Курсовая работа: Международное право охраны окружающей среды. Международно-правовая охрана окружающей природной среды Международно правовая охрана природной среды
81. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.
В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.
Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.
Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.
Основными источниками данного права являются Конвенции:
1) об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;
2) об охране биологического разнообразия 1992 г.;
3) о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;
4) по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.
Объектами являются:
1) животный и растительный мир;
2) Мировой океан;
3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.
Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.
К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы: 1)территориальная целостность государств;
2) сотрудничество государств;
3) уважение государственного суверенитета;
4) мирное разрешение международных споров;
5) международно-правовая ответственность и т. д.
К специальным принципам относятся следующие принципы:
1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;
2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;
4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;
5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;
6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.
автора Сазыкин Артем Васильевич15. Мониторинг окружающей среды Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных
Из книги Международное право автора Вирко Н А49. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных
Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен52. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные нормы и принципы
Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е48. Международное право окружающей среды Международное право окружающей среды– это совокупность принципов и норм международного права по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически
Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей АлександровичГлава 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты
Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория ЕвгеньевнаСТАТЬЯ 12. Общие принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды Обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия регламентируются нормативными правовыми
Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна46. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения
Из книги автораТема III. Принципы и объекты охраны окружающей среды Основные положения. - Принцип устойчивого развития. - Правовое обеспечение экологических отношений. - Международное сотрудничество в охране окружающей среды. - Объекты охраны окружающей
Из книги автора§ 5. Объекты охраны окружающей среды (естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по
Из книги автора§ 5. Референдумы об охране окружающей среды (экологическое законодательство о референдумах; конституционное законодательство о референдумах; региональные правовые акты о референдумах; практика)В деле обеспечения экологической безопасности важное место занимает
Из книги автораТема XV. Правовая охрана окружающей среды за рубежом Эколого-правовые системы, стран-членов СНГ. - Правовая охрана природы в США. - Использование зарубежного опыта правовой охраны окружающей
Из книги автораПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на
Из книги автораОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ЕВРОСОЮЗА Экологическая политика государств-членов не должна противоречить положениям соответствующих директив или регламентов. В случае, если определенная сфера не урегулирована актами вторичного права ЕС,
Из книги автораГлава VII Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий,
Из книги автораГлава IX Экономический механизм охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды Экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель
Из книги автораМеханизм охраны окружающей среды Проблема международной экологической безопасности очень актуальна. За последние 50 лет планета потеряла половину своего лесного массива, бесследно исчезли сотни видов крупных млекопитающих, птиц. Одна треть территории суши земли
Правовая охрана окружающей среды не является проблемой отдельных стран. Она выходит за пределы национальных границ и приобретает глобальный характер.
Международное право окружающей среды - это совокупность правовых норм, регулирующих международные отношения между субъектами по поводу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.
Принципы международного права окружающей среды подразделяются на две группы: а) общие (принципы международного права) и б) специальные (непосредственно принципы международного права окружающей среды). К первой группе относятся: неприменение силы или угрозы силой; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; нерушимость государственных границ; мирное урегулирование споров; сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств. Вторую группу принципов составляют: охрана окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений; право человека на благоприятную окружающую природную среду; суверенитет государств над своими природными ресурсами; недопущения негативного воздействия на окружающую среду; принятие мер предосторожности с целью защиты окружающей природной среды; международное природоохранное сотрудничество; обмен информацией в сфере охраны окружающей среды; общая, но дифференцированная ответственность государств за ухудшение состояния окружающей природной среды и др.
Основными объектами международно-правовой охраны окружающей среды является Мировой океан, внутренние воды, флора и фауна, атмосферный воздух, космическое пространство, объекты общечеловеческого достояния (Антарктида, Луна).
Субъектами международно-правовой охраны окружающей природной среды выступают государства, международные межправительственные и неправительственные организации. Среди специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, деятельность которых так или иначе связана с решением экологических проблем, можно выделить Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО, год основания - 1945); Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.); Европейскую экономическую комиссию ООН (ЄБК ООН, 1947 г.); Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.); Международную организацию стандартизации (МОС, 1947 г.); Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.); Международную морскую организацию (ММО, 1948 г.); Всемирную метеорологическую организацию (ВМО, 1950 г.); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, 1957 г.); Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1964 г.); Программа развития ООН (ПРООН, 1965 г.); Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.); Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, 1972 г.).
Международными неправительственными природоохранными организациями являются Международный союз охраны природы (МСОП, 1948 г.); Всемирный фонд дикой природы (ВФДП, 1961 г.); Гринпис (1971 г.); Всемирный альянс экологического права; Центр международного права окружающей среды.
К источникам международного права окружающей среды относятся соглашения, договоры, конвенции, резолюции, директивы, хартии, программы действий и т.д.
Международно-правовая охрана Мирового океана и внутренних вод
Мировой океан занимает 70,8 % площади поверхности земного шара, что составляет около 361 млн кв. км. Понятие "Мировой океан" охватывает четыре океана (Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый), а также подчиненные к ним моря. Мировой океан содержит значительный объем минеральных ресурсов и энергии, имеет важное транспортное значение. Это такая экосистема, от состояния которой зависит жизнь и благополучие всего человечества.
Нормы по охране Мирового океана содержатся в международно-правовых актах - как в общих (Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 года; Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 года; Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 года; Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года), так и специальных (Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 года; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 года (с поправками) и Протокол к ней 1978 г.).
Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву определяют международно-правовые режимы открытого и территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, закрепляют общие положения по предотвращению их загрязнения и рационального использования. В Конвенции об открытом море последнее определяется как все части моря, которые не входят ни в территориальное моря, ни до внутренних вод какого-либо государства. Провозглашается принцип свободы открытого моря для всех государств (свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов над ним), а также принцип, по которому ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне толкует понятие "территориальное море" как морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренних вод государства и на который распространяется ее суверенитет; а "прилегающая зона" - это зона открытого моря, непосредственно примыкающая к территориальному морю государства, где она может осуществлять контроль, необходимый для недопущения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Конвенция устанавливает суверенитет прибрежных государств на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на поверхность и недра его дна, фиксирует право и определяет условия мирного прохода через территориальное море.
В Конвенции о континентальном шельфе приводится следующая дефиниция понятия "континентальный шельф": это поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов. Конвенция закрепляет суверенное право прибрежного государства на разработку природных ресурсов континентального шельфа.
Специальные международно-правовые акты регулирующие вопросы охраны отдельных компонентов морской среды и защиты моря от конкретных источников загрязнения. Целью Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и другими материалами есть индивидуальное и коллективное содействие эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды, осуществление всех возможных мер для предотвращения этого сбросами отходов и материалов, которые могут представлять опасность для здоровья людей и повредить жизни живых ресурсов моря. Конвенция содержит предписание, что каждое государство в отдельности (в зависимости от ее научных, технических и экономических возможностей), а также государства коллективно обязаны принять эффективные меры для предупреждения загрязнения морской среды, вызываемого сбросом отходов и других материалов.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов направлена на сотрудничество государств с целью достижения полного прекращения умышленного загрязнения морской среды вредными веществами и сведение к минимуму их случайных сбросов. Конвенция обязывает государства сотрудничать в выявлении нарушений, сообщать об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ, обмениваться информацией.
Существует ряд международно-правовых актов, устанавливающих ответственность за загрязнение морской среды нефтью и определяют комплекс мер по предотвращению такого загрязнения и уменьшения его последствий. Среди них Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года; Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 года, к которой 2 ноября 1973 года был принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения другими веществами; Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна от 17 декабря 1976 года.
Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21 апреля 1992 года и Протоколы к неї4 направленные на достижение прогресса в защите морской среды Черного моря и сохранения его живых ресурсов. Основными положениями этого документа является сотрудничество в предотвращении загрязнения морской среды опасными веществами, закрепление перечня опасных (Приложение И) и ядовитых (Приложение II) веществ и материалов, а также установление ограничений относительно их сброса.
Внутренние воды - это часть водной территории государства. Они делятся на внутренние морские (воды, расположенные между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря) и внутренние неморські воды (воды рек, озер, каналов и других водоемов, расположенные в пределах государственных границ). Несмотря на то, что внутренние воды находятся на государственной территории (следовательно, на них в полном объеме распространяется суверенитет и юрисдикция государства), они тоже относятся к объектам международно-правовой охраны. Это обусловлено прежде всего тем, что воды рек попадают в международные воды; некоторые реки протекают по территории не одного государства, а потому получают международный статус; некоторые озера принадлежат к мировой природного наследия и имеют международное значение.
Среди международных актов, направленных на охрану внутренних вод, необходимо выделить Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и Протокол о воде и здоровье от 17 июня 1999 года, а также Конвенция о сотрудничестве по охране и устойчивому использованию реки Дунай (Конвенция об охране реки Дунай от 29 июня 1994 года.
Целью Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер является принятие национальных и международных мер для охраны, рационального использования, предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения трансграничных вод. В соответствии с Конвенцией трансграничные воды - это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах; в случаях если трансграничные воды впадают непосредственно в море, они ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.
Важное значение для охраны и рационального использования вод имеют двусторонние соглашения с приграничными государствами. Как пример можно привести соглашения между Украиной и Россией, Венгрией, Словакией, Молдовой.
Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.
В контексте развития и реализации международного права окружающей среды деятельность мирового сообщества в области регулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий осуществляется посредством нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов международного права.
Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в конце XIX в. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двусторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).
Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине XX в. Основные из этих факторов -- использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.
Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах. Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования -- вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы.
К категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973 г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране.озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций -- Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др. Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.
Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно-правового регулирования по защите окружающей среды.
На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.
Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин "международное право окружающей среды" (МПОС).
Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.
Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.
Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.
Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип МПОС налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 года. В последующем он был широко подтвержден международной практикой и получил практически универсальное признание.
Экологически обоснованное рациональное использование при родных ресурсов было провозглашено в качестве политического требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику. Но несмотря на достаточно широкое договорное применение, этот принцип обладает пока слишком общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Его характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.
Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Формирование и утверждение этого специального принципа МПОС идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики. В этой связи в отечественной правовой литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон процесса становления в современном международном праве принципа недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение правила, исключающего "мирное" вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта и т.д.
Элементы принципа недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.
Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ст. 192-195).
Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также в Дополнительном протоколе 1 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.
Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды.
Принцип контроля за соблюдением международных договоров по" охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров.
Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.
Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.
Главной целью охраны окружающей среды является, в конечном счете, установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как:
1) насколько изменения качества окружающей среды, происходящие нод влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества;
2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса;
3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду?
Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды.
К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права.
Всеобщая декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., не отразила прямо права людей на благоприятную природную среду, что в то время соответствовало относительно слабо выраженным отрицательным воздействиям окружающей среды на здоровье человека и распространенным взглядам. Представлялось вполне достаточным зафиксировать права человека на охрану жизни и здоровья. 18 декабря 1962 г. принимается резолюция "Экономическое развитие и охрана природы", в которой были одобрены инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Данная резолюция выделяла три основных положения:
во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов флоры и фауны,
во-вторых, интеграция термина "охрана природы" в более широкий термин "охрана окружающей среды";
в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.
Затем, 3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человечества и надлежащего экономического и социального развития.Эволюция взглядов в данной области сопровождалась жесткими спорами и дискуссиями. Так, американский ученый Норман Э. Борлоуг, лауреат Нобелевской премии, получивший ее за вклад в "зеленую революцию", выступил против запрещения ДДТ и других ядохимикатов, критикуя призывы к ограничению вмешательства в окружающую среду. Он декларирует, что, не дав себе труда подумать, так называемые "защитники" природы и окружающей среды, а также слабо информированные люди, работающие в средствах массовой информации, начали крестовый поход с целью добиться запрещения сельскохозяйственных химикатов - пестицидов и удобрений. Мигель А. Оскорио де Альмейра, глава Бразильской делегации на Стокгольмской конференции, подверг сомнению обоснованность тревоги по поводу окружающей среды. Суть его выступления заключалась в следующем. Нам грозят таянием полярных льдов, за которым последует затопление многих крупных городов. Нам грозят истощением запасов кислорода на земле, вызванным чрезмерным его потреблением. Нам грозят раковыми заболеваниями. Нам грозят голодом. Слушая все эти ужасные пророчества, разумно задать вопрос: сколь велика их вероятность и как скоро все это может произойти? Что касается сроков осуществления этих пророчеств, то если речь идет о ближайшем десятилетии, необходимо предпринимать какие-либо действия. Если же, однако, мы имеем еще сто лет, то у нас есть время расширить и углубить наши знания, а значит, сократить риск возможных ошибок при решении данной проблемы. Если же это сотни тысяч или миллионы лет, то давайте просто забудем об этом - такой вывод он делает. Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. В этом документе в виде преамбулы сначала приведены рассуждения о сущности и причинах глобальной экологической проблемы, которые объясняют необходимость нового направления международного сотрудничества - сотрудничества в области охраны окружающей среды. Затем сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения основополагающего - права человека на жизнь в такой окружающей среде, "качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни".Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы (ВХН), которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и торжественно провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 г. Как и другие обычные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, названные выше декларации не имеют обязательной юридической силы, носят рекомендательный характер. Но их значение весьма велико, поскольку они приняты непосредственно Генеральной Ассамблеей ООН, обладающей самым высоким авторитетом, олицетворяющим волю всего человечества.
В отличие от Стокгольмской декларации. Всемирная хартия природы принята и торжественно провозглашена путем голосования. Из 138 государств, представители которых участвовали в заседании Генеральной Ассамблеи ООН при рассмотрении данного вопроса, 111 государств проголосовали за резолюцию, 18 - воздержались и одно государство - США - проголосовало против.
В содержании Всемирной хартии природы имеется определенное повторение принципов Стокгольмской декларации. Но в чем-то она идет дальше по пути генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это видно из сравнения ряда положений Декларации и Хартии. В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений". Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.
В новейшем понимании принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды изложены в Декларации по окружающей среде и развитию, которая была единодушно принята участниками конференции ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).
В Декларации Рио-де-Жанейро говорится, что Конференция ООН но окружающей среде и развитию, будучи созвана с 3 по 14 июня 1992 г., подтверждая Деткларацию Конференцивг ООН но проблемам окружающей среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 г., и стремясь развить ее, преследует цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми, прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития, признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома.
По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых мы, конечно, должны определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях но обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
Второй принцип Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.
Вторая группа принципов провозглашает суверенитет государств на использование природных ресурсов. Особенно ярко это положение отражает принцип 21 Стокгольмской конференции, который гласит: "В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды, и именно на них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции".
Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности развивающихся.
Как и Стокгольмская декларация. Всемирная хартия природы содержит руководящие принципы поведения государств и народов но отношению к окружающей природе, с тем, однако, особенным качеством, что они обращены не только и даже не столько к сфере межгосударственных отношений, сколько к внутригосударственным правоотношениям, к сфере реального поведения людей, индивидуального или коллективного. Во Всемирной хартии природы говорится, что принципы, изложенные в Хартии, должны найти отражение в законодательстве и практике каждого государства, а также на международном уровне: в полной мере учитывая суверенитет государств над своими природными ресурсами, каждое государство должно применять положения настоящей Хартии через посредство своих компетентных органов и в сотрудничестве с другими государствами.
Принцип 8 Декларации Рио-де-Жанейро указывает, что для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
Третья группа принципов характеризует обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Каждый человек призван действовать в соответствии с положениями Всемирной хартии природы; каждый человек, действующий индивидуально, должен стремиться обеспечить достижение целей и выполнение положений Хартии (пункт 24).
В Декларации Рио-де-Жанейро эти положения сформулированы следующим образом:
» женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития;
Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех;
Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития;
Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.
Четвертая группа декларирует ответственность за охрану окружающей среды. Принцип четвертый Стокгольмской декларации провозгласил особую ответственность человека за сохранение и разумное управление произведениями живой природы и ее среды, которые находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. А во Всемирной хартии природы указывается: генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться но крайней мере на том уровне, который достаточен для ее выживания; необходимую для этого среду обитания следует сохранять (принцип 2); эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суше или морю; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов (принцип 3); используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют (принцип 4).
Пятая группа устанавливает приоритеты в использовании природных ресурсов. Всемирной хартией природы предусматривается (принцип 10), что природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно:
а) биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению;
б) производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам но сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ и по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения,
в) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируютея;
г) не возобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.
Принципы 3 и 5 Стокгольмской декларации посвящены соответственно охране восполнимьгх и невосполнимых ресурсов. Первые должны сохраняться главным образом путем поддержания естественной способности природы к их воспроизводству. Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.
Шестую группу составляют принципы (в частности, принципы 6 и 7 Стокгольмской декларации), сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу. В Хартии по этому вопросу записано следующее: следует воздержаться от всякого сброса загрязняющих веществ в естественные системы, если такой сброс неизбежен, то эти загрязняющие вещества должны обезвреживаться в тех местах, где они производятся, с использованием наиболее совершенных средств, имеющихся в распоряжении производителей, а также должны приниматься особые меры предосторожности с целью не допускать сброса радиоактивных и токсичных отходов (принцип 12).
Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы вредных последствий для природы. В частности:
а) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;
б) необходимо воздерживаться от деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы. Лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься;
в) деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать заблаговременная оценка ее возможных последствий; если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее вредные последствия;
г) деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства следует вести с учетом особенностей и запасов природных ресурсов данных районов;
д) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии со своим природным потенциалом и требованиями благосостояния проживающего в этих районах населения (принцип 11).
Седьмая, наиболее обширная группа принципов охраны окружающей среды предполагает тесное и эффективное международное сотрудничество в данной области. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.
Принцип 12 Декларации Рио-де-Жанейро говорит о том, что для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе. Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативный и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции (принцип 13). Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека (принцип 14). В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды (принцип 15). Национальные власти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель обязан покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование (принцип 16).
Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа (принцип 17). Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам (принцип 18). Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли (принцип 19). Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии (принцип 9).
Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности - необходимого условия устойчивого развития - в целях уменьшения различия в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.
Особое значение придается положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.
Восьмая группа характеризует принципы, обеспечивающие право на информацию. В соответствии с принципом 10 Декларации Рио-де-Жанейро экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использования судебных и административных процедур, включая возмещение и средства судебной защиты.
Девятая группа устанавливает обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и при необходимости должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Государства должны разрешать все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом ООН. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.
И конечно, процесс совершенствования правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, выходит на новый уровень в 90-х годах. С учетом рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), решений Комиссии ООН по устойчивому развитию, более 20 странами мира, в том числе и Беларусью, приняты национальные программы по окружающей среде и развитию.
В этих программах отражены основные рекомендации и принципы документов, принятых в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, стремление осуществить переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсното потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В принятой Конференцией ООН.
"Повестке дня на XXI век" намечена стратегия мирового сообщества на будущее, предусматривающая гармоничное достижение основных целей - сохранения окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Это предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное применение высоких технологий, химических веществ с учетом решения социально-экономических проблем.
Реализация этих мер позволит обеспечить положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов, отражающих стабильное функционирование, сбалансированное взаимодействие и движение социальной, экономической и экологической сфер. Такой подход предусматривает необходимость перехода к модели устойчивого развития на основе принципов, изложенных в "Повестке дня на XXI век, и с учетом собственных интересов, условий и особенностей.
Модель устойчивого развития, как и всякая социальная модель, представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Согласно краткому определению устойчивого развития общества, суть которого - удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, эта модель включает комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер.
Названные выше принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды распространяются и на отношения России со странами СНГ. В феврале 1992 года представителями этих стран в Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды.
Целостность и неделимость окружающей природной среды, с одной стороны, суверенное право каждого государства, входящего в состав СНГ, распоряжаться природными ресурсами, с другой, наложили свой отпечаток на принципы экологических взаимоотношений этих государственных структур.
Члены Содружества признают необходимость правового обеспечения общего экономического пространства, предотвращения и устранения юридических коллизий.
В России законодательно закреплен принцип примата международного права над внутренним правом в области охраны окружающей среды и использования ее ресурсов. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, если международным договором в области охраны окружающей природной среды, заключенным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
К сожалению, приходится констатировать, что с течением времени энтузиазм, связанный с проведением конференции в Рио-де-Жанейро, заметно поубавился. Государствам пока не удалось достичь сколько-нибудь заметного прогресса в реализации решений, принятых на форуме. Особенно ярко отсутствие движения вперед проявляется в сфере межгосударственного сотрудничества, где реальные действия по-прежнему подменяются высокопарной риторикой и пустыми обещаниями. Наглядным примером может служить состоявшаяся летом 1997 г. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая целиком была посвящена проблеме реализации "Повестки дня на XXI век". В пылу жарких споров участникам так и не удалось прийти к согласию ни в одной из критических областей: снижение выбросов парниковых газов, охрана лесных ресурсов и увеличение помощи наиболее бедным странам.
В заключение хочется отметить, что место и роль обновленной Организации Объединенных Наций в создающейся системе глобального экологического партнерства будет зависеть, в конечном счете, не от самой ООН, а от государств-членов, их политической воли и готовности пожертвовать частью своих суверенных прав. На государства, в свою очередь, давление могут и должны оказывать простые граждане. Подобное уже имело место тридцать лет назад, когда общественная обеспокоенность ухудшением состояния окружающей среды заставила правительства действовать и привела к проведению Стокгольмской конференции 1972 г.
Похожие статьи
-
Пьер-Жозеф Прудон: краткая биография и основы идеологии
Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный политический деятель, философ, социолог и экономист, один из основоположников анархизма . В философии Прудон - идеалист, эклектик; вульгаризировал гегелевскую диалектику,...
-
Отражение менталитета народа в языке Исторические изменения в языке
Осознание неуниверсальности и относительности понятия множества в описании мира влечет за собой совершенно новую и чуждую традиционной европейской науке идею целостности - целостности как уникального свойства единства мира, конечной...
-
Чем закончится для человечества локальный ядерный конфликт
16 июля 1945 года на авиабазе ВВС США в штате Нью-Мексико произошло событие, изменившее всю последующую историю человечества. В 5 часов 30 минут по местному времени здесь была взорвана первая в мире ядерная бомба Gadget, мощностью 20...
-
Поверхностные акустические волны
Звук представляет собой звуковые волны, которые вызывают колебания мельчайших частиц воздуха, других газов, а также жидких и твердых сред. Звук может возникать только там, где есть вещество, не важно, в каком агреатном состоянии оно...
-
Солнечные и лунные затмения
Чтобы произошло солнечное затмение, Земля, Луна и Солнце должны выстроиться в одну линию, что бывает только в моменты новолуний. Из-за движения Луны по орбите со скоростью около 1 км/с ее тень приблизительно с той же скоростью перемещается...
-
Ближайшими предками ресничных червей считаются
Класс ресничные черви или турбеллярии - относятся к типу плоские черви. Тип плоские черви включает такие классы, как ресничные, сосальщики, ленточные и насчитывает около 26000 видов. Представитель ресничных червей Происхождение ....