Биография. Кранмер на службе у Генриха VIII. Бракоразводный процесс

Томас Кранмер родился 2-го июля 1489 года в небольшой деревне Аслактон в графстве Ноттингемшир. Родители Кранмера - Томас Кранмер и Анна Хэтфилд не принадлежали к аристократическому сословию. Кранмер не был единственным ребёнком в семье, у него было ещё два брата: старший - Джон и младший - Эдмунд.

В возрасте четырнадцати лет мать решает отправить юного Томаса на обучение в Кембридж, в колледж Иисуса и Святой Девы Марии. Немногое известно о событиях, которые происходили на протяжении обучения Кранмера в колледже, однако известно, что в 1511-м году он получил степень бакалавра искусств, а уже в 1515-м году Томас Кранмер стал магистром искусств и получил место в совете Колледжа Иисуса. Женитьба Кранмера на «Темной Джоан» (как её называли) - родственнице одной землевладелицы, была несовместима с его прежней должностью, поэтому он был вынужден остаться на должности лектора все в том же колледже. Судя по всему, Кранмер не собирался связывать свою жизнь с церковной карьерой. Однако всего через год после женитьбы Джоан умирает при родах. Личная трагедия семьи Кранмера преображает его, и Он уходит в теологию. Уже в 1520-м году Томас возвращается на прежнее место в совете, где получает церковный сан и становится университетским проповедником. В 1525-году он получает докторскую степень по теологии.

Известно, что до начала Реформации, Кранмер симпатизировал идеям Эразма Роттердамского, а также с критикой относился к взглядам Мартина Лютера.

Кранмер на службе у Генриха VIII. Бракоразводный процесс

В 1529 году Томас Кранмер продвинулся по карьерной лестнице благодаря помощи в бракоразводном процессе Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Он предложил проконсультироваться у европейских университетов по вопросу о законности его брака с женой его умершего брата Артура. Кранмер полагал, что необходимо убедить богословов, что брак был недействителен с его самого начала и поэтому расторжение его является абсолютно формальным. Слухи о размышлениях Томаса Кранмера дошли до короля, вследствие чего Кранмера возвысили до ранга дворцового священника. На протяжении всего правления Генриха VIII Кранмер способствовал расторжению браков со всеми последующими женами короля.

Назначение на должность архиепископа

В 1532 году Кранмер был отправлен в посольство в Германию, где встречает свою вторую жену Маргарет - племяницу главы евангелической церкви Нюрнберга Андреаса Озиандера. Кранмер женится на Маргарет тайно, держа в секрете от англичан.

В том же году умирает архиепископ Кентерберийский Уильям Уорхэм, и Генрих VIII незамедлительно выдвигает кандидатуру Томаса Кранмера на роль архиепископа, и её одобряет тогдашний папа Климент VII. Для Кранмера это становится неожиданностью, однако он принимает эту должность. Став архиепископом и заручившись поддержкой своего влиятельного друга Томаса Кромвеля, Кранмер определяет русло реформирования Английской церкви. Однако, при Генрихе VIII Кранмер не может слишком открыто высказывать свои протестантские идеи. В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви»

Лучшие дня

Следующим шагом стала конфискация церковных земель и принудительное закрытие многих монастырей. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих VIII или оставил себе, или раздал или продал «новому дворянству», которое оказывало поддержку монарху; на секвестированных землях были проведены огораживания. Английская Церковь оставалась духовно близка с Католической. Зато Библия теперь стала доступна на английском языке.

Деятельность при Эдуарде VI

После смерти Генриха VIII престол наследует Эдуард VI, которому на тот момент было всего девять лет. Регентом при нём становится явный протестант - герцог Сомерсет. С этого момента можно говорить о втором этапе Реформации. В 1549 году при содействии парламента был издан «Акт о единообразии», который был направлен на установление книги единых молитв, подготовленную Кранмером. Сложно назвать её индивидуальным трудом Томаса Кранмера, так как она содержит заимствования идей Сарума Райта, даже некоторые труды лютеран- Озиандера и Юстуса Йонаса. Так же в 1549 году были разрешены браки для священников. Книга Общих Молитв, которая представляла из себя сборник молитв и литургий, изначально предполагалась в качестве единого канона для богослужений и предназначалась для всех диоцезов Церкви Англии, использовавших прежде на местах несколько разновидностей литургических форм латинского обряда. «Книга общественного богослужения», наряду с 39 Статьями англиканского вероисповедания и Ординалом - доктринальный источник вероучения Церкви Англии.

Известность Кранмеру принес и трактат «О Защите истинного и правоверного учения о таинстве причастия», твердо обозначивший его не только как протестанта, но и как пламенного реформатора-богослова. Трактат изначально был издан на латыни и только через три года после казни Кранмера, в 1559 году, был переведен и издан на английском языке.

Восстание Книги Молитв 1549 года

После принятия «Книги общих молитв» в графствах Корнуолл и Девон вспыхнуло восстание. Причин недовольства было две. Во-первых, жители этих двух графств были строгими приверженцами католицизма, а во-вторых, жители Корнуолла говорили на корнском языке и богослужения на латыни были им привычны.

После насильственного изменения обряда, инициированного в день Святой Троицы, прихожане одного из храмов Девона заставили в Духов день священника вернуться к католической литургии. На следующее богослужение прибыли власти для обеспечения нововведений.

Восстание полностью охватило графства Корнуолл и Девон. Восстание было подавлено с особо жестокостью, Лидеров мятежников доставили в Лондон для казни. Всего в восстании погибли около 5500 человек. Предложения о переводе молитвенника на корнский язык было отвергнуто центральной властью.

ТОМАС КРАНМЕР, АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

В течение двух десятилетий архиепископу Кентерберийскому, ревностному слуге тюдоровской тирании, удавалось обходить подводные камни, угрожавшие его карьере и жизни. Всякий раз люди, в руках которых находилась власть, предпочитали пользоваться услугами Кранмера, чем отправлять его на эшафот с очередной партией потерпевших поражение в придворных и политических интригах. И Кранмер с готовностью приносил своих покровителей, друзей и единомышленников в жертву долгу. А долгом для него было защитить любой ценой королевское верховенство и обязать подданных беспрекословно повиноваться монаршей воле. Кранмер благословил и казнь своей покровительницы Анны Болейн, и своего благодетеля Томаса Кромвеля, и расправу с Екатериной Говард – ставленницей враждебной ему фракции, и заключение в Тауэр своего противника Норфолка. Одобрял и казнь лорда Сеймура, пытавшегося захватить власть при малолетнем Эдуарде VI, и близкого Кранмеру лорда-протектора Сомерсета, который послал в 1548 году на плаху Сеймура и сам в 1552 году взошел на эшафот, побежденный Уориком, герцогом Нортумберлендским. И того же герцога Нортумберлендского, когда после смерти Эдуарда VI в 1553 году он пытался возвести на престол кузину короля Джейн Грей и был побежден сторонниками Марии Тюдор (дочери Генриха VIII от его первого брака с Екатериной Арагонской).

Томас Кранмер. Художник Г. Флике

Кранмер положил жизнь на утверждение в стране англиканской (протестантской) церкви, но, когда умерли Генрих VIII и Эдуард VI, на престол взошла Мария Тюдор, прозванная впоследствии Кровавой, и восстановила в Англии католицизм. Кранмер был обвинен в государственной измене и заключен в тюрьму. Конечной целью королевы были отлучение «еретика» от церкви и его казнь. С ее благословения организовали диспут в Оксфорде между Кранмером и католическими богословами, результат которого был предрешен – университетские теологи признали архиепископа проигравшим. Ему предоставили 80 дней для апелляции к папе римскому, но при этом почему-то «забыли» выпустить из тюрьмы. Папа, который когда-то утвердил архиепископский сан Кранмера, теперь его этого сана лишил.

И тут случилось неожиданное. Кранмер, долго проявлявший непреклонность, вдруг капитулировал. Несколько раз под давлением осаждавших его испанских прелатов (Мария Тюдор была обручена с испанским принцем Филиппом) Кранмер подписывал различные «отречения» от протестантизма, то признавая свои прегрешения, то частично беря назад уже сделанные признания.

Обреченный на смерть старик был готов принять смерть протестантом, как это бесстрашно сделали его единомышленники Латимер и Ридли. Но он был согласен умереть и католиком, если это, как ему вдруг показалось, приведет к спасению души. Подготовив и подписав многочисленные экземпляры своего очередного, наиболее решительного покаяния, Кранмер в ночь перед казнью составил два варианта своей предсмертной речи – католический и протестантский. Уже на плахе он предпочел последний вариант.

Более того, он нашел в себе силы, чтобы сунуть в огонь свою правую руку, написавшую многочисленные отречения. Протестанты очень восхищались этим мужеством на эшафоте, тогда как несколько обескураженные католические авторы разъясняли, что Кранмер не совершил ничего героического, ведь эта рука все равно была бы сожжена через несколько минут.

Как бы то ни было, утром 21 марта 1556 года Кранмер с большим мужеством и достоинством принял смерть на костре.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Ансельм Кентерберийский Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078-аббатом нормандского монастыря Бек,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Мур Томас Мур (Moore) Томас (28.5.1779, Дублин, - 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По происхождению ирландец. Сын бакалейщика; учился в Дублинском университете. Широкую известность в России приобрели романтическая «восточная» поэма «Лалла Рук» (1817) и «Ирландские мелодии» (1807-34) М.,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

ТОМАС КРАНМЕР, АРХИЕПИСКОП КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ Князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать своих подданных в единстве и верности. Никколо Маккиавелли. «Государь» В течение двух десятилетий архиепископу Кентерберийскому, ревностному слуге

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Томас Сас (p. 1920 г.) психиатр, эссеист Для семьи душевнобольного, а также для общества, его болезнь – проблема; для самого больного – решение.Если вы говорите с Богом, это молитва; а если Бог говорит с вами, это шизофрения.Мастурбация: первичная сексуальная активность

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Томас Мор Будущий социалист-утопист и первый министр Англии происходил из среды зажиточной торговой буржуазии. Его отец, Джон Мор, был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. С ранних лет он готовил сына к юридической карьере, но юному Томасу пришлось познакомиться и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (Аnsеlm) (1033-1109) - теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 - архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения - "Монолог", "Прибавление к рассуждению" ("Proslo-gion"), "Диалог о грамматике" и др. А.К. продолжал скорее платоновскую, чем

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (Anselm of Canterbury, 1033–1109), теолог, философ-схоласт, архиепископ Кентерберийский 230 Нет ничего вернее смерти и ничего более сомнительного, чем ее час. // Nihil certius morte, nihil hora mortis incertius (лат.). «Размышления» («Meditationes»), VII, 4 ? Singer S. Thesaurus proverbiorum medii aevi. – Berlin; New York,

Из книги автора

ПЕТР ХРИЗОЛОГ (Petrus Chrysologus,? – 450), архиепископ Равенны, проповедник 200 Прежде всех иных добродетелей следует блюсти покой, ибо Бог всегда пребывает в покое. // <…> Deus semper in pace est. «Проповеди», 53 («О мире») ? Petrus Chrysologus. Opera omnia. – Paris, 1894, p. 345 201 Бог един, но не единообразен; один,

Из книги автора

САС, Томас (Szasz, Thomas, р. 1920), американский психиатр и эссеист 78 Если вы говорите с Богом, это молитва; а если Бог говорит с вами, это шизофрения. «Второй грех» (1973), гл. «Шизофрения» ? Augard, p. 290 ? «Молитва – это разговор с Богом»

). Содействовал установлению королевского верховенства в церковных делах (Генрих VIII был в провозглашён парламентом главой Церкви Англии), проведению реформации и секуляризации церковного имущества. При Генрихе VIII и Эдуарде VI Кранмер провёл ряд церковных реформ в духе протестантизма , не завершившихся, однако, полной реорганизацией английской церкви. Издал две Книги общих молитв ( и 1552 годы), ставших обязательными для богослужения в соответствии с Актами о единообразии . После введения в 1549 году новых богослужебных книг в Корнуолле и Девоне вспыхнуло восстание .

Детство и ранние годы

Томас Кранмер родился 2-го июля 1489 года в небольшой деревне Аслактон в графстве Ноттингемшир. Родители Кранмера - Томас Кранмер и Анна Хэтфилд не принадлежали к аристократическому сословию. Кранмер не был единственным ребёнком в семье, у него было ещё два брата: старший - Джон и младший - Эдмунд.

В возрасте четырнадцати лет мать решает отправить юного Томаса на обучение в Кембридж, в колледж Иисуса и Святой Девы Марии. Немногое известно о событиях, которые происходили на протяжении обучения Кранмера в колледже, однако известно, что в 1511-м году он получил степень бакалавра искусств, а уже в 1515-м году Томас Кранмер стал магистром искусств и получил место в совете Колледжа Иисуса. Женитьба Кранмера на «Темной Джоан» (как её называли), родственнице одной землевладелицы, была несовместима с его прежней должностью, поэтому он был вынужден остаться на должности лектора все в том же колледже. Судя по всему, Кранмер не собирался связывать свою жизнь с церковной карьерой. Однако всего через год после женитьбы Джоан умирает при родах. Личная трагедия семьи Кранмера преображает его, и он уходит в теологию . Уже в 1520-м году Томас возвращается на прежнее место в совете, где получает церковный сан и становится университетским проповедником. В 1525-году он получает докторскую степень по теологии.

Кранмер на службе у Генриха VIII. Бракоразводный процесс

В 1529 году Томас Кранмер продвинулся по карьерной лестнице благодаря помощи в бракоразводном процессе Генриха VIII и Екатерины Арагонской . Он предложил проконсультироваться у европейских университетов по вопросу о законности брака короля с женой его умершего брата Артура . Кранмер полагал, что необходимо убедить богословов, что брак был недействителен с его самого начала, и поэтому расторжение его является абсолютно формальным. Слухи о размышлениях Томаса Кранмера дошли до короля, вследствие чего Кранмера возвысили до ранга дворцового священника. На протяжении всего правления Генриха VIII Кранмер способствовал расторжению браков со всеми последующими женами короля.

Назначение на должность архиепископа

В 1532 году Кранмер был отправлен в посольство в Германию, где встречает свою вторую жену Маргарет - племяницу главы евангелической церкви Нюрнберга Андреаса Озиандера . Кранмер женится на Маргарет тайно, держа в секрете от англичан.

В том же году умирает архиепископ Кентерберийский Уильям Уорхэм, и Генрих VIII незамедлительно выдвигает кандидатуру Томаса Кранмера на роль архиепископа, и её одобряет тогдашний папа Климент VII . Для Кранмера это становится неожиданностью, однако он принимает эту должность. Став архиепископом и заручившись поддержкой своего влиятельного друга Томаса Кромвеля , Кранмер определяет русло реформирования Английской церкви. Однако, при Генрихе VIII Кранмер не может слишком открыто высказывать свои протестантские идеи. В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии », который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви»

Следующим шагом стала конфискация церковных земель и принудительное закрытие многих монастырей. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих VIII или оставил себе, или раздал или продал «новому дворянству», которое оказывало поддержку монарху; на секвестированных землях были проведены огораживания. Английская Церковь оставалась духовно близка с Католической. Зато Библия теперь стала доступна на английском языке.

Деятельность при Эдуарде VI

После смерти Генриха VIII престол наследует Эдуард VI , которому на тот момент было всего девять лет. Регентом при нём становится явный протестант - герцог Сомерсет . С этого момента можно говорить о втором этапе Реформации. В 1549 году при содействии парламента был издан «Акт о единообразии », который был направлен на установление книги единых молитв, подготовленную Кранмером. Сложно назвать её индивидуальным трудом Томаса Кранмера, так как она содержит заимствования из Сарумского обряда , даже некоторые труды лютеран: Озиандера и Юстуса Йонаса. Также в 1549 году были разрешены браки для священников. Книга Общих Молитв, которая представляла из себя сборник молитв и литургий, изначально предполагалась в качестве единого канона для богослужений и предназначалась для всех диоцезов Церкви Англии, использовавших прежде на местах несколько разновидностей литургических форм латинского обряда. «Книга общественного богослужения », наряду с 39 Статьями англиканского вероисповедания и Ординалом - доктринальный источник вероучения Церкви Англии.

Известность Кранмеру принес и трактат «О Защите истинного и правоверного учения о таинстве причастия», твердо обозначивший его не только как протестанта, но и как пламенного реформатора-богослова. Трактат изначально был издан на латыни и только через три года после казни Кранмера, в 1559 году, был переведен и издан на английском языке.

Восстание Книги Молитв 1549 года

После принятия «Книги общих молитв » в графствах Корнуолл и Девон вспыхнуло восстание. Причин недовольства было две. Во-первых, жители этих двух графств были строгими приверженцами католицизма, а во-вторых, жители Корнуолла говорили на корнском языке и богослужения на латыни были им привычны.

После насильственного изменения обряда, инициированного в день Святой Троицы, прихожане одного из храмов Девона заставили в Духов день священника вернуться к католической литургии. На следующее богослужение прибыли власти для обеспечения нововведений.

Восстание полностью охватило графства Корнуолл и Девон. Восстание было подавлено с особо жестокостью, Лидеров мятежников доставили в Лондон для казни. Всего в восстании погибли около 5500 человек. Предложения о переводе молитвенника на корнский язык было отвергнуто центральной властью.

Кранмер и Мария Тюдор

Плохие времена настали для Кранмера, когда в 1553 году на престол взошла Мария Тюдор. Являясь ревностной католичкой, королева сурово расправлялась со всеми деятелями Реформации. Досталось не только самому Томасу Кранмеру, но и таким деятелям, как Хью Латимер , Николас Ридли. Мария активно занялась реставрацией католицизма и начала с реконструкции монастырей, закрытых при Генрихе VIII.

Судебный процесс и казнь

При реставрации католицизма по повелению Марии Тюдор Кранмер был обвинён в государственной измене. 13 ноября 1553 года он был задержан и заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами - Хью Латимером и Николасом Ридли, его сторонниками. Всех троих приговорили к сожжению.

Католики требовали раскаяния Кранмера и публичного отказа от своих убеждений - во-первых, физически, а во-вторых, гноя в заключении. На его глазах в 1555 году сожгли сначала одного епископа, а через несколько месяцев и другого. Марии Тюдор было необходимо его публичное отречение, дабы дискредитировать протестантизм и уменьшить число его приверженцев в народе.

Кранмера пять раз заставляли писать официальные отречения от протестантизма. По инициативе королевы был учрежден диспут в Оксфорде между заключенным Кранмером и торжествующими католическими богословами.

Исход этого диспута был предрешен заранее. Ему предоставили возможность апелляции к папе Римскому в течение 80 дней. Но так как Кранмер находился в заключении, это было невозможно. Кранмер был лишен своего сана. За день до казни Кранмер написал два варианта своей предсмертной речи - католической и протестантской. Он предпочел произнести протестанскую речь. Протестанты видели воочию Кранмера, нашедшего в себе отвагу самому направить в огонь свою правую руку, которой он был принужден написать огромное количество мнимых отречений.

21 марта 1556 года Томас Кранмер был сожжён на костре.

В Лондоне близ Трафальгарской площади стоит памятник трём первым англиканским епископам, сожжённым при Марии Тюдор.

Историография

Несмотря на свою значимость, личность Томаса Кранмера очень слабо представлена в отечественной историографии. Однако же стоит обратить внимание на работу Н. А. Смирновой о деятельности архиепископа Кентерберийского. Британские же историки уделили пристальное внимание Кранмеру, что, в общем-то, неудивительно. Только в XIX веке было опубликовано около 30 биографий и биографических эссе о Кранмере. Оценки деятельности Томаса Кранмера напрямую зависели от религиозной принадлежности авторов. Понятно, что католические историки нелестно отзывались о протестанте Кранмере в своих сочинениях. В XX веке появилось несколько важных работ. Автором довольно объемной биографии Томаса Кранмера является Д.Мак-Каллок, в своей довольно пристрастной работе он широко анализирует деятельность архиепископа, акцентируя особое внимание на ошибках и неудачах Кранмера. Автором другой биографии известного деятеля Реформации является Ридли Джаспер, однако несмотря на сравнительную полноту работы, Джаспера справедливо критикуют богословы за большое количество неточностей.

Образ в кинематографе и на телеэкране

  • Лоуренс Ханрей в роли Кранмера в фильме «Частная жизнь Генриха VIII », 1933 год.
  • Ламсден Хейр в роли Кранмера в фильме «Малышка Бесс», 1953 год.
  • Сирил Лакхем в роли Кранмера в фильме «Человек на все времена », 1966 год.
  • Бернард Хептон в роли Кранмера в фильме «Генрих VIII и его шесть жен», 1972 год и в телевизионном сериале «Королева Елизавета Английская», 1971 год.
  • Дэвид Уоллер в роли Кранмера в фильме «Леди Джейн», 1986 год.

Детство и ранние годы

Томас Кранмер родился 2-го июля 1489 года в небольшой деревне Аслактон в графстве Ноттингемшир. Родители Кранмера - Томас Кранмер и Анна Хэтфилд не принадлежали к аристократическому сословию. Кранмер не был единственным ребёнком в семье, у него было ещё два брата: старший - Джон и младший - Эдмунд.

В возрасте четырнадцати лет мать решает отправить юного Томаса на обучение в Кембридж, в колледж Иисуса и Святой Девы Марии. Немногое известно о событиях, которые происходили на протяжении обучения Кранмера в колледже, однако известно, что в 1511-м году он получил степень бакалавра искусств, а уже в 1515-м году Томас Кранмер стал магистром искусств и получил место в совете Колледжа Иисуса. Женитьба Кранмера на «Темной Джоан» (как её называли), родственнице одной землевладелицы, была несовместима с его прежней должностью, поэтому он был вынужден остаться на должности лектора все в том же колледже. Судя по всему, Кранмер не собирался связывать свою жизнь с церковной карьерой. Однако всего через год после женитьбы Джоан умирает при родах. Личная трагедия семьи Кранмера преображает его, и он уходит в теологию . Уже в 1520-м году Томас возвращается на прежнее место в совете, где получает церковный сан и становится университетским проповедником. В 1525-году он получает докторскую степень по теологии.

Кранмер на службе у Генриха VIII. Бракоразводный процесс

В 1529 году Томас Кранмер продвинулся по карьерной лестнице благодаря помощи в бракоразводном процессе Генриха VIII и Екатерины Арагонской . Он предложил проконсультироваться у европейских университетов по вопросу о законности брака короля с женой его умершего брата Артура . Кранмер полагал, что необходимо убедить богословов, что брак был недействителен с его самого начала, и поэтому расторжение его является абсолютно формальным. Слухи о размышлениях Томаса Кранмера дошли до короля, вследствие чего Кранмера возвысили до ранга дворцового священника. На протяжении всего правления Генриха VIII Кранмер способствовал расторжению браков со всеми последующими женами короля.

Назначение на должность архиепископа

В 1532 году Кранмер был отправлен в посольство в Германию, где встречает свою вторую жену Маргарет - племянницу главы евангелической церкви Нюрнберга Андреаса Озиандера . Кранмер женится на Маргарет тайно, держа в секрете от англичан.

В том же году умирает архиепископ Кентерберийский Уильям Уорхэм, и Генрих VIII незамедлительно выдвигает кандидатуру Томаса Кранмера на роль архиепископа, и её одобряет тогдашний папа Климент VII . Для Кранмера это становится неожиданностью, однако он принимает эту должность. Став архиепископом и заручившись поддержкой своего влиятельного друга Томаса Кромвеля , Кранмер определяет русло реформирования Английской церкви. Однако, при Генрихе VIII Кранмер не может слишком открыто высказывать свои протестантские идеи. В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии », который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви»

Следующим шагом стала конфискация церковных земель и принудительное закрытие многих монастырей. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих VIII или оставил себе, или раздал или продал «новому дворянству», которое оказывало поддержку монарху; на секвестированных землях были проведены огораживания. Английская Церковь оставалась духовно близка с Католической. Зато Библия теперь стала доступна на английском языке.

Деятельность при Эдуарде VI

После смерти Генриха VIII престол наследует Эдуард VI , которому на тот момент было всего девять лет. Регентом при нём становится явный протестант - герцог Сомерсет . С этого момента можно говорить о втором этапе Реформации. В 1549 году при содействии парламента был издан «Акт о единообразии », который был направлен на установление книги единых молитв, подготовленную Кранмером. Сложно назвать её индивидуальным трудом Томаса Кранмера, так как она содержит заимствования из Сарумского обряда , даже некоторые труды лютеран: Озиандера и Юстуса Йонаса. Также в 1549 году были разрешены браки для священников. Книга Общих Молитв, которая представляла из себя сборник молитв и литургий, изначально предполагалась в качестве единого канона для богослужений и предназначалась для всех диоцезов Церкви Англии, использовавших прежде на местах несколько разновидностей литургических форм латинского обряда. «Книга общественного богослужения », наряду с 39 Статьями англиканского вероисповедания и Ординалом - доктринальный источник вероучения Церкви Англии.

Известность Кранмеру принес и трактат «О Защите истинного и правоверного учения о таинстве причастия», твердо обозначивший его не только как протестанта, но и как пламенного реформатора-богослова. Трактат изначально был издан на латыни и только через три года после казни Кранмера, в 1559 году, был переведен и издан на английском языке.

Восстание Книги Молитв 1549 года

После принятия «Книги общих молитв » в графствах Корнуолл и Девон вспыхнуло восстание. Причин недовольства было две. Во-первых, жители этих двух графств были строгими приверженцами католицизма, а во-вторых, жители Корнуолла говорили на корнском языке и богослужения на латыни были им привычны.

После насильственного изменения обряда, инициированного в день Святой Троицы, прихожане одного из храмов Девона заставили в Духов день священника вернуться к католической литургии. На следующее богослужение прибыли власти для обеспечения нововведений.

Восстание полностью охватило графства Корнуолл и Девон. Восстание было подавлено с особо жестокостью, Лидеров мятежников доставили в Лондон для казни. Всего в восстании погибли около 5500 человек. Предложения о переводе молитвенника на корнский язык было отвергнуто центральной властью.

Кранмер и Мария Тюдор

Плохие времена настали для Кранмера, когда в 1553 году на престол взошла Мария Тюдор. Являясь ревностной католичкой, королева сурово расправлялась со всеми деятелями Реформации. Досталось не только самому Томасу Кранмеру, но и таким деятелям, как Хью Латимер , Николас Ридли. Мария активно занялась реставрацией католицизма и начала с реконструкции монастырей, закрытых при Генрихе VIII.

Судебный процесс и казнь

При реставрации католицизма по повелению Марии Тюдор Кранмер был обвинён в государственной измене. 13 ноября 1553 года он был задержан и заключён в тюрьму вместе с двумя другими епископами - Хью Латимером и Николасом Ридли, его сторонниками. Всех троих приговорили к сожжению.

Католики требовали раскаяния Кранмера и публичного отказа от своих убеждений - во-первых, физически, а во-вторых, гноя в заключении. На его глазах в 1555 году сожгли сначала одного епископа, а через несколько месяцев и другого. Марии Тюдор было необходимо его публичное отречение, дабы дискредитировать протестантизм и уменьшить число его приверженцев в народе.

Кранмера пять раз заставляли писать официальные отречения от протестантизма. По инициативе королевы был учрежден диспут в Оксфорде между заключенным Кранмером и торжествующими католическими богословами.

Исход этого диспута был предрешен заранее. Ему предоставили возможность апелляции к папе Римскому в течение 80 дней. Но так как Кранмер находился в заключении, это было невозможно. Кранмер был лишен своего сана. За день до казни Кранмер написал два варианта своей предсмертной речи - католической и протестантской. Он предпочел произнести протестантскую речь. Протестанты видели воочию Кранмера, нашедшего в себе отвагу самому направить в огонь свою правую руку, которой он был принужден написать огромное количество мнимых отречений.

21 марта 1556 года Томас Кранмер был сожжён на костре.

В Лондоне близ Трафальгарской площади стоит памятник трём первым англиканским епископам, сожжённым при Марии Тюдор.

Историография

Несмотря на свою значимость, личность Томаса Кранмера очень слабо представлена в отечественной историографии. Однако же стоит обратить внимание на работу Н. А. Смирновой о деятельности архиепископа Кентерберийского. Британские же историки уделили пристальное внимание Кранмеру, что, в общем-то, неудивительно. Только в XIX веке было опубликовано около 30 биографий и биографических эссе о Кранмере. Оценки деятельности Томаса Кранмера напрямую зависели от религиозной принадлежности авторов. Понятно, что католические историки нелестно отзывались о протестанте Кранмере в своих сочинениях. В XX веке появилось несколько важных работ. Автором довольно объемной биографии Томаса Кранмера является Д.Мак-Каллок, в своей довольно пристрастной работе он широко анализирует деятельность архиепископа, акцентируя особое внимание на ошибках и неудачах Кранмера. Автором другой биографии известного деятеля Реформации является Ридли Джаспер, однако несмотря на сравнительную полноту работы, Джаспера справедливо критикуют богословы за большое количество неточностей.

Образ в кинематографе и на телеэкране

Интересные факты Томас Кранмер - деятель эпохи Реформации в Англии. - Нижневартовск: Вестник Нижневартовского университета. - Вып. 2. - 2014.

  • Смирнова Н. А. Реформация в Англии и деятельность Томаса Кранмера в первой половине XVI века. - М. , 1990.
  • Encyclopedia Britannica, 11th ed. - Vol VII. - Cambridge university Press, 1910. - P 377.
  • MacCulloch, D. Thomas Cranmer: A Life. - L. : Yale University Press, 1996.
  • Ridley, Jasper . Thomas Cranmer. Oxf. : Clarendon Press, 1992.
  • В течение двух десятилетий архиепископу Кентерберийскому, ревностному слуге тюдоровской тирании, удавалось обходить подводные камни, угрожавшие его карьере и жизни. Всякий раз люди, в руках которых находилась власть, предпочитали пользоваться услугами Кранмера, чем отправлять его на эшафот с очередной партией потерпевших поражение в придворных и политических интригах. И Кранмер с готовностью приносил своих покровителей, друзей и единомышленников в жертву долгу.

    А долгом для него было защитить любой ценой королевское верховенство и обязать подданных беспрекословно повиноваться монаршей воле. Кранмер благословил и казнь своей покровительницы Анны Болейн, и своего благодетеля Томаса Кромвеля, и расправу с Екатериной Говард - ставленницей враждебной ему фракции, и заключение в Тауэр своего противника Норфолка.

    Одобрял и казнь лорда Сеймура, пытавшегося захватить власть при малолетнем Эдуарде VI, и близкого Кранмеру лорда-протектора Сомерсета, который послал в 1548 году на плаху Сеймура и сам в 1552 году взошел на эшафот, побежденный Уориком, герцогом Нортумберлендским.

    И того же герцога Нортумберлендского, когда после смерти Эдуарда VI в 1553 году он пытался возвести на престол кузину короля Джейн Грей и был побежден сторонниками Марии Тюдор (дочери Генриха VIII от его первого брака с Екатериной Арагонской).

    Кранмер положил жизнь на утверждение в стране англиканской (протестантской) церкви, но, когда умерли Генрих VIII и Эдуард VI, на престол взошла Мария Тюдор, прозванная впоследствии Кровавой, и восстановила в Англии католицизм. Кранмер был обвинен в государственной измене и заключен в тюрьму.

    Конечной целью королевы были отлучение «еретика» от церкви и его казнь. С ее благословения организовали диспут в Оксфорде между Кранмером и католическими богословами, результат которого был предрешен - университетские теологи признали архиепископа проигравшим. Ему предоставили 80 дней для апелляции к папе римскому, но при этом почему-то «забыли» выпустить из тюрьмы. Папа, который когда-то утвердил архиепископский сан Кранмера, теперь его этого сана лишил.

    И тут случилось неожиданное. Кранмер, долго проявлявший непреклонность, вдруг капитулировал. Несколько раз под давлением осаждавших его испанских прелатов (Мария Тюдор была обручена с испанским принцем Филиппом) Кранмер подписывал различные «отречения» от протестантизма, то признавая свои прегрешения, то частично беря назад уже сделанные признания.

    Обреченный на смерть старик был готов принять смерть протестантом, как это бесстрашно сделали его единомышленники Латимер и Ридли. Но он был согласен умереть и католиком, если это, как ему вдруг показалось, приведет к спасению души. Подготовив и подписав многочисленные экземпляры своего очередного, наиболее решительного покаяния, Кранмер в ночь перед казнью составил два варианта своей предсмертной речи - католический и протестантский. Уже на плахе он предпочел последний вариант.

    Более того, он нашел в себе силы, чтобы сунуть в огонь свою правую руку, написавшую многочисленные отречения. Протестанты очень восхищались этим мужеством на эшафоте, тогда как несколько обескураженные католические авторы разъясняли, что Кранмер не совершил ничего героического, ведь эта рука все равно была бы сожжена через несколько минут.

    Как бы то ни было, утром 21 марта 1556 года Кранмер с большим мужеством и достоинством принял смерть на костре.

    Похожие статьи