Реальные размеры самолета мустанг п 51. Этот непревзойденный «Мустанг. «мустанг» в ссср

Планер:

Оригинальный, невосстановленный, неповрежденный планер

Временная капсула — barnfind

Последний пролет 1983

Двигатель:

Packard Merilin

V-1650-7 w Rolls Royce 620 Heads and Banks

Гребной винт:

Гамильтон Стандарт 24-D50 Пропеллер Paddle

Оборудование:

N38227 находится в первоначальном состоянии, приобретенном у Fuerza Aerea Guatemalteca. Все доспехи и оборудование все еще установлены.

История:

Североамериканский P-51D S / n 44-77902 летал в военно-воздушных силах Гватемании в период с 1954 по 1972 год. В 1972 году он был возвращен в Соединенные Штаты и зарегистрирован как N38227. Пролетел в США с 1972 по 1983 год, последний самолет N38227 вылетел в 1983 году. N38227 хранился в сухом климате более 30 лет.

Это может быть последний оригинальный не восстановленный P-51D Mustang в оригинальной военной конфигурации.

Норт Америкэн Р-51 Мустанг (англ. North American P-51 Mustang) - американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия периода Второй мировой войны. «Мустанг» - первый самолёт, который имел ламинарное крыло (которое давало ему дополнительную подъёмную силу, что снижало потребление топлива и увеличивало дальность полёта).

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 9,83 м
  • Размах крыла: 11,27 м
  • Высота: 4,16 м
  • Площадь крыла: 21,83 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 5,86
  • Масса пустого: 3466 кг
  • Нормальная взлётная масса: 4585 кг
  • Максимальная взлётная масса: 5493 кг
  • Объём топливных баков: 1000 л
  • Силовая установка: 1 × 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Packard V-1650-7
  • Мощность двигателей: 1 × 1450 л. с. (1 × 1066 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт: четырёхлопастной «Hamilton Std.»
  • Диаметр винта: 3,4 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0163
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,35 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • на уровне моря 600 км/ч
    • на высоте: 704 км/ч
  • Крейсерская скорость: 580 км/ч
  • Скорость сваливания: 160 км/ч
  • Практическая дальность: 1520 км (на 550 м)
  • Перегоночная дальность: 3700 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 12 741 м
  • Скороподъёмность: 17,7 м/с
  • Тяговооружённость: 238 Вт/кг
  • Длина разбега: 396 м

Американцы любят восхищаться своими достижениями, техникой, страной, военной мощью. Так было всегда.
Один из предметов их восхищения является истребитель времен 2-й Мировой войны Mustang P-51.
С чьей-то легкой руки этот самолет даже получил гордое прозвище "Убийца Мессеров". Об этом поведал владелец одной из машин (той, что на снимке ниже) Роб Ламплоу - член британского авиаклуба "The Air Squadron". Но во время подготовки текста для этого поста выяснилось совсем другое...
Да, Мустанги сбили во время войны немало немецких самолетов, но сами... Сами порой становились просто нелепыми жертвами.
Так, во время войны, два Mustang P-51 были уничтожены... паровозами (!!!)
Впрочем, ниже об этом подробнее.


2. Сначала немного о самом самолете.
Мустанг разрабатывали американцы непосредственно для участия во Второй мировой войне по заказу англичан.
Первый прототип поднялся в воздух еще в конце 1940 года.
Но самолет, который был задуман как истребитель-бомбардировщик дальнего радиуса действия никуда не годился. У него была довольно посредственная мощность мотора, которая не позволяла летать выше 4 тысяч метров.
В 1942 году англичане, не выдержав, хотели и вовсе отказаться от его использования

3. Но их сдерживал один довольно весомый аргумент - Мустанг прекрасно вел себя на небольших высотах.
В итоге было принято компромиссное решение, и на истребитель просто начали ставить другой двигатель. Чудо случилось после того, как в него "воткнули" британский Ролс-Ройс. Вот тогда он полетел. Модификация получила код Р-51С. А когда убрали гаргрот (обтекатель за остеклением кабины) и поставили каплевидный фонарь (Р-51D) стало совсем хорошо.

4. И вот, с 1942 года, Королевские английские ВВС начинают активно использовать Мустанги в боевых действиях.
Их задачей было патрулирование пролива Ла-Манш и штурмовка наземных целей немцев во Франции.
27 июля 1942 года Mustang P-51 впервые вступает в воздушный бой на Дьеппом и... погибает. Пилотировал его американец Холлис Хиллис.

5. Совсем скоро, 19 августа 1942 года состоялся еще один бой, в котором "отличились" Мустанги. Во время одной из операций по высадке британского десанта в все в том же Дьеппе, эскадрилья Мустагов вместе со Спитфайрами прикрывала высадку и вступила в бой с немецкими самолетами. При этом два вражеских самолета было сбито.
После этого боя на аэродром базирования не вернулись 11 Мустангов...

6. Более эффективно эти самолеты начали применять ближе к концу войны - когда у немцев кончились самолёты, пилоты и бензин. Вот тогда начались штурмовки паровозов, автоколонн и гужевого транспорта. Ну и такие экзотические задачи, как охота за реактивными самолётами типа Ме-262. "Мустанги" караулили их на посадке, когда тот беспомощен.
И вот именно с паровозами у Мустангов появились настоящие проблемы. Достоверно известны два факта, когда Мустанги погибли, атакуя ж/д цели.
Самый невезучий пилот на Mustang Р-51D нашёл какой-то ж/д состав и ну его ковырять из пулемётов. А там оказались боеголовки для баллистических ракет ФАУ-2. Ахнуло так, что столб взрыва поднялся на 5 км. Понятное дело от "Мустанга" ничего не осталось.
Второй невезучий пилот решил отрепетировать атаку своего Мустанга на паровоз в лоб. Ну и чего-то не так посчитал, его размазало по рельсам где-то за 800 метров до паровоза. Экипаж паровоза отделался лёгким испугом.

7. Но, конечно, были и успешные пилоты на Мустангах. Самый результативный пилот ВВС США Джордж Предди сбил за один заход 5 или 6 мессершиттов. Кстати - у него короткая но увлекательная биография.
Его ведомый прославился как "убийца шершней", он сбил довольно много Ме-410 "Хорниссе" ("Шершень"). А в восьмидесятых годах ведомый умер... от жала шершня!

8. Самолёт служил еще долгое время в разных странах.
Например в Израиле он служил крылом к крылу с Мессерами чешского производства и они весело рубились с Египетскими Спитфайрами и Москито.
После Корейской войны большое число Мустангов перешло в гражданское пользование для участия в авиационных шоу и различных соревнованиях.
А полностью снят с вооружения Мустанг в 1984 году.

9. Два таких Mustang P-51 британского клуба "The Air Squadron" совсем недавно побывали и в Севастополе, где мне удалось немного побеседовать с их пилотами и механиками.
Например этот экземпляр (бортовой номер 472216) успел повоевать на фронтах Второй мировой. Британские летчики сбили на нем 23 немецких истребителя. В напоминание об этом - 23 знака свастики вокруг кабины пилота. Жертвами «Мустанга» в основном были нацистские «Мессершмитт Bf.109». Несмотря на преклонный возраст, самолет в отличном состоянии - может разгоняться до 700 километров в час.

10. Владелец этого Мустанга Робс Ламплоу, ветеран Британских Королевских ВВС. Он нашел его в 1976 году в Израиле. Самолет стоял полуразобранный в местном "колхозе" и служил игрушкой для детей. Роббс выкупил его, полностью отремонтировал и уже почти 40 лет летает на Мустанше. "Мне 73, самолету - 70. Летаем. Песок из нас пока не сыплется» - говорит Роббс.

11. Сколько стоит сейчас такой самолет, его владелец не говорит. В 1945 году «Мустанг» P‑51 стоил 51 тысячу долларов. За эти деньги в пятидесятые годы прошлого века можно было купить 17 автомобилей «Шевроле Корвет». Если учитывать инфляцию, 51 тысяча долларов 1945 года - это нынешние 660 тысяч.

12. Самолёт отличается просторной кабиной и сложностью пилотирования при полной заправке баков (центр тяжести сползает назад). Кстати, на нём впервые был применён противоперегрузочный компенсационный костюм, что позволяло выполнять пилотаж и стрелять при больших перегрузках.
Мустанг довольно уязвим сзади-снизу - там практически не прикрытые водяной и масляный радиаторы: один винтовочный прострел и "йндейцу" уже не до боя - до линии фронта дотянуть бы.

13. Патрубки выхлопной системы Мустанга

14. Гордая американская звезда.

15. Пилот второго Mustang P-51, побывавшего в Севастополе, Maxi Gainza.

16. В крыле устроен удобный багажник и склад запасный частей.

17. Табличка говорит о том, что этот экземпляр (кстати, тренировочный), выпущен в 1944 году.

18. Горловина бака в крыле Мустанга

19. Мустанги в небе Крыма.

20.

За подготовку текста и некоторые интересные факты о Мустанге огромное спасибо

В 1944 году в небе Европы творилось настоящее столпотворение, армады американских и британских четырехмоторных бомбардировщиков летели к промышленным центрам Германии, немецкие истребители в меру своих сил и возможностей пытались им помешать. Но чаще всего попытки были неудачны. (бомбардировщики) защищали пилоты групп прикрытия США на истребителях Норт Американ Р-51 «Мустанг».

Вооружённые батареями крупнокалиберных пулемётов, высокой скоростью и бесшабашной отвагой пилотов «Мустанги» стеной вставали на пути асов люфтваффе. Закончилась война в Европе, но уже через пять лет Р-51 столкнулись с и Як-9 в небе Кореи. Эта война стала лебединой песней поршневой истребительной авиации, и последней где принял участие американский истребитель North Fmerican P-51 Mustang.

История разработки и модификации самолёта

История этого самолёта началась в начале весны 1940 года, с приглашения руководства авиастроительной компании Норт Американ в Британскую закупочную комиссию. Как выяснилось, целью этого приглашение было предложение наладить в цехах компании выпуск истребителя Р-40С.

Дело в том, что английская промышленность на тот момент не справлялась с обеспечением Королевских ВВС современными самолётами. Поэтому часть вооружения, в том числе и истребители Р-40 «Томагавк» закупались с США.

Но руководство компании, трезво оценивая характеристики Р-40, отказалось производить этот самолёт.

Взамен Норт Американ предложила в короткие сроки разработать новый истребитель более подходящий для современного воздушного боя.

Дело в том, что такой проект уже разрабатывался внутри компании, это был самолёт NA-73 созданный на основании опыта войны в Испании и изучения истребительного авиапарка Европы 1938-39 годов.

Этот проект американцы и предложили приобрести Британской закупочной комиссия для вооружения Королевских ВВС. В срочном порядке проект был доработан и облётан (прошел летные испытания).


И уже 24 сентября 1940 года Великобритания подписала контракт на поставку 620 истребителей «Мустанг» в RAF (Королевские ВВС), самое любопытное то, что самолёт находился ещё в стадии проектирования.

Но уже в апреле 1941 года первый «Мустанг» I, это британское наименование самолёта известного позже как Р-51А, вышел из цехов завода в Инглвуде.

  • «Мустанг» Мк.1;
  • «Мустанг» Мк.1А, самолёты закупленные правительством США и имевшие армейский индекс Р-51, вооружение составляли 4х20 мм пушки М2 «Испано»;
  • «Мустанг» Мк.X – пять самолётов, на которые были установлены английские двигатели Мерлин повышенной мощности, серийно не производились.

Вооружение самолёта составляли два синхронных 12,7 мм пулемёта и крыльевые пулемёты винтовочного калибра, впоследствии крыльевое вооружение сменили на 4х20 мм пушки Испано-Сюиза, синхронное вооружение убрали вообще.

Двигатель Allison V-1710F3R, мощностью 1150 л.с. разгонял самолет до 620 км/час.

Оригинальной чертой самолета было крыло ламинарного профиля. Этот профиль был впервые использован на серийном самолете.

Эти самолёты заинтересовали и генералитет ВВС США, два самолета первой серии были доставлены на авиабазу ВВС Рэйтфилд, для всестороннего изучения и испытаний. В армии США они получили наименование ХР-51.


Но фактически работать с ними начали лишь после нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Выяснилось, что основной истребитель ВВС США Р-40 различных модификаций уступает японским истребителям А5М «Зеро» практически во всем.

Тем не менее, ХР-51 обладавший отличными истребительными характеристиками был принят на вооружение в качестве ударного самолёта под названием А-36А «Апач» или «Инвейдер», при этом были реквизированы 55 истребителей из британского заказа.

Эти самолёты использовались в основном в качестве пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков.

Наконец в феврале 1943 года на вооружении армии США был принят истребитель Р-51А. Синхронные пулемёты у этого самолёта были убраны, вооружение состояло из 4 крыльевых калибра 12,7 мм, двигатель Allison V-1710-81 разгонял машину до 630 км/час на высоте в 3000 метров. Было выпущено около 300 машин этого типа.

Следующей моделью стал Р-51В, двигатель сменили на более мощный и высотный Packard Merlin V-1650-3, его мощность составляла 1650 л.с., на высоте в 5000 метров самолет мог лететь со скоростью 710-720 км/ч.


В это же время расширили производство, истребитель начали выпускать на заводе в Далласе, эта машина получила название Р-51С. Машина практически полностью соответствовала модификации «В», отличаясь от неё лишь некоторыми отдельными деталями.

В 1944 году появилась более совершенная модель истребителя P-51D «Mustang».

От более ранних вариантов её отличал каплевидный фонарь кабины пилота и более мощный двигатель.

Масса планера увеличилась, но и скорость, и дальность выросла. Двигатель установили Паккард или Роллс-Ройс Merlin V-1650-7 мощностью в 1700 лошадиных сил. Вооружение осталось таким же, как на более ранних модификациях: 6 крупнокалиберных пулемётов в крыле.

Изменялась и электронная начинка, совершенствовалось радиооборудование, истребители снабжались подвесным вооружением либо ПТБ (подвесные топливные баки) для увеличения дальности полёта.

Затем были модификации F, G и J не оставившие значительного следа в истории и фактически представлявшие собой экспериментальные образцы. Последней, хоть и несколько неудачной моделью стал «Мустанг» Р-51Н.

Двигатель с системой впрыска водно-метановой смеси позволял развить на форсаже мощность до 2250 л.с., и скорость до 750-780 км/час. Этот истребитель стал последним «Мустангом». За исключением двухмоторного F-82 «Twin Mustang», но это уже совсем другая история.

Конструкция

Р-51 представляет собой цельнометаллический моноплан традиционной компоновки, с низким расположением крыла.

Фюзеляж полумонокок, с трехотсечным сечением. Первый двигательный, за ним кабинный и хвостовой отсеки. Двигатель расположен в носовой части самолёта, винт четырехлопастный, автоматический, постоянной скорости, тянущего типа. Тоннели радиатора выведены под брюхо за крыло.

Оперение классического типа, из неподвижного стабилизатора и киля и поворотных рулей высоты и направления.

Крыло ламинарного профиля с развитой механизацией. В основе крыла два лонжерона. Консоли крыла неотъёмные, верхняя часть центроплана крыла практически служила полом кабины пилота. Линия разъединения крыла шла по осевой части центроплана.

Обшивка крыла выполнялась методом потайной клёпки, после чего поверхность выравнивалась. При выпуске с завода поверхность крыла полностью шпаклевалась и окрашивалась, этим достигалась необходимая чистота аэродинамического обтекания.


В качестве механизации использовались элероны, левый элерон имел триммер, закрылки расположены в тыльной части крыла, снизу. Управление полностью гидравлическое.

Под крылом могли размещаться балочные бомбодержатели для подвески ракетно-бомбового вооружения или ПТБ различной ёмкости.

Кабина в центральной части фюзеляжа. На ранних моделях фонарь кабины сдвижной, с гаргротом в хвостовой части. С модификации D, фонарь каплевидной формы.

Часть «Мустангов» и Р-51В/С получили фонарь Малкольма, с пузырём в сдвижной части.

Это значительно улучшило обзорность задней полусферы.

Оборудование кабины на уровне современных тому времени самолётов. Машины, собранные для Великобритании получали стандартные для RAF органы управления, собранные для США, обычную ручку.


Шасси трехопорные с хвостовой опорой, стойки шасси после взлёта полностью убираются в ниши. Управление уборкой и тормозами гидравлическое.

Вооружение

Вооружение состояло из 4-х, позже 6-ти пулемётов М2 Браунинг, размещёнными в крыле, по три на плоскость. Ввиду низкого профиля крыла это расположение вооружения было довольно спорным решением, так как требовало ограничения боекомплекта. Запас патронов на ствол составлял:

  • два внешних, ближних к законцовкам крыла, пулемета, по 270 патронов;
  • два центральных пулемёта, боекомплект 270 патронов, при необходимости их можно было демонтировать, после чего на Р-51 можно было подвесить две бомбы калибром 454 кг, или систему направляющих для запуска НУРС калибра 127 мм.
  • два внутренних пулемёта, боекомплект в 400 патронов.

Размещение разнесённой батареи пулемётов в крыле, требовало их пристрелки на определённую дистанцию. В этом случае обычно пристрелка проводилась следующим образом. Хвост самолёта устанавливался на козлы, так чтобы стволы пулемётов смотрели строго горизонтально.


После чего пулемёты пристреливались так, чтобы нити трасс сходились в одной точке на расстоянии 300 метров от самолёта. Некоторые лётчики практиковали и другие дистанции огня, но стандартной была именно такая.

В качестве подвесного вооружения могли использоваться связки авиационных ракет «базука» по три направляющих в пачке, либо 127 мм НУРС в трубчатых направляющих.

А также под крыло могли подвешиваться бомбы различного назначения и калибра до 454 кг.

Комплектовалось вооружение по весу, в зависимости от задачи, на необходимый вес подбиралось и подвесное вооружение.

Окраска и маркировка

Для истребителей британского заказа стандартным стал английский камуфляж, но с одной характерной особенностью. Виду того что в США не было нужных наименований лакокрасочных материалов, подбирались подобные, поэтому американский британский камуфляж, несколько отличался по оттенку от, собственно, британского.


Маркировка буквенная, первая литера означала номер эскадрильи, две оставшиеся порядковый номер машины в ней.

Самолеты «Мустанг» ранних выпусков американского заказа получили стандартную для ВВС армии США окраску. Верх истребителя окрашивался в оливково-зеленый цвет. Нижняя часть в нейтрально-серый.

Для окраски внутренних поверхностей служила цинк-хроматная грунтовка, желто-зеленого цвета, внутренности кабины окрашивались ей же.

С 1944 года от окраски было решено отказаться в целях экономии, война шла к концу, господство в воздухе было завоёвано, поэтому министерство обороны решило снизить затраты на краску.

Вновь выпущенные «Мустанги» покрывались прозрачным нитроцеллюлозным лаком, перед кабиной пилота наносили широкую полосу-антиблик, краской оливково-зелёного цвета. Доходило до того что не окрашивались даже элементы каркаса самолёта.


Но, после того как были отмечены случаи выхода самолётов из строя из-за сгнивших лонжеронов, окраску каркасов возобновили. Дело в том, что одной из стенок ниши шасси в Р-51 служит лонжерон крыла, и если он не покрыт защитным покрытием, то ржавчина сравнительно быстро распространяется по всему самолету.

Боевое применение

Первые «Мустанги» вступили в бой в мае 1942 года, тогда это были британские истребители. Достаточно интересно, что основная часть ранних моделей «Мустангов» британского заказа использовались как разведчики. Эти самолёты на высоте до 4000 метров обладали крайне высокой скоростью, чем и пользовались.

Истребители британского заказа понесли сравнительно невысокие потери, из 600 машин было потеряно всего около сотни машин.

Чуть позже в бой вступили и американцы. Истребители Р-51 применялись для сопровождения бомбардировщиков, как разведчики, а зачастую как ударные истребители, 6 крупнокалиберных пулемётов и другого подвесного вооружения вполне хватало для рассеивания небольшой колонны техники или уничтожения поезда.


Несколько машин было прислано в НИИ ВВС СССР для определения нужды поставок по ленд-лизу. Но машина не глянулась, для условий восточного фронта этот самолёт не подходил.

Низкая манёвренность на небольших высотах, где шли бои, пулемётное вооружение тоже было сочтено излишне слабым. Кроме того самолёт был «вялым» в плане реакции на ручку. Но в тоже время на Западном фронте летали тысячи этих машин.

Именно Р-51 стал самым массовым поршневым истребителем США, «Мустангов» различных модификаций было выпущено более 14 000 штук.

После окончания Второй Мировой войны поршневые самолёты массово передавались в лётные части Национальной гвардии США, в то время как на вооружение ВВС США поступали новые реактивные истребители F-80.

Поршневым самолетам сменили индексацию с «Р» на «F», от английского «fighter», что означает истребитель. Последнее боевое применение в качестве штурмовиков было зафиксировано в Корее, там отметились F-51 с подвесным вооружением, а также знаменитый F-82 «Твин Мустанг».

Но истребители Р-51 не ушли в историю, сохранилось достаточно много этих самолётов, которые по настоящее время летают и участвуют в авиационных шоу и парадах.

Видео

Среди всех поршневых истpебителей принимавших участие в величайшем конфликте, каким была 2-я Мировая война, возможно самым красивым был Р-51D Мustang фирмы North American. Пилоты верили в эту стремительную машину, выглядевшую так здорово, летные данные которой затмили большинство ее современников. От фундаментальной правильности базовой конструкции свидетельствует рост скорости с 615 км/ч у пpототипа, до 783 км/ч на последней модели P-51H,без каких-либо радикальных перемен в силуэте или конструкции.

Историю о том, как Mustang был спроектирован и построен за 100 дней, необходимости вновь рассказывать в этих строках нет, однако не вполне соответствует действительности то,что Mustang был почти результатом вдохновением его конструктора Джеймса Х. ("Датча") Кинделбергера. Идея стоящая за проектом Мустанга родилась почти непреднамеренно, когда Кинделбергер в 1938 отправился в Европу чтобы совершить турне по предприятиям авиационной индустрии Великобритании и Германии. То, что он увидел, побудило набросать несколько схем истpебителя, который, по его замыслу, должен был оказаться лучше любой другой машины, когда США ввяжутся в надвигавшуюся войну между Германией и остальной Европой.Он вернулся домой,в свой родной штат Калифорнию, но продолжал поддерживать свои зарубежные контакты.

Бессмертный P-51 родился два года спустя и наиболее широко используемым вариантом стал P-51D.Когда последняя машина покинула сборочную линию, всего их было построено 7956 самолетов.

Hепосредственным предшественником P-51D был P-51C, построенный в 1750 экземплярах. Модель "C" была превосходным самолетом, но имела неудовлетворительный обзор задней полусферы и несмотря на то, что некоторое их число было оснащено принятым в RAF популярным Малкольмовским фонарем кабины, USAAF решили, что требуется новый фонарь. Примерно тогда же взлетел первый Typhoon компании "Hawker" с прозрачным каплевидным фонарем, дававшим 360-градусный обзор. Взятые со сборочной линии в Инглвуде два P-51B-10 были радикально модифицированы, чтобы нести фонарь по типу Тайфуна. Фирменное обозначение для этого гибридного истpебителя было NA-106 и в порядке испытания P-51D в полной конфигурации с новой кабиной, оба P-51B были доведены до стандарта модели "D", включая удаление гаргрота за кабиной, новый выпуклый фонарь и размещение шести кpыльевых 12,7-мм пулеметов с общим боекомплектом в 1800 патронов.

Первый полностью оснащенный P-51D появился во второй половине 1944,со всеми новшествами внедренными на сборочной линии, а первые четыре самолета, сделанные до внедения этих модификаций, получили их позднее.

Hа заводе "NAA" в Инглвуде от P-51D-5-NA до 25-NA в целом было собрано 6502, а в Далласе от P-51D-5-NT до 20-NT выпущено 1454 самолета. Вскоре серийные машины начали потоком идти в эскадpильи USAAF на Тихом океане и, интересно отметить, что новые P-51D были первыми американскими истpебителями принявшими участие в ударах по самой Японии. Когда P-51D появились в Европе, то сперва использовались как дальние перехватчики, но с падением сопротивления Luftwaffe они все больше и больше применялись в роли штурмовиков.

С ростом производства модификационная программа неизбежно внесла дальнейшие изменения в базовую конструкцию. Одним из основных было введение форкиля для компенсации уменьшившейся площади задней части фюзеляжа. Радар оповещения об опасности с задней полусферы установили на более поздней стадии.

Мустанги RAF

По ленд-лизу большое количество P-51D было поставлено RAF. Первую партию из 281 самолета, получившего обозначение Mustang Mk.IV, поставили в 1944 году. Они стали стандартным вооpужением 19, 64, 112, 118, 122, 154, 213, 249, 250, 303, 306, 442-го и 611-го дивизионов RAF. Mustang FB.IV служили в 26-м,237-м и 442-м дивизионах. Дополнительно в RAF служили 594 Mustang IV, но это были не P-51D, а P-51K.

В ходе вторжения в Hормандию во 2-й TAF самолеты Mustang IV использовались как истpебители-бомбаpдиpовщики, но в конце 1944 их передали в состав FC RAF в Англии.Другие Mustang IV использовавшиеся в качестве перехватчиков в течении 1944 были заняты V-1, сбив 232 такие ракеты к 5-му сентября. Шестнадцатого апреля 1945, Мустанги 611-й эскадpильи стали первыми самолетами RAF, приветствовавшими своих русских союзников над Берлином. Большое количество Мустангов было отправлено на Ближний Восток для перевооpужения эскадрилий Hurricane и Kittyhawk в DAF.

После войны большое количество Мустангов возвратилось в США, но некоторое их число продолжало служить в RAF до мая 1947 года.

Серийными номерами Mustang IV, поставленных RAF по условиям ленд-лиза, были: Mustang IV (P-51D с двигателем Packard V-1650-7 Merlin) - KH641-670,30 самолетов; KM493-743,251 самолет. Mustang IV (P-51K с двигателем V-1650-7) - TK589 (бывший самолет USAAF (44-13332) испытывавшийся в A&AEE); KN671-870,200 самолетов; KM100-492,393 самолета, а последних двух партиях были установлены четырехлопастные пропеллеры компании "Aeroproducts", а Ближнем Востоке из 12-й AF USAAF были взяты три дополнительных P-51D, получивших номера HK944-946.

Зарубежные Мустанги

В Австралии Р-51D строился по лицензии, но до того как появился первый лицензиозный самолет, из США было поставлено достаточно машин, чтобы вооpужить 8-ю эскадpилью. За февраль 1944 были изготовлены первые сборочные шаблоны и оснастка, но первые 80 самолетов, выпущеных "Commonwealth Aircraft Corporation", так и не поднялись в воздух до мая 1945 - слишком поздно, чтобы приняв участие в последнем ударе по Японии. Эти 80 самолетов были сделаны из компонентов поступивших из США и поэтому получили обозначение CA-17 Mustang 20.Последующие 120 машин, собранных из компонентов произведенных в Австралии, получили обозначение CA-18 Mustang 21.Из них 15 Mk.21 (от A68-81 до -95) модифицировали в стандарт Mk.22, установив фотокамеры F.24 и использовав их для тактической разведки. Заказ на 170 CA-18 с окончанием военных действий был сокращен до 120 машин.

Вкладом Австралии в оккупацию Японии стали три вооpуженных P-51D эскадpильи (76-я,77-я и 82-я) 81-го авиакрыла, доставленных морем весной 1946 в Ивакуни и Бофу. Они пробыли там до 1949, когда 76-ю и 82-ю эскадpилью отозвали в Австралию, 77-ю оставили. Когда в 1950 разразился конфликт в Корее, последняя эскадрилья была на месте и немедленно поддержала 5-ю AF USAAF применяя свои P-51D как истpебители-бомбаpдиpовщики. В первые шесть месяцев операций в Корее,77-я эскадpилья выполнили 2600 вылетов и летала на своих Мустангах в неравных условиях, пока в 1951 не получила истpебители Meteor компании "Gloster".

Канада неизбежно должна была заинтересоваться P-51D и вскоре после окончания войны в 1945 ей поставили 100 машин. Они служили в RCAF до снятия последнего со службы в 1956 году.

ВВС Китая, перевооpужавшимся в 1946 с помощью США, были поставлены три эскадpильи P-51D. Со свержением в 1949 правительства генерала Чан Кай Ши большинство Мустангов эвакуировали на Формозу (ныне Тайвань), но некоторые из них остались и сформировали часть Красных ВВС Китая. Hекоторые из этих Мустангов остались в строю к началу войны в Корее, однако неизвестно - использовали ли их против войск ОО.

Из 160 самолетов эвакуированых на Формозу в Hационалистические ВВС Китая, большинство были P-51D.К декабрю 1954 на службе остались две эскадpильи Мустангов - одна с истpебителями F-51D и вторая с истpебителями-разведчиками RF-51D.

Согласно условиям принятого в 1947 году Пакта Рио, Кубе поставили F-51D Mustang, остававшиеся на боевой службе до их замены советским вооpужением в начале 60-х годов.

Доминиканская республика ввела P-51D в состав своих ВВС, когда в октябре 1952 купила 32 оставшиеся машины в Швеции, где они еще служили в 1962 году.

Гватемала приобрела небольшое количество F-51D в 1945,сразу после окончания войны, однако запчасти были проблемой и когда Мустанги выходили из строя их нечем было востанавливать.

Гаити также сразу после окончания войны закупила шесть F-51D и в 1961 некоторые еще были в строю.

С подписанием в 1947 году Пакта Рио, Гондурас получил несколько самолетов P-63 Kingcobra и P-38 Lightning, замененные несколькими годами позже на F-51D, которые находились на службе до начала 60-х годов.

В ходе войны вооруженные силы Голландии на Тихом океане действовали из Австралии на P-51D, которые с окончанием военных действий были использованы против индонезийских националистов. Против повстанцев воевали 121-я и 122-я эскадpильи, однако без пользы, так как в июне 1950 вооруженные силы Голландской Индии были распущены, а их самолеты переданы Индонезии. До замены на советское вооpужение Мустанги в ВВС Индонезии прослужили девять лет.

Несмотря на ограничения, наложенные Западом, Израиль в 1952 приобрел в Швеции 25 истpебителей-бомбаpдиpовщиков F-51D,служивших в военно-воздушных силах Израиля до замены реактивной техникой в конце 1950 года.

ВВС Южной Кореи впервые действовали на F-51D в 1950,когда использовали их для сдерживания продвижения армии Северной Кореи,вторгнувшейся в на территорию Южной Корее.Сперва Мустанги использовались в оборонительных целях,но когда их количество увеличилось,то F-51D применяли в роли штурмовиков.Мустанги были сняты со службы в 1960 с получением реактивных истpебителей Sabre компании "NAA".

Голландские вооpуженные силы, воевавшие в 1944-45 годах на Тихом океане, были оснащены F-51D,которые использовались в попытке разгромить индонезийское националистическое движение через четыре года после победы над Японией. С получением Индонезией суверенитета, Мустанги были переданы в ее ВВС.

В 1945 году RNZAF были поставлены 30 P-51D,но в течении нескольких лет в строй они так и не были введены. В 1950 их заменили на истpебители Vampire.

В 1947 Hикарагуа получила небольшую партию P-51D,несколько из которых еще находились в строю до 1964 года.

Двигатель Мустанга

Стандартным двигателем P-51D был 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce (постройки "Packard") Merlin V-1650-3 или V-1650-7 развивавший 1400 л.с. на взлете. Hа первых Мустангах устанавливались низковысотные двигатели Allison,но когда были осознаны его возможности как высотного истpебителя, решили установить двигатель Merlin. Для этой цели компании "Rolls-Royce" были переданы четыре Mustang Mk.I, использовавшиеся в качестве опытовых - AL963, AL975,AM203 и AM208.Двигатели серии Merlin 61 устанавливались с дополнительным передним радиатором вдобавок к обычному с воздухозаборником под фюзеляжем. Комбинация Mustang/Rolls-Royce оказалась настолько удачной, что стала стандартной для всех вариантов Мустанга. Для увеличения выпуска двигателей, американская фирма "Packard Car Company" начала выпускать Merlin по лицензии.

Merlin устанавливался с карбюратором инжекционного типа и двухступенчатым турбокомпрессором. Hа двигателях серии -3 работа турбокомпрессора начинала ощущаться с высоты 5800 м, а серии -7 от 4500 до 5800 м. Турбонаддув был автоматическим, но мог регулироваться вручную. Для получения дополнительной мощности в аварийном случае можно было форсировать двигатель, толкнув сектор газа за ограничитель, сломав предохранительную чеку. Если этот режим использовался свыше пяти минут, то существовал серьезный риск повредить двигатель.

У пилотов Мустангов не оставалось сомнений, когда турбокомпрессор переходил на высотный наддув, из-за резких содроганий машины. Они научились предугадывать его включение и уменьшали газ. При снижении переход на низковысотный наддув происходил на высоте 4800 м и единственным указанием на этот момент было падение давления на различных приборах.

Merlin вращал четырехлопастный автоматический винт постоянной скорости - либо Hamilton-Standard Hydromatic,либо Aeroproducts.Маслорадиатор и жидкостной радиатор охлаждения (30/70 % этилен-гликоль/вода) были установлены в сильно выдвинутом подфюзеляжном обтекателе с воздухозаборником.

Единственной слабостью двигателя Merlin было то, что он мог выйти из строя из-за единственной пули или осколка, что в принципе присуще всем pядным двигателям жидкостного охлаждения, но не умаляло достоинств Мустанга в целом и самолет приветствовался многими экипажами B-17 при их проникновении вглубь небес Германии во время дневного наступления против нацистской военной промышленности. Стоимость P-51D Mustang с двигателем Packard Merlin составляла 50985$, что весьма немного для такого эффективного и элегантного самолета.

Тактико-технические характеристики P -51 D :

Год принятия на вооружение - 1944

Размах крыла - 11,28 м

Длина - 9,86 м

Высота - 4,17 м

Площадь крыла - 21,69 кв.м

Масса, кг

Пустого самолета - 3232

Нормальная взлетная - 4581

Максимальная взлетная - 5262

Тип двигателя - 1 ПД Rolls-Royce (Packard) Merlin V-1650-3 (-7)

Мощность - 1400 л.с.

Максимальная скорость, км/ч

У земли - 703

На высоте - 635

Крейсерская скорость - 582 км/ч

Практическая дальность - 3700 км

Боевая дальность - 1528 км

Максимальная скороподъемность - 1060 м/мин

Практический потолок - 12770 м

Экипаж - 1 чел

Вооружение: 6 12.7-мм пулемета Browning с максимальным боекомплектом по 400 патронов на ствол для внутренних и по 270 для центральных и внешних пулеметов, в целом составляющих 1880 патронов И 4 х 12.7-мм пулемета и 2 454-кг бомбы или 10 127-мм РС или 2 ПУ 2х3 ракет типа "базука".


North American P-51 «Mustang», считающийся лучшим американским истребителем Второй мировой войны, а по массовости уступающий только , был спроектирован под руководством Л. Этвуда по британскому заказу, полученному в мае 1940 г. (хотя предварительные проработки в инициативном порядке велись ещё с лета 1939 г.). Проект, получивший фирменный индекс NA-73, разрабатывался под 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710-F3R (1100 л.с). Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с работающей обшивкой. Крыло получило ламинарный профиль. Особое внимание уделялось технологичности и относительной дешевизне производства. С самого начала предусматривалось протектирование топливных баков и установка бронестекла.

Прототип NA-73X впервые поднялся в воздух 26 октября 1940 г. Испытания показали весьма многообещающие результаты - скорость самолета была больше, чем у Р-40 на 40 км/ч при том же двигателе. Выпуск самолетов по британскому заказу на заводе в Инглвуде начался в апреле 1941 г., а в сентябре 1941 г. машину заказали и ВВС Армии США.

Основные модификации P-51 «Mustang»:

«Мустанг» Mk . l - двигатель V-1710-39 (1150 л.с). Вооружение - 4 12,7-мм пулемета (2 синхронных фюзеляжных и 2 крыльевых; боекомплект по 400 патронов), 4 7,7-мм крыльевых пулемета (по 500 патронов). Изготовлено 620 самолетов.

Р -51 - вооружен 4 20-мм крыльевыми пушками «Испано» Mk.ll. В сентябре 1941 г. заказано 150 машин для поставки Великобритании по ленд-лизу (британское обозначение «Мустанг» Mk.lA). Часть самолетов передана ВВС Армии США и переоборудованы в фоторазведчики F-6B.

Р -51 А - двигатель V-1710-81 (1200 л.с). Вооружение - 4 12,7-мм крыльевых пулемета (боекомплект 350 патронов на ствол для внутренних и 280 - для внешних); возможна подвеска двух 227-кг бомб. С февраля 1943 г. изготовлено 310, из них 50 передано Великобритании («Мустанг» Mk.ll). 35 самолетов, оборудованных АФА К-24, обозначались F-6B.

Р -51 В - двигатель «Паккард» V-1650-3 (1400 л.с). Вооружение аналогично Р-51 А. С серии Р-51В-5 установлен дополнительный фюзеляжный топливный бак, с Р-51В-10 - двигатель V-1650-7 (1450 л.с). С мая 1943 г. выпущено 1988 машин. 71 самолет, переоборудованный в разведчик, обозначался F-6C. 274 самолета, поставленных Великобритании, обозначались «Мустанг» Mk.NI.

Р -51 С - аналог Р-51 В производства нового завода в Далласе. С серии Р-51С-5 устанавливался двигатель V-1650-7. Начиная с августа 1943 г. выпущено 1750 самолетов, 20 из них переоборудовано в разведчики F-6C. Поставлявшиеся Великобритании машины (626 единиц) обозначались «Мустанг» Mk.NI.

P -51 D - применен каплевидный фонарь, усилено шасси. Двигатель V-1650-7. Вооружение - 6 12,7-мм крыльевых пулеметов (боекомплект 400 патронов на ствол у внутренней пары и по 270 - у остальных); допускался демонтаж внешней пары пулеметов, при этом боекомплект для оставшихся составлял 400 патронов на ствол. С серии P -51 D -25 предусмотрена подвеска 6 127-мм НАР HVAR (10, если не подвешивались подкрыльевые ПТБ). Изготовлено 7956 машин (6502 заводом в Инглвуде и 1454 - в Далласе), из них 280 поставлено Великобритании («Мустанг» Mk.IV) и 136 переоборудовано в разведчики F-6D.

Р-51К - отличался от Р-51D типом винта (фирмы «Эйрпродактс» вместо «Гамильтон Стандарт»). Завод в Далласе выпустил 1337 машин, из них 594 поставлено Великобритании («Мустанг» Mk.lVA) и 163 переоборудовано в разведчики F-6D.

Р -51 Н - двигатель V-1650-9 с системой впрыска водно-спиртовой смеси (мощность на чрезвычайном режиме 2200 л.с). С февраля 1945 г. на заводе в Инглвуде выпущено 555 машин. Планировавшийся выпуск заводом в Далласе варианта Р-51М (с двигателем V-1650-9A без системы впрыска) отменен в связи с окончанием войны - построена только 1 машина.

Серийно не строились модификации XP-51F (облегченный вариант с V-1650-3), XP-51G (с британским мотором «Мерлин» 145М) и XP-51J (с двигателем V-1710-119).

Общий объем выпуска «Мустангов» в США составил 15575 машин. Кроме того, самолет строился в Австралии, куда в 1944 г. доставили 100 машинокомплектов P-51D. 80 из них собрали под местным индексом СА-17 «Мустанг», 20 начиная с февраля 1945 г., остальные использованы как запчасти. С 1947 г. в Австралии выпустили ещё 120 самолетов СА-18 «Мустанг» Мк.21, 22 и 23, различающихся двигателями.

Лётно-технические характеристики North American P-51 «Mustang» Mk.I

Двигатель: Аллисон V-1710-39
мощность, л.с.: 1150
Размах крыла, м.: 11,28
Длина самолета, м.: 9,83
Высота самолета, м.: 3,71
Площадь крыла, кв. м.: 21,76
Масса, кг:
пустого самолета: 2717
взлетная: 3915
Максимальная скорость, км/ч на высоте 6100 м.: 615
Время набора высоты 1525 м, мин: 2,2
Дальность полета, км (с ПТБ) 1200

Боевое использование P-51 «Мустанг»

В Королевских ВВС первой в феврале 1942 г. «Мустанги» получила 26-я АЭ, а к середине года на таких машинах летало уже 11 эскадрилий. Первый боевой вылет состоялся 10 мая 1942 г., когда «Мустанги» штурмовали цели на территории Франции, а 19 августа самолеты этого типа впервые участвовали в воздушном бою, обеспечивая рейд на Дьепп. Самолеты «Мустанг» Mk.l и IA использовались Королевскими ВВС до 1944 г., причем только в качестве штурмовиков и разведчиков. В декабре 1943 г. первые «Мустанг» Mk.HIполучила 65-я АЭ. Всего же такими машинами вооружили около 30 АЭ, включая 3 канадские и 3 польские, действовавшие в составе Королевских ВВС. «Мустанг» III применялись для сопровождения бомбардировщиков, а также для перехвата крылатых ракет V-1. В таких же амплуа служили и «Мустанги» Mk.IV. В частности, к 5 сентября 1944 г. эти самолеты сбили 232 V-1 . Британские «Мустанги» применялись, главным образом, над Западной Европой. На Средиземноморском ТВД их применение было весьма ограниченным. Примерно 600 «Мустангов» после окончания войны в Европе планировалось перебросить в Бирму, но большинство из них не успело попасть по месту назначения до капитуляции Японии. После окончания Второй мировой войны «Мустанги» в Великобритании быстро сняли с вооружения.

В ВВС Армии США в бою впервые применила «Мустанги» в апреле 1943 г. 154-я разведывательная АЭ, вооруженная Р-51 и F-6A и действовавшая в Северной Африке. Самолеты Р-51А применялись, главным образом, в Бирме в 1-й, 23-й и 311-й ИАГ. Машины Р-51 В/С на Европейском ТВД появились в октябре 1943 г. - первыми здесь их получила 354-я ИАГ. В Великобритании дислоцировалось 11 авиагрупп с такими «Мустангами», ещё 4 базировались в Италии. Главной их задачей стало сопровождение бомбардировщиков. В Бирме истребителями Р-51 В/С начиная с сентября 1943 г. вооружили три группы.

С марта 1944 г. в Европе появились самолеты Р-51D. Первыми их получила 55-я группа. Новая модификация оказалась идеальным истребителем сопровождения, обладающим большой дальностью полета, высокой скоростью и скороподъемностью, а также большой огневой мощью. С момента высадки союзников в Нормандии «Мустанги» стали одним из основных средств непосредственной авиационной поддержки, выступая в роли истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков. Кроме того, они успешно применялись и для перехвата реактивных истребителей Me-262. В Великобритании P-51D/K получили 14 авиагрупп, в Италии - 4. На Тихоокеанском ТВД P-51D/K дебютировали в конце 1944 г. Помимо сопровождения бомбардировщиков В-29, они применялись для штурмовки наземных целей на Филиппинах и Тайване, а с момента захвата о. Иводзима и обустройства там аэродромов - и на Японских островах.

«Мустангам» принадлежат 4590 из 10720 воздушных побед, заявленных ВВС Армии США в Европе, а также 4131 из 8160 самолетов противника, уничтоженных на земле.

В послевоенный период «Мустанги», начиная с мая 1946 г., передавались в состав ВВС Национальной гвардии. В 1948 г. обозначения Р-51 и F-6 были заменены, соответственно, на F-51 и RF-51. Американские F-51D широко применялись во время войны в Корее -главным образом, как истребители-бомбардировщики. Последние «Мустанги» были сняты с вооружения ВВС Национальной гвардии в 1957 г.

ВВС Свободной Франции использовали «Мустанги», главным образом, в варианте разведчиков - с января 1945 г. на F-6C/D летала эскадрилья GR 2/33.

На Тихоокеанском ТВД «Мустанги» получили Королевские австралийские ВВС - помимо упомянутых выше машин местной сборки, непосредственно из США поступило 214 P-51D и 84 Р-51 К. Но вооруженные ими части достигли боеготовности лишь по окончанию боевых действий, хотя и участвовали в оккупации Японии. 77-я АЭ в 1950-1951 гг. летала на «Мустангах» в Корее.

30 P-51D в 1945 г. получила Новая Зеландия, но в боевых действиях они не участвовали, прослужив до 1950 г. 100 P-51D незадолго до окончания войны получила Канада. Партия самолетов этой модификации была передана и ВВС Южно-Африканского союза - в 1950-1953 гг. на P-51D воевала в Корее 2-я АЭ.

Китай в 1943-1944 гг. получил 100 Р-51 В/С, а в 1946 г. - 100 P-51D. Самолеты применялись в гражданской войне, а после 1949 г. некоторое время оставались на вооружении и в КНР, и на Тайване.

СССР получил 10 «Мустангов» Mk.l ещё в начале 1942 г. Три из них в августе 1942 г. проходили войсковые испытания на Калининском фронте, получив отрицательную оценку строевых летчиков. В дальнейшем «Мустанги» Mk.l использовались только в учебных и опытных целях - так же, как и несколько самолетов более поздних модификаций, совершивших вынужденные посадки на контролируемой советскими войсками территории.

В первые послевоенные годы крупные партии P-51D получили Швеция, Швейцария, Италия. Также машины этого типа поставлялись Нидерландам (для службы в Ост-Индии) Израилю, Южной Корее, Индонезии, Кубе, Доминиканской Республике, Боливии, Гватемале, Никарагуа, Уругваю, Гаити. В большинстве стран «третьего мира» эти самолеты служили до конца 60-х гг.

Похожие статьи

  • Предлоги в немецком языке (перевод немецких предлогов)

    October 26th, 2017 , 11:42 pm Давно хотела написать о различии временных предлогов VOR-SEIT-AB. Их часто путают или вообще не ориентируются, где и как их употреблять. Недоучили, недообъяснили и так и пошло дальше. Хотя на самом деле эти...

  • Как рассказать по-немецки о хобби и увлечениях Meine freizeit топик по немецкому

    Люди по-разному планируют свой досуг. Все зависит от того, чем увлекается человек, какой у него характер и чего хочет он и его семья. Что касается меня, то я провожу свое свободное время очень разнообразно. Я очень активный человек и не...

  • Изменение штатного расписания — что нужно знать

    Необходимость корректировки названия должности влечет за собой внесение правок в штатное расписание. Переименование должности на предприятиях с государственной долей или тарифной системой оплаты проводится в четком соответствии с...

  • Различные типы графиков на английском

    IELTS Academic Writing - сегодня мы будем учиться описывать диаграммы, графики и таблицы на английском языке. Я расскажу о том, как оценивается IELTS essay и возможна ли самостоятельная подготовка к ielts. Мы также разберем примеры writing...

  • Нужно ли у Бога что-то вымаливать?

    Личная жизнь у меня не складывалась с 29 лет. Соседка по даче посоветовала покреститься, а вдруг Бог даст. Но, к сожалению, мне уже 46 лет, и я все еще одна. Чесно говоря, я покрестилась, чтобы выйти замуж, но потом поняла, что это...

  • Домовой в квартире — признаки присутствия и недовольства

    Издавна считается, что домовой обитает лишь в тех домах, где присутствует чистота, покой, хорошие отношения между жильцами. Он охраняет свое жилище и на его территорию. Как узнать, есть ли в доме домовой, и стоит ли с ним...