Какое оборудование ставить на т 80. Игровой портал. Конструкция и компоновка

Т-80 является советским лёгким танком времен Второй мировой войны. Он был разработан летом-осенью 42-го года в танковом КБ ГАЗ (Горьковский автомобильный завод). Руководителем работ являлся Николай Александрович Астров, ведущий разработчик всей отечественной линейки лёгких танков тех времен. В декабре 42-го года танк Т-80 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на заводе № 40 (Мытищи). Производство танка Т-80 продолжалось вплоть до сентября 43-го года, когда его на производственных линиях завода №40 не заменила самоходно-артиллерийская установка СУ-76М. Всего было выпущено 75-85 танков Т-80, которые участвовали в боях ВОВ в 1943 году. Поскольку установка имела ненадёжный двигатель, слабое для 1943 года вооружение, а также большой надобности Красной армии в СУ-76М танк Т-80 сняли с производства. В начале 1943 г. на базе танка Т-80 построили опытный танк, оснащенный 45-миллиметровой танковой пушкой ВТ-43 имеющей большую мощность, однако и его не приняли на вооружение. Таким образом, танк Т-80 стал последним лёгким танком советской разработки военных времен.


создания

Со времени принятия на вооружение РККА лёгкого танка Т-70 советскими военными специалистами указывалось на главную слабость танка - одноместная башня. Однако конструкция танка имела резервы, которые могли быть задействованы для устранения данного недостатка. Танковое КБ ГАЗ во главе с Астровым обещало военным это ещё во время показа прототипа ГАЗ-70 и приступило к работе практически сразу после того как было налажено серийное производство Т-70. В период с весны по осень 1942 года выяснилось, что монтаж двухместной башни увеличит нагрузку на ходовую часть, трансмиссию и двигатель танка. Испытания танка Т-70 догруженного до 11 т. полностью подтвердили данные опасения - во время тестов лопались торсионы подвески, выходили из строя агрегаты и узлы трансмиссии, ломались траки. В связи с этим основным направлением работ было усиление этих элементов конструкции, которые успешно завершились принятием модификации Т-70М на вооружение РККА. Также к осени изготовили и успешно испытали двухместную башню для Т-70, однако на пути серийного производства встало два препятствия.

Первым препятствием являлась недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Планировалось увеличить до 170 л.с. мощность установки. Это хотели осуществить за счёт повышения степени сжатия и увеличения коэффициента наполнения цилиндров. Второе препятствие появилось из требований обеспечить большие углы возвышения орудия, чтобы поражать в городских боях цели на верхних этажах сооружений. Кроме того это могло увеличить возможности танка огневого противодействия авиации. В частности, генерал-лейтенант Конев, командующий Калининским фронтом, настаивал на этом. Разработанная двухместная башня танка Т-70 данным требованиям не удовлетворяла, поэтому ее переконструировали для возможности ведения огня из орудия при больших углах возвышения. Второй прототип, имеющий новую башню, получил заводское обозначение 0-80 или 080. Для более удобной установки орудия с возможностью ведения зенитного огня и размещения двух членов экипажа пришлось увеличить диаметр погона, а также сделать броневое кольцо-барбет (толщина 40-45 мм) под наклонными гранями башни. Поскольку башня имела более широкий погон, демонтаж двигателя без предварительного демонтажа башни становился невозможным - броневое кольцо заходило на съёмную броневую надмоторную плиту.

Прототип 080 в декабре 1942 г. успешно прошёл полигонные испытания. На вооружение РККА танк приняли под обозначением Т-80. Однако его выпуск должен был начаться не на производственных мощностях ГАЗа, так как переход горьковского завода на производство «восьмидесятки» мог стать причиной снижения объёмов выпуска танков и СУ-76, которое в условиях военного времени нельзя было допускать. В связи с этим задачу освоения выпуска танков Т-80 поручили мытищинскому заводу № 40.

Описание конструкции

Танк Т-80 имел типичную компоновку для лёгких танков советского производства тех лет. В машине имелось пять отделений, которые перечислены в порядке от лобовой к кормовой части танка:
- трансмиссионное отделение;
- отделение управления;
- по правому борту середины корпуса – моторное отделение;
- в башне и по левому борту корпуса – боевое отделение;
- в кормовом отделении, размещались радиатор двигателя и топливные баки.

Данная компоновочная схема в целом определяла набор недостатков и преимуществ машин в рамках танков своего класса. В частности, переднее размещение трансмиссионного отделения (ведущих колёс) становилось причиной их повышенной уязвимости, поскольку именно передняя оконечность машины в наибольшей степени была подвержена обстрелу со стороны врагов. С другой стороны, в отличие от тяжёлых и средних танков советского производства, топливные баки танка Т-80 размещались вне боевого отделения в отсеке изолированном броневой переборкой, это снижало риск возникновения возгорания в случае поражения танка (которое было особенно высоким для машины оснащенных бензиновым двигателем). Данная компоновка повышало выживаемость экипажа танка. К другим преимуществам компоновки выбранной для танка можно отнести небольшую общую массу и высоту танка (по сравнению с другими танками, в которых использованы иные компоновочные схемы), которые были достигнуты вопреки вынужденному использованию силового агрегата ГАЗ-203Ф. Вследствие этого, увеличивались динамические характеристики машины, и для танка требовался мощный спец. двигатель. Экипаж машины состоял из трёх человек - командира машины, выполняющего функции заряжающего, наводчика и механика-водителя.

Электрооборудование

В Т-80 была реализована однопроводная электропроводка, вторым проводом являлся бронекорпус машины. 12 В источником электроэнергии служил генератор ГТ-500С оснащенный реле-регулятором РРК-ГТ-500С мощность которого составляла 500 Вт и пары последовательно соединённых аккумуляторных батарей марки 3-СТЭ-112 (общая ёмкость 112 А.ч. Среди потребителей электроэнергии:
внутреннее и наружное освещение танка, приборы подсветки прицельных шкал;
звуковой сигнал;
танковое переговорное устройство и радиостанция;
стартеры СТ-06, распределитель, катушка зажигания, свечи и так далее.

Приборы наблюдения и прицелы

Пушка 20-К и спаренный с ней пулемёт ДТ оснащались прицелом ТМФ-1 для уничтожения наземных целей и коллиматорным прицелом К-8Т для ведения огня по верхним этажам зданий и воздушным целям. Рабочие места командира, наводчика и водителя танка Т-80 также оснащались перископическими смотровыми приборами для изучения окружающей обстановки вне танка. Но для машины имеющей командирскую башенку обзорность могла быть более лучшей - однако по прежнему сказывался недостаток приборов наблюдения.

Средства связи

В башне танка Т-80 устанавливались радиостанция 12РТ, а также внутреннее переговорное устройство ТПУ рассчитанное на 3 абонента.

Радиостанция 12РТ являлась комплектом, состоящим из передатчика, приёмника и умформеров для их питания (одноякорных мотор-генераторов), подсоединяемых к бортовой 12 вольтовой электросети. С технической точки зрения радиостанция была дуплексной ламповой коротковолновой гетеродинной. Выходная мощность равнялась 20 Вт. Диапазон частот передачи 4 – 5,625 МГц (длина волн 53,3 – 75 метров), приёма -3,75 – 6 МГц (50 – 80 метров). Разный диапазон приёмника и передатчика объяснялся тем, что для связи «танк-танк» использовался диапазон от 4 до 5,625 МГц, при этом расширенный диапазон приёмника использовали при односторонней связи «штаб-танк». Дальность связи в телефонном режиме на стоянке при отсутствии помех могла достигать 15-25 километров, во время движения она несколько уменьшалась. Большую дальность связи получали в телеграфном режиме, когда информацию передавали азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования.

ТПУ (танковое переговорное устройство) позволяло осуществлять переговоры между членами экипажа даже при сильном шуме, а также подключать шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) к радиостанции для осуществления внешней связи.

Двигатель

Танк Т-80 был оснащен силовым агрегатом ГАЗ-203Ф (позднее обозначался как М-80) из четырёхтактных спаренных рядных карбюраторных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-80 имеющих жидкостное охлаждение. В итоге суммарная максимальная мощность ГАЗ-203Ф равнялась 125 кВт (170 л. с.) при 3,4 тыс. оборотах в минуту. На обоих двигателях устанавливались карбюраторы К-43. Для соединения коленчатых валов двигателей служила муфта с упругими втулками. Чтобы исключить продольные колебания агрегата картер маховика переднего двигателя ГАЗ-80 соединялся с правым бортом машины тягой. Каждая «половинка» ГАЗ-203Ф имела свои системы зажигания, подачи топлива и смазки. В системе охлаждения имелся общий для всего агрегата водяной насос, однако водомасляный радиатор выполнялся двухсекционным, каждая секция которого отвечала за обслуживание отдельного ГАЗ-80. ГАЗ-203Ф оснащался масляно-инерционным воздухоочистителем.

Танк Т-80 как и Т-70 являющийся его предшественником, имел предпусковой подогреватель двигателя для его использования зимой. Между двигателем и бортом танка устанавливался цилиндрический котёл, благодаря термосифонной циркуляции антифриза в котором происходил подогрев. Котёл разогревался при помощи наружной бензиновой паяльной лампы. Водомасляный радиатор и котёл подогревателя являлись частью системы охлаждения силового агрегата.

Пуск двигателя осуществлялся при помощи двух параллельно соединённых стартеровСТ-06 (мощность 1,5 кВт или 2 л.с.). Также танк заводился буксировкой другим танком или ручной рукояткой.

В кормовом отделении располагались два топливных бака, общий объём которых составлял 440 литров. Топлива хватало, чтобы преодолеть 320 километров по шоссе. Для Т-80 топливом служил авиабензин марок Б-70 или КБ-70.

Трансмиссия

Танк Т-80 имел механическую трансмиссию, в составе которой имелись:
-полуцентробежный двухдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо);
-карданный вал;
-четырёхступенчатая коробка передач (4 передних и 1 задняя), использовались детали грузовика ЗиС-5;
-коническая главная передача;
-пара многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами, имеющими накладки из феродо;
-пара однорядных простых бортовых редуктора.

Танк имел механические приводы управления трансмиссией. Механик-водитель управлял торможением и поворотом танка при помощи двух рычагов размещенных по обе стороны его рабочего места.

Ходовая часть

Танк Т-80 имел ходовую часть, практически полностью повторяющую ходовую часть Т-70М. Подвеска машины - торсионная индивидуальная без амортизаторов для каждого из пяти односкатных сплошных опорных штампованных катков (диаметр 550 миллиметров) с резиновыми бандажами на каждом борту. Напротив узлов подвески ближних к корме к бронекорпусу были приварены ограничители хода балансиров подвески оснащенные резиновыми буферами смягчающими удар. Для третьего и первого узлов подвески поддерживающие катки играли роль ограничителей. Ведущие колёса цевочного зацепления, имеющие съёмные зубчатые венцы, располагались спереди, а сзади – унифицированные с опорными катками ленивцы оснащенные механизмом натяжения гусеницы. Для поддержки верхней ветви гусеницы по каждому борту служили три малых поддерживающих катка. К корпусу танка при помощи клёпки крепились отбойники, предотвращающие заклинивания гусеницы во время движения танка со значительным креном. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 80 траков. Двухгребневой трак равнялся 300 миллиметрам.

Вооружение

Основное вооружение Т-80 – полуавтоматическая нарезная 45-миллиметровая танковая пушка образца 1938 года (обозначение 20Км или 20-Км). Орудие устанавливалось на цапфах в продольной плоскости симметрии башни. Длина пушки 20-К – 46 калибров, высота линии огня – 1630 миллиметров, дальность стрельбы прямой наводкой - 3600 метров, максимально возможная - 6000 метров. 7,62- миллиметровый пулемёт ДТ был спарен с орудием. Пулемет легко снимался со спаренной установки для использования вне танка. Диапазон углов возвышения спаренной установки −8° +65°, по горизонтали – 360°. Зубчатый поворотный механизм башни имел ручной привод, который размещался слева от командира. Подъёмный механизм пушки (с ручным приводом, винтового типа) располагался справа. Спуск пушки – электрический, пулемёта - механический.
Бронекорпус и башня

Бронекорпус танка был сварен из катаных гетерогенных (использовалась поверхностная закалка) бронеплит толщиной 10, 15, 25, 35 и 45 миллиметров. Броневая защита – противопульная дифференцированная. Кормовые и лобовые броневые плиты устанавливались под рациональными углами наклона, борта вертикальные. Борта Т-80 изготавливались из двух бронеплит, которые соединялись при помощи сварки. Чтобы усилить сварной шов внутри корпуса устанавливали вертикальную балку жёсткости, которая присоединилась к задней и передней бортовым частям при помощи клёпки. Некоторые бронеплиты корпуса (надрадиаторный и надмоторный листы) выполнялся съёмным для более удобной замены и обслуживания различных агрегатов и узлов танка. Место механика-водителя размещалось в передней части корпуса с небольшим смещением влево от центральной продольной плоскости танка. Люк для его посадки-высадки размещался на лобовой бронеплите и снабжался уравновешивающим механизмом облегчающим открывание. Наличие данного люка ослабляло стойкость к снарядным попаданиям верхней лобовой детали. Днище танка Т-80 сваривалось из трёх 10-миллиметровых бронеплит. Для обеспечения жёсткости днища к нему приваривали поперечные коробчатые балки. В балках размещались торсионы узлов подвески. Под местом механика водителя в передней части днища был выполнен аварийный люк-лаз. Корпус также имел несколько люков, лючков, воздухопритоков и технологических отверстий предназначенных для вентиляции обитаемой части танка, слива масла и топлива, доступа к горловинам баков, другим агрегатам и узлам машины. Некоторые из этих отверстий защищались броневыми крышками, кожухами и заслонками.

Борта шестигранной сварной башни имеющей форму усечённой пирамиды выполнялись из 35-миллиметровых броне листов. Борта не имели рационального угла наклона, что позволило увеличить внутреннее пространство для размещения двух членов экипажа. Сварные стыки граней усиливались броневыми угольниками. Лобовую часть башни защищала бронемаска толщиной 45 миллиметров, в которой были выполнены амбразуры для установки прицела, пулемёта и пушки. Ось вращения башни с плоскостью продольной симметрии танка не совпадала, так как двигатель устанавливался по правому борту машины. В крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка, имеющая откидной люк для посадки-высадки командира танка. В данном люке был установлен полноповоротный перископический зеркальный смотровой прибор. Наводчик посадку-высадку осуществлял через свой откидной люк, размещенный слева от командирской башенки. Башню устанавливали на шариковой опоре. Для фиксации служили захваты исключающие сваливание при опрокидывании или сильном крене танка.

Технические характеристики лёгкого танка Т-80:
Боевая масса – 11,6 т;
Экипаж – 3 человека;
Длина корпуса – 4285 мм;
Ширина корпуса – 2420 мм;
Марка пушки – 20-К;
Калибр пушки – 45 мм;
Марка пулемета – ДТ;
Калибр пулемета – 7,62 мм;
Марка двигателя - ГАЗ-203Ф;
Мощность двигателя – 2 × 85 л. с.;
Скорость по шоссе – 42 км/ч;
Запас хода – 320 км (по шоссе);
Удельная мощность – 14,6 л. с./т;
Преодолеваемый подъём – 34 градуса;
Преодолеваемая стенка – 700 мм;
Преодолеваемый ров – 1700 мм;
Преодолеваемый брод – 1000 мм.

Т-80 — советский лёгкий танк времён Великой Отечественной войны. Он был разработан летом-осенью 1942 года в танковом конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода.


Руководителем работ являлся Николай Александрович Астров, ведущий разработчик всей отечественной линейки лёгких танков тех времён.


В декабре 1942 года танк Т-80 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на заводе № 40 (Мытищи). Производство танка Т-80 продолжалось вплоть до сентября 43-го года, когда его на производственных линиях завода №40 не заменила самоходно-артиллерийская установка СУ-76М.


Всего было выпущено 75-85 танков Т-80, которые участвовали в боях Великой Отечественной войны в 1943 году. Поскольку установка имела ненадёжный двигатель, слабое для 1943 года вооружение, а также большой надобности Красной армии в СУ-76М танк Т-80 сняли с производства.


В начале 1943 года на базе танка Т-80 построили опытный танк, оснащённый 45-миллиметровой танковой пушкой ВТ-43 имеющей большую мощность, однако и его не приняли на вооружение. Таким образом, танк Т-80 стал последним лёгким танком советской разработки военных времён.

Начиная с самого первого момента принятия лёгкого танка Т-70 на вооружение РККА, советские военные специалисты указывали на его главную слабость - одноместную башню. Но конструкция танка ещё имела резервы, которые можно было задействовать для устранения этого недостатка. Танковое конструкторское бюро ГАЗ во главе с Н.А. Астровым обещало это военным ещё при показе прототипа ГАЗ-70 и включилось в работу практически сразу же после налаживания серийного выпуска Т-70. В течение поздней весны, лета и ранней осени 1942 года было выяснено, что установка двухместной башни сильно увеличит нагрузку на двигатель, трансмиссию и ходовую часть танка. Испытания до груженного до 11 тонн танка Т-70 полностью подтвердили эти опасения - на тестах лопались торсионы подвески, ломались траки, выходили из строя узлы и агрегаты трансмиссии. Поэтому основная работа велась по усилению этих элементов конструкции. Она успешно завершилась принятием на вооружение РККА модификации Т-70М. Также к осени была изготовлена и успешно испытана двухместная башня для танка Т-70, но на пути к серийному производству встали два препятствия.

Первым из них была недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Её планировалось увеличить путём форсирования до 170 л. с. в сумме за счёт увеличения коэффициента наполнения цилиндров и повышения степени сжатия. Второе препятствие возникло из требований обеспечить большие углы возвышения орудия для поражения целей на верхних этажах зданий в городских боях. Также это могло позволить увеличить возможности огневого противодействия авиации противника. В частности, на этом настаивал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант И.С. Конев.


Уже разработанная двухместная башня для Т-70 этому требованию не удовлетворяла и была переконструирована для возможности стрельбы из орудия под большим углом возвышения. Второй прототип с новой башней получил заводское обозначение 080 или 0-80.


Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40-45 мм.


Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни — броневое кольцо стало заходить на съёмную над моторную броневую плиту.


В декабре 1942 года прототип 080 успешно прошёл полигонные испытания и был принят на вооружение РККА под индексом Т-80.


Однако организация его выпуска планировалась не на ГАЗе, поскольку переход горьковского автогиганта на производство «восьмидесятки» мог повлечь за собой снижение объёма выпуска танков и самоходок СУ-76, которое нельзя было допускать в условиях военного времени. Поэтому задачу освоения выпуска Т-80 поручили вновь организованному Мытищинскому заводу № 40.

Советский основной боевой танк Т-80 стал не только первым в мире запущенным в серию танком с газотурбинной силовой установкой, но и лучшим в своё время, превзойдя самые совершенные западные образцы.

В наши дни он удивляет своей подвижностью, маневренностью, способностью эффектно прыгать с трамплинов, его лёгкость управления покорила сердца многих военнослужащих, а защита от оружия массового поражения не уступает и превосходит защиту многих современных ОБТ .

Создание

Идея замены привычного дизельного двигателя на газотурбинную силовую установку (ГТД) витала в воздухе ещё с 1948 года, когда Старостенко проектировал тяжёлый танк с таким двигателем, к ней вернулись в 1955 году Чистяков и Оглоблин, разрабатывая Объект 278, а в 1957 году появились на свет первые образцы ГТД-1 мощностью 1000 л.с.

Но все эти танки так и остались проектами, и из-за курса правительства на новое вооружение, и из-за несовершенства тогдашних турбин.

Лишь в 1963 году была выпущена газотурбинная версия Т-64Т, получившая вертолётный ГТД мощностью 700 л.с. Инженеры ожидаемо столкнулись с проблемой очистки воздуха, которая доставляет хлопоты и в наши дни.

Из-за разработки США и Германией МВТ-70 было принято решение создать новый танк, превосходящий западный образец. Указ об этом подписали 16 апреля 1968 года.

В 1969 году появился Объект 219сп1, схожий с Т-64Т, но имевший ГДТ-1000Т, развивающий 1000 л.с., Объект 219сп2 получил глубоко усовершенствованную ходовую часть и башню, а 6 июля 1976 года, через 7 лет доработки, на свет появился и был принят на вооружение ОБТ Т-80.

Конструкция и компоновка

Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).

В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.

При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.

Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек - командира, наводчика и механика-водителя.

Корпус

Корпус сварной, имеет сильно дифференцированную защиту. Лобовой лист состоит из комбинированной металлокерамической брони и расположен под углом 65°, остальные части произведены из монолитной стальной брони.

Борта Т-80 прикрыты резинотканевыми экранами, защищающими от кумулятивных снарядов.

Изнутри, в боевом отделении, листы брони покрыты полимерным подбоем специального состава, защищающего не только от осколков, но и от гамма-излучения вместе с нейтронным.

Дополнительно имеется плита под местом механика-водителя, защищающая его от облучения на заражённой местности.

Также имеется полуавтоматическая система коллективной защиты, состоящая из прибора радиационной разведки, фильтровентиляционной установки и уплотнений корпуса и башни.

Башня

Уже 2 опытный образец получил свою башню, отличную от Т-64. Она производилась с помощью литья и имела заливаемые стержни в лобовой части, а её толщина достигала около 450 м в наиболее толстом месте.

Как и в корпусе, в башне был установлен подбой для защиты экипажа от облучения и динамическая защита.

Позже, в 1985 году, Т-80БВ получил усовершенствованную сварную башню с меньшей площадью ослабленных зон и дополнительным наполнителем.

Вооружение

Т-80 унаследовал 125 мм орудие 2А46-1 / 2А46-2 от Т-64, способное стрелять управляемыми ракетами. Кобра, Рефлекс и Инвар в зависимости от модификации. На серийных танках пушка получила термокожух.

Механизм заряжания остался прежним, с гидроэлектромеханическим приводом и расположенными в себе вертикально 28 снарядами из 45 всего. Благодаря ему скорострельность находится в районе 6-9 выстрелов в минуту.

В роли вспомогательного вооружения выступает два пулемёта. Спаренный с орудием 7,62 мм ПКТ с боекомплектом 1250 патронов и зенитный пулемёт с ручным управлением калибром 12,7 мм НСВТ с боекомплектом 300 патронов.

Для постановки дымовых завес используются дымовые гранатомёты Туча.

Двигатель и трансмиссия

Больше всего Т-80 от других ОБТ отличает его силовая установка газотурбинного типа. Двигатель ГТД 1000Т мощностью 1000 л.с. ставился с начала производства, после чего несколько раз заменялся на более современные версии, мощностью до 1250 л.с.

Именно ГТД даёт танку как плюсы, так и минусы, временами заставляя спорить приверженцев одного из типа силовой установки.

Турбина с лёгкостью запускается при температурах от -40 до +40 градусов, при этом оперативная готовность всего 3 минуты, практически не расходует масло, обладает пониженным уровнем шума, способна работать на практически любом топливе и не глохнет при внезапном увеличении нагрузки. Приятным бонусом является лёгкая управляемость, позволяющая меньше утомляться механикам-водителям.

Самым главным недостатком является сложность фильтрации воздуха, однако, её можно считать решённой. Ещё в 70-х годах специалисты создали уникальный способ очистки с помощью пневмоударников вокруг сопла, которые созданной вибрацией стряхивали все отложения. Эффективность такого решения неоднократно была подтверждена, в том числе во время испытаний в Греции и Индии. Двигатели Т-90 , например, индийские испытания не выдержали.

Также недостатком принято считать повышенный расход топлива, однако, с появлением вспомогательного агрегата, обеспечивающего питание всех систем без запуска основного двигателя, расход заметно снизился и стал даже ниже, чем у танков с традиционной силовой установкой.

Последним минусом является стоимость, достигавшая 167000 рублей в момент появления ГТД-1000Т и снизившаяся до 100000 во время массового производства. Стоимость Т-64А всего 174000 рублей.

Обороты ГТД могут достигать 26650 оборотов в минуту, её мощность передаётся на редуктор и трансмиссию. Благодаря тому, что двигатель вместе со своими узлами и дополнительными агрегатами помещён в моноблок, время его замены составляет 5 часов, а каждой из коробок передач всего 4,5.

Для сравнения Т-72 требует на замену двигателя 24 часа, а на замену коробки передач - 10,5.

Ходовая часть

Для Т-80 создали полностью переработанную ходовую часть. По причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки тоже были заменены. Также разработали гусеницы, отличающиеся обрезиненными беговыми дорожками и применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Телескопические амортизаторы считаются основной проблемой, но при этом беспроблемно и весьма быстро заменяются при необходимости.

Многие считают ходовую Т-80 самой лучшей, превосходящей используемые на Т-72 и Т-64. Вполне вероятно, что это правда, поскольку именно гусеница Т-80 перешла на новые версии Т-72 и Т-90.

Модификации

На базе газотурбинного ОБТ было создано несколько машин, например, Ладога, Пион, Мста-С и С300-В, также танк получил множество модификаций, не прекращающихся и сейчас. Ниже будут перечислены самые значимые из них.

Т-80Б 1978 года получил новую систему управления огнём, пушки 2А46-2/2А46М-1, усиленное бронирование, башню, двигатель ГТД-100ТФ.

Т-80БВ 1985 года получил навесную динамическую защиту Контакт.

Т-80У 1985 года получил ракетный комплекс рефлекс, новую СУО Иртыш, новую броню и двигатель ГТД-1250.

Т-80АТ получил орудие 2А46М-4, встроенную динамическую защиту Кактус, новую башню с вынесенным в кормовую нишу автоматом заряжания, новую СУО, систему Айнет, комплекс спутниковой навигации и двигатель ГТД-1250Г.

Т-80УД вариант с дизельным двигателем, выведенные из состава российской армии и нашедшие применение в украинской.

Эпилог

Т-80 получился неоднозначным. С одной стороны он имел отличные характеристики и неоднократно назывался одним из лучших в мире, с другой стороны потребовалось много времени на доводку силовой установки и решение её проблем, да и высокая цена мешала массовости.

Во время боевых действий в Чечне Т-80 не смогли себя никак проявить, впрочем, это с лёгкостью объясняется неадекватным применением бронетехники без поддержки и прикрытия. Этого урока к счастью хватило, чтобы в следующих боевых конфликтах более обдуманно использовать танки.

Именно на базе Т-80 создавался Чёрный Орёл , жаль, что в итоге проект закрыли. Сейчас Т-80 остаётся в строю в количестве около 5000 и продолжает совершенствоваться.

Разработанный на ГАЗе в1942 году.

История создания Т-80

Как показало боевое применение , экипажа из двух человек недостаточно для танка, вооруженного пушкой. В связи с этим в 1942 году на ГАЗе начались работы над новым танком Т-80, который должен был иметь усиленную бронезащиту, экипаж из трех человек и большой угол возвышения пушки, чтобы стрелять в условиях города и по целям в воздухе.

В том же году опытный образец прошел полигонные испытания, и началось его серийное производство. Из-за проблем на заводе удалось построить всего около 80 единиц, а затем производство танка было прекращено.

ТТХ

Общая информация

  • Боевая масса — 11,6 т;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Количество выпущенных – 75-85 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 4285 мм;
  • Ширина корпуса – 2420 мм.

Бронирование

  • Тип брони — гетерогенная катаная высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 35/60° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/−30° и 15/−81° мм/град;
  • Борт корпуса — 25/0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 15/76° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 25/−44° мм/град;
  • Днище – 10 мм;
  • Крыша корпуса – 15 мм;
  • Маска орудия – 35 мм;
  • Борт башни — 35/5° мм/град;
  • Крыша башни — 10 и 15 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 94-100;
  • Углы ВН: −8…+65°
  • Углы ГН — 360°;
  • Прицел — ТМФ-1, К-8Т;
  • Пулемёты — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателей — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
  • Мощность двигателей — 2 × 85 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 320 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 250 км;
  • Удельная мощность – 14,6 л.с./т;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,84 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 34 град;
  • Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,7 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,0 м.

Фотографии танка

Модификации

Т-80 имел недостаточно мощную для 1942-1943 года пушку, так что велись активные работы по его перевооружению. Поступало предложение установить на танк пушку ВТ-42 калибра 45-мм, которая успешно прошла испытания на танке Т-70. К несчастью, ВТ042 не могла вести огонь под большим углом возвышения, и ее пришлось кардинально переработать. Новая пушка ВТ-43 отвечала всем требованиям и вскоре ее приняли на вооружение Т-80, но все работы по ней закончились вместе с прекращением производства танков.

Применение

В мемуарах и архивах до сих пор нет никаких сведений о боевом применении Т-80 — кое-где встречаются только жалобы на его ненадежность и перегруженность. Известно, что несколько Т-80 применялось в 1944 году в самоходно-артиллерийских полках, а также что эти танки состояли в 5-й гвардейской танковой бригаде, 230-м танковом полку и 12-й гв. кд.

Память о танке

Сегодня сохранился только один Т-80, который выставлен в Бронетанковом музее Кубинки.

Танк в культуре

Т-80 из-за его малоизвестности и малочисленности практически не появляется в компьютерных играх, хотя его влияния можно кое-где проследить. Например, в игре «Panzer General» Т-70 способен атаковать вражеские самолеты, хотя на самом деле подобное может делать только Т-80.

Т-80 в реальном мире

Оценки Т-80 переходят из крайности в крайность. Это самая неоднозначная, дорогая и технологически сложная машина из созданных в СССР - в каком- то смысле, вершина советского танкостроения. Созданный сорок лет назад Т-80 до сих пор отвечает многим требованиям, которые относят к танкам последних поколений. По скорости и динамике едва ли кто-то мире превзошел его. Это первый в мире серийный танк с газотурбинной силовой установкой.

Несмотря на то, что послужной список Т-80 впечатляет (именно на нем было опробовано множество новейших технических решений), ему не удалось себя проявить в значительном количестве вооруженных конфликтов. Он участвовал в Первой чеченской войне, ограниченно применялся в течении последних двух десятилетий в конфликтах на ближнем востоке, а также «отличился» во время известных событий 1991 и 1993 годов.

Сегодня танк стоит на вооружении целого ряда стран, и его география довольно-таки разнообразна: Белоруссия, Йемен, Кипр, Россия, Пакистан, Украина, Южная Корея. Плюс несколько десятков машин, которые в разные годы в исследовательских целях покупали США и Великобритания. Всего с 1976 года было произведено чуть более 5000 единиц техники. Объективную оценку всему семейству Т-80 дать сложно. Этот танк так и не встретился на поле боя с противниками, ради противостояния с которыми он когда-то создавался. Но мы можем столкнуть лбами Т-80 с другими танками в «Проекте Армата », чтобы уж точно выяснить, кто здесь круче!

Тактико-технические характеристики Т-80 (ТТХ)

В «Armored Warfare: Проект Армата» Т-80 - это ОБТ седьмого уровня в ветке Марата Шишкина. Этот танк серьезно отличается от своих коллег по классу. Разберемся.

Одним из главных преимуществ советских танков в Armored Warfare является на удивление бестолковое орудие, обладающее при этом невероятным разовым уроном. В случае с Т-80 это 509 единиц урона базовым снарядом при 435 миллиметрах пробитиях. Само собой, ради достижения справедливого баланса и разнообразия в игре за это приходится платить. А именно, огромным разбросом (0,15), перезарядкой за 8,4 секунды и прицеливанием за 3,6 секунды. Уже традиционно советская линейка обладает худшим радиусом обзора из возможных (335 метров). Хотя стоит заметить, что у Т-80 прекрасные углы вертикальной наводки (-7 градусов во фронте), и можно снова играть от рельефа! В итоге, Т-80 проигрывает всем основным оппонентам в точности и плотности огня, но не оставляет противникам шансов при грамотном подходе и знании уязвимых зон на технике.

В вопросах бронирования Т-80 до неприличного неоднороден. С одной стороны, 372/84/72 миллиметра брони в основных проекциях корпуса, которые дополняются противокумулятивной «юбкой» с бортов, с другой - обилие уязвимых зон. НЛД, люк мехвода и погон башни пробиваются на раз. Аналогично дело обстоит и с башней. Тут полусфера с 510/240/98 миллиметрами брони и высоким процентом рикошетов, но с огромной командирской башенкой и простреливаемой макушкой. Естественно, ограниченное заброневое пространство предполагает небольшой запас прочности в 1,995 единиц. Зато Т-80, внезапно, может похвастаться высоким коэффициентом незаметности, аж 0,165!

Маневренность - другая определенно сильная сторона советских танков. Максимальная скорость закрепилась на отметке в 68,4 км/ч, разгон же с места до 32 км/ч занимает всего 7,65 секунды. Т-80 обладает достаточной динамикой для фланговых обходов и прорывов фронта, дело остается лишь за умением грамотно прятать НЛД и не подставлять под огонь без надобности.

Что прокачивать в первую очередь? Какое оборудование ставить?

С модификациями все вполне определенно. Сперва устанавливаем СУО, потом модифицируем двигатель, дальше уходим в снаряды. Выбор оборудования зависит от такого, как именно вы решили играть на Т-80. Ячеек под него три: общая, «огневая мощь» и «подвижность». Мы предлагаем ставить в них «хромированный канал ствола», «усиленный затвор» и «улучшенная трансмиссия» соответственно. Из командиров уже традиционно стоит обратить внимание на Оксану Руденко. Для пробы можно прокачать Виктора Воропаева.

Как успешно сражаться и побеждать?

При игре на Т-80 существует две основные тактики. Первая - бой на первой линии, с попытками обходов и прорыва фронта. Вторая - дальний бой с точечными ударами и работой от рельефа. Предложенное оборудование больше всего подходит именно для второй тактики, но мы обсудим обе.

В бою на первой линии придется либо играть от преимущества в скорости, либо использовать даже мельчайшие возможности, которые предоставляет рельеф. Т-80 в лобовой проекции пробивается слишком хорошо, если во вражеской команде есть хотя бы один-два точных стрелка. Во-первых, акцентируем вниманием на танках с наиболее точными орудиями, т.е. Challenger 1 и Leopard 2. Во-вторых, возим с собой парочку фугасов и кумулятивных снарядов, их предназначение - выбивать казенник или ствол вражеских танков. В-третьих, не лезьте в лобовые столкновения на малой дистанции, это территория «Леопардов», «Абрамсов» и «Челленджеров». Ищите место для маневров. Напоследок, будьте максимально наглыми и пытайтесь любыми средствами зайти с фланга (тут уж либо вы за три-четыре выстрела отправить врага в ангар, либо союзники смогут прорваться).

В дальнем бою все еще проще. Просто прячем НЛД в рельефе и ведем огонь по всем, кто посмеет неаккуратно повернуться или задержаться на месте более чем на две секунды. Также не будет лишним периодически раскачиваться (во время перезарядок, к примеру). Попасть в командирскую башню или люк мехвода с большой дистанции сложно, но всякое бывает.

До встречи на полях сражений!

Похожие статьи