Структура и содержание психодиагностического заключения. Образец психологического заключения ребенка. Терапевтическая эффективность психодиагностики и ее ограничения

Относительно формы диагностического заключения, представляющего в прагма­тическом отношении обзорную запись о проведенном обследовании для включения ее в дело нуждающегося в психологической помощи человека, высказываются два противоположных мнения. Некото­рые исследователи полагают, что она не может быть единой, как не может быть стандартным и само обследование. Другие авторы считают целесообразным для регулярно требуемых заключе­ний использовать стандартные бланки для записи основных резуль­татов обследования и резюмирования данных в доступном для адресата виде, а также предлагают разработать список основных понятий, применяемых в заключение.

Диагностическое заключение, не повторяя (даже сжато) прото­кол обследования, является чаще всего ответом на вопрос, постав­ленный перед практическим психологом другим специалистом (пе­дагогом, дефектологом, врачом и т. п.) или обследуемым. По мнению психологов-практиков, заключение должно отражать ос­новные качественные характеристики психики обследуемого, по­лученные на базе обобщения полученных данных, строиться по принципу от внешнего к внутреннему, иметь причинный характер.

Опираясь на результаты проведенного анализа, в структуре диагностического заключения целесообразно выделять три блока:

1) соответствующий феноменологическому уровню объ­екта психодиагностики;

2) отражающий его уровень причинных оснований;

Первый блок включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования. Доста­точно полная характеристика этого блока дана в образце диагности­ческой карты в коллективной монографии «Семья в психологиче­ской консультации», в которой, в частности, указываются для заполнения следующие пункты: краткое содержание жалобы (что и когда случилось, с кем), общее впечатление о клиенте, субъектив­ный локус жалобы (на кого жалуется клиент), объективный локус жалобы (на что жалуется), проблема (суть затруднения: «хочу то-то, но не могу» и т. п.), самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений), запрос (какой помощи ждет), эмоционально-ценно­стное отношение к лицу, фиксируемому в субъективном локусе жалобы, отношение к консультации и консультанту.

Во втором блоке фиксируются данные об отдельных сферах личности (например, интеллектуальной) или дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения (гипотезы). Помимо результатов обследования в заключение предлагается указывать его причины и применяемые методики .

Третий блок содержит мероприятия, которые находятся в компетенции практического психолога. Как справедливо отмечается в одной из работ, «...психолог, какими бы данными он не располагал, не вправе ставить медицинский диагноз или делать вывод вместо дефектолога».

Считается целе­сообразным различать психодиагностическое заключение как компетентное резюме, составленное на языке современной психо­логической науки для специалистов в области психодиагностики, и сообщение об обследуемом как документ, предназначенный для заявителя, не имеющего, как правило, психологического образова­ния, и включающий, наряду с психологической, другие части, например, медицинскую, биологическую, социальную.

В работе практического психолога очень важно уметь грамотно, точно и содержательно составить заключение по результату психологической диагностики. Заключение - своего рода мостик между сугубо профессиональными, научными представлениями и получателем этого заключения, который, скорее всего, окажется в вопросах психодиагностики и психологии вообще значительно менее компетентным, нежели психодиагност. Заключение должно быть совершенно понятным хотя бы девяти людям из десяти, которые могут его прочитать (получив доступ). Оно должно быть честным и корректным, давать пищу для размышления, исключать двоякое толкование.

Известный специалист по профессиональной диагностике А. Анастази сформулировала ряд важных принципов по отношению к заключению.

Если психодиагност работает по заказу учителя, то последний, скорее всего, предпочтет заключение с конкретными рекомендациями, что делать. Психиатрам больше нравятся заключения с объяснением основных данных, с констатацией фактов, но без рекомендаций.

Если заключение рассчитано и на специалистов, и на неспециалистов, то в начале должна даваться краткая аннотация содержательного характера, а вслед за этим приводиться более подробное описание конкретных данных.

2. В заключении обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: каков дословно был запрос, требуются ли констатации, рекомендации или и то, и другое.

3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно того или иного вида психологического вмешательства, программ обучения, типа лечения, выбора профессии или иного рода занятий и т.п.

4. Заключение не должно быть банальным. Оно будет эффективным, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей.

Психодиагносту важно понимать, что он получает не список черт, а своего рода мозаику (или паззл) из этих черт. Заключение должно относиться исключительно к данному индивиду, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально - экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими, грамотными. Здесь важно не забывать про отличия . Профессионально будет указать, с какой именно нормой сравнивается испытуемый.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Психодиагностическое заключение

1. Запрос: Человек согласился на д иагностику в целях исследования

2. Факторы развития и жизнен ны е условия

личность психологический адаптационный мотивационный

§ Семейные предрасположения:

На момент рождения маме было 24 года.

Серьёзных заболеваний среди родственников не было.

Психологических нарушений, аномалий не было.

§ Врождённые предрасположения :

При беременности мамы травм и заболеваний, аборты Елена Евгеньевна не делала.

Травм при беременности не было.

§ Перенесённые заболевания:

Болеет редко и заболевания лёгкие.

Серьёзных заболеваний не было. Переломов не было.

§ Питание:

Питается два раза в день. Особых предпочтений нет.

Любимые блюда - макароны с мясом.

Не любит - каши, супы, брокколи.

§ Влияние природной среды :

Живёт в городе, квартира обустроенная, чистая.

§ Семейные влияния:

Семья полная, многодетная.

Гемограмма:

Способы воспитания. Родители хорошо относились, сильно не наказывали, помогали в решении проблем.

§ Несемейные и внешкольные влияния:

Организованные: олимпиады, футбол, тренажёрный зал.

Не организованные: шахматы, тир.

§ Влияние школы:

В школе было много друзей. Не пропускал уроки в школе, в институте иногда пропускает. Не разу не оставался на второй год.

§ Нагрузочные ситуации.

Решает проблемы по мере их поступления.

Составляет план решения. А сами решения приходят быстро.

3. Внешняя картина личности

§ Проявления.

На вид опрятный молодой человек, чистые вещи, не привязан к вещам, любит покупать новые вещи. Причёска всегда ухоженная, следит за своими волосами. Эмоциональный человек, использует жестикуляцию. Почерк разборчивый.

§ Способы поведения.

Очень активный, общительный, организованный. Любит себя, поддерживает своё тело в форме. К окружающим людям относится хорошо, всегда рад помочь. С новыми людьми быстро находит контакт. Поддерживает братьев и всегда помогает маме. Пользуется успехом у девушек, а он сам однолюб. Ведёт себя культурно в обществе, вежливый, не использует в своёй речи нецензурной брани. Не конфликтный, старается всё решить рассудительно и прийти к компромиссу.

§ Результативность.

Успеваемость средняя была в начальной школе, в средней школе нравилось учиться и поэтому успеваемость была хорошей. Учится в институте хорошо, проблем нет. Помимо учёбы в институте работает. Жанр фильмов предпочитает: все виды кроме ужасов.

§ Субъек тивные высказывания.

Жалоб не имеет. Адекватный, самодостаточный с чувством юмора, не глупый, коммуникабельный. Лень относит к плохим свойствам.

В своём окружении нравится то, что на них можно положиться.

4. Структура личности

§ Система регуляции протекания.

Рост 182, вес 78. Поддерживает себя в форме, занимается в тренажёрном зале.

Тип темперамента - смесь Халерика и Сангвиника. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.

§ Система мотивационной регуляции.

Материальные потребности: хочет иметь возможность покупать все, что ему захочется и когда ему захочется.

Интересы: спорт, наука, друзья. Самая главная ценность - это семья.

Идеалов нет. Убеждения демократические.

Направленность на объективные ценности и на близких людей.

§ Система адаптационной регуляции.

Механизмы формирования личности: самовоспитательные тенденции. Чувство полноценности.

Человек по натуре совестливый, за свои не правильные действия испытывает угрызение совести.

Адекватная восприимчивость к стрессу.

Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы, коммуникабельности.

Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов, стремлений.

§ Система исполнительной (результативной) регуляции.

У клиента высокий уровеньIQ. (IQ =110).

Восприятие у него объективное, не большие проблемы со вниманием, обладает отличной памятью, быстротой мышления и Атлетическим типом психомоторики.

Диагностическое заключение

Методика FPI.

1. (маскулинизм - феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие - по женскому.

2. (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

3. (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизацииэкстратенсивного типа. Характеризуется агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

4. (экстраверсия - интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности.

Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

1. Самоуважение. Аспектсамоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

2. Аутосимпатия. Шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте.

1. Вытеснение.

Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

2. Проекция.

При проекции - человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним. По типу - они этого заслуживают.

3. Рационализация.

Рационализация как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).

Методы диагностики социально - психологических установок личности.

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат».

1. «ориентация на процесс » - люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности.

2. «ориентация на результат » - люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. « ориентация на альтруизм » - люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм-наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

4. «ориентация на эгоизм » - ориентация на эгоизм пониженная.

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу-власть», «труд-деньги».

1. «ориентация на труд » - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать

2. «ориентация на свободу » - лавная ценность для этих людей-это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, ре¬же это сочетание «свободы» и «деньги».

3. « ориентация на власть » - эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто-это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. «ориентация на деньги » - эта ориентация выражена слабее, чем другие.

Тест Гилфорда. Социальный интеллект.

Субтест №1 - «Истории с завершением»

Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со следующими психологическими особенностями:

* способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии;

* способностью к расшифровке невербальных сообщений;

* дифференцированностьюЯ-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.

Субтест №2 - «Группы экспрессии»

Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать свербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» - интуиции

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:

* с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании личности незнакомого человека по фотографии;

* с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;

* с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;

* с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;

* с эмоциональной стабильностью;

* с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике, совестливостью;

* с высокой самооценкой и степенью принятия себя;

* с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;

* с глубиной рефлексии;

* с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации; с эмпатией, с невербальной чувствительностью.

Субтест №3 - «Вербальная экспрессия»

Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Субтест №4 «Истории с дополнением»

Умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

Интерпретация композитной оценки социального интеллекта

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение агрессивности в отечественной и зарубежной психологии. Социально-психологическая характеристика молодежи. Эмпирическое исследование личностных характеристик студентов. Диагностика уровня сформированности психологических особенностей личности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2013

    Теоретический анализ социально-психологических установок и факторов формирования их в юношеском возрасте. Стереотипы и предрассудки. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Теоретические аспекты детско-родительских отношений.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2009

    Деятельность в пенитенциарных учреждениях как фактор профессиональной деформации личности. Организация эмпирического исследования конфликтности, общительности, агрессивности как социально-психологических особенностей работников пенитенциарных учреждений.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2011

    Агрессивность ее диагностика, характеристика и проявления. Определение агрессии и агрессивности. Типы и виды агрессии, диагностика ее уровня. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. Личностные шкалы измерения агрессии. Проективные методы.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2009

    Психодиагностическое исследование социально-психологических параметров в семьях, где проживает лицо страдающее шизофренией. Определение влияния некоторых социально-психологических условий на готовность к развитию личностных отклонений при шизофрении.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Различия в психологических особенностях как факторы конфликта. Краткие рекомендации по разрешению конфликтов. Типы акцентуации характера. Конфликтные личности. Определение типа личности по К. Юнгу. Диагностика агрессивности по тесту Баса-Дарки.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2008

    Проблема агрессивности в психологической науке. Возрастные и гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности. Анализ результатов исследования гендерных особенностей агрессивности у подростков, рекомендации по коррекции агрессии.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2009

    Соотношение агрессии, агрессивности и спортивной деятельности. Истоки агрессивности у человека, ее измерение и уровни. Модель для изучения агрессивности в спорте. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов. Страхи у спортсменов, снятие тревожности.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2010

    Понятие и агрессивности и риска как психологических категорий и черт характера личности. Организация исследования по выявлению уровня данных качеств у девушек и парней, количественный и качественный анализ. Статистическая оценка полученных результатов.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2014

    Анализ причин преступного поведения. Психодиагностическое исследование осужденных: индивидуально-психологические особенности личности, характеристика уровня агрессии и эмпатии. Методы психокоррекции по снижению агрессивности поведения осужденных.

Содержание:

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.

Общая часть психологического заключения содержит:
основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования);
жалобы родителей или педагогов;
наиболее важные анамнестические данные;
описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность;
характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи);
операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы;
особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной);
результирующую оценку уровня интеллектуального развития;
характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;
краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.

Итоговая часть заключения психолога:
психологический диагноз;
вероятностный прогноз развития;
рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.

Итоговая часть адресована профильным специалистам - психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности. Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая ). Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.

Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями.

Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом.

В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования.

Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих).

Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней).

Результирующей такого целостного представления о ребенке является психологический диагноз . Сама его постановка предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития. Наше мнение о праве психолога на постановку психологического диагноза и непосредственно связанного с ним определении образовательного маршрута неоднократно высказывалось в наших лекциях.

Психологический диагноз

В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов:
типологический вариант развития как основной вывод специалиста;
уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;
характер (профиль) латеральных предпочтений.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.

В рекомендациях должна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка.

При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка.

В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме.

Скачать образец психологического заключения

Наталья СЕМАГО, кандидат психологических наук
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук

Отчет о результатах психологического обследования Ивановой И. А. (25 лет)

Особенности мышления. Уровень развития логического мышления выше среднего по попу-ляционной выборке. Мышление интуитивное, творческое. Живость мышления, быстрота переключения с одного объекта на другой.

Личностные особенности. Идеализм и перфекционизм (стремление делать все, за что берется, максимально хорошо, работать над собой, развиваться). Высокая активность, мужественность в поступках, стремление во всем полагаться на себя, брать на себя ответственность. Некоторая неуверенность успешно компенсируется принятием на себя типично мужской роли (защитника, напористого, сильного человека и т. д.). Испытуемой свойственны совестливость, повышенная требовательность к себе. Важной личностной чертой испытуемой является направленность на людей - стремление быть принятой, ценимой коллективом. Большое значение она придает неформальным отношениям в группе.

Эмоциональный фон. Оптимистичный настрой. Яркость и сила эмоциональных проявлений полярно меняются. Артистичность. Яркость проявления чувств. Колебания настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий.

Мотивационная направленность. мотивация профессиональных достижений превалирует над мотивацией избегания неуспеха. Испытуемая стремится максимально реализовать все то, на что способна, проявить свои способности в деле, значимо влиять на происходящие события. Велико стремление к сопричастности коллективу, желание признания, расположения к себе других, потребность в гармоничных межличностных отношениях при сохранении собственной индивидуальности. мотивация направлена в большей степени на реализацию сиюминутных потребностей, не выражена склонность заглядывать далеко вперед.

Стиль общения. Общительность, непосредственность и раскрепощенность, стремление расширить круг знакомств. Независима в отстаивании своего мнения, но в случае необходимости проявляет гибкость в построении отношений с людьми. Стремится подчеркнуть свое миролюбие, старается найти со всеми общий язык, разрешить возникающие конфликты. Неприязнь со стороны окружающих в глубине души тяжело переживает, однако внешне этого стремится не проявлять.

Реакция на стресс. Некоторая беспечность. Активное отстаивание своей позиции. Возможны вегетативные реакции (головные, желудочные боли, сердцебиение и т. д.).

Деловые качества. Высокая активность, инициативность в деловой сфере. Способна работать в быстром темпе, при повышенных нагрузках. Не терпит рутинную работу, стремится к разнообразию, динамике, новым задачам в работе, хорошо ориентируется в неожиданных и внештатных ситуациях, с готовностью берется за решение новых, нестандартных задач.

У испытуемой достаточно развит навык планирования текущей деятельности, понимание того, какие шаги нужно предпринять для решения конкретной задачи. Однако навык стратегического планирования, постановки дальних целей развит недостаточно, дальние цели неконкретны. При принятии решений испытуемая во многом полагается на интуицию, удачу. Она не склонна анализировать причины, по которым «повезло», принимает это как должное. Не боится принимать решения в рамках своей компетенции, даже сложные и ответственные, однако в ряде случаев склонна действовать методом «проб и ошибок».

Испытуемой свойственна повышенная ответственность, стремление выполнить работу во что бы то ни стало. Остро чувствует свою вину, если что-либо не удается.

Высокая социальная компетентность. Испытуемая нацелена на конструктивное сотрудничество, старается найти общий язык с коллегами и окружающими, поддерживать ровные, доброжелательные отношения. Успешна в разрешении конфликтов.

Управленческий потенциал. Средний. Испытуемая больше направлена на самореализацию, движение вперед в команде, чем на собственно доминирование, руководящий пост. Недостаточно развит навык делегирования полномочий, старается делать весь необходимый объем работ самостоятельно, а не распределять его среди своих подчиненных.

Обучаемость, потенциал развития. Выше среднего.

Сильные стороны. Уровень развитости логического мышления выше среднего, живость мышления. Высокая активность, инициативность, умение работать в высоком темпе. Стремление к самореализации. Повышенная требовательность к себе. Оптимизм. Высокая мотивация профессиональных достижений. Ориентация на работу в команде, гибкость при построении отношений с людьми. Ответственность.

Похожие статьи