Антониев-дымский мужской монастырь. Антониев-Дымский мужской монастырь (Красный Броневик) Мощи антония дымского

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.

В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".

На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.

Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

March 22nd, 2018

Среди лесов и болот юго-востока Ленинградской области, между городами Тихвином и Бокситогорском, находится Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь — не самый известный и далеко не самый большой, но один из самых древних православных монастырей Северо-Запада. Хоть и труднодоступным его не назовёшь (стоит он в трёх километрах от автодороги Петербург - Вологда), место, где он находится, оставляет впечатление настоящей глуши. Побывал я там 1 февраля 2018 года — монастырь стал третьим пунктом поездки на юго-восток области, после промышленных городов и . А чтобы добраться до монастыря, нужно было ещё пройти пешком три километра от шоссе по дороге среди леса.

Ночевал я в ту поездку в Бокситогорске, утром, когда подморозило до минус 16 градусов, осмотрел сам город, а в полдень пришёл на автостанцию и сел в пригородный автобус до Тихвина. Автобус был прилично набит пассажирами, но ехать всё равно недолго. Уже через 25 минут пути я вышел на остановке у деревни с названием Галично.

2. Автобус неторопливо поехал дальше в Тихвин. Передо мной дорога. Это вид обратно, в сторону Бокситогорска. Совсем рядом (левее кадра, за перелеском) проходит и железная дорога. Это ещё Бокситогорский район, но уже у самой границы с Тихвинским.

3. До монастыря, как уже сказано, три километра. Туда автобусы не ходят. Впрочем, это совсем небольшое расстояние. Можно и пешком пройти. Поворот к обители указывает деревянный крест.

4. Мне идти прямо! Оживлённое шоссе остаётся за спиной, и шум его слышен всё меньше. Моя дорога идёт среди зимнего леса. После полудня потеплело где-то до -12, но снег всё так же скрипит и блестит на солнце, вдоль дороги высятся сосны, и слышно, как где-то стучит дятел.

5. Местами какие-то дорожки уходят от обочины в глубину леса:

6. Три километра я прошёл минут за сорок (потому что останавливался для фотографирования и любования природой). За всё это время лишь одна машина проехала мне навстречу. Так же было и на обратном пути.

Монастырь, в который я иду, был основан в середине XIII века преподобным Антонием Дымским — монахом из Великого Новгорода, который принял постриг в Хутынском монастыре, и затем ушёл скитаться по лесным дебрям Русского Севера. В те времена здесь не существовало не то что Бокситогорска, но даже и Тихвина. Название монастыря Дымский, перешедшее в итоге и к самому святому, разумеется, к слову "дым" никакого отношения не имеет, и происходит от Ды мского озера, на берегу которого монастырь находится, а также деревни Ды ми, что поблизости отсюда; название это финно-угорское.

Святой Антоний жил здесь в уединении. А полноценный монастырь возник уже после его кончины, когда там поселились первые монахи. При всей его древности, от старой обители теперь почти ничего не осталось. Монастырь несколько раз разрушался в ходе русско-шведских войн, затем отстраиваясь заново. Но в 20 веке был разорён после закрытия советской властью, начав возрождение в 1994 году.

8. Хоть и к середине дня потеплело, но ранним утром мороз приближался к двадцати градусам, из-за чего у деревьев побелели ветки.

9. Морозное серебро...

12. Вот я и пришёл. На входе в монастырь — новые кирпичные ворота с иконой преподобного Антония. Дальше видна колокольня со шпилем и несколько зданий, в том числе и заброшенных. Народу — почти никого.

Вообще-то здесь есть населённый пункт. А именно — посёлок с чрезвычайно революционным названием Красный Броневик. Но я даже не нашёл здесь каких-то его признаков, кроме пары деревянных домов рядом с монастырём, а население посёлка по состоянию на 2010 год насчитывало 10 человек. По местному преданию, название Красный Броневик пошло от того, что в 1919 году представители советской власти приехали сюда закрывать монастырь именно на этом виде транспорта. Затем здесь разместилась одноимённая посёлку коммуна по производству кирпича, которое, на самом деле, являло собой разборку на кирпич монастырских построек. В итоге от старого монастыря сохранились только колокольня (частично), один келейный корпус и странноприимный дом. После войны здесь было училище трактористов, потом психиатрическая лечебница, а потом здания были заброшены. В 1994 году монастырь был возрождён, и восстановление его продолжается и в наши дни. Активную финансовую помощь в этом деле оказывал и Бокситогорский глинозёмный завод.

13. Свято-Троицкий собор — главный храм обители. Фактически это новодел, кроме колокольни — она сохранилась с середины XIX века.

14. Двухэтажное здание рядом с собором. Наполовину заброшенное. Как я понимаю, оно построено в советское время, и сейчас тоже принадлежит монастырю. Во дворе штабелями хранится кирпич.

15. Обитаемая половина здания:

Снег, свежий воздух, тишина и спокойствие. Хоть и монастырь маленький, и почти ничего старого тут не сохранилось, но это один из самых атмосферных монастырей, которые я видел. Именно в таком месте и должна обитель находиться. В монастырях, расположенных в крупных городах, среди "житейского моря", атмосфера всё-таки нарушается, и даже трудно представить, как там это сочетается с монашеской жизнью.

16. Вид собора спереди. Хорошо видна граница старой колокольни и нового здания. Перед входом три человека — они приехали на машине минут через десять после меня, и ниже ещё пару раз попадут в кадр.

Внутри собора так же тихо и малолюдно. Впрочем, иногда сюда и паломнические группы приезжают — помогает в этом близость к Тихвину.

17. В кирпичной кладке собора заметил интересную деталь — многие кирпичи подписаны именами жертвователей средств на восстановление обители.

18. Ещё один монастырский храм — церковь Рождества Иоанна Предтечи (кстати, праздник этот — 7 июля, совпадает с днём памяти Антония Дымского). Построена в 2000 году.

19. А это ещё одно сохранившееся старое здание — странноприимный дом (то есть гостиница для паломников). Пока что заброшен.

20. От него идёт дорожка к Дымскому озеру (оно же Святое озеро). По бокам стоят стенды с фотографиями на тему жизни монастыря.

22. У берега часовня Антония Дымского. Построена в 2012 году.

23. Вот и озеро. Лёд, снег, лес. Во времена, когда сюда пришёл монах Антоний, пейзаж, наверное, был таким же. Хотя в наше время совсем близко отсюда находятся торфоразработки на местных болотах.

24. Я немного погулял по льду озера. Между прочим, крест поставлен здесь не на зиму. Он с недавних времён стоит в озере постоянно, летом возвышаясь над водой. Рядом с крестом делали прорубь, видимо, на праздник Крещения.

25. А у берега озера — лес. Тут слова, пожалуй, излишни.

29. Посидев на скамейке, и полюбовавшись озером и лесом, возвращаюсь к монастырю.

30. Ну а потом пришло время идти обратно. Той же дорогой, те же три километра до шоссе.

32. С дороги порой хочется сойти и погулять в лесу, но это сложно — слишком глубокий снег.

Короткое двухдневное путешествие подходило к концу. На уже знакомой остановке у деревни Галично я дождался всё того же автобуса Бокситогорск - Тихвин, чтобы, доехав до Тихвина, пересесть там через некоторое время на автобус в Петербург. На самом деле, я мог бы дождаться пикалёвского автобуса и на нём уехать в Питер прямо отсюда, но во-первых, мне тогда пришлось бы ждать на сорок минут дольше, а во-вторых, банально хотелось есть — в Бокситогорске я не пообедал, а до Питера ехать четыре часа. Так что я поехал в Тихвин (где уже был в октябре 2014 года), и немного погулял там в районе вокзала, найдя там же столовую.

33. Железнодорожный вокзал Тихвина дореволюционной постройки. Автовокзал находится здесь же, левее кадра.

34. Деревянная застройка тихвинских улиц:

35. А здесь виден Спасо-Преображенский собор (построен на рубеже 17 и 18 веков). Дальше находится Тихвинский монастырь, но туда я в этот раз не ходил.

Когда уже начинало темнеть, я дождался автобуса в Питер. Впереди было 4 часа пути с остановкой в Волхове. И в итоге — приезд на автовокзал на Обводном канале, откуда я накануне утром уезжал в Пикалёво, и дорога домой на метро. По приезду обратил внимание на разницу в погоде: если в момент отправления из Тихвина там было ясное небо и -10 градусов, то в Питере было -4 со снегопадом. Заметно климатическое различие между востоком и западом Ленинградской области.

Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь находится в деревеньке Красный Броневик, что расположена в Бокситогорском районе Ленинградской области. Эта православная обитель принадлежит Санкт-Петербургской митрополии РПЦ. В двадцати километрах от нее находится город Бокситогорск, а в семнадцати - Тихвин. Антониево-Дымский монастырь имеет богатую историю основания и существования - об этом и пойдет речь далее.

Предания

Обитель, согласно преданию, основана в 1242 году на землях преподобным Антонием, который был учеником Варлаама Хутынского. Учреждение состоялось официально, когда была пожалована грамота князем Александром Невским.

24 июня 1273 г. (по другим сведениям - 1224 г.) преподобный Антоний умер, его тело положили у клироса в устроенной им же церкви. Мощи святого в 1370 году были обретены нетленными, их положили в этом же Антониевском храме открыто в раке.

В 1409 г. обитель якобы полностью разрушили во время нашествия на Новгородские земли хана Едигея (на самом деле Едигей не дошел до Новгородской земли). Видя приближение врага, насельники монастыря пропели у раки с мощами Антония молебен и скрыли их под спудом, присыпав землей и положив каменную плиту. вериги, железную шляпу и колокола святого опустили на самое дно Дымского озера.

XVI-XVII века

С 1585 года, после того как шведами в 1578 г. была разорена Валаамская обитель, ее монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. Здесь сохранили общежительные валаамские традиции. В 1618 г. иноков перевели в Васильевскую обитель на Волхове.

В 1611 году разорению шведов подвергся монастырь. Войска Якова Делагарди осадой не смогли взять Тихвинскую Успенскую обитель и свой удар обрушили на Дымскую. Братия неукрепленного монастыря не смогла оказать сопротивления и разошлась по окрестным лесам. Кельи и храмы были сожжены.

С благословения в 1626 году царь велел возобновить Антониево-Дымский монастырь. А в период царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, в обители трудами игумена Филарета был построен первый храм из камня.

В 1687 г. Дымский монастырь сгорел, а затем был заново отстроен.

В грамоте царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 21 июня 1692 г. обитель числилась приписной к Софийскому дому.

Источники ранней истории монастыря

Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.

Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII - началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.

В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».

О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.

1700-1919 годы

В 1764 году, в период секуляризации монастырских земель, вновь упразднили обитель, и соборный храм сделали приходским. Игнатий, архимандрит Тихвинского монастыря, в 1794 г. обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу и походатайствовал о возобновлении обители. Антониево-Дымский мужской монастырь указом от 01.09.1794 г. был вновь открыт с общежительным уставом, который митрополит собственноручно составил и прислал 11 октября 1795 г.

9 апреля 1799-го император Павел Первый из казны пожертвовал на починку обители две тысячи сосновых деревьев.

В девятнадцатом столетии монастырь вновь был обновлен. Большинство деревянных построек заменили каменными. Трудами настоятеля Амфилохия в 1839 году вокруг обители была построена каменная ограда со Святыми вратами и четырьмя башнями по углам. При игумене Иларии в 1840 году был возведен одноэтажный братский корпус, а в 1846-м построили двухэтажный настоятельский корпус, где расположились кухня, братская трапезная и просфорня. В 1849 году возвели двухэтажный паломнический корпус, а в 1850-м — ледники, хозяйственные сооружения и квасоварню.

При обители функционировала приходская школа, где обучались ребятишки из окрестных деревень.

Доходы

Монастырь был трехклассным и получал каждый год содержание в размере 85,71 руб. Его годовые доходы в общей сложности не превышали 110 руб. Огороды, луговую землю, пашни, дровяной лес имел в пользовании Антониево-Дымский монастырь. И озеро, на берега которого когда-то пришел преподобный Антоний в поисках молитвенного уединения, тоже принадлежало ему. Доходу способствовала проводимая каждый год в празднование дня памяти Иоанна Предтечи четырехдневная Антониевская ярмарка.

Число насельников, начиная с тридцати иноков Тихвинской обители, в 1794 г. поселившихся здесь, к 1917 году увеличилось до пятидесяти пяти. В рапорте архимандрита Антония (Демянского) от 1913 г. сообщается, что вся братия, за исключением нескольких человек, плохо себя вела. Большинство иеромонахов имели семьи, а настоятель настроил окружающее население против себя, и люди грозили поджогом.

Последним которым в срочном порядке заменили отца Мефодия, указанного в рапорте, был игумен Феоктист.

Период закрытия

В 1919 г. обитель была упразднена. Как рассказывали местные жители, чтобы разогнать монахов, был пригнан броневик. Населенный пункт на месте монастыря в память о том событии переименовали в Красный броневик.

В помещениях обители в 1921 году располагался приют для престарелых и инвалидов. В 1929 году здесь образовали коммуну по производству кирпича, деятельность которой заключалась в разборке монастырских башен и стен на кирпичи для продажи.

До конца 1930-х гг. Троицкий собор действовал в качестве приходского храма. В этот же период было уничтожено монастырское кладбище.

По окончании ВОВ в гостинице и сохранившемся келейном корпусе организовали школу трактористов, а затем в этих зданиях расположили психиатрическую больницу.

В последние десятилетия двадцатого века остатки обители передали бокситогорскому комбинату «Глинозем». В монастырском странноприимном доме разместили санаторий-профилакторий завода. Главный собор использовали под склад, а в 1956-1961 гг. его разобрали окончательно.

К началу 1990-х гг. от комплекса сохранились лишь келейный двухэтажный корпус, остов четырёхъярусной колокольни собора, здание приходского училища, несколько хозяйственных деревянных построек, корпус странноприимного дома.

Возобновление обители

На Дымском озере у камня, где, если верить преданию, молился святой Антоний, в 1994 году установили деревянный четырехметровый крест. Такое событие было приурочено к 770-летнему юбилею со дня преставления Антония и двухсотлетию второго возобновления обители в 1794 г.

Антониево-Дымский монастырь 30 октября 1997 г. был передан РПЦ и в качестве скита приписан к Тихвинской обители.

В 2000 г. начали восстанавливать главный собор, работы продолжаются до настоящего времени. Стараниями игумена Евфимия, настоятеля Тихвинского монастыря, в 2001 г. в обители произошло второе обретение мощей Антония. До 2008 года они находились в Успенском соборе Тихвинской обители, а затем были возвращены в Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь.

На Дымском озере в конце девяностых годов двадцатого века возвели деревянную часовню преподобного Антония, в 2011 г. ее заменили каменной часовней. Кроме того, была построена купальня и обустроен берег.

6 октября 2008 г. Антониево-Дымский монастырь получил статус самостоятельной обители, его настоятелем был назначен игумен Игнатий.

Подворье в Санкт-Петербурге

В 1893 г. по проекту архитектора Н. Никонова для Санкт-Петербургского Епархиального Братства была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она имеет два престола: внизу - мученика Вонифатия, а вверху - Покрова Пресвятой Богородицы. 19 июня 2012 г. церковь получила статус подворья Дымской обители. Первая служба в храме мученика Вонифатия прошла 11 августа 2012 года.

Антониево-Дымский монастырь: как доехать

Обитель находится в Бокситогорском районе Ленинградской области, в деревне Красный Броневик, п/о Галично. Доехать до нее можно с автовокзала Санкт-Петербурга на Обводном канале. Необходимо сесть на рейсовый автобус, следующий до Пикалево или Бокситогорска, выйти на остановке "Галично", после чего пешком пройти три километра.

Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь

Мужской монастырь в деревне Красный Броневик Бокситогорского района Ленинградской области в 17 километрах от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска на берегу Дымского озера. Нашёл небольшое упоминание, что раньше деревня называлась Дыми. Дымское озеро и деревня Дыми названы так из-за густых туманов - дымей, образующихся в этой местности, над озером.

По преданию история монастыря начинается в 1243 году, когда к Дымскому озеру пришёл Преподобный Антоний.Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих Тихвинских лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин). Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме.

Предание рассказывает, что Преподобный Антоний посреди Дымского озера нашел большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались - камень исчезал под ними, когда опускались - вновь показывался.

Антоний приплывал на лодке к камню и подолгу молился один, стоя на камне среди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озерная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах.

Официальную грамоту, разрешающую учреждение монастыря пожаловал великий князь Александр Невский.


В 1273 году преподобный Антоний скончался. Тело было положено тут же в церкви преподобного Антония Великого у клироса., построенной самим монахом. Случилось так, что почти через сто лет, в 1370 году гробницу вскрыли обитатели монастыря и нашли тело монаха нетленным. Как принято считать — это служило доказательством святости Антония. Мощи были положены открыто в раке в том же Антониевском храме.

Рака с мощами преподобного Антония.

Вид на монастырь, 1867 год

Судя по гравюре монастырь был большой. Почти 700 лет строился и за каких-то несколько десятков лет разрушен полностью. Практически полностью, на мой взгляд осталось очень мало.

Свято-Троицкий собор. Остов четырехъярусной соборной колокольни XVII века.

Дымский монастырь впоследствие несколько раз подвергался разрушениям.

В 1409 году обитель была полностью разрушена во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Насельники монастыря, видя приближение врага, пропели молебен у раки с мощами преподобного Антония и скрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу святого опустили на дно Дымского озера. Впоследствии святыни были обретены в его водах.

С 1585 года после разорения шведами Валаамского монастыря (в 1578 году) его монахи переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь были сохранены валаамские общежительные традиции. В 1618 году валаамские иноки были переведены в Васильевский монастырь на Волхове.
В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Не укрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Сгорели деревянные церкви Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Антония Великого.

В 1626 году с благословения Патриарха Филарета царь Михаил Фёдорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в царствование Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм.
В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново.

Затем, когда в 1764 году повсеместно изымали церковные и монастырские земли в казну, у монастыря были изъяты земли, а обитель упразднена. Хотя через 30 лет ее снова открыли, когда у власти была Екатерина II.
Император Павел I 9 апреля 1799 года пожертвовал из казны на починку монастыря 2000 сосновых деревьев.

В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус; в 1846 году - 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней; в 1849 году - 2-этажный паломнический корпус; в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня.
При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

После 1917 года Дымский монастырь пережил третье закрытие и разорение за свою историю. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик». В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием - «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В это же время было разорено и монастырское кладбище.

После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница.
В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956-1961 годах он был окончательно разобран.
К началу 1990-х годов от комплекса монастыря сохранились: остов четырехъярусной соборной колокольни, келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек.

В 1994 году на Дымском (Святом) озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен 4-метровый деревянный крест. Его установка была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию 2-го возобновления монастыря в 1794 году.

30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан Русской православной церкви и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю.
В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря, которое продолжается до настоящего времени. В 2001 году в монастыре произошло третье обретение мощей преподобного Антония. На Дымском озере возведена деревянная часовня преподобного Антония.
6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью

Сейчас монастырь восстанавливается. Здания в лесах, много строительных материалов. Отстроееные корпуса. Свято-Троицкий собор отстроен практически заново.

Возле входа видно вешалки с платками на голову и юбками. Что бы в собор голыми не заходили. Нигде такого не видел. Может, конечно, мало бываю. Но даже церковь реагирует на изменеия происходящие в обществе и не просто запретами. Фотографировать внутри собора нельзя, к сожалению.

Когда увидел исписанные именами кирпичи в новой кладке собора, то удивился. Думал и сюда добралось это желание наших людей оставить о себе "память". Но оказывается у настоятеля монастыря появилась идея извлекать из этого выгоду, для монастыря естесственно. Только вот многие тянутся за маркером, что бы написать своё имя и совсем не жертвуют на восстановление. По моим наблюдениям.

Очень необычно выглядят стены собора на кождом кирпиче которого написаны имена. "Нюра" например.

Даже не верится, что на этом месте когда то был большой монастырь со стенами. Мало, что осталось от всего этого. И как обычно, что бы разрушить нужно совсем мало времени и совсем не нужно ума. Как говорил таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" : "За державу обидно!"

Похожие статьи