Святитель Николай: новые исследования жизни и смерти. Чудеса святителя николая

После Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии, святитель Николай – самый почитаемый святой Русской земли от принятия ею Крещения и по сей день… Нет такого русского города, где бы в старину не было Никольского храма или по крайней мере Никольского придела. Нет дома православных людей, в котором не было бы иконы святителя Николая.

По Уставу Русской Православной Церкви в литургическом круге седмицы святитель Николай имеет свой день – четверг, особым образом посвященный молитвенному его прославлению. Только св. Иоанн Креститель обладает таким же днем персонального почитания (ему посвящен вторник). И больше никто из великого сонма угодников Божиих не имеет своего «личного» дня в седмичном круге… На иконах «Всех святых, в земли Российской просиявших» нередко можно обнаружить святителя Николая (хотя и жил и «просиял» он совсем в другой земле!)… В старину иностранцы-протестанты иронически отмечали, что Николай угодник – особый русский «бог». Они связывали это с мнимым невежеством русского народа, его склонностью к языческому идолопоклонству… И тем обнаруживали собственное невежество в представлениях о православной вере, но оно в данном случае являлось искаженным отражением истинной правды. Правда в том, что почитание святителя Николая на Руси имеет исключительный, чрезвычайный, всенародный характер. Как это могло произойти? Почему архиепископ далекого, маленького города Миры на южном побережье Малой Азии стал таким «своим», таким близким и таким великим для всего верующего русского народа?

…Я сижу в своем кабинете («кельи», как я его называю) среди множества книг и бумаг. Здесь относительно тихо. Со стен смотрят лики святых икон, горит лампада. Старинное дубовое кресло с четырьмя разными головками львов на спинке и подлокотниках очень удобно располагает к созерцанию и тихим размышлениям. Но современный мир дает знать о себе и здесь, его глухой шум доносится до моего слуха: звонки трамваев, гул множества движущихся автомашин, неясные голоса человеческой толпы – суета! Столпотворение вавилонское… А нужно думать о величайшем святом глубокой древности. Есть о чем поразмыслить в молитвенной тишине.

Передо мною на столе огромная старинная книга в кожаном переплете – «Минеи четьи» XVII в. «Житие» святителя Николая. Светлый, ясный, духоносный и глубокий язык! Взять бы, да и перепечатать это, как есть, на церковно-славянском языке! Но нет, ныне нужно заново осмыслить великую личность святителя и сказать об этом на языке современности так, чтобы было доступно и понятно современному человеку, тому, что там, – за стеной моей «кельи», в круговерти «столпотворения», где не мерцают лампады, но слепят глаза огни автострад и грандиозных грохочущих строек.

Что я скажу? Нет, пусть сначала – не я; сначала пусть говорит сама жизнь.

…Врач-хирург был весел и беззаботен. Сегодня он сидел у меня в гостях, пили душистый чай, шутили, говорили о пустяках. Трудно было представить, что этот человек два дня в неделю делает по нескольку сложнейших операций в состоянии предельного напряжения всех своих сил: от его умения и внимания зависит жизнь пациентов. В свои сорок пять лет этот доктор сумел достичь многого, занял видное место в медицинской среде. «Золотые руки!» – говорят о нем. Множество спасенных жизней, признательность больных. Разговор незаметно сводится на духовные темы. «Я никогда не приступаю к операции, не помолясь, – говорит хирург, – всех своих ассистентов и сестер я приучил призывать на помощь святителя Николая». «Почему именно его?» – заинтересовался я. «Видите ли… – доктор подыскивал слова, становясь очень серьезным. – Лучше я вам расскажу об одном случае. Это было в 1982 году. Оперировал женщину. Злокачественная опухоль. Все шло хорошо. Опухоль удалили, вокруг нее все почистили, метастазов не было, можно зашивать. И вдруг – сильное кровотечение! В тяжелых складках внутренних тканей скальпелем случайно задели кровеносный сосуд. Пытаюсь найти его и не могу! Обильное кровотечение не дает даже примерно определить, откуда идет кровь. Крутимся все, меняем тампоны, смотрим и так и этак – все впустую. Идет время, больная истекает кровью. Еще немного – и конец! Срочно посылаю за специалистом-профессором, а сам думаю: пока его приведут, может быть уже поздно. В отчаянии громко воскликнул: «Николае угодниче, да помоги же!» Тут меня кто-то позвал. На мгновение отвел глаза от раны, что-то кому-то сказал и, снова посмотрев на рану, не поверил глазам своим: кровотечение прекратилось там, словно его и не было!.. Если бы это был один случай!» Глаза у моего доктора влажные, а руки дрожат и дергаются, – руки, которые никогда не дрожат при самых операциях!..

К сему можно добавить лишь то, что этот хирург особенно любит Никольский храм и часто посещает его.

Я вспоминаю множество рассказов других людей о скорой помощи святителя Николая, в том числе – следующий.

Простая женщина-крестьянка в 1941 году на Смоленщине осталась без мужа (он ушел на фронт) беременной и с двумя детьми. Наша армия тогда отступала. Ужас близящегося фашистского нашествия охватил оставшихся в деревне. Свои же ушли, а немцы еще не вступили. Крестьяне решили раздать людям по домам то, что хранилось в колхозных амбарах. Но Ксения (так звали женщину) не могла взять ничего: она была кроме всего прочего вконец ослаблена болезнью (простудой) и только смотрела, как другие несут продукты в свои семьи. «Что ты стоишь? – крикнул ей один мужик, – давай я тебе хоть мешок картошки дам, а то ведь помрешь с голоду со своими детьми!» И крестьянин, бросив тяжелый мешок к ногам Ксении, побежал по своим делам. Женщина, надрываясь, потащила мешок к дому. А идти было довольно далеко, через овраг с кустарником. Тащила волоком, обливаясь потом и слезами, поминутно останавливаясь, задыхаясь. Пронзительный крик: «Немцы!» Вдалеке на дороге в клубах пыли показались грязнозеленые фигуры на мотоциклах. «Ну, все. Пропала я! – испугалась Ксения и завопила, – «Святитель Николай, помоги!» – «Чего кричишь?» – послышался голос. Из кустов вышел незнакомый старик. «Ой, дедушка! Видно, Бог тебя послал! Не могу картошку до дому донести, а немцы уже едут, а у меня двое детей!» – «Так я тебе донесу», спокойно сказал старик, взвалил на спину тяжелый мешок и пошел вперед. У дома Ксении он с грохотом свалил мешок на деревянное крыльцо. Ксения, причитая, бросилась к дверям, чтобы пригласить своего помощника в избу, угостить чем-нибудь и всего на какую-нибудь секунду, не более, оказалась спиной к старику. А когда тут же обернулась, то… никакого старика не увидела. Не было его ни во дворе, ни на дороге, куда она на всякий случай выбежала, хотя и понимала, что старик не мог столь быстро пройти через двор на улицу. «Села я на свой мешок с картошкой, – вспоминала Ксения, – как дура, ничего не понимая.! И тут до меня стало доходить: откуда старик знал мой дом и дорогу к нему?! Вбежала в избу, посмотрела в красный угол. – Да вот же он мой “старик”, на иконе Николая Чудотворца! Только на иконе он в красивых одеяниях, в митре, с Евангелием, а из кустов вышел в такой одежде, будто колхозник, а в какой – я и не приметила!»

Всю дальнейшую долгую жизнь Ксения помнила этот случай и всегда обливалась слезами, рассказывая его.

…1975 год. Я служу вторым священником в Никольском храме г. Курска. Готовимся к «весеннему Николае», как говорят в народе, – к празднику перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари (9/22 мая). Это наш престольный праздник. Ожидается очень много богомольцев, не только наших прихожан, но и со всего города. В храме есть икона святителя Николая, почитаемая чудотворной. Она помещена в киоте, под стеклом, и очень много лет не вынималась оттуда. Сам не знаю, почему я вдруг решил предложить настоятелю вынуть эту икону из киота и положить на аналой в центре храма, чтобы верующие могли приложиться к ней. Возможно, такому намерению посодействовало то, что один мой знакомый священник, побывавший только что в Италии, привез мне из г. Бари флакон со святой водой, в которой растворена капелька мира, источаемого от мощей святителя Николая. Настоятель согласился с моим предложением. Мы даже решили в самый день праздника на молебен после литургии добавить в священную воду немного воды из итальянского флакона. 21 мая началась торжественное всенощное бдение. Оба мы – и я, и настоятель почувствовали нечто необычное, какой-то особенный подъем, словно обильная Божия благодать наполнила храм и сердца людей, которых собралось на редкость много – до двух тысяч и более. Моя жена Андроника стояла в числе певчих на левом клиросе, откуда бывает видна часть алтаря с престолом, когда отверзаются царские врата. Мы, священники, облачились, как положено, в золотые ризы. Сшитые из современной парчи, они недавно были куплены и сверкали, как солнце. Уже на Великой вечерне, на «выходе» жена моя увидела, что в алтаре вместе с нами присутствует еще один священник, облаченный тоже в золотую ризу, которая однако сверкает еще ослепительней, чем наши. «Кто бы это мог быть? – размышляла Андроника. – К настоятелю в гости обычно никто из священников не приезжает; могут приехать только к моему мужу. А батюшка наверняка приезжий, так как в Курске такого нет, да все куряне теперь служат в своих храмах. Значит, прийдется принимать сегодня этого батюшку дома, он будет ночевать. Чем его угостить? Где положить спать?» – такие женские, практические заботы стали одолевать мою супругу, которая меж тем замечала, что этот третий священник, молится не так, как мы: он делает много чинных земных поклонов, тогда как мы стоим, не следуя его примеру. Сначала он осеняет себя крестным знамением, потом опускается на колени, скрываясь за престолом, затем поднимается и вновь становится виден. Кланяется он горнему месту, и потому лица его почти не видно; хорошо видна только седая голова и левая щека, обрамленная седой бородой. «Что-то я не знаю такого священника среди знакомых моего мужа, – думает жена. – Хотя у него много знакомых, и не все мне известны». Настало время утрени. «Хвалите имя Господне» – запел хор. Отверзлись вновь царские врата, и мы с настоятелем вышли на середину храма со свечами в руках совершать полиелей. А третий незнакомый священник, к удивлению моей жены, не вышел с нами, остался в алтаре, продолжая делать земные поклоны. «Посмотрите, что это за батюшка!» – обратилась Андроника к певчим, стоявшим рядом. «Какой благообразный батюшка! – сказала одна из женщин. – Как истово кладет поклоны!» – «Но почему же он не вышел с нашими священниками!» – воскликнула другая певчая, тоже ясно увидевшая священника в алтаре. – «Ведь, если он пришел просто помолиться, то не должен был облачаться в ризы, а если облачился, то должен был выйти и на полиелей. Но почему не вышел?!» – так судачили женщины-певчие на левом клиросе, наблюдая за странным неизвестным священником. Вся служба прошла необычайно, небывало радостно и благодатно!..

Когда мы с настоятелем, окончив все, разоблачились и вышли из алтаря, к нам приступили певчие: «А где же гость?» – «Какой гость?» – «Тот, третий батюшка, который молился с вами. – «Вы что-то путаете, никакого “третьего” батюшки не было. И вообще кроме нас двоих в алтаре никого не было». – «Как же не было, когда был! Мы за ним наблюдали…» И певчие рассказали нам то, что видели.

Мы потом внимательно осмотрели алтарь. Не могло ли случиться так, что какая-нибудь гладкая поверхность отражала кого-то из нас? Но нет! Все «опыты» на месте показали – ничто не создает отражения. Да и молился этот «батюшка» не так, как мы, и голова у него была седая (а у нас еще нет!..). И он оставался видим в алтаре, когда мы вышли из него.

«Боже милостивый! – подумал я тогда. – С нами молился святитель Николай! А мы не видели его! Конечно, по грехам нашим. Впрочем, как могли бы мы служить, если бы увидели его! Господь покрыл наши очи, чтобы служба шла своим чередом». Но «не горело ли в нас сердце наше», не ощущало ли оно чьего-то близкого благодатного присутствия! Воистину горело, ощущало! И это лучшее подтверждение тому, что женщины действительно видели Божия угодника!

Подобных случаев различных чудесных знамений и скорой помощи святителя Николая во всех концах России и в наши дни такое необозримое множество, что, если бы попытаться описать их, то никакая книга не смогла бы вместить этих описаний. Поэтому, когда читаешь древние «Жития» святителя Николая, то полной верой и радостью отзывается сердце на все, что содержат в себе страницы старинных книг. А содержать они и подробное житие святителя, и повесть о перенесении его честных мощей из Мир Ликийских в Бар, и описание некоторых из его чудес, приводимых лишь в качестве примеров, ибо описать все, что связано с ним в церковной истории, просто невозможно.

В какие-то незапамятные времена, очевидно, еще до начала арабских завоеваний и задолго до Крещения Руси некие «богобоязливые мужи от устья реки Танаис нарицаемыя», т.е. от устья Дона, «слышавшие о мироточивых и целебных мощех святителя Христова Николая, в Мире, граде Ликийстем сущих, совещашася поити морем тамо поклонения ради; и наполнивше корабль пшеницею, отплыти хотяху…» Весьма возможно, что это были славяне-русские. Как известно, до VII века русские поселения имелись на Дону (потому русских с Дона вытеснили хазары). Русские, среди которых уже тогда было немало христиан, вели оживленную хлебную торговлю со странами Востока и эллинского мiра. Перед тем, как эти «богобоязливые мужи» отчалили от пристани, к кораблю подошел бес, принявший облик женщины, и уговорил их взять сосуд с благовониями, чтобы излить их на раку с мощами святителя Николая. Поверив ложному благочестию мнимой женщины, купцы-паломники взяли сосуд и вышли в море. На следующее утро их застиг шторм,и несколько дней трепало судно так, что они решились вернуться обратно. Но тут им явился святитель Николай, плывший в лодке по морю, объяснил им хитрость беса, укрепил в намерении плыть в Ликию, а сосуд повелел бросить в море. Когда они исполнили это и ввергли сосуд в морские воды, – «внезапу оттуду дым черн и пламень изыде, и смрад велик исполни воздух, море же разседашеся, и кипящи вода, и из дна клохтание творяще, капли же бяху, аки искры огненныя, яко убоятися в корабли сущим и от страха кричати!» Но святитель Николай ободрил их, укротил море и устроил благополучное плавание до г. Миры. Там, помолившись с великим благодарением своему заступнику и избавителю, купцы отправились обратно, «поведающи всем повсюду, яже случишася с ними на пути».

Этот случай особенно интересен. Он дает основание, заглянув в глубь веков, увидеть, что почитание святителя Николая началось в пределах будущей Киевской Руси очень давно и, по-видимому, к IX веку уже приобрело широкий характер. Тогда становится понятным, почему в 861 или 862 годах киевский князь Аскольд (или Осколд) после проповеди в Киеве равноапостольных Кирилла и Мефодия, одобрив первое массовое крещение киевлян, и сам пожелал назваться во святом крещении именем Мирликийского святителя. Через сто лет на его могиле святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм в честь святителя Николая. Итак, первый общерусский князь-христианин получил имя – Николай…

После 988 г., когда состоялось великое событие Крещения Руси, почитание Чудотворца Христова Николая становится открытым и получает особенное распространение.

…Особенным заступлением святителя Николая спасается в древности город Можайск от нападения врагов. В память об этом создается особый образ «Николы Можайского», на котором он изображен с мечом в правой руке и подобие города – в левой. Главный собор Можайска был посвящен святителю Николаю. Ему же посвятили свои главные соборы города Зарайск, Изборск, Остров. Одна из главных церквей Новгорода Великого – Николо-Дворищенская (XII в.).

Прославленные Никольские храмы и монастыри создаются в городах Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске и других. В Москве несколько десятков (!) храмов посвящается святителю Николаю. Одна из самых красивых башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь, – Никольская…

Особенно чтят святителя Николая мореплаватели и купцы, совершающие плавания в далекие страны, по опыту знающие, как помогает святой в опасности на море, иной раз спасая людей из пучины вод. Храмы, воздвигаемые такими купцами, часто получают народное название «Николы Мокрого». Вспомним здесь и знаменитый Никольский Морской собор в Петербурге.

Впрочем, не меньше почитают его и крестьяне, и различные слои обездоленных людей, которым святитель – особый помощник и защитник в бедах и скорбях. В устном народном творчестве есть любопытное сказание. Оно – нецерковно, это чисто фольклорное произведение, но оно позволяет подметить некую важную особенность народного почитания святителя Николая. Содержание сказания таково. Однажды Господь Бог позвал к Себе святителя Николая и преподобного Иоанна Кассиана (Касьяна) Римлянина. Они приоделись и пошли. И встретился им на дороге крестьянин, у которого в грязи завяз воз с сеном и который никак не мог его вытащить. Крестьянин стал просить путников помочь. Касьян сказал: «Я бы и рад помочь, но как я потом явлюсь к Богу в грязных одеждах!» А святитель Николай стал помогать мужику вытаскивать увязшую телегу. Касьян пришел к Богу первым, и Господь его похвалил. Потом приходит святитель Николай весь в грязи. «Как ты посмел явиться ко Мне с опозданием, да еще такой грязный!» – спросил Господь. Святитель рассказал, как было. Тогда Господь похвалил Николая и сказал, что за его доброту люди будут праздновать его память два раза в году, а Касьяна за его суровость – раз в четыре года. Присказка «объясняет», таким образом, почему память преподобного Кассиана совершается 29 февраля, и, следовательно, по-настоящему бывает только в високосный год…

В Николаевском храме г. Курска, где я служил, меня поразило редкое обстоятельство. Главный алтарь посвящен святителю Николаю, а левый боковой – преподобному Кассиану Римлянину (уже не является ли это откликом на народную побасенку, желанием «примирить» обоих святых?). Впрочем, преподобный Кассиан достаточно высоко чтиться в нашем народе; имя Касьян было очень распространенным в старину.

Русские люди знают святителя Николая не только как милосердного заступника, но и как «страшного наказателя» обижающих, «обличителя» всякой неправды; он – «очень строгий святой», – говорят о нем иконописцы, среди которых и по сей день бытует поверье, что доску для иконы святителя Николая следует выбирать непременно без единого сучка (иначе накажет!).

Очень показательно отношение к святителю Николаю русского монашества. Невозможно перечислить всех чтимых в монастырях икон великого Чудотворца, монастырских храмов, приделов, часовен, освященных в его честь. От Ледовитого океана до песков Средней Азии, от Балтийского моря до Тихого океана вся Россия была уставлена Никольскими обителями, словно сторожами… Интересна география этих обителей. Наибольшая «густота» их приходится на исконно русские земли Московской, Киевской, Тверской, Костромской, Вологодской, Владимiрской, Новгородской епархий. Всех монастырей в России тогда насчитывалось 1009. Если учесть, что подавляющее большинство их было посвящено Троице, Спасителю, Матери Божией, то окажется, что обителей во имя святителя Николая в десятки раз больше, чем обителей, посвященных кому-либо из других святых, то есть что после Бога и Пресвятой Деве Марии, святитель Николай – самый почитаемый святой в русском монашестве.

Старинное «Житие» святителя Николая заканчивается такими словами:

«Многая же великая и преславная чудеса великий сей Угодник Божий сотвори по земле и по морю, в бедах сущим помогая, от потопления спасая, и из глубины морский на сухо износя, от пленения восхищая и перенося в дом, от уз и темницы избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многое подаде исцеление: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страждущих обогати, гладным пищу подаде, и всякому ныне такожде призывающим его помогает, и от бед избавляет, его же чудес мощно исчести… Весть великого чудотворца сего восток и запад, видят и вси концы земнии чудотворения его. Да славится убо о нем Бог в Троице Единый, Отец, Сын, и Святой Дух и его святое имя устнами всех да почитается в хвалении во веки, аминь».

Кажется, теперь можно ответить на поставленный вопрос, почему святитель далекого маленького города Миры стал таким своим, близким и великим для всего православного русского народа? Причиной тому – всенародный многовековой опыт молитвенного общения с ним и получения скорой помощи от Бога по его предстательству, опыт, который, как мы видели, продолжается и умножается и в наши дни. Однако, на самом деле это лишь половина ответа. Вслед за этим сразу возникает другой вопрос: а почему святитель Николай обрел такую силу представительства, стал так быстро, так часто откликаться на моления людей в минуты скорби и опасности? Разве мало святых прославилось подлинным высоким человеколюбием? Очень многие, в сущности – все! Чем же отличается святитель Николай? Каково его положение и значение в Церкви Христовой?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо будет углубиться в рассмотрение дошедших до нас свидетельств Церкви, проникнуть благоговейным и смиренным духовным взором к самой личности святителя Николая.

Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ
Русский пастырь №40, 2001 г. С. 45-54.

Как точно заметил один священник, нет ни одного верующего человека, которому не помог бы Николай Мирликийский. У каждого, кто обращался к нему, свои истории малых и больших чудес.

Летом в 2017 году произошло уникальное событие - впервые в Россию прибыли мощи Святителя, к которым приложилось несколько миллионов верующих. Вот примеры благодатной помощи одного из самых отзывчивых и добрых святых, помогающего всем!

Накормил и согрел

Мой брат, будучи двух лет от роду, потерялся в лесу. Его искали всем поселком, но безрезультатно. Через сутки по плачу братика нашли на краю обрыва, над рекой, на хворосте. Нашедший хотел его одеть потеплее и накормить. Но малыш сказал: «Я не хочу есть и я не замерз». Одет он был легко, а ночью был заморозок. «Меня дедушка седенький согрел и дал хлебушка». Всё это произошло 25 мая. Бабушка искренне верила, что это Николай Чудотворец спас ее внука!

Аноним

Возле мощей Чудотворца ушла боль

Год назад мне посчастливилось приложиться к мощам великого святого и чудотворца. Отстояла в очереди около шести часов до глубокого вечера. Молилась о работе, о разрешении жизненных трудностей. А помощь получила там, где и не чаяла. На тот момент прошло шесть лет после мучительного и тяжелого расставания с верующим молодым человеком. Боль и тоска не отпускали годами. И каково было мое изумление, когда эта скорбь, терзавшая меня годами, ушла. Как будто Кто-то вынул из сердца занозу и залечил глубокую душевную рану. А ведь я об этом даже не просила!

Слава святителю Николаю, дивному сердцеведцу и утешителю в больших скорбях.

Ольга, Беларусь

Сын стал летчиком

И нам помог святитель Николай. Мой сын решил стать летчиком. Есть вузы военный и гражданский. В гражданском институте обучение либо на бюджетной основе, либо с целевым направлением, но об этом даже мечтать не приходилось.

У сына оставался один вариант - на военного летчика. Он прошел медкомисию в своем городе – «здоров». Поехали на ВВК на областную комиссию. Перед отъездом я сходила, помолилась перед иконой Николая Чудотворца и попросила его помочь поступить, если Богу угодно. И тут выявили, что он не годен - один глаз плохо видит. Мы были в шоке! Этого даже не ожидали, так как всегда было 100%-ное зрение. Вариант военного вуза сразу отпадал.

Что делать дальше, я не знала. Пришли расстроенные домой. И как мне пришла в голову мысль позвонить в одну авиакомпанию? Не знаю, где я нашла этот номер, но я позвонила и просто спросила, могут ли они дать нам целевое направление на учебу в гражданское летное высшее училище. И что вы думаете? Нас взяли в вуз по целевому направлению! Слава Богу за всё!

Лариса, Жуковский

Нескончаемая река благодати

Просматривая и читая свидетельства людей, я поняла, что святитель Николай - это нескончаемая река Божьей благодати. Сколько Он помогал мне, грешной и неблагодарной. Когда я в очередной раз забеременела, твердо решила рожать. Отец ребенка был категорически против. Но я почувствовала, что необходимо сохранить беременность вопреки психологическому давлению. Это последний шанс остаться человеком.

Было тяжело, очень много проблем. Но я была не одна. Со мной всегда был святитель Николай. Но самой страшной новостью оказался диагноз, который поставили плоду. Киста сосудистого сплетения головного мозга.

Я молилась со слезами к Господу, Пресвятой Богородице и святителю Николаю. И через месяц на контрольном УЗИ специалист сказал, что всё нормально! А сколько раз за этот месяц от разных врачей я слышала советы прервать беременность! Девочки, не делайте аборты! Пожалуйста!

Сейчас моему мальчику 9 лет. Однажды в храме, когда я плакала после исповеди, малыш обнял меня и сказал: «Мамочка, не плачь, Бог спасет нас».

Елена, Владикавказ

Малыш был спасен!

Мой ребенок после рождения попал в реанимацию - не раскрылись легкие. Малыша сразу положили в инкубатор на искусственную вентиляцию легких.

Шли дни. Не раз мой мальчик балансировал на грани жизни и смерти. Поэтому после несчетных кризисов и угроз для жизни решили крестить младенца прямо в детской реанимации. Врачи махнули рукой. Мол, делайте что хотите. Его состояние здоровья как сводка с поля боя. Что будет через час, никто не знал.

В храме попросила иеромонаха окрестить нашего кроху. На таинство взяли из дома две иконы. Одна святителя Иулиана, епископа Кеноманийского, другая - святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Первая привезена с Кипра, вторая куплена в лавке греческого города Уранополис. Образы писаны на доске. Но по размеру подошла только икона Николая Чудотворца.

Врачи-реаниматологи наблюдали, как монах прошел в реанимационное отделение и приступил к совершению таинства. После Миропомазания мы возложили икону Николая Чудотворца возле головы младенца. Интересно, что размер образа идеально вписался в пространство инкубатора. Кто видел, знает, сколько там трубок от систем жизнеобеспечения. Да и других датчиков тоже хватает.

«Только мой малыш и святитель Николай продолжали бороться за жизнь…»

Так кувез стал местом битвы между жизнью и смертью. Вспоминая сейчас всё прошедшее, удивляюсь, как смог выжить наш ребенок? Это был ад! Другого слова не найти. Все детки, когда-либо лежавшие по соседству, ушли из жизни. И только мой малыш и святитель Николай продолжали бороться за жизнь…

Икона простояла в кувезе 3,5 месяца без каких-либо внешних изменений! Ни подогреваемый и увлажняемый воздух, ни частое протирание иконы раствором не изменили качество доски и яркость красок на ней!

Но главное чудо для меня - это возвращение домой с малышом после шести месяцев пребывания в больнице! И хотя наши душевные и телесные раны заживают при помощи Божией и увеличении степени нашего воцерковления, но всякий раз, глядя на образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, вспоминаются слова молитвы: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!».

Анна, Архангельск

Вымоленный муж

Расскажу очень поучительную свою историю. Был у меня как-то молодой человек. Пил, гулял, деньги брал в долг и не отдавал. А мне, дурочке, казалось, что я его люблю. И молилась я святителю Николаю Мирликийскому, Чудотворцу, чтобы мы вместе были. Так вот, один раз, молясь у иконы в храме, я совершенно четко услышала: «Будет тебе твой… (имя), только не пожалей потом». Строго так.

Я обрадовалась – думаю: уж не пожалею. И действительно, паренек этот в очередной раз вернулся из своего загула. А вскоре я с верующими людьми познакомилась и потихоньку стала на «своего» другими глазами смотреть. Началась у меня другая жизнь и интересы - курить бросила, причем без проблем совершенно. А «мой» все фортели свои продолжал выкидывать. И как-то отдаляться мы стали. И однажды он ушел совсем. Прихватив, к слову, определенную сумму денег. Что стало окончательной точкой в этой истории.

Муж мой теперешний не пьет и не курит вообще. И даже не начинал никогда. И семьянин хороший, всё в дом. И дочка, слава Богу, здоровенькая. А о «бывшем» кроме как со смешанным отвращением и не вспоминаю.

Слава Богу и святому Николаю, заступнику нашему! Показал он, что исполнить всё можно. Да не всегда нам нужно то, о чем молимся. Иногда наше упорство достойно лучшего применения. Поэтому да будет воля не моя, а Твоя, Господи!

Екатерина, Саратов

Один с машиной, второй - с деньгами

Поехал я как-то в Екатеринбург. С городом не знаком. И, как позже выяснилось, припарковался в неположенном месте. Отлучился на полчаса, а машину уже увез эвакуатор. А все документы и деньги я оставил в салоне авто. Что делать? Позвонил 102, назвали там адрес местонахождения моей машины. А я и не знаю, где это. Стал на дороге голосовать. Минут 10 простоял, ни одна машина не остановилась, и я взмолился: «Святителю отче Николае, помоги поймать попутку». И уже вторая машина после молитвы остановилась. Рассказал водителю ситуацию. Тот посетовал, что бензин кончается. Обещал ему всё компенсировать. Пока ехали, разговорились. Выяснилось, что водитель сейчас сидит без денег. С женой из-за этого поссорился, а ему долг человек не отдает. Довез меня до штраф-стоянки. Заплатил я ему щедро. Он уехал домой к жене довольный и радостный. Очень мы друг друга благодарили. Вот так святитель Николай помог одновременно двум людям в сложных ситуациях. Слава Богу за всё!

Алексей, Екатеринбург

Панихида по родителям святого

Было время, когда у меня шла череда похорон. И я осталась одна. Вдобавок и работы лишилась. Старенький священник посоветовал: «Закажи панихиду по родителям святителя Николая Чудотворца - Феофана и Нонны». Что я и сделала, стала регулярно поминать их ежедневно. А через полгода я уехала в Рим. И еще через год вышла замуж за обеспеченного человека, который не курит, не пьет, не материться. И живу я в пяти(!) минутах от храма, где покоятся мощи Николая Чудотворца!

Мария, Бари (Италия)

Исцеление больной собаки

«Блажен, иже скоты милует». Была у меня собака, английский бульдог. Внезапно у нее началась рвота, аппетит исчез. Отвезла ее в клинику. На УЗИ был виден камень в желудке (проглотила). Состояние было критическим: отказывали почки. Тогда я стала истово молиться святителю Николаю и попросила дать пожить моему питомцу еще год. Вопреки пессимистическим прогнозам операция прошла успешно, и собака быстро пошла на поправку. Она прожила еще 1,4 года и тихо ушла 19 декабря.

Елена, Санкт-Петербург

Ника по молитвам святителя Николая

Моя сестра никак не могла выносить ребенка. Три беременности замирали в развитии. Во время четвертой беременности она горячо молилась, чтобы доносить малыша. Наконец начались долгожданные роды. И очень непростые. А в операционной очередь на кесарево. Мы все молились! В это время в Москву привозили мощи Чудотворца. Я плакала и молилась только об одном: помоги сестре родить живого ребенка. И родилась чудесная девочка! Назвали ее Ника - победа! Господь победил «естества чин» и молитвами святителя Николая, несмотря на диагнозы врачей, даровал малышке жизнь.

Мария, Вологда

Особо ощущаю его присутствие в жизни

Не счесть случаев, сколько мне помогал Николушка. Но самую ощутимую помощь от него я испытала, будучи беременной третьим ребенком, когда меня оставил муж. С кредитом на квартиру, без работы и без всякой помощи. Несмотря на катастрофическую ситуацию, всегда находились деньги. Я просила о помощи Господа, Богородицу и разных святых. Но почему-то всегда чувствовала присутствие святителя Николая.

Однажды возникла дерзновенная для тогдашнего финансового положения мечта: побывать в Бари и поклонится его святым мощам. Потом эта просьба вылетела из головы. И тут я узнаю, что в Россию привозят его мощи! Слава Господу за всё!

Ольга, Ростов-на-Дону

Экология жизни: Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю...

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник.

19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого,

В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний.

22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

День Святого Николая: история и традиции праздника

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

Глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

Глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух…Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу...

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны… И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию!, всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Аминь!

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Православные верующие вспоминают в этот день одного из самых почитаемых на Руси святых - Святителя Николая Чудотворца.

День памяти Святителя 19 декабря установлен в честь его кончины в 342 году. Великий Угодник Божий почитается всем православным миром. Но ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.

Вся жизнь святого Николая - это служение Богу. Со дня рождения он явил людям свет будущей славы Великого Чудотворца.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу.

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность.

В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли - пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, святитель Николай решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Отец выдал старшую дочь замуж. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом, а затем третий. В последний раз отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее.

Наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его - Николай.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.).

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по искоренению язычества и ересей.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря (19 декабря по нов. ст.) 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

Святитель Николай – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Его знают не только православные, но и калмыки-буддисты, называя его Микола-бухран (Правота веры), монголы называют его Саган-Убукгун (Белый старец) и питают к нему глубочайшее уважение.

До начала XX века имя Николай было одним из самых популярных. Почему же так случилось, что слава об этом святом разнеслась по всему миру? Может быть, потому, что при жизни он был настолько известен и популярен, что память о нем сохранилась через века? Нет, братья и сестры, о его жизни вплоть до последнего времени было мало что известно. В древних жизнеописаниях есть большая путаница в отношении биографии Николая Чудотворца. Житие Николая Мир Ликийского и Николая Пинарского (Синайского) перепутались друг с другом, т.к. оба жили в одно время, оба были из Ликии, оба архиепископы и оба почитались как чудотворцы. Эти совпадения привели ко многим заблуждениям и просуществовали не один век. Церковные историки знают эту проблему. Серьезные научные исследования биографии Николая Чудотворца появились сравнительно недавно.

Жизнь и слава Николая Мирликийского – пример того, что истинная святость не нуждается в документальном биографическом подтверждении. Она сама по себе является самодостаточным и очевидным фактом. Мы почитаем святых не потому, что читали о них и знаем их биографию. А потому, что они здесь и сейчас находятся рядом с нами: помогают, молятся, заступаются за нас, участвуют в нашей жизни. Участие в жизни христиан святителя Николая было, есть и остается столь очевидным для многих поколений христиан, что не нуждается в каком-либо еще дополнительном подтверждении.

В 1953 году были проведены анатомо-антропологические исследования святых мощей Николая Чудотворца. Исследованиями занимался известный профессор Луиджи Мартино.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него исходило удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т.е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

В результате чего был воссоздан внешний лик великого святого.

Немаловажен тот факт, что этот образ практически полностью совпадает с прижизненным изображением святителя Николая.

В результате исследования жития святого открылось еще множество малоизвестных фактов его биографии.

Например, святитель Николай спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Он поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили Литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию и накинул на солнечный луч, чтобы тот не ослеплял правителя. Мантия не упала, а повисла в воздухе! Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.

Для человека, не понимающего величие замысла Божия о нас, эти факты кажутся не более чем забавной сказкой. Но мы забываем о том, что законы физики, термодинамики, причинно-следственные связи, которые теперь управляют нами, на самом деле нам должны быть подвластны. И в состоянии обожения человек управляет ими, а не они им. То, что нами воспринимается как чудо, является естественным свойством человека, облаченного в благодать.

Святитель понимал, что император может передумать, и надо как можно скорее огласить этот документ в Ликии, но дорога туда занимала шесть дней. Архиепископ Николай нашел в храме тростниковую трубку, положил в нее царский указ и с молитвой бросил документ в море. И тот чудом оказался на родине Святителя – за сотни миль. В ту же ночь Святитель явился во сне одному священнику из Мир, повелел спуститься в гавань, найти на берегу грамоту и прочитать ее народу. Через три дня, под давлением придворных, Константин переменил решение и попросил грамоту назад. Он не мог поверить, что указ уже оглашен, и послал в Ликию гонцов выяснить, каким образом документ туда прибыл. После того, как императору верные люди доложили о чуде, он усмотрел в этом волю Божию и оставил свое решение в силе. Эти подробности жизни святителя Николая были найдены в четырех древнейших греческих манускриптах.

Кто-то из циников, наверное, подумает: да всё это поповские сказки. Нет, не сказки это! Сила действия благодати Божией не имеет границ и пределов возможностей. То, что мы и сейчас по молитве святому получаем просимое, только лишний раз подтверждает это высказывание. А снижение налога подтверждается историческими документами.

Бог и при жизни, и после отшествия святителя Николая на небо всегда оказывал ему покровительство и защиту. Когда мусульмане в 792 году по приказу халифа Харун Ар-Рашида послали начальника флота Хумейда уничтожить гробницу и мощи святителя Николая, то вместо раки святого они разбили другую, рядом стоящую гробницу, и только они успели это сделать, как на море поднялась такая буря, что все суда Хумейда были разбиты в щепки.

Зная силу и славу святого у Бога, сатана делает всё возможное, чтобы как можно больше поглумиться над его святостью. И нужно сказать, что ему это удается. Первоначально от имени святителя Николая дарились подарки детям 6 декабря (19 по нов.ст.) в Европе. Однако в период Реформации, когда протестанты выступили против почитания святых, святой Николай был заменен на абстрактного Санта Клауса, а у нас – на деда Мороза. Красная архиерейская мантия превратилась в неуклюжий наряд, а возвышенный лик святителя – в гламурненького смешного старикашку.

Всё это безобразие стало беспощадно коммерциализироваться, так что наши дети уже давно не знают и не понимают, кто такой святитель Николай Чудотворец. Безграмотные школьные учителя поддерживают миф о «Николайчике», как будто речь идет о каком-гибудь персонаже голливудских мультфильмов: о Бетмене или Человеке-Пауке.

Сатана не мог ничего другого придумать, как нарисовать в развращенном обезбоженном мире антипод, карикатуру на великого и славного святителя. Но слава святителя Николая Чудотворца от этого не умалится, так как Бог поруганным не бывает. Для нас же с вами пример святителя Николая – это образ того, как велик и глубок человек в замысле Божием о нем.

Вконтакте

Похожие статьи

  • Предлоги в немецком языке (перевод немецких предлогов)

    October 26th, 2017 , 11:42 pm Давно хотела написать о различии временных предлогов VOR-SEIT-AB. Их часто путают или вообще не ориентируются, где и как их употреблять. Недоучили, недообъяснили и так и пошло дальше. Хотя на самом деле эти...

  • Как рассказать по-немецки о хобби и увлечениях Meine freizeit топик по немецкому

    Люди по-разному планируют свой досуг. Все зависит от того, чем увлекается человек, какой у него характер и чего хочет он и его семья. Что касается меня, то я провожу свое свободное время очень разнообразно. Я очень активный человек и не...

  • Изменение штатного расписания — что нужно знать

    Необходимость корректировки названия должности влечет за собой внесение правок в штатное расписание. Переименование должности на предприятиях с государственной долей или тарифной системой оплаты проводится в четком соответствии с...

  • Различные типы графиков на английском

    IELTS Academic Writing - сегодня мы будем учиться описывать диаграммы, графики и таблицы на английском языке. Я расскажу о том, как оценивается IELTS essay и возможна ли самостоятельная подготовка к ielts. Мы также разберем примеры writing...

  • Нужно ли у Бога что-то вымаливать?

    Личная жизнь у меня не складывалась с 29 лет. Соседка по даче посоветовала покреститься, а вдруг Бог даст. Но, к сожалению, мне уже 46 лет, и я все еще одна. Чесно говоря, я покрестилась, чтобы выйти замуж, но потом поняла, что это...

  • Домовой в квартире — признаки присутствия и недовольства

    Издавна считается, что домовой обитает лишь в тех домах, где присутствует чистота, покой, хорошие отношения между жильцами. Он охраняет свое жилище и на его территорию. Как узнать, есть ли в доме домовой, и стоит ли с ним...