О сестричестве писали голубинский ее. Академик Е.Е. Голубинский. "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра"

Евгений Евсигнеевич (28.02.1834, с. Матвеево Кологривского у. Костромской губ.- 7.01.1912, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), проф. МДА, историк Церкви. Род. в семье свящ. Е. Ф. Пескова, к-рый выбрал ему фамилию в память об известном земляке прот. Ф. А. Голубинском . В 1843-1848 гг. обучался в Солигаличском ДУ, в 1854 г. окончил Костромскую ДС и как лучший ученик был зачислен в МДА на казенный кошт, окончил академию в 1858 г. Церковную историю в МДА преподавал проф. А. В. Горский , оказавший большое влияние на Г. и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Г. написал соч. «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников» на основе большого числа исторических и археологических материалов. 10 февр. 1859 г. за это сочинение он получил степень магистра богословия (по распоряжению Святейшего Синода опубл. в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе»). С 1858 г. Г. преподавал в Вифанской ДС риторику, позднее также историю раскола. Здесь же исполнял обязанности библиотекаря. С 12 янв. 1861 г. Г. работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви в звании бакалавра, с 28 сент. 1870 г.- экстраординарного профессора. Кроме того, преподавал нем. язык. В 1870 г. предложил создать музей при МДА.

Главные труды Г. посвятил истории Русской Церкви. Вслед за своими предшественниками Московским митр. Платоном (Левшиным) , Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) , Московским митр. Макарием (Булгаковым) , Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) развивал исторический подход в церковной науке, под влиянием Горского применял критический историко-сравнительный метод. Чтобы лучше понять исторические корни Русской Церкви, Г. в начале научной деятельности активно изучал историю развития Православия у слав. народов. Создал фундаментальные исследования «Св. Константин и Мефодий, апостолы славянские» (1867; не опубл., т. к. содержащаяся в нем критика легендарных сказаний, в частности о св. еп. Клименте Охридском, не была пропущена цензурой; в 1869 удостоено полной Уваровской премии), «Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» (М., 1871). Последняя работа оставалась наиболее полной и значительной в данной области до создания в кон. XIX - 1-й трети XX в. национальных историй правосл. Церквей южнослав. стран и Румынии. В 1872-1873 гг. Г. ездил в научную командировку в Зап., Вост. и Юж. Европу (Австрия, Польша, Галиция, Буковина, Сербия, К-поль), работал в б-ках, собирал исторические и этнографические материалы из жизни русинов, балканских народов. На Пасху 1873 г. совершил паломническую поездку в Палестину, встречался с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) , на обратном пути посетил Афон. Опубликовал неск. статей, в к-рых обобщил итоги своих путешествий.

Написав обширные исследования «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия» (М., 1872), «Христианство в России до Владимира Святого» (М., 1876) и др., Г. к нач. 80-х гг. получил известность и признание в научных кругах. Но его главным фундаментальным сочинением стала «История Русской Церкви». В 1-м т. Г. критически переосмыслил предание о путешествии ап. Андрея Первозванного по территории Руси, подверг сомнению подробности летописных рассказов о походе Аскольда и Дира на К-поль, о Крещении блгв. вел. кнг. Ольги , о Крещении Руси блгв. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем , считал христианином вел. кн. Игоря , по-новому оценил источники по истории Руси до кон. XIII в., попытался дать картину религиозно-нравственной жизни рус. народа после принятия христианства, реконструировать историю церковных учреждений, мон-рей, приходов домонг. периода. В 1880 г. представил 1-й т. «Истории...» на соискание ученой степени доктора богословия. Защита диссертации по книге состоялась 16 дек. 1880 г. в МДА (Корсунский И . Н . Отчет о докторском диспуте, происходившем в МДА 16 дек. 1880 г. // ЧОЛДП. 1880. № 12. Отд. 2. С. 473-489; А . Б . Докторский диспут в МДА 16 дек. 1880 г. // ПО. 1881. № 1. С. 146-178). В. О. Ключевский , один из оппонентов во время дискуссии, отметив положительные стороны критического метода, указал на неопределенную позицию Г. по проблеме происхождения, авторства и состава «Повести временных лет» , не поддержал его критику подлинности церковных уставов благоверных вел. князей Владимира и Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого . Митр. Макарий (Булгаков) помог Г. с изданием «Истории Русской Церкви» в 1880-1881 гг. Работа была удостоена полной Уваровской премии (1881). Обер-прокурор Святейшего Синода Д. А. Толстой оставил одобрительный отзыв о книге, считал, что ее можно будет использовать в качестве учебного пособия. Следующий обер-прокурор К. П. Победоносцев отнесся к критическому методу Г. негативно, препятствовал утверждению Г. в степени доктора богословия, а также в должности ординарного профессора МДА. Однако 5 июня 1881 г. при поддержке митр. Макария Г. была присвоена степень доктора богословия, 14 июня он был избран ординарным профессором. В 1883 г. по настоянию Победоносцева было запрещено празднование 25-летия научной деятельности Г. С янв. 1884 по апр. 1893 г. Г. был помощником ректора по церковно-историческому отд-нию и членом правления МДА, 17 янв. 1886 г. утвержден в звании заслуженного профессора. В июле 1895 г. в силу сложившихся обстоятельств Г. был вынужден подать в отставку. Испытывал трудности с публикацией новых разделов «Истории Русской Церкви». Только благодаря содействию Общества истории и древностей российских в 1900 г. в ЧОИДР начали печатать 2-й т., содержащий историю Церкви московского периода. В этом томе изложение становится более объективным, исследовательский критицизм автора предстает в сглаженном виде, критический метод отошел на 2-й план. К этому времени Победоносцев изменил отношение к трудам Г. Однако работа осталась неоконченной.

В 80-90-х гг. Г. опубликовал ряд важных работ. Кн. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» (Серг. П., 1892. М., 19092) вызвала острые отклики в печати, но впосл. стала определяющей среди работ по этой теме, в марте 1893 г. Г. получил за нее премию митр. Макария. После рецензии на кн. В. П. Васильева «Очерки по истории канонизации русских святых» (М., 1893) Г. написал «Историю канонизации святых в Русской Церкви» (Серг. П., 1894. М., 19032, 1998р) по материалам Русской и Греческой Церквей, к-рая стала своего рода руководством в деле прославления святых, в частности была использована при канонизации прп. Серафима Саровского . До наст. времени книга остается непревзойденной по полноте использованных источников, актуальными являются предложенная историческая периодизация и выводы ученого. Также следует упомянуть ряд статей 1892-1895 гг., прежде всего «К нашей полемике со старообрядцами». Г. собрал исторические и археологические материалы, разрешающие мн. спорные вопросы, приведшие к расколу, указывал на древность двоеперстия. В вышедших посмертно «Воспоминаниях» (Кострома, 1923) описал быт провинциального духовенства сер. XIX в., научную атмосферу в духовных учебных заведениях.

Г. при жизни издал более 70 работ, кропотливо изучал исторические источники, данные археологии, лексикографии, агиографии, патрологии, канонического права и др. дисциплин. Однако не все его предположения и сомнения подтвердились совр. исторической наукой. Иногда Г. проводил не вполне корректные параллели между историческими и совр. ему реалиями, был излишне прямолинеен в методике и выводах, несправедливо оспаривал текстологические наблюдения предшественников. Его учениками были А. П. Голубцов , Н. Ф. Каптерев , Н. Н. Глубоковский .

Г. высоко оценивал роль имп. Петра I Алексеевича и его реформ в жизни Церкви, не находя принципиальных недостатков в синодальной системе. Критически относился к совр. ему жизни Церкви, обличал излишнее увлечение церковной обрядностью в ущерб пониманию сущности вероучения, его нравственным аспектам. В марте 1906 г. вошел в Предсоборное присутствие, участвовал в работе 2-го отдела, к-рый занимался подготовкой вопроса о преобразовании центрального и местного церковного управления. Т. зр. Г. представлена в сб. его статей «К вопросу о церковной реформе» (М., 1906), а также в изданном после его смерти сб. «О реформе в быте Русской Церкви» (М., 1913). Он являлся сторонником гос. управления Церковью, сохранения Святейшего Синода во главе с обер-прокурором, не одобрял восстановления Патриаршества, предлагая вместо этого назвать Патриархом первенствующего члена Синода без расширения его полномочий. Полагал, что утверждение архиереев в должности является прерогативой светской власти. Одновременно выступал с идеей регулярного созыва Поместных Соборов. Предлагал на местном уровне переходить от единоличной формы правления к соборным началам, создавать церковные округа в каждой губернии и поставлять епископов для уездных городов, с тем чтобы они были в юрисдикции епископа губ. города. Находил, что духовенство в массе своей ограничивается в служении только совершением обрядов, ставил вопрос о его более активном участии в воспитании населения в духе христ. нравственности. Предлагал развивать систему благотворительности, создавать при каждом приходе попечительство о бедных, считал проповедь обязательным элементом богослужения, высказывался за совершенствование системы народного образования в его религ. части. Одну из основных проблем Г. видел в социальной приниженности духовенства и его нестабильном материальном положении.

В 1882 г. Г. был избран членом-корреспондентом С.-Петербургской АН, в марте 1903 г.- действительным членом. Являлся членом Об-ва истории и древностей российских (с 1878), киевского Исторического об-ва Нестора-летописца (с 1880), ростовского Музея церковных древностей (с 1887), Болгарского книжного дружества в Софии (с 1884), почетным д-ром Харьковского ун-та (с 1894) и др. В 1906 г. Г. полностью потерял зрение. В последние годы жизни ему помогали в научной работе его родственник С. И. Смирнов и С. А. Белокуров . Умирая, просил положить себе под голову кн. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». Похоронен на кладбище МДА, рядом с могилой своего учителя прот. А. Горского.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 541; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 13. Д. 362. Л. 1-10; Ф. 432. Оп. 1. Д. 1403. Л. 11 об.- 12, 91-91 об.

Соч.: Об образе действования правосл. государей греко-римских в IV, V и VI вв. в пользу Церкви, против еретиков и раскольников // ПрТСО. 1859. Ч. 13. С. 49-115; Очерк истории просвещения у греков со времени взятия К-поля турками до наст. столетия // ПО. 1872. № 5. С. 699-730; № 6. С. 818-841; № 7. C. 35-58; История алтарной преграды или иконостаса в правосл. церквах // Там же. № 11. С. 570-589; Отчет о заграничном путешествии // Журналы Совета МДА 1874 г. М., 1875. С. 8-21; Христианство в России до Владимира Святого // ЖМНП. 1876. Т. 187. № 9. С. 46-84; № 10. С. 133-169; История Рус. Церкви. М., 1880-1881. Т. 1 (2 полутома); 1901-1917, 1997-1998. 2 т. (4 полутома). (МИЦ; Кн. 16-19); О т. н. Иоакимовской летописи Татищева // ПрТСО. 1881. Ч. 28. С. 602-640; Святые Константин и Мефодий, первоучители славянские // Там же. 1885. Ч. 36. С. 160-228; К нашей полемике со старообрядцами // БВ. 1892. № 1. С. 45-76; № 2. С. 277-312; № 3. С. 485-506; № 4. C. 34-72; № 5. С. 197-223; Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Рус. Церкви или к вере русских и к их духовенству // Там же. 1893. № 6. С. 429-455; № 7. С. 32-60; К вопр. о начале книгопечатания в Москве // Там же. 1895. № 2. С. 229-238.

Лит.: Колосов Н . А ., свящ . Проф. Е. Е. Голубинский: (Кр. некролог и личные восп.) // ДЧ. 1912. Ч. 1. № 1. С. 112-119; Смирнов С . И . Е. Е. Голубинский: (Некролог) // ЖМНП. 1912. Ч. 39. № 5. С. 19-43 (паг. 4-я); он же . Евгений Евсигнеевич перед смертью // У Троицы в Академии: 1814-1914: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 720-721; Цветков П . И . Проф. Е. Е. Голубинский: Некролог // БВ. 1912. № 1. С. 1-18; Бродович И . А . Е. Е. Голубинский (Песков): [Некролог]. Х., 1912; Приселков М . Д . Памяти Е. Е. Голубинского. СПб., 1912; Филевский И . И ., свящ . Памяти акад.-проф. Е. Е. Голубинского. Х., 1912; Попов К . М . Список трудов акад. Е. Е. Голубинского: 1859-1911. СПб., 1912; Афанасьев В . В . Е. Е. Голубинский /// Памятники отечества. 1988. № 1. С. 150-152; Полунов А . Ю ., Соловьев И . В . Жизнь и труды акад. Е. Е. Голубинского: С прил. «Воспоминаний». М., 1998. (МИЦ; Кн. 20); Платонов А . Акад. Е. Е. Голубинский - церк. историк и человек // Отеч. арх. 2003. № 3. С. 20-28.

А. И. Богданов

Книга: Голубинский, Е. История русской церкви. Т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома / Е. Голубинский. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Университетская типография, 1901. - Репринт. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1997. - XXIV с. + 968 с.

Характеристика: Данная книга является первой половиной I тома фундаментального исследования Е.Е. Голубинского по истории христианства на восточнославянских землях. Евгений Евсигнеевич Голубинский - церковный историк конца ХIX - начала XX в., критически изучавший историю русской церкви.

Исследуется вопрос о возможности проникновении христианства на Русь до Владимира. Рассмотрено «крещение Руси» князем Владимиром и последующая христианизация. Изучено положение церкви при Ярославе Мудром, прослежено распространение христианства на славянские области и неславянские регионы государства. Отдельная объёмная глава посвящена управлению церковной организацией древней Руси. Управление рассматривается на трёх уровнях: митрополии, епархии и прихода. Изучены церковные уставы Владимира и Ярослава Мудрого. Уделено внимание стремлению светской власти к увеличению организационной самостоятельности Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. Рассматриваются вопросы взаимодействие государства (светской власти) и духовенства.

Формат: Pdf.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт сайт не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через .

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. Введение
История русской церкви относительно качества своих источников. Ее разделение на периоды. Образ изложения
ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ ДО св. ВЛАДИМИРА
I. Времена доисторические : Некоторая вероятность предположения, что во времена отдаленно доисторические христианство водворялось между двумя племенами Славян русских, именно - между дунайско-днестровскими Тиверце - Угличами и между киевскими Полянами
Приложение: Сказание о посещении Руси апостолом Андреем
II. Вопрос о крещении Аскольда и Дира
Приложение: Сказание о крещении новгородского князя в Тавриде или Крыму, в городе Суроже
III. Христианство в России от начала государства до св. Владимира
При Игоре
Крещение св. Ольги
От Игоря до Владимира
Приложения:
1. Русская легенда о крещении Ольги в Константинополе, записанная в нашей летописи под 955-м годом
2. Константин Порфирогенит о приемах Ольги в Константинополе в дворце императорском
3. Западные летописцы о посольстве Ольги к импер. Оттону
ГЛАВА II. КРЕЩЕНИЕ св. ВЛАДИМИРОМ ВСЕЙ РУСИ И СОВЕРШЕННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ ПРИ ЕГО ПРЕЕМНИКАХ
I. Владимир, - его собственное крещение и крещение им страны
Читаемая в летописи повесть (легендарная) о приходе к Владимиру послов от народов с предложением вер, о послании им своих послов для осмотра вер на местах и о выборе им веры греческой
От кого, когда и где на самом деле крестился Владимир
Что расположило Владимира к принятию христианства (мнения, с которыми мы не согласны; наше собственное мнение)
О побуждениях, заставивших Владимира не только креститься самому, но крестит и свой народ, с заимствованием христианства именно от Греков
Поход Владимира на Греков, взятие им у Греков Корсуни и женитьба его на греческой царевне
Крещение Владимиром народа: жителей Киева, жителей Новгорода и вообще всей собственной (неинородческой) Руси. Несостоятельность мнения о мирном распространении христианства на Руси. О причинах, которые заставили Владимира воздержаться от крещения инородцев
Резюме всего сказанного о собственном крещении Владимира и о крещении им народа
Построение Владимиром матери церквей русских Киевской Десятинной церкви Богородицы
Особенные черты нравственного характера Владимира, его кончина, причтение его к лику святых и его мощи
II. Ярослав, довершитель и дела Владимирова со стороны духовной
Водворение Ярославом книжности или грамотности в России
Заботы его о поддержании введенного Владимиром просвещения в высшем классе общества
Заботы его об умножении священников и церквей
Построение им в Киеве церкви св. Софии и вообще церковное (вместе с гражданским) благоукрашение им столицы государства
III. Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира
Крещение: Ростовцев, Муромцев, Вятичей с Радимичами, инородцев области Новгородской
Борцы за язычество против христианства - волхвы
Уверения некоторых римско-католических писателей, будто мы - Русские обращены в христианство латинскими миссионерами, и действительные попытки пап обратить нас в христианство и восхитить нас у Греков
Приложения:
1. Житие Владимира, принадлежащее неизвестному автору, по всей вероятности, Греку, и соответствующая ему часть повести о крещении Владимира, помещенной в летописи
2. Память и похвала Владимиру монаха Иакова
3. Проложное сказание о Владимире
4. Бандуриево греческое сказание о крещении Владимира
5. Греческие и арабские Писатели о женитьбе Владимира на царевне Анне
6. Сага об Олаве, сыне Триггвиеве
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ
I. Введение управления. - Митрополия и митрополиты
Вопрос о праве Греческой церкви подчинить себе Русскую церковь
Некоторая вероятность предположения, что первоначально была предоставлена Греками Русской церкви автокефалия или независимость
Русская церковь - митрополия Константинопольского патриархата; права патриарха по отношению к Русской церкви; митрополит как высший местный начальник Русской церкви
Кто был первым нашим митрополитом - Михаил или Леон
Ряд митрополитов периода домонгольского
Национальность митрополитов и их избирание
Читаемые в летописях отзывы о некоторых митрополитах
Известия, крайне скудные, о правительственной деятельности митрополитов
Два известные случая избрания и поставления митрополитов в самой России: Илариона при Ярославе в 1051-м году; Климента при Изяславе Мстиславиче в 1147-м году
Третий случай (поставления митр. Кирилла 2-го в 1224-м году) сомнительный
Благом или злом для Русской церкви и для Русского государства было то обстоятельство, что в период домонгольский митрополитами нашими наибольшею частью были Греки?
Первоначальное нахождение кафедры митрополичьей в Переяславле и перенесение ее из Переяславля в Киев
Попытка Андрея Боголюбского учредить другую митрополию во Владимире
II. Епископские кафедры, епископы и епархиальное управление
Учреждение епископских кафедр и первоначальное их количество
Епархии, открытые после Владимира до нашествия Монголов
Слишком малое количество открытых у нас епархий
Области епархии
Вопрос о степенях епископских кафедр
Из каких разрядов людей были выбираемы у нас кандидаты в епископы
О самом избрании кандидатов в епископы
Влияние огромного пространства наших епархий на дух и характер наших архиереев
Непереведение архиереев с кафедры на кафедру
Чиновники епархиального управления: у Греков соборы пресвитеров и потом коллегии сановников; у нас: епископские клиросы или крылосы; наместники, находившиеся при самих епископах и уездные; тиуны, десятинники
III. Пространство епархиального суда. Церковные законы. Дополнение об епископах (архиепископы)
Расширение суда церковного на счет суда гражданского
Так называемые церковные уставы Владимира и Ярослава не представляют собою документов для решения вопроса об этом расширении, потому что они суть неподлинные грамоты Владимира и Ярослава, а позднейшие поддельные произведения
Расширение суда церковного на счет суда гражданского самим св. Владимиром
Объем суда церковного, каким он является в половине XII века по документальному свидетельству грамоты Смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной им Смоленской епископии
Расширение суда церковного после половины XII века
Миряне, предоставленные в полную подсудность епископам
О наказаниях, употреблявшихся у нас церковною властью
Необходимо предполагаемое принятие Русскою церковью общих законов вселенской церкви или так называемых канонов
Номоканоны или Кормчие книги, употреблявшиеся у нас в период домонгольский
Частные законы Русской церкви
Частные (не официального характера) сочинения канонического содержания
Дополнение об епископах: Попытка Андрея Боголюбского доставить своему Ростовскому епископу автокефалию, с освобождением его от власти митрополита и с подчинением непосредственно патриарху (дело Ростовского епископа Феодора или Фёдорца)
Дарование митрополитом титула (именования) архиепископа епископу Новгородскому
IV. Приходское духовенство и приходы
Священники, приведенные перед крещением народа из Греции, (вероятно) из Болгарии и из Венгерской Руси
Первые принудительные наборы священников из самих Русских
Появление добровольных кандидатов во священники
Из каких сословий общества были люди, искавшие священства
Наследственность духовного звания
Не недостаток, а изобилие людей, искавших священства, или кандидатов во священники
Изобилие и самых священников
Ha ком лежала забота о замещении приходов священниками и как происходило это замещение
Право перехода священников с прихода на приход
Вероятность того, что в приходские священники были ставимы не только белые священники, но и иеромонахи
Священники неженатые; двоежёнцы; священники, вступавшие в законный церковный брак с своими гражданскими сожительницами только перед посвящением
Правила, читаемые в канонических сочинениях периода домонгольского относительно поставления во священники, диаконы и иподиаконы
Дьяки (дьячки)
Пономари
Просфоропеки
Домовые священники: вместе со множеством домовых церквей множество и этих священников; весьма не редко они у вотчинников или душевладельцев из их дворовых людей или холопов
Невысокая степень образованности большинства нашего духовенства периода домонгольского
Меньшинство священников сравнительным образом довольно в тогдашнем смысле слова образованных и наоборот - священников совсем безграмотных
Средство общения приходских священников с своими епархиальными архиереями и для последних средство преподаяния своих наставлений первым - ежегодный съезд священников к архиереям на епархиальный собор в так называемое сборное воскресение или в первое воскресение великого поста
Подсудность священников как граждан государства
Привилегированность духовенства в отношении к государственным податям и повинностям
Податность или тяглость приходского духовенства по отношению к епископам
Приходские церкви или приходы
Учреждение первых приходов и последующее их умножение, достигавшее большого количества
Построение приходских церквей общинами («миром») и право собственности на них со стороны общин
Построение приходских церквей частными людьми и право собственности на них со стороны последних («ктиторское право»)
Церкви придельные
Церкви городские соборные или соборы
V. Средства содержания духовенства высшего и низшего
Средства содержания духовенства в первенствующее время церкви и у Греков в дальнейшее и позднейшее время
Средства содержания высшего духовенства у нас, именно: десятина; недвижимые имения или вотчины; доходы с приходов кафедральных епископских церквей и вообще доходы от треб; подати с низшего духовенства (и с монастырей); временные пошлины с низшего духовенства и с мирян. Лишние доходы митрополитов против епископов
Законы относительно тех имуществ епископов, которые приобретаются ими после поставления в епископы
Резиденции епископов и их домовые холопы
Средства содержания низшего духовенства: первоначально руга от правительства и от вотчинников; затем - праздничные и поминовенные приношения прихожан в церкви и подачи их в церквах «на проскомидию»; сборы священников с прихожан или так называемые «славы»; плата за треб»; недвижимые имения и собственное обрабатывание земли
Заключительное суждение о средствах содержания нашего духовенства
VI. Отношение власти церковной к государству и наоборот власти государственной и церкви
Духовенство, обязанное благотворным образом действовать на власть гражданскую, усердно исполняло в период домонгольский эту свою миссию, являясь в лице митрополитов с епископами и игуменами миротворцем князей в их ссорах и междоусобиях
Иное чем в Греции отношение у нас епископов к гражданскому управлению по различию условий
Отсутствие деятельности нашего духовенства в области общественной благотворительности
Не совсем надлежащее отношение у нас князей к епископам как к чинам церкви
Отношения гражданства к епископам в Новгороде
VII. Быт и общественное положение духовенства. Его мирское (небогослужебное) одеяние
Епископы наши, быв в отношении к обширности епархий и к изобилию средств содержания совсем иными, чем епископы греческие, представляли из себя, так сказать, господ самой большой руки
Видное положение священников удельных городов, принятых в княжеско-боярское общество
Средственное положение прочих городских священников
Жалкое положение большинства священников сельских
Одежда священников
Одежда архиереев не из монахов
Одежда архиереев из монахов
Качество одежд у священников и архиереев
Форма головной стрижки священников и головной их покров
Головной покров архиереев
Белый архиерейский клобук
Отношения Русской церкви к Римской, попытки пап подчинить нас своей власти и наши собственные обращения к папам
Приложения:
1. Примечание об отношениях епископов к священникам
Так называемый Церковный устав Владимиров
Так называемый Церковный устав Ярославов
Устав Ярославов южной или Киевской редакции
Область суда церковного по грамоте Ростислава Мстиславича Смоленского и по посланию неизвестного Владимирского епископа к не называемому по имени сыну Александра Невского
О славянском Номоканоне или славянской Кормчей книге домонгольского периода
О поучении Новгородского епископа или священникам епархии в сборное воскресение 1166-го года
Частнейшие известия об епархиях периода домонгольского
ГЛАВА IV. ПРОСВЕЩЕНИЕ
I. Неудавшаяся попытка Владимира ввести у нас просвещение и наше действительное просвещение - грамотность
Доказательства того, что Владимир делал попытку
Что должно быть считаемо причиной, по которой не удалась попытка
Какой ответ на вопрос: почему мы вообще остались без просвещения
Образ св. Владимира как вводителя у нас (не введшегося) просвещения
Оговорка относительно просвещения за период домонгольский
О школах грамотности, казенные были они или частные
Об учителях грамотности
Как быстро распространялась грамотность
II. Переводная и вообще заимствованная письменность
Кому мы обязаны переводами и насколько был богат состав переводных четиих книг
Наличность переводной и вообще заимствованной литературы
О степени и качестве начитанности домонгольских наших предков
Краткий общий вывод из всего сказанного о нашем просвещении в период домонгольский
Как просвещалась в христианстве безграмотная и бескнижная толпа
III. Наша собственная (оригинальная) письменность
Общая ее характеристика
1) Отдел исторический: монах Иаков; преп. Нестор Печерский; неизвестный составитель сказания о св. Леонтии Ростовском; Симон и Поликарп, авторы Патерика Печерского; неизвестный автор жития преп. Евфросинии Полоцкой; монах Ефрем, автор жития преп. Аврамия Смоленского; неизвестные составители сказания о перенесении мощей Николая Чудотворца и записей о его чудесах; первоначальный общерусский летописец, и его продолжатели; местные летописцы Новгородские; темный вопрос относительно летописей домонгольского периода, как они читаются в летописных сборниках XV–XVI вв.; Кирик Новгородский, автор статьи по хронологии
2) Отдел нравоучительный: Кирилл Туровский; Лука Жидята; преп. Феодосий Печерский; Илия, архиепископ Новгородский; Иларион неизвестный, принимаемый за митрополита Киевского; преп. Аврамий Смоленский (вероятный), Кирилл некий, принимаемый за Кирилла Туровского, слова и поучения неизвестных по именам составителей (между которыми предполагают: митр. Климента; мниха Иакова; митр. Кирилла 1-го) и неизвестного точным образом времени (Георгий Зарубский); Поучение Владимира Мономаха
3) Путешествия, ко святым местам: Иерусалимский Паломник игумена Даниила; Константинопольский Паломник Антония Новгородского
4) Отдел богослужебный: митрополит Иоанн 1-й; монах Печерского монастыря Григорий; Иоанн, епископ Ростовский; преп. Феодосий Печерский; Кирилл Туровский
5) Отдел догматический: митрополит Иларион
О недавно найденном послании митрополита Климента Смолятича и вообще о нем - Клименте как о писателе
Наши писатели из Греков: митр. Леон или Лев; митр. Георгий; митр. Иоанн 2-й; митр. Никифор 1-й; монах Феодосий
Светская литература: Слово о полку Игоревом неизвестного автора; Слово Даниила Заточеника
Оговорка относительно грамотности домонгольского периода
Приложения: Татищев об училищах и просвещении у нас в период домонгольский; Библиографический обзор существовавшей у нас в период домонгольский переводной и вообще заимствованной письменности
Дополнения и поправки
Хронологическая таблица

Голубинский Евгений Евсигнеевич

(28.II.1834, с.Матвеево Кологривского уезда Костромской губ.-7.I.1912, Сергиев Посад)

Историк Церкви, академик.

Из семьи священника.

В 1858 окончил Моск. духовную академию.

Определен профессором словесности в Вифанскую семинарию.

10.II.1859 получил степень магистра богословия за курсовое сочинение "Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви, против еретиков и раскольников" (М., 1859; 2-е изд.- М., 1860), тема которого была задана Св.Синодом.

12.I.1861 назначен бакалавром Мос.Дух.Академии по кафедре истории рус. церкви.

В 1869 г. за исследование "Константин и Мефодий, апостолы славянские" получил Уваровскую премию Академии Наук. Работа осталась в рукописи, так как содержащаяся в ней критика легендарных сказаний, в особенности о еп.Клименте, не могла быть пропущена в то время цензурой.

28.IX.1870 возведен в звание экстраординарного профессора.

В мае 1872 командирован на полтора года в Грецию, православные славянские земли, Иерусалим и Италию для ознакомления с современным состоянием и памятниками исторической жизни православных церквей.

16.XII.1880 защитил докторскую дисс.-"История рус. церкви" (т.1. Период первый, Киевский или домонгольский, 1-я пол.- М., 1880; 2-я пол. опубл. в 1881). За это сочинение награжден Уваровской премией Ак.Наук.

14.VI.1881 избран ординарным профессором Мос.Дух.Академии.

29.XII.1882 избран в члены-корреспонденты Акад. Наук по разряду историко-политич. наук.

С янв. 1884 г. по апр. 1893 г. был помощником ректора по церковно-историческому отделению и членом правления Мос.Дух.Академии.17.I.1886 утвержден в звании заслуженного профессора. В марте 1893г. получил премию митр.Макария за сочинение "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра" (Серг.Пос.,1892; 2-еизд.- М.,1909).

В июле 1895 г. вышел в отставку.

19.III.1903 общим собранием Акад. Наук избран ординарным академиком по отделению русского языка и словесности.

В 1906-1907 гг. был членом Предсоборного Присутствия при Св.Синоде, в связи с чем издал брошюру "К вопросу о церковной реформе" (М.,1906).

Член Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (с 1870), Общества истории и древностей Российских (с 1878), Киев. общ-ва Нестора-летописца (с 1880); почетный член Болгарского книжного дружества в Софии (с 1884), Ростовского музея церковных древностей (с 1887), Харьковского университета (с 1894), Мос. Дух.Академии (с 1898).

Автор трудов: "Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской" (М., 1871) -это капитальное исследование, впервые ясно осветившее историю этих церквей.

"К нашей полемике со старообрядцами" (М., 1896, 2-е изд.-М., 1905) - здесь собраны исторические и археологические материалы, объективно разрешающие многие спорные вопросы, приведшие к расколу. Так указывается на древность и православность двоеперстия. Эта книга вызвала нападки тех противораскольнических деятелей, целью которых было не присоединение старообрядчества к церкви, а его уничтожение.

"История канонизации святых в Русской Церкви" (Серг.Посад, 1894, 2-е изд.- М., 1903) - эта работа не только раскрыла историю канонизации в русской и греческой церквях, но и стала пособием при дальнейшей деятельности по канонизации, сыграв роль в канонизации преп.Серафима Саровского.

"О реформе в быте Русской церкви" (М., 1913) - сборник статей, написанных в 1881-1906 гг., по ключевым вопросам церковной жизни, отношений церкви и государства, значения церкви в жизни русского общества, до сих пор не утратил своего значения.

"Воспоминания" (Кострома, 1923) ярко описывают быт провинциального духовенства середины XIX века, духовное училище и семинарию, бытовую и научную атмосферу Мос.Дух.Академии на протяжении нескольких десятилетий.

При жизни Г-го было издано более 70-ти его работ ("Список трудов академика Е.Е.Г-го" опубликован в "Отчете о деятельности ОРЯС за 1912 г."- СПб., 1912).

Главный труд - "История русской церкви" (т.I (2-е изд.)-II, М.,1900-1917), охватывает период с X до сер. XVI века. (Переиздание: М., 1997-98).

Здесь впервые дана картина народно-религиозной жизни, освещен ход христианского просвещения русского народа, проведен критический анализ источников русской церковной истории. Е.Г. стремится из каждого памятника взять все то существенное, что помогло бы составить общее понятие о направлении просвещения, и делает вывод, что в допетровской Руси не было настоящего просвещения, а только грамотность и начитанность, не живая осмысленная христианская вера и нравственность, а обрядоверие. Несмотря на внешнее совпадение оценки культуры Древней Руси у Г-го и западников, позиция нашего ученого совершенно самостоятельна. Г.- апологет христианского просвещения, и в своих оценках исходит из найденного им в процессе изучения истории Церкви, церковно-общественного идеала.

В своей критике источников, Е.Г. использует два методологических приема - очищение поля зрения от загораживающих истину неверных показаний и накопление новых фактов путем всестороннего анализа известий, признанных надежными.

Г. опровергает летописное предание о путешествии ап.Андрея по берегам Днепра и Волхова, известия о крещении - Аскольда и Дира, русского князя в Суроже, св.Ольги, повесть летописи об обращении и крещении св.Владимира и пр.

Помимо опровержения, в труде Г-го замечательна творческая работа, к достоверным данным он подходит с целым арсеналом вопросов (что? как? почему? для чего?), воскрешая прошлую жизнь в чертах живой конкретности, насколько это возможно при обнаруженной Г-м скудости фактического материала нашей церковной истории. Эта скудость не позволяет обрисовать древнерусских деятелей, как живых людей, а в истории, " ...подобно действительной жизни, которую она воспроизводит, всякий человек имеет значение только как живая нравственная личность, и поелику наше нравственное чувство ищет находиться в живом общении с историческими людьми и хочет знать, должны ли мы воздавать им почесть или произносить над ними строгий, т.наз. исторический суд".

История московского периода дает больше возможностей оживить лица и факты прошлого, и во II-м томе выяснены, напр.: биография св. митр.Петра, образ архим. Михаила Митяя, конфликты митр. Киприана с новгородцами, история митр. Исидора, митр. Даниила, митр. Макария с Стоглавым собором, преп. Максима Грека.

"История есть история лиц и затем учреждений... Учреждения же можно изобразить и при отсутствии материала,- помощью аналогий и обратных заключений от позднейшего времени к раннейшему. Наши церковные учреждения заимствованы из Греции; поэтому сведениями о греческих учреждениях можно восполнить недостаток сведений о наших русских учреждениях. Далее, учреждения не то, что люди: они устойчивы и долговечны. Поэтому от позднейшего времени допетровского периода истории можно делать заключения к временам более ранним".

Таким сравнительным методом, материалом для которого отчасти служит также история западных церквей, Г. реконструирует историю церковных учреждений домонгольского периода (епархиального управления, прихода и приходского духовенства, монастырей, церковной архитектуры).

Г. подчеркивает серьезные недостатки, возникшие в русской церкви: обширность епархий, отдалившая епископа от церковного общества; принудительное и искусственное формирование духовенства из крестьян и рабов; перенесение из Греции всех злоупотреблений, исказивших монашество, отступление после смерти преп.Феодосия Печерского от истинного монашеского (общинножитного) устава.

Строгая научность и беспристрастность сочетаются в труде Г-го с публицистичностью. "Говоря о недостатках прошедшего времени, иногда невозможно бывает не захватить... настоящего, по... причине, что иногда прошедшее еще продолжает... оставаться настоящим... Историк волей-неволей становится... публицистом". Публицистика в историке роняет свою цену тогда, когда выступает как предвзятое поучение, рассуждает Малышевский, рецензент Г-го. Но "совершенно другого рода публицистика нашего историка. Коренясь исходными мотивами в высших идеалах жизни, предносившихся мысли историка, она твердо опирается на научно определяемом отношении изображаемой прошлой жизни к ее идеалам и современной действительности, составляющей наследие прошлого. Так поставленная публицистика составляет несомненное достоинство в историке. Искренность, прямота, смелость, как черты любви к правде, к истине, возвышает это достоинство в нем". (Записки АН, т.41, СПб., 1882, стр.184-185).

"История Г-го не только учит, она воспитывает читателя, создавая в нем доброе, правдивое настроение. В этом отношении она самый лучший труд в нашей литературе, и в настоящий момент, когда русская церковная жизнь задает столько мучительных вопросов, удобнее всего взять за руководство труд нашего историка" (С.И.Смирнов).

В.О.Ключевский, бывший оппонентом Г-го на докторском диспуте, отмечал как недостатки метода "Истории русской церкви": "...во-первых, наклонность уединять церковно-исторические явления от их обстановки, ...вне связи с исторической средой, в котор. они возникли, и во-вторых, историко-критический скептицизм, излишняя подозрительность, с которой он относится к источникам нашей истории".

Отрицательное отношение Св.Синода и обер-прокурора К.П.Победоносцева к труду Г-го, сохранявшееся более 20-ти лет после выхода в 1880 г. I-го тома "Истории", помешало ученому закончить свою работу и исполнить обет молодости - в течение 35-ти лет написать Историю русской церкви допетровского периода.

С.31-35;

Афанасьев В.В. Евг. Евс. Голубинский //Памятники Отечества, 1/1988 г., с.150-152.

Андрей Платонов // Отечественная история: Энциклопедия

Году тяжело повлияла на Евгения. Из живого и резвого мальчика он превратился в замкнутого, чуждающегося сверстников. Второй причиной его замкнутости стала необычайная тяга к учению. Все свое свободное время он проводил исключительно за книгами.

Фамилию "Голубинский" сам отец дал своему сыну при определении его в году в Солигаличское духовное училище , в честь знаменитого земляка протоиерея Ф.А. Голубинского - основателя русской теистической философии. Окончил училище в году.

В Синодальном определении было поставлено на вид Совету Академии, что "общее направление "Истории" Голубинского не вполне соответствует духу учения и достоинству Православной Церкви " из-за критики Голубинского, наносящей удары по:

  • сказанию о путешествии апостола Андрея ;
  • летописной повести о крещении Владимира ;
  • Карамзинской теории о просвещении домонгольской Руси;
  • подлинности княжеских уставов.

И все-таки, несмотря на то, что Св. Синод всячески затягивал утверждение Голубинского в степени доктора богословия, после настоятельных хлопот митрополита Макария , эта степень была ему присвоена 5 июня года.

После смерти Голубинского были опубликованы следующие главы 2-ой части II-го тома: управление, просвещение, богослужение в Московский период. Не были завершены главы: о миссионерстве, монастырях, нравственности, отношении к инославным вероисповеданиям.

По своему отношению к прошлому Руси Голубинский был западником . Идея, что "грамотность, а не просвещение - в этих словах вся наша история огромного периода, обнимающего время от Владимира до Петра Великого " - является красной нитью всей работы историка. Несмотря на любовь к родному прошлому, Голубинский утверждал взгляд на невысокое историческое достоинство русского народа, и даже на неспособность его к просвещению.

Не все его положения подтвердились современной исторической наукой. Иногда он проводил не вполне корректные параллели между историческими и современными ему реалиями, был излишне прямолинеен в методике и выводах, несправедливо оспаривал текстологические наблюдения предшественников.

"Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра"

Член ученых обществ

  • с 1870 - действительный член Общества Древне-Русского искусства при Московском публичном музее;
  • с 1878 - действительный член Общества Истории и Древностей Российских;
  • с 1882 - член-корреспондент Императорской Академии Наук по разряду историко-политических наук;
  • с 1883 - почетный член Киевского Общества Нестора Летописца;
  • с 1884 - почетный член Болгарского книжного Дружества в Софии;
  • с 1903 - академик по Отделению Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук.

Оценки

Сочинения

Книги

  • Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников, 1859
  • Святые Константин и Мефодий, апостолы славянские, 1867 (в 1869 году труд удостоен полной Уваровской премии)
  • Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской, 1871
  • Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия, 1872
  • Христианство в России до Владимира Святого, 1876
  • История Русской Церкви, 1880 (?)(в 1881 году труд удостоен полной Уваровской премии)
  • Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра, 1892 (в 1893 году труд удостоен премии митрополита Макария)
  • История канонизации святых в Русской Церкви, 1894
  • Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представлявшей собою у последних высший курс грамотности, СПб., 1904
  • К вопросу о церковной реформе, М., 1906
  • О реформе в быте Русской Церкви, М., 1913
  • История Русской Церкви. М., 1880-1911
  • Воспоминания Е.Е. Голубинского, Кострома, 1923

Статьи

  • Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия: I. Школы. II. Писатели. // Православное обозрение, 1872, №№ 5,6,7
  • История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах // Православное обозрение, 1872, № 11
  • Христианство в России до Владимира Святого // Журнал Министерства народного просвещения, 1876, №№ 9, 10
  • Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преемниках // Журнал Министерства народного просвещения, 1877, №№ 3, 5
  • Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского // Православное обозрение, 1878, №3
  • К нашей полемике со старообрядцами. // Богословский вестник, 1892, №№ 1,2,3,4,5
  • Речь о значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. // Богословский вестник, 1892, № 11
  • Митрополит всея России св. Петр // Богословский вестник, 1893, № 1
  • Митрополит всея России Феогност // Богословский вестник, 1893, № 2
  • Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству// Богословский вестник, 1893, № 6
  • Ответ на статью: И. Московский академический историк о житии преподобного Сергия// Богословский вестник, 1893, №№ 10,11
  • Митрополит всея России Кирилл III (первый после нашествия монголов) // Богословский вестник, 1894, №№ 1,2
  • Митрополит всея России Максим // Богословский вестник, 1894, № 5
  • История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник, 1894, №№ 4,6,7,8,9
  • Заметка о слове «канонизация» // Богословский вестник, 1895, № 1
  • К вопросу о начале книгопечатания в Москве // Богословский вестник, 1895, № 2

Использованные материалы

, архиеп., "Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу," из кн.: Аверкий (Таушев), архиеп., Всему свое время (серия "Духовное наследие русского зарубежья"), М.: Сретенский монастырь, 2006, опуб. на сайте Православие.Ru , 7 февраля 2007,

Воспоминания. В книге: Полунов А.Ю.; Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е.Голубинского. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. 255 с. Опись А , №430.

История канонизация святых в Русской Церкви. В: ЧОИДР , 1903, кн. 1. Опись А , №779.

Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834-1912)

Евгений Евсигнеевич Голубинский родился в 1834 году в семье священника села Матвеева. Фамилия Голубинский вместо Песков дана была его отцом в честь знаменитого земляка профессора Московской Духовной Академии Феодора Голубинского при определении Евгения в Соли-галичское Духовное училище. По окончании Духовного училища он поступил в Костромскую Духовную семинарию, а затем в Московскую Духовную Академию. По окончании Академии он был назначен преподавателем словесности в Вифанскую Духовную семинарию, а в 1861 году переведен в Московскую Духовную Академию.

14 июня 1882 года Е.Е. Голубинский получил звание ординарного профессора и избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, в 1886 году удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1895 году Евгений Евсигнеевич вышел в отставку. Прекратив чтение лекций, он не оставил научной деятельности. Е.Е. Голубинский был членом многих ученых обществ: Общества истории и древностей российских, Киевского общества преподобного Нестора-летописца, Ростовского музея церковных древностей. Харьковского университета, Болгарского книжного дружества в Софии. В 1904 году Е.Е. Голубинский был избран ординарным академиком Императорской Академии наук.

Е.Е. Голубинский славился независимостью и оригинальностью мышления. «Быть историком, - писал Евгений Евсигнеевич, - почти так же щекотливо, как быть публицистом». Он обладал основательнейшим и глубоким знанием древних летописей, благодаря которому внес множество поправок и дополнений в хронологические сведения по истории Русской Церкви. Современники академика Голубинского полагали, что появление в печати первого тома его труда «История Русской Церкви» составило эпоху в истории научной разработки судеб Церкви. С.И. Смирнов, преемник Евгения Евсигнеевича по кафедре в Московской Духовной Академии, писал: «Как историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский является естественным преемником и продолжателем митрополита Макария».

Личный архив Е.Е. Голубинского находится в Российском государственном историческом архиве в Петербурге, фонд 1628, а также в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, фонд 541.

Евгений Евсигнеевич Голубинский скончался в 1912 году.

Печатные труды

77. А. П. Калдубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых», I-V. Варшава, 1902: Отзыв. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1905. - 11с. - Отд. отт. из: Отчет о присуждении премий имени графа Д.А. Толстого.

78. Вондрак Вацлав. Studie z obzoru cirkevneslovanskeho pisemnictvl (v Praze, 1903): [Ред.]. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. - 7с. - Отд. отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1904. -Т. 9, кн. 3. - С. 343-349.

79. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии. представлявшей собою у последних высший курс грамотности. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. - 11с. - Отд. отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1904. -Т. 9, кн. 2. - С.49-59.

80. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах: Статья, читанная на 2-м Археологическом съезде в

С.-Петербурге 17 дек. 1871 г. // Правосл. обозрение. -М.. 1872. - № 11 (нояб.). - С. 570-589.

81. История канонизации святых в Русской Церкви. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. - , 267 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1894. - Июнь - окт.

То же. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1903. - , 600с. - Библиогр.: с. 3-10.

82. История Русской Церкви. - М.: Тип. Лисснера и Романа, 1880-1911.

Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. - 1880. -XXIV, 793 с.

Т. 1: То же, 2-я половина тома. - 1881. - , 792, XV с.

Т. 2: Период второй. Московский. От начала монголов до митрополита Макария включительно, 1-я половина тома. - 1900. - VII, 919с.

Т. 2: То же, 2-я половина тома. - 1911 (обл. 1917). - 616 с.

83. История Русской Церкви. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те. 1901 - 1911 (обл. 1917).

Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. - 1901. - III-XXIV, 968 с.

Т.1: То же, 2-я половина тома. - 1904. - : Тип. Имп. Акад. наук, 1880. - 9 с.

91. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. - М. - 732 с.

92. Митрополит всея России Максим. - Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, . - 9с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1894. - № 5.

93. Митрополит всея России св. Петр. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. - 50 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1893. -№ 1.

94. Митрополит всея России Феогност. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, . - 23 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1893. - № 1.

95. О реформе в быте Русской Церкви: Сб. статей. - М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1913. - X, 132 с. - Библиогр.: с. 129-130.

96. Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников. - М.: Тип. Готье, 1859. - , 67 с. - Авт. установлен по изд.: Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати... - Л., 1977. - Вып. 2. - С. 47.

То же. - 2-е изд. - М.: Иждивением моск, купца Сапелкина, Тип. Каткова, 1860. - 73 с. - Из: Творения св. Отцев в рус. пер.

97. Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение в ней христианской веры при его преем-

никах // Журнал М-ва нар. просвещения. - 1877. -Т. 190. - № 3. - Отд. 2. - С. 100-163; Т. 191. - № 5. - Отд. 2. - С. 26-47.

98. Ответ на статью «Московский академический историк о житии преп. Сергия», напечатанную в журнале «Странник», [подписанную буквой И]. - Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, . - 52 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1893. - № 10 и 11.

99. Ответ о. протоиерею И.Г. Виноградову. - [М., 1893]. - 12 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1893. - № 8.

100. Отзыв о сочинении г. С. Голубева «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники». Т. 1. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. . - 17с. - Из: Отчет о двадцать седьмом присуждении наград графа Уварова...

101. Отзыв о труде профессора А.Д. Воронова «Кирилл и Ме-фодий. Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Ме-фодия». Киев, 1878 // Записки Имп. Акад. наук. - 1880. -Т. 37. - Прил. №4. - С. 153-161.

102. Отчет о заграничном путешествии (с конца мая 1872 г., полтора года) в Грецию и Славянские православные земли, для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической церковной жизни // Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1884 г. - М., 1875. - С. 8-21.

103. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия: I. Школы. П. Писатели. - М.: Правосл. обозрение. Ценз. 1872. - 47 с. - Отт. из: Правосл. обозрение. - 1872. - № 5 (май). - С. 699-730; № 6 (июнь). - С. 818-841; № 7 (июль). - С. 35-58.

104. Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского// Правосл. обозрение. - 1878.-Т. 1.-№3. - С. 499-508.

105. По поводу перестроя В.И. Ламанским истории деятельности Константина Философа, перЕюучителя славянского. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1907. - 15с. - Отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1907. -Т. 12.

106. Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1893. - 55 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1893. -№ 7.

107. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра: Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. - Разд. паг., 4 л. ил.: ил., пл., карт. - Библиогр. в тексте.

То же. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Синод, тип., 1909. - VI, 423 с.. 20 л. ил. - Библиогр.: с. 97-99.

108. Разбор сочинения В. Жмакина «Митрополит Даниил и его сочинения». - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1882. - 22 с. - Из: Отчет о двадцать пятом присуждении наград графа Уварова...

109. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии, бывшем 26 сентября 1892 года. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. - 17с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1892. - № 11.

НО. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские: [Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 6 апр. 1885 г.). - М.: Тип. Волчанинова, 1885. - , 69с.

111. Христианство в России до Владимира Святого // Журнал М-ва нар. просвещения. - 1876. - Т. 187. - № 9. - Отд. 2. - С. 46-84 ; № 10. - Отд. 2. - С. 133-169.

Литература о жизни и деятельности

112. Бродович И.А. Е.Е. Голубинский (Песков): [Некролог]. - Харьков: Тип. «Печ. дело», 1912. - 19с. - Отд. отт. из: Сб. Харьков, ист.-филол. о-ва в память проф. К.Е. Редана. -Т. 19.

113. Виноградов И.Г. Два слова на «Ответ» профессора Е.Е. Го-лубинского. - М.: Тип. Лисснера и Романа, Ценз. 1893. - 8с. - Отд. отт. из: Братское слово. - 1893. - № 16.

114. Ковба И.Ф. Памяти Е.Е. Голубинского. - Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, . - 18с. - Отт. из: Унив. изв. - 1914. - № 10.

115. Попов К.М. Список трудов академика Е.Е. Голубинского. 1859-1911. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1912. - 32 с., 1 л. портр. - Отд. отт. из: Отчет о деятельности Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1911.

116. Смирнов С.И. Е.Е. Голубинский: [Некролог]. - [СПб.. 1912]. - С. 19 - 43. - Отт. из: Журнал М-ва нар. просвещения. Новая сер. - 1912. - N° 5 - Отд. 4.

117. Филевский И.И. Памяти академика - профессора Е.Е. Голубинского: (ум. 7 янв. 1912 г.): 24 февр. 1912 г. - Харьков: Тип. «Печ. дело», 1912. - 11с. - Библиогр. в примеч. - Отд. отт. из: Вестник Харьков, ист.-филол. о-ва. - 1912. - Вып. 2.

118. Цветков П.И. Профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский. - Сергиев Посад. 1912. - 18 с.. 1 л. портр.

Справка нем А.А.Платонова (ок. 1999)

Голубинский Евгений Евсигнеевич

(28.II.1834, с.Матвеево Кологривского уезда Костромской губ.-7.I.1912, Сергиев Посад)

историк Церкви, академик.

Из семьи священника.

В 1858 окончил Моск. духовную академию.

Определен профессором словесности в Вифанскую семинарию.

10.II.1859 получил степень магистра богословия за курсовое сочинение "Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви, против еретиков и раскольников" (М., 1859; 2-е изд.- М., 1860), тема которого была задана Св.Синодом.

12.I.1861 назначен бакалавром Мос.Дух.Академии по кафедре истории рус. церкви.

В 1869 г. за исследование "Константин и Мефодий, апостолы славянские" получил Уваровскую премию Академии Наук. Работа осталась в рукописи, так как содержащаяся в ней критика легендарных сказаний, в особенности о еп.Клименте, не могла быть пропущена в то время цензурой.

28.IX.1870 возведен в звание экстраординарного профессора.

В мае 1872 командирован на полтора года в Грецию, православные славянские земли, Иерусалим и Италию для ознакомления с современным состоянием и памятниками исторической жизни православных церквей.

16.XII.1880 защитил докторскую дисс.-"История рус. церкви" (т.1. Период первый, Киевский или домонгольский, 1-я пол.- М., 1880; 2-я пол. опубл. в 1881). За это сочинение награжден Уваровской премией Ак.Наук.

14.VI.1881 избран ординарным профессором Мос.Дух.Академии.

29.XII.1882 избран в члены-корреспонденты Акад. Наук по разряду историко-политич. наук.

С янв. 1884 г. по апр. 1893 г. был помощником ректора по церковно-историческому отделению и членом правления Мос.Дух.Академии.17.I.1886 утвержден в звании заслуженного профессора. В марте 1893г. получил премию митр.Макария за сочинение "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра" (Серг.Пос.,1892; 2-еизд.- М.,1909).

В июле 1895 г. вышел в отставку.

19.III.1903 общим собранием Акад. Наук избран ординарным академиком по отделению русского языка и словесности.

В 1906-1907 гг. был членом Предсоборного Присутствия при Св.Синоде, в связи с чем издал брошюру "К вопросу о церковной реформе" (М.,1906).

Член Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее (с 1870), Общества истории и древностей Российских (с 1878), Киев. общ-ва Нестора-летописца (с 1880); почетный член Болгарского книжного дружества в Софии (с 1884), Ростовского музея церковных древностей (с 1887), Харьковского университета (с 1894), Мос. Дух.Академии (с 1898).

Автор трудов: "Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской" (М., 1871) -это капитальное исследование, впервые ясно осветившее историю этих церквей.

"К нашей полемике со старообрядцами" (М., 1896, 2-е изд.-М., 1905) - здесь собраны исторические и археологические материалы, объективно разрешающие многие спорные вопросы, приведшие к расколу. Так указывается на древность и православность двоеперстия. Эта книга вызвала нападки тех противораскольнических деятелей, целью которых было не присоединение старообрядчества к церкви, а его уничтожение.

"История канонизации святых в Русской Церкви" (Серг.Посад, 1894, 2-е изд.- М., 1903) - эта работа не только раскрыла историю канонизации в русской и греческой церквях, но и стала пособием при дальнейшей деятельности по канонизации, сыграв роль в канонизации преп.Серафима Саровского.

"О реформе в быте Русской церкви" (М., 1913) - сборник статей, написанных в 1881-1906 гг., по ключевым вопросам церковной жизни, отношений церкви и государства, значения церкви в жизни русского общества, до сих пор не утратил своего значения.

"Воспоминания" (Кострома, 1923) ярко описывают быт провинциального духовенства середины XIX века, духовное училище и семинарию, бытовую и научную атмосферу Мос.Дух.Академии на протяжении нескольких десятилетий.

При жизни Г-го было издано более 70-ти его работ ("Список трудов академика Е.Е.Г-го" опубликован в "Отчете о деятельности ОРЯС за 1912 г."- СПб., 1912).

Главный труд - "История русской церкви" (т.I (2-е изд.)-II, М.,1900-1917), охватывает период с X до сер. XVI века. (Переиздание: М., 1997-98).

Здесь впервые дана картина народно-религиозной жизни, освещен ход христианского просвещения русского народа, проведен критический анализ источников русской церковной истории. Е.Г. стремится из каждого памятника взять все то существенное, что помогло бы составить общее понятие о направлении просвещения, и делает вывод, что в допетровской Руси не было настоящего просвещения, а только грамотность и начитанность, не живая осмысленная христианская вера и нравственность, а обрядоверие. Несмотря на внешнее совпадение оценки культуры Древней Руси у Г-го и западников, позиция нашего ученого совершенно самостоятельна. Г.- апологет христианского просвещения, и в своих оценках исходит из найденного им в процессе изучения истории Церкви, церковно-общественного идеала.

В своей критике источников, Е.Г. использует два методологических приема - очищение поля зрения от загораживающих истину неверных показаний и накопление новых фактов путем всестороннего анализа известий, признанных надежными.

Г. опровергает летописное предание о путешествии ап.Андрея по берегам Днепра и Волхова, известия о крещении - Аскольда и Дира, русского князя в Суроже, св.Ольги, повесть летописи об обращении и крещении св.Владимира и пр.

Помимо опровержения, в труде Г-го замечательна творческая работа, к достоверным данным он подходит с целым арсеналом вопросов (что? как? почему? для чего?), воскрешая прошлую жизнь в чертах живой конкретности, насколько это возможно при обнаруженной Г-м скудости фактического материала нашей церковной истории. Эта скудость не позволяет обрисовать древнерусских деятелей, как живых людей, а в истории, " ...подобно действительной жизни, которую она воспроизводит, всякий человек имеет значение только как живая нравственная личность, и поелику наше нравственное чувство ищет находиться в живом общении с историческими людьми и хочет знать, должны ли мы воздавать им почесть или произносить над ними строгий, т.наз. исторический суд".

История московского периода дает больше возможностей оживить лица и факты прошлого, и во II-м томе выяснены, напр.: биография св. митр.Петра, образ архим. Михаила Митяя, конфликты митр. Киприана с новгородцами, история митр. Исидора, митр. Даниила, митр. Макария с Стоглавым собором, преп. Максима Грека.

"История есть история лиц и затем учреждений... Учреждения же можно изобразить и при отсутствии материала,- помощью аналогий и обратных заключений от позднейшего времени к раннейшему. Наши церковные учреждения заимствованы из Греции; поэтому сведениями о греческих учреждениях можно восполнить недостаток сведений о наших русских учреждениях. Далее, учреждения не то, что люди: они устойчивы и долговечны. Поэтому от позднейшего времени допетровского периода истории можно делать заключения к временам более ранним".

Таким сравнительным методом, материалом для которого отчасти служит также история западных церквей, Г. реконструирует историю церковных учреждений домонгольского периода (епархиального управления, прихода и приходского духовенства, монастырей, церковной архитектуры).

Г. подчеркивает серьезные недостатки, возникшие в русской церкви: обширность епархий, отдалившая епископа от церковного общества; принудительное и искусственное формирование духовенства из крестьян и рабов; перенесение из Греции всех злоупотреблений, исказивших монашество, отступление после смерти преп.Феодосия Печерского от истинного монашеского (общинножитного) устава.

Строгая научность и беспристрастность сочетаются в труде Г-го с публицистичностью. "Говоря о недостатках прошедшего времени, иногда невозможно бывает не захватить... настоящего, по... причине, что иногда прошедшее еще продолжает... оставаться настоящим... Историк волей-неволей становится... публицистом". Публицистика в историке роняет свою цену тогда, когда выступает как предвзятое поучение, рассуждает Малышевский, рецензент Г-го. Но "совершенно другого рода публицистика нашего историка. Коренясь исходными мотивами в высших идеалах жизни, предносившихся мысли историка, она твердо опирается на научно определяемом отношении изображаемой прошлой жизни к ее идеалам и современной действительности, составляющей наследие прошлого. Так поставленная публицистика составляет несомненное достоинство в историке. Искренность, прямота, смелость, как черты любви к правде, к истине, возвышает это достоинство в нем". (Записки АН, т.41, СПб., 1882, стр.184-185).

"История Г-го не только учит, она воспитывает читателя, создавая в нем доброе, правдивое настроение. В этом отношении она самый лучший труд в нашей литературе, и в настоящий момент, когда русская церковная жизнь задает столько мучительных вопросов, удобнее всего взять за руководство труд нашего историка" (С.И.Смирнов).

В.О.Ключевский, бывший оппонентом Г-го на докторском диспуте, отмечал как недостатки метода "Истории русской церкви": "...во-первых, наклонность уединять церковно-исторические явления от их обстановки, ...вне связи с исторической средой, в котор. они возникли, и во-вторых, историко-критический скептицизм, излишняя подозрительность, с которой он относится к источникам нашей истории".

Отрицательное отношение Св.Синода и обер-прокурора К.П.Победоносцева к труду Г-го, сохранявшееся более 20-ти лет после выхода в 1880 г. I-го тома "Истории", помешало ученому закончить свою работу и исполнить обет молодости - в течение 35-ти лет написать Историю русской церкви допетровского периода.

Издание последнего полутома "Истории", готовившееся учеником Г-го С.А.Белокуровым, было прервано в 1917 г.

Ученики Г-го, средикоторых такие крупные историки, как С.И.Смирнов, Н.Ф.Каптерев, А.П.Голубцов, Н.Н.Глубоковский восприняли от своего учителя дух смелой, беспристрастной, православной исторической критики и творчества, дух Г-го и его учителя А.В.Горского .

Лит.: Смирнов С.И. Евг. Евс. Голубинский //Памяти почивших наставников.-Серг.Пос.,1914;

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1.- Репринт. изд. YMCA-PRESS.- М.: Наука, 1991.-С.31-35;

Афанасьев В.В. Евг. Евс. Голубинский //Памятники Отечества, 1/1988 г., с.150-152.

Похожие статьи