Комментарии к посту «Народные праздники. Календарь праздников: зима Зимние русские народные праздники

Зима в России богата не только на снег и морозы, но и на праздники. Причем многие из них не просто "красные дни календаря", а настоящие торжества, сопровождаемые веселыми гуляньями, а также выходными.

Какие же зимние праздники есть в России? Когда и как они отмечаются?

День Святого Николая

19 декабря - это приятное воспоминание из детства многих россиян. Именно в этот день раньше принято было дарить подарки детям. Еще несколько десятилетий назад в этот зимний детский праздник писали письма не Деду Морозу, а именно Святому Николаю. Такой обычай появился благодаря одному преданию.

В давние времена жил на Руси бедный человек, который не нажил никакого состояния. Но у него было трое дочерей, содержание которых пало на плечи отца. И чтобы хоть как-то поправить свое материальное состояние, отец отправил дочерей зарабатывать деньги, но греховным способом - блудом. Николай Чудотворец узнал об этом и решил спасти девушек от такой жизни. Три ночи подряд он тайно проникал в комнату каждой и оставлял каждой по золотому слитку. Неизвестно, как, но народ узнал об этом благородном поступке.

Спустя время, когда День Спасителя Николая стал праздником, одним из обычаев стало написание письма с просьбой к Николаю. Особенно полюбился этот праздник детям. Ведь родители подкладывали им подарки тайно, якобы от Чудотворца.

Новый год. Весело и ярко

Череда зимних начинается с главного торжества - Нового года. Официальной датой является 1 января, узаконенное Петром I в 1699 году. Наверное, многие знают, что до XV века Новый год отмечали в марте, а с XV века - в сентябре. И только Петру мы обязаны зимними гуляниями и наряженной елкой.

И какой же Новый год без традиций?

    Главная и самая приятная - это наряжание елки. После того как Новый год стал зимним российским праздником, в домах знати было принято украшать веточки ели. А вот полноценные елки стали ставить только в 30-е годы XIX века.

    В том же XIX веке появилась и укоренилась еще одна новогодняя традиция - пить на праздник шампанское. Правда, поначалу напиток был принят скептически: его "взрывающаяся" пробка и обилие шипучих пузырьков пугали непривыкший к таким напиткам советский народ.

    Пышное застолье. Без этой традиции торжество представить себе трудно. Украшать стол не только блюдами, но и красивым оформлением стало модным еще во времена правления Александра III. Особое внимание уделялось сервировке: на столах, помимо красивого сервиза, стояли свечи, еловые веточки, изысканные салфетки и скатерти. Оформлению блюд тоже оказывали должное внимание. Но нововведением стало оформление меню: на красивых карточках с вензелями и прочими узорами писали названия подаваемых блюд.

    Праздничное гуляние. Еще с начала ХХ века у россиян появилась новая традиция - встречать Новый год дома, в кругу родных и близких, а после полуночи идти развлекаться в рестораны или другие развлекательные места. В современной России стало популярным отмечать торжество на Красной площади, где устраиваются концерты, массовые катания на коньках и салюты.

    Писать По одной из версий, эта традиция перешла в Россию из США. Американские дети пишут письма "аналогу" нашего Деда Мороза - Санта Клаусу. По поверьям, на подарки могут претендовать только те дети, которые весь год вели себя хорошо.

Ночь с 31 декабря на 1 января считается волшебной. Если быть точнее, то та единственная минута, являющаяся границей смены времен. Именно пока она длится, принято загадывать желание.

Так что, можно сказать, зимний праздник Новый год наделен не только волшебством, но и мистикой.

Рождество

7 января отмечается Рождество Христово. Поскольку оно входит в категорию новогодних праздников, то на Рождество елку еще не убирают. Пышные застолья не организовываются, но в некоторых религиозных семьях на торжество готовят свои традиционные блюда. В церквях проводятся ночные богослужения, которые собирают под сводом купола большое количество народа всех возрастов. Служение во имя рождения Христа длится всю ночь.

За 40 дней до Рождества устанавливается пост, который особо ужесточается 6 января - в канун праздника. 7 января пост оканчивается.

Старый Новый год

Старый по старому стилю) - российский зимний праздник, в 2018 году отмечающий свое столетие. Именно с 1918 года каждый год 14 января, а, точнее, в ночь с 13 на 14, и проходит это торжество.

Однако празднуют его далеко не многие, да и не так грандиозно, как Новый год. Но это лишний повод собраться семьей или друзьями, пересмотреть повтор новогодней телевизионной программы.

В Старый Новый год принято ходить по домам и "посевать". По домам ходят дети или взрослые и посыпают порог дома зерном, приговаривая: "Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!" Эта традиция сохранилась с древних времен, когда Новый год отмечали весной. А посевание - это пожелание хорошего урожая.

Крещение

19 января - Крещение Господне. Главной особенностью праздника является крещенская вода, которая в этот день приобретает целительные свойства. С раннего утра люди спешат в церкви на освящение воды. Ночью совершаются массовые купания в прорубях под открытым небом. Именно на 19 января все ожидают крещенских морозов - самых лютых за всю зиму. Это подогревает интерес к купанию. Считается, что, искупавшись в ледяной воде, человек не только укрепляет здоровье, но и "заново рождается" - снимает с себя бремя свалившихся проблем и чувствует себя свободным.

Ранее 19 января принято было убирать елочные игрушки до следующего года, а елку сжигать. Сейчас это неактуально.

День Святого Валентина

14 февраля отмечается очень популярный праздник - День Святого Валентина, или День влюбленных. Это заимствованное торжество, которое прочно укоренилось в России и завоевало всенародную любовь. Даже исконно русский Петра и Февронии (8 июля) не так широко отмечается, как Валентинов день.

День защитника Отечества

23 февраля - День защитника Отечества, когда принято поздравлять всех мужчин, независимо от того, причастны ли они к армии. По сути, все мужчины - защитники Родины.

Праздник приурочен к созданию Красной Армии в 1918 году. Но отмечаться он начал спустя 4 года, сопровождаемый военными парадами.

Какие еще есть праздники в России

Вышеперечисленные торжества являются самыми популярными в стране. Их справляют по всем правилам гуляний, и большинство из них предусматривают наличие выходных дней.

Однако русские зимние праздники на этом не заканчиваются. Есть еще множество исконно русских гуляний, которые берут начало еще со времен язычества. Многие из них остались только лишь на слуху и не отмечаются так, как раньше. Но не упомянуть их нельзя.

Декабрьские

  1. 1 декабря - праздник начала зимы. В древние времена первый зимний день был ориентиром на весь период, вплоть до весны. Говорили так: "Каков Платон и Роман - такова и зима нам!" То есть, если день 1 декабря начинается с морозов, то и вся зима теплом отличаться не будет. В этот праздник люди выходили на улицу и веселились, приветствуя новое время года.
  2. 7 декабря - празднование Екатерины-санницы. В этот день открывали период гаданий на суженого, который продолжался вплоть до январских Святок. Еще одной особенностью "Екатерины" являлись саночные катания. Их проведение несло не только развлекательный смысл, но и психологический. Катания на санках снимали все душевные тягости и заботы.
  3. 9 декабря - Юрьев день - еще один зимний праздник, отмечаемый на Руси, а теперь и в России. Еще до принятия Христианства на Руси этот день был самым главным в декабре. Кстати, поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" приурочена к этому празднику. В 1607 году она была "случайно брошена" как реакция на то, что в России "стартовало" крепостное право.
  4. 13 декабря - Андрей Первозванный. Торжество посвящено первому ученику Христа, который говорил о том, что в скором времени на Руси будет распространена новая вера. Особенно любили этот праздник незамужние девы, которые активно начинали гадать на суженного и молиться, прося Бога послать хорошего супруга. Верилось, что именно в молитвы приносят свои плоды.
  5. 19 декабря - Никола Зимний. Это время почитания старейшин рода.
  6. 22 декабря - Анна Темная (или Зимняя). Время зимнего солнцестояния, когда солнце "перенастраивалось" на весеннее время.
  7. 25 декабря - Спиридон-Солнцеворот. С этого момента люди прославляли солнце, рисовали круги как символ, устраивали гуляния.
  8. 31 декабря - не только празднование Нового года. Столетия назад этот день назывался Концом Студеного месяца. После него солнце набирало обороты и направлялось к весне. В этот день было принято поддерживать огонь в печи или на свечи, на кострах. Считалось, что это не только помогает солнцу, но и отпугивает нечисть. Сейчас такой огонь заменили елочными гирляндами и праздничными свечами.

Январские

  1. 1 января - первый день Нового года. Но до указа Петра I 1 января было датой почитания святого христианского мученика Вонифатия.
  2. 2 января - день Игнатия Богоносца.
  3. 6 января - Сочельник.
  4. 25 января - Татьянин день.

Февральские

  1. 10 февраля - Кудесы. Это дата почета и проявления уважения к Домовому - хранителю домашнего очага. В этот день было заведено задабривать представителя нечисти, несущего только добро. На столе оставляли угощение в знак того, чтобы Домовой не покидал дом и перестал кудесничать.
  2. 15 февраля - Сретение, то есть "середина" между летом и зимой. С этого момента люди жили в ожидании весны и скорейшего тепла. 15 февраля все людские молитвы были обращены к солнцу, к просьбам о его скором приходе. Если в этот день была солнечная погода, это означало, что весна не за горами. А вот если было пасмурно, значит, морозы еще заявят о себе.
  3. 24 февраля - Власьев день - дата почитания языческого Бога Велеса, покровителя домашнего скота и всех зверей.
  4. Последняя неделя февраля - проводы зимы, Масленица.

P.S.

Зимние - это самые веселые торжества в году, сопровождаемые пышными гуляниями и грандиозными застольями. А обилие снега и мороза только усиливает задор и желание продолжить празднование на улице.

Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай "казать молоду"- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.

22 Декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.

25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот . "солнце – на лето, зима- на мороз."

Январь

Просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень – новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое начало нового сияния . Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, начало жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

Рождественский Сочельник 24 декабря/ 6 января Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)

Рождество 25 декабря/ 7 января - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), гадания (наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы) , ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. Колядование - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства)Колядовщики – «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны. Эротизм - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: Святые вечера и Страшные вечера .

Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). Необмолоченный сноп Дед, солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

Рождество Христово – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.

Васильев день 1 / 14 января Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

Оканчиваются Рождественские святки.

Крещение 6 / 19 января . У язычников – водокрес - , религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

История большинства русских народных праздников очень сложная, они зарождались еще в дремучие времена, когда славяне ничего не знали о письменности и даже христианстве. После крещения одни из них были запрещены, а другие трансформировались и гонениям не подвергались. Например, Комоедица становится , а праздник Солнца превратился в Купалу. Православие сильно изменило жизнь русского человека, но он старался по-своему приспособиться к переменам, что привело к возникновению новых примет, заговоров, песен, гаданий. Чисто христианские русские праздники стали обрастать народными обычаями, во многом похожими на языческие обряды.

Основные русские народные праздники и традиции

С наступлением холодов простолюдины могли отдохнуть, появлялась возможность спокойно играть свадьбы, устраивать массовые гуляния, ходить в гости. Может поэтому существует такое множество именно зимних русских народных праздников. Самым настоящим веселым славянским комплексом являются , которые отмечаются с 6 по 19 января. На протяжении двух недель происходят масштабные игры, с колядованием, посеванием, хождением в гости. Проводится много обрядов, ничего не имеющего общего с христианством, например, гадания или ритуалы, которые должны повышать плодородие.

Крещенский сочельник предваряет празднество Крещения (18.01) и его еще называют Голодной кутьей. Соблюдался строжайший пост, до появления первой звездочки следовало от пищи воздерживаться. На вечерней службе люди святят воду и затем с помощью колосьев освящают ею свое жилище, хлев, все уголки усадьбы, чтобы семья избежала болезней, а в дом пришел достаток.

Многие русские народные весенние праздники напрямую связаны с Пасхой . Подготовка к Воскресению Христову проходила на Страстной неделе. Дом следовало убрать, обязательно люди купались, красили яйца и пекли куличи, следовало поминать умерших родственников. Сама Пасха для народа превратилась в событие громадного значения. Возле церкви освящались куличи, яички, разные кушанья, людям позволялось после строжайшего поста разговляться и гулять. Обязательно следовало христосоваться при встрече и поздравлять дальних родственников открытками и письмами.

Не менее почитаемы и летние русские народные праздники. Троицу отмечают в июне на 50-й день после Воскресения Христова. Седьмая неделя имела свой мистический смысл и называлась еще «русальной неделей». Другое ее популярное наименование – Зеленые Святки. Девушкам следовало плести венки и загадывать судьбу на Троицын день, если они хорошо плыли, то можно было ожидать скорого замужества. Букеты и ветки освящали в церквях, а затем зеленью украшались дома. Позже их не выбрасывали, а сушили и хранили в качестве сильных оберегов.

Приятным и ожидаемым событием считался Медовый Спас (14.08) с которого начинался сбор сладкого продукта. По традиции в этот день рекомендовалось освящать колодцы и проводить чистку старых источников. Для православных данное событие является началом Успенского поста.

Сейчас Ильин день (2.08) посвящен христианскому пророку, но некоторые оригинальные народные традиции свидетельствуют о глубоких славянских корнях праздника. Фактически для предков этот святой заменил грозного Перуна. Недаром и сейчас бытует верование, что Илья грозами и дождем управляет. После данного праздника не рекомендовалось в речке купаться.

На Яблочный Спас (19.08) проводилось освящение яблок и разрешалось их есть, ранее этого дня в народе кушать сладкие плоды возбранялось. Лучше всего было угостить вначале яблочками неимущих с сиротами, поминая, таким образом, предков, а только затем угощаться самим. Фактически данный русский народный праздник означал встречу осени. Перед закатом на Яблочный Спас люди выходили на природу с песней проводить солнышко и уходящее теплое лето.

Вы думаете зимние праздники это только Новый год, Рождество и иногда Масленица? Ах да, с недавних пор к нам добавился День Святого Валентина. И все? Не тут-то было! Этот холодный сезон богат радостными событиями, некоторые из которых могут стать традиционными в вашей семье, или компании.

Праздники декабря

Первый месяц зимы заканчивается весьма феерично, этим он и знаменит. Но подготовку к главному событию зимы лучше начинать постепенно, уже с начала декабря. Благо, возможностей для этого масса:

Никогда не писали писем Деду Морозу? Самое время начинать, для этого есть специальный день – 4 декабря;
- 7 декабр я во всем мире празднуется День гражданской авиации;
- 10 декабря вам предоставляется выбор: либо празднуйте Всемирный день футбола, если любите этот вид спорта. Либо устраивайте застолье в честь Дня прав человека;
- не знаете, какие праздники зимой можно отметить в движении? Готовьте откровенный наряд и зажигательную музыку для самого страстного праздника – Дня танго 11 декабря , а перед этим учитесь танцевать дома самостоятельно , чтобы поразить всех;
- 12 декабря День Конституции РФ;
- чай для зимней поры - это как бензин для автомобиля: без него дальше кровати бы никто не доехал. Его Всемирный день отмечается 15 декабря ;
- православные праздники зима преподносит в облике Дня Святителя Николая Чудотворца 19 декабря;
- 22 декабря профессиональное торжество у энергетиков;
- 25 декабря стучится в двери всех католиков и некоторых православных ;
- народные праздники зимой не могут обойтись без 31 декабря , когда начинаются волнительные, хлопотные, но такие любимые приготовления, ведь это канун Нового года!

Список январских праздников

Обилие официальных выходных, ломящийся от вкусностей холодильник и непрекращающийся поток гостей – вот чем любим январь. Мы знаем, какие праздники отмечают зимой, и поможем вам не запутаться в нескончаемой веренице красных дней календаря:

1 января – первый праздник зимы в новом году. Его светлое время суток мало кто помнит, но вот ночную часть торжества пропускают только младенцы; - церковные праздники зимой включают в себя такое весомое событие как , которое празднуют все православные христиане 7 января ;

- 11 января отмечается самый вежливый из праздников – День «Спасибо». Чем больше слов благодарности вы отдадите, тем больше позитива получите взамен;
- хорошего много не бывает – 14 января – Старый Новый год;
- 15 январ я празднует свой день рождения Википедия. Спасибо ей за наши энциклопедические знания!
- какие праздники зимой позволяют проверить силу духа, веры, так это Крещение Господне 19 января ;
- пользуйтесь моментом насладиться теплым общением с близкими – 21 января День объятий и пусть весь мир подождет;
- День эскимо 24 января – официальный повод полакомиться нетипичной для зимней поры сладостью;
- студенты – это те, кто на себе проверил силу притяжения на утренних лекциях, поставил рекорд по скорости написания курсовой в последнюю ночь перед сдачей и у них есть свой праздник – Татьянин день, 25 января ;
- 26 января – День таможенника международного масштаба;
- испытайте силу своей воли с помощью Международного дня, проведенного без Интернета 31 января . А вы сможете продержаться?

Праздники в феврале

Самому короткому месяцу в году тоже есть чем удивить:

— 2 февраля . Где-то отмечают День сурка , а в России — День встречи выпускников . В этот день , поздравляют учителей, собираются в школе, в кафе.
- 5 февраля отмечают праздник все эрудиты, для которых книга – верный спутник по жизни, друг и брат;
— 5 февраля — Китайский . Если вы не все желания успели загадать, то у вас есть возможность это сделать
- 6 февраля есть смыл посетить развлекательные, питейные заведения. Так вы не только поздравите с профессиональным праздником барменов , но и получите возможность поучаствовать в конкурсах, понаблюдать за состязаниями трудяг стойки;
- 7 февраля – настоящий спортивный праздник зимы – День зимних видов спорта;
- отличный повод посетить стоматолога и заодно поздравить с его международным праздником – 9 февраля;
- 14 февраля Мир озаряет свет от небесно-белых крылышек вестника любви Купидона. Это день мимишных валентинок, памятных сувениров, и горячих признаний - День святого Валентина ! Присылайте любимым .
- 17 февраля, отмечается День спонтанного проявления доброты. В этот день нельзя сдерживать благородные порывы: захотели покормить котенка – вперед, поучаствовать в благотворительном марафоне – пожалуйста, главное, чтобы вы искренне этого хотели;
- сложно представить праздники зимой в России без Масленицы . В 2019 году Масленица начитается в марте
- 23 февраля в ряде стран отмечается ;
- у каждого из нас есть свой лотерейных билетик, просто мы не всегда воспринимаем его всерьез. Доверьтесь судьбе и поучаствуйте в лотерее в День ее рождения 24 февраля.

Рождество – один из любимых праздников русского народа. С него начинались Зимние Святки (двухнедельный период от Рождества до Крещения, в середине которого отмечался Новый год). Рождество по времени совпадало с зимнем солнцеворотом, когда начинал постепенно увеличиваться световой день (69, С. 80).

С утра рождественского дня в православной Руси было принято колядовать (от слова «коляда»). Точный смысл и происхождение слова «коляда» пока не установлены. Суще­ствует предположение, что оно имеет нечто общее с римским словом «календа», что означает начало каждого месяца (от­сюда и слово «календарь»). Другая гипотеза сводится к тому, что слово «коляда» происходит от слово «коло» – круг, ко­ловорот и означает конец солнечного круга, его «поворот» на лето («Солнце – на лето, зима – на мороз», – гласит русская пословица).

Колядовали чаще всего дети и молодёжь, реже взрослые. Хозяева одаривали ряженых, приглашали их в дом, угощали.

День Рождества повсеместно отмечался славлением Христа. С поздравлениями и пожеланиями благополучия дети, подростки, молодёжь, а иногда женатые мужчины и женщины обходили крестьянские дворы. Во главе небольшой процессии несли звезду.

П. Транковский. Путешествие со звездой

Святки отмечались с 25 декабря (7 января) до 6 января (19 января). Первые шесть дней назывались «святые вечера», вторые шесть - «страшные вечера». У древних славян на этот период приходились праздники, связанные с культом природы, ее возрождением, поворотом солнца к весне и увеличением продолжительности светового дня. Этим объясняются многие условно-символические действия, дошедшие до нас с языческих времен. Религиозно-магические обряды, направленные на заботу о будущем урожае, заклинания о приплоде скота символизировали начало подготовки к весне, к новому циклу земледельческих работ.

Снова дети и молодежь ходили по домам с поздравлениями и песнями-колядками. У каждого участника обряда была своя любимая колядка, которую он пел хозяину дома и членам его семейства.

В течение двух недель все население собиралось на праздничные вечеринки – так называемые посиделки и игрища, на которых пели хороводные и плясовые песни, частушки, устраивали всевозможные игры, разыгрывали сценки; сюда же приходили ряженые.

Ряженье было одним из любимых развлечений молодежи. Некогда ряженье имело магический смысл, но со временем оно превратилось в развлечение.

Завершает Зимние святки христианский праздник - Крещение , накануне которого отмечается крещенский сочельник, последний день святочных гуляний. Крещение – один из двенадцати главных (двунадесятых) христианских праздников. В основе его лежит евангельское сказание о крещении Иисуса в реке Иордань Иоанном Крестителем.


Накануне Крещения девушки гадали. При этом часто звучали так называемые подблюдные песни, под которые из сосуда с водой вынимались предметы, принадлежащие той или иной участнице гадания Слова песни, исполнявшиеся при этом, должны были предсказать те или иные события в жизни девушки.

На Руси празднование Крещения сопровождали обря­ды, связанные с верой в животворную силу воды. Главное событие праздника – водосвятие – обряд великого освяще­ния воды. Он проводился не только в православных храмах, но и в прорубях. Во льду делалась прорубь в виде креста, ко­торая по традиции называется Иорданью. К ней направляется после церковной службы возглавляемый священником крест­ный ход. Освящение воды, торжественный крестный ход воз­ле Иордани, наполнение сосудов святой водой – составные элементы этого ритуала

По обычаю, на Крещение в народе устраивались смот­рины невест: нарядные девушки стояли около Иордани и парни со своими матушками присматривали себе невест

В этот день русский народ внимательно следил за пого­дой. Было подмечено, что если во время хождения по воду идет снег, то будущий год будет хлебородный.

Одним из любимейших праздников русского народа была Масленица – древнеславянский праздник, знаменую­щий прощание с зимой и встречу весны, в котором сильно выражены черты аграрного и семейно-родового культов. Для масленицы характерны многие условно-символические дей­ствия, связанные с ожиданием будущего урожая и приплода скота.

Целый ряд обрядовых моментов показывает, что мас­леничные празднества были связаны с обращениями к солн­цу, «идущему на лето». Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны были помочь солнцу одержать верх над зимой - сезоном холода, мрака и временной смерти приро­ды. Отсюда и особое значение солярных знаков в ходе празд­ника: образа солнца в виде катящегося горящего колеса, блинов, катания на лошадях по кругу. Все обрядовые действия направлены на помощь солнцу в его борьбе с холодом и зимой: первобытные люди как бы не верили, что солнце непременно совершит свой круг, ему надо было помочь. «Помощь» человека выражалась в семильной магии – изображении Круга или кругового движения.

Масленица - самый веселый, разгульный праздник, ожидавшийся всеми с большим нетерпением. Масленицу на­зывали честной, широкой, веселой. Величали ее и барыней Масленицей, госпожой Масленицей.

Уже с субботы накануне праздника начинали отмечать «малую масленку ». В этот день дети с особым азартом катались с гор. Существовала примета: кто дальше прокатится, у того в семье уродится лен длиннее. В последнее воскресенье перед масленицей было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать всех в гости на масленицу.

Масленичная неделя была буквально переполнена празд­ничными делами. Обрядовые и театрализованные действа, тра­диционные игры и забавы до отказа заполняли все дни. Во мно­гих областях России принято было делать чучело Масленицы из соломы, наряжать его в женское платье и возить по улицам. По­том чучело ставили где-нибудь на видном месте: здесь в основ­ном и проходили масленичные развлечения.

На масленицу царила атмосфера всеобщей радости и веселья. Каждый день праздника имел свое название, за каж­дым закреплены были определенные действия, правила пове­дения, обычаи и пр.

Первый день - понедельник - назывался «встреча масленицы». Второй день праздника - вторник - назывался «заигрыши». Третий день масленицы - среда - носил название «лакомка». «Широкий» четверг - это кульминация праздника, его «разгул», «перелом». Пятница - «тещины вечерки»: праздник еще кипит, но уже начинает двигаться к своему завершению. Суббота - «золовкины посиделки». В этот день моло­дая невестка приглашала своих родных к себе. Последний день масленицы - воскресенье - называ­ется «проводы», «целовник», «прощеное воскресенье» (69, С. 80-90).

Весенние праздники. Приход весны в народном сознании был связан с пробуждением природы после зимнего сна и в целом с возрождением жизни. 22 марта, в день весеннего равноденствия и начала астрономической весны, на Руси праздновались Сороки . Существовало поверье, что именно в этот день сорок птиц, сорок пичуг возвращаются на родину и сорока начинает вить гнездо. Хозяйки к этому дню выпекали из теста весенних птичек - жаворонков. Подбрасывая их вверх, дети пели заклички – короткие зазывные песенки, зва­ли («гукали») весну (69, С. 90).

Приход весны, прилет птиц, появление первой зелени и цветов всегда вызывали радость и творческий подъем у наро­да. После зимних испытаний появлялась надежда на хоро­шую весну и лето, на богатый урожай. И поэтому народ все­гда отмечал приход весны яркими, красивыми обрядами и праздниками.

Наконец, весна приходила, долгожданная. Ее встречали песнями, хороводами.

7 апреля народ отмечал христианский праздник Благовещение. В этот день каждый православный считал грехом заниматься каким-нибудь делом. У русского народа существовало поверье, что этот обычай как-то нару­шила кукушка, попробовав свить себе гнездо, и была за это наказана: теперь она никогда не может иметь родного гнезда и вынуждена подбрасывать свои яйца в чужие.

Благовещение - христианский праздник - относится к числу двунадесятых. В его основе лежит евангельское пре­дание о том, как архангел Гавриил принес деве Марии благую весть о грядущем рождении у нее божественного младенца Иисуса Христа.

Христианская религия подчеркивает, что в этот день положено начало таинственному общению Бога и человека. Отсюда и особая значимость праздника для верующих.

Праздник Благовещения совпадает по времени с нача­лом весеннего сева. Многие его обряды связаны с обращени­ем к Богородице с молитвами о хорошем обильном урожае, теплом лете и т.п.

Главным весенним христианским праздником является Пасха –«праздник праздников». Он отмечается христианской церко­вью в честь воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.

Пасха относится к так называемым подвижным празд­никам. Дата его празднования постоянно меняется и зависит от лунного календаря. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днем весенне­го равноденствия. Для определения дня празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Своими корнями Пасха уходит в далекое прошлое. Первоначально это был ве­сенний праздник скотоводческих, а затем и земледельческих племен.

Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Его последняя неделя называется Страстной и посвящена воспо­минаниям о страстях (страданиях) Христа. В старину по всей России шла подготовка к встрече Пасхи: убирали, мыли, чистили жилища, пекли куличи, красили яйца, готовясь к боль­шому торжеству.

Четверг на Страстной неделе называется Великий четверг . В этот день церковные службы посвящены воспомина­ниям о Тайной вечере. Ночь Великой субботы представляла обычно великолепное зрелище всюду, где были православные храмы: под звуки благовеста (особого вида колокольных зво­нов) начинался крестный ход. В Москве торжественное бого­служение в пасхальную ночь проходило в Успенском соборе в присутствии царя.

На Пасху «солнце играет». Его чистые благотворные лучи несут нам очищение, радость. Потому-то в старину вы­ходили в полдень всей деревней глядеть, как «солнце играет», прося его о добром урожае, о добром здоровье.

Русской народ всегда почтительно относился к своим предкам, обожествлял их. Одним из таких дней поминовения ушедших из жизни людей была Радуница . Проходила пас­хальная неделя, а вторник следующий отмечался как поми­нальный день Куличи, крашеные яйца брали с собой на кладбище.

По народному поверью души наших предков в эти дни весны возносятся над землей и незримо касаются угощений, которые мы приносим, чтобы их радовать Воспоминания о родных, о близких, радение о роде своем, забота, чтобы не презрели души предков род твой, и символизирует Радуница - весенние поминки. Само слово «радеть» заключает в себя смысл хлопот, старания от всей души. Радеть - это и печься, заботиться. Народ считал, что, устраивая весенние поминки, мы и радуем души предков, и печемся, заботимся о них.

Разгар весенних праздничных гуляний приходится на Красную горку . Красная горка начинается с Фомина воскре­сенья. Это один из народных праздников Красной весны; в этот день наши предки встречали весну, ходили с песнями по улицам, водили хороводы, играли, пели веснянки. На Крас­ную горку венчали суженых, играли свадьбы.

Название праздника связано с тем, что солнце начинает ярче светить, окрашивая оттаявшие от снега пригорки в крас­новатый цвет. Горы и пригорки всегда почитались у древних славян, наделялись магическими свойствами: горы, по преда­нию, колыбель человечества, обитель богов. В горах издавна погребали умерших. Отсюда обычай после обедни в этот день идти на кладбище: поминать усопших, приводить в порядок и украшать цветами могилы.

Начинались праздники с восходом солнца, когда моло­дежь выходила на освещенный солнцем холм или пригорок. Под предводительством хороводницы, держащей круглый хлеб в одной руке и красное яйцо в другой, водили хороводы и приветствовали весну. Женихи и невесты гуляли в праздничных нарядах, присматриваясь друг к другу.

Летние праздники. Солнце светило все ярче, земля покрывалась пышной зеленой растительностью, и в четверг на седьмой неделе по­сле Пасхи на Руси отмечался праздник Семик (отсюда проис­ходит и его название). Семицкие обряды берут свое начало в языческих верованиях древних славян, почитавших природу и духов растительности. До наших дней сохранился обычай украшать жилище свежей зеленью и пахучими травами, вет­ками и молодыми деревцами березки и т.п.

Семик знаменовал конец весны и начало лета. В основу обрядности праздника положен культ растительности. Сохрани­лось и другое название Семика - Зеленые святки. Они справ­лялись в рощах, лесах, на берегах рек, где молодежь до глубо­кой ночи пела, плясала, плела венки, завивала березки и т.д.

Веселая толпа часто направлялась к реке бросать венки: та девушка, чей венок первым приплывет к берегу, первой выйдет замуж, если же венок закрутится на одном месте, его обладательнице суждено еще год просидеть «в девках».

В воскресный день после Семика в России повсеместно отмечалась Троица или Пятидесятница. У всех славян суббота накануне Троицы - традицион­ный день поминовения умерших (в православном календаре он носит название «родительской субботы»): в этот день при­нято посещать кладбище, заказывать молебны, жечь поми­нальные костры. Иногда юноши и девушки водят хороводы вокруг «субботних костров». В этих играх угадывается рас­пространенный в древности ритуал очищения огнем, тесно связанный с культами земли и предков. Так, в старинной об­рядности соединились память об ушедших и радостная встреча весенних всходов, праздничный гимн кормилице-земле и всему, что живет и растет на ней.

Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда ее второе название.

Христианский смысл праздника Троицы основан на библейском сказании о сошествии Святого духа на апостолов на 50-й день после Воскресения Христа, после чего они стали понимать все языки. В христианской религии это трактуется как пожелание Христа нести его учение всем народам земли на всех языках.

В праздник Троицы принято украшать храмы и жилища ветвями и цветами и самим стоять на службе с цветами.

В России Троица впитала в себя те обычаи и обряды, ко­торые характерны для праздника Семик. Издревле Троице со­путствовали завивание венков, гадания, катания на лодках и т.д.

Иван Купала – следующий большой летний народный праздник. Отмечавшаяся у древних славян Купальская неделя совпадала по времени с днем летнего солнцестояния. Праздник посвящался солнцу и был связан с древнейшими культами славян – культом огня и воды. В этот день по традиции разводили костры, купались в потеплевших реках, об­ливали друг

На Ивана Купалу собирают целебные растения, которые, по преданиям, исполнены особой лечебной силы. Значение слова «Купала» трактуется по-разному. Некоторые исследователи считают его производным от слова «купный» (совокупный, совместный, соединенный). Другие объясняют его происхождение от слова «купа». В некото­рых областях России очаг как место, в котором разжигается огонь, называют «купальницей».

Из летних праздников день Ивана Купалы - самый ве­селый и жизнерадостный, в нем принимало участие все насе­ление, причем традиция требовала активного включения ка­ждого во все обряды, обязательного соблюдения обычаев.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Добыв трением из дерева «живой огонь», под пение особых купальских песен зажигали костры, несомненно, имеющие символическое значение. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче Парни и девушки в праздничных нарядах собирались обыкновенно у костров, где водили хороводы, и, взявшись за руки, попарно прыгали че­рез эти костры, думая, что это избавит их от всех зол, болез­ней, горя. Судя по удачному или неловкому прыжку, пред­сказывали грядущее счастье или беду, раннее или позднее замужество. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через кост­ры, устраивали шумные веселые игры. Обязательно играли в горелки.

Травы и цветы, собранные на Иванов день, высушива­ют и берегут, считая их очень целебными по сравнению с те­ми, которые собраны в другое время. Ими окуривают боль­ных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, а так­же применяют для «разжигания» любви или для «отсушки».

В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, вечером пускают их на воду, наблюдая, как и куда они по­плывут. Зрелые женщины, присутствуя при этом, помогают толковать те или иные положения венка, подталкивая тем са­мым девушек к принятию того или иного решения.

Главным символом праздника был цветок папоротника. По преданию, этот огненный цветок появляется только в ночь на Ивана Купала. Тот, кто сумеет найти цветок папоротника и сорвать его, станет властителем леса, будет править тропами в лесу, владеть кладами под землей, его полюбят самые кра­сивые девушки и т.п.

Следующий большой летний праздник – Ильин день , отмечаемый 20 июля ст.ст. (2 августа н.ст.) в честь Ильи-пророка, одного из особо почитаемых христианских святых. Ильин день служил ориентиром для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, с ним связано окончание сено­коса и начало жатвы. Именно эти хозяйственно-бытовые мо­менты делали Ильин день значимым торжеством для кресть­ян. На народном календаре вплоть до начала XX века этот день символизировался изображением колеса. Колесо с ше­стью спицами в качестве оберега от грозы распространено было как у русских, так и у белорусов и украинцев.

В Ильин день совершались обряды, призван­ные сохранить и защитить как урожай, так и самого человека.

С Ильиным днем кончались, по народному выражению, летние «красные» дни и начинался поворот на осень, «Про­рок Илья лето кончает - жито зажинает». Появляются пер­вые утренние холода, удлиняются ночи: «До Ильи хоть раз­денься - после Ильи в зипун оденься», - говорит пословица.

С Ильиным днем связаны многие сельскохозяйствен­ные советы и приметы, относящиеся к уборке хлебов, к пред­стоящему озимому севу, созреванию овощей («На Илью на­крывай капусту горшком, чтобы бела была»).

Большинство ильинских сельскохозяйственных обыча­ев и обрядов относится к жатве. С Ильей чаше всего связыва­ли один из древнейших земледельческих обрядов - «завиванье бороды», распространенный в прошлом как в России, так и во многих странах Европы. Первоначальный смысл этого обряда - обеспечение урожая на следующий год: «Вот тебе, Илья, борода, уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы».

Многообразие традиций и обычаев Ильина дня, яв­ляющегося своеобразным символом ответственного периода сельскохозяйственной деятельности, отразилась в фольклоре, прежде всего, в пословицах и поговорках, метких словах, приметах и т.д. В них в своеобразной форме воплотились ре­зультаты многовекового опыта и практической мудрости кре­стьянина, относящиеся к этому периода года.

В августе русский народ отмечает три Спаса - празд­ника, посвященных Всемилостивому Спасу (Спасителю): 1 (I4) августа - медовый Спас (Спас на воде), 6(19) августа - яблочный Спас (Спас на горе), 16 (29) августа - ореховый Спас (Спас на полотне). Широко известна такая поговорка. «Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки есть, третий Спас - холсты продавать».

Первый Спас называется медовым потому что, начиная с этого дня по народной примете пчелы уже перестают брать медовую взятку с цветов. В этот день русские люди ходили друг к другу в гости, пробовали первый новый мед. С 6 авгу­ста по всей России начинали собирать и есть яблоки и фрук­ты, которые в этот день освящали в храмах. До этого дня есть яблоки было нельзя. Дни, следующие за яблочным Спасом, называют «лакомки». «На второй Спас и нищий яблочко съест», - говорит народ. Тщательно соблюдался обычай де­литься яблоками и другими фруктами со всеми неимущими. С этого времени приступали к полной уборке урожая огород­ных и садовых культур. Лето подходило к концу (69, С. 90-94).

Осенние праздники. Проводы лета начинались с Семёнова дня - с 1 (14) сентября. Обычай встречать осень был широко распространен в России. По времени он совпадал с Бабьим летом. В середине сентября праздновались Осенины. Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда, встречали ма­тушку Осенину с круглым овсяным хлебом (69, С. 106).

Среди осенних земледельческих праздников следует от­метить начало жатвы - зажинки , и ее окончание дожинки.

Зажинки и дожинки - важнейшие земледельческие праздники. Многие исследователи русского быта повествуют о том, как они проводились на Руси. «Выходили поутру зажинщики и зажинщицы на свои загоны, пишет в своем труде А. А. Коринфский, - зацветала-пестрилась нива му­жицкими рубахами да платками бабьими, песни зажнивные перекликались от межи до межи. На каждом загоне шла впе­реди всех прочих сама хозяйка с хлебом-солью да со свечой. Первый сжатый сноп - «зажиночный» - звался «снопом-именинником» и ставился особь от других; ввечеру брала его зажинщииа, шла с ним впереди своих домашних, вносила в избу и ставила именинника в красный угол хаты. Стоял этот сноп - до самых дожинок. На дожинки по деревням уст­раивали «мирскую складчину», ... пекли пирог из новой му­ки... и праздновали окончание жатвы, сопровождая особыми, приуроченными к тому, обрядами. Жницы обходили все до­жатые поля и собирали оставшиеся не срезанными колосья. Из последних свивался венок, переплетавшийся полевыми цветами. Этот венок одевали на голову молодой красивой девушке, и затем все шли с песнями к деревне. По дороге толпа увеличивалась встречными крестьянами. Впереди всех шел мальчик с последним снопом в руках».

Обычно дожинки приходятся на период празднования трех Спасов. К этому времени оканчивается жатва ржи. Хо­зяева, окончившие жатву, несли последний сноп в церковь, где и освящали его. Такими окропленными святой водой зер­нами засевали озимые поля

Последний сжатый сноп, украшенный лентами, лоску­тами, цветами, также ставился под образа, где он стоял до самого Покрова. По преданию, сноп обладал магической си­лой, сулил благополучие, оберегая от голода. В день Покрова его торжественно выносили во двор и с особыми заклина­ниями скармливали домашним животным, чтобы не болели. Закормленная таким образом скотина считалась подготов­ленной к долгой и суровой зиме. С этого дня ее уже не выго­няли на выпас, так как наступали холода

Своего рода рубежным между осенью и зимой был праздник Покров Пресвятой Богородицы , который отмечал­ся 1 (14) октября. «На Покров до обеда - осень, после обеда - зима», - говорилось в народе.

Покров - один из особо почитаемых православными верующими религиозных праздников В старинных церков­ных книгах есть рассказ о чудесном явлении Богородицы, которое произошло 1 октября 910 г. В них подробно и кра­сочно описывается, как перед концом всенощного богослужения, в четвертом часу утра, местный юродивый по имени Андрей увидел, что над головами молящими стоит в воздухе Божья Матерь в сопровождении свиты ангелом и святых. Она простерла над прихожанами белое покрывало и молилась о спасении всего мира, об избавлении людей от голода, потопа, огня, меча и нашествия врагов. По народным представлениям, Богородица была покро­вительницей земледельцев. Именно к ней обращался с молит­вой об урожае русский человек. Именно от неё ждал он по­мощи в тяжелом крестьянском труде

Праздничная церковная служба в день Покрова по­строена так, чтобы убедить верующих в милости и заступни­честве Богородицы, в ее способности защитить людей от бед и утешить их в горе. Богослужение в праздник Покрова по­священо раскрытию ее образа как всесильной покровитель­ницы этого мира и как духовного лица, объединяющего во­круг себя небесные и земные силы.

Таким образом, мы рассмотрели основные календарные праздники, зимние, весенние, летние и осенние, в проведении которых отразился характер русского народа, его верования, обычаи и традиции. На протяжении веков они, безусловно, претерпевали изменения, связанные с определен­ными историческими событиями, сменой эпох. Но главные смыслы и значения этих праздников до сих пор важны для нашего народа (69, С. 106-109).

Рассмотрим художественные элементы праздника Масленица . Масленица (Масленка) - праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой сегодня активно празднуется населением (90).

Она проходит перед Великим постом, в сыропустную неде­лю православного календаря, и заканчивается Прощёным воскре­сеньем. По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответ­ствующим наступающему времени телесного воздержания и на­пряженных духовных размышлений – таковы христианские традиции этого праздника. Но немало традиций, пришедших в празднование Масленицы, из далёкого язычества.

В традиционном русском быту эта неделя стала самым яр­ким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица на­зывалась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей (языческие элементы, так как христианство проповедует отказ от всех земных радостей. Основа его – благочинное и спокойное существование). Говорили, что Масленица «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле ку­палась».

Масленица отмечается по всей России и в деревнях, и в горо­дах. Ее празднование считается для всех русских людей обяза­тельным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». В деревнях в ней принимали в старину участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».

Празднества начинаются встречей Масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко рас­пространен. Там, где он был известен, масленицу встречали бли­нами, которые раскладывали на возвышенные места (языческий символ, т.к. именно возвышенности во времена язычества считались «священными» местами, на которых происходило общение с богами) с призыва­ми: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен.

Первые три дня масленой недели идёт подготовка к праздни­ку: привозят дрова для масленичных костров (языческий символ – огонь), убирают избы. Основные празднества приходятся на четверг, пятницу, суббо­ту, воскресенье - дни широкой масленицы.

Все масленичные развлечения проходят обычно на улице. В дома заходят только для того, чтобы немного согреться, если морозно, и угоститься праздничным и яствами (чревоугодие – языческий элемент, т.к. христианство налагает большое количество запретов на обильное принятие пищи). Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и стару­хи - все высыпают на улицу, участвуют в праздничном гулянье, поздравляют друг друга, идут на ярмарку, которая функционирует на всех крупных площадях, где покупают нужные и ненужные вещи, в старину удивлялись чудесам, которые показывали в бала­ганах - передвижных театрах, радовались кукольным представ­лениям и «медвежьим потехам» - выступлениям вожака с медве­дем (традиции, пришедшие к нам с языческих времён, когда существовало большое количество обрядов и верований, связанных с культом животных. Медведь у многих племён считался священным зверем, считалось, что от общения с ним, человеку передастся часть его способностей – сила, выносливость, храбрость. Кроме того, медведь считался покровителем лесных угодий).

Масленичный комплекс включает в себя такие развлечения как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествова­ния молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т.д.

Характерной особенностью Масленицы является употребление большого количества жирной пиши, а также пьянящих напитков (языческий элемент). Из напитков предпочитают пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пря­женцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обуслов­ливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту (христианский элемент).

В масленицу в старину звучало множество песен, прибауток, пригово­ров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные Масленице и масленичному гулянью(90).

Катание с гор - зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было всегда одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» - пелось в старинной масленичной песне.

Для катаний заливали водой естественные горы или специ­ально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длин­ную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили ел­ки, развешивали фонарики и т. д.

Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская мо­лодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледенев­шие снизу, катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, ко­роткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Дети садились на санки но нескольку человек. Парни, желая показать девуш­кам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым скло­нам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной корот­кой палки, или, взяв на руки визжавшую девушку, спускались, стоя на ногах. Однако чаще всего катались парами на
Судейкин С.Ю. Масленица

санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была по­благодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблю­дала этого правила, молодежь «замораживала» санки, т. е. не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.

По обычаю в катании с гор должны были принимать участие и молодожены. Они садились на санки и съезжали с горы под крики: «Солите рыжиков, солите рыжиков» (т. е. целуйтесь при всех). Катание с гор не запрещалось и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна (языческий элемент – аграрная магия) (90).

Катание на санях - зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников.

Особенно яркими были катания на масленицу. Они называ­лись «сьездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень.

К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно от­носились к упряжи; приводили в порядок сани.

Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выез­жать в любое время по своему желанию, а семейные пары, осо­бенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне», - ближе к ве­черу. Парни и девушки и сегодня на Смоленщине выезжают на катание с шумом и весель­ем: лошади мчатся вперед, звенят бубенцы, развеваются поло­тенца, привязанные к задку саней, играет гармошка, звучат песни. Молодоженам полагалось в старину ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по перво­му их требованию, чтобы принять поздравления и пожелания.

Парадный выезд богатой семьи оформлялся довольно торже­ственно. Хозяин неспешно подводил к воротам дома запряжен­ных лошадей, хозяйка тщательно укладывала и сани подушки в нарядных наволочках, меховую или войлочную полость, красиво привязывала к дуге ленты, полушалки. Затем нарядно одетая се­мья садилась в сани. Переднее сиденье предназначалось хозяину с сыном, заднее - хозяйке с дочерьми. Старики выходили на крыльцо посмотреть парадный выезд, маленькие дети с криками бежали за санями.

Все приехавшие на место съездок катались обычно часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родствен­ников и давая отдых лошадям. Катавшиеся соблюдали установ­ленные правила: одни сани должны были следовать за другими по центральной улице деревни или вкруговую, не обгоняя и не превышая скорости. Парни катали гуляющих по улице девушек, вежливо приглашая их и сани: «Прошу прокатиться!» Правила приличия обязывали парня катать одну и ту же девушку не более трех-четырех кругов, а затем пригласить другую. Девушки в знак благодарности привязывали к дуге его лошади небольшие полу­шалки. Молодожены, для которых катание на масленицу было обязательным, останавливались но просьбам односельчан, чтобы «посолить рыжики», т. е. поцеловаться при всем честном народе.

Своей кульминации катание достигало днем в Прощёное вос­кресенье, когда собиралось особенно много санных упряжек, а скорость их катания резко увеличивалась. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими ло­шадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, сви­стели и кричали. Воскресное катание полагалось завершать мгновенно, сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечере. Этот момент особенно большое удовольствие доставлял молодежи, которая стремглав неслась из села на санных упряж­ках, обгонявших друг друга.

Санки для катания на Масленице

Аткинсон Д.А. Катание с гор на Неве

Кулачный бой – праздничное развлечение парней и молодых мужчин, элементы которого можно встретить при праздновании Масленицы и сегодня.

Гейслер Х.-Г. Кулачная борьба. Гравюра

Кулачный боец. Фарфор

«Удалые молодцы, добрые борцы». Лубок

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части города и деревни показать перед всеми свою удаль и мо­лодечество.

Команды составлялись по признаку социальной или терри­ториальной общности участников. Друг с другой могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участни­ков, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима мораль­ная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, но пове­рью, придавали силу и смелость (языческий элемент).

Некоторые участники прибегали к различного рода магиче­ским приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи. Так, например, и одном из русских старинных лечебников со­держится следующий совет: «Убей змею черную саблей или но­жом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ниче­го не говори» (языческий мотив – обращение к магии, магическим действиям (заклинаниям), которые были абсолютно дозволенными и необходимыми в языческой религии). Обеспечить победу в ку­лачном бою старались и с помощью заговора (языческий элемент), полученного от колдуна: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекре­стясь, из избы в двери, из ворот и вороты, в чистое поле, на вос­ток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит cтap мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим бу­латным гонором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа ле­тит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, от ныне и до века».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кула­ках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кула­ках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шайки и меховые рукавицы, которые смягча­ли удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» (встречается сегодня) и «сцеплялка-свалка». При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удер­жать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в ко­тором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином - «свиньей», меня­ли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. и. Бой кончался прорывом «стенки» противника и бегством вра­гов. При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим.

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюде­нием определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», т. е. в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины – «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон.

Бой начинался с прохода главных бойцов, т. е. парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбран­ному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками»-командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», гото­вясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя!», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто ещё не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нём парней и мужиков.

Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отра­жение в удалых песнях, былинах (90).

Суриков В.И. Взятие снежного городка. Масленичная забава.

Блины – обязательный атрибут Масленицы, пришедший со времён язычества. Пекли пшеничные, гречневые, пшенные, ржаные, ячмен­ные, овсяные блины и блинчики, а ели их со всевозмож­ными добавками - замороженным молоком, сырыми или вареными яйцами и рыбой, маслом и медом. Блины, за­мешанные на молоке, называли «молочными», а блины из гречневой муки - «красными». Иногда хозяйки сме­шивали при выпечке гречневую муку с белой высоко­сортной мукой «крупчаткой».

Сельская масленица. Рис. с лубка

Готовили к праздникам и пироги-блинники, которые представляли собой сложен­ные стопкой и запеченные в русской печи блины, про­мазанные болтушкой из коровьего масла и сырых яиц. В столичных и губернских городах в зажиточных семьях дополнением к блинам служили дорогие сорта рыбы и икра. Блины во время Масленицы являлись самой излюбленной едой. Их готовили и ели в огромных количествах не только в собственных домах и гостях, но и лакомились на праздничных ярмарках. «Блин брюху не порча», - приговаривали празднующие, предаваясь масленичному разгульному чревоугодию в преддверии надвигающегося Строгого поста.

В некоторых деревнях первые блины делали уже накану­не Масленицы в субботу, носившую название «малень­кой Масленицы». В этот день в крестьянской общине существовала традиция поминать умерших родителей (языческий элемент – культ умерших предков). Специально для них накрывали обильный стол и с по­чтением приглашали отведать угощения. Но в большом количестве блины начинали печь в богатых семьях с по­недельника, а в бедных со среды или четверга сырной недели и продолжали это делать в течение всех осталь­ных дней праздника. «Без блина не Маслена», - гово­рили крестьяне.

Особое значение при этом придавали приготовлению первой блинной опары. Готовить ее доверяли «стар­шим» уважаемым в семье женщинам, хорошим стряпу­хам. Тесто замешивали на снегу на озере, берегу реки, у колодца или во дворе. Это ритуальное действие начи­нали только после восхода месяца и появления на небе первых звезд (языческая традиция – священность определённого времени суток). Процесс совершался в полнейшей тайне ото всех, ночью накануне первого дня масленицы. Многовековая крестьянская традиция строжайше пред­писывала поступать подобным образом для того, чтобы вредоносные людям силы не смогли заметить всех осо­бенностей приготовления опары и не наслали на стря­пух на всю масленичную неделю тоску и хандру (вера в потусторонние тёмные силы – элемент язычества).

Выпечку первого блины нередко сопровождали специаль­ными обрядами. Например, мальчика восьми-десяти лет посылали со свеже­испеченным блином ездить по огороду на ухвате или кочерге и призывать Масленицу специальной закличкой.

Употребление первого блина в крестьянской среде так­же было строго регламентировано. Его обильно смазы­вали коровьим маслом и медом, клали на слуховое окно, божницу или крышу «для угощения умерших предков» (культ умерших предков сформировался во времена язычества). Блины нельзя было резать, требовалось рвать их руками на куски. Этот обычай повторял традицию употребления первого блина, известную во время поминок. Согласно народному представлению, душа умершего в этом слу­чае могла насытиться исходящим от блина паром. «Честные наши родители, вот для вашей души блинок!» - гово­рили хозяева. Иногда первый испеченный блин бросали через голову за спину, символизируя таким образом «кормление духов» (языческий элемент – вера в душу и духов).

Продавец блинов. Блинный стол.

Чучело Масленицы – языческий атрибут праздника, дошедший до сегодняшних дней. На сноп соломы, служивший основой для туловища Масле­ницы, привязывали оборкой голову и руки из жгутов соломы.

Одним из важнейших обрядовых действий при изго­товлении такой куклы было ее одевание - «наряже­ние». Костюм Масленицы должен быть старым, ветхим, рва­ным, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая исполняемую в рост человека фи­гуру в обрядовый символ всей деревни или села и под­черкивая, таким образом, сопричастность с актом ее со­здания всех членов конкретной крестьянской общины. Как правило, персонаж наделяли еще и личным именем - Дуня, Авдотья, Гаранька и пр.

Масленичное чучело

В деревнях помимо главного об­рядового персонажа во мно­гих домах делали значитель­ное количество собственных «семейных» кукол, имевших аналогичное название. В от­личие от общедеревенской Масленицы, они, как прави­ло, имели привлекательную внешность. Им рисовали уг­лем глаза, брови, нос, наря­жали в яркие нарядные кос­тюмы, характерные по свое­му составу для замужних женщин: праздничные, укра­шенные полихромным бра­ным ткачеством, вышивкой и аппликацией рубахи, яркие ситцевые сарафаны или вы­шитые цветными шерстяны­ми, гарусными нитями клет­чатые поневы и орнаменти­рованные фартуки. На голову концами назад повязывали красные ситцевые или шелковые фабричные платки. Но и у домашних фигур всегда так же подчеркивали признаки пола. Масленицу снабжали соответствующими празднику атрибутами - сковородкой, половником, блинами и сажали в доме на лавку в такой позе, как будто она печет блины. Серьез­ного ритуального значения таким изображениям не придавали. Делали по пять-шесть таких фигур и усаживали их на всю неделю на почетном месте - на лавке у окна. Девушки брали их с собой на все посиделки и игрища в специально арендованную для этого избу, гуляли с ними по дере­венским улицам, катали в санях, распевая любовные «страдания». Такие персонажи появлялись в основном в тех домах, откуда брали в новую семью молодых, куда ожидали приезда «новоженов» или где жили девушки на выданье. Иногда ряженая фигура превращалась в простую игрушку,

Одновременно в селении могло сосуществовать не­сколько подобных фигур, но только одна из них олице­творяла собой символ праздника для всей крестьянской общины этой деревни или села, только ее использовали во всех обрядовых действиях во время Масленицы и в конце «провожали» или «хоронили» всей деревней.

По народным представлениям Масленица, не зависи­мо от способа ее воплощения, была наделена сверхъес­тественными магическими способностями (языческий мотив). Демонстра­ция этих преувеличенных качеств являлась важнейшим обрядовым действием, при этом старались утрировать не только внешние, но и внутренние свойства. Маслени­цу традиционно величали широкой, разгульной, обжо­рой, пьяницей. «Толстая Масленица. Блинов объелась, обожралась!» - кричали участники уличных гуляний. Во всех воплощениях Масленицы обязательными деталя­ми являлись рваная и нелепая одежда, старые сани и ветхость и необычность «выезда». Так, вероятно, стара­лись подчеркнуть персонажу изжитость отпущенного срока обладания ритуальной силой и времени земного существования. Появление этого атрибута праздника, олицетворявшего во времена язычества плодородие, зиму и смерть и являвшегося главным действующим лицом в целом ряде ритуальных действий, всегда сопро­вождалось шумом, смехом, криками и всеобщим весе­льем - действиями, которым крестьяне приписывали определенные защитительные свойства (языческий элемент).

Исполнителями обрядовых кукол в деревнях являлись преимущественно молодые замужние женщины (языческий элемент). Вероят­но, это обусловливалось тем, что подобная акция сопо­ставлялась в народном сознании по своей значимости с рождением нового его члена - ребенка. Поэтому все действие по изготовлению масленичного символа носи­ло характер женского ритуала. Помимо непосредствен­ных его исполнителей в это время в помещении имели право находиться так же и малолетние дети.

Компонент обряда проводов Масленицы – масленичный костёр (языческая традиция). Для всей деревни складывали один костер большого размера, и каждая семья должна была внести посиль­ную лепту. Загодя к определенному месту стаскивали старые, вышедшие из употребления вещи, изношенные лапти, части обветшалых плетней, разваленные дровни, пустые смоляные бочки и колеса от телег, грабли, боро­ны без зубьев, собранные детьми в течение года старые веники-голяки, солому, оставшуюся от осеннего обмоло­та и из постели, на которой спали весь год. Весь хлам собирали обычно маленькие дети в течение предыдущей недели. Для этого они обходили каждый двор со специ­альной песенкой.

Часто в центре кострища укрепляли высокий шест с надетым на него колесом, или бочкой, или снопом со­ломы, закрепленном на венике. Как правило, для соору­жения костра выбиралось возвышенное место, обычно то же, где первоначально происходила и встреча Масле­ницы (языческий элемент). Костер должен быть ярким и хорошо гореть, чтобы его можно было видеть издалека. Считалось, что чем он ярче, тем богаче деревня. Часто сжигаемые предметы дополнительно поднимали вверх при помощи специального рычага.

Костры разжигали в семь-восемь часов вечера в последний день праздника - Прощеное воскресенье. Обрядовое действие совершалось за околицей деревни, в поле на озими, на льду озера или берегу реки (языческая вера в священность этих мест) и символизировало собой окончание праздника. После того, как костер прогорал, все собравшиеся расходились по домам.

В некоторых уездах костры в масленичных обрядах заменяли наса­женные на шесты зажженные снопы соломы. С такими факелами ходили по деревне и вокруг нее, устанавлива­ли их в большом количестве за селами вдоль дорог, а молодежь плясала и пела вокруг. Подобные действия несли в себе, вероятно, отголосок древних обрядов окуривания селений, которым приписывалась большая магическая сила воздействия на жизнь человека и окружающей его среды. Исполнение подобных ритуалов сулило деревне избавление от нечистых разрушительных и враждебных всему живому сил, а также изобилие скота и умноже­ние урожая (языческая традиция).

Масленица – явление сложное и неоднозначное. Этот празд­ник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян (языческий период), когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия - рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяго­ты закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обиль­ными хлебами. В XIX-начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера, имеющие языческие корни, отголоски которые мы встречаем сегодня (90).

Похожие статьи

  • Травмы К серьезным травмам

    Все правила, которые необходимо соблюдать для снижения риска получения травмы должен знать, как сам спортсмен, так и его тренер. Первое правило – все тренировки должны начинаться с разминки мышц всех частей тела спортсмена. Комплекс...

  • Педагог Марина Бурд: Не надо открывать русские школы за рубежом

    версия для печати Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно...

  • Раевский николай николаевич - биография

    Раевский Николай Николаевич, русский полководец и герой , которого Пушкин назвал свидетелем Екатерининского века, памятником двенадцатого года, человеком без предрассудков с сильным и чувствительным характером, который невольно привлекает...

  • Кабинет Трампа: Кто все эти люди и чего от них ждать

    ВАШИНГТОН. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Избранный президент США республиканец Дональд Трамп может назначить новым американским послом в России не профессионального дипломата, а бизнесмена. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС...

  • Домашняя буженина из индейки на пасху Буженина из мяса индейки

    Очень часто буженину готовят из свинины. Но вариант из мяса птицы при правильном приготовлении получается не менее сочным и не таким жирным. Буженина из индейки вкупе с ломтиком цельнозернового хлеба и несколькими листиками салата может...

  • Овощное рагу с баклажанами и кабачками Рагу из кабачков и баклажанов картошки рецепт

    Овощное рагу с кабачками, баклажанами и болгарским перцем похоже на овощное «райское блюдо» в пору первых летних овощей. Достоинств каждого из ингредиентов – огромное количество. И не секрет, что овощное рагу можно приготовить из любых...