Чем отличается болт от винта и шурупа и для чего они предназначены. Болт для чего нужен. Снова о качестве крепежа или секреты дешевой шпильки Чем шпильки отличаются от болтов

Винты, шурупы, саморезы, болты и гайки - все это объединено под одним названием «строительный крепеж» или, по-другому, «метизы». Основная их задача - скреплять различные части промышленных и бытовых конструкций. В зависимости от специфики производства и назначения, все крепежные изделия имеют свои особенности.

Самой распространенной деталью среди всех соединительных элементов, имеющих резьбу, является винт. С него и стоит начать отличительную характеристику всех резьбовых метизов, чтобы понять, чем отличается винт от болта и шурупа.

Как выглядит винт и чем отличается от болта

В принципе, винт - это маленький болтик, но, как правило, головка у него не многогранная, как у болта, а имеет шлиц (резцовое отверстие) под отвертку. Поскольку и болты бывают с резьбой на головке, особенно если они маленьких размеров, есть и ещё одно различие, по которому можно понять, чем отличается болт от винта. В то время как главным фиксатором болта является гайка, его собрат - винтик - фиксируется внутри детали по специально предусмотренной на скрепляемой детали резьбе без дополнительных крепежных элементов. Если на конце крепежного элемента нет гайки, значит, перед нами винт.

Благодаря перечисленному, винт может быть использован в тех местах, где доступ с обратной стороны закрыт. Например, крышки и заглушки в различных конструкциях, механизмах, бытовых и промышленных изделиях.

Винты изготавливают из самых разнообразных металлов: в основном из стали, но для электрооборудования их штампуют из бронзы, меди, латуни, когда к ним предъявляется требование не просто скреплять детали, но и хорошо проводить ток.

Как выглядит головка у винта

У винтов головки бывают разнообразных форм:

  • цилиндрические;
  • полусферические;
  • в виде усеченного конуса.

И даже не всегда можно понять, чем отличается болт от винта, потому, что головка у последнего может быть и многогранной, что преимущественно бывает у винтов больших размеров, применяемых в машиностроении.

Сечения на головках (шлицы) бывают полными, для плоских отверток, и неполными, для крестовых. Но сейчас часто изготавливают универсальные головки с полным сечением, дополненные крестовиной.

Что такое саморез и чем отличается от винта

Саморез - это разновидность винта, но с заостренным концом и более острой резьбой. Его основная задача - проделать резьбу внутри скрепляемой детали. Самым распространенным изделием такого плана у строителей является черный саморез.

Изготавливают саморезы для скрепления изделий из различных материалов, но в основном их делят на два вида:

  • для работы по дереву;
  • для работы по металлу.

Главное отличие - частота резьбы.

Чем отличается шуруп от самореза

Заостренный наконечник самореза закаливают в процессе изготовления, чтобы придать ему большую прочность, по сравнению с шурупом. В этом их главное различие, поскольку при стягивании деталей шурупами предусматривают насверленное отверстие, а при использовании самореза отверстие пробивает сам крепеж.

Но сам по себе шуруп - это разновидность винта. А разница между ними - в более широком шаге резьбы и заостренном кончике. Часто шуруп используется с дюбелями, для соединения с твердыми, но крошащимися материалами, такими как бетон, кирпич, газосиликат.

Как выглядит болт и чем отличается от винта

Как упоминалось выше, чтобы четко разграничивать, чем отличается болт от винта, определение каждого из них должно производиться по методу крепления. Так, в качестве фиксирующего элемента у болта используется гайка, а винт непосредственно закручивается вглубь скрепляемых деталей и имеет встречную резьбу во второй из них. Гайки должны иметь такой же размер резьбового отверстия, что и болты, иначе они не подойдут.

Всегда можно уточнить, какая конструкция бывает у болтов с шестигранной головкой, и определить, чем отличается винт от болта, по ГОСТу 7805-70. Именно этот документ регулирует производство названных деталей и их качественные и количественные характеристики.

Чаще всего изготавливаются универсальные болты с полной резьбой, но бывают и варианты с неполной - для скрепления плоских деталей большой толщины. По принципу крепления также можно понять, чем отличается болт от винта. Ведь при использовании болта, всегда его второй конец выходит из скрепляемой детали и фиксируется гайкой, тогда как у винта он прячется внутри детали. При рассмотрении конструктивных особенностей уже упоминалось, чем отличается болт от винта, и именно по этому различию болты предназначены для соединения двух плоских деталей, а винты - для плоской детали с изделиями любой толщины.

Болты к тому же при скреплении с гайкой под воздействием вибраций или при соединении деревянных деталей имеют свойство саморазвинчиваться. Чтобы предотвратить это, надевают на болт контргайку (вторую вслед за первой) или используют самоконтрящиеся гайки.

Чтобы не повредить болтом мягкий материал, такой как дерево или пластмасса, и чтобы крепеж под воздействием нагрузок не продавил мягкий материал, под головку болта кладут шайбу. Для более надежных соединений используют две шайбы, помещая вторую под гайку.

Шпилька как разновидность болта

Шпилька - это стержень, на который нанесена резьба либо по всей длине, либо на её концах. Фиксируется она так же, как и болт, гайками. Шляпка - единственное, чем болт отличается от шпильки. От винта же их отличает именно способ фиксации непосредственно между конструкциями.

Используют шпильки в основном для крепления подвесных воздуховодов, потолков и других конструкций. Средняя длина этой детали - 5 см, но в промышленности можно встретить такой крепеж и длиной до 2 метров.

Большинство серийных уличных автомобилей выезжают с завода с колесными дисками, оборудованными либо болтами, либо торчащими из ступицы мощными металлическими штырями - колесными шпильками, на которые уже и одевают колесный диск. Читатели, конечно же, вспомнят третий тип установки колес, правда, он применяется на автомобилях очень редко. Речь идет об установке колес с центральным замком. Но их обычно используют в гоночных дисциплинах для высокопроизводительных гоночных и дорожных спортивных автомобилей.

Так в чем же именно разница? Эксперт из Team O"Neil Rally School Нокс Уайт наскоро объяснил, что к чему и почему, показав преимущества и недостатки применения болтов или шпилек в тех случаях, если вы используете свой автомобиль в спортивных целях или просто для ежедневной езды за рулем.

Стандарт такой: Колеса с болтами


Колесные болты стандартны на многих построенных в Германии автомобилях. Как известно, такие болты выполнены не по совсем обычной схеме. Да, у них присутствует нарезанная резьба стандартного шага, однако шляпка болта получила совершенно нестандартную форму, которая позволяет этим элементам плотнее прилегать к колесному диску при установке крепежа на место и минимально выпирать над поверхностью колеса. Болт продевается через колесный диск, тормозной ротор, заходя прямо в ступицу, фиксируя все элементы вместе.

Трудности с использованием болтов обычно возникают у новичков при смене колес. Небольшими болтами труднее попасть в гнездо с резьбой, держа колесо на весу, при этом необходимо держать тяжелое колесо так, чтобы гнезда на колесном диске совпали с гнездами в ступице.

Вторая проблема, как отмечается в видео, также связана с несовпадением отверстий. Например, прокрутился на ступице в то время, когда был демонтирован, центровать элементы нечему, поэтому произойти такое в теории может. Пример показан на 40-й секунде видеоролика. Это означает, что вам нужно выставить тормозной ротор по отношению к ступице (вместе с колесным) диском, когда вы все собираете воедино. Неудобно.

Также болты от каждой марки и в некоторых случаях модели автомобиля могут подходить исключительно для этой марки или модели. На другие автомобили вы их просто не поставите из-за особой формы задней части шляпки болта.

При перетягивании, если в ступице срывается резьба, это может вылиться в большой ремонт с затратами средств и времени.

Однако есть и неоспоримые плюсы болтовой системы крепления колес. Во-первых, болты невозможно сломать, погнуть. Во-вторых, можно легко купить новые в автомагазине в случае утери, повреждения крепежного элемента. В-третьих, можно устанавливать .

Шпильки на колесах вместо болтов


Колесные шпильки, как известно, отличаются методом монтажа. По сути, это длинная часть болта, закрепляющаяся на ступице, выпирающая над центральной частью тормозного диска, который просто насаживается на выступающие элементы.

Большинство серийных уличных автомобилей выезжают с завода с колесными дисками, оборудованными либо болтами, либо торчащими из ступицы мощными металлическими штырями – колесными шпильками, на которые уже и одевают колесный диск. Читатели, конечно же, вспомнят третий тип установки колес, правда, он применяется на автомобилях очень редко. Речь идет об установке колес с центральным замком. Но их обычно используют в гоночных дисциплинах для высокопроизводительных гоночных и дорожных спортивных автомобилей.

Смотрите также: Как установить запасное колесо

Так в чем же именно разница? Эксперт из Team O"Neil Rally School Нокс Уайт наскоро объяснил, что к чему и почему, показав преимущества и недостатки применения болтов или шпилек в тех случаях, если вы используете свой автомобиль в спортивных целях или просто для ежедневной езды за рулем.

Стандарт такой: Колеса с болтами


Колесные болты стандартны на многих построенных в Германии автомобилях. Как известно, такие болты выполнены не по совсем обычной схеме. Да, у них присутствует нарезанная резьба стандартного шага, однако шляпка болта получила совершенно нестандартную форму, которая позволяет этим элементам плотнее прилегать к колесному диску при установке крепежа на место и минимально выпирать над поверхностью колеса. Болт продевается через колесный диск, тормозной ротор, заходя прямо в ступицу, фиксируя все элементы вместе.

Трудности с использованием болтов обычно возникают у новичков при смене колес. Небольшими болтами труднее попасть в гнездо с резьбой, держа колесо на весу, при этом необходимо держать тяжелое колесо так, чтобы гнезда на колесном диске совпали с гнездами в ступице.

Вторая проблема, как отмечается в видео, также связана с несовпадением отверстий. Например, тормозной диск прокрутился на ступице в то время, когда колесный диск был демонтирован, центровать элементы нечему, поэтому произойти такое в теории может. Пример показан на 40-й секунде видеоролика. Это означает, что вам нужно выставить тормозной ротор по отношению к ступице (вместе с колесным) диском, когда вы все собираете воедино. Неудобно.

Также болты от каждой марки и в некоторых случаях модели автомобиля могут подходить исключительно для этой марки или модели. На другие автомобили вы их просто не поставите из-за особой формы задней части шляпки болта.

При перетягивании, если в ступице срывается резьба, это может вылиться в большой ремонт с затратами средств и времени.

Однако есть и неоспоримые плюсы болтовой системы крепления колес. Во-первых, болты невозможно сломать, погнуть. Во-вторых, можно легко купить новые в автомагазине в случае утери, повреждения крепежного элемента. В-третьих, можно устанавливать болты-секретки .

Шпильки на колесах вместо болтов


Колесные шпильки, как известно, отличаются методом монтажа. По сути, это длинная часть болта, закрепляющаяся на ступице, выпирающая над центральной частью тормозного диска, который просто насаживается на выступающие элементы.

Крепежные изделия – вещи хитрые. Вроде как все одинаковые, но только на первый взгляд. При повторном рассмотрении видны различия, а третий осмотр опять может всё привести к одному знаменателю. Как же все-таки разобраться, чем винт отличается от болта, и когда перед нами первый, а когда второй предмет?

Болт, шпилька, винт

Для уточнения стоит обратиться к официальному документу, коим является ГОСТ 27017‑86 «Крепежные изделия. Термины и определения». В нем собраны все основные характеристики по каждому конкретному метизу.

Согласно этому «словарику» и винт и болт – это крепежные изделия, имеющие стержень с наружной резьбой. Это, в принципе, ничего нам не говорит, потому как почти все основные метизы обязаны состоять из стержня. Однако в тексте ГОСТа есть то, что и расшифровывает, собственно, чем винт отличается от болта . Таких характеристик две.

Болт имеет головку , в то время как его сородич – обладатель некоего «конструктивного элемента для передачи крутящего момента», и это далеко не всегда такая же шестигранная или полукруглая головка. «Элементом» может быть и просто шлиц, нанесенный на один из концов тела винта.

Еще одно отличие – это способ соединения. Болтовой (его так и называют) отличается обязательным наличием дополнительного крепления – гайки, в то время как винтовое крепление требует только наличия резьбы, ею и обходится.

Не будем останавливаться и сравним другие крепежные изделия, ведь, болт, шпилька, винт , а еще шуруп и саморез часто мимикрируют друг под друга.

Шпилька – крепежное изделие, очень похожее на винт и болт , отличия правда, только в одной части, а именно в стержне с резьбой. Вообще-то, именно это – цилиндрическое тело с нарезкой на обоих концах или по всей длине – и представляет из себя шпилька. Она используется, когда появляется необходимость скрепить две поверхности, порой с оставлением промежутка между ними.

Шуруп – отличительной чертой этого крепежа считается особенность наконечника. Он, как правило, имеет конусообразный вид, что позволяет данному метизу самому создавать резьбу внутри поверхности, в которую его вкручивают. Впрочем, шурупы настолько интеллигентны, что требуют для себя предварительной обработки в виде отверстия, ибо чаще всего их используют в соединениях довольно мягких материалов – пластмассы или дерева.

Более брутальный старший брат шурупа – саморез или самонарезающий шуруп. И вот тут-то с терминами происходит загвоздка. Болт, шпилька, винт – тут различия вроде бы относительно понятны. Что касается шурупа и самореза, ГОСТ 27017-86 не считает их ни равноправными типами крепежных изделий, ни даже подвидами. Официальная версия такова: шуруп – метиз в виде стержня со специальной нарезкой и коническим окончанием, которое формирует резьбу в отверстии рабочей поверхности.

Болт и винт отличия

А вот то, что мы привыкли называть саморезом – это не шуруп, хотя по конструкции практически ему идентичен, а самонарезающий винт, отличием которого является наконечник в виде конуса и умение самостоятельно формировать резьбу просто сразу в детали. Ну а если саморез оканчивается сверлом, правильное официальное название такого крепежа будет самосверлящий самонарезающий винт. Довольно сложное имя, особенно для идентификации крепежных изделий в магазинах.

Чтобы не запутывать потенциальных покупателей, сами производители часто уходят от официальных, стандартизированных названий. Размеры и качественные характеристики крепежных изделий соответствуют ГОСТ, а вот наименования упрощаются. Винт и болт отличия означают сами себя, если первый небольших размеров, а второй поставляется сразу с гайкой. Шурупом называют изделия с коническим незаостренным наконечником, а вот под саморезами чаще всего подразумевают крепежи со сверлом. Тут уж точно сложно ошибиться.

Каждый человек, который когда-либо занимался крепежом различных материалов, наслышан о таких крепёжных изделиях, как болт и шпилька. При этом практически никто из этих людей не задумывался о различиях между данными изделиями.

Болт и его характеристики

Болт – это изделие для крепежа, представлен в виде стержня, который имеет шестигранную головку (бывают и другие виды головок) и наружную резьбу. С помощью гайки или резьбового отверстия образовывает соединения.

Ещё до появления резьбовых соединений болтами называли изделия в форме цилиндра, примером считается арбалетный болт.

В зависимости от того, что именно необходимо скрепить болты разделяют на несколько видов:

  • Откидные.
  • Анкерные.
  • Рым-болты.
  • Болты, которые имеют головку с шестью гранями.
  • Болты, которые имеют головку в форме полукруга.
  • Болты, которые имеют потайную головку.

Основной материал для создания болтов – это нелегированная и легированная сталь .

Для того чтобы закрепить соединяемые детали болт вставляется в сквозное отверстие уже проделанное в этих деталях, после этого на резьбу болта нужно ввинтить гайку и стянуть детали с её помощью. Для предотвращения деформирования деталей или откручивания гайки под неё и под головку болта укладывают разнообразные шайбы.

На сегодняшний день выделяют 11 типов прочности болта . Самые прочные в нашей стране – это 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9 (5 классов). Они используются в основном для скрепления деталей сельскохозяйственной и строительной техники и в мостостроении.

Изготовление болтов основано на использовании методов горячей и холодной высадки, а также накатки резьбы на специальном оборудовании. Затем производиться термообработка и нанесение покрытия.

Шпилька и её характеристики

Шпилька – это специальное изделие для скрепления деталей, внешне представлено в виде стержня , который имеет наружную резьбу. Соединение образовывается благодаря использованию гайки или резьбового отверстия.

Все конструкции и размеры выпускаемых шпилек стандартизованные.

Номинальный диаметр у шпильки может составлять от 2 до 52 миллиметров с разнообразным сочетанием мелких и крупных шагов до двух метров.

Учитывая вышеуказанные моменты шпильки, бывают следующих видов:

  1. Имеет одинаковую резьбу с обеих сторон.
  2. С двух сторон разная резьба. На одном конце шпильки резьба создана для изделий из дерева, а на другом конце – для металлических изделий. Этот вид шпилек используют в тех случаях, когда нужно в конструкции объединить элементы из различных материалов.
  3. Присутствует шляпка. Подобные шпильки отлично заменяют шайбы и болты.

Кроме того, существуют анкер шпильки. Их используют в тех видах робот, когда необходима качественная фиксация. К примеру, установка перил, подвесных потолков.

Анкер шпилька состоит из нескольких отдельных деталей:

  • Анкерная гильза.
  • Шпилька с коническим концом.
  • Гайка, которая имеет шесть граней.
  • Плоская шайба.

Шпильки создаются из таких материалов, как нелегированная и легированная сталь, как правило, автоматная. Как и в случае с болтами имеется 11 типов прочности.

Для создания шпильки требуется специальный станок-автомат.

Что общего между болтом и шпилькой?

Болт и шпилька обладают следующими общими чертами:

  1. Они являются изделиями для скрепления материалов.
  2. Оба крепёжных материала представлены в виде стержня.
  3. Для изготовления болтов и шпилек используют нелегированную и легированную сталь.
  4. Согласно ГОСТУ, как болты, так и шпильки имеют 11 типов прочности. В обоих случаях самыми прочными считаются классы 6.8, 8.8, 9.8, 10.9, 12.9 – всего 5 классов.
  5. Для того чтобы скрепить изделие болтом или шпилькой необходимо иметь гайку или резьбовое отверстие.

Разумеется, что учитывая тот факт, что болт и шпилька, абсолютно разные крепёжные изделия отличительные особенности у них более фундаментальные.

Основные различия между болтом и шпилькой

Основные различия между данными крепёжными изделиями заключаются в следующем:

  1. Болт по своему внешнему виду – это стержень с шестигранной головкой. Шпилька по своему внешнему виду – это стержень с наружной резьбой.
  2. Болт способен соединить две детали при наличии сквозного отверстия. А шпилька соединяет две детали без наличия сквозного отверстия. Её просто вкручивают в деталь на необходимую длину.
  3. Создание болта осуществляется с использованием нескольких станков, в том числе используются и методы холодной и горячей высадки. Для создания шпильки необходим специальный станок-автомат.

В результате полученной информации можно сделать вывод, что шпилька и болт, абсолютно разные крепёжные изделия и использовать их необходимо в разных целях. К примеру, заменить болт шпилькой и наоборот совершенно невозможно. А если даже человеку удастся это сделать, то надеяться на то, что скреплённый элемент прослужит длительное время не стоит. Сэкономить не получится, поскольку некачественный крепёж придётся переделывать.

Похожие статьи