Дистанционное обучение: плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Дистанционное обучение: плюсы и минусы, отзывы. Исследование возможностей дистанционного обучения школьников Дистанционное обучение плюсы

Приложение 16

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

им. Дм. Батиева» с. Гам

Методическая разработка:

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ШКОЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Катеренчук Татьяна Борисовна,

учитель информатики

История дистанционного обучения в Европе и России………………………...3

Технология дистанционного обучения…………………………………………...5

Как это работает...................................................................................................8

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения………………………10

Список использованных источников и интернет-ресурсов……………………12

История дистанционного обучения в Европе и России

В Европе в конце XVIII века , с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании , он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».

Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

В России дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Технология дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для консультаций, сдачи зачетов и итоговой работы.

Цель дистанционного обучения – предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам. Как правило, дистанционное обучение – индивидуальная форма обучения.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме в школе используются все основные типы информационных услуг: электронная почта; пересылка данных (FTR- серверы); гипертекстовые среды (WWW – серверы); ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы).

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Услуги FTR-серверов используются при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель размещает учебные материалы. Эти материалы организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал.

Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет готовит набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются: компьютерные обучающие программы; электронные учебные пособия; компьютерные системы тестирования и контроля знаний; электронные справочники; учебные аудио и видеоматериалы; информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

В дистанционном режиме есть возможность осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей используются системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом применяются и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащимся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

Выполнение проектов и исследовательских работ;

Работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;

При заочной (экстернатной) форме обучения;

Работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

Работа с детьми из «группы риска» (индивидуальные задания с привлечением родителей);

Сетевое взаимодействие.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Как это работает

Как же построены все системы дистанционного обучение? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб-технологий, видеосвязи, электронной почты. Итак, для дистанционного обучения нужны:

    Интернет с нормальной скоростью и ПК с веб-камерой.

    Программные средства для видеосвязи – например, скайп (Skype) на ПК учителя и учеников.

    Специализированный сайт с обучающими курсами, на который вы переходите, как правило, по ссылке с сайта школы дистанционного обучения. Для размещения средств дистанционного обучения наиболее подходит система управления обучением Moodle.

Рис. 1. Схема дистанционного обучения

Как это работает? Ученики сидят перед компьютерами дома, учитель - на рабочем месте, либо тоже дома. Общение идет посредством видеосвязи, например, через скайп (который уже де-факто стал стандартом голосового и видео общения в сети). На этом уровне может происходить объяснение материала и получать ответы на вопросы. "А как же объяснять без доски и мела?" - спросите вы. Это не проблема, учитель показывает ученикам свой рабочий стол, запускает программу для рисования (любое средство, облегчающее объяснение, презентацию, видеоролик) и рисует с помощью мышки или графического планшета точно так же, как на обычной школьной доске. Задания могут решаться как в специальных тетрадях, так и на личной страничке, открытой в веб браузере на компьютере у ученика. Личная страничка отображает содержимое веб сайта, например, созданного в специальной системе управления обучением «Moodle». На этой страничке ученик, пройдя авторизацию, может выбрать предмет обучения, посмотреть задания, отправить их на проверку, посмотреть вспомогательные материалы и т.д. В свою очередь, этот веб сайт размещаются точно так же как и миллионы обычных веб сайтов интернета, на сервере, специально выделенном или виртуальном хостинге. Соответственно, учитель имеет свой уровень доступа к системе и имеет несколько более широкие возможности, по сравнению с учениками. Может создавать и корректировать содержимое учебных курсов, просматривать задания и т.д. Тестовые задания, как правило, проверяются сразу в автоматическом режиме. А результаты учебы заносятся программой и преподавателем в электронный журнал. Работоспособность всей системы дистанционного обучения поддерживает специально выделенный администратор, но это, конечно, в первую очередь проблема школы. Ответственность за работоспособность клиентской части, той, что у ученика дома, ложится на родителей. Вот самые общие принципы работы системы дистанционного обучения.

Плюсы и минусы школьного дистанционного обучения.

При рассмотрении этого вопроса в отношении здоровых (или относительно здоровых) детей следует сделать вывод о предпочтительности обычного, «живого» взаимодействия с учителем, возможно, дополненного какими-то элементами дистанционного обучения. Указанный вывод естественным образом вытекает из несомненной важности для психического развития ребенка включения его в систематическую учебную деятельность при непосредственном руководстве взрослого. Если говорить иначе, процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить при посредничестве учителя. Думается, что сказанное остается верным и в отношении больных детей и детей-инвалидов.

Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Ведь социализация у них затруднена. Может ли современная российская система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать детям с ограниченными возможностями полноценное образование наравне со здоровыми детьми? А вы попробуйте устроить ребенка-инвалида в обычную школу. Если его даже и возьмут, никто не сумеет предоставить необходимых для него условий обучения. Наши-то школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. А инвалид-«колясочник» даже на второй этаж добраться не сумеет, поскольку пандусы в зданиях не предусмотрены.

Вот поэтому и привлекает всеобщая доступность дистанционного обучения. В каждом образовательном учреждении найдутся ребятишки, теряющие уроки по независящим от них причинам: дети с ограниченными физическими возможностями, временно потерявшие возможность заниматься в школе из-за болезни, дети, проживающие в зонах затопления во время половодий и в местности, значительно удаленной от школы… Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие оценки, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах. Это и есть новый подход к образованию – индивидуальный подход к обучению в сочетании с социальной адаптацией детей.

Не все дети-инвалиды могут с психологической точки зрения быстро войти в мир обычных людей… А вот с прочным запасом знаний, с портфолио, содержащим результаты личных побед ребенка, - уверенность в собственные силы и возможности у таких детей возрастает в разы. Кроме того, такие дети часто нуждаются в другом графике учебных занятий: например, уменьшается время урока, а время отдыха увеличивается, во время обострения заболевания ученик может приостановить свои занятия…

Отсюда вытекает следующий плюс дистанционного обучения: гибкость графика занятий. Ученик может регулировать процесс своего обучения. График составляется либо им самим, либо вместе с преподавателем. Логическое завершение обучения также обсуждается и часто стеснительный или психологически неуравновешенный ребенок легко сдает зачет по этому курсу легче, свободнее, увереннее.

К недостаткам дистанционного обучения могу отнести невозможность заменить живое общение между учителем и учеником. Никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить так систему работы, чтобы ученик «зажегся» данной темой. Курс не принесет никаких результатов, если учащийся не может отвлечься от каких-либо собственных проблем, а рядом нет внимательного педагога. Не сможет ребенок осилить программу курса и, если что-то не получилось на первом этапе, а усидчивости нет.

Как же будет протекать данный процесс? Апробация данной системы по большинству предметов школьной программы показала высокий уровень эффективности при следующем порядке работы:

    выбор нужного вам дистанционного курса;

    изучение программы курса, консультирование с куратором курса;

    определение сроков и формы сдачи контрольного материала;

    изучение теоретического материала определенного учебного блока;

    выполнение тренировочных заданий;

    прохождение тренировочного тестирования;

    выполнение контрольной работы на оценку.

После изучения теоретического материала учащийся пересылает по электронной почте выполненную контрольную работу. Если учащийся по собственному желанию выполнил какие-либо дополнительные задания, тексты работ прилагаются к контрольной работе. Учитель проверяет все выполненные работы и размещает итоговые оценки на определенной странице дистанционного курса.

Оценки, полученные по результатам прохождения курса, выставляются в классный журнал и влияют на итоговую оценку по предмету.

Дистанционный курс обучения – значительный плюс в обучении, но иногда мы понимаем, что осваивать целый курс нет необходимости. В этом случае, ребенок может взять только какую-то часть из предложенных составляющих курса. Чаще всего дети работают с тестами он-лайн – это уже элемент дистанционного обучения. К наиболее распространенным элементам можно отнести также консультирование на определенную тему, создание творческой работы ученик-учитель или ученик-ученик и учитель-консультант, участие в работе форума.

Отдельным блоком можно выделить участие детей (самостоятельно и под руководством учителя) в конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д., проводимых в дистанционном режиме. Участие в таких мероприятиях позволяет детям расширить кругозор, попробовать свои силы в таком конкурсе, который наиболее импонирует ребенку.

Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.

Список использованных источников и интернет-ресурсов:

    Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

    Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006

    Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.

    ru.wikipedia.org

    http://nsportal.ru/ - статья «Дистанционное обучение в средней школе»

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая : проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая : это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья : проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

Дистанционное образование — это обучение с помощью интернет-технологий. Для учёбы вам нужен ноутбук и скоростной интернет. Вы получаете доступ к учебному сайту и материалам в электронном формате: учебникам, презентациям, диаграммам. Удалённые студенты изучают теорию по онлайн-семинарам, аудио- или текстовым лекциям. Экзамены сдаёте в режиме онлайн в виде тестов, лабораторных работ и рефератов. Вопросы преподавателю можно задать через скайп, группу в соцсети или другие программы. Дистанционным студентам придётся один раз приехать в университет, чтобы сдать госэкзамены и защитить диплом.

Преимущества дистанционного образования

Выбираете время для учёбы. С дистанционным обучением вы не рискуете опоздать к первой паре и пропустить важную информацию. Все лекции сохраняются в виде текста или в записи, их можно пересмотреть или перечитать, вернуться к трудному материалу перед экзаменом.

Меньше платите. Дистанционное образование стоит меньше, чем дневное, потому что вузу не нужно снимать аудитории для удалённых студентов и нанимать большой штат преподавателей. Кроме этого, вы не тратитесь на ежедневный проезд в автобусе, булочки в столовой и съёмную квартиру.

Совмещаете работу и учёбу. Интернет-образование подходит тем, кто хочет получить второе высшее без отрыва от работы или трудится, чтобы оплатить контракт. Благодаря гибкому графику учёбы вы можете заниматься в удобное время: например, по вечерам и в выходные дни.

Свободно переезжаете. Благодаря интернет-образованию вы учитесь где угодно, где есть компьютер и интернет: дома, в офисе, на даче или в кафе. Вы можете уехать в командировку во Владивосток или переехать на Бали, и это не сорвёт учебный процесс.

Учитесь с комфортом. Удалённым студентам не нужно вставать рано утром, трястись в маршрутке и голодать на лекциях. Вы меньше нервничаете, сдавая экзамены перед своим компьютером, без присмотра преподавателя.

Получаете учебные материалы. После регистрации на учебном сайте вам дают доступ к библиотеке университета или отправляют на почту нужные материалы. Поэтому вам не придётся дополнительно покупать учебники или методички.

Не прерываете учёбу из-за болезни. С температурой и кашлем трудно ходить на лекции. Другое дело, если занятия проходят у вас дома, и можно одновременно слушать преподавателя и пить чай с мёдом. Интернет-обучение — оптимальный способ для людей со слабым здоровьем и ограниченными возможностями получить высшее образование.

Недостатки интернет-обучения

Мало личного общения. С удалёнными одногруппниками не получится повеселиться на паре, сходить вместе в столовую или дружно прогулять лекцию. Если вы любите общаться и уже представляете себе студенческие тусовки, интернет-образование вам не понравится.

Понадобится самодисциплина. Удалённых студентов почти не контролируют преподаватели. Поэтому вам придётся самостоятельно бороться с ленью, развивать усидчивость и самоконтроль, чтобы вовремя пройти теорию и подготовить реферат.

Нужны компьютер и интернет. Если у вас интернет с низкой скоростью, будет трудно участвовать в онлайн-семинарах и смотреть видео-лекции. Кроме этого, для занятий нужен компьютер средней мощности.

Не все профессии доступны. Удалённо можно выучиться на переводчика или веб-дизайнера. Но дистанционно не выполнишь операцию и не проведёшь опыт в лаборатории. Поэтому интернет-образование не подходит тем, кто мечтает стать врачом, химиком и или физиком-атомщиков.

Чтобы вам было легче принять решение, соберём в таблицу плюсы и минусы дистанционного обучения.

Где можно учиться дистанционно

Дистанционное образование — это удачное решение, если вам неудобно посещать университет, в планах получить второе высшее образование или повысить квалификацию. Вы можете найти подходящую программу по удалённому обучения на следующих проектах.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая: проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая: это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья: проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т. е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т. д.

Выделяют Три вида дистанционных технологий , применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая . Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, Третья технология - это интернет-обучение , или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т. е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т. п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

    Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей. Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

    Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

С нашей точки зрения, Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная . Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Доступность


Обучение на расстоянии - отличная возможность повысить свой уровень знаний и получить диплом, где бы вы ни находились: хоть в столице, хоть в глубинке России, хоть за рубежом. Поэтому такая форма обучения будет очень удобна для лиц с ограниченными возможностями, молодым мамам, домохозяйкам и даже военнослужащим. В большинстве учебных заведений за все время дистанционного обучения личное присутствие студента в университете требуется только для сдачи государственного экзамена и защиты дипломной работы.


Приемлемая стоимость


Как правило, образование через интернет, по сравнению с очной и заочной формой обучения, является более бюджетным вариантом. А некоторые вузы даже предоставляют возможность получить бесплатное на конкурсной основе. Также такой способ обучения помогает избежать расходов, без которых обычные студенты не могут обойтись, например, на учебники и канцелярские принадлежности.


Широкие возможности и спокойствие


Интернет вмещает в себя огромное количество информации, и студенты имеют возможность не только переписываться с преподавателем, но и проводить видеоконференции. Кроме того, в виртуальном мире, как и в стенах института, пишутся рефераты и контрольные, сдаются зачеты и экзамены, но уже без того характерного студенческого страха и нервного напряжения.


Государственный диплом


Если вы в государственном вузе, прошедшим аккредитацию, можете не беспокоиться, что впоследствии диплом не будет котироваться на рынке труда. Вам выдадут такой же диплом государственного образца, как если бы вы учились на очном или заочном отделении, причем в документе об образовании форма обучения не указывается. Тем более всем известно, что работодатели ценят специалистов-практиков, которые не прерывают трудовой стаж на время учебы.


Доступно для лиц с разным уровнем образования


Большим плюсом является то, что с помощью этой формы обучения можно получить как основное высшее, так и дополнительное или второе высшее образование. Палитра программ, сроков обучения и квалификаций также довольно богата.


Не для всех специальностей


Это основной минус - ведь нельзя без практики выучиться, например, на врача. Поэтому если вы имеете медицинское образование, освоить такую важную и ответственную профессию не получится. Это касается и творческих специальностей, например, актерского мастерства, музыкального образования, балета.


Личная мотивация


Студенты на дистанционном обучении должны хотеть учиться. При обучении по интернету преподаватели не смогут вас контролировать. Поэтому такой формой обучения обычно пользуются взрослые и самостоятельные люди, понимающие, зачем им и диплом.


Недостаточно развита система


Дистанционное образование в России из-за технических и законодательных пробелов еще не так сильно развито, как за границей, его качество иногда может уступать традиционным формам обучения.

Похожие статьи