О чем звонит колокол. О колокольном звоне. Символическое значение звонов Во сколько первый удар колокола в храме

Отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

обладают различными способностями и . Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.


Колокольный звон в Православной Церкви звучит в определенные моменты Богослужения, в соо тветствии с установленными канонами, и имеет особое символическое (в отдельных случаях и практическое) значение.

Сам по себе колокол является символом архангельской трубы, воспевающей величие Божие, побуждающей нас к бодрствованию духа, к непрестанной молитве. Один из наиболее древних каноничных звонов - благовест, возвещающий о начале Богослужения и созывающий народ на службу: «К нам, к нам, к нам», - как бы взывает благовествующий колокол, отбивая такт мерными ударами. В особых случаях - перед началом Божественной литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а также вечером накануне праздничных и воскресных дней - благовест, как правило, переходит в трезвон, выражающий собою радость во славу Божию. Также и окончании этих Богослужений принято совершать трезвон.

Перед чтением шестопсалмия на всенощном бдении положено совершать два кратких трезвона с небольшой промежуточной паузой - так называемый двузвон. Этот звон обозначает переход от одной части Богослужения к другой, то есть от вечерни к утрени. Как шестопсалмие, предваряющее утреню, разделено «Славой» на две части, так и звон в данном случае делится надвое кратковременной паузой (потому и именуется «двузвон»). В более глубоком смысле двузвон символизирует собой переход от вехозаветной истории человечества к новой истории - эпохе Нового Завета, пришествию в мир Спасителя.

Во время полиелея, перед чтением Евангелия, звучит полиелейный звон. Он исполняется также в виде трезвона, представляя собой радость Благой Вести, ибо для христианина не может быть большей радости, как слышание Слова Божия.

В особые дни в году - при выносе Креста Господня, Плащаницы Господа или Плащаницы Божией Матери - звучит звон погребальный. Такой звон начинается с перезвона - поочередных ударов во все колокола от большого к малому, напоминая нам о том, как Господь наш Иисус Христос со Своей Божественной высоты снизошел на землю «спасения нашего ради» и умалился, родившись от Пресвятой Девы, приняв на Себя «образ раба».

Следует заметить, что при погребении людей удары в колокола чередуются в обратном порядке - от малого большому. Первый удар в самый малый колокол напоминает о рождении младенца. Дальнейшее поочередные удары обозначают весь земной путь человека от младенчества до старости. Заключительный удар во все колокола (одновременно) означает кончину земной жизни. Завершается погребальный звон во всех случаях трезвоном, выражающим христианскую веру в победу над смертью и радость всеобщего воскресения.

Колокольный звон - это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека - с колокольным звоном совершается таинство , венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

В связи с этим мы встретились со звонарем Градоякутского Преображенского кафедрального собора Виталием Калугиным и узнали немного о звонарском ремесле.

- В чем назначение колокольного звона?

Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать людей на богослужения, а также для того, чтобы возвещать людям о каких-то важных моментах и особенностях во время богослужения. Также колокольный звон напоминает тем людям, которые вне храма, о том, что сейчас идет богослужение, что сейчас время для того, чтобы помолиться, чтобы у людей была память о Боге. Часто люди, слыша колокольный звон и зная, что сейчас в храме происходит важный момент богослужения, крестятся, тем самым проявляя благоговение к Богу и церкви.

- В какое время звонят в колокола?

В колокола звонят в начале вечернего богослужения, на шестопсалмии (это примерно середина службы), на Евангелии и в конце службы, когда славят Богородицу в ее песни «Величит душа Моя Господа».

Утром, на Литургии, колокольный звон звучит перед началом богослужения: на чтении третьего и шестого часа, перед началом самой Литургии, на евхаристическом каноне (это самый важный момент). Также звонят, когда встречают и провожают архиерея, и в конце службы. В некоторых храмах звонят при чтении молитвы «Символ веры».

Обязателен колокольный звон по субботам, ведь в субботу славят Богородицу, и по воскресеньям, так как каждое воскресенье - это малая Пасха.

- Отличается ли звон на праздники от звона в обычные дни?

Кардинально не отличается. На большие праздники - Пасху или Рождество - звон более торжественный, чем в будние дни. Больше отличается постовой звон от праздничного. Во время поста в колокол звонят очень редко, звон более тихий, в колокола ударяют менее сильно, ведь в обычные дни через каждый удар колокола читают «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», а в пост - 50 псалом, поэтому промежуток между ударами в колокол увеличивается. Таким образом постовым звоном показывают, что идет время раздумий, молитвы, работы над собой.

На Страстной седмице колокольный звон почти замолкнет, потому что в это время вспоминается, как Христос шел на вольные страдания, чтобы искупить грехи рода человеческого. А в ночь на Пасху яркий и радостный трезвон будет звучать по всему городу.

Кроме того, существуют традиции колокольного звона, в зависимости от храма и региона. Например, в некоторых храмах в колокола звонят чаще или реже. Или у нас колокольный звон можно услышать при евхаристическом каноне, а на юге часто звонят при чтении «Символа веры».

- Расскажите о видах звона.

Звон делится на благовест и трезвон. Благовест - это постепенные удары в большой колокол, чтобы звук был равномерным, а не сумбурным, как я уже говорил, после каждого удара в колокол читают молитву «Трисвятое», затем снова следует удар.

Трезвон - это звон во все колокола, когда звонят три раза с небольшими промежутками: прозвонили, остановились, прозвонили. Этот звон перед началом Литургии, на праздниках, также при встрече архиерея.

Перезвон - звон поочередный от большого колокола к маленькому, такой звон бывает на погребение плащаницы. Трибор - это звон от маленького к большому, и в конце ударяют по всем колоколам. Например, в четверг Страстной седмицы будут читать Страстные Евангелия. На каждое Страстное Евангелие полагается удар в колокол.

Еще существует двузвон. Это, как и трезвон, только звонится дважды. Обычно такой звон перед молебнами и после Литургии.

Если в одном храме служится несколько Литургий, например, ранняя и поздняя, то традиционно у ранней Литургии звон менее торжественный, чем у поздней.

- Что такое красный звон и малиновый звон?

В церковнославянском языке слово «красный» означает не цвет, а «красивый, благообразный». Поэтому красный звон - один из самых красивых, ярких звонов. Такой звон можно услышать на Светлой седмице, когда весь город наполнен мелодией, звучащей из колоколен.

Малиновый звон - по одной версии, милый, приятный для слуха звон. По другой версии, малиновый звон - звон, звучащий из колоколов, которые были отлиты в городе Малин на территории современной Бельгии, которые потом привезли в Россию.

- Расскажите про виды колоколов.

Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные. Басовые - самые большие, они отвечают за благовест. Теноровые средние по размеру, триольные - самые маленькие на колокольне колокола, которые используются при тризвоне, двузвоне, перезвоне. Басовые колокола издают глухие, тяжелые звуки, теноровые - мягче. По размеру колокола разные, от нескольких метров в диаметре, до нескольких сантиметров.

Можно сказать, вся колокольня - большой музыкальный инструмент, служащий благому делу при проповеди Христа.

- Из чего отливают колокола?

На 80% колокола и языки состоят из бронзы и на 20% - из олова. Для чего такой состав? Бронза - чтобы крепость была, а олово отвечает за звучание.

- Как звонят в колокола?

Звонарь следит за службой, как правило, это человек, который хорошо знает богослужение. В определенные моменты службы он поднимается на колокольню и звонит в колокола.

Чтобы звонить в колокола, необходимы рычаги воздействия на них. К языкам теноровых и триольных колоколов привязывают веревки, натягивают их близко к стенке колокола и бьют, в одну руку берут связку веревок теноровых колоколов, в другую - треольных и бьют. То есть веревки, привязанные к языкам колоколов, находятся в натянутом положении, в них нужно только ударить. А треольные нужно натянуть и звонить. К самым большим колоколам - басовым делают педали, привязывают к ним веревку и так же, натягивая ее, издают звук из колокола. Но если колокол очень большой, его ударяют не в одну стенку, а сначала в одну, потом в другую.

- Тяжело ли научиться звонить?

Любому делу научиться непросто. Главное здесь - практика, а практики студентам семинарии хватает, ведь мы участвуем в богослужении и учимся пономарству и звонарскому искусству по ходу. Сейчас я учусь на 3-м курсе и до сих пор учусь и буду учиться звонарству, потому что все равно остаются моменты, которые нужно узнать лучше.

- Что нужно, чтобы стать звонарем?

Обычно на звонарство благословляет настоятель. У меня, например, это один из видов послушания.

- Где учат на звонарей?

Существуют школы звонарей в больших городах - Москве, Новосибирске, в которых обучают и мужчин, и женщин. Но чаще всего умение звонить в колокола передается от одного человека к другому. Меня, например, учили студенты более старших курсов семинарии.

- Могут ли желающие посмотреть на колокола подняться на колокольню?

На Светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола - дежурный звонарь или пономарь проведет на колокольню. Неважно, умеешь ты звонить или нет, тебе помогут, подскажут. И так ты сможешь порадоваться празднику Пасхи звоном колокола.

Существует традиция, когда в пасхальный период колокола возят по населенным пунктам, где их нет, чтобы люди могли позвонить и тем самым прославить воскресшего Христа.

В обычные же дни для того, чтобы подняться на колокольню и позвонить в колокола, нужно попросить благословения у настоятеля храма.

- Правда ли что звучание колокола обладает целебным воздействием?

В духовном смысле думаю, что да. Ведь колокольный звон напоминает нам о Боге, тем самым устремляет наш ум к постижению Троицы.

- Как вы думаете, звонарь - призвание, или каждый может стать им?

Я думаю, каждый человек, у которого есть слух, может стать звонарем, если благословят. С благословением Божиим, помощью Божией нет ничего невозможного.

- Какой будет звон на Пасху?

Будет яркий и постоянный трезвон по всему городу на крестный ход, во время Литургии. И как я отмечал выше, такой звон будет на протяжении всей Светлой седмицы.

С наступлением в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду , например часовые.

В приуготовительные дни к , в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем».

В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.

К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен.

Каждый воскресный день в период празднуется особо.

В заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов.

В субботу, именуемой , совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.

Похожие статьи