Когда можно пойти в церковь. Путь к Богу: как начать ходить в церковь

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.


Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:«Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

В период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом , куда заходят просить о самом сокровенном.

Правила для женщин

Требования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы. Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела. Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.

Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.

Во время службы женщины должны встать по левую сторону. Во время причастия женщины становятся в конец очереди.

С чего начинать

Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.

Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.

Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:

  • Перед первым поклоном говорится: «Боже, будь милостив ко мне, грешному».
  • Второй поклон сопровождается словами: «Боже, очисти грехи мои и помилуй меня».
  • Словами «без числа согрешил, Господи, прости меня» завершают ритуал.

Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.

При посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.

Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.

При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:

  • Желая здравия своим ближним.
  • За трудности в судьбе, которые удалось преодолеть. В этом случае свеча ставится с благодарностью своему Святому за посланные испытания и помощь.
  • Накануне ключевого события в жизни. Перед важным решением, обращаясь за поддержкой и вразумлением к Богу, ангелам и святым.
  • За упокой тем, кто уже перешел в жизнь вечную.

Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун - специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.

В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.

Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.

Помимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.

Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.

Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.

Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.

Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.

Особое время богослужения

После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.

Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.

Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями , чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.

Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.

Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.

Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.

Поскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.

Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.

Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.

Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:

  • Первыми должны подходить родители с маленькими детьми.
  • Вторыми идут несовершеннолетние дети.
  • Затем приходит очередь мужчин.
  • Завершают процессию женщины.

Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.

Какой день выбрать

Для православного христианина является богоугодным посещение храма раз в неделю. Регулярное посещение требуется для того, чтобы мирянин отдохнул душой от грешного мира, вышел из будничной суеты и обратился к вечным вопросам.

Священник ожидает прихожан в субботу и воскресенье, а также во время церковных праздников. Точный день можно узнать из православного календаря. Если возникает потребность помолиться, сходить в церковь можно в любой день по своему желанию.

Малые церкви из-за нехватки священников могут не работать в будние дни. Понедельник считается временем отдыха после двух подряд дней богослужений. В понедельник церковь посвящает молитвы ангелам, поэтому не приветствует известное в народе суеверие по поводу тяжести этого дня. В понедельник празднуются малые именины, потому что в этот день почитают ангелов-хранителей.

Что желательно знать

Внутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.

Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.

Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.

По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.

Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю , соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.

Человек приходит в церковь для того, чтобы выразить благодарность Господу, покаяться в грехах, нравственно очиститься. Несомненно, что искренние молитвы обязательно будут услышаны Господом.

Однако, для многих существенным препятствием, для посещения церкви, является банальное не знание правил поведения в храме.

Основные правила, если вы впервые пришли в церковь

Женщине положено посещать храм в длинной юбке или платье. Считается, что брюки недопустимы. Также не рекомендуется одевать спортивный костюм или шорты.

Считается, что все прихожане должны надевать одежду с длинными рукавами, в независимости от сезона.

Входить в церковь нужно спокойно, молча, с благоговением. По правилам мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок. Обычно те женщины, кто ходит в церковь не первый раз, берут свой платок. Для остальных - можно воспользоваться "дежурным платком". И если его нет, то можно тихонечко спросить у работников церкви. Обычно для этих случаев у них имеется несколько платков для прихожан.

Какие молитвы нужно знать, когда идешь в церковь

Молитва идущего в церковь

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Первый раз в церкви, как себя вести

Если вы не знаете эти молитвы наизусть, то можно переписать их на бумажку и прочитать с листа или воспользоваться современным вариантом - закачать молитвы на телефон.

Итак, когда вы вошли в церковь, совершите три земных поклона. В праздники совершается – три поясных поклона. После чего можно поклониться прихожанам в правую и левую сторону. Для некоторых это будет не простой задачей. Так как чувство неловкости или даже стыда для некоторых будет помехой. Если для вас это проблема, то можно ограничиться обычным поклоном и трехкратным осенением себя крестом. Постарайтесь не думать, как вы будете выглядеть со стороны. Просто поклонитесь и трижды перекреститесь.

Издревле считалось что левая сторона церкви отводилась во время богослужения для женщин, а правая соответственно для мужчин. Хотя это правило сейчас редко когда соблюдается, помнится, и уж тем более знается, можете им воспользоваться.

Во время богослужения, креститься и преклонять голову нужно тогда, когда батюшка осеняет крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, то можно подойти к любой понравившейся иконе, дважды перекреститься, поцеловать нижнюю часть образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует крутить головой, смотря по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жвачку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Если в этом есть крайняя необходимость, то лучше выйти из храма и совершить звонок.

Во время месячных, женщинам лучше отказаться от посещения храма, так как считается, что тем самым женщина оскверняет святыню.

В церкви нельзя вести фото- или видеосъемку. Но если есть острая потребность в этом, то лучше заранее согласовать со священником этот вопрос.

Свечи лучше приобрести до начала службы. Для этого в храме есть специально отведенное место.

Свечу можно ставить любой рукой. Нельзя ставить свечи к иконам во время службы.

Свечи за здравие можно ставить к любым иконам. А свечи за упокой только на специальный канон. Обычно он располагается в начале храма и имеет квадратную форму.

Если вы ставите свечу в первый раз, то сделайте следующие: подойдите к канону и выберите пустое место, куда будете ставить. От соседней свечи зажгите свою и немного подогрев нижнюю часть своей свечи от соседней, поставьте свечу на канон.

Иногда прихожане делают следующее: покупают самые дорогие и толстые свечи и кладут их не зажигая на канон. Тем самым, как бы жертвую свечи. Если есть желание, можно последовать их примеру.

Если вы хотите поставить свечу какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поклониться в пояс, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон.

Напоследок, можно взять святой воды. Святая вода обычно находится в специальной емкости в храме. Если вы не видите ее, то подойдите к работникам церкви и спросите. Обычно воду наливают сами прихожане.

Первый раз на службе в церкви, что делать

Если вы идете в церковь в первый раз или пока подумываете об этом, то можете поступить так. Оденьтесь, как указано выше, возьмите платок для женщин и емкость для святой воды (по желанию). Зайдите в церковь.

В церкви купите несколько свечей, поставьте на канон. Не уходите сразу. Постойте немного на службе, если она идет. Если не знаете когда креститься или кланяться, то можно "подсмотреть" у знающих прихожан. Они обычно стоят в первых рядах и подпевают во время службы. Не стоит делать набожное лицо, открывать рот, будто вы также говорите молитву. Стойте молча, вслушиваясь в слова молитвы. Попробуйте почувствовать Бога внутри вас, ощутить божественную энергию. Если вы ничего не чувствуете, то это нормально. Возможно в будущем все изменится. На службе стойте столько, сколько считаете нужным.

После службы можете сделать пожертвования. Для этого в храме есть специальные ящички, с вырезом наверху. Обычно они находятся вдоль стены храма. Когда будете опускать деньги, старайтесь сделать это так, чтобы не привлекать внимания прихожан. Каждый жертвует на храм столько, сколько считает нужным.

Также по желанию, можно купить понравившуюся икону. Помните, что дорогая икона ничем не отличается, от ее дешевого аналога. Покупайте ту икону, к которой лежит сердце. Некоторые рекомендует покупать Библию или Евангелие. Прежде чем сделать это, подумайте, будете ли вы ее читать.

Также, если есть желание, можно купить крестик или какое-либо церковное украшение. Если вы взяли емкость для воды, то перед уходом из храма воспользуйтесь ей. На этом ваше первое посещение церкви можно закончить. Выйдя их храма перекреститесь, сделайте поклон и идите с Богом.

Ну и напоследок помните, что настоящий христианин характеризуется своей верой, а не частотой посещения церкви, денежными пожертвованиями или разговором о духовности.

Священникам довольно часто приходится слышать от людей: вот, мол, батюшка, хочу прийти в церковь, но чувствую себя неловко, потому что не знаю, как правильно креститься, как правильно поставить свечку, подать записку о здравии или за упокой, заказать молебен или панихиду и т. д.
Прежде всего, каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь - это и есть дом Господень .
Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее духа, цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения - и вы привыкнете к Церкви, полюбите ее, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды. Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам, Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот, кто понимает, что в святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству. Знание богослужения избавляет от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборование) надо принимать только перед смертью. Но соборование совершается над больными душой и телом в любом возрасте ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя, и слушающего.
Безгрешных людей нет. Но Господь, любя созданных по Его образу и подобию людей, неустанно призывает нас в Свою духовную лечебницу - Церковь. В храме Божием душа христианина наполняется живой верой, крепкой надежной и неиссякаемой любовью к Богу, ибо Храм - место проникновения молитв и глубоких духовных переживаний. Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страсе Твоем...». Можно читать и такие молитвы, и псалмы, как « Достойно есть», 50-й, 90-й псалмы и др.

Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклоном.

Для того, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно - в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца - безымянный и мизинец - пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества - есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы.
Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом, другом начале и конце молитвы. Но как не подобает призывать Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение руки.
Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех оскорбят святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.
В Храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же молятся с покрытой головой. Это мы знаем из Священного писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.
Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами «Боже, милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавай мя, Господи, прости мя!».
К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм. Надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститься, поклониться и приложиться, то есть поцеловать Святую Икону, и еще раз перекреститься. После этого подойти к иконе и поцеловать ее.
Церковная свеча - символ молитвы верующего человека.
Горящие в Храме являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, а также радости и духовного торжества Церкви, они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.
Горящая перед иконой свеча - знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.
Вместе с тем по существующему в Русской Православной Церкви обычно во время таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит незажженную свечу в знак надежды получить от Господа прощение за свои грехи и как дар Ему. Эту свечу, подходя к священнику, можно положить на аналой, где лежат Евангелие и Крест.
В записках о здравии или за упокой пишутся только имена, и только крещенных людей. За некрещеных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например, Ольгу, а не Олю) аккуратным почерком. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся. В одной записке не пишется - более 5-7 имен.
Нельзя поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Патриарха Тихона, Святого Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них.
В Храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого подойдите к любой иконе, там находящейся. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено святой водой, через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона - это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен.
На иконах могут быть изображения Божией Матери, святых ангелов, святых людей или угодников Божиих.
Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она - Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она - одна, и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не Ее икону.
На иконах изображаются и святые угодники Божией. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогают живущим на земле. Они как посредники между Богом и людьми. Бывает, мы обращаемся к Богу с молитвой, но Бог не слышит ее, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, попросили за нас, умолили Его простить нас и помиловать.

Святые имеют разные названия : пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. Они жили до рождения Христова.
Апостолы - ученики Иисуса Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостольными (князь Владимир, Святая Нина и др.).
Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения, и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками , если же умерли после особенно тяжелых(великих) страданий - великомучениками. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .
Святители - это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью(Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий митрополит Московский и др.). Святители, претерпевшие мучения за Христа, называютсясвященномучениками . Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста называют Вселенскими Учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные - праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывания в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Преподобные, претерпевшие мучения, называются преподобномучениками .
Бессребреники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и др.). Родоначальников человеческого рода: Адама, Ноя, Авраама и т. д. называют праотцами .
На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние - нимб. Нимб - это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющегося с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.
Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что это икона, допустим, Святителя Николая, то, подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: «Святой угоднице Христов и отче Николае, помоги мне, грешному, в жизни моей, умоли Господа даровать мне здравие и спасение и прощение грехов моих, помоги детям моим...» и т. д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему Храму, так как это отвлекает других молящихся. Если, подойдя к иконе, вы не знаете, как она называется, присмотритесь - возможно, на ней есть надпись, или спросите окружающих, но негромко.
Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами, если они есть в Храме, можно поставить свечу, можно заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят за нас. Призывая или прославляя святых угодников Божьих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за нас тогда возносят молитвы к Богу, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем.
Кого же нам призвать на помощь в наших бедах и скорбях? Прежде всего, Спасителя, Пресвятую Богородицу, своего Ангела-Хранителя, а также святых угодников.

Прежде всего нужно отбросить стеснение. Никто не посмотрит косо на новичка, который не знает, как правильно вести себя на службе, где поставить свечу за упокой или здравие, как причаститься или исповедоваться. Обо всем можно спросить у опытных прихожан непосредственно в церкви или у продавца в церковной лавке.

Если в вашем окружении есть воцерковленный человек или мирянин, постоянно посещающий церковь, стоит поговорить с ним. И все же священники советуют начинать с главного: Библии. Причем лучше начать с Нового Завета, он легче для понимания и проще в прочтении. Для начала прочтите одно Евангелие (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна).

Обязательно следует почитать о церковных таинствах. Например, одно из важнейших – это таинство причастия. В идеале причащаться необходимо каждую неделю. Но перед тем как причаститься, верующему нужно пройти таинство исповеди и получить благословение.

Исповедь священники принимают ежедневно во время службы. Специальной подготовки к ней не требуется. А вот к причастию нужно готовиться за три дня:

Соблюдать пост, отказавшись от мяса, молока, рыбы, яиц;

Накануне причастия вечером прийти на службу;

С 12 часов ночи перед причастием нельзя принимать пищу.

Понимая, в чем смысл этого таинства, новичок будет чувствовать себя увереннее.

Как вести себя в церкви

Если женщина начала ходить в церковь, она должна знать основные правила:

Входить в храм можно только в платке (допустимы шаль, шарф);

Одежда должна быть скромной: никаких мини-юбок, рваных джинсов, декольте и т. п.;

Во время критических дней и в течение 40 дней после родов посещать храм нельзя.

Если вы впервые оказались на службе, не стоит пугаться. Служба идет примерно полтора часа. Для начала можно просто постоять, послушать, о чем говорит священник, креститься, когда крестятся прихожане. Становиться на колени не обязательно, целовать иконы тоже.

Впервые исповедуясь, обязательно скажите об этом священнику. Он подскажет, что делать. Не бойтесь говорить о своих грехах: батюшка не осудит, а порадуется, что мирянин ищет спасения души, и отпустит прегрешения. Самый страшный грех с точки зрения церкви – не отпущенный. О чем говорить, подумайте заранее. Можно вынести список грехов на листочек, чтобы не растеряться и ничего не забыть.

Принимать причастие без исповеди нельзя. Священнику нужно обязательно сказать, что вы впервые принимаете участие в таинстве.

Что касается свечей, то ставить их за здравие можно как перед какой-то конкретной иконой (например, святого Николая), так и перед любой иконой вообще. Просто зажгите свечу, помолитесь, обратитесь к богу со своей просьбой или прочтите молитву святому, у которого просите помощи. Свечи за упокой души ставятся в определенной части храма: слева от входа, где расположено большое распятие.

Ничего сложного в том, чтобы начать посещение церкви, нет. Если душа просит о том, чтобы прийти в храм, нужно дать себе эту возможность. Может быть, поначалу будет чувствоваться дискомфорт или страх, но это быстро пройдет. Главное, не бойтесь обращаться за подсказками к окружающим.

Похожие статьи

  • Рецепты малиновых летних тортов: малина в десерте – жизнь удалась!

    Наш материал сегодня расскажет про очень интересный симулятор кафе — Моя Кофейня: рецепты и истории. Мы немного расскажем про эту игру, почему она стала такой популярной. В статье содержатся все комбинации рецептов к игре Кофейня. На...

  • Кролик в мультиварке — лучшие рецепты

    К ужину можно приготовить очень вкусное, а главное — весьма диетическое блюдо, которое понравится не только взрослым, но и деткам. , приготовленное по этому рецепту, получается настолько мягким, нежным, сочным и потрясающе вкусным, что это...

  • Салат Гнездо глухаря — пища «буржуев» в современной интерпретации

    Салат « Гнездо глухаря» - очень нарядный и красивый. На вашем празднике он станет центром всеобщего внимания. Все только и будут удивляться его вкусу, и, самое главное, виду. Рецептов, как и любого другого блюда, конечно, существует...

  • Шоколадный чизкейк: рецепт и фото Как сделать чизкейк шоколадный в домашних условиях

    Предлагаю вашему вниманию вкуснейший десерт, состоящий из песочной основы и нежнейшей сливочной прослойки. Шоколадный чизкейк – это традиционное лакомство американской кухни, которое достаточно быстро завоевало популярность на просторах...

  • Хлебцы из пророщенных зерен

    Способы доставки Доставка курьером Почта России Самовывоз Способы оплаты Наличные курьеру Наложенный платеж Доставка почтой по России Состав: целые зерна пшеницы, крупа кукурузная, крупа перловая, крупа овсяная, пшено шлифованное,...

  • Как приготовить пирог зебра рецепт 4 яйца

    Привет, дорогие телезрители! Пирог Зебра на молоке — это очень простой, вкусный, красивый, а потому и настолько популярный десерт не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Внешне Зебра выгодно выделяется на фоне обычных...