Постановление совета университета информационно правовая культура. Правовая культура студентов в колледже и проблемы ее формирования. Исследование уровня сформированности правовой культуры студентов

УДК 378.02

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА

© 2012 Муртузалиева М.А.

Дагестанский государственный аграрный университет

В статье обосновываются педагогические условия, способствующие формированию компонентов правовой культуры студентов, обоснована специфика ее формирования в сельскохозяйственном вузе, правовая образовательная среда и активные методы, способствующие формированию компонентов правовой культуры личности.

The article represents the pedagogical conditions, contributing to forming the components of students’ juridical culture, substantiates the specifics of its formation in the Agrarian University, juridical educational environment and active methods, contributing to forming the components of personality juridical culture.

Ключевые слова: культура, правовая культура, педагогические условия,

сельскохозяйственный вуз, компоненты, образовательная среда, правовая ценность.

Keywords: culture, juridical culture, pedagogical conditions, Agrarian University, components, educational environment, juridical value.

В теории и практике условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия «причины», включающее в себя внешние, и внутренние факторы. При этом условия, не являясь сами по себе причиной событий, усиливают или ослабевают их действия, вследствие чего они определяются как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования системы.

С учетом сказанного педагогические условия следует понимать как совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мероприятий, сопровождающих образовательный процесс, которые определенным образом структурированы, направлены на достижение цели. При этом педагогические условия представляют собой совокупность обстоятельств, сопровождающих образовательный процесс и обеспечивающих достаточный уровень сформированности компонентов профессиональной деятельности.

По мнению В. И. Андреева, педагогические условия следует рассматривать как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [ 1 ].

Обобщая различные точки зрения, можно сказать, что педагогические условия представляют собой элемент педагогической системы, характеризующий совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мер по достижению конкретной педагогических цели.

С учетом такого понимания и основываясь на теоретических положениях, нами выделен комплекс педагогических условий формирования правовой культуры студента, среди которых:

Создание правовой среды обучения;

Формирование ценностно-правовых ориентации студентов путем введения в образовательный процесс спецкурсов;

Целенаправленное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность;

Применение активных методов, направленных на актуализацию правовых знаний и умений студентов и т. д.

Для понимания педагогического условия создания правовой среды обучения необходимо конкретизировать понятия «среда», «среда правового обучения». В энциклопедическом словаре среда рассматривается как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия существования и деятельности», а под окружающей средой понимается «совокупность условий и влияний, окружающих человека» .

Следует отметить, что среда воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она включает все то, что оказывает влияние на развитие студента, приобретая личносгао значимый смысл.

Важную роль в реализации функции обучения играет выбор технологий, форм и методов обучения, стимулирующих развитие внимания и мышления, познавательную активность студентов, развивающих его творческие способности. С этих позиций важным условием выступает включение в практическую деятельность, в процессе которой обучающийся становится активным субъектом. Следовательно, среда должна обеспечивать возможность для получения не только правовых знаний, но и понимание сущности требований закона, видение связи между процессами и явлениями, происходящими в обществе; осознание места права в иерархии ценностей личности и т. Д-

Важным педагогическим условием формирования правовой культуры студентов выступает направленность на формирование ценностно-правовых ориентаций студентов. При этом рассмотрение особенностей ценностно-правовых ориентаций требует анализа категории «ценность», которая в энциклопедическом словаре рассматривается как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а вовлеченностью в сферу жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Содержание понятия «ценность», сущность и закономерности ценностных ориентаций рассматриваются в исследованиях Л. М. Архангельского, Л. П. Буевой, С. Г. Вершловского, М. Е. Дуранова, А. Н. Здравомыслова, М. С. Кагана и др. в понимании которого сложилось несколько подходов: сведение ценности к средству удовлетворения потребностей; определения ее как значимости и идеала одновременно в субъектно-объектных отношениях; рассмотрение как высших общественных идеалов, как цели идеала и др.

Следует отметить, что к миру ценностей относят духовную деятельность человека, в том числе культуру, идеалы, принципы, нормы нравственности, потребности, интересы, обобщенные представления, необходимые для оценки и ориентации личности.

По мнению И. С. Артюхова, для того, чтобы ценностные ориентации оказались жизнеспособными, необходимо, чтобы они соответствовали актуальным жизненным ценностям подрастающего поколения, поскольку ценности понимаются как духовные и материальные феномены, имеющие личный смысл и являющиеся мотивом деятельности. При этом ценностные ориентации, связанные с деятельностью, классифицируются и по разным основаниям: форме общественной жизни и ее потребностям; направленности и содержанию ценностей; удовлетворению потребностей субъекта; делению культурных ценностей на материальные и духовные .

По нашему мнению, ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах личности, а система ценностных ориентаций, образуя содержательную сторону направленности личности, выражает внутреннюю основу отношений к действительности. С этих позиций система ценностей выступает в качестве внутреннего стержня, что позволяет выделить правовые ценности, которые классифицированы по формам правовой жизни и содержанию ценностей (табл.).

Таблица Правовые ценности студента

Личностно-правовые ценности Социально-экономические ценности Культурные ценности Политико-правовы е ценности

право на жизнь; достоинство личности; неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища; свобода передвижений и выбор места жительства; свобода совести и вероисповедания осуществление предпринимательской деятельности; право частной собственности; возможность трудиться; безопасность труда; социальная защита (пенсии, пособия, страхование); забота о здоровье; благоприятная окружающая среда; получение образования литературное, художественное, научное, техническое творчество; участие в культурной жизни общества; овладение правовой культурой участие в управлении делами государства; участие в общественных организациях

Введшие спецкурсов «Правовая культура специалиста» мы рассматриваем как педагогическое условие, направленное на формирование ценностно-правовых ориентаций студентов. Введение спецкурса позволяет повысить не только знания о правовых и моральных ценностях, но и превращать их в личные убеждения, способствующие впоследствии осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на правовых предписаниях, социальных, нравственных и правовых ценностях, жизненных установках и т. д.

В структурном строении правовой культуры, наряду с когнитивным компонентом, важное место занимает мотивационно-ценностная составляющая, характеризующая уровень отношения, наличие положительной или отрицательной эмоциональной позиции к правовым знаниям, на основе которого формируется убеждение в ценности правовых норм, уважение к праву, вырабатывается правомерное поведение в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что образовательные учреждения должны постоянно совершенствовать формы, методы и средства правового образования и воспитания, реагировать на изменения общественных потребностей и оперативно перестраивать свою правовоспитательную и образовательную деятельность по повышению правовой культуры специалистов.

Следовательно, данные положения необходимо отразить в содержании спецкурса «Правовая культура специалиста». С этих позиций логическим дополнением к предыдущим условиям стало целенаправленное использование активных методов, направленных на актуализацию правовых знаний и умений. Нам представляется, что данное педагогическое условие направлено, прежде всего, на формирование регулятивного (поведенческого) компонента правовой культуры, проявляемое в общении и поведении. Активные методы позволяют раскрыться личности и являются важным фактором повышения эффективности освоения изучаемого материала.

По мнению А. А. Вербицкого, активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении .

Существующие классификации методов активного обучения выделяют неимитационные и имитационные их разновидности, где учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности (игровые, неигровые, деловые, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и т.д.). При этом метод конкретной ситуации может быть применен для закрепления новых правовых знаний (полученных на лекции), совершенствования правовых умений, активизации обмена знаниями и опытом.

Для формирования профессионально-правовых умений и навыков важное место занимают, анализ и обсуждение конкретных ситуаций; решение ситуационных (производственных) задач; разбор инцидентов (конфликтов, событий); разбор папки с деловой документацией, разыгрывание ролей (инсценировка); деловые имитационные

игры; игровое проектирование и т. д. Наряду с имитационными могут применяться и неимитационные методы, где учебно-познавательная деятельность реализуется не посредством имитации, а на основе выполнения обучаемым определенных правовых действий и функций в реальных условиях (решение производственной задачи непосредственно на месте; групповое игровое проектирование на реальном объекте; анализ и обобщение конкретных рабочих материалов; стажировка на рабочих местах и должностях).

Отличительной особенностью всей группы активных методов выступает то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реалиям, позволяя сформировать определенные психологические и профессиональные качества специалистов.

Таким образом, активные методы развивают правовые навыки и умения учат адекватно применять положения закона в реальной жизненной ситуации и профессиональной деятельности; вырабатывают привычку к соблюдению правовых предписаний; помогают выбрать правильное (правомерное) поведение; формируют умения и навыки отстаивать свои права, интересы, проявлять социально-правовую активность; осуществляют готовность студентов, будущих специалистов, к деятельности в социуме, т. е. выявленные результаты правомерных характеристик, совпадают с критериями регулятивного компонента правовой культуры.

Нами выявлен комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических условий, позволяющий формировать правовую культуру студента сельскохозяйственного вуза.

Примечания

1. Аграновская Е. А. Правовая культура и обеспечение прав личности. М. : Наука, 1998. 2. Алексеева Н. А. Личностно-ориентированное обучение. Тюмень, 1996. 3. Карташов В. Н. Введение в юриспруденцию. М., 1998. 4. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1966. 5. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1998. 6. Кравченко А. И. Культурология. М., 2002. 7. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2000. 8. Никитин А. Ф. Формирование правовой культуры. М., 1990.

1

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.

2. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. – Белгород, 1997.

3. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. – М., 2004.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., 2001.

5. Конституция РФ. – М., 2007.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002, №393. – М., 2002.

7. Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пос. – М., 1982.

8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный Закон РФ. – М., 1996.

9. Об образовании в РФ. Закон РФ. – М., 2012.

10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2001-2005 гг. Постановление от 16.02.2001, №122. – М., 2001.

11. Об утверждении федеральной программы развития образования. Федеральный Закон. – М., 2001.

12. Основы государства и права. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2000.

13. Сластенин В.А., Мищенко В.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М., 1977.

14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М., 2007.

15. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.

16. Формирование правовой культуры студентов БелГУ. Концепция, нормативные и методические материалы. – Белгород, 2001.

17. Шилова В.С. Гражданское воспитание студенческой молодежи. – Белгород, 2009.

18. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – М., 1999.

Одной из актуальных проблем современного высшего образования продолжает оставаться правовая культура студенческой молодежи. Установлено, что правовое воспитание является частью более общего - гражданского воспитания, которое представлено системой связей гражданина: отношением к Родине, к другим людям, к себе, к природной среде, к окружающей действительности в целом . Выделенные отношения должны формироваться на основе правовых и моральных норм, регулировался ими, в связи с чем возникает необходимость в становлении соответствующей культуры - правовой культуры каждого члена общества, включая и студенческую молодежь. Эта необходимость обусловлена рядом причин не только объективного, но и субъективного характера: переструктурированием общества и изменением в связи с этим целевых установок каждого слоя и каждой личности; разобщенностью личных и общественных интересов, мировоззренческих позиций.

Рост внимания к правовой культуре студентов объясняется еще и невозможностью достижения в более раннем, школьном возрасте развитого правового сознания, о чем свидетельствует результаты психолого-педагогических исследований. по мнению ученых в условиях школьного образования это нереально: здесь имеются возможности лишь для формирования элементарных представлений о правовых социальных нормах; стимулирования активной позиции детей в обозначенном направлении; накопления положительного правового опыта. Попадая в обстановку вузовского образования, в специально созданные условия, обретая статус студента, бывшие школьники получают возможность укрепления, углубления заложенной в школе правовой базы, развития новых связей и отношений на основе прав и обязанностей - в целом, формирования правовой культуры.

Определение концептуальных основ разработки этого феномена предполагается осуществлять в рамках теории профессионально- педагогической культуры будущего специалиста, изложенной Исаевым И.Ф. . Согласно его позиции, модель профессионально-педагогической культуры представлена четырьмя компонентами: аксиологическим, творческим, технологическим и личностным. Предположительно и правовая культура личности студента является интегральным образованием, представленным совокупностью правовых ценностей, специфическим способом правовой деятельности, проявлением правового творчества, а также, мерой и способом реализации сущностных сил в обозначенном направлении.

Такое понимание правовой культуры определяет содержание разноуровневых целей и задач ее формирования . При этом учитывается характер и политика государства, осуществляемая в рассматриваемом контексте. В связи с этим, стратегической целью является сформированное правовое сознание и соответствующее поведение всех граждан страны, студенческой молодежи, высокая правовая культура каждой личности. Тактическая цель в условиях вуза представлена необходимостью подготовки специалиста-профессионала, способного жить и действовать в соответствии с Конституцией РФ - Основным законом государства, на основе соблюдения различных законодательных актов, конкретных правовых норм, постановлений. Оперативная цель в рассматриваемом контексте заключается в соблюдении прав и обязанностей студента в ходе образовательного процесса, в организации досуга, в общении с другими людьми, с природой, с самим собой.

Эти цели достигаются путем решения задач, соответствующих каждому их уровню.

Так, стратегические задачи формирования правой культуры студента включают в себя следующие:

Осознание каждой личностью своих прав, свобод и обязанностей перед государством и обществом, закрепленных в Конституции РФ, отдельных отраслях законодательства страны;

Воспитание чувства глубокого уважения к законам Российскогогосударства в условиях проживания на его территории представителей различных наций и народностей, конфессий, традиций, взглядов;

Становление готовности студентов изучать, соблюдать и выполнятьзакрепленные в законодательстве России требования, выражающие взгляды, интересы и волю всего народа;

Приобщение каждой личности к активной правовой деятельности, к участию в управлении государственными делами;

Привлечение и подготовка студенческой молодежи к борьбе с разного рода нарушениями правопорядка, норм поведения вповседневной жизни и деятельности;

Использование широких возможностей Закона для проявления инициативы, творческой активности студентов в различных сферах,в борьбе с антиобщественными явлениями;

Воспитание непримиримости студентов ко всем формам нарушений правопорядка;

Исключение в условиях вуза формально провозглашенных прав, свобод и обязанностей;

Перевоспитание правонарушителей из числа студентов вуза, преодоление негативных влияний среды.

Конкретные условия вуза (например, БелГУ) диктуют необходимость решения своих, специфических задач:

Ознакомление студентов с Уставом учреждения, их Правами и обязанностями, режимом функционирования вуза, другими нормативными актами;

Воспитание уважения к вузовской символике; к Уставу; правам и обязанностям всех субъектов вуза;

Привлечение студентов к активной реализации своих избирательныхправ;

Разработка и организация силами юридического факультетаправового всеобуча студентов; консультирование профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза;

Приобщение студентов к правоохранительной деятельности путемвключения в работу специальных студенческих отрядов по соблюдению и охране порядка на территории вуза; впроцессе проведения различных внеучебных форм и т.п.;

Оказание юридической помощи населению примыкающей к вузу жилой зоны на договорных началах;

Предупреждение правонарушений, совершаемых студентами; укрепление трудовой и учебной дисциплины;

Ознакомление с правами и обязанностями, продиктованнымиспецификой осваиваемой профессии.

Библиографическая ссылка

Шилова В.С. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 397-398;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7399 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Культура в качестве социального феномена имеет необходимый потенциал прямого и опосредованного влияния на содержание и характер жизнедеятельности человека. На пути становления правового государства российскому обществу необходимо решить проблему формирования и развития правовой культуры, и прежде всего педагогического воспитания правовой культуры молодых людей. Иначе никакие, даже нужные и «правильные», законы не смогут эффективно действовать . Это касается и студентов физкультурных вузов .

Студенты являются самой образованной, самой профессионально квалифицированной, самой культурной частью молодежи. Эта категория молодежи во многом определяет общий уровень правовой культуры всей молодежи, от которой в будущем зависит уровень правовой культуры общества в целом.

Актуальность педагогической проблемы формирования и развития правовой культуры студенческой молодежи усиливают существующие противоречия:

Между уровнем разработанности проблемы правовой культуры молодежи в педагогической науке и требованиями современной жизни;

Между необходимым комплексом педагогических методов и приемов формирования и развития правовой культуры студенческой молодежи и реально используемыми способами и принимаемыми мерами;

Между декларируемыми ценностями законопослушной деятельности и современными реалиями студенческой молодежной среды и криминальными ценностными ориентирами определенной части студентов.

Анализ литературы показывает, что проблема формирования правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях с точки зрения педагогики раскрыта явно недостаточно. Разработка и применение плодотворной педагогической концепции по формированию и развитию правовой культуры студенческой молодежи является на данный момент важной задачей не только теоретического, но и практического характера.

Молодые люди с развитием их правовой культуры постепенно превращаются из объекта в субъект культурнопедагогической деятельности. Это происходит по мере их взросления и приобретения юридических, гражданских, экономических, политических прав и обязанностей и положительного социального опыта. В таком подходе просматривается демократизация формирования правовой культуры студенческой молодежи в качестве педагогического процесса. Завершение определенных стадий педагогического процесса формирования и развития правовой культуры студенческой молодежи можно рассматривать как ее уровни. Начальный уровень правовой культуры студенческой молодежи соответствует завершению начальной стадии ее формирования, необходимый уровень -формирующей стадии и высокий уровень соответствует окончанию завершающей стадии формирования ее правовой культуры.

Структуру правовой культуры студенческой молодежи можно представить в виде 3-х взаимосвязанных компонентов:

Правовой культуры личности молодого человека;

Правовой культуры законодательной базы, культуры правовых условий, норм и правил в отношении жизнедеятельности студенческой молодежи;

Культуры соблюдения студенческой молодежью существующего законодательства, норм и правил жизнедеятельности во всех социальных сферах.

Основными путями формирования и развития правовой культуры студенческой молодежи могут быть следующие:

1. Пассивный путь, для которого характерно стихийное включение молодежи в юридическую сферу, становление культуры без особых целевых программ формирования правовой культуры. Такой путь отличает постепенное развитие правовой культуры студенческой молодежи, что увеличивает шансы необратимости данного процесса, но и растягивает его во времени.

2. Активный путь предполагает целенаправленные действия, прежде всего самого молодого человека, по формированию и развитию правовой культуры.

3. Комплексный путь формирования правовой культуры студенческой молодежи основывается на создании объективных правовых и субъективных педагогических условий. Такой путь возможен лишь в сочетании с активной позицией самой молодежи, целенаправленными действиями государственных и общественных организаций, созданием целевых комплексных педагогических программ. Становление правового мышления молодежи хотя и важный, но только начальный этап ее вхождения в правовую культуру .

Нами были проанализированы данные государственной и ведомственной статистики о проблеме преступности в стране. 26,8% молодых людей не просто обеспокоены состоянием преступности в стране, а считают, что эта проблема касается их лично. Удалось выяснить, что примерно треть молодых людей сами готовы совершить нарушение норм поведения, административных запретов и законов.

Попытаемся представить полный цикл формирования правовой культуры молодежи. Важный срез генезиса правовой культуры молодежи можно увидеть, если использовать представления об «опредмечивании» и «распредмечивании» сущностных сил человека. К сущностным силам человека относятся его индивидуальные производительные и творческие силы.

Применение механизма «опредмечивания» и «распредмечивания» сущностных сил позволяет студенческой молодежи в меру своих способностей включиться в современные рыночные социальные отношения, получить определенный результат, определенный юридический опыт, увеличить свой культурный потенциал и уже на более высоком уровне правовой культуры продолжить свое участие в рыночных отношениях. При этом переход на каждую новую ступень правовой культуры требует от студенческой молодежи глубокого осмысления, педагогического диалога, корректировки дальнейшего пути повышения правовой культуры.

В едином педагогическом процессе диалога выделяются три стороны: коммуникативная (передача информации); интерактивная (взаимодействие) и перцептивная (взаимовосприятие) . Рассматриваемый в единстве этих трех сторон диалог выступает как способ организации совместной педагогической деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Безусловно, получение педагогами, кадрами управления достоверной, полной и своевременной информации о проблемах и изменениях показателей формирования правовой культуры молодежи, о проблемах молодежи и о самих себе, о составе педагогических кадров можно отнести к необходимому и наиболее важному условию организации педагогического процесса. Соблюдение этих условий практически невозможно без организации педагогического мониторинга.

Под педагогическим мониторингом формирования правовой культуры молодежи следует понимать совокупность действий профессионально подготовленных педагогических и юридических кадров управления, использующих методы социального контроля.

В двух физкультурных вузах нами была проведена экспериментальная часть исследования.

Целью эксперимента было апробировать метод «опредмечивания» и «распредмечивания» как оптимального средства формирования правовой культуры студенческой молодежи.

В ходе эксперимента была проверена одна из главных гипотез исследования. Многие проблемы, противоправные действия и негативные последствия участия молодежи в проводимых в стране реформах могут быть преодолены или потеряют свою остроту, если правовая культура будет на высоком уровне. В качестве одной из самых острых для студентов была выявлена проблема их трудоустройства после окончания вуза. В ходе констатирующей части эксперимента было определено, что эту проблему в качестве острой обозначили 71,6% опрошенных студентов. После этого, во время приватных бесед со студентами, путем приведения информации о реальных возможностях трудоустройства по специальности и на желаемую должность эта цифра выросла до 87,3%.

Фаза «опредмечивания» состояла в освоении правовых знаний и законных возможностей поступления на работу по специальности. Разыгрывание типичных ситуаций, применение полученных знаний и умений, использование личностных психологических качеств, необходимых для успешного выбора и поступления на работу, составили фазу «распредмечивания».

В ходе проведенного эксперимента был отмечен некоторый рост правовой культуры примерно двух третей студентов, участвующих в формирующей части эксперимента. Главный результат состоял в том, что качественно изменились установки в выборе средств поступления на работу по специальности. Во многом удалось преодолеть установку на криминальные методы - использование знакомств, взяток и т.п. и взять ориентиры на законные способы трудоустройства.

В целом в результате проведенного исследования установлены педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодежи. К необходимым условиям отнесем организацию формирования правовой культуры студенческой молодежи в качестве педагогического процесса, позволяющего реализовать активность молодого человека за счет актуализации его мотивационных ресурсов, личностных смыслов и целей, прежде всего учебной, и последующей профессиональной деятельности. К достаточным условиям отнесем организацию педагогического мониторинга, создание диалоговой модели педагогического общения, которые способствуют установлению педагогических субъект-субъектных отношений, что, в конечном счете, оптимизирует процесс формирования правовой культуры студенческой молодежи.
Литература 1. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. - СПб.: Питер, 2003. - 312 с.

2. Байниязов Р.С. Правосознание: Психологические аспекты // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 16-21.

3. Кашапов Н. "В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 2. - С. 55-57.

4. Кожевников В.В. Теория права и государства: Учеб.-наглядное пособие в 2-х ч. - Омск: Омская академия МВД России, 2001. - 199 с.

5. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Крившен-ко. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005. - 432 с.

ОГБОУ СПО «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Филиал в с. Первомайское

Кафедра управления и права

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление:

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ

Форма работы:

ПРОБЛЕМНО-РЕФЕРАТИВНАЯ

ЧЕРНЯВСКАЯ МАРГАРИТА, студентка 2 курса, сп. 030912 Право и организация социального обеспечения

Руководитель:

Е. В. ДУЛЯКОВА, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Рецензент:

В. П. ВОРОБЬЕВА, учитель истории и обществознания, ВВК, Первомайская средняя общеобразовательная школа

Введение…………………………………………………………………..………………..…….….2

Глава I Правовая культура личности ………………………………………………………......….3

Глава II Формирование правовой культуры в процессе личностного развития студентов сузов………………………….…………………………………………………………………...…..5

2.1 Формирование правовой культуры в процессе обучения. ………………..…………………5

2.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры студентов…..…....7

Заключение……………………………………………………………..…………………………....9

Список источников и литературы……………………………………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения и развития является высокий уровень правовой культуры населения, частью которой и является профессиональная культура выпускников колледжей и техникумов. Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодого поколения в духе современных правовых идей, взглядов и представлений.


Определяя актуальность избранной темы, хотелось бы заметить, что среди требований, предъявляемых к современному специалисту, особо выделяются такие как активная жизненная позиция, гражданственность и способность человека отстаивать свои принципы. В этой связи одной из первостепенных задач учреждений среднего профессионального образования являются формирование духовности и правовой культуры своих будущих выпускников. Актуальность исследования также обусловлена и тем, что правовая культура – это необходимое качество любой личности, а базовый уровень правовых знаний необходим каждому гражданину независимо от рода его деятельности.

Цель работы - исследование процесса формирования правовой культуры личности в учреждениях среднего профессионального образования и обозначения ее роли для современного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи1 :

Проанализировать структуру и содержание понятия правовая культура;

Выявить значение правового обучения и воспитания для формирования правовой культуры личности в колледжах и техникумах.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Аналитические методы: изучение и анализ специально подобранной литературы, нормативных и информационных документов; сравнительно-сопоставительный анализ;

Методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта в ОУ.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования как в дальнейшей деятельности нашего колледжа, так и в деятельности других образовательных учреждений в процессе формирования правовой культуры личности студентов.

ГЛАВА I ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, которые от­носятся к правовой действительности. При этом правовая куль­тура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле правовая культура понимается как образ мышления, нор­мы и стандарты поведения.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И, прежде всего, с обычной, повседневной культурой, отражающей воспитанность человека, его адаптированность к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура – один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Следует отметить, что ученые не могут найти единого подхода к трактовке, как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается более 250-ти определений правовой культуры.

Большинство теоретиков рассматривают понятие «правовой культуры» как в широком, так и в узком смысле. Так, например, считает, что в широком смысле правовая культура – это культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование , совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок. А «правовая культура» в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания , качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения. 2


Но, тем не менее, все ученые приходят к выводу, что сущность и особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы , обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций1 .

Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной литературе также является дискуссионным. считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, законность и т. п., но и характер, уровень, степень их развития, т. е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса2 .

полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, т. е. степени правового развития таких компонентов системы правовой жизни общества, как: правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); правовая деятельность (теоретическая и практическая); правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты); субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды)3 .

Другие авторы (,) в состав правовой культуры включают культурные комплексы: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовые учреждения.

Но так или иначе правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом, хотя данная реальность и зависит от множества иных факторов (уровня образования, уклада жизни, стереотипа поведения, сложившихся обстоятельств и т. п.).

Следует различать правовую культуру личности и правовую культуру общества. Для данного исследования наиболее интересна именно правовая культура личности.

Итак, характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

Достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

Знание действующих законов страны;

Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов , внутреннее согласие с ними;

Соблюдение, исполнение или использование этих правовых актов;

Правильное понимание (осознание) своего правового статуса;

Правовая активность.

Суть правовой культуры личности можно выразить следующей формулой: знать – уважать – соблюдать .

Подводя итоги, хочется заметить, что в формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности делового человека большую роль играет определенный багаж правовых знаний, дающий возможность принимать и реализовывать важнейшие жизненные и профессиональные решения. Профессор в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры»1 .

ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ СУЗОВ

Правовая культура общества нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии . Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое образование (правовое обучение и правовое воспитание). Данный процесс осуществляется в первую очередь учебным заведением, а затем уже семьей, государственными органами, должностными лицами и обществом в целом.

2.1 Формирование правовой культуры в процессе обучения

Требования общества к правовому образованию молодого поколения изложены в целом ряде нормативных документов. Основу нормативной базы правового образования составляют Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании», который ориентирует образовательные учреждения на «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека…»

Обучаясь в сузе, студенты приобретают необходимые правовые знания и умения по целому блоку дисциплин. Правовая готовность студента, а затем и выпускника к взрослой полноценной жизни сочетает в себе правовые теоретические знания и практические навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности.

Данное исследование показало, что описать весь процесс формирования правовой культуры в образовательном учреждении в рамках данной работы крайне затруднительно. Поэтому стоит остановиться на одном из самых интересных и важных моментах этого процесса - на применении компетентностного подхода, благодаря которому на учебных занятиях формируются соответствующие компетенции, позволяющие выпускнику стать полноценным участником общественных отношений.

Ключевые правовые компетенции можно представить в виде 2 групп: первая формируется не только правом, но и другими смежными учебными предметами; вторая – преимущественно средствами правоведения .

К первой группе можно отнести:

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности ;

Компетенции в сфере трудовой деятельности;

Компетенции, связанные с информатизацией общества;

Ко второй группе следует отнести:

Компетентность в сфере государственно-правовой общественной деятельности (развитие способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов);

Компетентность в семейно-бытовой сфере (право характеризует нравственно-психологические и социологические основы семьи, демографические проблемы);

Компетентность в сфере имущественных отношений (право позволяет осознавать правовой статус собственника, выявлять аспекты правового регулирования имущественных отношений);

Компетентность в потребительской деятельности;

Компетентность, касающаяся жизни в многокультурном обществе (право позволяет сформировать взгляд на опасные последствия расизма, различные проявления этнического и религиозного экстремизма; содействует воспитанию толерантности).

Определить эффективность применения данного подхода в учреждениях СПО позволяют результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Именно эти контрольные мероприятия дают возможность не только выявить реальный уровень правовой культуры студента, но и оценить результаты педагогического воздействия. Такой подход становиться все более актуальным в связи с переходом образовательных учреждений всех уровней на новые образовательные стандарты (ФГОС).

Результаты анкетирования студентов колледжа показывают, что большинство студентов и выпускников сузов осознает важность и необходимость высокой правовой культуры граждан в правовом государстве и готово следовать принципам права. Если сослаться на статистику исследования – то современная молодежь декларирует готовность пополнять свои правовые знания, однако лишь 12 % опрошенных отмечают, что постоянно это делают самостоятельно без участия образовательного учреждения.

2.2 Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры студенов

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность учреждения образования по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов.

Основными элементами механизма правового воспитания в сузе являются конкретные способы организации воспитательного процесса.

Воспитательные мероприятия правовой специфики очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Все их можно условно разделить на следующие виды:

Беседа, рассказ, сообщение самого педагога;

Выступление специалиста (инспектор КДН, участковый и т. д.);

Встреча с интересным человеком, политиком, юристом;

Сообщение самих ребят по определенной правовой теме или проблеме;

Элементы театрализации или игры (ролевые и деловые игры);

Познавательная или развлекательная коллективная деятельность (конкурсы, брейн-ринги, правовые КВН, тематические вечера).

В зависимости от этой классификации все мероприятия по формированию правовой культуры можно разделить на три типа.

К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний в области права, жизненного и педагогического опыта. Здесь студенты лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Некоторые мероприятия данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, милиционера, юриста, психолога. При анализе таких мероприятий, я пришла к выводу, что такие встречи достигают успеха только тогда, когда полностью удовлетворяют интересы самих студентов (например, в ходе встречи с гостем студенты находят ответы на правовые вопросы, интересующие их).

Второй вид мероприятий характеризуется совместной деятельностью педагога и студентов. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит воспитателю, а разработка путей и методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с ребятами.

Третий вид предполагает активную самостоятельную работу самих студентов. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы. Педагог вместе с данными студентами продумывает лишь идеи и общую композицию, помогает составить творческие задания. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий между студентами возникает дух соревнования, каждый старается наиболее творчески выполнить свою функцию. Затем, как правило, подводятся итоги, молодые люди сами оценивают свою работу, увлеченно планируют дальнейшую деятельность. Это самые интересные и, как показывают результаты опроса студентов, самые эффективные мероприятия по формированию правовой культуры личности, как в учебное, так и во внеучебное время. Их должно быть как можно больше!

В ходе исследования я пришла к выводу, что методика подготовки и проведения любого мероприятия правового образования имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, при учете которых возможно максимально реализовать поставленные задачи.

Неизменное твёрдое требование к любому мероприятию правовой направленности - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение. А выбор вида мероприятия зависит от темы, содержания материала, возраста студентов, уровня их знаний по данной правовой проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей педагога, характера его взаимоотношений со студентами. Кроме этого особое внимание воспитатель обязан обращать на психологическую подготовку и заинтересованность студентов. Ведь все же, повторюсь, самым лучшим способом формирования правовой культуры является коллективная творческая деятельность!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работе, хотелось бы вкратце остановиться на следующих выводах:

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, накопленных человечеством юридических ценностей. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы.

Все концепции, представления, позиции, изученные в ходе выполнения данной работы расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных идей, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в правовой области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).

Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, что процесс формирования правовой культуры, правового сознания граждан России напрямую взаимосвязан с условиями, при которых осуществляется процесс становления гражданского общества и правового государства.

В настоящее время осуществляются преобразования нормативно-правовой базы в сфере права, в рамках которой важными направлениями признаются вопросы формирования правосознания и правовой культуры личности в соответствии с задачами построения и функционирования правового государства.

Исследование темы данной работы позволяет сказать, что формирование правовой культуры - это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни, а также позволяет выявить проблемы, препятствующие этому процессу.

Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

Именно в УСПО, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов студент приобретает твёрдые жизненные ориентиры, организаторские навыки, личностные качества, необходимые специалисту, руководителю, гражданину своего государства. И именно благодаря грамотно спланированной работе правовой направленности в сузе возможна реализация процесса эффективного и полноценного формирования основных составляющих личности студента, таких как отношение к себе, обществу, культуре, профессии.

Достаточно высокий образовательный потенциал молодёжи, широта кругозора, способность к творческому участию в общественной жизни, внимательная заинтересованная аудитория - всё это позволяет вести обюразовательную работу в колледже более интересно и углублённо, использовать самые разнообразные и перспективные формы и методы, а, соответственно, расширяет и возможности в сфере формирования правовой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации.), принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //Российская газета. 19декабря.

2. Федеральный закон от 24.06.99 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации . 1999. № 26.

3. Закон РФ от 01.01.2001 N 3266-1 "Об образовании"// (с изм. и доп.) Российская газета. № февраля.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллаев государства и право: Учебник. – СПб.: Изд. «Питер», 2003.

2. Васильев психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд. «Питер Ком», 1998.

3. Иванов среда современного образовательного учреждения // Педагогика. 2008. № 10.

4. , Соколова подход в образовании. - М.,2005.

5. О сущности правосознания.- М., 2004.

6. Комаров теория государства и права: Учебник. - М.: Изд. «Юрайт», 2007.

7. , Малько государства и права: Учебник. - М.: Изд. «Юрист», 2002.

8. Назаренко государства и права: Учебник. - М.: Изд. «Познавательная книга плюс», 2006.

9. Никитин такое правовая культура? - М.: Изд. «Просвещение», 2004.

10. Лазарев теория государства и права: Учебник. - М., 2000.

11. Общая теория государства и права. / под ред. . - М.: Академия, 2008.

12. Опрос по теме «Правовая культура населения Российской Федерации: состояние и тенденции формирования» проведен Социологическим центром РАГС. М., 2008.

13. Певцова культура и правовое воспитание в России на рубеже XX - XXI веков / Российский фонд правовых реформ.- М., 2003.

14. Семитко правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 2006. № 10.

15. Ситников правовой культуры России и проблемы воспитания правосознания в системе образования // Образование. 2008. № 12.

16. Соколов сознание юристов. - М., 2002.

17. Теория государства и право / под ред. и. - М.: «Академия», 2007.

18. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. проф. . 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. «Юнити-ДАНА», 2007.

19. Теория государства и право: Курс лекций. / Под ред. , А, В.Малько. Изд. «Юристъ». М.: «Академия», 2009.

20. Теория государства и права / под редакцией проф. , пр. , пр. . - М.: Изд. «Юнити-ДАНА», 2008.

21. Тюляева в современном обществе // Преподавание истории и обществознания. 2009. №10.

Приложение:

1 Приводится сокращенный перечень задач в связи с уменьшением объема работы

Теория государства и права./ под редакцией проф. , пр. , пр. . - М.: «Юнити-ДАНА», 2008. С. 305.

2 Назаренко государства и права: Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд. «Правовая книга плюс», 2006. С.100.

1 Певцова культура и правовое воспитание в России на рубеже XX - XXI веков / Российский фонд правовых реформ. М., 2003.

2 Комаров теория государства и права: Учебник. - М.: Изд. Юрайт, 2007. С. 331-332.

3 Семитко правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 2006. № 10.

1 Лазарев теория права и государства: Учебник. – М., 2000. С.488.

Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 2

Соколова подход в образовании.- М.,2005. С.39

Похожие статьи