Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев). «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилев Николай гумилев трамвай

Конспект урока для 11 класса по теме

«Интерпретация стихотворения Н.С. Гумилёва «Заблудившийся трамвай».

Наумова Марина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г. Радужный ХМАО-Югры

Цель урока: расширить представление о поэзии Н.С. Гумилёва, выделить основные черты художественного мира в произведении, рассмотреть особенности пространственно-временной организации текста.

Оборудование урока: портрет Н.С. Гумилёва, репродукция с картины К. Юона «Новая планета», фотография скульптуры Э.М. Фальконе «Памятник Петру Первому», творческие работы учащихся (плакатная живопись), музыкальное сопровождение (Вольфганг Амодей Моцарт «Реквием»), репродукция с картины С. Дали «Всадник смерти на коне».

Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, анализ и интерпретация стихотворения.

План урока

I . Вступление. Слово учителя о поэте.

1. История создания произведения. Чтение прозы наизусть (отрывок воспоминаний из книги Ирины Одоевцевой «На берегах Невы»).

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

3.Комментированное чтение и аналитическая беседа, работа в группах по карточкам (реализация предварительного домашнего задания).

4. Творческая лаборатория учащихся.

5. Сообщение учащихся по картине К. Юона «Новая планета».

III . Заключительное слово учителя

IV . Домашнее задание, вытекающее из основных выводов урока.

Ход урока

I . Слово учителя.

Учитель читает четверостишие наизусть под музыкальное сопровождение музыки Моцарта.

И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…

Так пророчествует о своей гибели поэт Николай Гумилёв. Поэт-акмеист, который смог преодолеть ставшие тесными для него рамки этого литературного течения и занять достойное место в ряду русских писателей-мучеников.

Сегодня мы обратимся к последнему сборнику стихов с символическим названием «Огненный столп», изданному после смерти Гумилёва. Поистине этот сборник являет собой поэтическое и духовное завещание писателя. Неумолимые шаги истории, революционной эпохи и пророческое озарение запечатлены в этом сборнике.

Здесь лирический герой испытывает четыре душевных метаморфозы («Память»), отдаёт дань трудным мукам рождения поэзии («Шестое чувство»), возводит в ранг Божественной силы Слово («Слово»), узрит собственную гибель и крушение мира («Заблудившийся трамвай»).

II . Работа над лирическим произведением.

Наша задача – увидеть трансформацию образов в поэзии Н.Гумилёва через интерпретацию центрального произведения сборника - стихотворения «Заблудившийся трамвай».

1. История создания произведения (сообщение учащегося, чтение прозы наизусть).

Есть различные воспоминания знакомых, учеников мэтра поэзии об истории его создания. Точная дата написания неизвестна, поэтому в некоторых сборниках стоит 1919 год, а в некоторых 1920. Ирина Одоевцева в книге мемуаров «На берегах Невы» приводит слова Гумилёва о том, как родилось стихотворение «Заблудившийся трамвай».

- Поздравить вы меня можете с совершенно необычными стихами, которые я сочинил, возвращаясь домой. И так неожиданно. Я и сейчас не понимаю, как это произошло. Я шёл по мосту через Неву – заря и тишина кругом. Пусто. Только вороны каркают. И вдруг мимо меня совсем близко пролетел трамвай. Искры трамвая, как огненная дорожка на розовой заре. Я остановился - меня что-то вдруг пронзило, осенило. Я оглянулся, не понимая, где я и что со мной. Я постоял на мосту, держась за перила, потом медленно двинулся дальше, домой. И тут-то и случилось. Я сразу нашёл первую строку, как будто получил её готовой. Я продолжал произносить строчку за строчкой, будто читаю чужое стихотворение: ………

2. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Вывод. Несомненно, в этом трагическом стихотворении заключено восприятие поэтом революции и предвидение собственной гибели.

3. Комментированное чтение и аналитическая беседа, работа в группах по карточкам.

- Какое ощущение вызывает прочитанное? Какие чувства испытывает герой?

Стихотворение вызывает чувство ужаса, ощущение затянувшегося страшного сна - хочется поскорей проснуться. Лирический герой переживает всю гамму чувств от ужаса – до успокоения, свойственного мужественным людям перед лицом смерти.

- Как это подтверждает графическое оформление и как отражено на уровне синтаксиса?

Эмоциональное состояние героя подчёркивает графическое оформление: так, паузы, разделяющие повествование и отношение героя к происходящему обозначены многоточиями; внутренний диалог героя с самим собой вызывает рождающиеся по мере страшного пути вопросы: где я? где же теперь твой голос и тело, может ли быть, что ты умерла? видишь вокзал, на котором можно в Индию Духа купить билет? Мольба и отчаяние героя заключены в рефрене: «остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон!» И заканчивается произведение на особом душевном взлёте восклицательным предложением: «Машенька, я никогда не думал, что можно так любить и грустить!» Особый интерес представляет синтаксический строй произведения: в основном автор использует простые и бессоюзные предложения – так передана скорость движения трамвая. На фоне этого особую значимость приобретает использование односоставных предложений. После крика души героя с просьбой остановиться следует страшный вывод: «Поздно». Назывные предложения «Вывеска…», «А в переулке забор дощатый, дом в три окна и серый газон…» ведут нас вслед за героем к «зоологическому саду планет».

- Докажите, что зловещий колорит нагнетается с самого начала произведения.

Трагическая нота и зловещий колорит появляется уже в начале произведения: герой слышит вороний грай – символ надвигающегося несчастья, звоны лютни – символ земного и дальние громы – символ небесного. Герой не властен в себе: для него самого загадка, почему он вскочил на подножку трамвая, оставляющего огненную дорожку при свете дня.

Трамвай легко отрывается от петербургских реалий (от Невы) и уносит героя через три моста в ирреальный мир, где легко узнаваемая «Зеленная» превращается в эшафот. Далее – космическое пространство, где «люди и тени стоят у входа в зоологический сад планет». Примечательно то, что следующее смещение – это путь в реалию Петербурга. Навстречу герою летят два символа этого города: Исаакий и Медный всадник. Такие же смещения наблюдаются во времени: герой занимает такую позицию, что одновременно видит прошлое («Я же с напудренной косой шёл представляться Императрице») и будущее (свою неминуемую гибель).

- Докажите, что путь заблудившегося трамвая – это путь в город и мир мёртвых.

Гумилёв несколько раз употребляет слова, связанные со смертью: перед читателем - нищий старик, что умер год назад в Бейруте, давно исчезнувшая с лица земли (но не из души героя!) Машенька. Также появляется образ палача, несущего смерть. Не откликается на призывы лирического героя вагоновожатый. Да и копыта коня грозят смертью.

Прежде всего, автор использует такой приём, как инверсия. Он сознательно нарушает обычный порядок слов («шёл я», «мчался он бурей», «сердце моё стучит в ответ»). Это служит для создания тона повествования. Также в стихотворении использована звукопись. Так, в первой строфе звучит строка, передающая крик вороньей стаи, «и вдруг услышал вороний грай» или в шестой строфе, передающая стук сердца «так томно и так тревожно сердце моё стучит в ответ». Это даёт возможность читателю войти в образ лирического героя. Интересна ритмическая инструментовка произведения: Гумилёв использует дактиль, который перемежается с пиррихием и спондеем и создаёт ощущение стука колёс. Кстати, этот ритм с такой же целью был использован Н.Некрасовым в стихотворении «Железная дорога» - «Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою».

Символическое звучание приобретают многие предметы и явления в произведении Гумилёва. Так, заблудившийся трамвай - символ жизни, сошедшей с накатанной колеи, вагоновожатый – не то палач, не то бесплотный призрак – представитель мёртвого мира, Медный всадник – символ русской истории, Исаакиевский собор – символ веры и православия. Для лирического героя всё происходящее – это откровение, видение собственной гибели. Напрасно он мечтает купить билет-пропуск в иной мир - Индию духа. Трамвай и его пленник «летят» навстречу неминуемой гибели, ведь вагоновожатый глух к мольбам. Символично и то, что герою суждена гибель под копытами всадника, олицетворяющего русскую историю. Единственная устойчивая точка в этой апокалиптической картине – Исаакиевский собор – верная твердыня православья: именно здесь герой хочет услышать панихиду по себе.

В целом, произведение представляет собой развёрнутую метафору. Метафорическим эпитетом является уже название произведения – «Заблудившийся трамвай». Такие метафоры, как «Индия духа», «врезан Исакий в вышине», «зоологический сад планет» будят воображение читателя, создают образы вселенского масштаба и придают происходящему особую трагичность.

4. Сообщение творческих групп.

Такие необычные ассоциации, сочетание логически несочетаемых предметов и признаков называется сюрреализмом.

- Вспомните, а ещё какое литературное и художественное течение предшествовало сюрреализму?

Главная цель импрессионизма – погоня за впечатлением. Неподражаемый поэт Осип Мандельштам в стихотворении «Импрессионизм» писал: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…». Перефразируя Мандельштама, о сюрреализме можно сказать так: «Художник нам изобразил только тени от сирени…» Гениальным художником сюрреалима является Сальвадор Дали. Как образец сюрреализма в живописи, представлена картина «Всадник по имени Смерть». Так видит тему смерти испанский художник. Такой же тип образности и в стихотворении Н.Гумилёва «Заблудившийся трамвай». Поэт предвосхитил явление сюрреализма в своём творчестве.

Информация для учащихся.

СЮРРЕАЛИЗМ - литературное и художественное течение начала 20 века, для него характерна алогичность образов и нестандартное мышление.

Творческим группам в домашней работе было предложено в сюрреалистическом духе представить метафорическую картину «Зоологический сад планет» как в живописи, так и в художественном слове. Какова ваша интерпретация данного образа? (Творческие работы прилагаются).

Теперь неудивительно появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь? (Варианты ответов учащихся).

Информация учителя.

По свидетельству Ирины Одоевцевой, образ Машеньки – это дань уважения Пушкину, подразумевается Маша Миронова из «Капитанской дочки».

- Вернёмся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их?

Два слова здесь являются ключевыми «навеки» и «никогда». Это исключающие друг друга временные понятия. Это трагично: с этим действительно «и трудно дышать, и больно жить». Вот оно ощущение катастрофы крушения мира! Вот оно пророческое предчувствие собственной смерти!

Такое чувство терзает не только поэта Николая Гумилёва, это испытывает и вся творческая интеллигенция той эпохи: примером этому является живописное полотно К.Юона «Новая планета».

4. Сообщение по картине К. Юона «Новая планета» (прилагается).

Как вы считаете, что общего между двумя произведениями, что их объединяет? Какими строками из стихотворения можно раскрыть смысл картины К.Юона?

Прежде всего, общее здесь - восприятие эпохи, предчувствие грядущего апокалипсиса, ощущение непрочности мироздания и хрупкости человеческой души и жизни. Смысл картины раскрывают следующие строки:

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

4. Вывод. Домашнее задание.

Так, стихотворение «Заблудившийся трамвай» стало знамением времени и увековечило имя его создателя. А трамвай стал символом роковой эпохи и кочевал из произведения в произведение.

Приложение №1

Вопросы для аналитической беседы.

1. Какое ощущение вызывает прочитанное? Какие чувства испытывает герой?

Как это подтверждает графическое оформление и как отражено на уровне синтаксиса?

2. Докажите, что зловещий колорит нагнетается с самого начала произведения.

3. Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

4. Докажите, что путь заблудившегося трамвая – это путь в город и мир мёртвых.

6. Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

7. Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

9. Вспомните, а ещё какое литературное и художественное течение предшествовало сюрреализму?

10. Теперь неудивительно появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь?

11. Вернёмся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их?

Приложение №2

СООБЩЕНИЕ ПО КАРТИНЕ К. ЮОНА «НОВАЯ ПЛАНЕТА».

К. Юон – русский художник начала 20 века, современник Н. Гумилёва. Картина «Новая планета» написана в 1921 году. Она представляет собой символико-аллегорическую композицию в жанре плаката.

Кроме того, следует помнить, что творчество художника формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был главенствующим течением. События Октября представлены здесь в космическом масштабе. Новая планета - советская Россия, появление которой потрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей.

Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов.

Приложение №3

Раздаточный материал

Николай Гумилёв

Поэтика позднего Гумилева загадочна. Как известно, автор "Огненного столпа" отходит от "чистого" акмеизма и возвращается - по крайней мере частично - к символизму, хотя в то же время некоторые черты акмеистической поэтики сохраняются и в его позднем творчестве.

Задание. Прочитайте стихотворение из сборника «Огненный столп».

Заблудившийся трамвай

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы, -

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трем мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, - конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце мое стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

В Индию Духа купить билет?»

Вывеска... кровью налитые буквы

Гласят: «Зеленная», - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковер ткала,

Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шел представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода -

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий,

И за мостом летит на меня

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравье

Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить...

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить.

Март 1920

Почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай»? Как вы понимаете слова В.Иванова «Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён»? Аргументируйте свой ответ.

Докажите, что путь заблудившегося трамвая – это путь в мир мёртвых.

Литературоведы отмечают: «Начав с «преодоления символизма», Гумилёв вернулся к нему, используя символы; акмеистическое бесстрастие к общественной жизни уступило место надлому души, полной ощущения надвигающегося катаклизма». Найдите символы и докажите справедливость данного утверждения.

Обратите внимание, что данному произведению свойственна особая метафоричность. Приведите примеры метафор. Чего добивается поэт, используя данное художественное средство? Что стремится подчеркнуть?

Чем обусловлено появление в стихотворении Гумилёва, не связанных, на первый взгляд, с сюжетом Машеньки и Императрицы. Но, может быть, у вас родилась литературная ассоциация? О ком идёт речь?

Обратимся к последним строчкам произведения. Как вы понимаете их? Какие слова здесь ключевые? Почему?

Приложение №4

Творческие работы учащихся.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ОЛЬГИ КОНЦЕДАЛ НА ТЕМУ

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД ПЛАНЕТ»

Ведущая тема произведения Гумилёва «Заблудившийся трамвай» - тема смерти, предчувствие апокалипсиса, катастрофы. Поэтому центральным образом стихотворения можно считать «Зоологический сад планет». Это метафора-символ и метафора-предмет. Здесь сплетаются воедино акмеизм и символизм. Этот образ – «смысловая воронка», ключ ко всему произведению, ответ на вопрос «Куда «улетел» заблудившийся трамвай?».

«Зоологический сад планет» рождает сложные ассоциации: всё в этом саду претерпевает гибельные изменения. Скалится череп Сатурна; воет волчицей Луна; растекается кровавой лужей Марс; ледяным, мертвящим холодом обдаёт Плутон. Из перевёрнутого звёздного ковша падают срезанные палачом головы.

Вот крушение космического масштаба! Это царство смерти, от него веет холодом и никого не греет «только оттуда бьющий свет».

Лирический герой парит над этим миром зла и ужаса, обозревая прошлое и будущее. Что же он видит? – «Люди и тени стоят у входа в «Зоологический сад планет».

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ВАЛЕНТИНЫ ЗАВРИЧКО НА ТЕМУ

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ САД ПЛАНЕТ»

Образ «Зоологический сад планет» можно представить в виде аллегории.

Древние мифы гласят: «Земля держится на слонах».

Этот слон – символ цветущей, прекрасной Земли. Мир радости, гармонии, света передают тёплые, жизнеутверждающие тона. В этом мире есть место и дому в три окна и серому газону и разноцветному ковру, тканному Машенькой.

Но этот мир хрупок.

Мгновение... И рушится «состав частей земных»!

В письмах Бунина история «Титаника» никак не отразилась; он пишет рассказ «Господин из Сан-Франциско» спустя три года и четыре месяца после гибели парохода. Пароход, на котором плывет господин, называется «Атлантида», как легендарный ушедший под воду остров-государство. Точно так же «Титаник» отсылает к титанам — мифическим существам, противопоставившим себя греческим богам, вступившим с ними в схватку и проигравшим. Как напоминала одна газета, реагируя на символическое название парохода, «Зевс низвергнул сильных и дерзких титанов громовыми ударами. Местом их последнего покаяния стала мрачная бездна, тьма, лежащая ниже глубочайших глубин Тартара».

В рассказе есть мотив, скорее нехарактерный для Бунина, — мотив предчувствия:

«Вежливо и изысканно поклонившийся хозяин, отменно элегантный молодой человек, встретивший их, на мгновение поразил господина из Сан-Франциско: взглянув на него, господин из Сан-Франциско вдруг вспомнил, что нынче ночью, среди прочей путаницы, осаждавшей его во сне, он видел именно этого джентльмена, точь-в-точь такого же, как этот, в той же визитке с круглыми полами и с той же зеркально причесанной головою.
Удивленный, он даже чуть было не приостановился. Но как в душе его уже давным-давно не осталось ни даже горчичного семени каких‑либо так называемых мистических чувств, то тотчас же и померкло его удивление: шутя сказал он об этом странном совпадении сна и действительности жене и дочери, проходя по коридору отеля. Дочь, однако, с тревогой взглянула на него в эту минуту: сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове...»

Иван Бунин. «Господин из Сан‑Франциско»

Рассказ о том, как наивна и смертельно опасна гордыня человека цивилизации, его самоуверенность, его ощущение, что ему подвластно все. Господин из Сан‑Франциско, который рассчитывает все свое путешествие, сталкивается с тем, что рассчитать нельзя, — со смертью, и смерть оказывается сильнее. И под знаком смерти написан весь рассказ.

«Неслучайно у бунинского героя нет имени. Это человек западной цивилизации. Это человек общества потребления, как сказали бы сейчас. Это человек мышления комфорта и отеля. Он становится потребителем, и для него, в общем-то, слушать мессу в Неаполе или стрелять в голубей — это все в одном ряду, это все сходные удовольствия, о которых он размышляет с одинаковым интересом.

А западная цивилизация находится на краю катастрофы — таков, по‑видимому, смысл „Господина из Сан-Франциско“. Конечно, это связано не столько с гибелью „Титаника“, которую Бунин, разумеется, не мог не учитывать. <...> Первая мировая война как будто обозначила для Бунина этот самый кризис западной цивилизации».

Лев Соболев

Тем не менее Бунин показывает и альтернативу — это горцы, молящиеся статуе Богородицы, или рыбак Луиджи. Им простая жизнь по-прежнему важна. 

Конспект

Вячеслав Иванов — поэт, теоретик русского символизма — локальный, «кружковый» классик. Он учился в Берлине у Теодора Моммзена, изучал римскую историю, а потом переквалифицировался в поэты и от Рима обратился к Греции. Он стал заниматься историей религии — и, в частности, объяснял происхождение древнегреческой трагедии через культ Диониса. В его трактовке Дионис был своеобразным предтечей Христа: это умирающий и воскрешающийся бог. Жриц и поклонниц Диониса, которые участвовали в обрядах символического убийства бога, называли менадами; во время этих обрядов они вступали в священный экстаз. Об этом Иванов написал стихотворение «Мэнада», которое было чрезвычайно популярно:

Скорбь нашла и смута на Мэнаду;
Сердце в ней тоской захолонуло.
Недвижимо у пещеры жадной
Стала безглагольная Мэнада.
Мрачным оком смотрит — и не видит;
Душный рот разверзла — и не дышит.

В обращении менады к богу выделяется перебой ритма:

«Я скалой застыла острогрудой,
Рассекая черные туманы,
Высекая луч из хлябей синих...
Ты резни,
Полосни
Зубом молнийным мой камень, Дионис!»

Эту часть стихотворения Иванов изначально написал для трагедии «Ниобея», что подсказывает: этот текст не для чтения, а для произнесения. Когда актриса Валентина Щеголева впервые прочитала «Мэнаду» на вечере у Иванова, все пришли в восторг.

Ритмический прием из «Мэнады» запомнился, затем перешел в стихи Мандельштама и в «Бармалея» Чуковского. Но откуда он взялся? Иванов читал лекции о поэзии и, по воспоминанию слушателей, описывая ритмические богатства русского фольклора, приводил в пример песню «Ах вы, сени, мои сени» — которая вполне могла служить источником для ритма «Мэнады». 

Конспект

«Заблудившийся трамвай» — самое загадочное стихотворение Николая Гумилева. Поэт написал его минут за 40: он говорил, что кто-то ему словно продиктовал его без единой помарки. Стихотворение, очевидно, описывает сон, но что этот сон значит? Известно, что в литературе трамвай — символ движения истории; а у Гумилева он становится символом русской революции. Гумилев действительно вскочил на подножку русской революции: в 1917 году его не было в России, но в 1918-м он вернулся, хотя его отговаривали. В тот момент с пути революции уже невозможно было свернуть — как не может свернуть трамвай.

«Для Гумилева, акмеиста, всегда стремящегося к четкости, ясности поэтической фабулы, этот рассказ о сне действительно довольно удивителен, потому что это рассказ импрессионистский, путаный — это предсмертные стихи, по большому счету».

Дмитрий Быков

Трамвай провозит автора через три ключевых момента человеческой истории: через Неву, где совершилась Октябрьская революция, через Сену, где произошла Великая французская революция, и везет его к Нилу, где, начиная с бегства евреев из Египта, зародилась многовековая борьба против рабства.

Но есть в стихотворении и два специфически русских подтекста — пушкинских. Первый — это «Капитанская дочка».

«Это намек на участь человека в революции, на участь Гринева. Его биография здесь угадана необычайно точно. Человек, у которого есть твердые понятия о чести, человек, который отвечает Пугачеву: „Сам подумай, как могу присягать тебе“, — это и есть, собственно говоря, Гумилев в 1918 и 1919 годах, человек с железным офицерским кодексом чести, оказавшийся в стане Пугачева. И все, что он может здесь делать, это читать лекции студийцам и переводить для горьковской „Всемирной литературы“ Кольриджа или Вольтера».

Дмитрий Быков

Второй пушкинский подтекст, более неожиданный, — это «Медный всадник».

«Ведь, о чем, собственно говоря, пушкинский „Медный всадник“? Разумеется, не о том, что маленький человек расплачивается за гордыню Петра, построившего город на Неве. Весь образный строй поэмы Пушкина говорит, что Петр прав, потому что в результате над приютом убогого чухонца воздвиглись петербуржские башни и сады. Но дело-то в том, что расплачивается за это маленький человек, и расплачивается он не за Петербург, а расплачивается за буйство порабощенной стихии. Когда порабощенная Нева идет обратно в город, это описано в тех же терминах, в каких в „Капитанской дочке“ описано восстание. Наводнение в „Медном всаднике“ — это русский бунт, бессмысленный и беспощадный, и жертвой этой революции становится Евгений, потому что его возлюбленная умерла».

Дмитрий Быков

Блок и Гумилев мало в чем похожи, но восприятие революции у них общее: революция — это гибель женщины, Прекрасной Дамы, Незнакомки, Катьки, Параши или Машеньки. Герой Гумилева пытается спасти возлюбленную и понимает, что обречен сам.

«Революция, этот заблудившийся трамвай, который прокатывается по живым судьбам, не несет свободы, а несет страшное предопределение. Все время хочется крикнуть: „Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон“, а он не останавливается, потому что у революции свой закон, не человеческий. А наша свобода — это только оттуда бьющий свет, только небесное обещание, только звездные послания, которые мы пытаемся расшифровать. Нет свободы на земле, нет свободы в реальности — свобода всегда откуда-то. И в зоологическом саду планет, волшебном космическом будущем».

Дмитрий Быков

«Заблудившийся трамвай» — первое и единственное суггестивное стихотворение у рационалиста Гумилева. Оно словно продиктовано ему из будущего, и в этой манере поэт писал бы потом, но Гумилев озарений и Индий духа нам остался неизвестен. 

Конспект

Логично предположить, что власть в 1930-е должна была скрывать информацию о массовых репрессиях — как, например, о голодоморе. Трудно себе представить, например, театральную пьесу о ГУЛАГе, однако такая была — и даже стала театральным хитом в 1935 году. Это пьеса «Аристократы» Николая Погодина. Драматург написал ее по заказу, ему позвонили, предложили написать произведение о заключенных — строителях Беломорканала, дали сутки на размышление, и он не отказался.

Стройка Беломорско-Балтийского канала была показательной: она должна была продемонстрировать преимущества советского режима и успехи индустриализации. При этом она проводилась в тяжелое время — и решили строить без импортной техники, дорогих материалов и силами заключенных, труд которых не оплачивался. Стройкой вдохновился Максим Горький, и в путешествие по ББК отправились 120 советских литераторов, описавших затем идеализированный быт строителей и перековку бывших уголовников.

Вернувшись с Беломорканала, Погодин решил написать комедию о ГУЛАГе. «Аристократы» из ее названия — это две группы заключенных, отказывающихся перековываться: одни — бывшие уголовники, другие — бывшие интеллигенты.

«Поскольку это была комедия, то Николай Погодин всячески старался публику развлечь. В пьесе очень много каламбуров, блатного языка, остроумных шуток и разных аттракционов. Например, на сцене многократно демонстрируется виртуозность карманного мошенничества. Герои постоянно что-нибудь у кого-нибудь крадут, прячут, и какие-то важные объекты — они переходят из рук в руки многократно в течение нескольких секунд сценического действия. Или заключенные так же легко обманывают лагерное начальство. Например, главный герой Костя Капитан, чтобы устроить свидание с девушкой, в которую он влюблен, обманывает надзирательницу, переодевается в девушку, ложится в кровать в косынке и таким образом веселит советскую публику.
Кроме того, в пьесе были нарочито брутальные моменты, которые должны были советскую публику фраппировать. Герои открыто признаются в убийствах, обучают друг друга смертельным ударам, а в одной из сцен герой, отказываясь работать, калечит себя: берет нож, разрывает тельняшку и режет себе грудь и руки».

Илья Венявкин

Все заканчивается хорошо: уголовники начинают работать сообща и соперничать за знамя ударников труда, а интеллигенты используют свои специальные знания в проектировании. Настоящими героями оказываются чекисты — «инженеры человеческих душ», которые могут найти к человеку подход, чтобы тот переродился. В конце пьеса становится даже сентиментальной: перекованные уголовники плачут.

«Таким образом, ГУЛАГ открыто показывался советской публике. Но при этом он представал в качестве еще одной площадки по созданию нового человека: никаких реально творившихся там ужасов показано не было, а в достаточно веселой и легкой атмосфере главные герои повествовали о своем перерождении.
Слишком долго это продолжаться не могло. Буквально через год после того, как пьеса вышла на сцену, официальная риторика совершила очередной поворот. В 1936 году прошел первый показательный московский процесс против Зиновьева и Каменева. И газеты резко поменяли свой тон. Выяснилось, что больше рассказывать об исправлении уголовников не получается. Риторика переключилась с исправления заблуждавшихся граждан на беспощадное искоренение врагов. Представить себе на советской сцене рассказ о том, как человек осужденный раскаялся и переродился, уже было невозможно. И пьесу Погодина тихо из репертуара убрали».

Илья Венявкин

Конспект

«Рождественский романс» 1961 или 1962 года — одна из визитных карточек Иосифа Бродского; это стихотворение он не прекращал читать и в эмиграции.

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.

Что это за фонарик? Это, конечно, не Вечный огонь, которого еще не было в Александровском саду. Скорее всего, луна. Луна похожа на желтую розу, а месяц по форме напоминает парус кораблика, который плывет в ночном московском небе. Сомнамбулы — это лунатики, а слово «новобрачный» наводит на мысль о медовом месяце; «желтая лестница» — это лестница, освещенная лунным светом, и на «ночной пирог» луна тоже похожа.

Но почему в рождественском стихотворении появляется луна, а не звезда? Потому что в небе над Александровским садом уже есть звезда — кремлевская. И Бродский прибегает к замене, которая становится важным приемом в стихотворении. Мы помним, что Бродский петербуржец. В стихотворении не называется, но постоянно подразумевается река, желтый цвет — это цвет Петербурга Достоевского, поэт называет город столицей. Александровский сад есть и в Петербурге, у Адмиралтейства, на шпиле которого находится кораблик. Таким образом, в стихотворении есть еще одно двоение — это две столицы: подлинная столица, Петербург, и иллюзорная — Москва.

«И тут пришло время задать, пожалуй, самый главный вопрос — зачем Бродскому цепочка этих двоений нужна? Ответ, на самом деле, очень простой. Стихотворение называется „Рождественский романс“, а в финале возникают слова „Твой Новый год по темно-синей“. Вот оно, ключевое двоение, главное двоение. Москвичи, современные Бродскому 1962 года, петербуржцы, да и все вообще советские люди отмечали не главный, не настоящий праздник. По Бродскому, настоящий праздник — Рождество. Вместо него они отмечали праздник-субститут, они отмечали Новый год.
И в свете такой интерпретации давайте внимательно посмотрим еще раз на финал стихотворения:

Твой Новый год по темно-синей
волне средь шума городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

В этих финальных строках собраны мотивы, связанные с Христом. „Как будто жизнь начнется снова“ — воскресение. „Свет и слава“ — мотивы, связанные в христианской традиции с фигурой Иисуса Христа. „Удачный день и вдоволь хлеба“ — это знаменитый рассказ о пяти хлебах. Но все эти образы, связанные с Христом и с Рождеством, сопровождаются страшным и трагическим „как будто“. Как будто, потому что в этой стране в этом году вместо Рождества празднуют Новый год».

Олег Лекманов

Конспект

К 1969 году Фазиль Искандер был уже известным писателем, автором сатирического «Созвездия Козлотура». Оттепельная творческая свобода постепенно сжималась — уже состоялся суд над Синявским и Даниэлем, — и способов творческой реализации оставалось немного: самиздат, тамиздат или эзопов язык. Им и написан рассказ «Летним днем».

«В случае эзоповской литературы творческая задача художника была двоякая — и написать как можно лучше и яснее то, что хочешь, и потрафить цензуре, чтобы провести текст в печать».

Александр Жолковский

Рассказчик встречает симпатичного немецкого туриста, и тот рассказывает, как в годы войны гестаповцы пытались убедить его сотрудничать. Тот не геройствует, но и не соглашается доносить на коллег — ради «сохранения нравственных мускулов нации». Однако с нравственностью все равно не все гладко: герой лжет жене и чуть было не убивает заподозренного в предательстве друга.

«При внимательном чтении оказывается, что слово, словесность, литература в центре повествования. И не просто потому, что литература любит говорить о себе, быть металитературой, но и в более существенном, экзистенциальном и литературно оригинальном смысле. Физик и его друг не просто писали антигитлеровские листовки, что уже некоторый литературный акт. Но они там высмеивали плохой немецкий язык и стиль книги „Майн Кампф“. То есть они критиковали фюрера с эстетико-литературной точки зрения. Дальше: разговаривает немец с рассказчиком на прекрасном русском языке, который выучил, чтобы читать Толстого и Достоевского, великих авторов, писавших на этические темы.
Тем самым Искандер решает сразу две центральные задачи. Этот немецкий физик в сущности переодетый русский интеллигент, поскольку и вся ситуация рассказа искусственно, по-эзоповски замаскированная советская ситуация: написано „гестапо“ — читай „КГБ“. Эзоповское письмо готово замаскировать актуальный сюжет под сказку, под жизнь на другой планете, под древние времена, под события в мире насекомых, но так, чтобы все прекрасно узнавалось читателем».

Александр Жолковский

А «промежуточность» позиции немецкого физика, отказывающегося и от прямого сотрудничества с гестапо, и от прямого геройства, повторяет половинчатость ситуации, в которой оказывается писатель, пишущий по‑эзоповски, — то есть сам Искандер.

У немца-физика в рассказе есть отрицательный двойник — это розовый советский пенсионер, сидящий за соседним столиком в кафе и беседующий о литературе с пожилой женщиной с явной целю показать свою образованность и власть.

«Он тоже в возрасте, тоже, значит, пережил эпоху тоталитаризма (в его случае сталинизма) и тоже любит словесность. Но он совершенно ничему не научился, совершенно не умеет читать и в результате по‑прежнему верит советским газетам. Его внимание к слову сугубо поверхностно, формально, бесплодно. Его интерес, интерес к литературе, не этичен, не серьезен, не экзистенциален, а направлен исключительно на властные игры с жалкой и беспомощной женщиной».

Александр Жолковский

Конспект

Вопреки слухам, появившимся после публикации «Дома на набережной» в 1976 году в журнале «Дружба народов», эта повесть (или маленький роман) легко прошла цензуру. Действие разворачивается в трех временных срезах: 1937, 1947, 1972 годы. В романе ни разу не названо имя Сталина, но всем понятно, что роман о сталинизме, страхе, политическом выборе и моральном крахе человека, вступившего в сделку с системой.

В роман зашита история самого Трифонова и его произведения. В 1950-м, в разгар антисемитской кампании по борьбе с космополитами, он написал конъюнктурную повесть «Студенты» — о студентах МГУ, сталкивающихся с преподавателями-космополитами и осуждающих их. Тем самым Трифонов переступил через себя: его родители были репрессированы. «Студенты» получают Сталинскую премию, а Трифонов воспринимает этот успех как катастрофу и надолго замолкает.

Герой «Дома на набережной» Вадим Глебов должен совершить выбор: он со своим учителем Ганчуком, попавшим под политическую кампанию, или не с ним. При этом Ганчук не ангел — и отступить легко, но предавая его, предаешь себя. В другом временном плане герой ломает жизнь одноклассникам, донося на них.

«И Трифонов начинает вскрывать механизмы политического террора. Политический террор, согласно Трифонову, замешан не на идеалах, пускай ложно понятых, и даже не на простой человеческой слабости, а круто замешан на зависти. <...> Герой Глебов живет фактически в барачном доме. И он завидует детям высокопоставленных номенклатурных деятелей, которые учатся с ним в одном классе. Он мечтает жить в Доме на набережной. Это символ советского могущества, это символ советского успеха, это символ власти, к которой он хочет приобщиться, и он ставит перед собой цель — он будет жить в Доме на набережной.

И со своим учителем Ганчуком он связан не столько отношениями научной преемственности, сколько мечтой проникнуть в Дом на набережной, где этот Ганчук живет. Ради этого разворачивается любовный роман, и он предает любовь. Ради этого разворачивается его научная карьера, и он предает науку. Ради этого он то ли готов, то ли не готов предать своего учителя».

Александр Архангельский

Героя от прямого предательства спасет случай, но человеком вновь он больше стать не может. А роман Трифонова от излишнего морализма спасает то, что герой — это проекция самого писателя. Беспощадный к себе, он оказывается вправе предъявлять моральные счеты и своему времени. 

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» написано в 1919 году, в самый разгар гражданской войны в России, когда отличающиеся чувствительностью к массовым народным настроениям поэты не могли не выражать свои мысли в творчестве. В частности, Николай Степанович Гумилёв, являющийся патриотом, остро переживает это явление. Основные настроения, выражаемые поэзией – это удивление и непонимание. Лирический герой переживает историю, которая кажется ему непонятной, противоестественной и нереальной. В то же время он осознаёт, что причастен к ней против своей воли:

Как я вскочил на его подножку, было загадкою для меня.

Вместе с тем он бессилен что-либо изменить ни глобально (так сказать, остановить трамвай), ни даже отстраниться от путешествия, вырваться из порочного круга:

Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон.

Само название несёт в себе, во-первых, тяжесть и бездушность, выражаемые образом трамвая, который не разбирает своего пути, тяжело разгоняется и с трудом способен затормозить. Во-вторых, заблудившийся трамвай – своего рода оксюморон, поскольку трамвай передвигается по проложенным рельсам, то есть он либо сошел с рельс и мчится, не разбирая дороги, либо все проложенные пути кажутся ему неверными и тупиковыми, и поэтому он мечется в поисках.

По ходу стихотворения происходит эволюция мировосприятия лирического героя. Сначала его преследуют лишь страшные и злые параллели с реальностью; проблема вечной борьбы за свободу, которая, по сути, является самообманом, затрагивает весь мир: «Через Неву, через Нил и Сену», «Нищий старик, - конечно, тот самый, что умер в Бейруте год назад». Пугающие картины пренебрежения человеческой жизнью: «Вместо капусты и вместо брюквы мёртвые головы продают» диссонируют с образом Машеньки, в котором заключается образ дореволюционной России с издавна сложившимися порядками и жизненным укладом: «Там отслужу молебен о здравье Машеньки и панихиду по мне». В конце стихотворения лирический герой видит истинный путь: «Понял теперь я: наша свобода – только оттуда бьющий свет», «Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине». Однако понимает, что заблудившийся трамвай уже прошел точку возврата: «Поздно. Уж мы обогнули стену».

Настроение автора формируется под влиянием происходящей войны, поэтому стихотворение наполнено неожиданными сравнениями и странными символами: «с лицом как вымя», «мчался он бурей». Обращает внимание то, что более созвучные рифмы присутствуют в части, где появляется образ Машеньки: светлице – Императрице, свобода – у входа, жить – грустить, православье - о здравье; тогда как в начале: крылатой – вагоновожатый, тут – продают.

Личное впечатление о стихотворении заключается в том, что оно заставляет задуматься об окружающем мире, осознать своё место в круговороте событий. Вместе с тем, своим стихотворением автор хотел предупредить Россию от нового ошибочного шага, ведь никакое потрясение не может принести стабильности и спокойствия.

"Заблудившийся трамвай" - стихотворение Гумилева, включенное в "Огненный столп", последний его сборник. считается одним из лучших и самых известных в творчестве поэта. В нашей статье представлен его краткий анализ.

Стихотворение Гумилева "Заблудившийся трамвай" очень любят анализировать разлчные критики и литературоведы. Оно притягивает их внимание, во-первых, как любой шедевр, а во-вторых, в нем проявилось большое литературное новаторство автора. Тем не менее, несмотря на колоссальное новаторство, в произведении автор также следует традиции. Еще одна причина, по которой "Заблудившийся трамвай" притягивает внимание исследователей, заключается в том, что в нем видны отсылки Николая Степановича к вехам своей жизни.

Особенности анализа стихотворения

Необходимо вкратце отметить некоторые общие моменты, прежде чем проводить анализ. Стихотворение Гумилева "Заблудившийся трамвай", несмотря на новаторство, имеет все основные особенности своего жанра. Сюжетообразующей единицей в лирике, в отличие от драматических и эпических жанров, является переживание, эмоция, чувство, а не событие. Кроме того, по своей сути любое стихотворение метафорично, а метафора тяготеет к символу. Следует заметить, что это произведение было написано на одном дыхании, на вдохновении. Оно не относится к числу стихов, которые дотошно и кропотливо "конструируются", поэтому требуют такого же дотошного и кропотливого разбора. Вовсе не так следует осуществлять его анализ.

Стихотворение Гумилева "Заблудившийся трамвай" нельзя понять, следуя привычному способу интерпретации. Логика творений, созданных на одном дыхании, несколько иррациональна. Их не сможет "разобрать" ни один критик. Никому не под силу разложить их гениальность на составляющие части. Этим и прекрасны такие произведения.

Размер

Итак, начнем наш анализ. Стихотворение Гумилева "Заблудившийся трамвай" написано дольником. Для чего же автор выбрал этот размер, зачем понадобились разделять ударные слоги неравномерными интервалами? Если прочесть стихотворение вслух, акцентируя ударения, мы заметим, что их ритм напоминает стук колес. Дольник в этом произведении "озвучивает" движение трамвая, что усиливает художественный эффект.

Хронотоп

При рассмотрении содержания бросается в глаза то, что "Заблудившийся трамвай" - стихотворение Гумилева, имеющее необычный хронотоп (взаимосвязь пространственных и временных отношений). Источником образа трамвая является реальный прототип, который автор увидел утром на улице Петрограда. Однако между ним и трамваем, представленным в стихотворении, имеющим явно потустороннюю природу, пролегает большая пропасть. Они как будто из разных миров.

Звуки

Звуки, которые сопровождают его появление, вполне реальны, если мы будем рассматривать их буквально. Это крик птиц, гром, стук, звон. Именно этими звуками сопровождалось движение трамвая во времена Гумилева. Однако формулировки стихотворения говорят нам о том, что природа этих звуков символическая. Благодаря этому все произведение переводится в символическую плоскость, в которой и нужно рассматривать "Заблудвшийся трамвай". Стихотворение Гумилева можно правильно понять, только следуя этой установке.

Итак, звуков всего 3: дальние громы, звоны лютни, вороний грай. У Гумилева лютня, как и волшебная скрипка, является символом миссии поэта, подобно лире в творчестве Пушкина. Кроме того, это знак условно-средневекового, легендарного времени, в котором существует художник слова любой эпохи. Следующий звук, вороний грай, - это плохое предзнаменование, рок, гибель, смерть. Гром - это битва, небесная или земная, а также признак присутствия сверхъестественной силы, как показывает анализ.

Стихотворение "Заблудившийся трамвай" невозможно понять, если не знать, куда движется трамвай. Давайте вместе разберемся.

Куда движется трамвай

Лирический герой стихотворения становится пассажиром против собственной воли. Трамвай - это некая сила, которая намного могущественнее человека. Ведь недаром в воздухе за ним остается огненный след. Куда же движется этот трамвай, что же это за сила?

Следует отметить, что вагоновожатый есть, однако он безучастен и не реагирует на просьбу лирического героя остановиться. В соответствующей строфе хронотоп внезапно и страшно меняется. Еще совсем недавно трамвай был на улице, хотя и незнакомой. Теперь же он вдруг мчится "крылатой" и "темной" бурей. Самое главное здесь то, что трамвай "заблудился в бездне времен".

"Бездна времен"

Различные исследователи по-разному интерпретировали это место стихотворения. К примеру, Елена Куликова считала, что трамвай подобен кораблю-призраку, затерянному во времени. Существует и версия, согласно которой автор описывает путешествие по загробному миру. Этой точки зрения придерживается Юрий Зобнин. Он считает, что стихотворение Гумилева отсылает нас к "Божественной комедии" Данте. Вагоновожатый исполняет роль Вергилия, которого затем сменяет Машенька - Беатриче.

Как же нам понять, где замысел и логика автора, а где наши собственные ассоциации? Как сделать объективным наш анализ? Стихотворение "Заблудившийся трамвай" - не единственное в своем роде у Гумилева. В контексте его творчества "бездна времен" появляется несколько раз. Николай Степанович уже не раз использовал этот образ, к примеру, в своем стихотворении "Стокгольм". Здесь мы также встречаем переходы "времен" и "пространств", в которых "заблудился навеки" лирический герой. Не случайно стихотворение было названо автором "Заблудившимся трамваем".

Кроме того, звуки в "Стокгольме" подобны тем, что мы слышим в интересующем нас произведении. Это мощный грохот и гул, звон колокола, звуки молитвы. Гумилев в "Письме о русской поэзии" отмечал, что религия и поэзия - две стороны одной монеты. Поэтому в творчестве Николая Степановича пение скрипки, лютни, лиры и молитва практически равнозначны.

Мотив сна в произведении

Продолжим анализ стихотворения "Заблудившийся трамвай" по плану. Это произведение, в котором герою как будто снится его жизнь. Он наблюдает ее стремительное движение через окно трамвая. Как известно, человек перед смертью как бы видит свою жизнь, которая проносится перед ним. Можно сказать, что "Заблудившийся трамвай" - это пророческое стихотворение. Об этом можно судить не только потому, что в нем присутствует эпизод казни героя, но и потому, что движение трамвая выглядит как описание воспоминания его жизни, которая промелькнула перед смертью. Именно поэтому лирический герой тревожно и настойчиво просит вагоновожатого остановиться, однако это оказывается невозможно.

Развитие образа трамвая в русской литературе

В русской литературе этот образ Гумилева напомнит о себе еще не раз. Это произойдет, к примеру, в "Мастере и Маргарите" Булгакова, где будет и трамвай, и отрезанная голова, и вагоновожатый. Очень глубоко и интересно этот образ раскроется и в финале "Доктора Живаго" Пастернака, в эпизоде смерти главного героя. Юрий умирает в трамвае, в это время гремит гроза, герой смотрит в окно.

Новаторство Гумилева

Использованный автором прием был новым для русской поэзии. Анализ стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай" провел Валерий Шубинский. Он отметил, что это произведение стало предтечей "русской семантической поэтики". Многие современники не поняли этот стих, поскольку интерпретировали его "по старинке", ища реальные прототипы созданных Гумилевым образов. К примеру, Анна Ахматова полагала, что старик, который промелькнул за окном трамвая, - реальное лицо. Возможно, это так и было, а может быть и нет. Это не так важно, ведь данная деталь стихотворения только усиливает ощущение тревожного сна, в котором так легко смешиваются мертвое и живое. Герой очень интересно реагирует на появление старика, которого он воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Да, это тот человек, который год назад умер в Бейруте. То, что наяву является невероятным, становится самоочевидным во сне. Все это нужно учитывать, рассматривая стих "Заблудившийся трамвай" Гумилева.

Краткий анализ этого произведения - задача непростая. К сожалению, и сегодня некоторые исследователи продолжают пытаться объяснить необъяснимые вещи буквально. В своих выводах они порой уходят очень далеко, однако этот подход изначально неверен. В стихотворении Гумилева несколько мотивов, которые действительно имеют связь с реальностью, причудливо соединены в некое художественное целое, так же причудливо, как события дневной жизни порой соединяются во сне. У сна имеется логика, но она иная. Его невозможно объяснить логикой яви. Она может только разрушить его.

На этом мы закончим анализ стихотворения Н. С. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Об основных особенностях этого произведения мы рассказали. Анализ стихотворения Гумилева "Заблудившийся трамвай" краткий, вы можете дополнить его собственными размышлениями.

Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: «Зеленная»,- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Стихотворения, написанные в период «позднего Гумилёва», сложны и символичы. Практически каждое из них — это погружение в себя. «Заблудившийся трамвай» — одно из таких.

Этот стих — погружение автора в себя. Гумилев негативно относился к происходящему в стране. Его не устраивала революция, и он считал, что страна отдана варварам на истерзание. Название абсурдно, ведь трамвай не может заблудиться, но в этом стихотворении трамвай — метафора, которая подразумевает всю страну, погрязшую во вранье и вымышленном патриотизме. «Как я вскочил на его подножку» отмечает поэт. Это связано с тем, что Гумилёв 10 месяцев проживал за границей, а в России оказался случайно во время революции и из-за своих политических убеждений стал невыездным. Сначала поэт не собирался покидать Родину, напротив, считал себя свидетелем событий, которые принесут России настоящую свободу, но спустя несколько лет признал, что теперь ему придётся жить в бесправном государстве, которым управляют бывшие крестьяне.

Поэт отправляется мысленно в страны, любимые им, но одновременно понимает, что не будет счастлив, даже если уедет за границу. Ведь воспоминания об ужасах революции будут всегда его преследовать в любом уголке мира и никуда от них не деться.

Гумилёв предполагает свою смерть, и палачом будет та самая власть крестьян. Но этот его не сильно омрачает. Намного печальнее то, что его прежней Родины, прежней России больше нет и не будет. И он не в силах что-либо изменить.

Машенька, к которой поэт обращается — собранный образ той России до революции, которую Гумилёв так сильно любил, образ его настоящей Родины. И поэтому он не может смириться с тем, что прошлую страну уже не вернуть назад, но все же восклицает, не веря, «Может ли быть, что ты умерла!». Это говорит о том, что Гумилёв до последнего надеялся на то, что крестьянская власть сгинет и все вернется в прежнее русло, но в то же время он прекрасно осознавал, что ничего назад не вернуть.

Это стихотворение доказывает то, что Гумилёв не будет участвовать в фарсе, который те самые крестьяне называли светлым будущем». Он требует: «Остановите трамвай!». Но остановить его никто не может и поэту приходиться ехать дальше, с горечью осознавая, что «дом в три окна и серый газон», которые промелькнули в окне, останутся в прошлом навсегда. Только когда произошла революция, поэт по-настоящему понимает, как дорога ему была та прежняя страна! «Я никогда не думал, что можно так сильно любить и грустить».

Похожие статьи

  • Можно ли изменить свою Ауру?

    В настоящее время активно ведутся споры о том, действительно ли существует аура, известная также как биополе человека, или это только выдумки шарлатанов и медиков, практикующих нетрадиционную медицину. Конечно, существование некой...

  • Культ Ошо (Бхагаван Шри Раджниш)

    Ошо, известный также как Бхагван Шри Раджниш, - просветленный мастер нашего времени. «Ошо» означает «Подобный океану», «Благословенный». Ошо один из тех, кто обнаружил дверь, ведущую в жизнь в бесконечности настоящего. Он назвал себя...

  • Ошо (Бхагван Шри Раджниш)

    11 декабря 1931 - 19 января 1990 Ошо родился 11 декабря 1931 года в Кушваде (Центральная Индия). В семье его очень любили, особенно дедушка, который дал ему имя “Раджа”, что значит “царь”. Все свое детство он провел в доме деда. Отец и...

  • Особенности развития древнегреческой цивилизации

    Граница III и II тысячелетий до н. э. стала отправным моментом возникновения ранньокласових обществ в районе большого Средиземноморья - центра развития цивилизаций, которые со временем стали принципиально отличаться от тех, что возникли и...

  • Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи

    В православии насчитывается 7 смертных грехов. Считаются семью смертными грехами: гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние, ведущие к более тяжким грехам и гибели души. Список смертных грехов основан не на библейских, а...

  • Расклады таро для начинающих

    Важно помнить , что карты Таро не смогут дать точный и конкретный ответ на поставленный вопрос. Они не ответят - "да" или "нет". Карты помогают принять правильное решение, показывая, каковы могут быть его последствия, но принимать решения...