Лермонтова и что их отличает? (Использованы цитаты из Лермонтова, утверждение любви к простой народной жизни и родной природе. Но у Толстого – неудовлетворенность земной действительностью, романтическое влечение в «беспредельность»).

Итог урока

Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в непосредственности чувства, задушевности тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными переживаниями, полутонами и намеками.

Сегодняшний наш разговор касался Толстого-поэта. Я преследовала цель раскрыть ваше сердце для восприятия духовного наследия нашего земляка, заключенного в его стихах. И если ваша рука потянется к томику Толстого, чтобы перечитать понравившиеся строки или открыть для себя что-то новое, значит я, как учитель, выполнила свою миссию.

Дом. задание : анализ лирического стихотворения /1 вариант - «То было раннею весной», 2 - «Средь шумного бала»

Разделы: Литература

Цель урока:

  • познакомить учащихся с биографией писателя,
  • раскрыть причины, побудившие автора написать роман об эпохе Ивана Грозного;
  • соотнести реальное время России 16 века с художественным временем романа А.К. Толстого.

Оборудование урока: портрет А.К. Толстого, эпиграф на доске: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер». А.Н. Толстой(1883-1945).

Ход урока.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Хочется начать наш урок со слов А.Н. Толстого (писателя 20 века), написанных на доске. Мы тоже попытаемся понять тайну русской души, а для этого нужно глубоко узнать ее историю, а для этого отправимся в эпоху Ивана Грозного. Мы сегодня познакомимся с биографией и творчеством А. К. Толстого, раскроем причины, побудившие его написать роман «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Отыщем реальные детали эпохи Ивана 4 в романе.

Слово учителя:

Встречи с Алексеем Константиновичем Толстым (1817-1875) не столь часты и многообразны, как с другими русскими классиками. Его имя невольно заслонено гениальным собратом по перу Л.Н. Толстым и всегда требует особого пояснения: о каком Толстом идет речь.

У А.К. Толстого есть множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и такие, которые «пронзительно» действуют на душу, давно сделались всенародными: речь идет о романсах на его слова («Средь шумного бала..», «Колокольчики мои, цветики степные…» и др.) Литературное наследие А.К. Толстого не очень велико, но жанровое и тематическое разнообразие его весьма значительно. Помимо лирической поэзии, он сделал значительный вклад в развитие поэзии эпической («Василий Шибанов», «Змей Тугарин» и др.). Его драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» - значительное явление русской драматургии.

Ученик: биография А.К. Толстого.

А.К. Толстой родился в аристократической семье. Превосходная родословная дворянина. Блестящее домашнее воспитание. Еще в детстве путешествовал за границей. Компаньон детских игр наследника царского престола Александра 2. Служба в Московском архиве министерства иностранных дел. В 1843 году получил придворное звание камер-юнкера, которое не обрадовало его, он тяготился пожалованным ему титулом флигель-адъютанта. Со своими двоюродными братьями А.М. и В. М. Жемчужниковыми стал творцом знаменитого «Козьмы Пруткова». В 1861 году покинул придворную службу и полностью отдался литературной деятельности.

Беседа:

- Дайте характеристику исторической эпохи, в которую создавался роман.

Ответ заранее подготовлен учеником:

Роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри его не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были.

Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала.

- В одном из стихотворений А.К. Толстой так определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Он не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, хотя были отдельные черты, которые сближали его с этими течениями русской жизни. Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия. А.К. Толстой хотел бы лишь несколько его ограничить, усовершенствовать, создав вокруг царя общество хороших советчиков из числа родовитого дворянства, связанного с коренными судьбами России.

Говоря о своих произведениях, А.К. Толстой неизменно подчеркивал их этическую и нравственную направленности: «отвращение к произволу, ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся».

В романе «Князь Серебряный» нашла свое отражение эпоха царя Ивана Грозного.

- Что вы знаете о царствовании Ивана Грозного?

Ответ заранее подготовлен учеником.

- Царь Иван Васильевич (Иван 4) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 он принял царский титул, став первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русские столкнулись с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменщиков – бояр». В конце 1564 годы он покидает Москву и объявляет, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это потребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: земщину и опричнину.

Царем был отменен Юрьев день(начало крепостного права), возможно, потому, что некоторые земли просто обезлюдели из-за разгула опричников. Страна разорена. Образованные бояре покидают Москву.

Кто из русских классиков обращался к теме Ивана Грозного в своём творчестве?

Ответ ученика:

К теме Ивана Грозного обращался М. Ю. Лермонтов в своем произведении «Песнь.. про купца Калашникова».

-Что вы знаете об истории создания романа «Князь Серебряный»?

Ответ ученика:

- Над романом Толстой начал работать с конца 40-х годов. Привлекший его образ Ивана Грозного он разрабатывал в балладах «Василий Шибанов», «Князь Михайла Репнин», славил добродетели бояр, служилых людей, неповинно загубленных. Но роман подвигался туго, вероятно, надо было ждать смерти Николая, чтобы засесть за роман о другом царе-тиране. Наступившая предреформенная эпоха развязала руки, и в 1859-1861 годах А.К. Толстой интенсивно работал над произведением, а 21 марта 1861 года объявил, что роман закончен. Автор много потрудился над источниками. Главной опорой для него была «История государства Российского» Карамзина.

Ответ ученика:

- Толстой продолжил традиции русского и европейского исторического романа. В развитии остро приключенческой интриги чувствуется влияние А. Дюма. Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, был Вальтер Скотт(подобное мы находим и у А.С. Пушкина в его повести «Капитанская дочка».) События пропускаются через призму центрального вымышленного героя, который оказывается замешанным в большие события. Это позволяет обрисовать исторических людей не с показной, официальной стороны, а, как выразился А.С. Пушкин, «домашним образом» раскрыть их человеческие характеры.

- Кто из героев является вымышленным лицом, а кто является лицом историческим?

Главный герой князь Никита Романович Серебряный – лицо вымышленное, а вот историческими лицами являются следующие образы: царь Иван Грозный, сын его Иван, Алексей и Федор Басмановы, Малюта Скуратов и другие.

- Какие приметы эпохи Ивана Грозного вы отметили в романе?

Ответ ученика:

  • Опричнина, которая была провозглашена царем в 1564 году. Эта дата указана в самом начале романа, что сразу же позволяет читателю окунуться в мир прошлого России;
  • народные традиции (праздник Аграфены Купальницы и другие обычаи);
  • война за прибалтийские земли;
  • завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем;
  • война с татарами.

- В чем суть опричнины как общественно-политического явления?

Ответ ученика:

К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли. Со своими опричниками Иван провел немало казней противников. И в романе данный исторический факт находит своё отражение. Например, встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метем, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».

Ответ ученика:

- В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой повествует о бесчинствах как самих опричников, так и царя Ивана Васильевича Грозного.

В чем заслуга А.К. Толстого и каковы его ошибки в данном романе?

Ответ ученика:

- Преобразования в стране автором непоказаны, да их и нет, есть одно большое горе в стране от такого правителя(убийства, грабежи, разбой). Но и оценивать правление Ивана Грозного автор не собирался, хотя очень правдиво изобразил психологически противоречивый образ царя.

Ответ ученика :

А.К. Толстой пользуется здесь такими методами, как портретная характеристика, речевая характеристика и рассказ о поступках Ивана Грозного, через его отношение к героям романа(не только сторонникам, но и врагам).

Каким предстает перед нами образ царя?

Ответ ученика:

- В романе царь сменяет гнев на милость, что говорит о перепадах его настроения, но он никогда не забудет спросить с провинившегося за его прежние, может быть, уже ранее прощенные грехи. Нашли и своё отражение черты характера Ивана Грозного – маниакальная недоверчивость, патологическое пристрастие к мучительству и крови, неограниченный деспотизм. Здесь можно назвать эпизоды, связанные со старшим сыном царя Иваном, которого царь приказал извести, а сам даже не пытался узнать правду: так порой слепо он верил и доверял своим опричникам. А вот к словам честных людей он не прислушивался.

Какова роль эпиграфа в данном романе? Зачитайте его.

Ответ ученика:

А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателя в своё оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.

Тацит. Летопись. Книга 16.

Ответы учеников:

А.К. Толстой создал исторически верную картину эпохи Иоанна Грозного. Страшно от всех кровавых деяний царя, человека, который управлял Россией.

Люди верили, что он послан им самим Богом. Они верили ему, они надеялись на него, но их надежды не оправдались. И восстать против него – значит восстать против самого Бога.

Рабское терпение – вот, что управляло людьми той эпохи. Очень трудно им было в то время. Невозможно представить себе, что народ осмелился бы на какие-то решения.

Как подумаешь, что это - наши предки, то ужаснешься их долготерпению. Я правильно сказал: нельзя было так терпеливо сносить все эти пытки, издевательства.

Конечно, деятельность Ивана Грозного в целом была прогрессивной и соответствовала историческим задачам того времени. А все его реформы были направлены на укрепление власти бояр над трудящимися массами, но в романе перед нами злодей, проливающий кровь своего народа. Укрепляя свою власть над боярами, Иван Грозный разорял страну.

Слово учителя:

Говоря о своих произведениях, сам Толстой неизменно подчеркивал их этическую направленность: «отвращение к произволу,.. ненависть к деспотизму, в какой бы форме он ни проявлялся». Но нужно учесть, что Толстой не связывал деспотизм с самодержавием.

Само же произведение буквально с первых строчек завораживает, очаровывает нас своим сюжетом, честными и смелыми героями, которые и любить умеют, и за Родину постоять смогут (это и главный герой –князь Никита Романович Серебряный, и боярин Морозов

и др.) В своем романе Толстой решает вечные проблемы: добра и зла, любви и ненависти, смелости и трусости, верности и предательства.

Автор «Князя Серебряного», воскрешая в романе события давно минувших веков, смог почувствовать, найти в этом минувшем то, что оказалось способным преодолеть строгие рамки хронологии и волновать иные поколения, став для них помощником в решении гражданских вопросов, выдвигаемых новой эпохой.

И мы с вами попытались разобраться в прочитанном произведении.

Спасибо всем, хорошо поработали.

Список использованной литературы:

  1. Богуславский Г. Р. «Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный», 1980
  2. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» ЛвШ №8-2002
  3. Кулешов В. И. (доктор филологических наук) «А. К. Толстой и его роман «Князь Серебряный».

Алексей Константинович Толстой К. П. Брюллов. Портрет Алексея Толстого в юности (1836) «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному».








Определение классовой принадлежности поэтом Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не мог меня привлечь; Союза полного не будет между нами Не купленный никем, под чьё б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть, Я знамени врага отстаивал бы честь! 1858 г.












Из письма к жене "Я люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостям и моей души" А.К.Толстой Худ. Владимир Первунинский Незнакомка




Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты; Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый прилечь Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя я не знаю, Но кажется мне, что люблю!


«Не ветер, вея с высоты…» (учебник с. 119) Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна. Житейский вихрь её терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твоё легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье… 1851 или 1852 (?)




А.К. Толстой. «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868 г.) Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Нестор, Летопись, стр.8 Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет. А эту правду, детки, За тысячу уж лет Смекнули наши предки: Порядка-де, вишь, нет.


Он вдруг сказал народу: «Ведь наши боги дрянь, Пойдем креститься в воду!» И сделал нам Иордань. «Перун уж очень гадок! Когда его спихнем, Увидите, порядок Какой мы заведем!» Послал он за попами В Афины и Царьград, Попы пришли толпами, Крестятся и кадят, Поют себе умильно И полнят свой кисет; Земля, как есть, обильна, Порядка только нет. Князь Владимир




Царь Петр любил порядок, Почти как царь Иван, И так же был не сладок, Порой бывал и пьян. Он молвил: «Мне вас жалко, Вы сгинете вконец; Но у меня есть палка, И я вам всем отец! Не далее как к святкам Я вам порядок дам!» И тотчас за порядком Уехал в Амстердам. Вернувшися оттуда, Он гладко нас обрил, А к святкам, так что чудо, В голландцев нарядил.




Урок 33. А.К. Толстой. Основные темы и мотивы творчества

Цели урока:

Обучающие: - знать важнейшие биографические сведения о писателе, основные темы его творчества, тексты произведений;

Развивающие: - развивать у учащихся самостоятельность, познавательные и творческие способности, умение анализировать, сопоставлять лирические произведения;

Развивать умение выразительно и наизусть читать и анализировать поэтические тексты, определять изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательная: - воспитание мыслящего человека-творца, способного развивать себя.

Ход урока.

Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо,

В полуденных лучах следы недавней стужи

Дымятся. Теплый ветр повеял нам в лицо

И морщит на полях синеющие лужи.

Еще трещит камин, отливами огня

Минувший тесный мир зимы напоминая.

Но жаворонок там, над озимью звеня,

Сегодня возвестил, что жизнь пришла иная.

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья.

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

    Проверка домашнего задания.

    Лекция о биографии А.К. Толстого с элементами конспектирования.

А.К. Толстой – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Толстой Алексей Константинович (24 августа 1817 г. Санкт-Петербург - 28 сентября 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)

По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом).

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

К 1826 году (9 лет) мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские отношения). Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд
и , с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 (17 лет) Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).

В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение еще очень молодого, но очень перспективного писателя. Фантастикой проникнуты и другие повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862). Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей.

В 1854 (37 лет) Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)

В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".

В 1861 году А.Толстой в официальном письме Александру II попросил об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность, прямота, нежелание кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, был противником социальных потрясений (рассорился с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным).

Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.

Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском". Этот эпизод особенно наглядно демонстрирует, насколько глубоки и непоколебимы были убеждения А.Толстого о чести, законе, справедливости. Ведь ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности А.Толстой никогда не испытывал симпатий, но он был возмущен теми незаконными методами расправы, которые не могут быть допустимы даже по отношению к врагу.

3. Основные темы творчества А.К. Толстого (записи в тетрадь).

А. К. Толстой - поэт своеобразный. Его стихи нельзя не выделить из массы других. Они музыкальны, пластичны, написаны богатым, образным языком; изображение в них всегда строго подчинено внутренней логике, и каждая деталь в этом изображении оправдана и необходима. Точность и живописность языка в сочетании с мастерской отделкой стиха сделали поэзию Толстого образцовой. Время не властно над большими поэтами.

Неослабевающую притягательную силу поэзии Толстого составляют глубокий патриотизм, гуманизм и совершенство художественной формы. Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, свободы и борьбы против светского общества, правящей верхушки, тему ухода дворянского класса с исторической арены, темы любви, роли поэта и поэзии в общественной жизни. Стихи поэта своеобразно отражают общественную борьбу своего времени. Утверждение любви к родине, осуждение деспотизма в любой форме, провозглашение идеала свободной личности, служение красоте, возвышающей человека, - вот в чем состоит пафос лучших из них.

Сложность и противоречивость мировоззрения писателя. / Толстой был идейным противником революционной демократии 60-х годов XIX века. В то же время он отрицательно относился и к правящей верхушке, и к полицейскому государству.

Тема родины.

Важнейшей темой лирики Толстого является тема Родины. Поэт писал о Родине всегда с глубокой любовью, взволнованно, часто с грустью. Его патриотизм можно в известной мере сравнить с патриотизмом Лермонтова.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Певец природы родного края.

Глубокая любовь поэта к родной природе и тонкое ощущение ее красоты. Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма

Сатира и юмор.

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Любовная лирика Толстого .

Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Софье Андреевне, ставшей его

женой, его вдохновительницей и критиком. Стихи Толстого о любви -

своеобразный лирический дневник о трудной и светлой любви, которая исцеляет

душу сильного человека.

В большинстве любовных стихотворений Толстого два героя: «я» и «ты» (любимая), и что образ любимой проникнут чистотой нравственного чувства, подлинной человечностью.

    Чтение и анализ стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…».

Вопросы для анализа:

1. Как отразилась в стихотворении идейно-эстетическая концепция красоты?
2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

Итог: Поэт придает понятию «любовь» божественный и созидающий смысл. Любовь - это всеобъединяющая и всетворящая сила, но на земле и природа, и другие вечные начала бытия «раздроблены», нецелостны и не могут слиться в одну красоту. Концепция любви у поэта раздвигает узкие рамки чувственной любви и включает в нее всечеловеческую любовь как принцип бытия, положенного Творцом в основание мироздания. Поэт любит свою возлюбленную именно такой идеальной, вселенской любовью, преодолевающей земное горе, превозмогающей ограниченные законы земли и силы земного человека. Это говорит о сильной романтической традиции в лирике поэта. Его лирический герой презирает посредственное, земное и обращается к возвышенному и идеальному.

    Чтение и анализ стихотворения «Против течения».

Вопросы для анализа:

    Какой идейно-эстетический конфликт лежит в основе стихотворения?

    В чем его метафорический смысл?

    Какими историческими примерами Толстой доказывает неистребимую веру в прекрасное?

    Почему поэт уверен, что победа за теми, кто идет «против течения»?

Итог. В стихотворении отразилась идейно-эстетическая концепция Толстого о всемогущей силе красоты, в нем звучит отповедь обывателям, непротивленцам, исповедующим утилитарный подход к творчеству. Поэт уверен, что красота - это категория вечная и ее не могут поколебать веяния нового времени. Творческий процесс, движимый силой прекрасного, поэт относит к ценностям сакральным, ставя искусство в один ряд с победами христианства.

6.Чтение и анализ стихотворения «Государь ты наш батюшка».

Вопросы для анализа:

    Какой художественный смысл в том, что песня якобы написана от лица народа?

    Какую оценку дает Толстой характеру Петровских реформ? Почему такая позиция была положительно встречена в славянофильских кругах? Как это сочеталось с западническими взглядами самого поэта?

    Докажите, что песня Толстого - символическое выражение всяких преобразований в России.

    В чем смысл диалога «батюшки» и «матушки»?

    Подтвердите примерами авторскую иронию и горечь в разговоре России с царем Петром Алексеевичем.

    Подтвердите примерами мысль поэта, что народ - стержень нации и хранитель ее духовных сокровищ. В чем выразилось глубокое сочувствие поэта народу?

    За что поэт осуждает правление Россией царями-преобразователями?

Итог: Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Будучи по политическим убеждениям монархистом, поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода, видя в нем сильные старинные свойства русского народа. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов. В споре западников и славянофилов Толстой был на стороне западников, но критиковал и тех и других. Такая непримиримая идейная позиция, любовь к русской культуре и истории, знание русского фольклора объясняли специфику его творчества: сочетание лирики и сатиры, фольклорные мотивы, широту и прямоту воззрений на судьбу Родины.

7.Итог урока.

Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого прежде всего в непосредственности чувства, задушевности тона, в умении раскрыть «диалектику души». В его стихах ярко выраженное соседствует со смутными переживаниями, полутонами и намеками.

А. К. Толстой - выдающийся лирик, автор своеобразных былин и баллад, создатель драматической трилогии, замечательный сатирик. Лучшие создания Толстого выдержали испытание времени и вошли в золотой фонд русской литературы.

Сегодняшний наш разговор касался Толстого-поэта. Я преследовала цель раскрыть ваше сердце для восприятия духовного наследия нашего земляка, заключенного в его стихах. И если ваша рука потянется к томику Толстого, чтобы перечитать понравившиеся строки или открыть для себя что-то новое, значит я, как учитель, выполнила свою миссию.

Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра - исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой - прекрасный и в данном случае самый уместный - эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал".

    Домашнее задание.

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Историческая основа баллады и её творческое переосмысление. (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить с творчеством А.К.Толстого на примере баллады «Василий Шибанов» .

Задачи урока:

    Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;

    углубить представление об особенностях жанра баллады ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать технику чтения .

    Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему;

    развитие умения работы в парах.

    Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к литературе;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Физ. минутка.

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Проверка Д/З

Выразительное чтение наизусть отрывка из "Песни..." М.Ю.Лермонтова

Вспомните определение баллады.

Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к жанру баллады?


- Целая плеяда русских поэтов XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие. Почему, по-вашему, так популярен был этот жанр? - С какой балладой А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году?
- Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, мы должны расширить знания о балладах, познакомиться с балладой «Василий Шибанов», проанализировать её.

Слово учителя . (презентация)Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование.А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II .

В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.

Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.

    Работа с учебником.

Чтение статьи учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого

Пересказ прочитанной статьи учебника о поэте и его творчестве.

Сообщение .(презентация)

В творчестве писателя особое место занимала русская история, эпоха Московского царства, особенно времена Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался,подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

- Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

- исторический комментарий .

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов», анализ.

Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам учебника

В чём сходство и чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?

Что называют балладой? (Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие)

Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
-Какая история рассказана в балладе?

Назовите героев произведения.
-Что мы узнаем о князе Курбском?

Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства?

Что задумал Курбский в Литве?

Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?


-Каким показал себя царя Ивана Грозного А. К. Толстой?
-Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся?

Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного. Похож ли Грозный в балладе на Грозного в «Песне о купце Калашникова…»?

Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим

Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?

Как царь относится к Шибанову?


-Похож ли Шибанов на Калашникова?


-Что его роднит с купцом? В чём его отличие от купца?
-Ещё один персонаж- рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?


-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?


-Присутствует ли в них вымысел?


Похожие статьи