Воля биология. Урок: Воля, эмоции, внимание. Сила воли и волевая регуляция

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Из каких этапов складывается волевой акт?

Волевой акт складывается из нескольких этапов:

1. выбор цели;

2. выбор средств для достижения цели;

3. действия для достижения цели;

4. результат и его оценка.

Таким образом, процессы волевого действия являются в значительной степени результатом мыслительных действий, которые предваряют мышечную деятельность и контролируют ее.

Вопрос 2. Почему эмоциональные реакции одинаковы у всех людей?

Плач, смех, проявления удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости. Эмоциональные реакции одинаковы у всех людей, так как они вырабатывались в процессе эволюции для всего вида.

Вопрос 3. Как люди переживают эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, депрессию? Что такое эмоциональные отношения?

Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть - все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.

Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеяного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты, и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.

Вопрос 4. Какими свойствами обладает внимание?

Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечёмся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значительно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.

Вопрос 5. Как заставить себя быть внимательным?

Чтобы быть внимательным, следует прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рассеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают упражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии среди других, которые ее маскируют.

Для выработки умения переключать свое внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания - умение активно работать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последовательно добиваться их решения.

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Что такое волевые действия?

Волевые действия - это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.

Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда - тормозную.

При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную (к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.

Вопрос 3. Какое значение имеют внушаемость и негативизм?

Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости. Если человек действует наперекор лидеру - о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.

Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.

Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.

Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.

Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.

Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.

В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.

Вопрос 6. Что такое стресс?

Стресс - состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.

Вопрос 7. Что такое внимание?

Внимание - внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.

Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?

Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания. Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?

В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.

>> Воля, эмоции, внимание

§ 57. Воля, эмоции, внимание

1. Из каких этапов складывается волевой акт?
2. Почему эмоциональные реакции одинаковы у всех людей?
3. Как люди переживают эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, депрессию? Что такое эмоциональные отношения?
4. Какими свойствами обладает внимание?
5. Как заставить себя быть внимательным?

Волевые действия.

Под волей обычно понимают сознательную саморегуляцию поведения человека, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, преодолевать их, и тормозную, способную удерживать себя от нежелательных поступков.

Деятельность человека или животного побуждается потребностями. Нередко бывает, что в одно и то же время человек испытывает несколько разных желаний .

Первый этап волевого акта начинается с выбора цели. Часто сталкиваются сиюминутное желание, подкрепленное приятной перспективой, и дело, которое необходимо сделать, но которое не доставляет никакого удовольствия.

Правильный выбор далеко не всем и не всегда дается легко. Он является результатом борьбы мотивов (побуждений).

Следующим этапом волевой деятельности является выбор средств для достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажется ему лучшим. И выбор цели, и выбор способа ее достижения являются мыслительным процессом, в котором обдумываются результаты действия, как конечные, так и промежуточные. Обычно это происходит раньше выполнения самого действия. И когда оно начинает претворяться в жизнь, человек непрерывно сверяет полученные результаты со своим замыслом. В зависимости от совпадения или несовпадения промежуточных и конечных результатов с тем, что задумано, человек прекращает свою работу или перестраивает ее.

Таким образом, процессы волевого действия являются в значительной степени результатом мыслительных действий, которые предваряют мышечную деятельность и контролируют ее.

Внушаемость и негативизм.

Волевой человек взвешивает предложение. Он соглашается, если оно соответствует его намерениям, или отвергает, если оно для него не подходит. Волевой человек никогда не действует автоматически.

Люди, которые не отличаются самостоятельностью, поступают иначе. Они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае можно говорить о внушаемости, во втором о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли.

И в первом и во втором случае выбор цели и выбор способа действия отсутствуют. Действия навязаны со стороны, они не осмыслены, импульсивны и отличаются только по знаку.

Эмоции.

В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию. Благодаря работе этих центров человек и животные оценивают полученную информацию с точки зрения важности ее для организма: пользу или вред она предопределяет? Например, радость и удовольствие от удачно проведенного дела закрепляют в памяти действия и стимулируют применение их в дальнейшем.

Эмоциональные реакции.

Плач, смех, проявления удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости.

Эмоциональные состояния.

От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональные состояния. У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.

Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки и потерять над собой волевой контроль - это состояние аффекта. Именно в таком состоянии царь Иван Грозный убил своего сына.

Остекленевшие глаза царя, показанные на картине Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», кажутся безумными и отрешенными.

Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеяного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты (см. § 53), и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.

Стресс.

В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведет к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский ученый Ганс Селье назвал стрессом.

Эмоциональные переживания развиваются еще до начала работы и связаны с оценкой задачи и необходимых для ее решения усилий. Обычно это состояние тревоги в сочетании с переживаниями неуверенности в успешном решении задачи.

Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.

Эмоциональные отношения.

Наряду с эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения. Их обычно называют чувствами. Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть - все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

Чувства не всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

Внимание.

Направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется вниманием.

В центре внимания могут оказаться не только внешние события, но и внутренние переживания: воспоминания, размышления, обдумывание тех или иных поступков, пути решения возникших проблем.

При очень напряженном внимании изменяется даже облик человека. У него возникают движения приспособительного характера: он прислушивается, всматривается, стараясь максимально получить необходимые для него сведения.

Физиологические основы внимания.

Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс . Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее, ярче и значимее будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

Эмоционально значимые вещи и события сильнее привлекают внимание, чем неинтересные и однообразные.
Непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной непроизвольного внимания. То же происходит при восприятии интересного или эмоционально значимого события. Мы можем долго, не отвлекаясь и не делая над собой усилий, читать интересный роман, смотреть кинофильм или пьесу.

Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения волевых усилий. Человеку необходимо заставить себя выполнять неинтересную, но необходимую работу. В процессах произвольного внимания принимают участие лобные отделы коры большого мозга. Они управляют активирующими системами мозга так, чтобы активация направлялась в нужное место и в соответствующий момент времени.

Основные свойства внимания.

Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечёмся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значиельно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.

Рассеянность.

Невнимательность человека называют рассеянностью. Она может происходить по двум причинам. Во-первых, из-за слабости произвольного внимания. Любое внешнее событие вызывает непроизвольное внимание и отвлекает от основной деятельности. Во-вторых, рассеянность может быть вызвана излишне концентрированным вниманием, когда все оно направлено на решение основной задачи, а любые посторонние события просто не замечаются. Причина этого недостатка в слабой способности распределять и переключать внимание.

Воспитание внимания.

Чтобы быть внимательным, следует прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рассеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают упражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии среди других, которые ее маскируют.

Для выработки умения переключать свое внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания - умение активно работать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последовательно добиваться их решения.

Волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, само действие, оценка результатов; внушаемость, негативизм; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния: аффект, стресс; эмоциональные отношения; внимание: непроизвольное и произвольное, устойчивое и колеблющееся, рассеянность.


1. Что такое волевые действия?
2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда - тормозную.
3. Какое значение имеют внушаемость и негативизм?
4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
6. Что такое стресс?
7. Что такое внимание?
8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
9. Каковы физиологические основы внимания?

1. Охарактеризуйте основные виды внимания.

2. Герой гоголевской повести «Шинель» Акакий Акакиевич так был влюблен в свое дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова ее причина.

Лабораторная работа

Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды (по рисунку 119) в различных условиях

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.


Предварительные пояснения.
Попытайтесь представить усеченную пирамиду (рис. 119), обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30 с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте таблицу Ход работы



I. Определение устойчивости непроизвольного внимания. Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число колебаний внимания за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответствующие графы таблицы.

II. Удержание образа произвольным вниманием. Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но постарайтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложился. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занесите в протокол.

III. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом. Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат - ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз возвращайтесь к исходному образу и продолжайте «обставлять» комнату. «Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

Обсуждение результатов . Обычно наибольшее число колебаний внимания наблюдается при непроизвольном внимании.

При произвольном внимании с установкой удерживать сложившийся образ число колебаний внимания уменьшается, но выполнение этой инструкции требует больших усилий, потому что и картинка и установка остаются теми же. Поэтому человеку приходится непрерывно бороться с угасанием внимания. В третьем случае у многих испытуемых колебания внимания практически не проявляется, хотя изображение пирамиды остается одним и тем же. Это результат того, что каждый последующий поиск создает новую ситуацию, вызывает рассогласование между тем, что сделано, с тем, что предстоит сделать. Это и поддерживает устойчивость внимания.

Работа 188.

1. Дайте определение воли (см. параграф 61).

Сознательная регуляция человеком своего поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2. Приведите пример волевого акта (действия) и проанализируйте этапы этого процесса:

1) Осознание потребности действия потребность приобрести книгу .

2) Борьба мотивов и выбор цели купить? взять в библиотеке? попросить у друга?

3) Выбор способа действия сходить в библиотеку .

4) Осуществление действия поход в библиотеку .

5) Контроль и коррекция результатов увидев, что в библиотеке нет книги, человек решил спросить у друга .

Работа 189.

1. Приведите примеры следующих проявлений эмоций.

Эмоциональные реакции плач, смех.

Эмоциональное отношения (чувства) любовь, ревность.

Эмоциональные состояния волнение, тревога.

2. В каких случаях возникают положительные эмоции а в каких отрицательные?

В зависимости от ситуации эмоции человека носят разный характер и выражают его отношение к происходящему.

3. Определите состояние царя Ивана Грозного, изображенного на картине И. Репина (с. 77).

Осознание содеянного, душевная мука.

Работа 190.

1. Проанализируйте волевой акт человека в состоянии внушения и негативизма. Заполните таблицу.

2. Закончите высказывание.

При внушении и негативизме осознанность поступков невозможно .

Проверьте ответы по параграфу 61.

Работа 191.

Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется внимание . Внимание может быть непроизвольным и произвольным . Внимание возникающее помимо воли человека, называется непроизвольным , а внимание, направляемое сознательным намерением человека, - произвольным .

Работа 192. Определите колебания внимания (см. параграф 61, статья “Внимание”).

Оборудование : секундомер; лист бумаги; карандаш.

Пояснение . На рисунке дано двойственное изображение - усеченная пирамида, которую можно представить обращенной усеченным концом к вам и от вас. Вы должны увидеть оба изображения. Если они сменяют друг друга, вы готовы к опыту, так как эт свидетельствует о начале колебания внимания между двумя конкурирующими изображениями. Результаты опыта запишите в таблице, сделайте выводы.

Условия опыта Результаты Выводы
1. Колебания непроизвольного внимания. Определите, сколько раз изменился образ пирамиды за 30 с. Каждое изменение образа регистрируйте черточкой на бумаге. Число изменений соответствует числу колебаний за 30 с. Чтобы получить число колебаний за минуту, полученный результат нужно удвоить. 58 колебаний в минуту В среднем за 1 секунду образ пирамиды изменяется 1 раз. Это скорость колебаний непроизвольного внимания.
2. Колебания произвольного внимания. Усилием воли попытайтесь удержать этот образ, который сложился. При перемене образа - удерживайте новый. Остальные условия сохраняются. 18 колебаний в минуту На одно колебание в среднем уходит 3 секунды
3. Колебания внимания при активной работе с объектом. Представьте, что на рисунке изображена комната. Маленький квадрат - ее задняя стенка. Ваша задача - мысленно, ничего не рисуя, ее обставить: найти место для дивана, шкафа, телевизора и прочей мебели. На выполнение дается 30 с. Число колебаний внимания измеряется прежним способом. 53 колебаний в минуту При попытке сосредоточится на объекте наблюдается постоянная смена внимания.

Работа 193.

1. Потренируйте свое внимание (см. Приложение, с. 268, рис. 108 и 109).

2. Назовите и кратко охарактеризуйте две причины рассеянности.

1) Слабость произвольного внимания

2) Глубокая сосредоточенность на определенном занятии.

Какая причина связана с устойчивой доминантой? (См. параграф 58) 2.

3. Умеете ли вы переключать свое внимание с одного предмета на другой? Ответ будет положительным, если за 3-4 минуты вам удастся найти на рисунке 30 цифр.

Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.

Что такое внимание

Существует несколько видов, на которые делится это понятия. Каждый из них не просто выдуман, а имеет причины возникновения, и формы проявления.

Внимание бывает:

  1. произвольное
  2. непроизвольное.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек прикладывает усилие воли к чему-либо.

Непроизвольное внимание – случайность. Человек не принимает здесь никакого осознанного участия.

Характер человека можно описать по тому, на что и как он обращает внимание преимущественно. Произвольное внимание присуще не всем живым организмам. Это – исключительно человеческая особенность. Животные же, в свою очередь, имеют только непроизвольный вид. Управление сознанием живых существ и создало внимание.

Каждый человек не может делать только то, что хочет, если он пытается достичь определенных целей в своей жизни. Именно воля, эмоции, внимание дают возможность достичь любых высот. Произвольное внимание формируется путем постоянного обучения и закрепления своих знаний методом практики.

Физиология также дает свое объяснения процессу произвольного внимания. Оно появляется в коре головного мозга и поддерживается постоянно импульсами, которые направлены от сигнальной системы. Процесс труда постоянно влияет на формирование произвольного внимания. Чем дольше человек его удерживает, тем сильнее он устает умственно и физически. Для того, чтобы не испытывать переутомление, необходимо постоянно чередовать труд. Как известно: “Лучший отдых – это смена деятельности”. Потому после тяжелого задания, приступите к чему-то полегче, а затем – снова возьмитесь за тяжелое. Другой вариант – огромная заинтересованность для концентрации внимания.

Взаимосвязь воли и эмоций

Конечно же, воля и эмоции понятия не только совместимые, но тесно связанные между собой. Для удачной концентрации внимания на чем-либо, необходимо приложить усилия воли. Затем человек вникает в содержание материала и следит за ним без напряжения. Это внимание называется послепроизвольным. Некоторые психологи его также называют произвольным. Факт в том, что процесс обучения теперь становится легче, человек гораздо реже чувствует усталость. Эмоции, которые получает человек от изучаемого материала прямо влияют на его дальнейшее обучение.

Также внимание делится на виды в зависимости от того, куда оно обращено:

  1. Внешне-направленное внимание – предметы мира материального.
  2. Внутренне-направленное внимание – мысли, чувства, воспоминания.

Последний вид часто бывает непроизвольным, если человек отвлекается на что-то во время работы. Причина здесь – невнимательность.

Произвольное внимание акцентируется только на том, что необходимо человеку в данной сфере работы.

Непроизвольное внимание не нуждается в воле, поскольку здесь не нужно сосредотачиваться на чем-то конкретном.

Произвольное внимание подразумевает под собой постоянное участие воли. Этот вид связан с наличием разных интересов, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но при выборе одной цели, человек подключает волю, тем самым подавляет другие интересы.

Для того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном и достигнуть высот, необходимы благоприятные условия работы. Каждый человек в праве сам выбрать режим и вид работы. Здесь нужно выбирать золотую середину. Качественное выполнение работы не может производиться в чрезмерном шуме и совершенной тишине.


Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный медицинский университет
имени академика И. П. Павлова
Федерального агентства по здравоохранению
и социальному развитию»

Реферат на тему
«Воля в психологии»

Выполнила: Милова С., студентка 1 курса,
лечебного факультета, 9 группа
Проверила: Петрушина Л. В., доцент кафедры
психологии с курсом педагогики

Рязань 2011
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………… 3
ГЛАВА I. Волевая сфера личности ………………………………………........ 4
1.1. Произвольные действия и их особенности………………………………. 4 – 5
1.2. Анализ сложного волевого действия……………………………………... 5 – 7
1.3. Основные качества воли…………………………………………………… 7 – 8
ГЛАВА II. Развитие воли у человека………………………………………….. 8 – 10
2.1. Условия развития воли у человека……………………………………….. 10 – 11
2.2. Волевые качества личности……………………………………………….. 11 – 13
2.3. Развитие волевых качеств…………………………………………………. 13 – 17
ГЛАВА III. Констатация волевых расстройств………………………………. 18
3.1. Волевые расстройства……………………………………………… ………18 – 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………. 21 – 22
Список используемой литературы…………………………………………….. 23

Введение.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью – утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .
Основные признаки волевого акта:
- приложение усилий для выполнения волевого акта;
- наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
- усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
- нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя;
- сфера развитие воля личность.

Глава I. Волевая сфера личности

Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения цели . Воля является одним из важнейших условий человеческой деятельности.
Волевую деятельность нельзя сводить к активности организма и отождествлять с ней. Активность свойственна и животным. Они, удовлетворяя свои биологические потребности, адаптируясь к условиям жизни, оказывают длительное влияние на окружающую природу, но это происходит без определенного намерения с их стороны.
Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое переживает человек, преодолевая внутренние и внешние трудности в стремлении к действию или в сдерживании себя.
Произвольные действия детерминированы, как и все другие действия человека, но поскольку они вызываются следами в коре головного мозга от предыдущих раздражителей, то иногда кажется, что они возникают сами по себе, без причины. То, что двигательный участок коры больших полушарий головного мозга является одновременно и сенсорным, играет важную роль в регуляции волевых действий. В процессе волевых действий от исполнительного аппарата в кору головного мозга поступает информация о характере действий, где она сопоставляется с образом запланированного действия, опережая его результаты. Такое сопоставление исполняемого действия с его образом способствует уточнению рефлекторного акта в соответствии с тем, к чему стремится человек .

      Произвольные действия и их особенности
В волевой деятельности различают произвольные и непроизвольные действия.
Действие – одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действие всегда направлено на достижение некоторой цели. Целостное действие состоит из трех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля .
Действие – структурная единица поведения, деятельности человека, обеспечивающая его взаимодействие с предметным миром. По психологическому строению действие включает цель, способ и условия выполнения. С помощью цели предварительно намечается тот результат, который достигается в конце действия.
Способы действия служат такому преобразованию предмета, которое приведет к достижению цели. Условия выполнения действия составляют неспецифические особенности предмета действия и особенности состояния человека в момент выполнения действия. По структуре психической регуляции действие состоит из двух основных частей: а) регуляционной и б) исполнительной. Все действия человек усваивает в процессе обучения .
Непроизвольными действиями называют неосознаваемые действия и движения. Это, прежде всего, движения, которые вызываются безусловными раздражителями и осуществляются подкорковыми отделами центральной нервной системы. Они связаны с защитой организма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей. Непроизвольные движения могут быть не только, безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными. Непроизвольные движения не осознаются, а, следовательно, и не контролируются. Чаще всего это бывает тогда, когда раздражители действуют внезапно, неожиданно.
Произвольные действия и движения всегда сознательны. Они характеризуются целенаправленностью и соответствующей организованностью. В процессе сознательного решения задачи движения контролируются, становятся произвольными. Даже непроизвольные движения, например моргание глазами, кашель, дыхание и другие, можно произвольно регулировать.
Произвольные движения более сложны, чем непроизвольные. Однако, как показали И.М. Сеченов и И.П. Павлов, принципиального отличия в механизме их осуществления нет . Произвольные движения, как и непроизвольные, имеют рефлекторный характер. Произвольные действия возникают условно-рефлекторным путем из непроизвольных движений. У маленьких детей все движения непроизвольны. Но в результате обучения и воспитания дети постепенно овладевают ими, учатся сознательно направлять свои движения и руководить ими.
В процессе развития человек научился не только произвольно действовать, но и произвольно задерживать свои действия. Произвольно действуя и произвольно задерживая действия, человек регулирует свою деятельность и поведение.
      Анализ сложного волевого действия
Волевые действия определяются сознательно поставленной целью. Действуя, человек ставит перед собой задачу, планирует ее выполнение, выбирает способы осуществления решения. Чтобы успешно учиться, человек должен осознавать цель обучения, свои задачи, уметь организовать их выполнение, быть настойчивым.
Каждое волевое действие мотивировано. Мотив – это движущая сила, которая понуждает человека к действию, к борьбе за достижение поставленной цели. Мотивами действий являются человеческие потребности, чувства, интересы, осознание необходимости действовать .
Ясность цели, понимание дела, осознание задания, его важности всегда порождают силу, энергию и решительность действий. Чем большее значение приобретает задача, тем большую энергию и упорство люди проявляют в борьбе за ее осуществление.
Волевые действия бывают простыми и сложными.
Простое волевое действие – это такое действие, осуществление которого не нуждается в особенном напряжении сил и специальной организации действия . Оно характеризуется непосредственным переходом желания в решение и в осуществление этого решения. Например, при желании утолить жажду, человек наливает воду в стакан и выпивает ее, если ему холодно, он надевает пальто и т.п. Эти действия не нуждаются в сложных способах для их выполнения.
Сложное волевое действие нуждается в значительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении организовать себя на выполнение действия . Так, человек, разрешая математические задачи, чтобы достичь успеха, должен осуществлять ряд волевых действий. Сложность волевого действия зависит от сложности задач, на выполнение которых оно направлено.
Воля человека проявляется в преодолении не только внешних трудностей, характерных для разных видов деятельности, но и внутренних, порождаемых, например, желаниями, которые идут в разрез с поставленными задачами, усталостью и т.п. Преодоление внутренних трудностей требует осознания необходимости выполнить определенное задание и при этом сохранять самообладание.
Стремление человека иногда проявляется в форме влечения . Как правило, влечения бывают невыразительными, мало осознанными. Стремления, которые проявляются только в форме влечений, не ведут к целенаправленному волевому действию.
Осознавая свои влечения, человек тем самым превращает их в желания . Желая, человек осознает цель своего стремления, направление своей деятельности.
Однако, осознав цель деятельности, человеку нужно еще увидеть пути успешного ее осуществления, способы ее достижения. Определяя нужные пути и способы, человек глубже осознает свои стремления. Глубоко осознанное человеком стремление позволяет выразительно представить не только цель деятельности, но и пути и способы ее осуществления, оно обусловливает вожделение, активное желание.
За желанием следует действие, которым завершается волевой акт. Однако это бывает не всегда . Иногда человек колеблется: действовать или нет. В таком случае возникает то особенное, промежуточное состояние волевого акта, называемое борьбой мотивов. Это состояние возникает в том случае, когда существуют противоречивые желания – одни вынуждают его к определенному действию, а другие препятствуют его осуществлению. Например, человека раздирает борьба между желанием взяться за выполнение задания и желанием пойти в кино. В результате этой борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Оно проявляется или в форме намерения действовать, или в форме намерения отказаться от действия.
Решение, будучи глубоко осознанным, переходит в действие. Выполнение действия начинается с его планирования, организации способов, нужных для осуществления задания, и заканчивается его завершением. Так, человек, решив сконструировать радиоприемник, ознакомится с системами радиоприемников, начертит схему, достанет нужные для радиоприемника детали и, наконец, смонтирует его. Так завершается принятое решение . Успех волевого акта зависит от волевых качеств человека, глубины осознания задания, интереса, а также от знаний, умений и навыков, без которых успешное достижение цели невозможно. Умения, привычные действия делают волевые действия четкими и более организованными, способствуют быстрому и успешному их выполнению.
      Основные качества воли
Целенаправленность – одно из волевых качеств личности. Она определяется принципиальностью и убежденностью человека и отличается глубоким осознанием своих задач и необходимостью их осуществлять. Целенаправленность проявляется в умении человека руководствоваться в своих действиях не случайными стремлениями, а стойкими убеждениями, принципами. Люди без четкой целенаправленности, без твердых убеждений, ясных принципов, которыми бы они руководствовались в своей деятельности, часто находятся под влиянием случайных желаний, попадают под влияние других. Поведение нецеленаправленных и беспринципных людей характеризуется слабой волей.
Важное волевое качество – инициативность , то есть возможность самостоятельно ставить перед собой задачи и без напоминания и принуждения других осуществлять их. Инициативность характеризуется действенной активностью. Мало проявить инициативу, поставив перед собой задачу, нужно ее осуществить, довести до конца. Это возможно только при надлежащей активности в действиях.
Существенными чертами воли человека являются также решительность , выдержанн ость и настойчивость . Эти качества проявляются в умении своевременно и обдуманно принимать решения, особенно в сложных обстоятельствах, где нужно тормозить негативные стремления и действия, и создавать возможности преодолевать трудности на пути к цели. Эти черты помогают доводить до конца каждое дело, преодолевая все препятствия, которые встречаются на этом пути. Большие дела, замечательные научные изобретения возможны только при наличии у человека этих черт.
Настойчивость надо отличать от такой черты, как упрямство. Упрямство – это необдуманное, ничем не оправданное проявление воли, которое состоит в том, что человек настаивает на своем нецелесообразном желании, не принимая во внимание обстоятельства . Упрямство – это проявление не силы, а слабости воли. Принимая решение, упрямый человек отрицает доказательства, не принимает во внимание интересы других и своими действиями часто причиняет вред.
Еще одним важным волевым качеством человека является его самостоятельность . Самостоятельность воли проявляется в возможности критически относиться к поступкам и действиям как своим собственным, так и других людей, не поддаваться негативным влияниям со стороны других. Самостоятельность – это результат высокой принципиальности человека, его моральной выдержки.
Внушаемость – это качество, противоположное самостоятельности. Внушаемость – это подверженность человека влиянию других людей. Внушаемость свойственна людям без стойких убеждений, твердых принципов. Они некритично подражают другим, колеблются между противоположными взглядами, не имея собственного мнении. Первая же мысль, услышанная внушаемым человеком, становится его мыслью, но впоследствии эту мысль он легко меняет на другую.
Важной волевой чертой человека является самообладание . Оно проявляется в возможности владеть собой, руководить своим поведением и деятельностью. Самообладание – важный компонент, черта личности, которую мы называем мужеством. Владея собой, человек смело берется за ответственное задание, хотя и знает, что оно связанно с опасностью, даже угрожает его жизни. Отсутствие самообладания делает человека невыдержанным, импульсивным. Люди, не владеющие собой, легко поддаются влиянию чувств, часто нарушают дисциплину, пугаются трудностей, теряются и впадают в меланхолию.
Своеобразным проявлением безволия человека является конформизм . Суть его в том, что человек, хотя и имеет свои мысли и убеждения, но в действиях и поступках подчиняется влиянию, давлению группы, не отстаивая своих позиций. Совокупность положительных качеств воли, свойственных человеку, обусловливает его силу воли. Как положительные, так и негативные качества воли не являются врожденными. Они развиваются в процессе жизни и деятельности.

Глава II. Развитие воли

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека . Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.
В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой – некоторая «сформированность» моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека . Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии, часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности .
Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.
Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины . Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив .
Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.
Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями . Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

2.1. Условия развития воли у человека.

Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
2) приобретение человеком контроля над своим поведением;
3) выработка волевых качеств личности;
4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человека" контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

2.2. Волевые качества личности

В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей «генератором идей» в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.
Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.
и т.д.................

Похожие статьи

  • Предродовое залеживание животных

    Послеродовой парез у коров, представляет собой достаточно опасное и сложное заболевание. Оно так же известно как – родильный парез или кома молочных коров, которое может привести к полному или частичному параличу, а впоследствии к наиболее...

  • Чем опасен послеродовой парез у коров

    Каждое животное растет, взрослеет и приносит потомство. Любое из изменений несет риски для жизни и здоровья питомца. Опасный период в жизни крупного рогатого скота – это вынашивание и рождение потомства. Оно сопряжено с рисками и...

  • Соловая масть лошади: фото и характеристика

    Масть у лошади является главной отличительной чертой животного. Эта характеристика передается по наследству. Определение масти ведется не только на основе окраски тела лошади, но и с учетом цвета гривы, конечностей, хвоста, даже глаз....

  • Лошадиная масть - полный список и названия

    Эффектная соловая лошадь нигде не останется незамеченной. Животные с таким окрасом всегда высоко ценились, и с давних времен принадлежали, в первую очередь, очень богатым людям. Невозможно сразу передать, какой именно оттенок преобладает в...

  • Как сделать семена томатов из своих помидоров

    При выращивании помидоров большое внимание на качество будущих плодов оказывает состояние исходных семян. Многие дачники семена покупают в магазинах и садовых лавках, но можно заготовить посадочные зерна еще с прошлого сезона. Вырастить...

  • «Последний лист», художественный анализ рассказа О

    В сборнике рассказов «Горящий светильник». Энциклопедичный YouTube 1 / 2✪ Последний ЛИСТ. О. Генри ✪ Последний лист (О. Генри) / Рассказ Субтитры Друзья, если у вас нет возможности читать новеллу О. Генри «Последний лист», смотрите это...