О чем молятся святому онуфрию. Преподобный онуфрий великий. Детские годы св Онуфрия Великого

Онуфрий Великий ( в.), преподобный .

Жил в полном одиночестве в дикой пустыне 60 лет. В молодости он воспитывался в Фиваидском монастыре Эрити . Узнав от старцев о великой тяжести и высоте жизни пустынников, которым Господь посылает через ангелов Свою помощь, преподобный Онуфрий возгорелся духом подражать их подвигам. Ночью он тайно вышел из обители и увидел пред собой светлый луч. Святой Онуфрий испугался и решил вернуться, но голос ангела-хранителя подвиг его на дальнейший путь. В глубине пустыни преподобный Онуфрий нашел пустынника и остался учиться у него пустынному житию и борьбе с диавольскими искушениями. Когда старец убедился, что святой Онуфрий укрепился в этой страшной борьбе, он довел его до указанного для подвигов места и оставил одного. Ежегодно старец приходил к нему и через несколько лет, придя к преподобному Онуфрию, скончался.

Около пещеры, где жил преподобный Онуфрий, выросла финиковая пальма и открылся источник чистой воды. Двенадцать ветвей пальмы поочередно приносили плоды, и преподобный не терпел голода и жажды. Тень пальмы укрывала его от полуденного зноя. Ангел приносил святому хлеб и каждые субботу и воскресенье причащал его, как и других пустынников, Святых Таин.

В том пустынном месте преподобного Онуфрия однажды повстречал преподобный Пафнутий . Он увидел приближавшегося к нему человека, с головы до ног покрытого белыми волосами и препоясанного по бедрам листвой. Вид старца устрашил святого Пафнутия, он вскочил и побежал на гору. Старец сел у подножия горы. Когда, подняв голову, он увидел преподобного Пафнутия, то позвал его к себе. Это и был великий пустынник - преподобный Онуфрий. По просьбе, святого Пафнутия он рассказал о себе.

Преподобные беседовали до вечера. Вечером между старцами появился белый хлеб, и они вкусили его с водой. Ночь старцы провели в молитве. После утреннего пения преподобный Пафнутий увидел, что лицо преподобного Онуфрия изменилось, и испугался за него. Святой Онуфрий сказал: "Бог, Милосердный ко всем, послал тебя ко мне, чтобы ты предал погребению мое тело. В сегодняшний день я окончу мою временную жизнь и отойду к жизни бесконечной, в покое вечном ко Христу моему". Преподобный Онуфрий завещал святому Пафнутию, чтобы он рассказал о нем всем братьям-подвижникам и всем христианам ради их спасения.

Преподобный Пафнутий просил благословения остаться в пустыне, но святой Онуфрий сказал, что на это нет воли Божией, и велел вернуться в обитель и поведать всем о жизни Фиваидских пустынников. Благословив преподобного Пафнутия и простившись с ним, святой Онуфрий долго со слезами молился, затем возлег на землю, произнес свои последние слова: "В руки Твои, Боже мой, предаю дух мой", - и скончался.

Преподобный Пафнутий с плачем отодрал от своей одежды подкладку и завернул в нее тело великого пустынника, которое положил в углубление большого камня, наподобие гроба, и засыпал множеством мелких камней. Затем он стал молиться, чтобы Господь разрешил ему до конца жизни остаться на месте подвигов преподобного Онуфрия. Внезапно пещера обвалилась, пальма засохла, а источник иссяк. Поняв, что ему нет благословения остаться, преподобный Пафнутий отправился в обратный путь.

Тропарь, глас 1:

Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие, / и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне, / соревнуя пророкам Илии и Крестителю: / и от руку ангельску таин божественных насладився, / ныне во све­те Святыя Троицы купно с ними веселишеся. / Моли спастися нам, твою память почитающим.

Преподобный Онуфрий Великий родился около 320 года в Персии (междуречье Тигра и Евфрата, ныне - Ирак и Сирия). Своё житие преподобный поведал за день до своей кончины преподобию Пафнутию - автору жизнеописаний многих подвижников древней Фиваиды (Египет), вошедших в состав Лавсаика (древнего Египетского патерика).

Как пишет преподобный Пафнутий, он долгое время скитался по пустыне в поисках старца, способного своим примером научить его пустынножительству. Однажды он увидел у подножия пустынной горы человека весьма страшного видом - он имел длинную почти до земли бороду и был весь с ног до головы покрыт волосами. Волосы на голове и бороде были совершенно седыми от старости и покрывали его тело словно некая одежда. Этим человеком и был св. Онуфрий Великий (именно так по традиции он и изображается на иконах). Святой сам обратился к преп. Пафнутию: «Подойди ко мне, человек Божий! Я такой же человек как и ты, живу в этой пустыне 60 лет, скитаясь по горам, и не видел ранее здесь ни одного человека». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа. Преподобный Пафнутий стал упрашивать пустынника рассказать ему для пользы душевной о своём житии.

Преподобный поведал, что с детских лет он подвизался в общежительном монастыре Эрити вблизи Гермиполя (Египет), но уже в юном возрасте он ушёл в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда святой Онуфрий тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Однажды святой Онуфрий нашёл в пустыне опытного старца, который принял его и научил многим правилам пустынножительства. Когда же преподобный усвоил эту науку, старец отвёл его в иную пещеру, находившуюся на расстоянии 4 дней пути, и там оставил его в полном одиночестве на долгие десятилетия. Впрочем, ежегодно он навещал ученика до дня своей кончины.

Через несколько лет старец преставился, и святой Онуфрий без малого 60 лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и испытаний пришлось претерпеть святой Онуфрию за это время. Его одежда полностью истлела, и он постоянно страдал от зноя и холода, но Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Первые 30 лет он питался скудной пустынной растительностью и пил одну лишь небесную росу, скапливавшуюся на его теле холодными пустынными ночами. Но Господь укрепил его, и Ангел небесный ежедневно заботился о нём, принося хлеб и воду. Последние 30 лет Господь ещё более утешил святой Онуфрия в его подвигах, израстив неподалёку от его пещерки финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей, каждая из которых плодоносила в свой черёд года, а подле самой пещеры чудесно объявился водный источник.

Преподобный Пафнутий долго расспрашивал старца ради своей пользы душевной о его житии пустыннических подвигах. Утомлённый, он даже не смел напомнить старцу о пищи телесной, но вдруг неизвестно кем посреди пещеры был поставлен хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и умилялись псалмопением.

На другой день общения с преподобным Пафнутием святой Онуфрий сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить его, чтобы ему позволено было остаться жить на месте подвижнических трудов преподобного Онуфрия, но тот не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их житии и подвигах. Поэтому возвратись к своей братии и поведай».

Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло как солнце, и пещера наполнилась благоуханием, послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Тогда преподобный Пафнутий снял с себя власяницу и, обвив ею тело святого Онуфрия, предал его погребению. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры святого Онуфрия, но пещера неожиданно обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Преподобный Пафнутий таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.

Вскоре после этого, благочестивые иноки составили описание жития преподобного Онуфрия, разослали его по всему Египту и Востоку, прославляя святую жизнь этого великого пустынножителя.

Сохранилось предание, отразившееся в ином письменном источнике, что когда отроку-Онуфрию было всего семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Тогда святой Онуфрий по своему обыкновению подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Сыном на руках и в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб. Однажды ключарь заметил это и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал на следующий день не давать Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени, обращаясь к Богомладенцу на иконе, и сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что отрок-Онуфрий едва донёс его к игумену. Тогда игумен с братиею прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрии. Таким образом проявилось будущее дерзновение преподобного пустынника ко Господу. Пребывая впоследствии 60 лет в полном уединении, преподобный Онуфрий и в пустыне сподоблялся Хлеба Небесного из рук Того самого Предвечного Богомладенца, что и в детстве насытил его хлебом, и в старости посещал пустынника, причащая Святых Таин в совершенном одиночестве.

Преподобный Онуфрий Великий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой ко Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его молитву. Но ещё до рождения святого Онуфрия к его отцу пришёл однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорождённого в огонь. И, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не понял коварства вражьего и, поверив мнимому страннику, исполнил злой совет, бросив новорождённое дитя в огонь. Совершилось чудо: ребёнок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца совсем невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Господь Бог.

Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыни к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперёд, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря близ града Гермополя. Игумен, извещённый об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушёл и до своей кончины не переставал посещать этот монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трёхлетнего возраста.

Когда отроку исполнилось 7 лет, с ним произошло новое чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб... Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнёс его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрие.

В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушёл в пустыню, желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь Онуфрий Великий нашёл дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда, и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. 30 лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние 30 лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочерёдно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех 60 лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.

Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришёл к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: «Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа.

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь уже прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем». Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыни, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их жизни и подвигах Поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою каким бы то ни было образом удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».

Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры преподобного Онуфрия, но последняя обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Пафнутий, таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.

Вскоре после этого, благочестивые иноки составили описание жития преподобного Онуфрия, разослали оное по всему Египту и Востоку, прославляя святую жизнь этого великого пустынножителя.

Кондак 1

Избранный и дивный подвижниче Христов, отче Онуфрие, сияяй Трисияннаго Божества зарею! Омраченныя ны греховными страстьми просвети, от всякия смертоносныя раны исхити, и от всех бед молитвами твоими избави, да зовем ти:

Икос 1

Ангельстии чини твоим, отче, удивишася подвигом, имиже в пустыни глубоцей три и шестьдесят лет подвизался еси. Сего ради и мы, яко ангела земнаго и человека небеснаго, истинно почитающе тя, сице тебе вопием:

Радуйся, Ангелов предивное чудо.

Радуйся, человеков преславное удивление.

Радуйся, пустыннаго безмолвия теплейший рачителю.

Радуйся, душетленных страстей преславнейший победителю.

Радуйся, бесовския силы крепкое попрание.

Радуйся, благодати Божия светлое селение.

Радуйся, от руку ангельску Таин Божественных насладивыйся.

Радуйся, от Славы Божия лучем пресветло озаривыйся.

Радуйся, радосте монашествующих.

Радуйся, славо постников и пустынников.

Радуйся, всеугодное приношение Богу всего человечества.

Радуйся, благоуханная жертво Богу всех верных.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 2

Видев твое пречудное житие в пустыни, отче Онуфрие, преподобный Пафнутий велегласно прослави Бога и всему миру поведа о тебе дивными повестьми, в нихже и мы, разумевающе велию благодать Божию, просиявшую смертному естеству нашему в тебе, со страхом и трепетною радостию вопием: Аллилуиа.

Икос 2

Разума Божественнаго восприяти нам помолися, великий угодниче Христов, яко да Божественным светом сияюща и со Ангелы водворяющася в селениих Cвятыя Троицы, сице от души воспоем:

Радуйся, Трисолнечнаго Света блаженный зрителю.

Радуйся, Отца и Сына и Духа Святаго обитель живая и преславная.

Радуйся, Божия Матере Владычицы нашея лицезрения наслаждаяйся.

Радуйся, ангельских ликов у Престола Божия соводворяяйся.

Радуйся, Предтечи и Крестителю Христову единовсельниче.

Радуйся, пророков и апостолов собеседниче.

Радуйся, святителей и мучеников сожителю.

Радуйся, преподобных и всех святых Божиих равностоятелю.

Радуйся, человеческаго рода благолепное украшение.

Радуйся, всех верных пречудная славо и утешение.

Радуйся, теплый в молитвах наш предстателю.

Радуйся, яко и грешных еси верное прибежище и исправление.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 3

Сила Всевышняго, от ложесн матерних, осени тя, преподобне отче, и показа тя истинное селение пресладкаго и кроткаго Духа Божия, Егоже посещения и нам сподобитися испроси, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя велика заступника и скораго в напастех помощника, различными одержимии напастьми, тя на помощь призываем и, весело в твоей светлой памяти ликующе, сия тебе умильно вопием:

Радуйся, Пресвятыя Троицы непорочный служителю.

Радуйся, велия дерзновения к Богу блаженный стяжателю.

Радуйся, крепкое заступление всех к тебе притекающих.

Радуйся, дивный скипетре помощи Божией тя призывающим.

Радуйся, подвижников бодросте и укрепление.

Радуйся, труждающимся всем помоще и благословение.

Радуйся, скорбящих скорый утешителю.

Радуйся, изнемогающих всежеланный посетителю.

Радуйся, болящим здравие и страждущим облегчение.

Радуйся, во всех недузех наших благодатное врачевство.

Радуйся, во всех страданиях наших неистощимое терпение.

Радуйся, во всех нуждах наших спасительное прибежище.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 4

Бурю страстей в тишину Христову преложил еси, отче, многомятежнаго мира устранився красот и вселився в пустыни, идеже Крестителю и Илии житием последовал еси, с нимиже ныне вечнующия на небесех славы наслаждаяся, поеши с ними: Аллилуиа.

Икос 4

Светозарный луч Солнца славы и красоты Христовы имуще тя, пресветлый отче, и умилением о тебе согревающеся, сладце славим тя просвещающа, вразумляюща и научающа вопити тебе сице:

Радуйся, пустыни светлое озарение.

Радуйся, всей вселенней светило Богозарное.

Радуйся, кедре пустыни благовонный.

Радуйся, финик благосеннолиственный и многоплодный.

Радуйся, ангельское житие на земли показавый.

Радуйся, человеческое естество славы небесныя исполнивый.

Радуйся, благодатный источниче на пути спасения.

Радуйся, росо живительная в знои душевнаго утомления и разслабления.

Радуйся, сладкое упокоение в подвизех преутружденных.

Радуйся, бодрое воспряновение в трудех неутомимых.

Радуйся, верный путевождю по путем спасения.

Радуйся, крепкий хранителю от путей погибельных.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 5

Боготечною зарею просияв в пустыни, многи ревнители привлекл еси, иже славы твоея подобницы преславны сотворившеся, и яко звезды небесныя всей вселенней возгоревшияся и сияющия, с тобою Трисолнечное Божество весело обстоят, в немерцающем блаженстве воспевая песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще твой пресветлый и пречудный лик, неземною красотою сияющ и небесною жизнию дышущ, со умилением той лобызаем, и чудотворною благодатию его освящаемии, с веселием тебе вопием:

Радуйся, орле гнезда небеснаго.

Радуйся, пресветлая красото Церкве Христовы.

Радуйся, яко вперил весь ум твой к Богу.

Радуйся, яко воспарил еси превыше естества.

Радуйся, одежды тленныя и страстей совлекийся.

Радуйся, во Христа и красоту Его нетленную облекийся.

Радуйся, всех страстей и похотей телесных обнаженный.

Радуйся, всеми добродетельми и светлостьми душевными украшенный.

Радуйся, всякое лишение и нищету земную претерпевый.

Радуйся, всякое богатство и довольство во Христе стяжавый.

Радуйся, Отца Небеснаго чадо возлюбленное.

Радуйся, всем земнородным родство вожделенное.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 6

Проповеди Евангельския, еже: не пещися о ризе, или что ясти, истинна творца тя узре Владыка Господь, преподобне отче, и сего ради власы белыми паче одежды боголепны одея тя чудно, и ангельския пищи сподоби тя. В преставлении же твоем славою вышнею дивно облек, вечных благ наслаждение дарова, ихже и нам сподобитися умоли, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси от Египта, столпом Божественнаго света наставляемь, богомудре отче; не терпяще же мужества твоего, бесовстии полцы с посрамлением от тебе бежаша, от ихже насилий огради и нас молитвами твоими, зовущих:

Радуйся, Египта страстей силою Божиею изведенный.

Радуйся, от гордаго фараона адскаго неуловленный.

Радуйся, дерзкая полчища князя тьмы в мори слез твоих потопивый.

Радуйся, в тихое пристанище Царя света радостно достигнувый.

Радуйся, надежнейший к небеси путь нам показавый.

Радуйся, стезею твоею в Небесное Отечество многия управивый.

Радуйся, яко столп облачный верныя на пути спасения руководствуяй.

Радуйся, яко столп огненный тьму страстей наших разгоняяй.

Радуйся, спасаемых бодросте и укрепление.

Радуйся, заблуждающих взыскание и вразумление.

Радуйся, и не ищущим тебе предстатель теплый являяйся.

Радуйся, и согрешающих к тебе незлобивый и всепрощающий благодетелю.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 7

Хотящу ти пламенннейшия любве и сладчайшаго насыщения Божия, яви тя Господь славы небесныя блаженнейша причастника: мера бо блаженства – мера любве к Нему истинно есть, и совершеннейшии в любви в совершеннейшем и блаженстве воспевают Богу небесную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго воистину человека, совлечена всяких похотей прелестных, облеченна же в правду и преподобие Христа, Истины и Красоты нашея, вемы тя, блаженне отче. Привлецы убо и наша страстная сердца ко истинней Сладости нашей, в Еяже вожделении умильно тебе зовем:

Радуйся, Христа Подвигоположника угодниче доблественнейший.

Радуйся, венцы победными от Него велелепно украшенный.

Радуйся, поста хранителю истиннейший.

Радуйся, молитвы пламеню неугасимый.

Радуйся, целомудрия чистейшее сокровище.

Радуйся, всякаго воздержания образе и правило.

Радуйся, всех добродетелей пространное селение.

Радуйся, дивных подвигов неподражаемое преисполнение.

Радуйся, любве Христовы огню теплейший.

Радуйся, жажды Божественныя блаженное благонасыщение.

Радуйся, драгоценная багрянице красоты Царя Небеснаго.

Радуйся, венче златый и молние славы Его.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 8

Странное и преславное твое житие, преподобне отче, дивно Господь миру яви, и тако просветися свет твой пред человеки, и добрая дела твоя узрешася нам, ихже ради во веки веков прославляем дивнаго во святых Своих Бога, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в вышних, не имый на земли где главы подклонити, и всякое житейское попечение далече от себе отринувый. Ныне же с вышних богоподражательною любовию нисходиши к нам, отче, посещая ны во всех немощех и нуждах наших, возводя и наша умы и сердца горе, и всех возбуждая звати тебе сице:

Радуйся, горняго Иерусалима гражданине высокочестнейший.

Радуйся, поднебесныя страны покровителю благодатный.

Радуйся, пустыни мертвыя сокровище и украшение.

Радуйся, уединеннаго служения Богу кадило благоуханнейшее.

Радуйся, Небесному Первосвященнику всецелое заколение.

Радуйся, Жаждущему спасений наших боголепное насыщение.

Радуйся, во всех нуждах и немощех наших быстрое заступление.

Радуйся, всяких утешений от Бога благий подателю.

Радуйся, всякое земное пристрастие в нас усыпляяй.

Радуйся, горе умы и сердца наша всегда устремляяй.

Радуйся, вразумляяй нас в многомятежных попечениих наших.

Радуйся, возводяй нас от суетных помышлений наших.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 9

Всякое естество удивил еси, отче предивный, мира бо красная вся от сердца возненавидев и единаго Бога от души возлюбив, в пустыни Того взыскал еси равноангельным житием твоим, еже ныне на небесех продолжая, блаженно воспеваеши Трисветлому Божеству: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия сладкогласный еси, богомудре отче, дивным житием твоим, всякое ветийское многовещание превосходящим; темже и наша сердца, ныне от тебе умиляющиеся и к дивному во святых Своих Богу устремляющиеся, изливают хвалы сицевая:

Радуйся, во плоти ангеле.

Радуйся, небесныя жизни человече.

Радуйся, дивная хвало силы Божией.

Радуйся, вещание благодати Христовы.

Радуйся, всякую немощь и тяготу человеческую силою Божиею преодолевый.

Радуйся, от всякаго земнаго пристрастия себе очистивый.

Радуйся, драгоценный сосуде дарований духовных.

Радуйся, дивная сокровищнице непостижимых Таин Божиих.

Радуйся, сеявый слезами, яко радость небесную обильно пожал еси.

Радуйся, яко гладом и жаждою телесною насыщение райское стяжал еси.

Радуйся, яко претерпением до конца многострадальныя жизни твоея вечное спасение обрел еси.

Радуйся, яко дерзновением твоим и о нас Отца Небеснаго умилостивляеши.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 10

Спастися хотящии вернии от напастей различных, бед и скорбей, отче, предстателя тя себе и поборника крепкаго непостыдно имеют: дерзновение бо приял еси от Бога во всех сих заступати призывающия имя твое на помощь, еюже всегда ограждаеми, благодарно вопием о тебе Вседержителю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя, заступника и молитвенника тепла имуще, преподобне, из глубины сердца со страхом и радостию Богу возсылаем хвалу. Тебе же, дивнаго угодника Его, благодарственно воспеваем сице:

Радуйся, непоколебимый столпе Церкве Христовы.

Радуйся, истинных чад ея крепкое ограждение и хранение.

Радуйся, веры и благочестия неотъемлемое утешение.

Радуйся, неверных и вероотступных присное посрамление.

Радуйся, неправомыслия живый обличителю.

Радуйся, во тьме неведения заблуждающих усердный взыскателю.

Радуйся, во всяких бедах и напастех наших заступниче милостивый.

Радуйся, всякия помощи и утешения Божия нам непостыдный ходатаю.

Радуйся, яко мира удалився, Богу приблизился еси.

Радуйся, яко Богу приблизився, нас не оставил еси.

Радуйся, весь мир объемляй неистощимою своею любовию.

Радуйся, всю жизнь нашу исполняяй приснотекущими милостями.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 11

Пение ангельское слышашеся в честнем преставлении твоем, отче, святей бо и богоугодней души твоей в небесная селения преславно восходящей, Силы Небесныя умиляхуся, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светом небесным чудно просветися лице твое в прославлении твоем, отче: храм бо Духа Святаго истинно был еси. Сего ради и мощи твоя со львы погребенныя честно, нетленны нам явил еси. Душею же твоею на небесех со Ангелы и всеми святыми в Боге пребываяй, не забуди тамо и нас, восхваляющих тя сице:

Радуйся, житие твое благочестиво скончавый.

Радуйся, преставление твое пророчески предвозвестивый.

Радуйся, райским благоуханием в преставлении твоем почтенный.

Радуйся, славою небесною во отшествии твоем озаренный.

Радуйся, гласом свыше к восприятию вечных благ призванный.

Радуйся, ангельскими лики на небеса провожденный.

Радуйся, святую твою душу Венцедавцу Христу в руце предавый.

Радуйся, Царствие Его Небесное достойно наследивый.

Радуйся, рабе Христов благий и верный.

Радуйся, вшедый в радость Господа своего.

Радуйся, благословенное овча стада Христова.

Радуйся, Судии живых и мертвых десный стоятелю.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 12

Благодать Божественная многа чудеса и дивны подвиги показа в тебе, преподобне отче, неутаенно от нас, аще и в пустыни от всех утаился еси: весть бо Господь Бог светильники Своя не оставляти под спудом, но озаряти всю подсолнечную, да во свете их ходяще, вси навыкают хвале: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще достоблаженное житие твое, богоугодниче отче, и преславное отшествие твое от земли священно торжествуем: незрима бо тебе никому же в пустыннем безмолвии твоем обретохом вси по преставлении воистину яко сокровище неистощаемое даров и благодеяний духовных. Сего ради с любовию и благодарением воспеваем ти сице:

Радуйся, временное удаление от нас вечною близостию нам в Боге вознаградивый.

Радуйся, во успении твоем наипаче нам приблизивыйся.

Радуйся, яко и в пустыни скончався весь мир благодетельствуеши.

Радуйся, яко и временным житием вечное благословение всей земли являешися.

Радуйся, потаенными твоими подвиги видимое всем освящение.

Радуйся, пустынными твоими труды велиих благ нам снискание.

Радуйся, яко в памяти твоей Церковь Христову веселиши неизреченно.

Радуйся, яко соборы иночествующих славою твоею украшаеши светло.

Радуйся, яко тобою Божии угодницы на подвиги укрепляются.

Радуйся, яко вернии тобою всех благ свыше сподобляются.

Радуйся, утешение и помоще во всем житии нашем.

Радуйся, всежеланное видение и по преставлении нашем.

Радуйся, отче Онуфрие, пресветлый светильниче всея вселенныя.

Кондак 13

О всехвальный и предивный угодниче Христов, отче Онуфрие! Приими сие малое моление наше и умоли Прославльшаго тя Славы Господа, да избавит нас от всякаго зла и будущия муки, во умилении вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О пречудне и преблаженне угодниче Христов и авво наш, Онуфрие Великий! Дивную любовь твою ко Господу твоему показал еси, и на дивныя подвиги благодатию Его укрепился еси, и сего ради велия дерзновения к Нему сподобился еси, многа бо чудеса и знамения силы Божия людем от тебе явишася. Воззри убо и ныне, отче предивный, благосердым оком любве твоея на нас, недостойных рабов твоих, и даруй всем по коегождо потребе, прошению, вере и упованию: скорбящия обрадуй, плачущия утеши, недугующия исцели, труждающимся помози, борющияся со страстьми и прилоги вражиими укрепи и благослови, изнемогающия поддержи, (обитель твою) и всех нас от враг видимых и невидимых и от всякаго зла сохрани. Возвеличи веру Православную во Отечествии нашем, обрати заблуждшия, вразуми отпадшия, утверди колеблющияся, умягчи упорствующия, просвети неверныя и вся приведи в тихое пристанище Отечествия Небеснаго. О предивная славо монашествующих и всех верных! Вдохнови и нас славными подвиги твоими и сладким лицезрением чудотворнаго образа твоего на всяк подвиг, труд и терпение во славу Имени Божия, да спасении, сподобимся с тобою и всеми святыми вечнаго и преблагословеннаго Царства Славы Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 1

Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие, и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне, соревнуя пророкам Илии и Крестителю: и от руку ангельску Таин Божественных насладився, ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся. Моли спастися нам, твою память почитающим.

Кондак, глас 3

Сиянием Духа Пресвятаго, богомудре, просвещься, оставил еси яже в житии молвы, пустыню же достиг, преподобне отче, возвестил еси иже над всеми Бога и Зиждителя, сего ради прославляет тя Христос, блаженне, Великий Дародатель.

был одним из тех славных пустыножителей, укрывшихся в дикой живописной Фиваидской пустыни в Египте, которые в IV веке во времена императоров Констанция и Валента, пламенною молитвою, постом и покаянием защищали святую веру христианскую, гонимую еретиками-арианами.


Преподобный Онуфрий родился около 320 года в семье персидского царя. Отец его, не имея долгое время потомства, молился всей душой Господу о даровании ему сына, и Бог услышал его. Но ещё до рождения святого Онуфрия к его отцу пришёл однажды демон под видом странника и сказал: «Царь, жена твоя родит сына, но не от тебя, а от одного из твоих слуг. Если тебе угодно будет удостовериться, что я говорю правду, прикажи бросить новорождённого в огонь. И, если я говорю ложь, то Бог сохранит его невредимым». Отец не уразумел коварства вражьего и, поверив мнимому страннику, исполнил лукавый совет, бросив новорождённое дитя в огонь. Совершилось чудо: ребёнок протянул руки к небу, как бы моля Создателя о спасении, и пламень, разделившись на две стороны, оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий и, изобличив его в безрассудном доверии к наветам диавольским, приказал ему крестить сына, назвать Онуфрием и отвести его, куда укажет Бог.

Когда заметили, что дитя совсем не принимает материнское молоко, отец поспешно отправился в путь вместе с сыном, боясь, чтобы младенец не умер от голода. В пустыни к ним подбежала белая лань и, накормив малютку своим молоком, побежала вперёд, как бы указывая им путь. Так они дошли до монастыря близ города Гермополя. Игумен, извещённый об этом свыше, встретил их и взял святого Онуфрия к себе на воспитание. Простившись с сыном, царь ушёл и до своей кончины не переставал посещать монастырь. Лань же кормила святого Онуфрия до трёхлетнего возраста.

`Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь монастыря каждый день давал ему часть хлеба. Святой Онуфрий, посещая храм, подходил к иконе Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем на руках, в своей ангельской простоте обращался к Богомладенцу Иисусу со словами: «Ты такой же Младенец, как и я; но Тебе ключарь не даёт хлеба. Поэтому возьми мой хлеб и ешь». Младенец Иисус протягивал Свои руки и брал у святого Онуфрия хлеб... Однажды ключарь заметил это чудо и сообщил обо всём игумену. Игумен приказал в следующий день не давать святому Онуфрию хлеб, а послать его к Иисусу за хлебом. Святой Онуфрий, повинуясь словам ключаря, пошёл в храм, стал на колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: «Ключарь не дал мне хлеба, а послал к Тебе за получением его; дай мне хоть кусочек, ибо я сильно проголодался». Господь дал ему чудесный и прекрасный хлеб, притом столь большой, что святой Онуфрий едва отнёс его к игумену. Игумен вместе с братией прославили Бога, дивясь благодати, почившей на святом Онуфрие.

В десятилетнем возрасте святой Онуфрий ушёл в пустыню , желая подражать святым пророкам Илии и Иоанну Предтече. Когда он тайно ночью вышел из монастыря, пред ним явился луч света, указавший ему путь к месту его пустынных подвигов. Здесь святой Онуфрий нашёл дивного старца-пустынника, с которым он прожил некоторое время, обучаясь у него правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и святой Онуфрий шестьдесят лет прожил в полном одиночестве . Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда, и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет он питался от финиковой пальмы, выросшей, по милости Божией, около его пещеры, имевшей двенадцать ветвей, которые поочерёдно ежемесячно приносили плоды. Воду он пил теперь из источника, чудесно открывшегося у пещеры. В течение всех шестидесяти лет Ангел Божий приходил к преподобному Онуфрию в праздничные дни и причащал его Святых Христовых Тайн.

Повествователь житий многих пустынножителей преподобный Пафнутий сообщает, что когда он, водимый Божественным Промыслом, пришёл к пещере, где жил преподобный Онуфрий, то сильно испугался, увидев преподобного, обросшего белыми волнистыми волосами. Преподобный Пафнутий хотел бежать, но преподобный Онуфрий остановил его словами: «Человек Божий, не бойся меня, ибо я такой же грешный человек, как и ты». Это успокоило преподобного Пафнутия, и между подвижниками состоялась долгая беседа.

Преподобный Онуфрий рассказал о себе, как пришёл в это место и сколько лет здесь прожил. Во время беседы вдруг, неизвестно кем, посреди пещеры поставлен был хлеб и сосуд с водой. Подвижники, подкрепившись пищей, долго ещё беседовали и молились Богу. На другой день преподобный Пафнутий заметил, что лицо преподобного Онуфрия сильно изменилось. Преподобный Онуфрий же сказал: «Бог послал тебя, Пафнутий, для погребения моего, ибо сегодня я завершу своё служение Богу в мире сем».

Преподобный Пафнутий стал просить преподобного Онуфрия, чтобы ему позволено было остаться жить на этом месте в пустыни, но преподобный Онуфрий не разрешил ему, говоря: «Бог избрал тебя для того, чтобы ты, посетив многих пустынников, поведал инокам и всем христианам об их жизни и подвигах. Поэтому возвратись к своей братии и поведай, что Господь услышал моления мои; и что всякий, чтущий память мою, каким бы то ни было образом удостоится Божиего благословения . Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».

Сказав ещё много назидательных слов, преподобный Онуфрий помолился Богу, лёг на землю и, крестообразно сложив руки на груди, преставился ко Господу. Лицо его просияло, как солнце, и пещера наполнилась благоуханием; послышалось ангельское пение и дивный Божественный глас: «Оставь бренное тело, возлюбленная душа моя, чтобы Мне взять тебя в место вечного упокоения со всеми избранными Моими». Преподобный Пафнутий был сильно опечален тем, что под руками у него не было орудий для ископания могилы, а почва была каменистая. Но вот прибегают два льва и когтями своими в один момент приготовляют могилу в том месте, которое Пафнутий, снявши с себя власяницу и обвив ею тело преподобного Онуфрия, предназначил для погребения почившего. Тогда Пафнутий предал оное с молитвою земле; могилу же засыпали львы и затем удалились. Нагромоздивши на могилу кучу камней, чтобы хищный зверь пустыни не нарушил мирного сна Божия угодника, Пафнутий хотел было ещё хоть раз взглянуть внутрь пещеры преподобного Онуфрия, но последняя обрушилась, финиковая пальма засохла и с корнем повалилась на землю; пересох и источник. Пафнутий, таким образом ясно уразумел, что Богу не угодно было его подвижничество на сем месте и, славословя Бога, дивного во святых Своих, возвратился в Египет, проповедуя всем о том, что видел и слышал.

Вскоре после этого, благочестивые иноки составили описание жития преподобного Онуфрия , разослали оное по всему Египту и Востоку, прославляя святую жизнь этого великого пустынножителя.

Похожие статьи