Явление светописанного образа богоматери в свято-пантелеимоновом монастыре на афоне. Явление божией матери на афоне

На заседании Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля было решено включить в русский месяцеслов праздник, который с 2003 года отмечался в Афонском Пантелеимоновом монастыре – воспоминания Явления Светописанного образа Божией Матери в 1903 году. Праздник будет отмечаться 3 сентября (21 августа) в день Явления. Разбираемся в обстоятельствах чуда и почитании Светописанного образа

Накануне Успения, 14 августа 1903 года, в монастырь было доставлено письмо из Кинота. В не выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить сиромах, особенно молодых и здоровых, к тунеядству. Сказалось и всегдашнее опасение греков, что благотворительность обернется увеличением русского влияния на Афоне. Кинот требовал отменить раздачу милостыни и найти другую форму благотворения. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

Прошел праздник, и через неделю монахи решили в последний раз раздать подаяние, а затем объявить нищим, что впредь, по решению Кинота, раздачи прекратятся. Во время раздачи хлеба (череков) иеромонах Гавриил сделал фотографию. Когда ее проявили, то оказалось, что хлеб принимает некая Женщина. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

Где произошло явление Божией Матери?

Слева от Великих ворот в южной стене монастыря, к которым паломники подходят с пристани по лестнице. Сегодня на месте явления Божией Матери установлена гранитная плита, на которую переведено изображение с фотографии. Рядом в 2011 году была построена часовня. В ней находится изображение Пресвятой Богородицы с хлебом в руках. В часовню подведена вода, в ней служатся молебны. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

Как в обители возник обычай кормить бедных?

Завел обычай раздавать милостыню и еду нищим монахам иеросхимонах Иероним (Соломенцов), у которого было много и духовных даров молитвы, духовничества и… экономических талантов.

Еще до того, как обитель стала полностью русской и настоятелем стал ученик и постриженик отца Иеронима схиархимандрит Макарий (Сушкин), отец Иероним стал помощником игумену греку и хорошо поставил монастырское хозяйство, расплатился с долгами и отстроил обитель. Философ Константин Леонтьев, бывавший на Афоне и называвший отца Иеронима своим старцем, писал: «Он музыкант, он иконописец, он строитель, он богослов хороший, он Церкви подвижник неутомимый, он исповедник тонкости и опыта редких».

Решение кормить сиромах – странствующих по Афону монахов, не принадлежащих к монастырям или скитам и живущим рукоделием и подаянием, – возникло у иеросхимонаха Иеронима после того, как подряд разбилось два корабля с продуктами и пожертвованиями для обители. Милостыню старец раздавал сам в коридоре своей келлии.

А кто раздает милостыню на фотографии?

Отец Иероним и его ученик отец Макарий к тому времени уже умерли. На фото милостыню раздает портарь обители отец Алипий. С ним задолго до того приключилась такая история: он грубо обошелся с сиромахом, исповедовал это отцу Иерониму и был отлучен от причастия до тех пор, пока не нашел обиженного, не помирился с ним и не подал ему милостыню.

Сколько человек получали милостыню и сколько было монахов?

К 1903 году милостыню получали около 700 человек, и еще 300 на Карее. Монастырь помогал всем беднякам – не только русским, но и грекам, болгарам, румынам. В 1903 году в монастыре насчитывалось 1446 монахов, хотя в начале деятельности иеросхимонаха Иеронима их было едва больше десятка. В 1903 году на Афоне уже 11 лет подвизался отец Симеон, в 1911 году он будет пострижен в схиму с именем Силуан…

Не могли ли что-то перепутать и принять за Божию Матерь быстро прошедшего сиромаха?

Нет, отец Гавриил сделал фото в самом начале раздачи милостыни, первый из сиромахов еще только приближается к отцу Алипию.

Поклоняются ли фотографии?

Слово «светописанный», как нетрудно догадаться, всего лишь прямой перевод с греческого, «фото-» (свето) и «-графия» (писание). Однако главное в этом образе Божией Матери главное – само Ее явление, которое стало явным при проявке снимка. «Технически» почитание фотографии аналогично почитанию Изображения на Туринской плащанице. Нерукотворного образа Спасителя и других нерукотворных икон. При этом на Афоне была написана икона, по мотивам этого явления, она и используется в богослужении.

Сама фотография много раз тиражировалась. В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Делаются копии и каменной доски, находящейся у врат обители. В 2011 году его установили на Украине – в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповики Житомирской области, а в 2012 – в Феодоровском соборе в Царском Селе.

Есть ли храмы в честь Светописанного образа Божией Матери?

В братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.

Составлена ли явлению особая служба?

Служба была составлена в Пантелеимоновом монастыре и одобрена Синодальной богослужебной комиссией, в ней чувствуется влияние службы Нерукотворному образу Спасителя. Приведем тропарь и кондак:

Тропарь:

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

Оригинальный негатив чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы - фотографии, зафиксировавшей в 1903 г. явление Божией Матери в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре во время раздачи милостыни, чудесным образом вновь обретен в русской святогорской обители, - сообщает «Русский Афон» ..

Негатив был найден во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя более 110 лет, без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за вековой временной промежуток. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Найти эту реликвию после стольких лет упадка не было даже надежды.

По словам игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива - первообраза Светописанной иконы Божией Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

О совершившимся чуде было сообщено всей братии для утешения и укрепления в подвиге. По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам были розданы фотографии, сделанные с обретенного негатива 1903 года.

Как известно, 21 августа / 3 сентября 1903 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре свершилось чудесное явление Пресвятой Богородицы: во время раздачи милостыни при Святых Вратах Пантелеимоновой обители была сделана фотография, на которой впоследствии оказался запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока в числе неимущих братий.

Это чудо явления Пресвятой Богородицы во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона.

Светописанный образ Пресятой Богородицы вот уже более 100 лет глубоко чтится в русской святогорской обители, на Афоне и по всей Святой Руси. Светописанная икона внесена в официальный список чудотворных икон Афона, а день ее памяти является одним из Святогорских Панигиров. В 2013 году на заседании Священного Синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был также внесен в месяцелов Русской Православной Церкви.

В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери.

Икона Богородицы Светописанная (Светописанный образ)

История

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре

3 сен-тяб-ря 2013 го-да ис-пол-нилось 110 лет яв-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри в Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре на Афоне. Празд-но-ва-ние в честь Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за бы-ло уста-нов-ле-но Со-бо-ром стар-цев мо-на-сты-ря в 100-лет-нюю го-дов-щи-ну это-го чу-дес-но-го со-бы-тия.

27 июля 2013 го-да на за-се-да-нии Свя-щен-но-го Си-но-да в Ки-е-во-Пе-чер-ской лав-ре бы-ло при-ня-то ре-ше-ние (жур-нал № 97) вклю-чить в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-но-ва-ние вос-по-ми-на-ния яв-ле-ния Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, быв-ше-го в Рус-ском на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре в 1903-м го-ду.

Ис-то-рия со-бы-тия

21 ав-гу-ста/3 сен-тяб-ря 1903 го-да во вре-мя раз-да-чи ми-ло-сты-ни убо-гим мо-на-хам у Ве-ли-ких мо-на-стыр-ских во-рот Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря инок Гав-ри-ил сде-лал фо-то-сни-мок и, ко-гда его про-явил, на чер-но-бе-лой фо-то-гра-фии, к сво-е-му ве-ли-чай-ше-му удив-ле-нию, уви-дел об-раз Бо-го-ма-те-ри, сми-рен-но по-лу-чав-шей бла-го-сло-вен-ный укрух хле-ба.


Мо-на-стыр-ские ар-хи-вы сви-де-тель-ству-ют, что в пе-ри-од с кон-ца XIX по на-ча-ло XX ве-ка рус-ские мо-на-хи еже-не-дель-но раз-да-ва-ли ми-ло-сты-ню нуж-да-ю-щим-ся. Еже-не-дель-но из двух юж-ных рос-сий-ских пор-тов Одес-сы и Та-ган-ро-га, где на-хо-ди-лись афон-ские по-дво-рья Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря, при-хо-ди-ли к афон-ской при-ста-ни боль-шие и ма-лые ко-раб-ли с про-дук-та-ми пи-та-ния и жиз-нен-но необ-хо-ди-мы-ми ма-те-ри-а-ла-ми. Они пред-на-зна-ча-лись для 3 000 на-сель-ни-ков Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря и 4 000 рус-ско-языч-ных бра-тьев, под-ви-зав-ших-ся в раз-лич-ных ски-тах, ме-то-хах, кел-ли-ях и ка-ли-вах Свя-той Го-ры.

У Ве-ли-ких во-рот оби-те-ли со-би-ра-лась тол-па бед-ных мо-на-хов-си-ро-ма-хов и бла-го-че-сти-вых стран-ни-ков. Со-хра-ни-лись дан-ные о том, что око-ло 600-800 че-ло-век по-лу-ча-ли из рук мо-на-хов хлеб-ные ле-пеш-ки — че-ре-ки. В уроч-ные дни за ми-ло-сты-нею к мо-на-стыр-ским вра-там ста-ли при-хо-дить ни-чем не за-ни-ма-ю-щи-е-ся, упи-ва-ю-щи-е-ся и ни-ко-му не под-чи-ня-ю-щи-е-ся лю-ди. 14 ав-гу-ста 1903 го-да в мо-на-стырь по-сту-пи-ло пись-мо из Ки-но-та, в ко-то-ром вы-ра-жа-лось недо-воль-ство от-но-си-тель-но «бес-по-лез-ной» и «вред-ной», по его мне-нию, ми-ло-сты-ни. Выс-шее Свя-щен-ное управ-ле-ние Свя-той Го-ры по-тре-бо-ва-ло от Свя-щен-но-на-ча-лия Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря от-ме-нить раз-да-чу ми-ло-сты-ни и най-ти бо-лее при-ем-ле-мую и несо-блаз-ни-тель-ную фор-му по-мо-щи. В по-сла-нии, в част-но-сти, го-во-ри-лось: «По-да-ва-е-мая еван-гель-ски ми-ло-сты-ня толь-ко то-гда бы-ва-ет при-ят-на и лю-без-на Бо-гу, ко-гда по-да-ет-ся в ра-зу-ме — лю-дям, до-стой-ным ми-ло-сты-ни и нуж-да-ю-щим-ся в оной. Да-ва-е-мая же лю-дям, ко-то-рые недо-стой-но пред-став-ля-ют со-бой про-си-те-лей ми-ло-сты-ни и ко-то-рые толь-ко на это по-се-ще-ние и рас-счи-ты-ва-ют, и ра-ди это-го и про-жи-ва-ют здесь, то-гда уж та-кая по-да-ча ми-ло-сты-ни ста-но-вит-ся при-чи-ной вре-да».


Увеличенная копия снимка с образом
Богоматери ныне помещена у врат русского
святогорского монастыря святого
Пантелеимона

21 ав-гу-ста 1903 го-да, ров-но через неде-лю по-сле по-лу-че-ния ки-нот-ско-го пись-ма, мо-на-хи Рус-ской оби-те-ли ре-ши-ли в по-след-ний раз со-блю-сти тра-ди-цию и раз-дать ми-ло-сты-ню, а уже по-том за-чи-тать при-сут-ству-ю-щим со-дер-жа-ние пись-ма из Ки-но-та. В это вре-мя по обык-но-ве-нию у глав-ной пор-ты уже со-бра-лись в ожи-да-нии ми-ло-сты-ни сот-ни нуж-да-ю-щих-ся и стран-ству-ю-щих лю-дей. Во вре-мя раз-да-чи че-ре-ков иеро-мо-нах Гав-ри-ил сде-лал фо-то-сни-мок, на ко-то-ром про-явил-ся об-раз Бо-го-ма-те-ри, сми-рен-но по-лу-чав-шей вме-сте с дру-ги-ми про-си-те-ля-ми бла-го-сло-вен-ную ми-ло-сты-ню. Гля-дя на необыч-ный сни-мок, мо-на-хи тут же вспом-ни-ли рас-сказ ино-ка Се-ва-сти-а-на, слы-шав-ше-го от пор-та-рей, буд-то «один пу-стын-ник ви-дел несколь-ко раз жен-щи-ну при раз-да-че че-ре-ков». Неко-то-рые из по-движ-ни-ков, то-же ви-дев-ших на-яву Див-ную Де-ву сре-ди убо-гих мо-на-хов и про-си-те-лей ми-ло-сты-ни, хо-те-ли ска-зать об этом при-врат-ни-ку, од-на-ко в са-мый день фо-то-гра-фи-ро-ва-ния Ее ни-кто не ви-дел.

Бо-го-ро-ди-ца неиз-мен-но про-мыш-ля-ла о под-ви-за-ю-щих-ся в Сво-ем зем-ном жре-бии. По ве-ле-нию Ца-ри-цы Небес-ной мо-на-стырь про-дол-жил удо-вле-тво-рять нуж-ды бед-ной бра-тии: по-сле брат-ских тра-пез в оби-те-ли устра-и-ва-ли тра-пезы для бед-ня-ков, а ке-ларь вы-да-вал им со скла-да про-дук-ты пи-та-ния.

Ис-то-рия по-чи-та-ния

В кон-це 1980-х го-дов, с на-ча-лом вос-ста-нов-ле-ния оби-те-ли, чу-дес-ная фо-то-гра-фия бы-ла раз-мно-же-на с при-ло-же-ни-ем крат-ко-го опи-са-ния со-бы-тия и рас-про-стра-ня-лась сре-ди па-лом-ни-ков. Для но-во-го по-ко-ле-ния рус-ских лю-дей, по-стра-дав-ших от ате-и-сти-че-ской про-па-ган-ды, фо-то-гра-фия по-слу-жи-ла фак-то-ром уве-ре-ния в бы-тии ду-хов-но-го ми-ра, о чем мно-го-крат-но удо-сто-ве-ря-ли оби-тель па-лом-ни-ки.

Празд-но-ва-ние в честь Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за бы-ло уста-нов-ле-но Со-бо-ром стар-цев мо-на-сты-ря в 2003 го-ду с бла-го-сло-ве-ния игу-ме-на ар-хи-манд-ри-та Иере-мии в 100-лет-нюю го-дов-щи-ну яв-ле-ния для бо-го-слу-жеб-но-го уве-ко-ве-чи-ва-ния па-мя-ти чу-дес-но-го со-бы-тия. На-име-но-ва-ние «Све-то-пи-сан-ный об-раз» ро-ди-лось в хо-де со-став-ле-ния бо-го-слу-жеб-но-го по-сле-до-ва-ния (сло-во «све-то-пи-са-ние» пред-став-ля-ет со-бой бук-валь-ный пе-ре-вод гре-че-ско-го слова «фо-то-гра-фия»). То-гда же бы-ло со-зда-но ико-но-пис-ное изо-бра-же-ние явления для бо-го-слу-жеб-но-го ис-поль-зо-ва-ния. На ос-но-ва-нии ле-то-пис-ных за-пи-сей и до-шед-ших уст-ных вос-по-ми-на-ний бы-ла вос-со-зда-на ис-то-ри-че-ская кан-ва со-бы-тия.

Текст по-сле-до-ва-ния одоб-рен Си-но-даль-ной бо-го-слу-жеб-ной ко-мис-си-ей.

В 2011 го-ду на ме-сте яв-ле-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла со-ору-же-на па-мят-ная ча-сов-ня, в ко-то-рую был под-ве-ден ис-точ-ник во-ды для со-вер-ше-ния во-до-свят-ных мо-леб-нов. За-фик-си-ро-ва-ны слу-чаи об-лег-че-ния те-лес-ных и ду-шев-ных неду-гов от упо-треб-ле-ния во-ды это-го ис-точ-ни-ка.

В том же го-ду в пер-вом эта-же брат-ско-го По-кров-ско-го кор-пу-са был устро-ен и освя-щен храм-па-рак-лис в честь Све-то-пи-сан-ной ико-ны.

В 2011 го-ду изо-бра-же-ние ис-то-ри-че-ской фо-то-гра-фии на мра-мор-ной дос-ке бы-ло уста-нов-ле-но в мо-на-сты-ре Афон-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в с. Чо-по-ви-ки Жи-то-мир-ской об-ла-сти.

По-доб-ная мра-мор-ная дос-ка с изо-бра-же-ни-ем фо-то-гра-фи-че-ско-го об-ра-за бы-ла уста-нов-ле-на в 2012 го-ду на при-хо-де Фе-о-до-ров-ско-го со-бо-ра в Цар-ском Се-ле.

21 ав-гу-ста/3 сен-тяб-ря 2013 го-да ис-пол-ня-ет-ся 110 лет со дня яв-ле-ния Бо-го-ма-те-ри.

27 июля 2013 го-да на оче-ред-ном за-се-да-нии Свя-щен-но-го Си-но-да в Ки-е-во-Пе-чер-ской лав-ре бы-ло при-ня-то ре-ше-ние (жур-нал № 97) вклю-чить в ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви празд-но-ва-ние вос-по-ми-на-ния яв-ле-ния Све-то-пи-сан-но-го об-ра-за Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, быв-ше-го в Рус-ском на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре в 1903-м го-ду.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»

Пречи́стому Ли́ку Твоему́ поклоня́емся, Блага́я,/ прося́ще предста́тельства о нас, Ма́ти Бо́жия,/ во́лею бо благоволи́ла еси́ яви́тися среди́ бра́тии,/ да изба́виши от печа́ли, и́хже собра́ла еси́. Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости исполня́еши всех, Пресвята́я Де́во,// вверя́ющих себе́ покро́ву Твоему́.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благая, просящая покровительства о нас, Матерь Божия, ибо ты по своей воле изъявила милость явиться среди братии, чтобы избавить от печали тех, кого собрала Ты. Потому с благодарностью взываем к Тебе: «Ты наполняешь радостью всех, Пресвятая Дева, вверяющих себя защите твоей».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Светописанной»

О, неизрече́ннаго и благосе́рдаго Твоего́ смотре́ния,/ Честне́йшая Херуви́м и Сла́внейшая без сравне́ния Серафи́м!/ О́браз Твой Светоявле́нный, и самоизображе́нный/ свиде́тельство яви́ся/ Твоея́ неизрече́нныя любве́ и милосе́рдия,// почита́ем той, лобыза́юще.

Перевод: О, неизреченна и милосердна Твоя забота, почтеннейшая и несравненно славнейшая ! Образ Твой явленный светом и самонаписанный, стал свидетельством Твоей неизреченной любви и милосердия, почитаем его, целуя.

У великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа года в монастырь поступило письмо из Кинота , в котором выражалось недовольство относительно "бесполезной" и "вредной", по его мнению, милостыни . Высшее священное управление Святой Горы потребовало от священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось:

"Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда."

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто "один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков". Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Тропарь явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак явлению Пресвятыя Богородицы Лика Светописанного

Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе. http://www.patriarchia.ru/db/text/3128565.html

Чудесные явления Пресвятой Богородицы на праздник Покрова в одноименном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре воспоминаются чудесные явления Божией Матери в Свято-Покровском соборе обители. Как известно, этот собор связан со многими знамениями и явлениями Богородицы, из-за чего он нередко именуется Чудотворной церковью, как и собор Киево-Печерской Лавры. Здесь дважды, в 1862 и 1863 гг., Пресвятая Богородица обновила чудо, бывшее древле во Влахерне. По сохранившимся многочисленным свидетельствам очевидцев, в эти годы Матерь Божия в день Своего Покрова явно была видима многими молящимися во храме обители с распростертым Омофором.

Воспоимнания об этом сохранились в дневниках многих братий, а также самого старца Иеронима (Соломенцова).

Чудесное явление Божьей Матери на Покров 1862 года

Так в 1862 году, за десять дней до праздника Покрова Пресвятой Богородицы, одному русскому восьмидесятилетнему старцу было открыто о имеющем быть торжественном посещении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Богоматерью. Явились ему Преподобный Афанасий Афонский и великий Чудотворец Николай и воспретили ему удаляться из Обители, объявив при том, что Царица Небесная скоро, на день Храмового праздника, посетит Обитель.

При этом они наградили его частицей того вещества, белейшего паче снега, из которого была устроена невещественная дорога для шествия Владычицы. По словам святых угодников, часть эта превосходит все сокровища мира, и все, что только люди считают драгоценным.

Известный пустынник старец Анфим болгарин, накануне праздника Покрова, находясь вдали от Обители нашей, вечером встал на обычную свою молитву и узрел вдруг небеса растворившимися и Владычицу Богоматерь, идущую от пренебесной высоты с сонмом святых на землю. Это удивило и поразило его. Забыв свою пустынь и старость, о. Анфим побежал, чтобы видеть, куда Матерь Божия нисходит, и видя, что Она обратилась на нашу Обитель, направился сюда и бежал, не обращая внимания на камни и другие затруднения. Во время этого быстрого шествия змея ужалила его в пяту; но и это не остановило старца; несмотря на боль и льющуюся из раны кровь, прибежал он к самой Обители и скрылся в кустах. Яд змеи не причинил ему никакого вреда. Отсюда во всю ночь, когда у нас совершалось бдение в честь подобного же схождения Богоматери в древние времена в храм Влахернский, и в следующий день старец смотрел на Владычицу и на Ея действия в Обители, из коих главное было, как он выразился: «Да покрыет люди! »

Отец Анфим, иеросхимонах, жил в дупле дерева в неизвестном месте, не носил никакой одежды и очень редко посещал нашу Обитель; а когда бывал у нас, то надевал чувал (шерстяной мешок), зашпилив его гвоздем. Хотя мало известна его подвижническая жизнь, но то, что известно, заслуживает благоговейнаго внимания; особенно дар прозорливости, которым наградил его Бог.

В эту самую ночь один из нашей братии почувствовал умиление души во время бдения. Едва стал на свое место, как почувствовал действие благодати Божией, и Ею неизъяснимую сладость в пении; ничего в жизни не ощущал он усладительнее, как величать всеми силами облагодатствованной души «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим!» (В это время пели величание Покрову Владычицы Богоматери, продолжающееся здесь час времени).

Посещение благодати было настолько обильным, что ум и сердце этого монаха были восхищены в небесные обители. День праздника и следующие три или четыре дня провел он без пищи, пития, без сна и общения с братиями, позабыв о всем земном, потому что дух его был весь в небесах. – Состояние это на языке человеческом необъяснимо.

Другие же видели Царицу Небесную, стоявшую в алтаре за Престолом у Жертвенника. Она была в полном величии и славе, – такой славе, которую можно выразить только словами Царя Давида: «Предста Царица в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена! ». Других слов, достаточных к изображению этого видения нельзя изобрести, хотя, в сущности, и они еще не изображают для чувственного человека всего величия Богоматери.

Один из иноков трижды видел Владычицу молящуюся в алтаре.

Не будем приводить всех случаев, бывших в тот же день 1 Октября. Впрочем, надобно сказать, что на Афоне, по большой части, стараются скрывать о бывших с кем действиях благодати, и чтобы узнать о них, требуются большие усилия. Если удостоенный видения брат удостоверится, что рассказ его может принести пользу слушающему, особенно если заметит, что слушатель находится в тяжком искушении, то расскажет о бывшем откровении; но не как о себе, а о постороннем; иногда же, по любви о Христе, передают своим единодушным, но только такие объяснения бывают весьма редки. Случается, что и сами Духовники сказывают о подобных явлениях – или для духовного утешения и ободрения благоуспешно текущим (благоугодно подвизающимся); или искушаемым для утверждения их; или нерадивым, для возбуждения к духовной деятельности и преспеянию.

Некоторые из братий узнали о сем посещении за несколько дней до праздника и по взаимной любви о Христе, стали оповещать и других; Но узрели посещение и те, которые не знали о нем и не ожидали; хотя благодатного, внутреннего посещения не лишены были и все немощные и недостойные. После, услыхав, как торжественно Матерь Божия посещала Обитель, все единодушно воскликнули: «Не горели ли в нас сердца наши и говорили нам о посещении Небесной нашей Игуменьи, когда это совершалось, только мы этого не поняли! ».
1863 год.

Посещение Божьей Матери на Покров 1863 года

Рассказ схиигумена Парфения (Заблоцкого), записан со слов Духовника Руского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова):

«На праздник Покрова 1863 г., во время бдения, Матерь Божия была в нашем соборе и во все время величания Ея, стояла при местной иконе Покрова. Владычица держала Омофор и внимала прославлению Ея и молитвам и, конечно, Сама молилась о величающих Ее и молящихся к Ней! Ее открыто видел один из братий, (я говорю один, но, без сомнения, видели другие достойные, о которых трудно узнать, ибо все подобные видения и откровения утаиваются по смиренномудрию); другие же испытывали Ея присутствие внутренним благодатным утешением; а прочие, более слабые духовными силами, осенение Владычицы ощущали над собою в том, что все бдение (12 часов) простояли легко, и какая-то неземная радость наполняла сердце их. Это ощущали даже поклонники, кроме некоторых, роптавших на продолжительность службы, и со скорбию выражавшихся: «Что это? Себя мучать, и других мучать; к чему это? Какая тут польза?... ».

Впрочем, их негодование может казаться справедливым, если будем рассуждать с человеческой, внешней, или плотской стороны; кто не ищет духовной пользы, для того, действительно, подобныя бдения и тяжки, и мрачны, и скучны невыносимо! Одна только благодать Божия поддерживает дух молящихся на такое протяжение времени; иначе человек делается весь как разбитый. Но кто ищет «единаго на потребу », тот знает, что это тягостное бдение много доставляет пользы подвижникам; ни пост, ни другие изнурительные подвиги не укрощают так страсти, как бдение. Даже властелин – чрево (как называет его Св. Иоанн Листвичник) умолкает после бдений, тогда как при других подвигах, особенно телесных, оно делается свирепее. А сколько приобретают пользы внимающие бдению, о том спросите у них самих".

Дивны Твои тайны, Богородице! Необъятны Твои милости ко всем и каждому! Не оставь же нас, Владычица, до конца наших дней Материнским благоутробием и не лиши Твоего заступления, всегда сильного, всегда благоприятного! Много бо может моление Матери ко благосердию Владыки!
(по материалам.



Похожие статьи

  • Ким Ир Сен - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

    Личность правителя всегда оказывает немалое влияние на судьбу страны - с этим, пожалуй, не решится спорить даже самый убеждённый сторонник исторического детерминизма. В особой степени относится это к диктатурам, особенно таким, в которых...

  • Бедность - порок: почему россияне такие бедные, рассказали эксперты

    Официально у нас бедных и тех, кто за чертой бедности не так уж и много, но неофициальные цифры намного серьезнее. Сегодня мы поговорим о том, как живут люди, находящиеся за чертой бедности, и сколько их в России. Сколько бедных и тех...

  • Посинение ногтей на руках и ногах: опасно ли возникновение симптома и как избавиться от проблемы

    При нормальной работе организма ногти на руках и ногах у человека блестящие, бледно-розового цвета. Изменение их привычного цвета - тревожный сигнал о заболевании внутренних органов.Причины появления синих ногтейПосинеть один ноготь или...

  • К чему видеть во сне трусы?

    Согласно итальянскому соннику, если женщина видит себя во сне голой, то наяву она хочет выразить все свои сексуальные фантазии, стать честнее и открыться людям. Такой сон означает ее стремление донести правду относительно реальности. Что...

  • Чем полезен активированный уголь

    В каждой домашней аптечке найдется пачка таблеток непривлекательного темного цвета. Это активированный уголь, простой по составу и недорогой препарат, о пользе и вреде которого до сих пор ведутся споры между учеными. Если в прошлом...

  • Провокационные фотографии александра маврина

    Принадлежащий известному петербургскому фотографу Александру Маврину, оказался заблокирован Роскомнадзором. По словам Маврина, его обвиняют в пропаганде нетрадиционной ориентации и уже не раз вызывали для дачи показаний в полицию. Жалоба...