У истоков исторической правды. Валентин седов. курганы ятвягов Первое упоминание про ятвягов

В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти асимилированы в южной части Дзукии . Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской , белорусской и польской народностей.

Археологические источники

История

В древности ятвяжские племена населяли междуречье Нарева и Немана (так называемую Судавию). В - XI веках ятвяги занимали основную часть будущего Подляшья . В X-XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей (например, Ярослава Мудрого в г.). С XII века западная часть ятвяжских земель была подчинена Мазовии , южной частью Судавии в XII-XIII веках время от времени владело Галицко-Волынское княжество , затем Судавия (с центром в г.Райгород) входила в состав Великого княжества Литовского . В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии попала под контроль Тевтонского ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву), но после его разгрома в Грюнвальдской битве () по условиям Мельнского мира г. вся Судавия опять вошла в состав Великого княжества Литовского .

Письменные источники

Немецкий автор William Pierson в книге "ELEKTRON oder Ueber die Vorfahren die Verwandtschaft und den Namen der alten Preussen" написал про ятвягов следующее: "Ятвяги, в древности Языги называемые, сидели в начале 1 века между Бугом и Днестром, частично в Италии и Венгрии, где их границы" .

В литературном произведении XIII века (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава») сказано:

"Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев , до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали...".

См. также

  • Об обычаях племени ятвагов известно из документа «Письмо Иоганна Полиандера Каспару Бернеру о янтаре и судовах ».

Напишите отзыв о статье "Ятвяги"

Ссылки

  • - ресурс о ятвяжской культуре

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ятвяги

– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.

ЗАГАДОЧНОЕ ДРЕВНЕЕ ПЛЕМЯ

В Беловежской пуще по дороге на Городню есть небольшой холм, который называется горой Батория. Говорят, что когда-то король Баторий в этих местах охотился на ятвягов. Стрелял этих бедных дикарей, как зубров или медведей. Так говорттт народное предание.

Давно ушли тс времена, исчез ятвяжский народ и его язык . Но из глубины веков дошли до нашего времени названия населенных пунктов, разбросанных в пределах Гродненской и Брестской областей. Случилось так. что информация об исторической родине ятвягов. этого древнего и довольно загадочного племени, в литературе мало, а имеющиеся сведения во многом противоречивы и запутанны.

Причины такого положения не ясны, хотя племя ятвягов. как говорится в энциклопедиях, занимало значительные пространства от Мазурских озер (Польша). Пруссии (ныне Калининградская область) на западе и северо-западе до реки Нарев (бассейн Немана) на юго- востоке

К югу от Немана встречались лишь этнические "ятвяжскне острова ", т е небольшие участки, занятые ятвягами. К концу X века эти отдельные небольшие территории уже были окружены славянскими народами

В топонимии нашей республики сохранилась память об этом исчезнувшем племени в названиях с основой япш (Ятвязь, Етвезь. Ятвезь, Ятвсск и т.д.). Эти названия встречаются в Волковысском. Дятловском, Барановичском, Ивацевичском, Гродненском. Корсличском и других районах и являются самыми древними этнотопонимами В восточной части Беларуси таких названий не зарегистрировано. Сведения о племени ятвягов встречаются с X по XVII век. Расположение топонимов полностью соответствует былой территории расселения ятвягов

В польской хронике XII века говорится: "... Край ятвягов. где- воздух бальзам, леса медовые, реки богатые рыбой, земли урожайные, пахари трудолюбивые, воины бесстрашные... Край ятвягов. с которыми польский король всегда воюет, стремясь обратить их в истинную веру; но ни мечом, ни проповедью, ни подкупом невозможно было отстранить их от языческой веры, ни мечом смерти уничтожить ихний змеиный род...".

Название ятвяги образовано от термина я пит, что значит отряд, стая. Они жили в лесах и одевались в звериные шкуры. Тут некогда получил известность своими жестокими набегами на соседние владения Древней Руси и Польши предводитель ятвягов Комят о деяниях которого до сих пор напоминают старинные песни и легенды Гродненщины и Брестчины. Сохранились капища и божницы ятвягов . где совершались жертвоприношения языческим богам.

Живя по соседству с другими племенами, ятвяги. а вернее ятвяжский союз балтских племен, были активными участниками и свидетелями восточнославянской истории в течение трех столетий. Взаимоотношения между ними были в большей части напряженными.

Славяне неслн энергию молодого, перспективного этноса, о чем говорят многочисленные походы, что приводило к столкновениям между местными племенами и славянскими дружинами Два суперэтноса не могли всегда сосуществовать мирно из-за ограниченности ареала и борьбы за пищу Со стороны балтских племен, в том числе и ятвягов, сопротивление возникало как естественная реакция самозащиты Славяне укреплялись, сооружали, преимущественно но рекам, свои крепости-форпосты. Так возникли Городня (Гродно), известные с XII - XIII веков Волковысск и Слоннм Отсюда совершались походы на ятвягов. Сведения об этом хранит Ипатьевская летопись (поход Всеволода Юрьевича Городненского на Литву в 1136 году) Одно из последних упоминаний о ятвягах относится к 1284 году в трудах Болеслава Стыдливого: "... Ятвяги так побиты, что и памяти не осталось".

Примерно с этого времени Новогородок (Новогрудок) (некоторые историки считают его одним из древних центров Ятвягни) становится славянским городом и попадает под власть полоцких князей.

Летописные источники конца XIII века говорят о том, что ят- вяги были уничтожены полностью. О них перестали говорить, и в течение целого столетня земля эта была пустынею. Позже здесь появляются мазовецкис и прусские переселенцы. По утверждению А.Ю.Виду- гнрнса и Ф ДКлимчука. как раз в этот период отмечается продвижение оставшихся ятвягов на территорию Брсстско-Пинского Полесья до верховий Ясельды и Выгоновского озера.

Таким образом, полностью уничтожить целый этнос невозможно. что подтверждает и волынский летописец XIII век;»: "... Ятвязи как страны уже не существовало, но были отдельные их поселения в местных лесах и болотах.

По сей день у города Кобрина сохранился курган на правом берегу Мухавца. Еще в начале XX века вокруг кургана было много насыпанных копцов. окруженных камнями странной формы. Народное предание гласит, чт о курган - остаток древнего ятвяжского капища богини Мажанны. упоминаемой до сих пор в песнях и легендах этого края. Эту мысль подтверждает и А.Ф Рогалев. который в своей книге "Белая Русь и белорусы" пишет: "Современные научные исследования в области гидротопонимов позволяют предполагать, тго к XII - XIII векам ятвяжские поселения доходили до реки Мухавец".

Переселения ятвягов из области исконной Ятвягии в районы Брестчины и Гродненщины были связаны с неблагоприятной политической обстановкой, сложившейся к северу от Немана к XII веку. До XII столетия ятвяги, как и племя пруссов, противостояли русским, польским и литовским дружинам. У них на это еще хватало сил Но позже на историческую арену выходят крестоносцы

В канун нашествия крестоносцев ятвягам пришлось уходить к юго-востоку, в леса Беловежской пущи. Как раз с этими событиями в исторических документах появляется наименование довольно загадочной территории PoIIoxin (Полоксия).

Высказывается точка зрения, согласно которой 11олсксию населяли полесяне, этническое наименование которых представляет собой польскую форму названия ятвягов . Не исключено, что этот этноним постепенно распространился и на остальные ятвяжские племена, причем произошло это при польском участии, по мерс установления тесных военных и политических отношений Польши с ятвягамн. А позже Польша объединяется с орденом крестоносцев для борьбы с ятвягамн Польские князья неоднократно совершали военные походы на ятвягов Так. в польских хрониках при описании очередного военного набега поляков с их королем Казимиром Справедливым на балтов в 1192 году рассказывается о битве с "гетами" и "подлясянами". или. иначе, с пруссами и ятвягами.

Территория ятвягов всегда входила в сферу политических интересов польских королей. Потому отдельные группы подлясян (ятвягов ) начиная со второй половины XII века и в начале XIII века вынуждены были перемещаться в южные районы. Это была вторая причина, по которой ятвяги оказались в пределах Брестского Полесья

В начале XIV века для обозначения земель Берестейского. Каменецкого и Кобринского уездов (сюда входила территория нынешнего Дрогичинского района) появляется название Подляшьс (Подлесье) ныне Брестское Полесье, население которого стало называться полесянами. а современная форма - полешуки

Наименование Pollexia - Подляшье, обозначавшее в разные времена территорию к северу и к югу от реки Нарев. косвенно отразилось в названии Литовское Полесье, которое употребил Ссменов- Гян-Шанский в своем труде "Живописная Россия".

Название Литовское Полесье связывают с территорией бывшей Гродненской губернии (в се состав входили и западные районы нынешней Брестской области), а также Вилснской и Ковенской (Ковно - прежнее название Каунаса) губернии.

О том, что этноним полесяне продолжал функционировать и после ассимиляции ятвягов, свидетельствуют этнографические материалы XIX века, в которых говорится, что здесь жили полесяне со свойственными для них говорами (оттенками языка) В свою очередь, они делились на бужан и пинчуков

Река Неман являлась восточной границей сплошного ятвяжского расселения. Верхнее течение Немана издавна было естественным историческим рубежом, разделявшим славян и балтов сшс с VI-VII веков. К северу господствовали литовские этносы. К ятвягам они относились как к инородным вкраплениям.

Для обозначения ятвягов у литовцев существовал этноним дайнава (дай нова). Этот термин появился в документах князя Мнндовга в середине XIII века, но в народе это слово функционировало гораздо раньше.

В "Живописной России" Ссмснова-Тян-Шанского упоминается Дайновскос княжество , существовавшее в юго-восточной части Лид- ского уезда до XIV века. Свидетельством этого является наличие в современном Лидском районе двух населенных пунктов с названием Дайнова. один из которых около самого города Лида, а второй, согласно автору "Живописной России", считали столицей бывшего княжества. В этом же труде жители Дайновского княжества причисляются к славянскому населению, которое ничем не отличается от белорусов. В этом утверждении нашел отражение реальный исторический факт ославянивання потомков древнего народа ятвягов. Русский историк XIX века II П.Барсов размешал область Дайнову по правым притокам Немана Это Лидский, Ошмянский и часть Виленского уездов, о чем свидетельствует наличие десяти топонимов Дайнава. Дайновка. Дайновцы и т.д. Перечисленные названия полностью расположены в пределах исторического княжества Дайнова.

Территории распространения топонимов, связанных с этнонимами ятвязь (ятвезь) и дайнова . не пересекаясь, взаимно дополняют друг друга и охватывают почти всю территорию Гродненской области. Границей между этими названиями служит река Неман, что еще раз подтверждает мнение о функционировании этнонима дайнова в литовской этнической среде, а этнонима ятвезь - в славянской этнической срсде. Подобное мнение подтверждается тем фактом, что на территории бывшего Слонимского уезда в начале XX века отмечалась деревня с двойным названием Ятвязь-Дайиова (сейчас село Ятвезь Дятловского района). Живя в контакте с другими народами, эти оставшиеся группы ятвягов переняли обычаи соседних литовцев и белорусов. Еще в XVII веке в Понсманье существовали островки поселений ятвягов. но уже говоривших на литовском и белорусском языках.

Подтверждением следов ятвяжского пребывания на территории Брестского Полесья могут служить названия деревень Збироги (Брестский район) от ятвяжского личного имени Збирог. а также Здитово (Березовский и Жабинковскнй) от ятвяжского личного имени Здит или Дит. По материалам В. А. Жучкевича, очень характерна для топотшмов Северной Польши в местах древнего расселения ятвягов.

Древнему загадочному племени ятвягов молодой белорусский поэт Сергей Иванов посвятил поэму "Душа ЗямлГ", отрывки из которой были напечатаны в журнале "Спадчына" (1990. № 4). Некоторые из них использованы в этом материале.

В раннее средневековье испытывали сильное влияние литовского племени и уже на начальных этапах формирования Великого Княжества Литовского были отчасти ассимилированы в южной части Дзукии . Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской , белорусской и польской народностей.

Археологические источники

Ареал расселения

«Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов , от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы - то все с помощью божьею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали…».

История

В X-XII веках южные и восточные окраины ятвяжского края неоднократно подвергались нападениям со стороны киевских великих князей.

Из летописи Панцырного и Аверки:

В 1251 году ятвяги и войско Данилы оказали помощь жемайтскому князю Викинту при нападении на замок Миндовга Воруту (Руту).

По свидетельству грамоты Миндовга 1259 года , историческая область Дайнова в его время называлась некоторыми Яцвезин.

Сандомирский князь и король Польши Болеслав V Стыдливый (1226-1279) совершил несколько походов против племён ятвягов и основал в Лукуве , на восточной границе своего княжества, епархию для христианизации язычников. Однако все его попытки были тщетны.

В том же году четыре ятвяжских князя с князьями Галицким и Владимирским заключили мирный договор.

В последних десятилетиях XIII века северная часть Судавии попала под контроль Тевтонского ордена (после этого многие ятвяги переселились в Литву). Но после его разгрома в Грюнвальдской битве () по условиям Мельнского мира 1422 года вся Судавия опять вошла в состав

Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует эту область Готискандза).

Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные - «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре - буквально Данпарстад. В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура , с центром на среднем Днестре.

В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, - готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс)

В 375 году союз племен остготов во главе с Германарихом потерпел ряд поражений от гуннов, после чего почти все готы покинули Причерноморье и ушли на Запад. Только в Крыму осталась небольшая их часть.

В Летуве беларусов и сегодня называют Gudai (гуды) , т. е. готами. На знаменитой какрте Мюнстера Великое княжество Литовское обозначено, как Litvania-Godinia .

Балтская племенная группа, этнически наиболее близкая к пруссам. Бесписьменный ятвяжский язык принадлежит к западной ветви балтской группы индоевропейской языковой семьи. Начиная с XII века ятвяги участвовали в этногенезе литовской, латышской, белорусской и польской народностей.

Как отдельная этническая группа упоминаются в переписях XIX века.

Еще в 1673 году Феодосий Софонович в своей «Хронике» так писал о ятвягах:
«Ятъвежи были едного народу з литвою и з прусами старыми, з готтов пошли, которых столечное место было Дорогичінъ, а Подляшье все аж до Прус, з Волыня почавши, осевши были, Новгородок Литовскиі и околичниі волости держали».

Лингвисты полагают, что ятвяжские диалекты были близки диалектам пруссов. Наиболее значительный и ценный памятник ятвяжского языка - рукописный польско-ятвяжский словарь «Роganske gwary z Narewu», найденный в конце 1870-х годов в южной части Беловежской пущи. Его анализ позволил исследователям определить ятвяжские диалекты как близкие прусскому языку, а также выявил связь их с готскими языками (на основе значительного числа германизмов). Германские племена готов в начале нашей эры жили на южном обережье Балтики от Вислы до Нарева и Нёмана, и с последней четверти II века н. э. эти племена начали постепенно продвигаться в юго-восточном направлении. Что обосновывает суждение о том, что ятвяги - потомки готов.

"От ятвяжских селений не осталось никакого следа, потому что дома срублены были из дерева. Дальше семейно-родовых союзов, формировавшихся во время общей опасности под начальством выдающегося храбростью старшины или князька, Я. не пошли. Польский летописец сравнивает Я. с хищным зверем, Авенариус, называя их храбрыми, но не культурными - с вечными бродягами."
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

"...они были возможно, даже в более северных районах, таких как на Wilia, ... на восточной и на южной стороне до болот Пинска, на запад к Готам, самый южный Aistenvolk над болотами Припяти, между Masowiern и Litauern (нем.): Jaczwingorum народ северной стороны, Masoviae, Russiae et Lithuaniae земли соседних регионов..., язык подобен и понятен Prutenica et Lithuanica, их помнят как диких, воинственных и жадных людей (лат)."
"Немцы и их соседи" Й. К. Цойсс, 1837

Пруссы

"132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись..."
Monumenta Poloniae Historica, XII-XIV вв., 132-133

Гедымин, в 1323 году построив церкви в Вильно и Новогрудке, приглашает проповедников, знающих языки основных национальных меньшинств - пруссов, поляков, латышей.
"Мы же приглашаем епископов, священников, духовных лиц любого Ордена, в особенности вашего, которому мы уже выстроили две церкви, одну в нашем королевском городе, именуемом Вильно, другую в Новогородке, к которым назначьте в этом году нам четырех братьев, знающих польский, земгальский и прусский языки, такие, какие теперь есть и были [прежде]..."
Codex Diplomaticus Lithuaniae, XIII-XIV вв

Из-за ассимиляции славяноязычных пруссов мазурами, кашубами, словинцами, поляками и другим населением, прибывшим после завоевания Пруссии Тевтонским орденом, с XV века пруссами называлось только балтоязычное население.
Из смешения прусского, частично польского населения Восточной Пруссии с немецкоязычными колонистами к началу ХХ в. сложилась особая субэтническая группа - немцы-пруссаки, а временем окончательного исчезновения прусской народности условно можно считать 1709-1711 гг., когда от голода и эпидемии чумы погибло около половины населения древнепрусских земель, включая последних носителей прусского языка.

Венеды

Племенная группа, известная до VI в. и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы - от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Тацит колебался в суждении: причислять ли их к германцам или сарматам. На основании того, что они «ставят дома», «употребляют щиты» и «охотно передвигаются пешком», он всё же счёл их отличными от сарматов, «живущих в повозке и на коне». на картах венды локализовались севернее моря Геродота (ныне Полесье)

Интересна карта "Germano-Sarmata" 1790, Ch. Delamarche - локализация венедов на ней совпадает с этнографической картой белорусов и границами БНР .

Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (790 г.): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…»

На протяжении Средних веков немцы обобщённо называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков).

С венедами связывают поморскую культуру, которая была распространена на южном побережье Балтийского моря при впадении Вислы до вторжения готов. Поморская культура развивалась в тесном взаимодействии с лужицкой культурой (археологическая культура, распространённая на территории восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь).

По имени венедов Птолемей Клавдий (II век) называл Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты Венедскими горами.

http://samlib.ru/e/rogatina/lutizi.shtml http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/5-02-026470-9/ http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel1.htm
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576
http://bibliotekar.ru/bel2/316.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/10053/ЛЮТИЧИ be-x-old.wikipedia.org
be.wikipedia.org
pl.wikipedia.org
uk.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Ятвяги (Jatvingorum, Jetvorum gens) – одно из четырех племен балтийско-летской группы, известной по русским летописям с Х века, когда выходцы из Ятвяжской земли служили в княжеских дружинах. Походы на них Владимира в 983 году и Ярослава в 1038, 1040 и 1044 годах указывают на их опасность для свободного движения по путям сообщения из Киева в Побужье, Поднестровье и так называемые Червенские города. Соседство ятвягов с Польшей и мазовшанами обнаруживается в восстании Маслава; память об их страшных набегах долго сохранялась в нынешних губерниях Люблинской, Седлецкой и Ломжинской. Ятвяги оттеснены были к Нареву. В XIII веке ведется опустошительная борьба с ними двух славянских народностей – польской и галицкорусской. Ипатьевская летопись не только сохранила нам список вождей и князей ятвяжских, их дворов и градов, но дает некоторое понятие о их быте и житейских нуждах. В 1279 году они посылают в Володимер Волынский послов с просьбой их спасти от голода и продать им жито, за что рады дать воску, беличьих шкур, бобров, черных кун или серебра.

Оружие ятвягов для борьбы с волынской ратью было недостаточно: сулицы или метательные дротики не могли противостоять шлемам и щитам, копьям и стрелам. Лютую храбрость вождей ятвягов хвалят летописцы. "Скомонд, витязь и волхв их, борзый яко зверь, погиб в бою с Волынью и голова его воткнута на кол". Когда "Ятвезкии князи" измерли и люди без государя мешкали, Наримонт Романович, по словам литовской летописи, доведавшись об этом, взял их без сопротивления под свою власть, зарубил над рекою Бебрею (Бобр) города "Райгрод" и стал называться князем Ятвяжским и Доновским или Дейновским.
Жилища ятвягов были деревянные, выстроенные на насыпях или городищах. Названия вождей несомненно литовского происхождения: Небри, Стегут Зебрович, Небяст, Комат, Стейкинт, Минтель, Мудейко, Пестило, Шурпа, Шютра, Анкад, Скомонд и Юндил встречаются и поныне между именами дворянских и крестьянских фамилий литовских губерний.

С ослаблением военных сил ятвяжских князей начинается обращение их в христианство со стороны тевтонского ордена и мазовецких правителей Ятвягии в 1264 года, при Болеславе Стыдливом. Как и многие другие прусские племена, ятвяги не были истреблены, а слились частью с мазовшанами, частью с малороссами в Гродненской губернии, частью с литовцами Пруссии и Принеманской Литвы. От ятвяжских селений не осталось никакого следа, потому что дома срублены были из дерева. Дальше семейно-родовых союзов, формировавшихся во время общей опасности под начальством выдающегося храбростью старшины или князька, ятвяги не пошли.

Польский летописец сравнивает ятвягов с хищным зверем, Авенариус, называя их храбрыми, но не культурными – с вечными бродягами. Проводя большую часть жизни на войне или на охоте. ятвяги умирали далеко от своего дома, в дремучем лесу или в открытом бою. Кости их не покоились на родовом кладбище, под курганом, или в тщательно сложенной каменной могиле; ятвяги легли там, где их застала смерть. Могилы Бельской и Дрогичинской земли обнаруживают литовский характер; географическая номенклатура доказывает, что ятвяги населяли западную часть нынешней Гродненской губернии, южную часть Сувалкской и надбужные части Ломжинской и Люблинской.

Похожие статьи