Дидактическая игра «живая – неживая». НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия Воспитатель обращается к детям, говорит

Тема: КВН «Живая и неживая природа»

Цели:

Обобщение и закрепление знаний по теме «Живая и неживая природа»;

Развитие памяти, речи, логического мышления, воображения;

Расширение кругозора учащихся.

Задачи:

Формировать интерес и желание самостоятельно изучать окружающий мир и его явления;

Воспитывать устойчивый интерес к учебной, наблюдательной деятельности;

Развивать интерес к чтению научно-популярной и художественной литературы об окружающем мире.

Оборудование: плакаты, рисунки животных и растений, раздаточный материал, фонограмма звуков природы, эмблемы команд, медаль победителя, поощрительные призы.

Ход занятия

1. Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего класса. Ребята 2Б класса покажут нам сегодня игру-КВН. Встречаем участников игры.

2. Звучит музыка (фонограмма 1). Команды занимают свои игровые места.

3. Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг – … (природа).

Что это, ребята? Ну, конечно, это ПРИРОДА. И сегодня мы подведем итог в виде игры в КВН по теме «Живая и неживая природа». Играют две команды.

Нам необходимо выбрать жюри и это право мы предоставляем нашим гостям. Поприветствуем уважаемое жюри. А командам пожелаем удачи!

Приветствие команд.

Первая команда «Апельсин» - Мы как дольки апельсина – мы дружны и неделимы.

Вторая команда «Одуванчики» – Держаться вместе, чтоб не сдуло.

Первый конкурс «Разминка».

Для жюри: за каждый правильный ответ 1 балл.

Каждая игра-КВН начинается с разминки. Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание каждой команде дается 5 секунд. Если одна команда не сможет ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

Вспомните, что такое природа? (Все, что нас окружает и не создано руками человека).

Какая бывает природа? (Живая и неживая природа)

Приведите примеры живой и неживой природы (живая – растения, человек, животные; неживая – воздух, солнце и вода).

Что необходимо растениям и животным для жизни? (Во здух, во да, пища, тепло, свет).

Что такое явления природы? Приведите примеры (Все изменения, происходящие в природе ).

Сколько вы знаете времен года? (Четыре – весна, зима, лето, осень)

Какую погоду называют ясной? (Когда нет облаков, небо чистое, солнечное)

Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев)

- Что отличает птиц от всех остальных животных? (Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла)

Кого называют лесным доктором? (дятла)

Самое большое животное, обитающее в воде (кит)

Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)

Второй конкурс «Что лишнее». За каждый правильный ответ 1 балл.

Я раздам вам карточки, а вы должны определить, какое слово «лишнее».

Карточка № 1

медведь, заяц, корова, белка, лось (корова – домашнее животное)

Карточка № 2

осина, дуб, рябина, ель, черемуха (ель – хвойное дерево)

Третий конкурс «Наборщик». На доске вывешивается (пишется) слово «Лиственница», так же это слово дается командам на листочке. Нужно, как можно больше придумать коротких слов (лист, лиса, лес, вена, лисица, винт, сила, вес, лев, свита, цена, слив, ласт, Нина, виселица, Твен, весна, наст).

За каждое составленное слово – 1 балл.

Четвёртый конкурс «Почтовый ящик». Ребята, госпожа Природа отправила нам по почте письма-описания. И просит, чтобы вы отгадали о ком в этом письме идет речь. Если команда отвечает неправильно, слово передается другой команде. За ответ - 1 балл.

Письмо-описание № 1 «Я – небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?» (Белка)

Письмо-описание № 2 «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» (Синица)

Физминутка Мы входим в лес, сколько здесь кругом чудес. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти согнули – ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, заниматься снова сели.

Пятый конкурс «Угадай звуки природы»

Ответы: ветер, волк, ветер, дельфины, кот, соловей, утки, чайки ( фонограмма 2).

Шестой конкурс «Загадочное животное»

Ребята, сейчас один человек из команды должен выбрать конверт с заданием. Вам нужно собрать рассыпавшиеся буквы в слова и назвать их. За правильный ответ – 1 балл.

1. шакок шаугкял росока

кошка лягушка сорока

2. язац ёсло цакури

заяц осёл курица

1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (Солнце)

2. Украшал ночную синь

Серебристый апельсин.

А прошла неделька только -

От него осталась долька (Луна)

3. Приказало солнце: "Стой!

Семицветный мост крутой!"

Тучи скрыли солнца свет -

Рухнул мост, а щепок нет (Радуга)

4. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе (Туча)

10. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

5. Без досок и топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло (Лед)

6. Это кто такой садовник?

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты.

А как сумерки настали,

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польет наш огород (Дождь)

7. Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу (Земля)

8. Что на свете всех жирнее? (Земля)

9. Дышит, растет,

А ходить не может (Растение)

10. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает (Лес)

11. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

12. Зимой и летом

Одним цветом (Ель, сосна)

Почему люблю природу?
Потому что год от года
Она силы мне дает
И смятения берет.

Можно к сосенке прижаться,
Ее силой заряжаться.
У березы красоты
Попросить не бойся ты.

У травинок и цветов
О здоровье просят вновь.
На здоровье и удачу,
Погадать можно в придачу.

Все мы вышли из природы.
И в любое время года
Нам помощница она,
Силой мощною полна.

Берегите, ребята, природу,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг!

Подведение итогов. Теперь слово жюри.

В этой интересной и познавательной игре обе команды показали себя истинными знатоками природы. ВАМ ВРУЧАЮТСЯ МЕДАЛИ!

На этом наша игра закончилась. Спасибо всем за работу. Спасибо жюри и ребятам.

Литература:

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Летом особенно тянет на природу: по грибы, по ягоды, на рыбалку или просто погулять и отдохнуть. И это прекрасно! Устраивая семейные вылазки на природу, делясь своими знаниями и опытом с детьми, мы-родители помогаем познавать детям мир растений и животных, расширяя тем самым их кругозор и просто проводя время с интересом и огромной пользой.

И сегодня, я приготовила для вас очередную порцию игр для детей. Но каких?! Интеллектуальных игр для настоящих юных натуралистов. 🙂

В эти игры можно играть всей семьей дома, на природе или в летнем лагере с ребятами. Оценивать игры можно по балльной системе.

Ну что? Поиграем? 😉

Игры про природу для детей

Игра «Кто больше?»

1. Называйте по очереди названия грибов. Кто больше вспомнил, тот и победил.

2. Выиграет тот, кто:

  • больше вспомнит представителей из разных царств природы,
  • быстрее приведет 5 примеров живой/неживой природы,
  • больше назовет разных растений.

3. Выиграет тот, кто назовет больше:

  • млекопитающих/насекомых/птиц/рыб,
  • животных, которые бегают/прыгают/ползают/летают,
  • хищников,
  • растительноядных.

Игра «Самый умный»

1. Для игры нужно заранее заготовить карточки с грибами: рыжиком, подберезовиком, подосиновиком, масленком, лисичкой, сморчком.

По своему желанию можно добавить карточки с другими грибами.

Кто быстрее расскажет, почему люди дали такое название тому или иному грибу, тот и победил.

2. Какие животные обитают в лесу? Какие из них относятся к зверям?

Кто назовет больше животных, тот и выиграл.

3. Кто быстрее назовет, что необходимо растениям для жизни, тот и выиграл. Ответ: тепло, свет, воздух, вода.

Игра «Фантаст»

Пусть каждый придумает фантастическую историю про звездное небо. Чья история окажется самой интересной, тот и победил.

Игра «Стихоплет»

Нужно сочинить стихотворение о природе.

Задание можно давать как команде, так и отдельному игроку. Стихотворение может быть вольного характера или же с конкретными словами, которые стоит озвучить заранее.

Победит тот, чье стихотворение окажется самым красивым и поэтичным.

Игра «Художник»

Нужно нарисовать рисунок растения, которое больше всего нравится. Побеждает рисунок, оцененный выше всех остальных.

Игра «Эксперимент»

Эта игра своего рода эксперимент. 😉

Пусть каждый играющий возьмет жареные и не жареные семечки подсолнуха и попробует их прорастить. Через неделю нужно проверить, какие семечки проросли.

Побеждает тот, кто правильно ответит на вопрос «Почему?».

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

страница 1
Конспект занятия по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

«Жалобная книга природы»

Воспитатель: Мандрыкина М.А.

Программное содержание : продолжать формировать у детей экологическую культуру. Познавательные и эмоциональные и практические отношения к природному окружению, накопление знаний об окружающем мире, правилах поведения в природе. Подвести детей к выводу о необходимости защиты нашего общего земного дома. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова. Закрепить понятие: живая природа, неживая природа, дикие, домашние животные. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Словарная работа : лесник, лесничий, лесовичок, эксперимент, лекарственные травы, лесонасаждения, лесовоз, лесовод,

Материал: карточки, плакаты, «Жалобная книга природы», модели – животное, птица, рыба, растение

Ход занятия:

- Что такое природа?

Какая бывает природа?

Назовите признаки живой природы?
Дидактическая игра «живая – неживая».
- Благодаря воздуху, воде, теплу наша земля стала домом для людей, животных и растений.

Послушайте загадку и скажите, о чем говориться в загадке?

Загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Таню костяникой, Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой.
- Эта загадка о лесе.

Для кого лес является домом?

Лес является домом для животных, птиц, насекомых, если есть река – рыб, лягушек, змей.

Образуйте родственные слова от слова ЛЕС

лесник

лесовичок

лесничий

лесной

лес

лесовод

лесок

лесопарк

лесоруб

лесовоз

лесонасаждения
- Природа нуждается и в нашей помощи. Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе - не делай ничего такого, что неприлично делать в гостях».

Как понять эти слова?

Нужно быть вежливым, бережливым, добрым, аккуратным. Не брать ничего в природе, не губить её.

Релаксация

Закройте глаза. Что мы слышим в лесу?

Пение птиц, шумит листочек, стрекочет кузнечик, жужжит пчела.

Понюхайте воздух: пахнет медом, цветами, хвоёй.


-Сегодня на нашей полке появилась «Жалобная книга природы». Давайте полистаем странички этой книги.

Страницы книги оформлены в виде экологических знаков
Чтение «Жалобной книги природы».

1 страница: «Нельзя рвать цветы».

Цветы, травы в лесу в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.

Зря цветы не надо рвать!

И не надо их топтать.

Если ты сорвешь цветок..

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы…

И не будет красоты…
2 страница: «Нельзя рубить деревья».

Деревья – это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нету леса – посади.
Пословицы о лесе:


  • Зеленый наряд радует взгляд

  • Зеленая ограда – живая отрада

Дидактическая игра «С кем дружит ель » (что было бы, если срубили ель)


  • Зимой у зайца не было бы укрытия от врагов

  • Клёст не свил бы гнездо, не вывел бы птенцов

  • Мышь не спряталась в норку под корнями дерева

  • Дятел лечит ель и, уничтожая вредных насекомых, добывает себе пищу

  • Белка устроила в дубле свой домик, ухаживает за маленькими бельчатами

3 страница: «Нельзя жечь костер».

В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает все живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней.

Кому повредит мусор? Всему живому, населяющему лес.

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирай!

И костер не зажигай.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Работа по схемам – работа в группах

ФИЗМИНУТКА
Наши красные цветы распускают лепестка,

Ветерок чуть дышит, лепестка колышет.

Наши красные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.
4 страница: «Нельзя разорять гнёзда».

Если заметил гнездо: нельзя брать, трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без матери они погибнут. НЕ ШУМИ, НЕ КРИЧИ – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.

Знай, в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда.

Не тревожьте ни птиц, ни гнезда .
Работа с карточками «Помоги синичке найти дорогу домой» (лабиринт)
5 страница: «Осторожно - муравей, осторожно - мухомор».
-Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают гусениц, тлю. Медведи, муравьеды разрывают своим носом муравейники и едят муравьиные яйца. Яйца являются для таких крупных животных дополнением к питанию. Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не втаптывайте его в грязь. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.

Не обидим мы букашек,

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

6 страница: «Осторожно животное».

- Нельзя брать из леса ёжика, белку, зайчат. У нас дома они погибнут. Но мы не послушались взрослых и взяли маленького зверька домой. Мы его украли, похитили из своего из собственного дома. А ведь это дикие животные, они сами о себе позаботятся:


  • Строят жилище

  • Добывают пищу

  • Лечат себя сами

  • Бояться человека
Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин волк и лось.

Их покой побереги-

Ведь они нам не враги.

Чтобы доказать, что животное прекрасно чувствует себя в той среде, где оно живёт, мы проведем ЭКСПЕРИМЕНТ.


Работа с карточками.

Поле карточки и окрас животного одного цвета. Двигаясь по полю животного не видно. Природа защитила его от внешних врагов.


Мы в лес пришли – там видно побывали.

Кругом бутылки, банки и дымят костры…

Мы тушили, убирали,

С ног свалились - так устали.

Очень просим всех зверей:

Не пускать в лес дикарей.
ИТОГ:

Природа – общий дом для растений, животных и человека. И нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател.

страница 1

Похожие статьи