Понятие сходства. В чем сходство и различие понятий управление и руководство

Одна из наиболее простых и информативных методик для исследования мышления, процессов анализа и синтеза. Доступна испытуемым с любым образовательным уровнем. Испытуемому предлагают пары слов, обозначающих различные предметы, и просят их сравнить, т.е. выделить сходства и различия между ними. В наборе содержатся понятия разной степени общности и несравнимые понятия. Испытуемого предупреждают, что могут быть и несравнимые пары. Нередко именно несравнимые понятия оказываются очень показательными для обнаружения расстройств мышления.

Стимульный материал к методике «Сравнение понятий».

1. Яблоко – мяч

2. Молоко – чернила

3. Каменный уголь – бензин

4. Вода – керосин

5. Глобус – бабочка

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Ночь – плащ

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Корова – лошадь

19. Трамвай – автобус

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет

Испытуемого просят сказать, чем похожи предлагаемые понятия, и записывают все его ответы. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если задача понятна не сразу, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

Оценка результатов качественная. Следует учитывать, удается ли испытуемому выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Наиболее точным считается определение, при котором отмечается родовая принадлежность предметов (например, «тарелка и ложка – это посуда»); на более низкой ступени находится определение по функциональным признакам («тарелка и ложка предназначены для того чтобы есть»), совершенно недостаточным является определение, отмечающее лишь наглядные, конкретно-ситуационные признаки предметов.

Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствуют о невысоком уровне обобщения и склонности к конкретному мышлению. При снижении уровня обобщения испытуемый устанавливает в большинстве случаев внешние несущественные конкретно-ситуационные связи, например: «слон и мышь серые», «имеют по четыре ноги»; при сравнении понятий «река» и «птица» – « водоплавающая птица может плавать по реке» и т.д. При трудностях формирования направленных связей испытуемый выделяет различия, а не сходства (например, «молоко белое, а чернила цветные»).

При исследовании данной методикой следует отмечать не только способность обследуемого выделять основные признаки, но и четкость формулировки. При этом можно обнаружить расплывчатость суждений, излишнюю детализацию, склонность к резонерству.

Сравнение понятий помогает выявить интеллектуальную недостаточность, резонерские суждения.

Для более адекватной оценки мышления испытуемого с помощью этой методики следует учитывать возможность коррекции его ответов; о нарушениях мышления можно говорить только в том случае, если испытуемый продолжает делать ошибки после объяснений экспериментатора и предложенных им примеров правильных решений.

Оценивается также логичность высказываний испытуемого. При инертности и вязкости мышления испытуемый «соскальзывает» при сравнении понятий со сходства на различия или вообще отвлекается на незначительные, второстепенные признаки и может потерять нить рассуждений.

В чем заключается сходство и различие понятий «качество» и «конкурентоспособность»

Конкурентоспособность - Способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность товара является важнейшим критерием целесообразности выхода фирмы на товарные рынки.

Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

Иногда между данными категориями ставят знак равенства. Однако между ними есть существенные различия. Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. В силу этого товар с более высоким уровнем качества может оказаться менее конкурентоспособным, если товару придали новые свойства, значительно повысившие его стоимость, но не представляющие интереса для основной группы его покупателей. И наоборот, низкая цена может повысить конкурентоспособность товара низкого качества. Другое различие между рассматриваемыми категориями кроется в их оценке.

Оценка качества устанавливается сравнением значений показателя качества продукта с базовыми значениями этого же показателя, например, по долговечности, надежности, ремонтопригодности и т.д. В оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, а сопоставляться могут при этом как однородные товары (перевозка пассажиров по железной дороге в вагонах плацкартных или купейных), так и разнородные (перевозка пассажиров железнодорожным или воздушным транспортом).

Есть еще одно различие между этими терминами. Качество - категория, присущая любому экономическому укладу, тогда как конкурентоспособность - только рыночной экономике. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка неустанно заниматься решением двуединой задачи: с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей, с другой - достижение этого меньшими затратами, с тем чтобы удержать конкурентоспособную иену товара. Такое качество называют экономически оптимальным. Итак, конкурентоспособность товара - категория более широкая, чем качество, она является решающим фактором коммерческого успеха на развитом рынке.

Это понятие многоаспектное и означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качественным характеристикам, но и по условиям его реализации, таким как сроки поставки, уровень обслуживания, продажная цена, цена потребления. Качество же является главным, хотя и не единственным фактором конкурентоспособности, составляя ее «стержень».

Центральное место, занимаемое качеством товара и его конкурентоспособностью в рыночной политике, определяет их роль в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, подчиняющей производство интересам потребителей.

То, что некоторые вещи обнаруживают между собой сходство или различие, является весьма важным моментом для процесса классификации. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие сходства и особенно процедуры, используемые при измерении сходства, не так просты. В самом деле, понятие сходства тесно связано с такими основополагающими эпистемологическими проблемами, как: «Каким образом мы можем образовывать полезные абстрактные понятия, позволяющие внести порядок в то, что мы знаем?». Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно уметь рассортировывать вещи по классам, что требует умения объединять вещи, воспринимающиеся как схожие. Проблема сходства состоит, однако, не в простом распознавании сходных или несходных вещей, а в том, какое место эти понятия занимают в научных исследованиях. Наука для плодотворного развития должна базироваться на объективных, воспроизводимых процедурах; таким образом, разработка статистических процедур для измерения более «объективного» сходства вещей является естественным следствием необходимости в воспроизводимых и надежных классификациях.

Количественное оценивание сходства отталкивается от понятия метрики. При этом подходе к сходству события представляются точками координатного пространства, причем замеченные сходства и различия между точками находятся в соответствии с метрическими расстояниями между ними (Tversky, 1977). Размерность пространства определяется числом переменных, использованных для описания событий. Существует четыре стандартных критерия, которым должна удовлетворять мера сходства, чтобы быть метрикой:

1) Симметрия. Даны два объекта х и у; расстояние между ними удовлетворяет условию

2) Неравенство треугольника. Даны три объекта х, у, z; расстояния между ними удовлетворяют условию

Очевидно, это просто утверждение, что длина любой стороны треугольника меньше или равна сумме двух других сторон. Полученное выражение также называется метрическим неравенством.

3) Различимость нетождественных объектов. Даны два объекта х и у:

4) Неразличимость идентичных объектов. Для двух идентичных объектов

т. е. расстояние между этими объектами равно нулю.

Перечисленные математические требования очень важны, поэтому многие исследователи, среди которых наиболее известны Джардин и Сибсан (1971), а также Клиффорд и Стефенсом (1975), выдвигают аргументы против механического использования коэффициентов сходства, не являющихся метриками. Не все из обсуждаемых ниже мер расстояния могут быть метриками. Ряд корреляционных мер метриками не являются. Коэффициенты, не представляющие собой метрики, могут не быть совместно монотонными; другими словами, значения различных коэффициентов на одних и тех же данных не будут согласованно изменяться. Это вызывает опасение, что коэффициенты могут указывать на наличие сильно различающихся зависимостей между объектами. Поскольку такая признанная мера сходства, как смешанный момент корреляции Пирсона, явно не удовлетворяет третьему критерию, и, как считают Клиффорд и Стефенсон (1975), во многих приложениях может не выполняться второй критерий (т. е. неравенство треугольника), то следует проверить, действительно ли некоторая мера является метрикой.

Несмотря на очевидную важность метрик, они - отнюдь не единственный способ описания сходства объектов. Конечно, исходя из философских соображений, которые начинают подтверждаться психофизиологическими исследованиями, возможно понимание сходства объектов как сравнение их характерных черт; таким образом, оценивание сходства может основываться на процессе сопоставления признаков (Tversky, 1977). Такое понятие сходства не приводит к естественной размерности для своего представления. Более того, есть большая группа социальных исследований, в которых сходство между объектами оценивается непосредственно. Например, можно брать за основу степень взаимосвязи объектов, и в исследованиях такого рода часто наблюдается асимметрия отношения сходства. Иначе говоря, объект А может соответствовать В, но В может не соответствовать А в той же степени (например, Адам может любить Бетти, хотя он Бетти вовсе не нравится). Такой тип отношений также свойствен экономике в случае, когда одно государство импортирует товаров из другой страны больше, чем оно экспортирует. Асимметрия вызывает дополнительные затруднения при вычислении коэффициентов сходства. Тверски (1977) дает хорошее введение в эти вопросы. Специалисты по кластерному анализу должны сознавать, что существует несколько видов сходства и что, хотя многие из коэффициентов и мер, обычно используемых в количественных подходах к классификации, являются метриками, все же имеются альтернативы применению этих мер, которые могут оказаться целесообразными и необходимыми в контексте исследования. Выбор меры сходства, таким образом, должен быть органической частью плана исследования, определяющегося теоретическим, практическим и философским содержанием задачи классификации.

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Анализ результатов.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий:

например, "ворона - рыба", - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, "всадник - лошадь", слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.


Материал к методике

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Похожие статьи

  • Предродовое залеживание животных

    Послеродовой парез у коров, представляет собой достаточно опасное и сложное заболевание. Оно так же известно как – родильный парез или кома молочных коров, которое может привести к полному или частичному параличу, а впоследствии к наиболее...

  • Чем опасен послеродовой парез у коров

    Каждое животное растет, взрослеет и приносит потомство. Любое из изменений несет риски для жизни и здоровья питомца. Опасный период в жизни крупного рогатого скота – это вынашивание и рождение потомства. Оно сопряжено с рисками и...

  • Соловая масть лошади: фото и характеристика

    Масть у лошади является главной отличительной чертой животного. Эта характеристика передается по наследству. Определение масти ведется не только на основе окраски тела лошади, но и с учетом цвета гривы, конечностей, хвоста, даже глаз....

  • Лошадиная масть - полный список и названия

    Эффектная соловая лошадь нигде не останется незамеченной. Животные с таким окрасом всегда высоко ценились, и с давних времен принадлежали, в первую очередь, очень богатым людям. Невозможно сразу передать, какой именно оттенок преобладает в...

  • Как сделать семена томатов из своих помидоров

    При выращивании помидоров большое внимание на качество будущих плодов оказывает состояние исходных семян. Многие дачники семена покупают в магазинах и садовых лавках, но можно заготовить посадочные зерна еще с прошлого сезона. Вырастить...

  • «Последний лист», художественный анализ рассказа О

    В сборнике рассказов «Горящий светильник». Энциклопедичный YouTube 1 / 2✪ Последний ЛИСТ. О. Генри ✪ Последний лист (О. Генри) / Рассказ Субтитры Друзья, если у вас нет возможности читать новеллу О. Генри «Последний лист», смотрите это...