Сочинение на тему: крестьянские дети в рассказе И. Крестьянские дети в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг
План
Введение
В центре «Записок охотника» - судьба русского крестьянства.
Основная часть
Главные герои «Бежина луга» - крестьянские мальчишки.
Наблюдая за ребятами, рассказчик даёт общее представление о крестьянской жизни:
- портрет ребят;
- рассказы ребят.
Заключение
Жизнь ребят наполнена душевной красотой.
В середине 19 века И.С. Тургенев создает свой знаменитый сборник охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника - судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.
Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа - крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика - охотника, случайно заблудившегося во время охоты в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.
Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.
Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.
Казахстан, г. Уральск.
Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”
Цели урока :
образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;
воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;
развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.
Задачи :
1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;
5) пробудить любовь окружающему миру.
Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.
Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока : комбинированный
Ход урока.
Орг. момент.
Работа над эпиграфом урока:
Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.
И.С.Тургенев
Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?
Знакомство с биографией писателя.
Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Чтение учащимся стихотворения
Слайд 1.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля...
Работа в группах
- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?
Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
Сколько ребят вышли в ночное?
Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)
Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?
Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?
В словаре Ожегова дано такое определение….
Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.
Персонаж | Семья, положение | Внешний вид | Почему попал в ночное | Характер героя, в чем он проявился | Речь героя | История, рассказанная героем | Впечатление |
Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.
Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.
7.Беседа
Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.
Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)
О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)
Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?
7. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.
8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте
Скажите, что общего у всех детей?
Дети интересны охотнику?
(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).
9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.
Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.
Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.
10. Итоги урока.
В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
- Каким вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?
11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)
12. Домашнее задание
Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
21. Тема: И. С. ТУРГЕНЕВ. ДУХОВНЫЙ МИР КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ В ОЧЕРКЕ «БЕЖИН ЛУГ»
Цели урока:
· образовательные: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);
· развивающие: развивать навыки анализа текста, развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;
· воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.
Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) произведения.
Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность);
Оборудование: портрет, иллюстрации.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Слово учителя
Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Мы заглянем в мир детства рассказа «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.
Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
3. Беседа (по реализации домашнего задания)
К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.
Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?
[План (заполняется по ходу урока):
1) Портретная характеристика. Внешний вид.
2) Поведение
4. Работа с иллюстрациями
Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.
На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).
Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). [Запись первого пункта плана к раскрытию образа].
Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).
Почему на глаза обращает внимание писатель?
Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он. («Тупая, болезненная заботливость…»)
Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике).
Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно . Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь? Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.
Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать). Почему печальный взор?
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.
И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.
Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Дети интересны охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).
А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?
Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?
Какие истории вам запомнились?
А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?
Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали?
5. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»
Что случилось? | Кто рассказал | С кем случилось? | |
1. Рассказ о домовом | С ним и его товарищами на рольне | ||
2. Рассказ о русалке | Со слободским плотником Гаврилой | ||
3. Рассказ про оборотня (барашек) | С псарем Ермилой | «Намеднись» на Варнавицах |
|
4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче | С дедушкой Трофимовичем | ||
5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу | С бабкой Ульяной | В прошлом году в родительскую субботу |
|
6. Рассказ о небесном предвиденье | С крестьянами деревни Шаламово | ||
7. Рассказ о Тришке (антихристе) | Не быличка! | ||
8. Рассказ о Тришке | С бочаром Василой и крестьянами Шаламова | ||
С ним самим | Вчера вечером |
||
10. Рассказ о мужике и лешем | С мужиком из его деревни | «На днях» |
|
11. Рассказ о водяном | С дурочкой Акулиной | ||
12. Рассказ о мальчике Васе | С мальчиком из его деревни | ||
С ним самим | Только что |
Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Кто является главным знатоком поверий? (Илюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т. е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).
Какой пункт в характеристику героев мы не внесли? (Речь героев).
Тургенев очень точно, детально передаёт речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы , просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев.
Кто из героев у вас вызвал симпатию и почему?
Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?
Как сложилась судьба Павлуши? (убился, упав с лошади)
6. Работа над сравнительной характеристикой.
1. | 1. Описание внешности, одежды, манеры держаться |
2. О «предвидении» (затмении) в Шаламове, о бочаре Вавиле и крестьянах Шаламова, о голосе Васи из речки | 2. Какие истории он рассказывает? О домовом, про оборотня, про покойного барина, о гаданье в родительскую субботу," об антихристе (Тришке), о лешем и мужике, о водяном |
3. Откуда узнал Павлуша то, о чем он рассказал? Он рассказывал лишь о том, что видел или слышал сам | 3. Откуда знал Илюша то, о чем он рассказывал у костра? Только одна история произошла с ним самим. Обо всем остальном он слышал и запоминал рассказы самых разных людей. Можно даже припомнить этих людей: псарь Ермила, дедушка Трофимыч, бабка Ульяна... Конечно, они едва ли рассказывали все эти истории двенадцатилетнему мальчику. Он просто с необычайной жадностью ловил любые подобные рассказы и разговора взрослых |
4. Рассказ о прошедшем и, как уже выяснилось, напрасном страхе вызывает добродушную усмешку. Голос Васи заставляет задуматься и пугает. Он пытается во всем разобраться сам и думает напряженно, всегда приходя к конкретным решениям | 4. Как относится он к своим рассказам? С верой, страхом и убежденностью в том, что все так и было. Он запоминает и верит! |
5. Как относится он к чужим рассказам (Илюши, Кости)? Пытается понять, разобраться в причинах и, в конечном счете, возмущается этой «нечистью», («И зачем эта погань в свете развелась?») | 5. Как относится он к чужим рассказам? Постоянно хочет уточнить, исправить чужой рассказ, показать, как много он знает (и кто такой Тришка, и какой бывает леший). Это ревнивый хранитель традиций |
6. Как он относится к непонятным, странным происшествиям, которые пугают других мальчиков, к тому, что происходит у костра? Многое, что пугает мальчиков (голос цапли, куличков), его не пугает, потому что он знает, что это такое, и потому не только сам не боится, но и успокаивает товарищей. В непонятном для себя старательно пытается разобраться (так, например, происходит с голосом из бучила). Его желание разобраться очень быстро переходит в действие: припомним, как стремительно помчался он за волками; любознательность и решительность, а не только смелость стоят за каждым из его поступков | 6. Как он относится ко всему, что происходит у костра? Он с увлечением и необычайной быстротой подхватывает любой разговор на «странную» тему. В его рассказах мы видим не только чрезвычайно целеустремленную память, но и увлеченность всем этим фантастическим миром, бурную и с детства определенным образом направленную фантазию |
7. Можем ли мы судить о том, как относится к Павлуше автор? Согласны ли мы с ним? Отношение автора к Павлуше заключено в первом описании этого мальчика, но не только в нем. Автор «невольно любовался Павлушей», когда тот вернулся из погони за волками. О согласии учеников с автором мы знаем. Все почти всегда симпатизируют Павлуше |
Автор не выражает таких симпатий Илюше, но и у этого мальчика, как ни странно, находится гораздо больше сторонников, чем предполагает учитель. Особенно много сочувственных реплик слышишь от девочек: «Он так много помнит», «Такой слабый, а историй знает больше всех...» |
7. Подведение итогов урока
Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. (Доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность , смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность).
Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения.
8. Домашнее задание
Показывают нам жизнь простых крестьян. Об их судьбе мы узнаем от охотника, который и является главным героем. Каждый рассказ — это отдельная история и вот как раз Бежин луг знакомит нас с крестьянскими детьми. На Бежин луг, где у костра расположились крестьянские дети, герой произведения попал случайно летним вечером, когда заблудился во время охоты. Вот он попросился на ночлег к ребятам. Наблюдая за мальчишками и слушая их рассказы, охотник смог создать образы детей крестьян и теперь попробуем описать образы крестьянских детей из .
Когда охотник спустился к детям, ему встретились пять ребят. Они сторожили табун лошадей и сидели у костра. Развлекались мальчики, рассказывая друг другу незамысловатые выдуманные истории. Охотник не участвовал в разговоре, он притворился спящим. Сам же внимательно слушал и наблюдал за детьми.
Бежин луг образы крестьянских детей
Рассказ нас знакомит с Федей, Павлом, Ильей, Костей и Ваней. Так Федор был самым старшим. Ему было четырнадцать. Ваня — это самый младший табунный сторож, которому было всего лишь семь. Если судить по разговорам и по одежде, то все они были крестьянскими детьми. Правда Федор отличался. По приметам он принадлежал к семье богатых родителей и к детям он прибился лишь для того, чтобы получить острые ощущения, приключения, ради забавы. Федор был одет в хорошие одежды, в то время как другие дети были одеты намного проще.
Создавая образы детей изображает Федора красивым стройным ребенком, с полувеселой улыбкой. Он редко участвовал в разговорах, предпочитая больше слушать, нежели рассказывать. Павел хоть и был со взъерошенными волосами, но имел умный вид, да и в голосе чувствовалась сила. Это был смелый мальчик, который не побоялся побежать на шорох, проверяя лошадей. Он бесстрашный и не боится в одиночестве пойти за водой. У Ильи было неприметное лицо, горбоносое, вытянутое. У Кости было небольшое лицо, худенькое в веснушках, но его большие глаза были очень живые. Казалось, что они говорят больше, нежели мальчик выражал словами. Илья и Костя создают впечатление трусливых детей, может поэтому они больше всех рассказывают страшные истории, верят в нечистую силу и боятся ее. Вани почти не было видно, ведь он спал на земле изредка поднимая свою русую кудрявую голову.
Ребята были хорошими друзьями, и весело проводили время под занимательные истории. В историях присутствовали русалки, домовые, лешие и другие представители нечистой силы. Рассказы хоть и были выдумкой, но ребята всему верят.
В своей работе Тургенев создает богатый духовный мир детей, автор показал нам, насколько тонко эти дети могут чувствовать красоту природы. Сочувственное отношение к детям крестьян дает нам возможность не только с уважением относиться к ребятам, но и позволяет задуматься над их дальнейшей судьбой.
Образы крестьянских детей в рассказе овеяны грустью и сочувствием. Тургенев проникся судьбой и внутренним миром детей, понял их радости, проблемы, тревоги.
Но, приходит утро и наш охотник прощается с ребятами. Он уходит, однако у нас остается хорошее впечатление о крестьянских детях и очень горестно от того, что в конце рассказа мы узнаем о смерти Павлуши, который больше всего симпатизировал автору.
Щебетовская ОШ I-III ступеней
Урок-беседа с элементами инсценировки
в 7 классе
«Изображение крестьянских детей
в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»
Учитель Левина Л.П.
Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Цель : вызвать у учащихся интерес к изображению Тургеневым крестьянских детей. Показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей. Сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.
Оборудование : классная доска, портрет И.С. Тургенева, репродукции картин В.Г. Перова «Тройка» и В.Г. Маковского «Свидание», книги Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.
«О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей,
… В их жизни так много поэзии слито…»
(Н.А. Некрасов)
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя . Многие писатели и поэты 19 века посвятили свои художественные произведения крестьянским детям. Вспомним знаменитое стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». С какой любовью описывает поэт деревенских детей, их забавы и труд зимой и летом, осенью и весной. С какой теплотой изображает он детскую любознательность, любовь к природе, детскую дружбу, беззаботность и умение веселиться. С симпатией описывает Н.А. Некрасов русые головки детей, называет их «милыми плутами».
Крестьянские дети радовали своими способностями, талантливостью и Л.Н. Толстого, который в 1859 году открыл для них в своем имении Ясная Поляна школу. Л.Н. Толстой восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?»
Знаменитый русский писатель «пишет азбуку», по которой, по его словам, «будут учиться все дети от царских до мужицких».
Его замечательные «Рассказы для детей», среди которых любимых нами с детства «Филиппок», до сих пор пользуются большой популярностью среди маленьких читателей.
Не может оставить равнодушными нас и рассказ А.П, Чехова «Ванька». Рассказ о мальчике-сироте Ваньке Жукове, который был отдан «в подмастерье» городскому сапожнику. Ох, и натерпелся же там Ванька бед и страданий! В 10 классе, ребята, мы с вами будем изучать творчество Ф.М. Достоевского, а именно его бессмертное произведение «Преступление и наказание». В этом романе также затронута автором страшная, голодная и безнадежная судьба «нищих детей» Мармеладовых.
Русские художники 19 века: В.Г. Перов, В.М. Васнецов, В.Г. Маковский тоже не оставляли без внимания эту тему. Возьмем, например, картину Перова «Тройка». На ней изображено трое детей, которые из последних сил тянут на пригорок сани, груженные тяжелой бочкой с водой. Задыхаясь от тяжести и ветра, дети напрягают все свои силенки. Картина «Тройка» была выставлена в Париже и удостоена золотой медали. Перову Академия художеств присвоила за нее почетное звание академика живописи.
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям. Он был опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Сначала жанр этого рассказа определялся Тургеневым как россказни, затем как предания, а потом как поверья. Современные фольклористы называют этот жанр быличками. Рассказ «Бежин луг» входит в книгу «Записки охотника».
Вопрос к учащимся : Почему книга названа именно так?
Ответ : Книга названа так, потому что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, который пришел в лес не убивать птиц и зверей, а лишь только для того, чтобы полюбоваться красотами природы.
Вопрос к учащимся : Какие же описания мы наблюдаем в рассказе?
Ответ : Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня). Описание мальчиков, огней костра, лошадей, собак.
Давайте с вами прочитаем начало рассказа. (Чтение начала рассказа.) Тихо звучит музыка, символизирующая наступление утра (Р. Щедрин, «Музыкальное приношение»)
В данном отрывке отмечаем художественные средства изображения, которыми автор рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Отмечаем сравнение «алое сияние, как бережно несомая свечка».
В этих картинах нет резких красок: преобладают нежные, ласкающие тона. За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.
Давайте, ребята, найдем описание надвигающейся ночи. (Описание ночи.) Наконец, охотник забрел на Бежин луг. Там он увидел сидящих возле костра крестьянских ребятишек, которые с опаской позволили ему побыть у костра до утра.
А теперь попытайтесь ответить на вопрос : Какую роль играет пейзаж в рассказе?
Ответ : Пейзаж – это, прежде всего, место действия. Он помогает нам больше узнать о крестьянских детях, которые выросли на «лоне природы».
Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. (Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.)
- Рассказ о Феде.
Федя ничего не рассказывает. Держится несколько особняком, не сливаясь с детьми бедноты. Федя недоверчив, не очень верит в россказни ребят.
- Рассказ о Павлуше.
В Павле есть что-то привлекательное. У него ясный умный взгляд, сильный голос, он спокоен и уверен в себе. Еще больше в нем привлекает его деятельность. Все ребята сидели, а он варил для них картошку, следил за костром. И рассказы Павлуши отличались от рассказов ребят. Он всегда говорил о том, что сам видел, в его рассказах был юмор, все ребята смеялись от души. Павлуша спас от волка чужих лошадей. Отчаянная смелость привела его к гибели.
- Рассказ об Илюше.
Илюша искренне верит в народные предания, поверья о домовых, русалках. Он больше всех убеждён в существовании всякой нечисти. У него развита безграничная фантазия.
- Рассказ о Косте.
Костя лучше всех описывает природу в своих рассказах. Видит в жизни леса, поля что-то сказочное. В его речи проявляется мечтательность, поэтичность. Но Костя – трусишка. Он пугается всего непонятного, даже крика лягушки.
- Рассказ о Ване.
Ваня малоактивен в течение ночи. Он спит под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, Ваня восторженно восклицает: «Гляньте-ка, ребятки, на божьи звездочки – что пчелки роятся!»
Беседа с учениками .
Вопрос: Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории?
Ответ : Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных.
Вопрос : Почему мальчики были суеверными?
Ответ : Эти таинственные и страшные существа в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные.
«Истории, рассказанные у костра». (Проходят в виде инсценировки)
Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают страшные истории. На уроке мы представляем некоторые из них.
Беседа с учениками после просмотра инсценировки.
Вопрос : Что в этой инсценировке привлекло ваше внимание?
Ответ : Поэтическая, яркая, образная речь рассказчиков, раскрывающая внутренний мир каждого ребенка, гамму его чувств, верований, переживаний.
Итог урока.
Сегодня мы с вами познакомились с прямыми характеристиками, авторскими и косвенными (речь героев, их действия, отношение друг к другу).
Увидели, как И.С. Тургенев умело художественным словом дает характеристики крестьянским детям, показывает их пытливый ум, активное отношение к жизни, рассудительность, удаль, твердую решимость. Писатель тесно связывает жизнь крестьянских детей с природой.
Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать.
Похожие статьи
-
Чем вылечить стоматит во рту у взрослых
В данной публикации вы можете ознакомиться с тем, как лечить стоматит у взрослых во рту. Мы с помощью фото поясним какие могут быть признаки (симптомы) и причины возникновения болезни на языке, а также как происходит лечение у взрослых в...
-
Причины появления и лечение стоматита у взрослых
Лечение стоматита у взрослых во многом зависит от разновидности данного заболевания, а также сопутствующих болезней, спровоцировавших появление язв и воспалений во рту. Самое интересное, что диагностика стоматита до сих пор проводится...
-
Что нужно сделать, чтобы начавшиеся месячные быстрее закончились или стали менее обильными?
Наличие менструации является показателем репродуктивного здоровья. Длительность периода выделений считается нормальной, если он не превышает 5 суток. Женщины, желающие знать, как сделать, чтобы месячные быстрее закончились, должны...
-
"Победитель" шизофрении: о методе В
Источник: Рабочий край (Иваново)|||В середине 70-х годов возникла секта-коммуна. С помощью красивой фразеологии и своего умения убеждать и подчинять людей новоявленный мессия сумел притянуть к себе группу людей, которая затем расширялась....
-
Гармонизация любовных отношений
Здравствуйте, у меня вопрос - возможно ли совместное будущее с данной девушкой. Люблю её очень сильно, как она относится ко мне - не понимаю. Спасибо за ответы. Здоровья вам всем, и всех благ. К списку всех вопросов » Бесплатные вопросы...
-
Как гадать на любовь не выходя из дома Видео: Гадание на свечах: как правильно
Иногда любовь врывается в нашу жизнь неожиданно, и мы не знаем, что же от нее ожидать. Чувства, возникшие в сердце, могут породить массу вопросов, ответы на которые без помощи гадания иногда найти нереально. Гадания на любовь, которыми...