Нагорный Карабах. История и суть конфликта. Нагорный Карабах: Иран встряхнет Закавказье? Нкр площадь территории

Столица: Степанакерт
Крупные города: Мартакерт, Гадрут
Государственный язык: армянский
Денежная единица: драм
Население: 152 000
Этнический состав: армяне, русские, греки
Природные ископаемые: золото, серебро, свинец, цинк, перлит, известняк
Территория: 11 тыс.кв.км.
Средняя высота над уровнем моря: 1,900 метров
Соседние страны: Армения, Иран, Азербайджан

СТАТЬЯ 142 Конституции НКР:
«До восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики».

Нагорно-Карабахская Республика (НКР):
история и современность

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) – государство, образовавшееся в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) – национально-государственного образования в государственном устройстве СССР, и армянонаселенного Шаумянского района. Столица - город Степанакерт.

НКР была провозглашена 2 сентября 1991г. в соответствии с основополагающими нормами международного права.

Нагорный Карабах (армянское самоназвание - Арцах ), расположенный на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, северо-восточной границей которой, согласно всем античным источникам, являлась Кура. Природно-климатические условия горного края обусловлены благоприятным географическим положением. В древнеармянском государстве Урарту (VIII-V до н.э.) Арцах упоминается под названием Уртехе-Уртехини. В сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других авторов указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией (Алуанком) – древним государством, представлявшим собой конгломерат разноязыких кавказских горских племен.

После раздела Армении между Византией и Персией (387г.) территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии, что, однако, до позднего средневековья не повлияло на этнические границы в регионе: правобережье Куры вместе с Арцахом (Карабахом) остается армянонаселенным. И только в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Меликства (княжества) Нагорного Карабаха, управляемые наследными удельными князьями – меликами, сумели сохранить фактический суверенитет, включая собственные дружины, княжеские дружины и т.п. Будучи вынужденными столетиями отражать нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и отрядов многочисленных и часто враждебно настроенных соседних ханов, а то и войск самих шахов, меликства Арцаха стремились освободиться от иноверной власти.С этой целью в ХVII-XVIII веках карабахские мелики вели переписку с русскими царями,в том числе с императорами Петром I, Екатериной II и Павлом I.

В 1805 году территория исторического Арцаха, формально получившая название Карабахского ханства, вместе с обширными районами Восточного Закавказья “на веки вечные” перешла к Российской империи, что было закреплено Гюлистанским (1813г.) и Туркменчайским (1828г.) договорами между Россией и Персией.

Начался период мирной жизни, в целом продолжавшийся до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе государств, Нагорный Карабах в 1918-1920гг. превратился в арену жестокой войны между восстановившей свою независимость Республикой Армения и новосозданной в условиях турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на значительные армянские территории Закавказья.

Регулярные турецкие войска и азербайджанские вооруженные формирования, воспользовавшись смутой, вызванной мировой войной и распадом Российской империи, в продолжение геноцида армян в Турции в 1915 году, в 1918–1920гг. уничтожили сотни армянских деревень, устроили резню армян в Баку, Гяндже. И только в Нагорном Карабахе эти формирования натолкнулись на серьезное вооруженное сопротивление, организованное Национальным Советом НК, хотя Шуша – столица края, 23 марта 1920 года была сожжена и разграблена, а армянское население города уничтожено.

Именно тогда международное сообщество сочло необходимым вмешаться в конфликт, приобретавший все более трагический характер. 1 декабря 1920 года на основе доклада своего третьего подкомитета Пятый Комитет Лиги Наций, реагируя на территориальные притязания Азербайджана и массовые антиармянские погромы, единогласно высказался против принятия Азербайджанской Демократической Республики в Лигу Наций. Тогда же Лига Наций, до окончательного урегулирования конфликта, признала Нагорный Карабах спорной территорией, с чем согласились все вовлеченные в конфликт стороны, в том числе и Азербайджан. Таким образом, в период возникновения в 1918-20гг. Азербайджанской Демократической Республики ее суверенитет не распространялся на Нагорный Карабах (равно как и на Нахичеван).

Установление советской власти в Закавказье сопровождалось утверждением новых политических порядков. После провозглашения в 1920г. Советского Азербайджана российские войска, до мирного разрешения вопроса, согласно Договору между Советской Россией и Республикой Армения, временно оккупировали Нагорный Карабах.

Однако сразу после установления советской власти в Армении Ревком (революционный комитет – главный орган власти большевиков в то время) Азербайджана декларирует признание “спорных территорий” – Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана – неотъемлемыми частями Армении. К моменту декларирования отказа от притязаний на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван эти территории не входили в Азербайджанскую Республику.

На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на “спорные территории” и на основе соглашения между правительствами Армении и Азербайджана Армения в июне 1921г. объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Текст декрета правительства Армении был опубликован в прессе как в Армении, так и в Азербайджане (“Бакинский рабочий” (орган ЦК Компартии Азербайджана), 22 июня 1921г.). Таким образом, состоялся акт цессии, который оказался последним в международно-правовом смысле законным актом по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье.

Акт цессии приветствовали как международное сообщество, так и Россия, что зафиксировано в резолюции Ассамблеи Лиги Наций (18.XII.1920г.), в Справке-ноте Генерального секретаря Лиги Наций членам – государствам Лиги Наций (4.III.1921г.) и в Годовом отчете Народного комиссариата (министерства) иностранных дел РСФСР за 1920–1921гг. высшему органу власти – XI съезду Советов.

Вскоре, однако, большевистское руководство России в контексте политики содействия “мировой коммунистической революции”, в которой Турции отводилась роль “факела революции на Востоке”, меняет свое отношение к этнически ей родственному Азербайджану и к проблеме “спорных” территорий, в том числе к Нагорному Карабаху.

Руководство Азербайджана по указанию из Москвы возобновляет свои притязания на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП(б), пренебрегая решением Лиги Наций и отвергая плебисцит как демократический механизм установления границ между Арменией и Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным давлением Сталина и вопреки состоявшемуся акту цессии, с процедурными нарушениями принимает решение об отторжении Нагорного Карабаха от Армении с условием сформирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами в составе Азербайджанской ССР.

Азербайджан всячески оттягивал выполнение требования о предоставлении автономии Нагорному Карабаху. Но после двухлетней вооруженной борьбы карабахцев и по настоянию РКП(б) в 1923г. незначительной части был предоставлен статус автономной области – одной из конституционных форм национально-государственного образования в государственном устройстве СССР. Более того, Нагорный Карабах, видимо, с далеким прицелом, был раздроблен – на одной части сформировали автономию, а остальную растворили в административных районах советского Азербайджана, причем таким образом, чтобы ликвидировать физическую и географическую связь между армянской автономией и Арменией.

Таким образом, значительная часть территории, признанная Лигой Наций как спорная, была прямо аннексирована, и за пределами автономии осталась большая часть Нагорного Карабаха (Гюлистан, Кельбаджар, Карахат (Дашкесан), Лачин, Шамхор и др.). Тем самым, карабахская проблема была не решена, а заморожена почти на 70 лет, хотя и армянское большинство Нагорного Карабаха неоднократно обращалось с письмами и петициями к центральной власти в Москве, требуя аннулировать антиконституционное и неправовое решение 1921 года и рассмотреть возможность передачи Нагорного Карабаха в состав Армении. Даже в годы сталинских репрессий под угрозой высылки всего армянского народа со своей исторической родины (по примеру других репрессированных наций) не прекращалась борьба армян Нагорного Карабаха и Армении за выход края из состава Азербайджанской ССР.

1988г. стал поворотным в истории Нагорного Карабаха. Народ Арцаха поднял голос в защиту собственных прав и свобод. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием о воссоединении с Арменией. Эти события стали переломными не только в жизни арцахцев; они, фактически, предопределили последующую судьбу всего армянского народа. 20 февраля 1988г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу к Верховным Советам Азербайджана – о выходе из его состава, Армении – о принятии в свой состав, СССР – об удовлетворении этой просьбы и опиралось на правовые нормы и прецеденты разрешения подобного рода споров в СССР.

Однако за каждым актом демократического волеизъявления и стремления перевести спор в цивилизованное русло следовали эскалация насилия, массовое и повсеместное попрание прав армянского населения, демографическая экспансия, экономическая блокада и др. Начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана – Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли и были ранены. Около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.

2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. Была принята Декларация о независимости НКР. Таким образом было осуществлено право, отраженное в действующем тогда законодательстве, в частности, в Законе СССР от 3 апреля 1990г. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, которое предусматривает право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР. В это же время (ноябрь 1991г.), вопреки всем правовым нормам, Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении НКАО, который Конституционным судом СССР был квалифицирован как противоречащий Конституции СССР.

10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана. На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, который сформировал первое правительство. Правительство независимой НКР приступило к исполнению своих обязанностей в условиях абсолютной блокады и последовавшей за ней военной агрессии со стороны Азербайджана.

Используя сосредоточенное на своей территории оружие и боеприпасы 4-й армии вооруженных сил СССР, Азербайджан развязал широкомасштабную войну против Нагорного Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом. Были периоды, когда почти 60 процентов территории НК находилось под оккупацией, а столица Степанакерт и другие населенные пункты подвергались почти непрекращающимся массированным авианалетам и артиллерийским обстрелам.

К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели освободить г.Шуши, “пробить” коридор в районе г.Лачин, воссоединивший территории НКР и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав многолетнюю блокаду НКР.

В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия оккупировала весь Шаумянский, большую часть Мардакертского, часть Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР.

В августе 1992 года Конгресс США принял резолюцию, осуждающую действия Азербайджана и запрещающую администрации США на правительственном уровне оказывать экономическое содействие этому государству.

С целью отражения агрессии Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и на основах жесткой дисциплины и единоначалия организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.

Армии Обороны НКР удалось освободить большую часть ранее оккупированных Азербайджаном территорий НКР, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана, превращенных в огневые точки. Именно с созданием этой зоны безопасности была предотвращена возможность непосредственной угрозы мирному населению.

5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.

В 1992г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.

, Республика Арцах (арм. Լեռնային Ղարաբաղի Հանրապետություն, Հանրապետություն Արցախ — Лернаин Гарабаги Анрапетутюн, Анрапетутюн Арцах) — непризнанное государство, провозглашённое 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Климат

Климат Нагорно-Карабахской Республики мягкий и умеренный, на значительной территории — сухой субтропический. Среднегодовая температура воздуха — +10,5° С. Самые жаркие месяцы — июль и август, средняя температура которых составляет +21-22° С.

Средняя температура самых холодных месяцев (январь-февраль) - около 0° С.

Наименьшая температура в низменной зоне опускается до −16° С, в предгорье — до −19° С, высокогорье — от −20° С до −23° С. Наиболее высокая температура в низменных и предгорных местностях доходит до +40° С, среднегорных и горных местностях — от +32° С до +37° С.

Среднегодовое количество атмосферных осадков по поясам колеблется от 480 до 700 мм. В высокогорной зоне выпадает 560—830 мм осадков в год. Большая часть осадков выпадает в мае-июне. В этот период также часты проливные дожди и град.

Нагорно-Карабахская Республика

10 декабря 1991 года был проведён референдум о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва — Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.

В 1991—1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.

Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.

Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.

Политическая жизнь

Нагорно-Карабахская Республика является президентской республикой.

Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики

Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.

В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
партия «Свободная Родина»
«Демократическая партия Арцаха»
партия «За нравственное возрождение»
Коммунистическая партия
блок «АРФ Дашнакцутюн — Движение-88»
партия «Наш дом — Армения»
партия «Социальная справедливость»

На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам»). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве».

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из Премьер-министра НКР, Вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом Президента НКР в присутствии Премьер-министра.

Премьер-министром является Араик Владимирович Арутюнян, а вице-премьером Спартак Апетнакович Тевосян.

В правительстве есть 12 министерств, из которых 4 (Министерства Юстиции, Социального обеспечения, Культуры и по делам молодёжи и Градостроительства) возглавляют женщины.
Постоянные представительства НКР

  • Армения — Ереван
  • Россия — Москва
  • США — Вашингтон
  • Франция — Париж
  • Австралия — Сидней
  • Ливан — Бейрут
  • Германия — Берлин
География

Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов.

Административно-территориальное деление

Территориально Нагорно-Карабахская Республика разделена на 7 районов и столицу Степанакерт.

Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.

Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.

Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, часто называются поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом.
9 мая 1992 — установление контроля над Шушей.
июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом.
март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом.
13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов.
31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом.
23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов.

Население

По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек (99,74 %), русских — 171 человек (0,1 %), греков — 22 человека (0,02 %), украинцев — 21 человек (0,02 %), грузин — 12 человек (0.01 %), азербайджанцев — 6 человек (0.005 %), представителей других национальностей — 125 человек (0,1 %). В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка — на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых — дети. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек.

Статус

Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН и ряда других международных организаций: в 1993 году Советом Безопасности ООН были приняты 4 резолюции, касающиеся Карабахского конфликта, квалифицирующих контроль армянами территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, как оккупацию территории Азербайджана армянскими силами, в марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов ООН (без США, России, Франции — государств-членов Минской группы ОБСЕ), в 2009 году Государственный департамент США в своём ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана».

В настоящий момент Нагорно-Карабахская Республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Для обозначения властей НКР как стороны конфликта в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» (англ. «Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчёркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. Нагорно-Карабахская Республика признана частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.

Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».

По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться непризнанным государством.

По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. В 2006 году Президент Армении Роберт Кочарян заявил, что его страна признает независимость Нагорно-Карабахской Республики, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.

Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают нелегитимными выборы, проводимые в регионе армянскими властями. В частности, 21 мая 2010 года Кэтрин Эштон, Высокий представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что Европейский союз не признает конституционные и юридические рамки, в которых 23 мая 2010 года «будут проведены „парламентские выборы“ в Нагорном Карабахе» и что «Это событие не должно помешать мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта».

20 мая 2010 года Европарламент принял резолюцию о «необходимости стратегии ЕС по Южному Кавказу», в которой заявлено, что ЕС необходимо проводить стратегию по поддержке стабильности, процветания и разрешения конфликтов на Южном Кавказе. Территории, окружающие Нагорный Карабах, были охарактеризованы в резолюции как оккупированные территории Азербайджана, в ней выражалось мнение о необходимости незамедлительно отказаться от включения этих территорий в состав НКР. Также в ней отмечалось, что промежуточный статус Нагорного Карабаха может являться решением до момента определения окончательного статуса.

Экономика

Экономика НКР была полностью уничтожена во время Нагорно-Карабахского конфликта 91-94 гг. На данный момент усилиями местного бизнеса, бизнеса Армении и Диаспоры появляются новые заводы, фабрики, маленькие и крупные предприятия, которые значительно оживляют рост экономики. На сегодняшний день в Арцахе действует предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и д.р. Активно развивается туристическая инфраструктура, строятно новые тур. центры, гостиницы, маршруты и т.д.
Экономический форум Bridge Artsakh

Форум организован совместно бизнесами Армении, Арцаха и армянской диаспоры, появился сравнительно недавно и сегодня его посещают многие политики и бизнесмены, заключается много договоров.

Религия

Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики в качестве традиционной религии имеют Армяно-Григорианскую Церковь, которая имеет на территории НКР Арцахскую епархию.

В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова Богородицы.

Достопримечательности

  • Азыхская пещера — наиболее известная пещера в республике. Расположена в Гадрутском районе.
  • Руины древнего города — предположительно, Тигранакерта — древнеармянского города, основанного Тиграном II в I веке до н. э. Расположены в Аскеранском районе.
  • Амарас — армянский монастырь IV века. Расположен в Мартунинском районе.
  • Цицернаванк — армянский монастырь IV века. Расположен в Кашатагском районе.
  • Гандзасарский монастырь — армянский монастырь XIII века. Расположен в Мартакертском районе.
  • Дадиванк — армянский монастырь IX века. Расположен в Шаумяновском районе.
  • Монастырь Гтчаванк — армянский монастырь XIII века. Расположен в Гадрутском районе.
  • Монастырь Ерек Манкунк — армянский монастырь XVII века. Расположен в Мартакертском районе.
  • Каганкатуйк — руины древнего армянского поселения. Расположены в Мартакертском районе.
  • Шушинская крепость — одна из наиболее известных крепостей Карабаха. Расположена в Шуше.
  • Аскеранская крепость — одна из наиболее известных крепостей исторического Арцаха. Расположена в Аскеранском районе.
  • Хоханаберд (крепость) — одна из лучших крепостей Средневекового Хачена, построил Гасан-Джалал Дола. Была центром Хаченского княжества.
  • «Мы — наши горы» — монумент на вершине холма при въезде в Степанакерт.
  • Андаберд (крепость)
  • Андаберд (монастырь)
  • Тигранакерт (крепость) — крепость г. Тигранакерта
  • Качагакаберд (крепость)
  • Кармираван (монастырь) — армянский монастырь начала XIII века
  • Княжеский дворец меликства Дизака — в с. Тох, Гадрутского района.

Согласно официальным статистическим данным, население Нагорного Карабаха на сегодня составляет порядка 150 тысяч человек.

Первая со времени провозглашения независимой республики (1991 год) перепись населения Нагорного Карабаха была проведена в 2005 году и, согласно данным Национальной статистической службы НКР, численность постоянно проживающего в республике населения тогда составила 137 тыс. 737 человек, из коих армян — 137380 (99,74%), русских — 171, греков — 22, украинцев — 21, грузин — 12, азербайджанцев — 6, представителей других национальностей — 125. В столице республики — Степанакерте — на тот момент проживало 49986 человек.

До этого, в годы советской власти, переписи населения края проводились в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. Во время первой переписи численность населения Нагорного Карабаха составляла 125 тысяч человек, из коих 112 тысяч были армянами, около 12 тысяч — азербайджанцами. В 1989 году население НК составляло 189029 человек, из коих 145450 — армяне, 40632 — азербайджанцы, а 2417 — представители славянской национальности.

Со времени последней переписи в Нагорном Карабахе, проведенной в рамках Всесоюзной переписи в 1989 году, на постсоветском пространстве произошли серьезнейшие трансформации, которые не могли не сказаться и на Карабахе. Распад Советского Союза, провозглашение республики и развязанная Азербайджаном жестокая, почти четырехлетняя война (1991-1994 гг.), имевшие место вследствие всего этого миграционные процессы, переход к рыночным отношениям в корне изменили социально-демографическую и экономическую структуру края. Примерно 40 тысяч из 540 тысяч бежавших в 1989-1992 годах из Азербайджана армян нашли приют в Нагорном Карабахе. Однако не все смогли обосноваться здесь в условиях продолжающихся военных действий и экономической разрухи, были вынуждены ехать в Армению и Россию. В настоящее время общее число беженцев в Нагорном Карабахе достигает 30 тысяч человек.

Перепись 2005 года охватила всех прописанных в Республике Арцах граждан, в том числе тех, кто на тот момент находился вне пределов республики, служил в армии или пребывал в местах заключения, а также не имеющих гражданства лиц и иностранцев, находившихся в момент переписи в республике. В ходе переписи было проведено своеобразное социальное исследование, изучалась социально-экономическая ситуация в республике, ресурсы в той или иной сфере. Опираясь на эти данные, правительство получило возможность прогнозировать социально-экономическое развитие страны, разрабатывать реалистичные и прагматичные программы. В частности, анализ результатов переписи дал возможность улучшить государственное регулирование социально-экономических и демографических процессов. Полученная в ходе переписи информация позволила придать большую адресность мерам правительства по поддержке наименее защищенных слоев населения — пенсионеров, инвалидов, семей погибших, многодетных семей, молодежи и т.д.

Согласно закону "О переписи населения" в Нагорном Карабахе, перепись будет проводиться раз в 10 лет, то есть следующая будет организована в 2015 году.

Сегодня в Нагорно-Карабахской Республике, включающей в себя 10 городов и 322 сельских населенных пунктов, проживает свыше 145 тысяч человек. Соотношение городского и сельского населения соответственно примерно 53% и 47%, мужчин и женщин — примерно 49% и 51%. Таким образом, по сравнению с 2005 годом численность населения республики увеличилась примерно на 8 тысяч человек. Естественный прирост населения в 2011 году составил 1 тыс. 289 человек. Рост населения обеспечен в основном за счет увеличения числа рождений: число рождений вдвое превысило число смертей. Кстати, 74,1% скончавшихся в первом полугодии текущего года были старше 70 лет. На первом месте по причинам смертей остаются болезни, связанные с системой кровообращения, на втором месте — злокачественные опухоли. Рождаемость в республике в первом полугодии 2012 года в 1,9 раза превысила смертность, в результате естественный прирост составил 596 человек.

Улучшение демографической ситуации в Арцахе объявлено приоритетом государственной политики и важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности. В этой сфере государственные и общинные органы власти НКР руководствуются концепцией демографической политики, согласно которой много лет осуществляется правительственная программа стимулирования рождаемости и многодетности: при рождении первого ребенка семье выдается 100 тыс. драмов ($250), второго — 200 тыс. драмов ($500), третьего — 500 тыс. драмов ($1250), четвертого и каждого последующего — 700 тыс. драмов ($1750). Кроме того, в государственном банке открываются срочные вклады на имя третьего и каждого последующего ребенка в семье. На третьего ребенка открывается вклад в размере 500 тыс. драмов, четвертого и каждого последующего — 700 тысяч драмов. Для семей с 6 и более детьми строится или приобретается жилье. В рамках программы государственного содействия молодым семьям новобрачным предоставляется единовременное пособие в размере 300 тыс. драмов ($ 750).

Следует отметить, что 16 октября 2008 года в Нагорно-Карабахской Республике имело место беспрецедентное мероприятие — коллективная свадьба почти 700 новобрачных пар. Инициатива проведения коллективного бракосочетания принадлежала известному российскому благотворителю и бизнесмену, уроженцу Нагорного Карабаха Левону Айрапетяну, который и являлся главным спонсором свадьбы. Каждой паре молодоженов было выделено по $2500 в виде "золотой карты". При рождении первенца родителям предоставляется $2 тыс., второго ребенка — $3 тыс., третьего — $5 тыс., четвертого — $10 тыс., пятого — $20 тыс., шестого — $50 тыс., седьмого — $100 тысяч.

Молодым карабахским семьям помогает и известный предприниматель и благотворитель, председатель Совета директоров ЗАО "Америабанк" Рубен Варданян, являющийся крестным 250 новобрачных пар. По словам премьер-министра НКР Ара Арутюняна, данная акция не является простым выделением денег, а политикой, идеологией и в целом одним из завоеваний современной истории Карабаха.

Любопытно, что в течение последних нескольких лет среди родившихся в Нагорном Карабахе детей преобладают мальчики. В первом полугодии текущего года они составили 53,5%. Самыми распространенными именами среди новорожденных мальчиков являются Тигран, Давид и Гор, а среди новорожденных девочек — Нарэ, Мариам и Ани. Кроме традиционных армянских имен армянские родители предпочитают давать своим детям такие иностранные имена, как Алекс, Эрнест, Артур, Александр, Даниель, Милена, Мария, Элен, Ангелина.

Надо отметить, что если в послевоенные годы в Нагорном Карабахе в год в среднем рождалось 2 тыс. детей, то есть 15 детей в расчете на 1000 жителей, то в последние 4 года данный показатель достиг 2 тыс. 600 детей. Национальная статистическая служба НКР приводит следующие сравнительные характеристики. Если в 2003-2007 годах среднегодовое число родившихся в НКР составляло 2081 человек, то в 2008-2011 годах — 2630. При этом среднегодовое число родившихся в сельской местности выросло с 894 до 1188 человек. Если в 2003-2007 число родившихся в расчете на 1000 жителей составляло 15,1 промилле, то 2008-2011 годах — 18,5 промилле. Данный показатель уступает на постсоветском пространстве лишь странам Средней Азии. Число родившихся в семье третьего и последующего ребенка увеличилось с 495 в 2003-2007 годах до 787 в 2008-2011 годах. В 2011 году суммарный коэффициент рождаемости в республике, необходимый для воспроизводства населения, составил 2,3 ребенка (вместо необходимого 2,15 ребенка), в сельских населенных пунктах — 2,5 ребенка. Если в 2003-2007 году среднегодовое число браков составило 714, то 2008-2011 годах данный показатель увеличился более чем вдвое.

В 2011 году в Нагорный Карабах прибыло 1109 человек, что на 372 человека больше по сравнению с 2010 годом. По районам удельный вес прибывших следующий: заселяемый Кашатагский район — 55,7%, столица — г.Степанакерт — 10%, Шаумянский район — 8,8%. При этом 94% прибыло из Армении, 4,2% — из России. В то же время в 2011 году из НКР убыло 663 человека. Механический прирост населения составил 446 человек. 94,4% из 663 убывших из НКР выехало в Армению.

В январе-марте 2012 года, согласно данным Национальной статистической службы НКР, естественный прирост населения составил 276 человек. Соотношение количества официально зарегистрированных прибывших и отбывших из Нагорного Карабаха людей в первом полугодии 2012 года также положительное. Механический прирост населения составил 186 человек, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 13,4%. Надо отметить, что в связи с войной в Сирии в Кашатагский район НКР переехало на постоянное проживание несколько семей сирийских армян.

Премьер-министр НКР Ара Арутюнян утверждает, что улучшение демографической ситуации достигнуто не только благодаря правительственной программе стимулирования рождаемости и многодетности, но и улучшению жилищных условий населения, созданию рабочих мест и т.д. Вместе с тем более высоким темпам демографического развития республики мешает все еще достаточно трудное социальное положение, малые доходы или отсутствие постоянного заработка у значительной части населения. Безработица по-прежнему остается актуальной для Нагорного Карабаха проблемой. Национальная статистическая служба НКР провела выборочное исследование на рынке труда с целью выяснения реального уровня безработицы. По итогам исследования был определен 22,3%-ный уровень безработицы. Особенно высок он среди граждан возрастной категории до 24 лет — 31,1%, женщин — 29,1%, неграмотных граждан (имеющих неполное начальное образование) — 51,7%, граждан, живущих вместе без заключения брака — 57,1%, жителей сельских населенных пунктов — 24,8%. 26,3% прекратили трудовую деятельность из-за семейных обстоятельств, 16,3% — из-за сокращения и увольнения с работы.

41,9% опрошенных безработных потеряли свою работу более 4 лет назад. Около 46% безработных в прошлом имели опыт работы. Как отметили в Национальной статистической службе НКР, среднестатистического безработного в Нагорном Карабахе можно охарактеризовать следующим образом: 39-летняя женщина, жительница села, состоящая в браке, имеющая среднеспециальное или неполное высшее образование.

По утверждению представителей властей Нагорного Карабаха, природный и экономический потенциал республики позволяет увеличить численность населения НКР до 300 тысяч человек. Желающих переехать в Нагорный Карабах на постоянное жительство много, в частности, из стран СНГ, в особенности из Средней Азии. Однако для обеспечения их минимальными жилищными условиями требуются большие средства, которыми на сегодня правительство НКР не располагает и поэтому вынужденно ограничивает поток переселенцев. Совершенно очевидно, что данный вопрос невозможно решить без активной поддержки мирового армянства.

Ашот БЕГЛАРЯН, Степанакерт ИА REGNUM

16:21 — REGNUM

Согласно официальным статистическим данным, население Нагорного Карабаха на сегодня составляет порядка 150 тысяч человек.

Первая со времени провозглашения независимой республики (1991 год) перепись населения Нагорного Карабаха была проведена в 2005 году и, согласно данным Национальной статистической службы НКР, численность постоянно проживающего в республике населения тогда составила 137 тыс. 737 человек, из коих армян - 137 тыс. 380 (99,74 %), русских - 171, греков - 22, украинцев - 21, грузин - 12, азербайджанцев - 6, представителей других национальностей - 125. В столице республики - г.Степанакерте - на тот момент проживало 49 тыс. 986 человек.

До этого, в годы советской власти, переписи населения края проводились в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. Во время первой переписи численность населения Нагорного Карабаха составляла 125 тысяч человек, из коих 112 тысяч были армянами, около 12 тысяч - азербайджанцами. В 1989 году население НК составляло 189 тысяч 29 человек, из коих 145 тыс. 450 - армяне, 40 тысяч 632 - азербайджанцы, а 2 тыс. 417 - представители славянской национальности.

Со времени последней переписи в Нагорном Карабахе, проведенной в рамках Всесоюзной переписи в 1989 году, на постсоветском пространстве произошли серьезнейшие трансформации, которые не могли не сказаться и на Карабахе. Распад Советского Союза, провозглашение республики и развязанная Азербайджаном жестокая, почти четырехлетняя война (1991-1994 гг.), имевшие место вследствие всего этого миграционные процессы, переход к рыночным отношениям в корне изменили социально-демографическую и экономическую структуру края. Примерно 40 тысяч из 540 тысяч бежавших в 1989-1992 годах из Азербайджана армян нашли приют в Нагорном Карабахе. Однако не все смогли обосноваться здесь в условиях продолжающихся военных действий и экономической разрухи, были вынуждены ехать в Армению и Россию. В настоящее время общее число беженцев в Нагорном Карабахе достигает 30 тысяч человек.

Перепись 2005 года охватила всех прописанных в Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) граждан, в том числе тех, кто на тот момент находился вне пределов республики, служил в армии или пребывал в местах заключения, а также не имеющих гражданства лиц и иностранцев, находившихся в момент переписи в республике. В ходе переписи было проведено своеобразное социальное исследование, изучалась социально-экономическая ситуация в республике, ресурсы в той или иной сфере. Опираясь на эти данные, правительство получило возможность прогнозировать социально-экономическое развитие страны, разрабатывать реалистичные и прагматичные программы. В частности, анализ результатов переписи дал возможность улучшить государственное регулирование социально-экономических и демографических процессов. Полученная в ходе переписи информация позволила придать большую адресность мерам правительства по поддержке наименее защищенных слоев населения - пенсионеров, инвалидов, семей погибших, многодетных семей, молодежи и т.д.

Согласно закону "О переписи населения" в Нагорном Карабахе, перепись будет проводиться раз в 10 лет, то есть, следующая будет организована в 2015 году.

Сегодня в Нагорно-Карабахской Республике, включающей в себя 10 городов и 322 сельских населенных пунктов, проживает свыше 145 тысяч человек. Соотношение городского и сельского населения соответственно примерно 53% и 47%, мужчин и женщин - примерно 49% и 51%. Таким образом, по сравнению с 2005 годом численность населения республики увеличилась примерно на 8 тысяч человек. Естественный прирост населения в 2011 году составил 1 тыс. 289 человек. Рост населения обеспечен в основном за счет увеличения числа рождений: число рождений вдвое превысило число смертей. Кстати, 74,1% скончавшихся в первом полугодии текущего года были старше 70 лет. На первом месте по причинам смертей остаются болезни, связанные с системой кровообращения, на втором месте - злокачественные опухоли. Рождаемость в республике в первом полугодии 2012 года в 1,9 раз превысила смертность, в результате естественный прирост составил 596 человек.

Улучшение демографической ситуации в Арцахе объявлено приоритетом государственной политики и важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности. В этой сфере государственные и общинные органы власти НКР руководствуются концепцией демографической политики, согласно которой, много лет осуществляется правительственная программа стимулирования рождаемости и многодетности: при рождении первого ребенка семье выдается 100 тыс. драмов ($250), второго - 200 тыс. драмов ($500), третьего - 500 тыс. драмов ($1250), четвертого и каждого последующего - 700 тыс. драмов ($1750). Кроме того, в государственном банке открываются срочные вклады на имя третьего и каждого последующего ребенка в семье. На третьего ребенка открывается вклад в размере 500 тыс. драмов, четвертого и каждого последующего - 700 тысяч драмов. Для семей с 6 и более детьми строится или приобретается жилье. В рамках программы государственного содействия молодым семьям новобрачным предоставляется единовременное пособие в размере 300 тыс. драмов ($ 750).

Следует отметить, что 16 октября 2008 года в Нагорно-Карабахской Республике имело место беспрецедентное мероприятие - коллективная свадьба почти 700 новобрачных пар. Инициатива проведения коллективного бракосочетания принадлежала известному российскому благотворителю и бизнесмену, уроженцу Нагорного Карабаха Левону Айрапетяну, который и являлся главным спонсором свадьбы. Каждой паре молодоженов было выделено по $2500 в виде "золотой карты". При рождении первенца родителям предоставляется $2 тыс., второго ребенка - $3 тыс., третьего - $5 тыс., четвертого - $10 тыс., пятого - $20 тыс., шестого - $50 тыс., седьмого - $100 тысяч.

Молодым карабахским семьям помогает и известный предприниматель и благотворитель, председатель Совета директоров ЗАО "Америабанк" Рубен Варданян, являющийся крестным 250 новобрачных пар. По словам премьер-министра НКР Ара Арутюняна, данная акция не является простым выделением денег, а политикой, идеологией и в целом одним из завоеваний современной истории Карабаха.

Любопытно, что в течение последних нескольких лет среди родившихся в Нагорном Карабахе детей преобладают мальчики. В первом полугодии текущего года они составили 53,5%. Самыми распространенными именами среди новорожденных мальчиков являются Тигран, Давид и Гор, а среди новорожденных девочек - Нарэ, Мариам и Ани. Кроме традиционных армянских имен, армянские родители предпочитают давать своим детям такие иностранные имена, как Алекс, Эрик, Артур, Александр, Даниель, Милена, Мария, Элен, Ангелина.

Надо отметить, что если в послевоенные годы в Нагорном Карабахе в год в среднем рождалось 2 тыс. детей, то есть, 15 детей в расчете на 1000 жителей, то в последние 4 года данный показатель достиг 2 тыс. 600 детей. Национальная статистическая служба НКР приводит следующие сравнительные характеристики. Если в 2003-2007 годах среднегодовое число родившихся в НКР составляло 2081 человек, то в 2008-2011 годах - 2630. При этом среднегодовое число родившихся в сельской местности выросло с 894 до 1188 человек. Если в 2003-2007 число родившихся в расчете на 1000 жителей составляло 15,1 промилле, то 2008-2011 годах - 18,5 промилле. Данный показатель уступает на постсоветском пространстве лишь странам Средней Азии. Число родившихся в семье третьего и последующего ребенка увеличилось с 495 в 2003-2007 годах до 787 в 2008-2011 годах. В 2011 году суммарный коэффициент рождаемости в республике, необходимый для воспроизводства населения, составил 2,3 ребенка (вместо необходимого 2,15 ребенка), в сельских населенных пунктах - 2,5 ребенка. Если в 2003-2007 году среднегодовое число браков составило 714, то 2008-2011 годах данный показатель увеличился более чем вдвое.

В 2011 году в Нагорный Карабах прибыло 1109 человек, что на 372 человека больше по сравнению с 2010 годом. По районам удельный вес прибывших следующий: заселяемый Кашатагский район - 55,7%, столица - г.Степанакерт - 10%, Шаумянский район - 8,8%. При этом 94% прибыло из Армении, 4,2% из России. В то же время в 2011 году из НКР убыло 663 человека. Механический прирост населения составил 446 человек. 94,4% из 663 убывших из НКР выехало в Армению.

В январе-марте 2012 года, согласно данным Национальной статистической службы НКР, естественный прирост населения составил 276 человек. Соотношение количества официально зарегистрированных прибывших и отбывших из Нагорного Карабаха людей в первом полугодии 2012 года также положительное. Механический прирост населения составил 186 человек, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 13,4 %. Надо отметить, что в связи с войной в Сирии в Кашатагский район НКР переехало на постоянное проживание несколько семей сирийских армян.

Премьер-министр НКР Ара Арутюнян утверждает, что улучшение демографической ситуации достигнуто не только благодаря правительственной программе стимулирования рождаемости и многодетности, но и улучшению жилищных условий населения, созданию рабочих мест и т.д. Вместе с тем более высоким темпам демографического развития республики мешает все еще достаточно трудное социальное положение, малые доходы или отсутствие постоянного заработка у значительной части населения. Безработица по-прежнему остается актуальной для Нагорного Карабаха проблемой. Национальная статистическая служба НКР провела выборочное исследование на рынке труда с целью выяснения реального уровня безработицы. По итогам исследования был определен 22,3-процентный уровень безработицы. Особенно высок он среди граждан возрастной категории до 24 лет - 31,1%, женщин - 29,1%, неграмотных граждан (имеющих неполное начальное образование) - 51,7%, граждан, живущих вместе без заключения брака - 57,1%, жителей сельских населенных пунктов - 24,8%. 26,3% прекратили трудовую деятельность из-за семейных обстоятельств, 16,3% - из-за сокращения и увольнения с работы.

41,9% опрошенных безработных потеряли свою работу более 4 лет назад. Около 46% безработных в прошлом имели опыт работы. Как отметили в Национальной статистической службе НКР, среднестатистического безработного в Нагорном Карабахе можно охарактеризовать следующим образом: 39-летняя женщина, жительница села, состоящая в браке, имеющая среднеспециальное или неполное высшее образование.

По утверждению представителей властей Нагорного Карабаха, природный и экономический потенциал республики позволяет увеличить численность населения НКР до 300 тысяч человек. Желающих переехать в Нагорный Карабах на постоянное жительство много, в частности, из стран СНГ, в особенности из Средней Азии. Однако для обеспечения их минимальными жилищными условиями требуются большие средства, которыми на сегодня правительство НКР не располагает и поэтому вынужденно ограничивает поток переселенцев. Совершенно очевидно, что данный вопрос невозможно решить без активной поддержки мирового армянства.

Ашот Бегларян, Степанакерт

    История Нагорного Карабаха - Доисторический период Азыхская пещера … Википедия

    Флаг Нагорного Карабаха - Флаг Нагорно Карабахской Республики Флаг Нагорного Карабаха. Дизайн флага разработан на основе армянского триколора три равновеликие горизонтальные полосы: красная, синяя и оранжевая, символизирующий историческое и культурное единство с Арменией … Википедия

    Вооружённые силы Нагорного Карабаха - Армия Обороны Нагорного Карабаха арм. ԼՂՀ ինքնապաշտպանական ուժեր Эмблема вооружённых сил НКР Год формирования 9 мая 1992 года Страна Нагорно Карабахская Республи … Википедия

    «Пояс безопасности» Нагорного Карабаха - «Пояс безопасности» НКР (обозначен жёлтым цветом). Заштрихованы территории Шаумяновского района и бывшей НКАО, которые считаются властями НКР «территориями НКР, оккупированными Азербайджаном». «Пояс (Зона) безопасности» («Буферная зона») Нагорно… … Википедия

    Пояс безопасности Нагорного Карабаха - «Пояс безопасности» НКР (обозначен жёлтым цветом). Заштрихованы территории Шаумяновского, Мартакертского и Мартунинского районов НКР, которые считаются властями НКР территориями НКР, оккупированными Азербайджаном. «Пояс б … Википедия

    Конфликт вокруг Нагорного Карабаха - Нагорный Карабах (Арцах) область в Закавказье, входит в состав Азербайджана. Численность населения 138 тысяч человек, подавляющее большинство армяне. Столица - город Степанакерт (население около 50 тысяч человек). Нагорный Карабах ранее… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Государственные награды Нагорного Карабаха

    Государственные награды республики Нагорного Карабаха - Государственные награды Нагорно Карабахской Республики награды, которыми награждаются граждане непризнанной Нагорно Карабахской Республики за исключительные заслуги перед Отечеством. Высшим званием республики Нагорный Карабах является звание… … Википедия

Похожие статьи

  • Травмы К серьезным травмам

    Все правила, которые необходимо соблюдать для снижения риска получения травмы должен знать, как сам спортсмен, так и его тренер. Первое правило – все тренировки должны начинаться с разминки мышц всех частей тела спортсмена. Комплекс...

  • Педагог Марина Бурд: Не надо открывать русские школы за рубежом

    версия для печати Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно...

  • Раевский николай николаевич - биография

    Раевский Николай Николаевич, русский полководец и герой , которого Пушкин назвал свидетелем Екатерининского века, памятником двенадцатого года, человеком без предрассудков с сильным и чувствительным характером, который невольно привлекает...

  • Кабинет Трампа: Кто все эти люди и чего от них ждать

    ВАШИНГТОН. /Корр. ТАСС Андрей Шитов/. Избранный президент США республиканец Дональд Трамп может назначить новым американским послом в России не профессионального дипломата, а бизнесмена. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом ТАСС...

  • Домашняя буженина из индейки на пасху Буженина из мяса индейки

    Очень часто буженину готовят из свинины. Но вариант из мяса птицы при правильном приготовлении получается не менее сочным и не таким жирным. Буженина из индейки вкупе с ломтиком цельнозернового хлеба и несколькими листиками салата может...

  • Овощное рагу с баклажанами и кабачками Рагу из кабачков и баклажанов картошки рецепт

    Овощное рагу с кабачками, баклажанами и болгарским перцем похоже на овощное «райское блюдо» в пору первых летних овощей. Достоинств каждого из ингредиентов – огромное количество. И не секрет, что овощное рагу можно приготовить из любых...