Планируемые результаты подготовки индивидуального проекта. Рабочая программа "индивидуальный проект". Госсударственное бюджетное образовательное

ГосударственноЕ бюджетноЕ профессиональноЕ образовательноЕ учреждениЕ города Москвы

"Первый Московский Образовательный Комплекс"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса) Индивидуальный учебный проект

наименование предмета, класса (года обучения)

уровень образования: среднее общее

уровень освоения программы: базовый

профиль образовательной программы: естественно - научный

Москва

2016

ОДОБРЕНА

методическим объединением учителей предметов естественного цикла

наименование методического объединения

Протокол № ____

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413,

Председатель методического объединения

___________/Л. И. Пронина

Заместитель директора ГБПОУ «1-й МОК»

_______________________/ __________________

Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.

Составители (авторы) : __ Пронина Любовь Ивановна – учитель химии высшей квалификационной категории ГБПОУ «1-й МОК, Почетный работник общего образования РФ, Соросовский грант, Грант Мэра Москвы

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ

СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    1. Личностные результаты

      Метапредметные результаты

      Предметные результаты

    Содержание учебного предмета (курса)

    Тематическое планирование учебного предмета (курса)

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

    Требования к результатам усвоения учебного предмета (курса)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмета, тематическое планирование учебного предмета (курса), учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

    1. Профиль освоения образовательной программы - естественно – научный.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания .

Методы преподавания данного курса определяются целями и задачами, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете.

Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса.

Возможные приемы организации деятельности:

Лекция

Семинар

Практическая работа

- «Мозговой штурм»

Работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков и умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита индивидуальных проектов.

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

    1. Общие цели среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета

Рабочая программа ориентирована на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания учебного предмета «Индивидуальный учебный проект», подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета « обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных и метапредметных результатов обучения.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя по выбранной теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, Результат освоения программы дисциплины должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.

Освоение программы учебной дисциплины « Индивидуальный учебный проект» должно обеспечить:

Удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

Всестороннее индивидуальное творческое развитие личности;

Формирование у обучающихся инициативности и познавательной активности;

Выработку навыка самостоятельной навигации в информационных системах и ресурсах;

Универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем: в процессе самоопределения, образования и в профессиональной деятельности.

    1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Индивидуальный учебный проект» относится к предметной области «Математика и информатика».

    1. Количество часов по учебному плану

Общее количество часов по учебному предмету за два года обучения - 68, количество часов в неделю для каждого года обучения - 1.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Личностные результаты

ЛР.1) уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР.2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР.3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ЛР.4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

ЛР.5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР.6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР.7) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

ЛР.8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

ЛР.9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

ЛР.10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;

ЛР.11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

МР.1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР.2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР.3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР.4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР.5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

МР.6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

МР.7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

МР.8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

МР.9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

2.3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» отражают:

ПР.1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

ПР.2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

ПР.3) сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;

ПР.4) способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;

ПР.5) владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;

ПР.6) сформированность понятий проект, проектирование;

ПР.7) владение знанием этапов проектной деятельности;

ПР.8) владение методами поиска и анализа научной информации.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.

Раздел 1 Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.

Тема1.1Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности .

Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.

Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.

Тема 1.2 Алгоритм «Учебное проектирование».

Структура, этапы исследовательской работы, критерии оценки. Введение, основная часть научного исследования. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. Тезисы. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта

(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.

Примерная тематика учебных проектов:

История химии,

Химия в истории,

Химия в культуре и искусстве,

Химия и экология,

Химия в литературе,

Химия и география,

Химия и физика,

Математика в химии,

Химия на английском,

Химия в быту,

Химия и медицина,

Химия и сельское хозяйство,

Химия в различных отраслях промышленности,

Химия и криминалистика,

Химия и биология.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)_ Индивидуальный учебный проект,

10 – 11 классы

наименование учебного предмета класса (года обучения)

практическая работа

выделяют главное, сравнивают,

Работа с электронным каталогом библиотеки

практическая работа

исследуют практические ситуации, оформляют библиографический список в соответствии с требованиями ГОСТа

Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования

урок

объясняют понятия

Что такое плагиат и как его избегать в своей работе

урок

Итоговое занятие по теме «Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности»

Урок- тестирование

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Составление плана информационного текста

практическая работа

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли, составляют развернутый план своего проекта

Тезисы. Конспект.

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Тезисы. Конспект.

практическая работа

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Цитирование. Правила оформления цитат

урок

Рецензирование, отзыв о работе

Правила оформления цитат. Рецензирование, отзыв о работе

практическая работа

цитируют источники в соответствии с требованиями ГОСТа

Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования.

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Определение научной проблемы: постановка цели и задач исследования.

практическая работа

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Выдвижение гипотезы исследования

тренинг

исследуют практические ситуации

Структура учебного реферата.

урок

Тема, цель, задачи реферата

формулируют цели и задачи исследования

Формулировка темы, определение актуальности темы, проблемы реферата

тренинг

формулируют тему работы, определяют ее актуальность

Требования к оформлению письменной части работы

урок

Реферат по проблеме исследования

урок

объясняют понятия

Эссе по проблеме исследования

урок

оформляют результаты своего труда, работа в текстовом редакторе

Защита реферата по теме исследования

зачет

защищают реферат по теме исследования

Итоговое занятие по теме 1.1.

11 класс

Тема 1.2. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности.

«Учебное проектирование».

Структура исследовательской работы, критерии оценки

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы и критериями оценки

Этапы исследовательской работы .

урок

Введение научного исследования

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы

Работа над введением научного исследования

практическая работа

работают над введением научного исследования

Основная часть исследования

знакомятся со структурой исследовательской работы

практическая работа

Работа над основной частью исследования

практическая работа

работают над основной частью исследования. Отбирают информацию.

Работа над основной частью исследования

практическая работа

работают над основной частью исследования

Работа над основной частью исследования.

практическая работа

работают над основной частью исследования. Корректируют информацию

Методы исследования

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы

Методы исследования

практическая работа

выбирают методы исследования своей работы

знакомятся со структурой исследовательской работы

Результаты опытно-экспериментальной работы

практическая работа

оформляют результаты опытно-экспериментальной работы

Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы

Тезисы.

урок

знакомятся со структурой исследовательской работы: оформляют тезисы работы

Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров).

урок

знакомятся с оформлением и презентацией результатов своего труда

Технология презентации

урок

Создание компьютерной презентации.

практическая работа

делают презентацию по теме своего проекта

Создание компьютерной презентации.

практическая работа

делают презентацию по теме своего проекта

Создание компьютерной презентации.

практическая работа

делают презентацию по теме своего проекта

Навыки монологической речи

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Аргументирующая речь

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант

урок

Публичное выступление на трибуне и личность

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

Главные предпосылки успеха публичного выступления

урок

выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли

практическая работа

Представление работы, предзащита проекта.

тренинг

презентуют результаты своего труда

Представление работы, предзащита проекта.

тренинг

презентуют результаты своего труда

Корректировка проекта с учетом рекомендаций

урок

презентуют результаты своего труда

конференция

Защита проекта/исследовательской работы

конференция

презентуют результаты своего труда, делают самоанализ своего проекта

Защита проекта/исследовательской работы

конференция

презентуют результаты своего труда, делают самоанализ своего проекта

Анализ достижений и недостатков.

урок

делают самоанализ своего проекта

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете химии.

Оборудование учебного кабинета:

Печатные пособия:

Таблицы:

    периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

    таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

    электрохимический ряд напряжения металлов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

    Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ по химии.

    Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

Технические средства обучения:

1. Компьютер

2. Доска «СМАРТ»

3. Компьютерные программы (обучающие и контролирующие)

Комплект ЭОР:

    Электронное пособие «Органическая химия 10-11 класс».

    Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса «Химия 10 класс».

    Электронное пособие «Современный открытый урок. Химия. 10 класс»

4. Телевизор

    1. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Учебные пособия:

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

2. Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. М. 2005.

3. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.

4. Е.А. Марон «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике10кл»-М.: Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)

2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)

3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)

4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)

5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)

6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)

7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)

8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)

9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)

10. http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149 (каталог образовательных ресурсов по химии)

11. http://www.alhimik.ru/fun/games.html (химические игры Алхимик)

12. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm (занимательная химия)

13. - Воо^ Gid. Электронная библиотека. http://www.ict.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".

    Требования к результатам усвоения учебного курса

Основные формы контроля (измерители обученности):

    создание индивидуального проекта и его презентация;

    тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, практические работы, эссе);

    творческие работы (презентации, рефераты, проблемные задания и др.)

    выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров.

Итогом изучения курса является защита проектной работы на школьном уровне.

В ходе усвоения учебного материала, выполнения различных видов учебной деятельности у обучающегося будут сформированы следующие компетенции:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

    рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    целеполагать (ставить и удерживать цели);

    планировать (составлять план своей деятельности);

    моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

    проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Некоммерческое партнерство

Техникум экономики и предпринимательства”

Рабочая программа

учебной дисциплины

Специальность СПО

по укрупнённым группам направлений подготовки

38.00.00 Экономика и управление

21.00.00 Прикладная геология, горное дело,

нефтегазовое дело и геодезия

Преподаватель Старикова С.В.

Тамбов 2015

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) по укрупнённым группам направлений подготовки 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по)38.02.07 «Банковское дело» (экономический профиль), 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (технический профиль).

Организация-разработчик: НП «Техникум экономики и предпринимательства»

Разработчики: Старикова Светлана Вячеславовна, преподаватель I категории

Одобрена цикловой комиссией общих гуманитарных, социально – экономических, естественнонаучных и математических дисциплин

Протокол №____от________

Председатель цикловой комиссии Зайцева Л.Ю.

Составлена в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений и рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования для специальностей технического и экономического профилей

Зам. директора по УМР Старикова С.В

«____»__________2015 года

«____»__________2015 года

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальностям СПО по укрупнённым группам направлений подготовки 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по)38.02.07 «Банковское дело» (экономический профиль), 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (технический профиль)..

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальностям38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по)38.02.07 «Банковское дело» (экономический профиль), 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» (технический профиль) всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию ППССЗ по данным специальностям.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Метод проектов рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Индивидуальный проект , представляющий собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;

2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;

3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;

5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

В профильном курсе содержание образования, представленное в курсе индивидуального проектирования СПО, развивается в следующих направлениях:
Цели и задачи проектной деятельности:

    формирование в сознании информационной картины мира;

    возможность работать с компьютером;

    развитие умений поиска и обработки информации;

    работа по новым технологиям;

    развитее самостоятельности;

    формирование личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

    развитие исследовательских умений. ;

    развитие творческой активности учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализ выполнененной работы;

    развитие коллективной учебной деятельности учащихся, при которой цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;

    Образование в процессе деятельности между членами коллектива отношения взаимной ответственности;

    контролирование деятельности выполнения проекта членами самого коллектива;

    формирование личностно значимых способов учебной работы;

    овладение способами самообразования

    обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития;

    стимулирование самостоятельной работы учащихся

    приобретение опыта социального взаимодействия;

    развитие коммуникативных способностей учащихся;

    приобретение инициативности.

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение студентов в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое.
Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, распределять обязанности в группах по способностям и интересам студентов.

Рабочая программа ориентирована на формирование следующих компетенций:

    Рефлексивные умения;

    Поисковые (исследовательские) умения;

    Умения и навыки работы в сотрудничестве;

    Менеджерские умения и навыки;

    Коммуникативные умения;

    Презентационные умения и навыки

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов - эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие и творческого мышления.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общие компетенции:

    развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;

    овладение проекционными знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла;

    воспитание средствами проектирования, понимания значимости процесса для научно-технического прогресса, отношения к дисциплине как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития проектирования, эволюцией идей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе приобретения навыков индивидуального проектирования в СПО учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

· проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных способов иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

· решения широкого класса задач из различных разделов, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

· планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций; использования и самостоятельного составления планов на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

· построения и исследования моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

· самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации студента. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней

Требования к уровню подготовки

В результате изучения студент должен

знать/понимать:

    история развития метода проектов;

    виды проектов;

    этапы выполнения проекта;

    требования к выполнению проектов;

    преимущества и недостатки различных видов проектирования;

    технологии обработки графической информации. Компьютерные презентации.

Универсальные учебные умения:

    самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой;

    находить межпредметные связи; связно, осмысленно и творчески пересказывать содержание изученного материала;

    осмысленно ставить перед собой учебные цели и задачи и достигать их; самостоятельно организовывать свою работу на уроке;

    самостоятельно выполнять действия по алгоритму; овладение первичными навыками работы на компьютере;

    умение формулировать разноуровневые вопросы;

    графически оформлять изучаемый материал; составлять свой текст на основе изученного материала;

    аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала;

    грамотно оформлять задания в тетради; выражать свои мысли устно и письменно;

    исследовать (моделировать) несложных практических ситуаций;

    уметь самостоятельно проводить сбор информации;

    сканировать рисунки;

    одбирать музыку;

    умение пользоваться программы Power Point;

    умение слушать и уважать мнения учащихся;

    умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

    умение наглядно представлять имеющийся материал, организовать продуктивную содержательную коммуникацию.

Уровень развития познавательных процессов

    наблюдательность;

    осмысленное запоминание прочитанного или прослушанного текста;

    скорость освоения нового материала выше среднего норматива по району;

    умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно выделять в изучаемом материале существенные характеристики;

    развитое произвольное внимание.

III. Требования к результатам личностного развития

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

Мотивационные характеристики, общая культура:

    мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу;

    начитанность на уровне выше среднего по району; устойчивый интерес к истории изучаемых предметов.

Коммуникативные характеристики :

    речевая культура, коммуникативные качества (умение вести диалог, устанавливать контакт, слушать и принимать точку зрения собеседника, грамотно отстаивать свою точку зрения);

    умение дружить, умение и желание помогать одноклассникам и другим людям; умение общаться и работать в коллективе;

    умение свободно общаться со старшими школьниками и учителями, находить с ними общий язык.

Волевые и деятельностные характеристики :

    ответственность при выполнении самостоятельных заданий; прилежание, аккуратность, исполнительность, трудолюбие;

    целеустремленность, проявление инициативы; саморегуляция; волевые качества при столкновении с трудным материалом, старательность;

    умение самостоятельно планировать и организовывать свое время;

    умение самостоятельно принимать решения в учебном процессе.

Индивидуальное развитие : умение осознавать свои индивидуальные способности для дальнейшего их развития

максимальной учебной нагрузки обучающегося 85 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, практических занятий -30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

85

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

в том числе:

практические занятия и контрольные работы

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2 8

в том числе:

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета (2 семестр)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Индивидуальное проектирование »

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

(аудиторная/

самостоятельная)

Уровень освоения

1-ознакомительный

2-репродуктивный

3-продуктивный

Раздел 1.

Метод проектов

25 /14 /6

История метода проектов

2

Метод и задачи учебного проекта

2

Этапы проведения проектов

2

Виды проектов

2

2

Требования к выполнению проектов

2

2

Виды компьютерной графики

2

2

Практические работы.

14

Преимущества и недостатки различных видов проектирования

2

3

Методика рассмотрения основных понятий компьютерной графики

2

Виды компьютерной графики

2

2

Шрифт как средство коммуникации

2

2

2

3

Обсуждение проекта “Фотоколлаж”

2

3

Фрактальная геометрия

2

2

Самостоятельная работа

8

Составление схемы “Этапы проектирования”

Составление таблицы: “ Преимущества и недостатки различных видов проектирования”

Схема элементов букв

Создать композицию на единство, определив основные функции и структуры композиции.

Подготовить анализ работ .

Раздел 2.

Дизайн информации

32\16\22

История дизайна

2

Основные категории объекта дизайна.

3

Информационные технологии в обществе

3

Технологии обработки графической информации. Компьютерные презентации

2

Приемы и методы создания логотипа

2

Обоснование дизайнерских решений .

2

2

Практические работы.

16

Выполнение проекта ”Галерея”

2

3

2

3

Индивидуальное проектирование “Геометрия вокруг нас”

2

3

Индивидуальное проектирование “Геометрия вокруг нас”

2

3

Индивидуальное проектирование “Геометрия вокруг нас”

3

2

3

Индивидуальная защита проекта “Геометрия вокруг нас”

2

3

Индивидуальная защита проекта “Геометрия вокруг нас”

2

3

Самостоятельная работа

22

Сообщения:

1.Кодирование изображения.
2. Растровая и векторная графика.
3. Интерфейс графических редакторов.
4.Форматы графических файлов

Подготовить анализ эскизов буклетов.

Использование мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.

Анализ эскизов буклетов.

Выполнить учебный проект «Создание презентации”

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики и статистики;

Оборудование учебного кабинета:

Мультимедийный проектор

Проекционный экран

Компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения

Источник бесперебойного питания

Цифровой фотоаппарат

Схемы

Компьютерные презентации

Чертежные принадлежности

ПК

Набор лучших письменных конспектов и контрольных работ

3.2. Информационное обеспечение обучения

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники (ОИ)

п/п

Наименование

Издательство, год издания

ОИ 1

Информатика и информационные технологии

Угринович Н.Д.

Москва, Бином, 2007

ОИ 2

Поурочные разработки по информатике 10 класс

Соколова О.Л.

Москва, ВАКО, 2007

ОИ 3

Информатика 10 – 11 класс

Ляхович В.Ф

Москва, Просвещение, 2005

ОИ 4

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Панченко Т.Н.

Лесозаводск, 2013

Дополнительные источники (ДИ)

п/п

Наименование

Издательство, год издания

ДИ-01

Информатика и ИКТ 11 класс

Макарова Н.В.

СПб., Питер, 2008

ДИ-02

Информатика 10 -11 класс

Острейковский

Москва, Просвещение, 2005

Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1 Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru

И-Р 2 Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

Раздел 1.Метод проектов

Студент должен:

Знать: иметь представление:

предметы и задачи курса;

Об истории метода проектов;

О методике и задачах учебного проекта;

Об этапах проведения проектов;

О видах проектов;

О преимуществах и недостатках различных видов проектирования;

О требованиях, предъявляемых к выполнению проектов;

Об основных понятиях компьютерной графики

Уметь:

Пользоваться компьютерными программами;

Использования шрифта как средства коммуникации;

Выполнение проекта ”Фотоколлаж”;

Использование элементов фрактальной геометрии в построении моделей.

устный фронтальный и индивидуальный контроль

Раздел 2. Дизайн информации

Знать\понимать:

Историю дизайна;

Об основных видах информационных технологий в обществе;

О приемах и методах создания логотипа;

Уметь:

Уметь применять технологии обработки графической информации;

Уметь пользоваться программами, применяемыми при дизайнерской обработке инфомации;

Умение обосновать дизайнерские решения.

Индивидуальный: контроль выполнения работ

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов

1. Система оценивания

При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях, формировать компетенции:

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

К ним относятся:

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их

Выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу

и самостоятельность в обучении;

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной

информации из различных информационных источников;

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению

аналогий, отнесению к известным понятиям;

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

2.Оценка устных ответов обучающихся

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы.

Этапы работы надпроектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

проблему проекта;

сюжетную ситуацию;

цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организовать группы;

распределить роли в группах;

спланировать деятельность по решению задач проекта;

продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

планирование работы;

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных;

формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

подготовка презентационных материалов;

подготовка публичного выступления;

презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ

ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ

Схема элементов букв

Выполнение проекта ”Фотоколлаж”

Оформление проекта “Постройка пирамид”

Выполнение проекта ”Галерея”

Сообщения: исторические сведения о развитии дизайна

С оздания логотипа

Индивидуальное проектирование “Геометрия вокруг нас”


«отлично»


«хорошо»


«удовлетворительно»


«неудовлетворительно» или работа не засчитывается

  1. С хема


Просмотр работ

    схема нарисована согласно заданию;

    свободное владение компьютерной графикой.

    допускаются одна-две неточности;

    хорошее владение компьютерной графикой

    несколько ошибок в содержании рисунка;

    умение пользоваться основными понятиями;

    не представлена работа;

    студент не готов к обьяс-нению оши-бок.

2. Схема элементов букв


Просмотр работ

    композиция создана;

    достаточное количеств элементов;

    текст составлен грамотно.

    композиция создана;

    не достаточно 1-2 кадров;

    в композиции допущены 1-2 ошибки.

    композиция создана;


не достаточно 3 и более кадров;

    в композиции допущено более 3 ошибок.

    композиция сценария не создана.

3.Выполнение проекта ”Фотоколлаж”


Просмотр работ

    эскиз создан в полном объеме в соответствии с заданием.

    требуется помощь преподавателя в создании эскиза.

    эскиз создан не в полном объеме имеются небольшие неточности.

    эскиз не создан.

4.Оформление проекта “Постройка пирамид”


Просмотр работ

    проведен анализ аналогов без помощи преподавателя

    требуется помощь преподавателя в создании анализа аналогов

    анализ проведен не в полном обьеме имеются небольшие неточности

    анализ не проведен

5. Выполнение проекта ”Галерея”


Просмотр работ

создана композиция;


умение закомпоновать элементы.

    композиция создана;

    допускаются одна-две неточности в компоновке.

    композициясоздана;

    несколько ошибок в содержании ответа;

    умение аргументировать свой ответ.

    композиция не создана.

6.Сообщения: исторические сведения о развитии дизайна


Просмотр работ

    присутствует стилевое единство в подобранном материале.

    требуется помощь преподавателя в отборе материала.

    собрано мало материалов.

    материал не собран.

    Дизайн-проект рекламного буклета.


Просмотр работ

    отбор иллюстраций создан в полном обьеме в соответствии с заданием.

    отбор иллюстраций сделан с ошибками.

    отбор иллюстраций не выполнен.

    С оздания логотипа


Просмотр работ

    подбор технологий и материалов создан в полном обьеме в соответствии с заданием.

    требуется помощь преподавателя.

    подбор технологий и материалов сделана с ошибками.

    подбор технологий и материалов не выполнен.

    Индивидуальное проектирование “Геометрия вокруг нас”


Просмотр работ

    обоснование дизайнерского решения создано в полном обьеме в соответствии с заданием.

    требуется помощь преподавателя в создании обоснование дизайнерского решения.

    обоснование дизайнерского решения сделано с ошибками.

    обоснование дизайнерского решения не сделано.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 5 класса разработана на основании документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ФГОС ООО (№ 1897 от 17.12.2010);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Примерная программа по внеурочной деятельности;

Основная образовательная программа основного общего образования ОО МКОУ «Новокасторенская СОШ».

Цель программы:

трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы

Обучающие:

Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной и проектной деятельности;

Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

Обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Воспитывающие:

Воспитание культуры общения с книгой;

Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

Развивать смекалку и сообразительность;

Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Развивать умение пользоваться разнообразными словарями, справочниками, энциклопедиями.

Программа внеурочной деятельности «Индивидуальный проект» реализуется в парадигме системно- деятельностного подхода образовательного процесса как отражение требований ФГОС, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно- исследовательском направлении. Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Общая характеристика учебного курса

Актуальность изучения предмета . Учебный курс «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие и самостоятельности обучающихся, и творческой инициативы.

Организация деятельности учащихся в рамках «Индивидуального проекта» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного учебного предмета – русский язык, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).

Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода (нескольких занятий, учебной четверти). В ходе такой работы подросток - автор проекта - получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть обучающийся.

Поэтому курс, поддерживающий формирование ключевых компетентностей учащихся должен обеспечить обучающимся возможность интегрировать в своей деятельности освоенные ранее способы, самостоятельно встроить их в алгоритм разработки и реализации проекта, возможность сформировать и реализовать проектный замысел в той или иной сфере деятельности, освоив соответствующие способы деятельности в системе.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком) на 34 часа в год (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

Личностные результаты

    Самопознание и самоопределение

    Смыслообразование

Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к самоизменению; приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений.

    Нравственно-этическая ориентация

Представление о моральных нормах; позитивный опыт осуществления личностного морального выбора; умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

Метапредметные результаты

1.Регулятивные УУД

1.Целеполагание

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

Формулировать и удерживать учебную задачу.

2.Соотнесённость выполненного задания с образцом(эталоном)

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

3.Оценка решения своей задачи

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;

Степень развития произвольного внимания.

Коммуникативные УУД

1.Коммуникация как кооперация

Договариваться, находить общее решение;

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

Устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

2.Коммуникация как интериоризация

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций.

3. Коммуникация как интеракция

Понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

Уважать позиции других людей, отличные от собственной;

Учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное.

Познавательные УУД

1.Общеучебные универсальные действия

Самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирает необходимые источники информации;

Составляет сложный план текста;

Сопоставляет и отбирает информации, полученную из различных источников.

2.Логические учебные действия

Анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты

3.Постановка и решение проблем

Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает её, представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;

Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

Планирует свою работу по изучению незнакомого материала.

Предметные результаты

Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Проект. (4 часа) Теория проектирования как межпредметная научная отрасль; основные подходы к определению понятия «проект»; структура и характеристика основных элементов проекта; виды и классификация проектов по различным основаниям; признаки проекта; жизненный цикл проекта и фазы проекта; история метода проектов и проекты XX века.

Проектная деятельность и ее особенности. (2 часа) Проектная деятельность и ее содержание; отличие проектной деятельности от учебной работы; роль учителя и ученика в проектной работе; значение проектирования в развитии современного общества.

Порядок проектной деятельности. (6 часов) Понятие «концепция проекта» и его элементы; анализ ситуации и потребностей; постановка проблемы; определение цели и задач проекта; результат проекта: характеристика и оценка; анализ целесообразности идеи проекта; анализ риска проекта; выбор стратегии реализации проекта; план проекта и технология планирования проекта; бюджет проекта; понятие проектной документации.

Реализация проектов. (16 часов) Эфективное управление проектом как условие успеха; реализация индивидуального проекта; организационные формы управления коллективным проектом: функциональная и командная; методы коллективной работы над проектом; контроль и регулирование работ по проектам; направления и технологии контроля работ; информационное обеспечение контрольной деятельности.

Завершение проекта. (6 часов) Завершение и презентация итогов проекта; оценка и самооценка проекта; оформление отчетной документации.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Раздел /Тема,количество

Вид учебной деятельности

обучающихся

Универсальные учебные действия

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Введение. Что такое проект

Учебный диалог,

дидактическая игра

Формулировать и удерживать учебную задачу

Договариваться,

находить общее решение

Составлять план текста

Стремление к приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений

Виды проектов

(творческий, ролевой)

Мини-проект

Виды проектов

(информационный)

Мини-проект

Мини-проект

Исследования,

дидактическая игра

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

Сопоставлять и отирать информацию,

полученную из различных источников

План презентации

Дидактическая игра

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач

Аргументировать своё предложение,

убеждать и уступать

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

Планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки

Гипотеза исследования.

Дидактическая игра

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

(групповая деятельность)

Практическая работа

Консультация по выбору темы

Практическая работа

Определять цель учебной деятельности самостоятельно;

Формулировать и удерживать учебную задачу;

строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в решении предметной, познавательной задач

устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания;

понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

уважать позиции других людей, отличные от собственной.

Самостоятельно прогнозирует информацию,которая будет нужна для изучения незнакомого материала,отбираетнеобходимые источники информации;

Самостоятельно делать выводы,перерабатывать информацию, преообразовывать её

Практическая работа

Практическая работа

Промежуточные отчеты

Практическая работа

Обзор литературы по темам

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Практическая работа

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Практическая работа

Практическая работа

Редактирование тезисов и демонстрационных материалов

Практическая работа

Практическая работа

Консультации по оформлению работ

Практическая работа

Практическая работа

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;

Степень развития произвольного внимания

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;

Учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознаёт способы поддержания своей самооценки

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Защита групповых проектов.

Презентация

Защита групповых проектов.

Презентация

Анкетирование

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика,2009.

2.Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся.-М.,2001.

3.Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности// Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001.

4.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/под ред. А.М.Кондакова,А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

5.Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся//Завуч.-2001.-№1.- с.93-119

6.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М., 2001.

7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

9. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся.- М.,2001

10. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- М.:Просвещение,2014..

Планируемые результаты изучения учебного курса

Обучающийся научится

(базовый уровень результатов)

Обучающийся получит возможность научиться

(для повышенного уровня результатов)

Извлекать необходимую информацию из словарей, энциклопедий и справочников, использовать её в различных видах деятельности

Составлять творческую работу по алгоритму её выполнения при консультативной помощи учителя

использовать многообразие информации

планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность

Составлять план проекта с помощью учителя

способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

контроля

Дата проведения

Введение. Что такое проект

Открытия нового знания

Виды проектов (творческий, ролевой)

Открытия нового знания

Виды проектов(информационный)

Открытия нового знания

Виды проектов (исследовательский)

Открытия нового знания

Методика проведения самостоятельных исследований

Открытия нового знания

Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность)

Отработка умений и рефлексии

Актуализация темы. Актуальность. Цели проекта.

Открытия нового знания

Гипотеза исследования.

Открытия нового знания

Методы исследования. Эксперимент познания в действии

Открытия нового знания

Анализ, синтез. Суждения, умозаключения, выводы

Открытия нового знания

Планирование, обзор литературы

Открытия нового знания

Презентация исследовательской работы

(групповая деятельность)

Развивающего контроля

тематический

Консультация по выбору темы

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: объект, предмет исследования

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: цель, задачи

Отработка умений и рефлексии

Промежуточные отчеты

Отработка умений и рефлексии

Обзор литературы по темам

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: планирование

Отработка умений и рефлексии

Консультирование: методы исследования

Отработка умений и рефлексии

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Отработка умений и рефлексии

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Отработка умений и рефлексии

Консультирование по результатам групповой работы над проектом

Отработка умений и рефлексии

Редактирование тезисов и демонстрационных материалов

Отработка умений и рефлексии

Редактирование тезисов и демонстрационных материалов

Отработка умений и рефлексии

Консультации по оформлению работ

Отработка умений и рефлексии

Консультации по оформлению работ

Отработка умений и рефлексии

Работа над памяткой при подготовке публичного выступления

Отработка умений и рефлексии

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Развивающего контроля

итоговый

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Открытия нового знания

Правильная подготовка презентации к проекту

Открытия нового знания

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации

Открытия нового знания

Защита групповых проектов.

Развивающего контроля

итоговый

Защита групповых проектов.

Развивающего контроля

итоговый

Твои впечатления от работы над проектом.

Общеметодологической направленности

Похожие статьи