Составление рассказов от лица различных рыб. Животные весной Как изменяется жизнь рыб весной

Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.

Времена года на Земле

В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.

В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.

Сезонные изменения у растений

Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.

Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.

У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.

В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества

Сезонные изменения у животных

Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.

Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.

Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.

Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.

Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.

Рыба - Позвоночное животное, приспособленное жить в водной среде. Тело рыбы имеет обтекаемую форму. Между головой, туловищем и хвостом нет четкой границы. Хвостом рыба с силой бьет из стороны в сторону, совершая волнообразные движения. Голова неподвижно сочленена с позвоночником. По бокам головы расположены жаберные крышки, которые прикрывают полости с жабрами. Через рот вода попадает в глотку, процеживается через жаберные лепестки и выталкивается наружу через, жаберные отверстия. Глаза у рыбы постоянно открыты. Многочисленные железы выделяют слизь, делающую поверхность рыбы скользкой. Благодаря слою слизи рыба испытывает меньшее сопротивление воды, а также, защищена от, грибков и бактерий. На боках рыбы видны ряды чешуек отличной от других формы. Это боковая линия. Боковая линия может быть прерывистой, сплошной или совсем отсутствовать. Рот многих видов рыб снабжен зубами; зубы бывают не только на челюстях, но нередко и на небных костях, сошнике, языке. Зубы часто обновляются. У хищных рыб они обычно конусообразные, очень острые.

В полости тела под почками расположен плавательный пузырь. Он наполнен газом, в состав которого входят азот, кислород, углекислый газ. Пузырь позволяет рыбе с малым расходом мышечной энергии легко плавать в воде. На движение рыбы оказывают свое особое действие все плавники. Спинной и анальный плавники действуют как стабилизаторы. Другие плавники, помимо хвостового, служат для регулировки положения тела. Иногда грудные плавники рыба использует для медленного передвижения. Обмен веществ рыбы замедляется зимой, в холодной воде. В ней рыба устает быстрее, чем в теплой воде.

По сравнению с наземными Животными рыбы довольно близоруки. В прозрачной воде большинство из них видят предметы не далее 10-12 м, а четко различают их до 1,5 м. Правда, они могут видеть в нескольких направлениях одновременно. Если рыба хочет рассмотреть объект, она вынуждена быстро развернуться, чтобы он оказался в поле зрения обоих глаз. Прямо впереди рыбы есть узкое конусообразной формы пространство, которое она видит сразу двумя глазами. Зрение лучше у хищных рыб. У некоторых типичных стайных рыб оно довольно слабое, менее развита у них также и способность к различению цвета. В мутной воде рыба, естественно, видит хуже. Однако она способна обойтись и без зрения, получая сигналы от боковой линии.

Органами обоняния у рыб являются ноздри выстланные изнутри складчатой тканью, которая содержит нервные клетки, воспринимающие запах. Пропуская через ноздри воду, в которой растворены те или иные вещества, рыба улавливает их запахи. Обоняние помогает ей разыскивать пищу, распознавать врагов. Пытливые люди знают эту рыбью слабость не одну сотню лет. Рыболовы всегда готовили, да и теперь применяют "неотразимые" пахучие приманки для леща, карпа, карася, угря, плотвы, уклейки и даже для окуня. Рыба отзывается на запахи каши или мякиша печеного хлеба, сдобренных пахучими маслами - анисовым, конопляным, льняным, подсолнечным, ее привлекает также запах жира гуся, меда, бычьей и свиной крови. Но есть вещества, запаха которых рыба не любит. Из них давно известен иссоп лекарственный - растение с сильным запахом. Когда требуется выгнать рыбу из закоряженных мест, рыбаки смешивают мелко истолченный иссоп с землей в колоба и бросают прицельно в воду. Есть запахи, которые вызывают у рыб тревогу, - это запах рыб-хищников поврежденной кожи рыб, их крови. Вот почему на рыбалке, сняв с крючка травмированную рыбу, руки надо обязательно вытереть, прежде чем начать надевать новую насадку. Особенно устрашающе действует на живую снулая рыба. В береговой зоне, где обычно обнаруживают мертвую рыбу, как правило, здоровой не бывает. У рыб наблюдается четко выраженная реакция осторожности или отвращения по отношению к запахам потных ладоней, табака, продуктов нефтеперегонного производства (бензина и смазочных масел). Нужно стараться, чтобы вещества, вызывающие отвращение у рыб, не попадали на наживки и рыболовную снасть.

Органы вкуса расположены, кроме рта, на усиках и в разных местах поверхности тела, так что рыбы способны ощущать вкус корма раньше, чем он попал им в рот. Рыбы воспринимают разные оттенки вкуса сладкое, горькое, соленое, кислое.

Рыбы хорошо слышат в воде, и слух у них, наряду со зрением, важнейшее чувство, помогающее ориентироваться в окружающей среде. Вынутая из воды рыба перестает слышать. Улавливает звуковые колебания -низких частот и боковая линия рыб. Рыбы лучше слышат звуки низкой частоты, различают и тона, обладают способностью ориентироваться, где находится источник звука, но только на небольших расстояниях. Поскольку большинство рыб относится к шуму подозрительно, а многие его пугаются, то, находясь в лодке, удильщик должен устранять стук и скрип в уключинах, не стучать веслами о корпус судна, аккуратно опускать их на воду, осторожно переходить с места на место, тихо ставить якоря. На берегу рыболову надо осторожно и тихо ходить, не забивать колья в землю, не бросать на нее предметы, так как все это хорошо передается колебаниями. почвы, выводу- При забросе, грузил нужно избегать громких всплесков не ударять удилищем по воде вообще стараться реже перебрасывать снасти, а также, не шуметь при. вываживании крупного, экземпляра опускать. садок с добычей на такую глубину чтобы рыба не билась. Несмотря на то что из воздуха в воду проникает лишь одна десятая процента звуковых колебаний, разговаривать следует тихо. Если это делать громко, можно опять же вызвать колебания почвы, которые передадутся в воду.

Система боковой линии состоит из расположенного обычно вдоль туловища главного канала, сообщающегося с водой через отверстия в чешуйках. Чувствительные клетки боковой линии реагируют на изменение давления воды и передают сигналы в головной мозг. На боках и на голове рыбы - в верхней и нижней челюстях, вокруг глаз и в жаберных крышках - также есть каналы системы боковой линии, соприкасающиеся с водой. С помощью этого органа чувств рыбы определяют направление, силу течения и волнения, величину движущихся в воде объектов. При плохой видимости боковая линия заменяет рыбам зрение.

По времени икрометания рыб подразделяют на виды, нерестующие зимой, весной и осенью. Подавляющее большинство рыб нерестуют весной. К рыбам, нерестующим осенью, относятся лосось, кумжа, голец, сиг, ряпушка. Зимой нерестятся налим и некоторые виды подкаменщиков. Икрометание салаки и шпрота продолжается несколько месяцев. Салаку даже разделяют на подвиды: Осенненерестущие и весенненерестущие. Для откладывания икры одним видам рыб требуется песчано-галечное дно и проточная вода, другим - водная растительность, а некоторым -лишь твердое дно. Нерестующие особи могут собираться за несколько недель до начала откладывания икры. Самка окуня откладывает всю икру сразу, а щука, например, или лососевые рыбы - небольшими частями. Имеются и такие виды рыб, например, бельдюга, которые рождают живых мальков Лосось, кумжа и голец выкапывают ямки, в. которые откладывают икру и накрывают ее...

Многие, виды рыб имеют окраску, гармонирующую с окружающей средой. Независимо от цвета защитной, окраски почти у всех рыб спина окрашена темнее боков,а самая светлая часть тела - брюхо При взгляде снизу; из глубины, вода кажется серебряной, и светлое брюхо рыбы не отличается от нее, а при взгляде извне на кажущиеся темными поверхность воды и дно цвет спины рыбы сливается с их оттенками; Защитная окраска высокоразвита у камбалы, спина которой способна быстро Менять узор и цвет применительно к характеру дна. У некоторых донных рыб, например, у налима и гольца, защитная окраска напоминает узоры дна, рисунок камней и т.п. Пестрая, со множеством оттенков чешуя щуки скрадывает ее в захламленных местах дна, откуда она совершает свои нападения на неосторожную мелкую рыбешку. Жерех (шереспер) охотится преимущественно в верхних слоях воды, что также учла природа, наделив его светлой окраской. Кроме окраски, рыбы могут пользоваться и другими способами защиты, предлагаемыми самой окружающей средой. Мальки лосося и кумжи, проводящие первые годы жизни в реке, держатся за камнями или за другими подводными предметами. Многие мелкие рыбы живут под камнями.

Один из способов защиты -зарыться в ил, как это делают, например, камбала и песчанка. Угорь предпочитает подводные норы и пещеры береговых откосов. Мальки многих видов рыб проводят начальную стадию своей жизни среди подводной растительности. Многим видам защищаться от хищных рыб тяжело, и для них единственное средство защиты от нападения хищника - бегство.

Многочисленные виды рыб систематически совершают передвижения в связи с циклом развития. По принципу миграции можно разделить рыб на поднимающихся из моря в реку на нерест против течения и на скатывающихся на нерест по течению рек в море. Лосось, проходная кумжа, обыкновенный сиг, в некоторых случаях и окунь, мигрируют из моря в реку, а угорь наоборот. Миграция делится на фазы, которые у различных рыб проходят по-своему. Например, лососи проходят мальковую стадию развития, продолжительность которой от 2 до 5 лет, в реках. Достигнув первой миграционной фазы, молодь лосося скатывается по течению рек в - море. В Море лососи передвигаются на обширном пространстве питаются рыбой и быстро развиваются Лососи, достигши половой зрелости, начинают нерестовую миграцию в родные реки, куда находят путь по запаху виды. Рыбы поднимаются До верховья рек нерёстятся, и -на том цикл воспроизводства заканчивается. У речного угря мальковая фаза, нерестовая миграция и нерест проходят в море, а рост и нагуливание - в пресной воде. Местом нереста этого вида рыб считается Саргассово море. Вышедшие из икринок личинки подхватываются течением и переносятся к берегам Европы. Во время миграции угри изменяют свою форму, претерпевая сложные превращения. Самки угря входят в реки и живут в пресной воде несколько лет. Достигнув достаточных размеров и накопив жир, угорь становится миграционным. Рыба скатывается в море, окраска темнеет, брюхо становится серебристым. В море угорь питаться прекращает. Пути миграции угря в Балтийском море проходят в прибрежных водах, а начиная с Северного моря, они неизвестны.

Расстояния миграционных передвижений у разных видов рыб разные. Щука почти не уплывает с выбранного участка, в то время как угорь во время своих миграций дважды переплывает Атлантику. Сиг также совершает довольно длинные миграции. Судак (проходная форма) во время сезонных миграций на зиму уходит далеко в море, а на лето возвращается для нагуливания в прибрежные воды. Окунь для икрометания может подняться из моря в реку. Если рассматривать ежедневные передвижения рыб, то типичной для них можно считать перемену мест пребывания. В разное время суток меняют свое местонахождение рыбы, питающиеся планктоном. В зависимости от освещенности воды планктон находится на разных глубинах - в светлое время опускается глубоко, в темное время держится у поверхности воды. Лещи в холодное время года собираются в ямах, где вода теплей всего. Таким образом, у лещей происходит миграция между местами зимовья, нагула и обычным местом пребывания.

В зависимости от вида пищи и способа ее добывания рыбы подразделяются на хищных и мирных. К хищникам обоснованно следует отнести щуку, налима, треску, судака, лосося, кумжу, гольца, жереха, крупного окуня, угря. Мирных рыб можно разделить на питающихся планктоном и донными организмами. Зоопланктоном питаются, например, салака, шпрот, ряпушка, некоторые виды сигов, корюшка, уклейка. Все рыбы в мальковой стадии развития питаются планктоном, но вышеназванные рыбы кормятся им всю жизнь. Рыбы, питающиеся донными организмами, поедают разных моллюсков, улиток, личинок насекомых и т.п. - словом, всех беспозвоночных, обитающих на дне. Особый вид корма составляют летающие над водой или упавшие на поверхность воды насекомые. В некоторых случаях в летнее время этот корм становится основным для рыб, обитающих в проточной воде (например, для хариуса, сига и ручьевой форели). Многие рыбы питаются смешанной пищей, а некоторые, например, карп, относятся к всеядным. Удильщику надо знать не только то, с помощью каких органов чувств рыбы отыскивают пищу, но и как они это делают. Это поможет преподнести приманку, насадить ее на крючок удобнее, привлекательнее для рыбы, чтобы она не заметила обмана. -Хищники охотятся по разному. Сом на пример, подстерегает добычу, проплывающую мимо. Щука находится в засаде и стрелой бросается на жертву, оказывающуюся в зоне чувствительности ее органов. В других случаях она ищет пищу, плавая по водоему и гоняясь за молодью короткими бросками, если промахивается А окуни либо стоят в зарослях травы прекрасно замаскированные, либо гоняются за мелкой рыбкой до тех пор, пока она не окажется в их пасти. А. то соберутся а стаи и предпримут настоящую облаву на мелочь атакуя ее со всех сторон Хищники заглатывают свою жертву, всегда с головы, предварительно лишив её подвижности сильным сжатием челюстей. Характер питания рыб зависит и от состава грунта дна водоема. На быстрых горных речках оно чаще всего каменистое, и рыб. добывающих корм в мягком грунте, здесь не найти. Лещ, линь, карась и некоторые другие рыбы обитают там, где дно илистое, и копаются в нем, выискивая личинок насекомых. червей и другие беспозвоночные организмы. Наличие ям, отмелей, подводных предметов, склонов улучшает условия обитания рыб, в таких местах они быстрее находят или встречают пищу, сносимую течением.

В питании рыб имеются определенные закономерности, вызываемые сезонными и суточными изменениями окружающей среды и физиологическими особенностями самих рыб. К весне, когда талые воды, насыщенные кислородом, поступают в водоемы, пищевая активность многих рыб резко возрастает и начинается период преднерестового жора. Рыбы ищут более калорийную, малообъемную пищу, поскольку значительную часть их внутренностей занимают продукты размножения. Во время нереста большинство рыб перестают питаться. Недели через две начинается посленерестовый жор, во время которого рыбы стремятся быстрее восстановить затраченную на икромет энергию. Кормятся они преимущественно пищей животного происхождения, многие виды поедают выметанную другими икру, а иногда и личинок рыб. С вылетом насекомых у некоторых рыб происходят изменения в выборе пищи. Вначале они питаются личинками, а затем начинают охоту и за самими насекомыми. Особенно жаден их клев на бабочку поденку, в изобилии падающую в воду после своей короткой однодневной жизни. В такие дни ловить многих рыб на другую приманку бесполезно. Затихающий в летние месяцы клев некоторых рыб возобновляется с началом осени. Меняется состав их пищи, и даже многие мирные рыбы соблазняются мальками и некрупными живцами. Поздней осенью рыбы готовятся к зимовке, при этом одни из них, уже находясь в состоянии оцепенения, вообще прекращают питание, а другие не проявляют особой активности в поисках пищи и довольствуются тем, что оказывается у них под носом. Хищники же напротив в эту пору особенно активно охотятся

Почти у всех рыб чётко выражен суточный ритм питания. В летнее время интенсивное питание начинается с рассветом и уменьшается, а то и прекращается часам к восьми-девяти. Активный клев на рассвете объясняется тем, что мирные рыбы, не имеющие желудка, переваривают пищу за 4-6 часов и к утру бывают голодными. Возбуждает аппетит быстрое насыщение воды кислородом в результате фотосинтеза растений. Кроме того, с рассветом покидают свои убежища придонные и донные организмы (беспозвоночные и ракообразные), не терпящие прямых лучей солнца. Они становятся легкой добычей рыб. Уменьшение пищевой активности днем объясняется тем, что увеличивается уровень солнечной радиации, отрицательно действующей на многих рыб. Поэтому в пасмурные дни хороший клев может наблюдаться ив полуденные часы. Когда солнце начинает o склоняться к горизонту, снижается уровень солнечной радиации и начинается фотосинтез растений, активность в питании рыб восстанавливается, хотя у некоторых она бывает слабее, чем на утренней заре. Заметим, что некоторые рыбы продолжают питаться и по ночам, даже более активно, чем днем, поскольку теряют осторожность в условиях плохой видимости. Все изложенное выше хорошо проверено практикой рыболовов..

Логопед. Скажите, ребята, а рыбы умеют говорить? Как вы думаете, что бы они могли нам рассказать, если бы вдруг могли заговорить?

Давайте попробуем придумать небольшие рассказы из жизни рыб. У каждой команды есть картинки с изобра­жениями рыб. Вам нужно посоветоваться и выбратъ одну крупную хищную рыбу и одну маленькую. После этого нужно выставить изображения этих рыб на доску, и от имени каждой рыбки участники команды должны соста­вить рассказ об их жизни. Чтобы вам было легче, давайте придерживаться картинного плана.

В зависимости от количественного состава группы каждый ребенок составляет предложения по одному-двум пунктам плана.

Логопед. Не забывайте о том, что за каждый составлен­ный рассказ вы получите по два жетона. Но всегда за пол­ное «красивое предложение», сравнение или речевой оборот каждый из вас может получить призовые жетоны. Посмот­рим, какая команда сегодня будет победительницей.

Пример составленного рассказа:

- Здравствуйте, меня зовут Окунь.

- Здравствуйте, а я - хищная рыба Щука.

- Я живу в чистой просторной реке, люблю заплывать на глубину.

- А я люблю плавать у самого берега и прячусь за водо­рослями и корягами.

- Я редко вырастаю до больших размеров. У меня есть небольшая короткая голова и туловище с красными плав­ничками. Оно покрыто серебристой чешуей, похожей на монетки. Еще у меня есть хвост.

- А я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вы­тянутая голова, с острыми, как бритва, зубами и длинное туловище с серовато-красными плавниками и мощным, хвостом. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб.

- Я люблю кушать разных жучков, речных рачков, во­доросли.

- А я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками, да и окуньков очень люблю...

- Окуни откладывают икру на водоросли. Из нее по­том выводятся мальки, которые постепенно растут и превращаются во взрослых окуней.

- А мои щурята тоже выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики.. А затем набира­ют вес и превращаются в красавиц-щук.

- У окуней много врагов. На нас охотятся хищные рыбы, нас ловит удочками и сетями человек...

- А щуки - сами хищные рыбы. Но и мы попадаемся человеку в сети и на удочку.

Таким образом, дети составляют три коллективных рассказа от име­ни шести рыб.

Логопед. Пришла пора возвращаться из подводного царства рыб домой.

Логопед благодарит всех детей за составленные расска­зы. Подсчитывает фишки вместе с игроками каждой ко­манды, определяет победителей. Все поздравляют удачли­вых рассказчиков, аплодируют им.

Занятие 26. «На лесной полянке»

Цель: Составление рассказов-описаний насекомых по пред­метным картинкам и опорному плану.

Задачи:

Активизировать словарь по теме;

Уточнить названия, внешние признаки, строение на­секомых;

Упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дому насекомому;

Учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;

Развивать произвольное внимание и словесно-логи­ческое мышление детей;

Воспитывать любовь и бережное отношение к краси­вым местам родной природы и их обитателям.

Оборудование: магнитно-маркерная доска с нарисован­ной на ней лесной полянкой; демонстрационные и раздаточные картинки с изображением насеко­мых (бабочка, пчела, муха, стрекоза, божья ко­ровка, муравей и др.); опорный картинный план 6 (иллюстрация 6); мягкая игрушка Кот ученый, тексты загадок о насекомых.

Ход занятия -

I. Интеллектуальная разминка

Логопед (загадывает детям загадку).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает -

Когда это бывает? (Весной.)

Логопед. Какие приметы весны вы знаете?(Тает снег и лед, день становится длиннее, прилетают перелетные птицы, зимовавшие в теплых краях.)

С началом весны возвращаются перелетные птицы. По­чему они возвращаются? (Корма стало достаточно: поя­вились насекомые.)

В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? (Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.)

II. Основная часть занятия

Вводная часть.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Садитесь на свои места и представьте, что мы едем в ав­тобусе, а чтобы было нескучно, я расскажу вам о насеко­мых, за которыми мы едем наблюдать.

Насекомые.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда на­звание «насекомые» - от слова «насекать». Насекомые быва­ют большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие - один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой обо­лочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голо­ва, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.

Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло - весной или летом.

Яркая окраска многих насекомых предупреждает дру­гих животных о том, что они несъедобны. Многие насеко­мые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (ба­бочки, кузнечики).

Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеют­ся вредители - переносчики болезней человека и живот­ных; есть и полезные - опыляют растения, дают продук­ты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».

Отгадывание загадок.

Логопед. Вот и лесная полянка!

Логопед открывает магнитно-маркерную доску с нарисованным на ней изображением полянки.

Логопед. Но почему-то на полянке никого нет! Посмотри­те-ка, ребята, к нам на встречу вышел Кот ученый. Сейчас у него мы все и узнаем.

Логопед показывает детям игрушку и берет у нее конверт с зада­ниями.

Логопед. Кот решил задать вам вопросы и загадать за­гадки. Если вы сможете справиться с его заданиями, на­секомые перестанут прятаться и вернутся на лесную по­лянку.

Вопросы Кота ученого:

Какие насекомые появляются весной первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)

Когда появляются первые весенние цветы, насеко­мых становится больше. Почему? (Есть корм - нек­тар цветов. Насекомые начинают размножаться.)

Какие стадии развития насекомых вы знаете? (Яйцо, личинка или гусеница, куколка, взрослое насекомое.)

Но не у всех насекомых бывают куколки. У кого их нет? (У кузнечиков.)

Какую роль в природе играют насекомые? (Они опыляют растения, служат пищей для различных птиц, зверей.)

Почему насекомые откладывают много яиц? (Боль­шая их часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)

Логопед. А теперь Кот загадает вам загадки. Кто отгада­ет загадку и ответит на вопросы Кота, тот получит картин­ку с изображением этого насекомого.

По ходу отгадывания детьми загадок логопед параллельно выстав­ляет демонстрационные картинки с изображениями насекомых, до­полняет ответы детей рассказами об особенностях этих насекомых. Логопед может выдать детям вырезанные по контуру картинки-отгадки, к обратной стороне которых приклеен кусочек магнитной ленты. Эти картинки дети потом крепят на «лесную полянку».

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Вопрос Кота ученого . Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)

Комментарий логопеда. Крылья бабочки очень кра­сивы. Они покрыты маленькими тонкими чешуйками, которые бабочке помогают летать. Если хотя бы часть че­шуек сотрется, насекомое потеряет способность к полету и погибнет. Поэтому не стоит ловить этих красавиц, лучше любоваться ими издали.

2.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так за­метно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)

Комментарий логопеда. Пчела собирает сладкий сок- нектар с цветков. Так что пчелы и растения - большие друзья. Пчелы- насекомые, которых смог приручить человек. От пчел человек научился получать ценный про­дукт-мед.

3.Летом целый день летает,

Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым?(Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)

Комментарий логопеда. Муха - это очень вредное насе­комое. На своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закры­вать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью.

4.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Это - девчонка,

В поясе - тонка,

Огромные очи.

Летит - стрекочет. (Стрекоза)

Вопрос Кота ученого . Сколько крыльев и сколько ла­пок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)

Комментарий логопеда. Однажды ученые проделали такой опыт: пойманную стрекозу вволю кормили муха­ми. За один присест она съела сорок мух! Стрекозы мо­гут летать с огромной скоростью, мгновенно менять на­правление, неподвижно висеть в воздухе. А глаза стрекоз состоят из огромного количества расположенных близ­ко друг к другу маленьких глазок. Стрекозы замечают все- и то, что делается впереди, и то, что происходит по сторонам и позади.

5.Лесная «коровка»,

Черная головка,

Крылья - красные,

на крыльях точки-пятнышки.

(Божья коровка)

Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так назы­вается? (Она выделяет для защиты особое молочко оран­жевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровкине очень приятны на вкус.)

Комментарий логопеда. Божьи коровки - хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удо­вольствием поедают тлей, которые живут на садовых дере­вьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок свои­ми помощниками.

6.На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Они - лесные жители,

Дружные строители. (Муравьи)

Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «са­нитарами леса»? (Муравьи - полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)

Комментарий логопеда. Муравей - очень сильное насе­комое. Он способен поднять груз, в 100 раз превышающий его вес. Лес считается здоровым, если в нем много муравейников.

Логопед. Давайте заселим нашу лесную полянку насеко­мыми. . .

Дети, отгадавшие загадки, выставляют на «Лесную полянку» выре­занные по контуру картинки с изображениями насекомых,

Физкультминутка. Игра на внимание «Муравей - куз­нечик - бабочка». По команде логопеда «Муравей» дети приседают, по команде «Кузнечик» прыгают, по команде «Бабочка» - «летают».

3. Составление рассказов-описаний насекомых по пунк­там картинного плана.

Логопед. Кот ученый просит вас выполнить его послед­нее задание - составить рассказы-описания о запомнив­шихся вам насекомых. Ведь все насекомые такие разные! Составьте рассказ о любом насекомом по картинкам наше­го плана.

Выставляется картинный план. Желающие составляют рассказы- описания насекомых. За каждый рассказ логопед награждает ре­бенка специальными и призовыми фишками.

Логопед. Кот ученый благодарит вас за рассказы, ему они очень понравились! Все насекомые вернулись на лес­ную полянку. А теперь нам с вами пора возвращаться домой...

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание, отмечает наиболее удачные рассказы детей. Под­считывает фишки детей, определяет победителей. Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 27. «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

Задачи:

Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;

Учить детей составлять рассказы о неизученных пла­нетах и их жителях по опорному картинному плану;

Упражнять детей в подборе слов-определений к каж­дой планете;

Развивать внимание, память детей;

Развивать произвольное внимание, логическое мыш­ление и фантазию детей.

Оборудование: картинки с изображениями планет Солнеч­ной системы (иллюстрация 30), звездного неба, ви­дов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конвер­та с лежащими в них изображениями неизведанных планет (иллюстрации 64-66), опорный картинный план 7 (иллюстрация 7); «космическая музыка» (на выбор логопеда), магнитофон, мяч, магнитно-мар­керная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед. Мы с вами совершим космическое путешест­вие. Но сначала давайте подготовимся к нему.

Игра с мячом «Назови планеты». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет первый слог назва­ния планеты, а ребенок, которому передали мяч, - полное название планеты. Например: «Неп...» - «Нептун»

Игра с мячом «Скажи наоборот». Дети стоят полукру­гом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, назы­вает словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Близкая планета. - Далекая планета.

II. Основная часть занятия

Вводная беседа.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о не­обычном празднике - Дне космонавтики.

Для нас уже кажется привычным то, что с Земли стар­туют космические корабли, а космонавты месяцами жи­вут на космических станциях, выходят в открытый космос и даже осуществляют стыковки космических аппаратов... Но совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике.

Сначала в космос на космических аппаратах запускали животных. А 12 апреля 1961 г. впервые в мире на косми­ческом корабле «Восток» совершил полет первый космо­навт планеты. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Его по­лет длился 108 минут. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!»

В мире существует более 40 тысяч различных профес­сий. Но профессия космонавта считается одной из самых трудных и опасных. Как вы думаете, почему? (Дети дают ответы.)

А какими качествами должны обладать космонавты? (Они должны быть умными, смелыми, выносливыми, тру­долюбивыми, сообразительными...)

Космонавты ежедневно занимаются физической под­готовкой и закаливанием, тренируются на специальных аппаратах и тренажерах. Еще они посещают занятия по астрономии, ракетной технике, устройству космического корабля и его различных систем.

В космосе все предметы находятся в состоянии неве­сомости. Человек не чувствует веса своего тела, парит в воздухе, как пушинка, и может свободно перемещаться по ракете. Вокруг него летают незакрепленные предметы. А пролившиеся капли жидкости принимают форму ша­риков. Чтобы космонавты не испытывали трудностей при приеме пищи, для них даже изобрели специальное пита­ние. Все блюда - от судов до чая, - для космонавтов рас­фасовывают в специальные тюбики, похожие на тюбики с зубной пастой...

Космонавты проводят различные исследования в кос­мосе, изучают звезды и планеты.

2. Составление фантастических рассказов о неизученных планетах.

Логопед. Многие ученые верят в то, что и на других пла­нетах есть жизнь, есть наши братья по разуму. Им даже придумали название- инопланетяне. Давайте предста­вим себе, что вы стали космонавтами и обнаружили жизнь на других планетах.

Для этого сначала вам нужно разделиться на три ко­манды - три космических экипажа. Каждый экипаж по­лучит задание в центре управления полетами - ЦУПе.

Дети делятся на три команды, подходят к логопеду за заданием.

Логопед. Возьмите конверты с заданиями. Ваши косми­ческие экипажи должны будут полететь на своих ракетах к далеким неизученным планетам и подружиться сих обитателями. Рассмотрите планеты, дайте им названия и отправляйтесь на космодром.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Дети, согласно своим «экипажам», образуют три круга, держатся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «космическую музыку».

Логопед.Закройте глаза и представьте, что три ваши ра­кеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет вре­мени: «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Старт!»

Поднимитесь на ноги, поднимите руки вверх... и вот вы уже летите в открытый космос. Представьте, что вы ока­зались в невесомости и можете свободно перемещаться по ракете.

Логопед. Что вы видите вокруг себя? Саша, что ты уви­дел? Света, а ты? (Вокруг нас парят различные неприкреп­ленные предметы...)Что вы слышите? Что ощущаете?

И вдруг экипаж каждого корабля видит в иллюминато­ры незнакомую планету. Представьте, как она выглядит. Каждая ракета начинает спуск к незнакомой планете...

Логопед выключает музыкальное сопровождение.

Логопед. Откройте глаза. По изображениям планет, ле­жащих в каждом конверте, и опорному картинному плану вам нужно составить рассказы о планетах и их обитате­лях. Посовещайтесь друг с другом и решите, кто будет на­чинать рассказ, кто -.продолжать, а кто - заканчивать.

Не забывайте, что за каждый рассказ вы получите кос­мические фишки, а за каждое полное и «красивое» пред­ложение или сравнение, речевой оборот вы сможете полу­чить призовые фишки.

Дети каждой команды составляют рассказы по пунктам плана.

Заключительное слово логопеда о планете Земля.

Логопед.Нам пора в обратный путь. Вернитесь на кос­мические корабли. Отправляемся на нашу родную Землю.

Дети снова образуют на ковре три круга, согласно экипажам, бе­рутся за руки, приседают перед стартом. Логопед включает «кос­мическую музыку».

Логопед. Закройте глаза. Ракеты на старте. Все системы включены. Идет отсчет времени; «Десять,; девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, Старт!» Подни­митесь на ноги. Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле... Внимание, начинаем снижение!

Логопед выключает музыку.

Логопед. Откройте глаза. Вот мы и дома.

Земля - планета, на которой мы живем. Часто ее на­зывают «Голубая планета». Поверхность земли затянута облаками и грозовыми тучами облаками. Эта планета - единственная, из пока известных нам, обладающая ат­мосферой. На ней можно дышать. Большая часть планеты покрыта водой. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приум­ножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, заработанные каждым экипажем. Определяет космонавтов, успешнее других вы­полнивших задание. Все аплодируют им.

Занятие 28. «Скворцы прилетели»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

Развивать долговременную память, словесно-логи­ческое мышление и произвольное внимание;

Учить детей составлять рассказ по ССК с опорой на план и с помощью слова-подсказки логопеда;

Учить детей обогащать повествование рассказа выра­зительными средствами русского языка (однородны­ми членами предложения, эпитетами, синонимами);

Стимулировать положительные эмоции детей;

Воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворцы приле­тели» (1-4), рисунки-пиктограммы.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям рассмотреть ССК и расставить в логической последовательности картины серии на доске. Нужно придумать название рассказу, рассмотреть рисунки- пиктограммы и составить с их помощью план рассказа.

II. Основная часть занятия

Коллективное составление вариантов предложений к каждому пункту плана (части рассказа, картине).

Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продол­жите мои предложения.

Упражнение выполняется по подсказке логопеда - одному данно­му слову.

Картина 1: Дети... Учитель... Ребята... На столе...

Картина 2: Мальчики... Девочки... Получились...

Картина 3: Дети... К стволам... Мальчики... Девочки... Учитель...

Картина 4: Учитель... В скворечнике... Скворцы... Ребя­та...

В процессе составления предложений проводится обсуждение ва­риантов и выбор наиболее удачных.

Физкультминутка.

2. Введение в предложения однородных членов, синони­мов, эпитетов.

Речевое упражнение «Скажи иначе» (на подбор синони­мов). Дети по очереди называют слова, близкие по значе­нию (синонимы), к каждой картине.

Картина1: Ребята решили скворечники построить (сконструировать, сделать, смастерить)... Учителя слу­шали заинтересованно (внимательно, сосредоточенно)... Инструменты на столе лежали (находились, располага­лись, размещались)...

Картина 2: Работа началась (закипела, пошла)... Ребята трудились (делали скворечники, мастерили)...

Картина 3: День погожий (светлый, теплый, ясный)... Скворечники вешали (прикрепляли, закрепляли)...

Картина 4: Скворцы прилетели (прибыли, поселились, обживают новый скворечник)... Дети радовались (весели­лись, были счастливы)...

3. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествова­тельным планом и картинами серии.

Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (прини­мают участие все дети).

Логопед дает детям установку на внимание: необходи­мо следить за рассказом товарища и быть готовым продол­жить.

III. Подведение итогов занятия

Логопед. Ответьте на мои вопросы. Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомни­ли? Как в рассказе дети отнеслись к птицам? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.

Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее актив­ных рассказчиков.

  • Анализ изложения элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики в различных УМК
  • Антитромботическая терапия при различных подходах к реперфузионному лечению ИМпST
  • Биофармация - это наука, изучающая зависимость терапевтического действия лекарственных препаратов на организм от различных факторов (фармацевтических, биологических и др.).

  • В видеофильме дети 5-10 лет увидят и половодье в лесу, и волков на охоте, и как вылезает из берлоги медведь, и многие другие весенние явления в природе. Этот фильм сделан на студии учебных фильмов для детей и построен как диалог ребенка и взрослого. Ребенок наблюдает за животными и задает вопросы взрослому, взрослый отвечает на его вопросы и дает интересную дополнительную информацию. Посмотрите фильм с детьми. Фильм очень качественный и сделан профессионально с учетом всех требований к познавательным фильмам для детей. Приятного просмотра и новых открытий!

    Для любознательных: о лесных детенышах и их мамах. Интересная информация о животных весной

    Зайцы весной

    Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

    У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

    Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

    Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

    Белки весной

    У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них заботится, два месяца кормит бельчат молоком. А вот папа — белка не живет с семьей, он живет отдельно.

    Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза и начинают выглядывать из гнезда.

    Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

    Ежи весной

    В апреле появляются и ежата. Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

    Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

    Медведи весной

    В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

    Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

    Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

    Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может броситься на любого врага.

    Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

    Творческое задание «Неумытый Енотик». Прочитайте детям замечательную сказку об Енотике. И придумайте вместе с ребенком, чем закончилась эта история.

    Э. Шим «Кто на кого похож?»

    «Маленький Енотик прибежал домой, а мама так и ахнула:

    — Батюшки, на кого ты похож?! Ты это где извозился? Почему вся шёрстка в мусоре?

    — А я муравейник ворошил.

    — Почему лапы в болотной тине?

    — А я за лягушкой гонялся.

    — Нос почему в земле?!

    — Я жука выкапывал…

    — Нет, Вы только посмотрите на него! – мама говорит. – Разве так порядочные звери выглядят?

    А как порядочные звери выглядят?

    — У порядочных зверей шёрстка блестит, носы вылизаны, коготки вычищены! А ты погляди-ка на себя!

    — Я хотел поглядеть, — Енотик отвечает, — да только не дали.

    — Кто не дал?

    — А Медведица. Я не речку пришел, к воде спустился – вдруг Медведица с медвежатами! Страааашная такая! Злю-ю-ущая!

    — Да ты знаешь, зачем она на речку пришла?

    — Не знаю. Я скорей убежал.

    — Она медвежат купать привела. И ей стыдно, когда дети чумазые!

    — Вот оно что… — говорит Енотик. – Теперь понимаю. А то я догадаться не мог, почему она лапой машет и рычит: «Ах ты, чумичка, ах ты Енот неумытый!»

    Вопросы для детей:

    1. Почему Енотик не смог посмотреть на себя – на своё отражение в воде?
    2. Зачем Медведица на речку пришла? Почему Медведица рычала и сердилась?
    3. Что дальше сделал Енотик, когда он узнал, почему Медведица сердилась и ругалась «Енот неумытый»?
    4. Придумайте вместе с детьми, чем закончилась эта история. (Например, побежал быстро Енотик на речку, умылся, причесался, коготки почистил. Вернулся домой, даже мама его не узнала, и очень порадовалась…)

    Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать». Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

    Медвежонок – пестун хоть и старший медвежонок, но поиграть очень любит. Прочитайте ребенку диалог Сороки и Медвежонка – пестуна:

    Э. Шим «Сорока и медвежонок»

    «- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

    — Ты ее в дугу сгибаешь?

    — Ты ее ободрать хочешь?

    — Отстань ты, Сорока. Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!»

    Лисы весной

    Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята — темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

    К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают — прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

    Волки весной

    Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа вместе их кормят.

    Лоси весной

    Весной у лосихи рождается 1- 2 лосенка. Мама – лосиха облизывает их после рождения, и они сразу же встают на ножки. А уже через 3-4 дня маленькие лосята бегают за мамой! Долго кормит их мать – лосиха своим молоком, а лосята растут как богатыри – не по дням, а по часам!

    Барсуки весной

    Барсук просыпается и вылезает из норы. Барсук – это очень аккуратное и чистоплотное животное. Поэтому он весной принимается за ремонт своего дома, обновляет свою подстилку, чистит ходы, выбрасывает мусор.

    Весной барсук есть всё съедобное, что может найти, так как ему нужно быстро восстановить силы после зимней спячки. Ест он личинки, дождевых червей, мышей, разоряет гнезда птиц.

    В апреле у барсучихи рождаются 3-6 барсучат. Она их воспитывает одна. Несколько дней она вообще не выходит из норы, потом выходит, но ненадолго. Чтобы малыши росли быстрее, барсучиха их по одному выносит на солнышко на свежий воздух – возьмет в зубы, принесет и положит рядышком под кустик или под дерево. Когда барсучатам исполняется два месяца, они выходят из норы сами.

    Рыбы весной

    Весной лед на реке тает, и по нему уже нельзя ходить. А потом и вовсе начинается ледоход. Все обитатели водоемов радуются тому, что под водой стало светло. Рыбы выплывают на мелкие места, где вода более прогрета солнцем.

    Весной рыбы начинают расти, причем их чешуйки нарастают колечками. И по их числу можно определить, сколько рыбе лет.

    В мае рыбы мечут икру. Из нее появляются мальки.

    Сначала мальки голые, без чешуи, потом у них вырастает чешуя. Прежде всего вырастают грудные плавники будущей рыбки, потом – плавники на спине, а потом уже на животе. Когда мальки подрастут, у него появляется хвост.

    Мальки прячутся от своих врагов в темноту. У некоторых рыб мальки прячутся родителям в рот и сидят там в безопасности. Иногда мальки прячутся рядышком с родителями, присасываясь к их боку и уплывая от опасного места подальше.

    Перелетные птицы весной: логические задачи для детей

    Логическая задача 3. Каждому – свой срок. Птицы весной


    Каждая птица прилетает к нам в «своё время». Вот как об этом написано в рассказе Н. Сладкова:

    Н. Сладков. Птицы весну принесли

    «Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

    Весна так и делается: каждый понемножку».

    Почему у каждой птицы свой срок прилета? Попробуйте догадаться сами вместе с детьми.

    А поможет Вам догадаться, в чем причина, сказочный диалог в лесу «Коростель и грач» (Э.Шим)

    «- Коростель, ты чего запоздал, из теплых краев так поздно прилетел?

    — А я ждал, пока мой дом подрастет.

    — Как это, дом подрастет?!

    — Ты на дереве, Грач, живешь, тебе не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь. Вот и ждал, пока трава подрастет!»

    Еще одна подсказка – первыми возвращаются к нам те птицы, которые улетели последними осенью. И наоборот, последними уже почти летом возвращаются к нам те птицы, которые в начале осени первыми улетели от нас. Почему? Давайте вместе с детьми вспомним, почему птицы улетели от нас осенью и не стали с нами зимовать? Они бы замерзли бы, у них не было бы питания. Значит, какие птицы прилетают первыми? Те, кто даже в марте может добыть себе корм.

    А почему ласточки прилетают только в мае? Вспомним, как ласточки перед дождем летают близко к земле – почему они это делают? Потому что ловят насекомых (летом в деревне покажите это явление детям). Ласточки питаются насекомыми. А когда появляются в наших лесах, полях, садах насекомые? В мае. Вот и ласточки прилетают к нам, когда уже появится для них пища.

    Логическая задача 4. Птицы – ревизоры

    «Этих птиц трактористы называют «резиворами». Как только выходят трактора на весеннюю пашню, так эти черные гордые птицы тут как тут – чинно и важно вышагивают за трактором по свежевспаханной полосе, выбирая из земли червяков. Что это за птицы?»

    Почему грачей называют «ревизорами»? Кто такой «ревизор»? Грачи – перелетные птицы или зимующие? Почему грачей люди называют «вестниками весны»?

    Логическая задача 5. Почему у грачей белый клюв?

    Грачи прилетают к нам одни из первых, гордо ходят по полям, ищут червяков, личинок, жуков на проталинах.

    Какого цвета клюв у грача? Белый. А у некоторых грачей клюв … черный!!! Как вы думаете, почему? У этой загадки очень интересная разгадка. И ее расскажет Вам и Вашим деткам старый грач Белый Клюв и молодой грач Черный Клюв (Э. Шим «Черный клюв и белый клюв»).

    Лучше всего разыграть это рассказ с помощью фигурок двух грачей, по-разному раскрашенных.

    «- Грач, ты небось на пожар летел?

    — Почему это – на пожар?

    — Да у тебя нос закопчённый!

    — Почему это – закопченный?

    — У грачей носы белый, а у тебя чёрный! Будто его нарочно коптили!

    — И всё ты врёшь! Нос у меня нормальный! И очень красивый! Просто я еще молодой грач, мало на поле бывал, мало в земле ковырялся… Вот и не успел клюв до блеска начистить!»

    После чтения этого небольшого рассказа – диалога, спросите ребенка, как понять – старого грача мы встретили в деревне весной или молодого? Почему клюв молодого грача назвали «закопченным»? (Поясните ребенку – что бывает на пожаре, что такое «закопченный». Вспомните сажу, которую могли видеть дети на даче, угли от костра, расскажите ребенку, что после пожара остаются только черные угли. А клюв у молодого грача тоже черный. Поэтому и назвали его клюв «закопченым»).

    Занимательная задача 6. Секрет соловья

    Весной соловьи поют. А когда же они едят? Песнями сыт не будешь. Оказывается, у соловушек есть свой секрет. Вот какой:

    «Пел в черемухах соловей. Без передышки пел, звонко и хлестко. Язычок его в широко разинутом клювике бился как колокольчик. Когда только успевает он есть и пить! Ведь песней одной сыт не будешь.
    Свесил крылышки, запрокинул головку, острый клювик его щелкает, как ножницы в руках ловкого парикмахера. Щелкает и выщелкивает такие звонкие трели, что даже соседние листики вздрагивают, и теплый парок вырывается из разгоряченного горлышка.

    …А на парок слетаются комары! Под тугое перо им носа не подточить, так зундят они над разинутым клювиком. Сами в рот так и просятся, прямо на язык сами липнут! Щелкает соловей песни и… комаров. Два дела разом. И одно другому не помеха. А еще говорят, что соловья песни не кормят!»

    (Н. Сладков. Соловей)

    Любознательным: интересные факты о соловьях весной

    В первой половине мая возвращаются к нам соловьи. Сначала прилетают к нам соловьи – самцы и сразу же начинают петь, но поют еще слабо и неуверенно. Их пение – это сигнал для соловьев – самочек. Когда прилетают самочки, начинаются соловьиные песни. Голос этой птички удивительно красив!

    Но не любой соловей научится красиво петь. Учатся петь соловьи целых три года! Лишь на третий год они становятся великолепными певцами. Молодые соловьи учатся петь у своих соседей – старых соловьев. Если соседи поют не очень хорошо, то соловей не обретает своего полного красивого голоса. Как говорится, с кем поведешься – от того и наберешься. Эта пословица в прямом смысле относится к «музыкальной школе пения соловьев», в которой опытные соловьи учат пению молодых соловушек.

    Обычно Соловьиный день отмечают 15 мая – это время солнечной теплой весны и соловьиных песен. В народе говорили так: «Соловьи прилетают тогда, когда они смогут напиться росы или дождевой воды с березового листа».

    В мае – июне соловьи начинают вить гнезда. Гнездо делается из трав, шерсти, сухих листьев. Самочка насиживает яйца две недели.

    В июне рождаются птенцы. В это время заканчиваются сольвьиные концерты – соловьи выращивают птенчиков.

    Соловья многие слышали, да не все видели. Он – невидимка. Увидеть маленькую серую птичку очень трудно.

    Э. Шим. Соловей и воронёнок

    «- Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

    — Почему?

    — В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

    — А ты его видел?

    — Не привелось еще. Но говорят — так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

    — Так глянь. Я и есть Соловушко!»

    Мультфильм о птицах весной

    А в заключение предлагаю посмотреть замечательный мультфильм для малышей по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко» о жаворонке и его соседях – куропатках. Из мультфильма в очень увлекательной и доступной для малышей форме сказки дети узнают о том, как живут птицы.

    Сначала предлагаю прочитать эту книжку детям (она достаточно большая, поэтому здесь я не буду предлагать ее текст, книгу «Оранжевое горлышко» можно найти в любой детской библиотеке), а затем посмотрите мультик по этой познавательной сказке.

    Вот и подошло к концу наше путешествие в удивительный мир природы и животных. Вы и Ваши дети многое узнали о животных весной, придумали свои истории, разыграли диалоги. Надеюсь, что эта статья поможет Вам и Вашим маленьким почемучкам и принесет много радости и удивительных открытий!

    Еще о весне речевые игры, стихи, физкультминутки, картинки, сказки для занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

    Похожие статьи