В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами. Приложение. Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации. Список использованной литературы

- 49.47 Кб

Госслужащие хотели узнать не только названия и адреса кредитных учреждений, но и номера счетов. Инспекторы предоставили Росрезерву лишь перечень банков, сославшись на то, что остальная информация составляет налоговую тайну. Представители агентства обратились в суд. Суд первой инстанции отказал Росрезерву, считая, что инспекция руководствовалась специальным порядком представления сведений (приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96). Апелляционная инстанция постановила, что инспекция должна была передать агентству полную информацию, иначе Росрезерв не сможет взыскать деньги с должника. А кассационная инстанция, в свою очередь, отменила постановление апелляционной. Ведь налоговую тайну можно разглашать только в установленных федеральными законами случаях. А таких законов, которые предусматривают выдачу налоговой тайны взыскателям, не существует (постановление ФАС Центрального округа от 29 июня 2004 г. по делу № А68-АП-333/12-03). Таким образом , должностные лица, которые хранят налоговую тайну, не вправе разглашать ее, кроме законодательно закрепленных случаев (п. 2 и п. 3 ст. 102 НК РФ). К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей. Если документы, содержащие налоговую тайну, будут утеряны, то за это чиновники будут нести ответственность (ст. 284 УК РФ). Естественно, разглашение налоговой тайны также не останется безнаказанным (ст. 283 УК РФ, 138 и 139 ГК РФ).
Кстати, порядок получения сведений, составляющих налоговую тайну, есть и для компаний. Даже если фирма запросить информацию, например, о своих банковских счетах, то налоговые органы могут ей отказать. Такое возможно, если в ЕГРЮЛ нет записи об «интересующемся» учредителе (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июня 2004 г. по делу № А06-160У/4-21/04). В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Простая мечта не для меня. Я люблю с вою страну.

Журнал «Консультант» статья Налоговые «Секреты могут быть опасны».

Случаи разглашения налоговой тайны.

Случаи разглашения налоговой тайны на основании федеральных законов можно разделить по классификации соответствующих законов, выделены три группы основных федеральных законов :1) федеральные законы, прямо предусматривающие обязанность налоговых органов по разглашению сведений, составляющих налоговую тайну: ФЗ РФ от 11.01.1995г. № 4-ФЗ “О счётной палате РФ”, ФЗ РФ от 21.07.1997г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”, ФЗ РФ от 20.12.2002г.№ 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной думы, Федерального собрания РФ” и др.; 2) федеральные законы, которые содержат общие норма об информационном взаимодействии различных органов государственной власти: ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, ФЗ РФ от 03.04.1995г. “О федеральной службе безопасности” и др.; 3) федеральные законы, предоставляющие органам государственной власти полномочия по конкретизации процедуры разглашения правообязанными лицами налоговой тайны: ст. 10 ТК РФ, ст. 82 НК РФ и др. В настоящее время ФЗ РФ от 02.02.2006г. № 19-ФЗ в ст. 32 НК РФ введён п. 8, согласно которому налоговые органы обязаны предоставлять по запросу государственного или муниципального заказчика, по запросу органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления информацию о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб в срок не позднее десяти дней со дня поступления такого запроса. Данное нововведение существенно расширяет случаи разглашения налоговой тайны, вызвано оно принятием ФЗ РФ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который обязывает государственные органы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности, поэтому государственным органам предоставлено право, делать указанные запросы. Однако сфера российского бизнеса не поддерживает вышеупомянутые поправки в НК РФ, т.к. в законе не говорится, что испрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Следовательно, можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица. Таким образом, как будет действовать указанная норма, покажет правоприменительная практика. Органы налоговой службы представляют сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика в следующих случаях : 1. правоохранительным органам в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, по запросам об исполнении лицами, совершающими налоговые правонарушения и преступления, налогового обязательства, обязанности налогового агента в порядке, установленном настоящим Кодексом, в целях преследования их по закону; 2. суду в ходе рассмотрения дел об определении налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, или ответственности за налоговые правонарушения и преступления; 3. судебному исполнителю в пределах его компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, при исполнении исполнительных документов с санкции суда, а по исполнительным документам, выписанным на основании вступивших в законную силу судебных актов, без санкции суда. Порядок представления таких сведений устанавливается уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом по обеспечению исполнения исполнительных документов; 4. центральному уполномоченному органу по государственному планированию. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 5. уполномоченному государственному органу по финансовому мониторингу. Уполномоченный государственный орган по финансовому мониторингу утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 6. лицу, привлеченному к проведению налоговой проверки в качестве специалиста; 7. налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями; 8. уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды в части сведений, содержащихся в налоговой отчетности по плате за эмиссии в окружающую среду; 9. уполномоченному органу в области государственной статистики. Уполномоченный орган в области государственной статистики утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Перечень сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области государственной статистики. Легко простить, но трудно забыть того кого любил так долго.

1.Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна, 2000. С. 3.

Разглашение налоговой тайны.

Под разглашением налоговой тайны понимается предание сведений огласке (в том числе путем утраты документов), в результате которой они стали известны посторонним лицам, т.е. лицам, не являющимся должностными лицами органов, перечисленных в ст. 102 НК РФ, специалистами или экспертами. Разглашением также должно признаваться несоблюдение режима хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, вследствие чего сведения стали известны третьему лицу. Налоговая тайна не подлежит разглашению специалистами, привлеченными к проведению налоговой проверки, как при исполнении ими своих обязанностей при проведении налоговой проверки, так и после завершения их выполнения. Утрата документов, содержащих налоговую тайну налогоплательщика, также является одним из оснований привлечения к ответственности. Утратой является любое выбытие документов из обладания ответственного органа. Теперь обратим внимание на те нормы которые являются налоговой тайной. 1.разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия сведений которые составляют налоговую тайну; 2. идентификационный номере налогоплательщика; 3. нарушение законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4. представляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этим органам). Как пишет Фатьянов А.А раньше в этот перечень входил пункт и был обоснованно исключен, касался он сведений об уставном капитале налога плательщика. Причинна исключения данной нормы является то, что уставные документы, в которых они находят отражение, являются общедоступным информационным ресурсом, связанным с налоговой тайной. Таким образом, согласно статье 183 УК РФ, к разглашению налоговой тайны относятся : 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Мне больно видеть, как жару.

1.А.А. Фатьянов статья « Налоговая тайна как одно из правовых средств защиты экономических прав субъектов предпринимательской деятельности»

Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы много разнообразной информации, в том числе и в электронном виде. При этом плательщики рассчитывают, что эти сведения останутся конфиденциальными и не будут сообщены посторонним лицам. Секретность информации гарантируют меры ответственности, предусмотренные за нарушения в этой сфере. К налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (п. 1 ст. 102 НК РФ). Не считается тайной информация, разглашенная налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Также не охраняются сведения об идентификационном номере налогоплательщика и о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 1-3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Налогоплательщики имеют право требовать соблюдения налоговой тайны (подп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). В свою очередь налоговые органы обязаны эту тайну хранить (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Не будет считаться разглашением предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация. А также по соглашениям о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). В отличие от этого будет являться разглашением налоговой тайны использование или передача должностным лицом налогового органа другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика (п. 1 ст. 102 НК РФ). Ответственность в этом случае наступит, если эти сведения стали известны сотруднику налогового органа при исполнении им своих обязанностей. Также отвечать налоговики будут за утрату документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений (п. 4 ст. 102 НК РФ). За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административным штрафом в размере от 4000 до 5000 рублей наказывается сообщение подобной информации лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Более суровые меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом для лиц, незаконно разгласивших или использовавших сведения, составляющие налоговую тайну, без согласия их владельца. Такая информация должна быть доверена этим лицам или стать известной по службе или работе. За подобные нарушения сотруднику налогового органа грозит штраф в размере от 10000 до 20000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если же такие действия причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, штраф составит от 20000 до 50000 рублей . Также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 183 УК РФ). Ну а если разглашение налоговой тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налогового органа грозит лишение свободы на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ). В части 3 статьи 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание, разглашение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. На практике под ущербом в данном случае понимаются большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т. д. Крупный ущерб определен в примечании к статье 169 УК РФ и должен превышать 250 тыс. руб.

Приведём пример : В конце феврале 2007 года из ООО «С», где был установлен режим налоговой тайны, уволились два менеджера по продажам А. и Б .. После их увольнения обнаружилось, что из офиса компании пропала клиентская база (на бумажных носителях), то есть информация, составляющая налоговую тайну предприятия. Руководство ООО «С» обратилось в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье 183 УК РФ. По результатам предварительного следствия было установлено, что в январе 2007 года А. и Б. учредили собственную компанию – ООО «В» с аналогичной сферой деятельности. Продолжая работать в ООО «С», они значительно завышали цены на продукцию для контрагентов данной компании и взамен счетов ООО «С» предлагали товар по более низким ценам от ООО «В». При заключении договоров с контрагентами в интересах ООО «В» использовались сведения, относящиеся к учетной политике организации (клиентская база, цены на товар, планы поставок товара, условия заключаемых договоров, информация о ценообразовании и предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен). Указанные сведения составляли коммерческую тайну ООО «С» и использовались в деятельности ООО «В» в ущерб интересам ее обладателя, что отрицательно влияло на нормальную работу компании, подрывало ее конкурентоспособность на рынке и причинило крупный ущерб на сумму свыше 250 тыс. руб. (расчет которого был представлен на основании документов бухучета). В ходе обыска, проведенного сотрудниками Железнодорожного РУВД г. Екатеринбурга в помещении ООО «В», в ноутбуках А. и Б. была обнаружена программа 1С с регистрами бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности, принадлежащих ООО «С». Также были найдены и изъяты бумажные документы с клиентской базой и иными вещественными доказательствами. Органами предварительного следствия действия А. и Б. были квалифицированы по части 1 и части 3 статьи 183 УК РФ – как собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов и разглашение, и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб и совершенные из корыстной заинтересованности. Часть статьи 183 УК РФ определяет другой квалифицирующий признак незаконного разглашения и использования сведений, составляющих налоговую тайну, – наступление тяжких последствий. Тяжкие последствия применительно к данному преступлению в научных кругах понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и т. п. – если такие последствия находятся в причинной связи с незаконным разглашением или использованием указанных сведений. По мнению автора, в чистом виде данный состав преступления практически невозможен. Его можно встретить только в совокупности с другими преступлениями, например со статьей 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» . При выявлении факта незаконного разглашения или использования коммерческих секретов или в случае наличия оснований полагать, что таковые оказались в руках конкурента, не следует ограничиваться проведением служебного расследования. Пока доказательства еще возможно собрать, стоит обратиться за содействием к правоохранительным органам. Если «секретные» сведения похищены. Необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы – РУВД или прокуратуру по месту фактического нахождения организации. В заявлении на имя начальника РУВД или прокурора нужно подробно изложить все обстоятельства исчезновения носителей с информацией, составляющей коммерческую тайну. К заявлению следует приложить объяснения очевидцев (например, сотрудников компании, которые видели, как бывший работник после увольнения выносил документы с «секретной» информацией). Этих лиц следователь сможет в дальнейшем допросить в качестве свидетелей. Кроме того, к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие, что в организации действует режим коммерческой тайны, а также другие документы (копии приказа директора, положения о налоговой тайне, обязательств о неразглашении налоговой тайны со стороны нарушителя, копию его трудового договора и т. д.). Если есть подозрения, что коммерческий секрет использует конкурент. В данном случае также необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы – РУВД или прокуратуру по месту фактического нахождения организации. В заявлении следует сообщить о наличии у обладателя подозрений о незаконном использовании коммерческого секрета и просить о проведении документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности предполагаемого злоумышленника. Данное мероприятие предусмотрено пунктом 25 статьи 11 Закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». Если в отношении руководителя организации-нарушителя будет возбуждено уголовное дело, имеет смысл ходатайствовать о проведении обыска в ее помещениях. В этом случае велика вероятность, что сотрудники правоохранительных органов найдут при обыске документы со сведениями, составляющими налоговую тайну пострадавшей компании. Соответственно, будет больше шансов привлечь злоумышленников к уголовной ответственности. Завершая рассмотрение проблем привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия с «секретной» информацией, следует отметить, что в настоящее время уголовный закон в достаточной степени позволяет защитить интересы предпринимателя в сфере охраны налоговой тайны. Главная задача связана не с совершенствованием законодательства в этой области, а с распространением судебной практики по В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. УК РФ.

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации налоги и финансы на первом месте. Поскольку определённые операции, связанные с налогами и финансами, обеспечивают государству стабильное существование и обеспечение потребностей государства. Цель работы анализ налоговой тайны в сфере финансового права. Изучение подводных камней и выделение саамы важных составляющих в данной отросли права. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:1) определение понятия налоговой тайны; 2) Случаи разглашения налоговой тайны; 3)принцип налоговой публичности; 3) ответственность за разглашение налоговой тайны. При написании работы применяются методы исследования, помощниками в написание работы являются труды отечественных авторов. Объект исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с налогами. Предмет исследования теоретической и практической нормы права регулирующую деятельность государства. Курсовая работа состоит из: 1) общая характеристика налоговой тайны. 2)лица имеющие доступ к налоговой тайне.

Содержание

Введение
1.1Определение налоговой тайны……………………………………………….4
1.2Содержание налоговой тайны…………………………………………..…5-8
2.1Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну…………..9-10
2.2Случаи разглашения налоговой тайны………………………………....10-12
2.3 Разглашение налоговой тайны………………………………………….13-14
2.4 Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну……………………………………………….15-18
Заключение

2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей 167, 169, 170, 171, 176 и 177 УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.

КонсультантПлюс: примечание.

УПК РСФСР в части производства выемки утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2001 N 177-ФЗ.

По вопросу, касающемуся производства выемки, см. процессуальных издержек установлен УПК Российской Федерации.

Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу - исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае - приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли - расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)

О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.

Для особой информации - особый режим…

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности - например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.

Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы - для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.

Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках - институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.

Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.

Нюансы внедрения режима коммерческой тайны

На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!

Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.

Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений - обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы - в сейфе, жесткие диски ЭВМ - в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости - привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).

В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

В целях совершенствования порядка предоставления налоговыми органами Российской Федерации конфиденциальной информации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации (далее - Порядок).

2. Руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МНС России, руководителям территориальных органов МНС России при предоставлении конфиденциальной информации руководствоваться требованиями Порядка.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


Министр Г.И.БУКАЕВ


Приложение к Приказу МНС России от 03.10.2000 N БГ-3-24/346

ПОРЯДОК

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общие положения


1.1. Настоящий документ определяет порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации.

1.2. Правовую основу предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134), Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609), Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1307) и иные нормативные правовые акты.

1.3. В ходе выполнения возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, проведению разъяснительной работы с налогоплательщиками налоговые органы осуществляют сбор (прием), обработку, накопление, хранение, распространение, передачу (представление) информации как о налогоплательщиках, так и о деятельности налоговых органов.

1.4. В процессе осуществления указанной деятельности налоговые органы формируют информационные ресурсы, которые сосредотачиваются в них в виде отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других информационных системах).

1.5. В соответствии с законодательством Российской Федерации собственниками информационных ресурсов о налогоплательщиках являются они сами, а налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках. Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России.

1.6. Ответственность за организацию защиты конфиденциальной информации и соблюдение порядка ее предоставления возлагается на руководителей структурных подразделений центрального аппарата и руководителей территориальных органов МНС России.

1.7. Предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или соглашениями об обмене информацией.

Запросы не подлежат исполнению в следующих случаях:

если предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством Российской Федерации, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций;

если налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно - аналитическими сведениями.

1.8. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления сторонним организациям имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию.


2. Предоставление конфиденциальной информации правоохранительным и судебным органам, судебным приставам - исполнителям и взыскателям


2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей 167, 169, 170, 171, 176 и 177 УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.


Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу - исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.


3. Предоставление конфиденциальной информации государственным внебюджетным фондам, другим государственным организациям и официальным лицам


3.1. Государственным внебюджетным фондам информация предоставляется в порядке, определяемом соглашениями об обмене информацией между МНС России и государственными внебюджетными фондами.

3.2. Счетной палате Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 167) предоставляется информация о результатах проводимых ревизий и проверок, а также иная информация, необходимая для обеспечения ее деятельности.

3.3. По парламентскому запросу должностное лицо налогового органа, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой срок.

3.4. По запросу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо налогового органа, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.


4. Предоставление конфиденциальной информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков


Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266.

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1-13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.
  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну .
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну , понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Налоговая тайна — часть информации, носящей конфиденциальный характер. Организация заинтересована в сокрытии информации о своих клиентах и поставщиках, о способах и методах осуществления своей предпринимательской деятельности и пр. Данная информация защищена понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регулируется одноименным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Ст. 5 данного закона устанавливает перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной. Налоговые декларации не упомянуты в этом перечне. Следовательно, налоговые декларации могут являться коммерческой тайной, что организация может закрепить в своем нормативном документе — Положении о коммерческой тайне.

Узнать, утечку какой информации можно защитить положением о коммерческой тайне, скачать его образец можно в статье .

Итоги

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».

Похожие статьи

  • Семинар «Освободи пространство для чуда

    Сегодня я предлагаю вам познакомиться с отличным способом исцеления болезненных жизненных ситуаций через метод Радикального прощения , автором которого является англо-американский гипнотерапевт Колин Типпинг . Сначала я расскажу об авторе,...

  • Курсы обучения английскому языку в Школе Николая Ягодкина Advance (Адванс)

    Изучение иностранного языка является всегда перспективным и актуальным делом. Однако, когда дело доходит до самого процесса обучения, далеко не все могут его осилить. Немногим нравится тратить драгоценное время на бесконечную зубрежку, к...

  • Методики дивидендных выплат Использовании какой методики дивидендных выплат

    Методика постоянного процентного распределения прибыли. Эта методика предполагает стабильность соотношения между капитализируемой и распределяемой прибылью. При этом размер выплачиваемых дивидендов будет нестабилен, его колебания...

  • Сколько грамм манки в чайной ложке

    Очень часто во многих кулинарных рецептах указывается точное количество ингредиента, необходимого для приготовления блюда. Но ведь не у каждой хозяйки на кухне имеются специальные кухонные весы. Если подобная техника отсутствует в вашем...

  • Салат оливье с языком Способ приготовления по шагам

    Если провести опрос среди россиян по поводу того, какой салат считается у нас в стране самым популярным, то явным лидером наверняка будет «Оливье». Его готовят на всевозможные праздники, мероприятия и торжества, а представить празднование...

  • Еда в Турции: закуски, хлеб и блюда из теста

    Сыр – важный продукт не только в турецкой кухне, но и во всех кухнях мира. По мнению некоторых историков, первый сыр приготовили в Месопотамии, на территории современной Анатолии в Турции. Тип сыра определяется на стадии производства. На...