Лаг лож в корне с приставкой в. Буквы о-а в корнях лож-лаг, рос-раст(ращ). Упражнение для закрепления

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

В разделе на вопрос помогите пожалуйста слова с корнем лаг лож у существительных заданный автором SunnyDream лучший ответ это Положить, расположение, предполагать, излагать, предложить, полагать, изложить, прилагательное, положить, предположение, налагать, разложить, вложить.

Ответ от Андрей Курыкин [мастер]
чем помочь? если есть суффикс А за корнем то ЛАГ если нет то ЛОЖ...конкретнее =DD


Ответ от ЂаисияКоновалова [гуру]
Правописание чередующихся гласных -О- и -А- в корнях -лаг- и -лож- зависит от следующей за гласной согласной. В случае, если за гласной следует буква -ж-, то следует писать гласную -о-. В противном случае необходимо писать -а-. Таким образом, существует только два корня:
-лож-
-лаг-
Корней -лаж- и -лог- в русском языке не существует (кроме слова-исключения полог) .


Ответ от IMeXaHuK [гуру]
лаг и лож зависят от последующей согласной гласной (если после гласной Г значит будет А, если Ж то О)
ни о каких суффиксах речи быть не может, учите русский язык
Примеры: положение, предложение, прилагательное, заложник и тд


Ответ от Арина абрашкина [новичек]
Прилагать, прилагательное, слагать, полагать, сослагательное, слагаемое, безотлагательный, влагать, возлагать, облагать, предлагать,
Предложение, положение, сложение, уложение, приложение, положить, приложить, доложить, переложить, сложенный, ложа, ложбинка, неотложный, отложной, ложь, подложить
Растение, растить, прорастить, зарастать, растительность, возрастной, отрастить, прирасти, обрастать, срастаться, вырасти
Заросли, поросль, росток, подросток, роса, переросток, недоросль, вырост, рослый, поросенок, прирос, приросла, взрослый, сросток, взрослеть

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

Цели урока:

1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике;

2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать;

3) прививать любовь и интерес к родному языку.

Необходимый материал:

таблица, текст диктанта.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала.

Ребята, как правильно написать слово положил? С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока.

1) Наблюдения по записи на доске.

– Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-.

Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.

– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож?

Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.

2) Работа с учебником: чтение правила.

II. Закрепление изученного материала.

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол, кладу пенал в сумку и т.п.

Задание 2. Сформулируйте тему, которая объединяет данные словосочетания. Обозначьте изучаемую орфограмму, попробуйте составить (устно) небольшой рассказ, используя записанные словосочетания.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

Задание 3. Запишите предложение и постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.

Ребята расположились у костра и с удовольствием ели бутерброды с овощами.

Задание 4. Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение.)

Задание 5. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Задание 6. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.

III. Подведение итогов. (Учитель читает текст, дети записывают слова на изученную на уроке орфограмму.)

Караул! У меня незавидное положение: сегодня пишем изложение! Текст надо излагать подробно. Все части расположить в соответствии с планом. Полагаться на товарища не могу, потому что расположился я как раз перед учителем. А учитель читает предложение за предложением. Полагаясь на свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно изложенный текст – залог успеха. Отложить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное положение.

Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -лаг-//-лож-:

    • прилаг ать,
    • прилагательное,
    • предлагать,
    • предполагать,
    • возлагать,
    • слагать,
    • возлож ить,
    • возложение,
    • предложить,
    • обложить,
    • сложение,
    • предположение.

    Правило: в корнях -лаг-//-лож- перед буквой г пишется а , перед буквой ж пишется о .

    Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -гор-//-гар-:

    • загар ,
    • гарь,
    • угар,
    • загор еть,
    • загорать,
    • загорелый,
    • угореть,
    • угорать.
    • Исключения : пригарь, выгарки, изгарь.

    Правило . Правописание корней -гор-//-гар- зависит от ударения. Если гласная корня находится под ударением, то пишется буква а, если же гласная корня безударная, то пишется буква о.

    лаг - прилагательное,

    лаг - слагаемое,

    лаг - полагать.

    лож - приложить,

    лож - доложить,

    лож - наложить.

    гор - загореть,

    гор - пригореть,

    гор - угореть.

    гар - угар,

    гар - нагар,

    гар - загар,

    гар - перегар

    Правописание а или о в корне ГОР-ГАР зависит от ударения. Под ударением пишем А, а в безударной позиции соответственно букву О, например:

    загар и загорать, горит и угар.

    Что касается корня ЛАГ-ЛОЖ , то здесь иной принцип: перед буквой Г пишем А, а перед буквой Ж пишем букву О, например:

    сложение - прилагательное, положить - налагать.

    Правила довольно простые, но есть и слова-исключения.

    Для корня гор-гар это слова: изгарь, пригарь, выгарки (букву А пишем не по правилу, слова нужно запомнить).

    Для корня ЛАГ-ЛОЖ слова исключения такие:полог и подлог (нужно запомнить, так как и тут правописание не по правилу для этого корня).

    В корнях лаг-лож-, гар-/-гор- чередуются гласные а и о . Выбор написания буквы а в корне лаг-/лож- зависит от того, имеется ли суффикс -а- после корня. Суффикс -а- диктует написание такой же буквы в корне. В остальных случаях пишется корень лож-.

    Приведем примеры слов с корнем лаг-:

    излагать, пролагать, налагать, безотлагательный, безотлагательно, полагать, слагать стихи, возлагать обязательства, слагаемое, отлагать, отлагательный, без отлагательства;

    Примеры слов с корнем лож-:

    высокое положение, положить на стол, положиться на него, приложить к заявлению, необходимое приложение, приложиться к чаше, заложить в ломбард, уложить спать, переложить вещи, отложить дело, написать изложение, получить предложение, обложной дождь, местоположение, возложение венков, разложить карты, налогообложение.

    Исключение: по лог.

    В чередовании букв о//а в корне гар-/гор- опираемся на ударение. В безударном положении в этом корне пишется буква о.

    Примеры слов с корнем гор- :

    бежать как угорелый, угореть, погореть, погорелец, загореть, загорелый, пригореть, пригорелый, нагореть, отгореть, сгореть, сгоревший сарай, перегореть, разгореться, возгорание, возгореться, несгораемый сейф, выгорание, выгореть, выгорать.

    Примеры с корнем гар- :

    угар, угарный, загар, пригарки.

    Слова-исключения: вы гарки, и згарь, при гарь.

    Примеры слов с корнем ЛАГ - ЛОЖ можно назвать такие:

    Изложение, изложить, расположиться, предложить, предложение, предположение, положить, предположить, положиться, положение, расположение.

    Прилагательное, полагать, предлагать, предполагать, располагаться, налагать, наложенный.

    Перед согласной Г писать нужно гласную А.

    Перед согласной Ж писать нужно гласную О.

    Примеры слов с корнем ГОР - ГАР .

    Гора, сгореть, загорать, горит, подгорел, выгорать.

    Угар, гармонь, загар.

    Гласную в этих корнях пишем придерживаясь такого правила:

    Под ударением нужно писать гласную А - ГАР.

    Без ударения нужно писать гласную О - ГОР.

    В правописании существует правило, которое гласит, что слова с чередующимися гласными в корнях проверить невозможно с помощью нахождения однокоренного слова. Для этого есть правило о чередовании гласных в корнях слов лаг- лож Перед ж в корне писать нужно о, а перед г- а.

    В словах, где корни гор - гар , без ударения должна писаться буква о.

    Например, слова с чередованием в корне лаг - лож - ложка, изложение - излагать, предложение - предлагать, сложение - слагать.

    Чередование гар - гор - загар - загорелый, предлагать - предлог.

    Прилаг ательное, слаг аемое, полаг ать - за корнем есть суффикс -а-, поэтому и в корне а .

    Слож ение, полож ить, прилож ить, долож ить, налож ить - -о- пишем в корне, потому что за ним нет суффикса -а-.

    Гор еть, загор еть, пригор еть, угор еть - в корне пишем -о-, потому что корень безударный.

    Угар , нагар , загар , перегар - под ударением в этом корне пишем -а-.

    Правило определяет, что перед согласной Г пишем гласную А, а перед согласной Ж пишется О.

    Ложе, положение и современное слово, известное всем геймерам лагать.

    Примеры слов с корнем гор - гар, смотрите на таблице. Правила просты, посмотрели, выявили закономерность и запомнили.

    Слова с -лаг- -лож- в корне слова:

    прилагать, приложить, приложение, переложить, изложение, уложить, сложить, слагаемое, излагать, предполагать.

    Слова с -гор- и -гар- в корне

    сгореть, сгорать, перегореть, догореть, выгореть, загорать, нагар, угар, гора, гористый, горевать, обгорел.

Похожие статьи

  • В париже за поджог двери цб франции задержан акционист петр павленский

    Ирина Алкснис , для РИА Новости Героем дня в Рунете, вне всяких сомнений, стал художник Петр Павленский, который, покинув Россию, не отказался от своих эксцентричных (остановимся на этом весьма мягком определении) убеждений и поступков....

  • Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы

    9 мая 2019 года в Санкт-Петербурге состоится празднование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Торжества в честь Дня Победы начинаются с первых майских дней, а 9 мая проходят самые главные мероприятия. Ниже мы приведем...

  • Выпадение прямой кишки (ректальный пролапс)

    Ректальный пролапс относится к наиболее распространенным патологиям, связанным с прямой кишкой. Несмотря на то, что подобная проблема даже в случае тяжелого течения не представляет собой серьезной опасности для жизни пациента, она способна...

  • Результаты поиска по "химическая экология"

    Результаты поиска Нашлось результатов: 119510 (0,90 сек ) Свободный доступ Ограниченный доступ Уточняется продление лицензии 1 Сенсорная экология учеб. пособие Рассматриваются экологические особенности развития и...

  • Как приготовить замороженную брокколи вкусно?

    Брокколи принадлежит к семейству крестоцветных, в которое входят все капусты: зеленая, красная, цветная, брюссельская капуста, а также репа, кресс-салат и редис. Обладая огромным количеством витаминов, минералов и пищевых волокон, свежая...

  • Рецепты для здоровья и похудения

    Известно множество удачных рецептов приготовления брокколи. Среди них встречаются варианты вкуснейших супов, салатов, закусок и горячих блюд. Изучив такие рецепты, хозяйка сможет сделать свое ежедневное меню более разнообразным и...