Апостол марк евангелист. Житие апостола и евангелиста марка. Путешествие к берегам Нила

Имена: происхождение и формы

Марк - (от латинского) молоток; (от греческого) личное имя.

Производные : Маркуха, Маркуша, Маркуся, Мася, Мартуся, Туся, Мара, Мака.

Тайна имени oculus.ru

Марк - молот (латинское).
Имя достаточно распространенное.
Зодиак имени : Телец.
Планета : Венера.
Цвет имени : красный.
Камень-талисман : порфирит.
Благоприятное растение : аралия, портулак.
Покровитель имени : як.
Счастливый день : пятница.
Счастливое время года : весна.
Основные черты : эмоциональность, утонченность, эгоцентризм.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Марк-Пещерник , преподобный, 11 января (29 декабря). Жил в XI веке, копал пещеры и могилы в Киево-Печерском монастыре, изнурял тело свое ношением тяжелых вериг. Святые мощи его покоятся в Киевских пещерах.
Марк , святой апостол и евангелист, 8 мая (25 апреля). Родился в Иерусалиме, был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Он совершил с ними много путешествий, проповедуя учение Иисуса Христа. Апостол Марк является автором одного из четырех Евангелий. Он написал его в Риме в 62-62 гг. Из Рима святой апостол Марк был послан апостолом Петром для проповеди веры Христовой в Аквилею (северный берег Адриатического моря), а затем в Египет. Там, в Александрии, он основал церковь, в которой был первым епископом. Там же он был схвачен на Пасху, в тех самый момент, когда он совершал богослужение. В тюрьме ему явился Христос, который укрепил его дух перед страданием. Марк умер после того как был волоком протащен по улицам города на веревке, завязанной у него на шее. Внезапные буря и град рассеяли толпу нечестивцев, и христиане смогли забрать тело и похоронить его.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

8 мая на апостола Марка прилетают стаями певчие птицы.
Если пташки в этот день летят на конопляник, будет урожай конопли.
Святого Марка в народе называли ключником, ибо верят, что он владеет ключами от дождей. В этот день молятся о ниспослании сильного дождя.
Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных.
Малый дождь землю грязнит, а большой очищает.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Марик чаще всего единственный ребенок в большой семье с бабушками, дедушками и тетями, балован всеми и всеми любим. Ребенок капризный, упрямый, постоянно требует внимания к своей особе и умеет делать так, что все домашние и гости занимаются только им. Невозможно заставить его довольствоваться только своими игрушками или спокойно увести его из магазина. Чем больше родители настаивают, тем меньшего добиваются. Лучше проявлять терпение и мягкость. Многого можно добиться, апеллируя к его чувствам: показать безразличие к нему или явную обиду. Марик страдает от невнимания к себе и сентиментален.

В школе Марик учится неважно, мучительно переживает успехи одноклассников, но умеет скрыть эти чувства. Также и во взрослой жизни он прячет свой эгоизм под маской вежливости, корректности, добродушною юмора, милой улыбки.

Взрослый Марк практичен и скрытен, обладает повышенным самолюбием. У него трезвый ум, твердый характер, сильная воля. Благодаря этим качествам Марк добивается видимых успехов в жизни.

Обычно Марк получает высшее образование. Интерес к профессии делает его прекрасным специалистом. Если в институте увлечется наукой, может посвятить ей всю свою жизнь. Марк может быть хорошим адвокатом, врачом-стоматологом, невропатологом. Экономика, финансы, бухгалтерское дело также в поле деятельности Марка. Артистичность и музыкальность Марка, тонкое чувство юмора представляют возможным стать артистом, режиссером.

Марк рано приобщается к сексуальным радостям, имеет успех у женщин, но женится нескоро, долго и осмотрительно выбирая жену. Она должна жить его интересами, даже в ущерб своим, должна признавать интеллектуальное превосходство Марка, даже если такового нет. Жена должна быть полностью подчинена мужу. Женщина с ярко выраженной индивидуальностью будет раздражать и угнетать его.

В доме у Марка хорошая библиотека, он коллекционирует антиквариат, поэтому денег на быт у него никогда нет. В жизненном обиходе он непритязателен. Детей любит, но воспитывает в строгости, ограничивая только самым необходимым.

Отчество : Маркович, Марковна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Марк Матвеевич Антокольский (1842-1902) - скульптор, выдающийся мастер 2 половины XIX века.

С тринадцати лет он начал учиться мастерству резчика по дереву, участвовал в работах по оформлению иконостасов деревянной скульптурой.

Уже ранние работы Антокольского в Академии художеств поставили его в ряд лучших учеников, обратили на него внимание критики. За горельефы "Еврей-портной" и "Скупой" он получил серебряные медали. Произведения интересны тщательностью исполнения, точностью передачи натуры, вниманием к жесту, мимике, выявленным характерам изображенных.

На протяжении всей жизни Антокольский работал над статуями, посвященными русским историческим деятелям. Первая из них- "Иван Грозный". Антокольский изобразил трагическую фигуру "мучителя" и "мученика", личность, способную на зло и жестокость, на страдание и раскаяние. Глубокий интерес к постижению психологии, проникновение в тайники души человеческой - новая цель, поставленная мастером перед скульптурой. "Мне хотелось сделать в скульптуре то, что мои товарищи сделали в живописи, именно обратиться к живому источнику души. Скульптура достигла высокой техники, но ею любовались, она ласкала глаз, но не трогала чувство. Мне хотелось, чтобы мрамор заговорил своим сжатым, мощным, лаконичным языком...", - писал Антокольский.

Грозный изображен сидящим в кресле. Рассматривая фигуру со всех сторон, можно увидеть сосредоточенность и задумчивость лица, выражение глубокой усталости, волю и властность. Созданный творческим воображением скульптора Иван Грозный настолько убедителен и достоверен, что не вызывает сомнений - именно таким он и должен быть в действительности.

Марк Матвеевич Антокольский сумел приблизить к нам историю, воссозданные его воображением личности - Петр I, Ермак, Христос, Спиноза, Нестор-летописец - имеют такую силу характерности и жизненность, словно Антокольский был их современником.

Марк Антокольский обладал разносторонним дарованием: работал над статуями и памятниками, портретами и надгробной пластикой. Много сил отдавал общественной деятельности, участвовал в устройстве экспозиций Всемирных Парижских выставок 1878 и 1900 годов.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.
Дерево, темпера. 41,5 x 35,5 см.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Дерево, левкас, темпера.
Византийский музей в Афинах.



Из Жития апостола и евангелиста МАРКА († 63).

Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян 12. 12), был апостолом от 70-ти. Господь избрал из среды Своих последователей, сверх 12 апостолов, ещё 70. Им была дана сила исцелять болезни и творить чудеса, которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов.

Апостол родился в Иерусалиме. Его мать Мария была одной из жён-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит Церковное Предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14. 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для апостолов.

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолы проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. Апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Центральной Африке.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе. Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола Петра и подолгу беседовал с ним. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев. Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

Апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым её мучеником. Язычники напали на апостола во время богослужения, избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Утром разъярённая толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 63 года.

Иконография.

В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться сидящими за столиком (пюпитром) с книгами, свитками и письменными принадлежностями, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.

Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пишущего Евангелие, в этой композиции он часто изображается со своим символом - львом. Апостол согласно традиции изображается мужчиной средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, в хитоне, гиматии, сандалиях. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Иконография стоящего евангелиста Марка встречается реже. Как правило, он держит в левой руке Евангелие или свиток. Апостол может изображаться со своим учителем апостолом Петром или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текстов.

Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах под куполом. С XIV века изображения евангелистов помещаются на Царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции, а также изображаться на драгоценных окладах Евангелий.

БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг.
Цветная смальта. 16 кв. м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.

Мозаичная икона расположена в парусе северо-восточного пилона главного купола. Евангелист Марк изображён сидящим, правой рукой он придерживает раскрытую книгу, левая рука отведена в сторону. Он облачён в белый хитон и тёмно-фиолетовый гиматий. Слева изображён крылатый лев, справа - три головки Херувимов с потиром над ними. Икона выполнена римским методом набора мозаики в мастерской Академии художеств.

ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Св. евангелист Марк со львом». 1842-1844 гг.
Патинированная бронза, литьё. Высота 3,55 м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Скульптура расположена на вершине западного фронтона.

Евангелист Марк изображён сидящим, левой рукой он держит Евангелие, правой рукой - перо. В раскрытой книге видны первые строки Евангелия: «Зачало евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия». Святой облачён в хитон и перекинутый через плечо гиматий. Позади и с левой стороны сидит лев с раскрытой пастью и пышной гривой. Лицо евангелиста обращено ко льву.


Консоль юго-западной угловой колонки церкви-часовни св. Василия Великого на ВВЦ (ВДНХ) в Москве (2011, архитектор А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ).

Дерево, темпера.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург.

Евангелист Марк изображён в рост, с лёгким поворотом вправо, голова повёрнута в сторону правого плеча. Облачён в красный хитон и гиматий тёмно-зелёных тонов, положенный на сгиб левой руки. Ноги босые. Правая рука поднята, ладонь раскрыта к зрителю, в правой руке держит закрытое Евангелие в тёмно-синем переплёте, с орнаментированной верхней доской, которая обращена к зрителю. Голова осенена золотым нимбом.

«Апостол и евангелист Марк».

«Апостол Марк». XVI в.
Бумага, темпера, доска XIX в. Средник 18,1 х 11,3 см, доска 23,8 х 17,2 см. (Лист бумаги с темперной живописью вклеен в ковчег цельной сосновой доски XIX в., скреплённой несквозной дубовой шпонкой. Лист обрезан со всех сторон вместе с небольшой частью самой миниатюры).

Евангелист Марк сидит в трёхчетвертном повороте вправо. Ножом с голубым лезвием и красной рукоятью он очинивает белый калам. За спиной Марка стоит Премудрость, её нимб звездчатый, из пересекающихся зелёного и голубого ромбов с вогнутыми сторонами, обведёнными белилами. В её правой руке коричневый жезл, отчеркнутый белилами, левая рука, в двуперстии, вытянута в сторону лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия с зелёно-голубым обрезом. Текст на развороте книги, не являющийся началом Евангелия от Марка, указывает на то, что миниатюра принадлежала рукописи Евангельских чтений. Данный текст не имеет точных соответствий в этом Евангелии, где неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Скорее всего, здесь имеется в виду начало шестой главы Евангелия от Марка (Зач 1. 2), где возникает образ Премудрости: «И изыде оттуду, и прииде в отечество свое, и понем идоша ученицы его. И бывшей субботе, начат на сонмище учити, и мнози слышащии дивляхуся, глаголющи: откуда Сему сия, и что премудрость даная ему». Оригинальной деталью иконы является письменный прибор с круглыми и ромбическим отверстиями.

«Евангелист Марк».
Остатки росписи восьмерика церкви Михаила Архангела (1892 г.) в селе Крапивна Климовского района Брянской области.

Марк - один из семидесяти апостолов. Тех, которые проповедовали христианство в I веке. Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. О жизни святого известно из текстов Нового Завета и свидетельств древних писателей. Святой присутствовал при аресте Христа и воспоминания об этом перенесёт на страницы своего Евангелия.

Картина художника Валантен де Булонь «Апостол Марк», XVII век

Матфей, Лука, Марк, Иоанн - святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна. Святой Матфей считается автором первого Евангелия.

Биография евангелиста Марка насчитывает много путешествий, связанных с миссионерским трудом. Апостол Лука был первым иконописцем. Святой Иоанн написал пять книг для Нового Завета.

Сын Павла и Марии, будущий апостол Марк, родился в Кирене (современная Ливия). Вскоре после его рождения семья перебралась в Иерусалим.При появлении на свет получил двойное имя Иоанн-Марк. Иоанн - еврейское имя, Марк – латинское.

Апостол происходил из рода священников, из колена Левина. Родился в состоятельной семье, что обеспечило святому хорошее образование. Он изучал иврит, греческий язык, латынь.

В Иерусалиме мама Марка, Мария, становится одной из первых последовательниц Иисуса Христа. В её доме собирались христиане, верующие в Него, поэтому Марк ещё юношей присоединился к общине Иисуса. Существует предание, что сама Тайная Вечеря происходила в доме у матери Марка.


Позже, когда апостол напишет Евангелие, в рассказе об аресте Христа он упомянет одного молодого человека. По преданию, считается, что Марк описывает себя.

«Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них».


Павел Попов, «Взятие Христа под стражу». Убегающий от стражи обнажённый юноша - семнадцатилетний апостол Марк
Апостол Варнава, дядя и ближайший друг Святого Марка. Проповедовали вместе христианство несколько лет

Апостол Пётр являлся учителем Марка. Во время миссионерства в Риме, Марк был ему переводчиком и помощником в становлении христианской общины

В Риме Пётр и Марк нашли уже существующую христианскую общину. Апостол Пётр своим словом и чудесами умножил римскую церковь, а Марк стал его правой рукой. Марк был переводчиком между Петром, который плохо говорил по-гречески, и его слушателями.

Святой Марк выполнял свою миссионерскую работу среди еврейской диаспоры в Риме, которая насчитывала около 45 тысяч человек.

Именно в Риме, по мнению многих, Марк написал Евангелие для язычников и уверовавших в Него. Церковные писатели того времени свидетельствуют, что Евангелие от Марка является записью рассказов Петра. Сам Пётр подтвердит точность и правдивость составленной Марком книги и одобрит её для чтения в церквях.

В Александрии святой основал церковь и стал первым епископом Александрийским. В этом городе апостол составил чин Литургии для христиан и фактически создал церковную иерархию. В Александрии он основал училище, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы церкви, как Григорий чудотворец, Климент Александрийский, святитель Дионисий и др.


Климент Александрийский получил образование в христианском училище, основанным Святым Марком

После того, как евангелист Марк основал фундаменты церкви, многие египтяне отошли от язычества и приняли христианство, что вызвало обеспокоенность Рима.

Марк - первый епископ и первый мученик Александрийской церкви.

25 апреля 68 г. праздник Святой Пасхи совпал с торжеством в честь египетского бога Сераписа. В этот день язычники схватили Марка в храме во время богослужения, избили и бросили в темницу.

На следующий день на шее святого завязали верёвку, а другой конец привязали к быку. Целый день животное водили по улицам. Израненный Марк волочился за ним по земле. К вечеру все улицы города были в крови апостола. Потом его отвязали и посадили обратно в тюрьму.


В IV веке н.э. над могилой Святого Марка построили церковь.

Евангелие Святого Марка

Марк, Лука, Матфей, Иоанн - святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна.

Евангелие от Марка - вторая книга Нового Завета. Но некоторые современники считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и стало основой для написания благой вести Луки и Матфея.

Евангелие было написано примерно в 60-70-е гг.

Святое Евангелие Марка является самым коротким из четырёх. Оно делится на 2 части и состоит из 16 глав. Было написано на греческом языке и в разговорном стиле. В первых восьми главах показаны истории чудес Христа, в доказательство, что он сын Божий.

По этой причине лев был выбран в качестве символа Святого Марка. Лев возвышается над другими животными, так же, как Иисус Христос представлен в Евангелии от Марка всемогущим и царственным.


Апостол Марк и его символ - царственный лев. Именно таким Марк описал Иисуса в своём Евангелии: всемогущим и всесильным.

Существует две версии места написания - Рим и Александрия.

Ещё в 200 г. Климент Александрийский заявил, что благая весть апостола написана в Риме. Имеется ряд факторов, которые подтверждают его слова:

  1. Марк - единственный евангелист, который использует несколько типичных римских слов по-гречески.
  2. Апостол использует латинские слова и выражения, которые употреблялись в Риме.
  3. В Евангелии от Марка нет подробностей иудейской жизни.
  4. Использует принятое в Риме времяисчисление.
  5. Евангелие написано по-гречески для обхвата наибольшей аудитории. В то время греческий язык считался международным.

В Евангелии от Марка больше внимания уделяется поступкам Христа, а не его речам.С особым чувством написано о воскрешении Христа и встрече с учениками в Галилее.


  1. Доказательства, что Иисус Христос - сын Божий.
  2. Укрепление в вере новообращённых христиан и наставление их.
  3. Привлечение новых последователей к христианской вере.

Но также для первых поколений христиан важно было не только показать божественный уровень Христа, но и настоять на том, что это был человек, иначе его страдания смешны. Во второй части Евангелия Марк описывает слова Иисуса, объясняющие необходимость искупления грехов человеческих смертью на кресте.

Собор Святого Марка в Венеции

В 828 году в Египте правят арабы-мусульмане, которые разрушают христианские храмы для возведения мечетей. Венецианские купцы взяли на себя миссию спасти святые мощи от осквернения и перевезти их себе на родину. В Аквилее Марка особо почитали, как основателя христианской общины.

По преданию, купцы взяли священную реликвию, перенесли к себе на корабль и обложили свиными тушами. Мусульмане, проверявшие товар, побрезговали к ним притрагиваться. Так мощи святого были доставлены на Адриатику, в Собор Святого Марка. Раньше мощи святого хранились в нижней части храма, теперь покоятся в каменном саркофаге в алтаре собора.


Собор Святого Марка в Венеции на главной и единственной площади города

С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.С того времени апостол Марк и Венеция неразлучны. Лев Марка стал государственным символом Венеции, он украшает городской флаг.


Флаг Венеции с символом Святого Марка - львом

4 христианские храма, посвящённые апостолу Марку


BasilicadiSanMarco. Кафедральный Собор Святого Марка, Венеция. Построен в 829-832 гг
Православная церковь Святого Марка в Белграде. Возведена в 1931-1940 гг
Католическая церковь Святого Марка в Загребе. Стоит с XIII века
Церковь Святого Марка в Милане. Первые упоминания о ней датируются 1254 г

Интересные факты из жизни апостола

  • Святой Марк присутствовал на празднике в Кане Галилейской, когда Иисус Христос превратил воду в вино;

Иисус превращает воду в вино
  • Иоанн-Марк младше Иисуса Христа на 15 лет;
  • По преданию, после того как апостол принял мученическую смерть, язычники хотели сжечь его тело. Когда развели костёр для этого, произошло землетрясение и всё померкло; Язычники в страхе разбежались, после чего христиане смогли похоронить Марка в каменной гробнице;
  • Икона Святого Марка защищает семью от разлада, укрепляет отношения в браке.

Икона Святого Марка, Россия, XIX век.

Как известно, святое Евангелие состоит из четырёх книг, авторами которых являются святые евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. История церкви знает и иные труды, претендующие на обладание Евангельской истиной, но только эти признаны церковью, и считаются каноническими. Прочие называются апокрифами и не признаются. Автором второй из канонических книг является святой апостол Марк — один из семидесяти апостолов. О нём наш рассказ.

Кто такие апостолы

Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу того, кто такие апостолы, и почему в одних случаях их количество исчисляется двенадцатью, а в других — семьюдесятью. Из Нового Завета нам известно, что Иисус Христос призвал на служение Ему двенадцать человек. Это были самые простые люди, не образованные и тяжёлым трудом добывающие свой хлеб. Вместе с ними он возвещал о скором пришествии Царствия Божия и изгонял бесов. Слово «евангелие» переводится с греческого, как «благая весть». Вот основной задачей этих двенадцати человек - сподвижников Христа - и было нести людям эту благую весть. Именно они и стали именоваться Все они поимённо указаны в Евангелии.

Семьдесят ближайших сподвижников Христа

Но число тех, кому благодатью Божией был ниспослан дар апостольского служения, не ограничивалось двенадцатью. Святой евангелист Лука повествует о том, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, о которых шла речь выше, призвал также и других семьдесят верных своих служителей. Их он отправлял по двое в те города и селения, в которые намеревался прийти Сам. Спаситель наделял их многими чудотворными способностями. Свершая добрые дела с их помощью, апостолам было проще вселить веру в сердца простых людей, более склонных воспринимать чудеса, чем слова проповедника.

Вот к числу этих семидесяти апостолов - благовестителей Царствия Божия - и относится евангелист Марк. Их список, который можно увидеть в православном Месяцеслове, составлен в V - VI веках, то есть через пятьсот лет после описываемых событий, и некоторые исследователи склонны допускать вкравшиеся в него неточности. Однако есть среди них имена, не вызывающие сомнений. Это в первую очередь евангелисты Лука и Марк.

Молодой последователь Иисуса

Апостол Марк, именуемый также Иоанном, родился и провёл свою юность в Иерусалиме. Об этом периоде его земной жизни известно крайне мало. Можно только с уверенностью сказать, что будущий евангелист был племянником другого верного последователя христианского учения — святого апостола Варнавы, одного из семидесяти проповедников божественной истины. Из книги «Деяния апостолов» известно, что после Вознесения Господня в доме его матери постоянно собирались для совместных молитв апостолы и их последователи.

Достаточно вспомнить эпизод, когда освобождённый из иродовой тюрьмы святой апостол Пётр направляется в дом матери Марка. Он находит там собрание своих единомышленников. Даже служанка по имени Рода, узнав в ночном госте, стучащем в ворота, ближайшего сподвижника и ученика Христова, не могла сдержать радость и бросилась в дом - сообщить присутствующим о его чудесном избавлении.

В своём Евангелии, написанном им в 62 году в Риме, апостол Марк упоминает о себе лишь анонимно в одном из эпизодов повествования. Принято считать, что именно он был тем юношей, который, завернувшись в плащ, следовал за Иисусом в ночь ареста, и убежал от воинов, пытавшихся его схватить. Именно он, вырвавшись от них и оставив в их руках свою одежду, скрылся нагой во мраке ночи. Очевидно, он нашёл спасение в доме своей матери, который, как мы знаем, примыкал к

Евангельская проповедь на Крите

Известно, что своё служение апостол и евангелист Марк нёс бок о бок с апостолами Петром, Павлом и Варнавой. С Павлом и Варнавой он совершил путешествие на Крит, попутно посетив Селевкии. Проповедуя Евангелие Иисуса Христа, они с востока на запад прошли весь этот остров, обращая в истинную веру многих его жителей. Исполненные Благодати Божией, святые благовестники творили чудеса. Так, например, «Деяния апостолов» рассказывает о том, что апостол Павел, силою дарованной ему свыше, наслал слепоту на лжепророка и волхва Вариисуса, препятствовавшего обращению в новую веру проконсула Сергия Павла.

Путешествие к берегам Нила

Когда по окончании трудов на Крите апостол Марк вернулся в Иерусалим, то вскоре его ждало новое путешествие. Вместе со своим ближайшим наставником — первоапостолом Петром - он отправился в Рим. В «вечном городе» учитель дал ему повеление следовать дальше, в Египет, утопавший в те времена во мраке язычества. Исполняя волю Петра, апостол и евангелист Марк направил свой путь к берегам Нила. Здесь он стал основателем новой церкви, которой суждено было сыграть важную роль в Именно среди знойных пустынь зародилось и получило своё развитие будущее монашество. Здесь, в крайне тяжёлых для выживания условиях, на практике создавалась школа аскетизма.

В своих путешествиях апостол Марк не раз ещё будет возвращаться в Египет. Это произойдёт вскоре, после того как, встретившись в Антиохии с апостолом Павлом, он вместе со своим родным дядей — апостолом Варнавой - посетит Кипр. Во время этого, второго по счёту путешествия на берега Нила Марк вместе с апостолом Петром продолжит начатое им дело и станет основателем христианских общин во многих городах страны.

Основание Вавилонской церкви и путешествие в Рим

Ему принадлежит честь стать одним из основателей Святой Христианской Церкви в древнем Вавилоне, столь часто упоминаемом в Священном Писании. Путешествовавший с ним апостол Пётр направил из Вавилона письмо малоазийским братьям во Христе. Его текст включён в «Послания апостолов». Из него видно, с какой любовью Пётр отзывается о нём как о своём духовном сыне.

Когда из Рима пришла весть о том, что апостол Павел заключён в темницу, и над его жизнью нависла угроза, будущий евангелист находился в Ефесе, где местную церковь возглавлял один из ярких последователей христианского учения — святитель Тимофей. Это произошло в 64 году, в правление императора Нерона. Апостол Марк незамедлительно поспешил в Рим, но ничем не смог помочь Павлу.

Создание христианского училища в Александрии

Видя бесплодность своего дальнейшего пребывания там, он очередной раз отправляется в Египет и в Александрии основывает духовное училище, воспитавшее таких столпов христианства, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и целый ряд других отцов церкви. Здесь же им было создано одно из выдающихся богослужебных произведений — чин Литургии для христиан Александрии.

Из апостол направляется в глубины Африканского континента. Он проповедует Евангелие жителям Ливии и Нектополя. В период этих странствий в недавно оставленной им Александрии произошли волнения, вызванные активизацией язычества в его борьбе с христианством, и, по повелению Святого Духа, Марк возвращается обратно.

Конец земной жизни апостола Марка

По возвращении в Александрию, он совершает чудесное исцеление местного сапожника, в доме которого поселился. Это становится известно жителям города и привлекает к христианству новых сторонников, а также и возбуждает ярость в язычниках. Они принимают решение убить Апостола Марка. Нечестивцы напали на него во время Богослужения, и избитого бросили в темницу. Когда на другой день обезумевшая топа повлекла его по улицам города, то святой апостол скончался, предав свою душу в руки Божии.

Совершив своё злодеяние, виновники его кончины попытались сжечь тело праведника, но при этом вдруг померк дневной свет, и под раскаты грома город постигло страшное землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане города похоронили своего учителя в каменной гробнице. Память этого события отмечается церковью 25 апреля. В этот день по традиции читаются строки Евангелия и Акафист Апостолу Марку.

Почитание святого евангелиста Марка

Закончивший свой земной путь в 63 году, за свои заслуги он стал одним из наиболее почитаемых святых в христианском мире. Величание апостолу Марку совершается четыре раза в год. Кроме упомянутой уже даты 25 апреля, это 27 сентября и 30 октября. Также сюда надо отнести и день, когда поминаются все семьдесят апостолов Христа — 4 января. В дни памяти в храмах читается молитва апостолу Марку. В ней верующие просят святого евангелиста умолить Господа ниспослать им прощение всех прегрешений, отягчающих души и обременяющих совесть.

Апостол Марк — покровитель семьи

В православной традиции апостол Марк — покровитель семейного очага. Поэтому принято в случаях каких-либо раздоров и неурядиц в семье молитвенно обращаться к нему, испрашивая его помощи и заступничества. Следует заметить, что подобные просьбы уместны ко всем четырём евангелистам. По молитвам перед их честными образами каждый из них подаст помощь людям, в чьих семьях наступило охлаждение чувств, и чьи брачные отношения на грани разрыва.

Надо заметить, что почитание христианских святых имеет своей отправной точкой именно культ апостолов. Это не случайно. Сам Спаситель молил о них Бога Отца на Тайной Вечере. К их числу относится и апостол Марк. Икона с его изображением (или фреска), наряду с иконами остальных евангелистов, является непременным атрибутом православного храма.

Каждому из четырёх евангелистов соответствует его символическое изображение, взятое из образов Откровения Матфей изображается в виде ангела, Лука — в виде тельца, Иоанн — орла, а Марк — льва. Лев символизирует энергию, силу и неустрашимость в борьбе за идеалы христианства.

Акафист Апостолу Марку, как и все акафисты, включает в себя, кроме икосов, являющих собой хвалебное возношение святого, ещё и кондаки. В них в соответствующей литературно - поэтической форме содержится описание жизни и заслуг того, кому он посвящён. Это, несомненно, добрая традиция, так как даже людям, не расположенным к чтению житий святых, но оказавшимся в день чтения акафиста в церкви, открываются примеры высокого служения Богу. Одним из таких примеров уже на протяжении почти двух тысячелетий является жизнь святого апостола и евангелиста Марка.

один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти

Краткая биография

Марк (ивр. ‏מרקוס‏‎, греч. Μάρκος) - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа , так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

Жизнеописание

Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам - двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51-52).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников - епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» . Было это 25 апреля 68 года (по другой версии - 63 года).

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал ». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) - компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) - всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый лев.

Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.

Похожие статьи

  • Рецепты салатов с помидорами и сыром Как сделать из помидоров и сыра салат

    Ни одно праздничное застолье не обходится без салата. Но найти такое блюдо, которым можно удивить гостей, теперь сложно. Чего только не придумывают хозяйки, чтобы угодить. Порой покупают дорогостоящие и диковинные ингредиенты. Но все...

  • Как приготовить овощи на мангале?

    Запеченные овощи гриль на мангале - достойная альтернатива шашлыку. Пик популярности блюда приходится на летний сезон. Благодаря овощному изобилию, приготовить на огне можно самые разнообразные овощи. Помимо замаринованного шашлыка,...

  • Кавурма: жареная курица с грибами по-турецки Турецкие блюда из курицы

    Все овощи нарезаем соломкой.Баклажаны нарезаем и опускаем в чуть подсоленную воду на 10-15 минут, чтобы из них ушла горечь. Куриное филе нарезаем также длинными кусочками.Лук и морковь обжариваем на сковороде до золотого цвета. Обжарили -...

  • Консервирование плодово-ягодных компотов Плодово ягодный компот

    Компот из яблок и черноплодной рябины. Ингредиенты: 1 кг яблокгорсть черноплодной рябины400 г сахара3 л воды Способ приготовления: Яблоки промыть, разрезать на половинки и удалить сердцевину. Уложить яблоки и черноплодную рябину в...

  • Куриное филе с грибами в сливках

    Курица с грибами в сливочном соусе – нежное и сытное блюдо, да еще и содержит мало калорий. А приготовить его можно самыми разными способами.Курица под сливочным соусом с грибами – прекрасный вариант полезного и сытного обеда или семейного...

  • Мягкие соленые огурцы что из них приготовить

    (5) Салат из соленых огурцов с сыром Морковь, сыр и огурцы нарезать соломкой. Перемешать, посолить и заправить майонезом. Потребуется: огурцы соленые - 3-4 шт., морковь вареная - 2-3 шт., сыр твердый - 250 г, майонез - 3/4 стакана, соль...