Профстандарты директора. Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки Профессиональные стандарты менеджера организации

Генеральный директор предприятия – ответственная должность, которая подразумевает выполнение широкого круга задач. Специалист, занятый в этой сфере, осуществляет исполнение множества функций, которые прописаны в специализированном справочнике ЕКС , должностной инструкции, профессиональном стандарте, нормы которого и будут изучены далее.

Нормативная база

Поскольку документы разработаны не для всех сфер деятельности, руководители могут воспользоваться общепринятыми нормами или разработать собственный стандарт на основании формы, утвержденной приказом Минтруда №147н .

Трудовые обязанности

Документ включает в себя следующие основополагающие разделы. Первый – общие сведения. Следующий пункт – функциональная карта. Он включает в себя детальное описание обобщенного функционала специалиста. Следующим этапом идет характеристика трудовых функций. Это – основная часть стандарта. Она включает в себя детальное описание опций с обязательным указанием официального названия и других возможных названий должностей, набор требований по образованию, опыту, уровню подготовленности, конкретных трудовых функций генерального директора. Четвертый этап – описание разработчиков профессионального стандарта, т. е. лиц, занимавшихся непосредственно разработкой документа.

К непосредственным функциональным обязанностям специалиста относятся следующие направления (на основании должностной инструкции и справочника ЕКС):

  • организация собраний с учредителями предприятия;
  • проведение семинаров и презентаций, планерок с подчиненными специалистами;
  • регулирование работы всех звеньев организации;
  • исполнение задач, поступающих от непосредственного вышестоящего руководства или собственников бизнеса;
  • регулярное проведение анализа и оценки товаров/услуг/работ предприятия на предмет соответствия государственному стандарту;
  • принятие участия в составлении планов дальнейшего развития фирмы;
  • создание благоприятного микроклимата в коллективе в целях координации работы всех специалистов;
  • использование передового отечественного и зарубежного опыта в развитии предприятия;
  • руководство хозяйственной и производственной деятельностью;
  • организация эффективного взаимодействия относительно всех структур и звеньев организации;
  • обеспечение предприятия исполнением всех обязанностей перед федеральным, местным и региональным бюджетом;
  • прием на работу и увольнение сотрудников, распределение их обязанностей, организация обучающих мероприятий;
  • соблюдение законности связей, применение правовых средств и инструментов в целях финансового управления предприятием;
  • защита прав и интересов имущественного характера в рамках судебного процесса.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Директор организации коммерческого типа должен иметь высшее образование в сфере, в которой работает предприятие либо диплом ВУЗа по экономическому направлению. Помимо этого, работодатели предъявляют требования к опыту работы, составляющий от 3-х лет в роли рядового специалиста . Из профессиональных качеств – владение персональным компьютером, бухгалтерскими приложениями, спецификой работы организации. Среди личностных качеств следует выделить:

  • активность;
  • целеустремленность;
  • умение взаимодействовать в команде;
  • грамотность;
  • пунктуальность;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям;
  • трудолюбие.

Условия труда специалиста подразумевают наличие персонального кабинета, оснащенного необходимой мебелью, техникой, предметами канцелярии. Помимо этого, специалист должен иметь готовность к выезду в командировки и работе во внеурочное время.

Повышение квалификации и аттестация

В целях проверки сотрудников на предмет соответствия заявленному стандарту на предприятиях регулярно проводится аттестация. Перед ней могут организовываться обучающие мероприятия за счет руководства или сотрудника. После этого сдается специальный экзамен, который позволяет определить уровень подготовленности специалиста.

Ответственность за неприменение

Игнорирование работодателем директора требования о применении профессионального стандарта влечет за собой ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ , представляющим собой административный штраф. Гораздо более неприятной может быть ответственность в связи с намеренным назначением на должность директора, не соответствующим стандарту и не обладающим достаточными знаниями для эффективного руководства. В зависимости от ситуации, дело может дойти и до уголовного разбирательства.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

Если сотрудник не прошел аттестацию, и выяснилось, что он не соответствует установленному для него стандарту, проводится переаттестация. В качестве крайней меры выступает увольнение.

Закон запрещает увольнять беременных женщин, лиц, на попечении которых находятся дети до 3-х лет и инвалиды.

Таким образом, единого профессионального стандарта для гендиректора не имеется, зато есть множество конкретных документов, регламентирующих деятельность профессионала в той или иной сфере.

О применении профстандартов и внесении корректив в должностные инструкции сказано ниже.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения

Должностные обязанности. Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных. Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников. Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения. Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории образовательного учреждения. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Приказ Минобрнауки РТ от 16.03.1999 N 115 "Об утверждении квалификационных характеристик по должности заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе"

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

Приказываю:

Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ

Утвердить должностные обязанности и квалификационные требования по должности заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе.

Оплату труда заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе производить в диапазоне разрядов с 11 по 14 с учетом качества выполняемой ими работы и других показателей квалификации и профессионализма.

3. Отделу финансов и социально-экономического развития образования (Максимова Н.В.) довести настоящий приказ до районных (городских) органов управления образованием.

Министр Ф.ХАРИСОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЕ

Должностные обязанности:

— руководит хозяйственной деятельностью образовательного учреждения;

— принимает материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь учреждения на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством;

— обеспечивает работников образовательного учреждения канцелярскими принадлежностями, предметами хозяйственного обихода;

— обеспечивает своевременную подготовку учреждения к началу учебного года;

— осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, классов, учебных кабинетов, мастерских, спортзала, других помещений, иного имущества учреждения, а также столовой, буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;

— контролирует рациональное расходование материалов и финансовых средств учреждения;

— руководит работой по благоустройству, озеленению и уборке территории учреждения;

— направляет и координирует работу подчиненного ему технического и обслуживающего персонала учреждения, ведет учет рабочего времени этой категории работников;

— организует инвентарный учет имущества учреждения, ежегодно проводит инвентаризацию имущества, своевременно составляет отчетность и ведет документацию по закрепленному участку работы;

— принимает меры по своевременному заключению необходимых договоров;

— обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек образовательного учреждения, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;

— обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории учреждения;

— организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;

— обеспечивает учебные кабинеты, мастерские, бытовые, хозяйственные и другие помещения оборудованием, инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда;

— организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых и сжиженных газов, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

— организует обучение, проводит инструктажи на рабочем месте (первичные и периодические) технического и обслуживающего персонала, оборудует уголок безопасности жизнедеятельности;

— приобретает согласно заявке спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников учреждения;

— обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ремонт и обеззараживание спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты.

Должен знать: законы Республики Татарстан и Российской Федерации "Об образовании", решения Правительства Республики Татарстан, других государственных органов, Министерства образования Республики Татарстан, районного (городского) органа управления образованием по вопросам финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, штатной дисциплины, правила пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенические правила организации учебно-воспитательного процесса.

Квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

Лицо, не имеющее специальной подготовки или необходимого стажа работы, но обладающее достаточным практическим опытом и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, в порядке исключения может быть назначено на должность заместителя директора образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе.

Оплата труда заместителя руководителя образовательного учреждения:

Разряды оплаты труда по ЕТС заместителю руководителя образовательного учреждения в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками по данной должности устанавливаются в зависимости от группы, к которой учреждение отнесено по оплате труда руководителей:

┌───────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ Группа, к которой отнесено учреждение │Разряды по ЕТС │ │ в зависимости от суммы баллов │ │ └───────────────────────────────────────┴───────────────┘ IV 11 III 11 — 12 II 12 — 13 I 13 — 14

Должностная инструкция заместителя директора учреждения социального обслуживания населения [наименование учреждения социального обслуживания]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения.

Профстандарт заместителя директора

Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 561-ст, и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора учреждения социального обслуживания населения (далее — заместитель директора) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется директору учреждения.

1.2. На должность заместителя директора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Социальная работа» или высшее педагогическое, юридическое образование и курсы повышения квалификации по специальности «Социальная работа» и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.3. Во время отсутствия заместителя директора его должностные обязанности выполняет [должность, Ф. И. О.].

1.4. Заместитель директора должен знать:

— законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты на федеральном, региональном и местном уровнях, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания;

— теорию и методику социальной работы;

— профиль и особенности учреждения;

— организацию социального обслуживания;

— основы экономики, права, трудового, административного и гражданского законодательства;

— организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной безопасности;

— теорию и практику управления персоналом учреждения;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики.

2. Должностные обязанности

На заместителя директора возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечение административно-хозяйственной и производственной работы учреждения по всем направлениям его деятельности.

2.2. Решение финансовых и хозяйственных вопросов.

2.3. Выполнение распоряжений и поручений директора учреждения, связанных с организацией работы персонала учреждения по предоставлению клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг, осуществлением внедрения новых форм и методов работы, обеспечением учреждения современными средствами реабилитации и ухода за клиентами.

2.4. Планирование, координирование и контроль работы структурных подразделений, осуществление профессиональной (супервизорской) поддержки персонала.

2.5. Обеспечение активного сотрудничества с предприятиями и организациями, находящимися на территории, обслуживаемой учреждением, общественными организациями, родителями (лицами, их заменяющими) детей — клиентов учреждения.

2.6. Обеспечение учета, сохранности и пополнения материально-технической базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документов.

2.7. [Другие обязанности].

3. Права

Заместитель директора имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Представлять на рассмотрение директора предложения по улучшению деятельности учреждения, совершенствованию социальной работы.

3.3. Требовать от директора учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.4. Получать материалы и информацию по вопросам своей деятельности.

3.5. Знакомиться с проектами решений директора учреждения, касающимися его деятельности.

3.6. Давать распоряжения и указания подчиненным работникам по вопросам деятельности учреждения и осуществлять контроль за их выполнением.

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. [Вписать нужное].

4. Ответственность

Заместитель директора несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Нововведения российского законодательства в части формирования профессиональных стандартов позволяют облегчить процедуру отбора кандидатов на конкретные должности. В частности, профстандарты руководителей призваны сформировать необходимый перечень требований к управленцам в виде знаний и навыков, которые позволят грамотно управлять трудовым процессом.

Характеристика профессиональных стандартов

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт – это специализированный норматив, включающий в себя перечень необходимых профессиональных характеристик, на основании которых сотрудник сможет исполнять возлагаемые на него трудовые функции, занимая конкретную должность.

Данный сегмент законодательства начал разрабатываться еще в 2013 году. Однако стандарты регулярно корректировались и видоизменялись, что привело к их окончательному внедрению только в 2016 году.

Начиная с 2016 года ряд государственных учреждений, а также должностей, обозначенных в документе, должны руководствоваться профстандартом для конкретной отрасли в своей деятельности.

Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Они могут использоваться для составления должностных инструкций или деловых соглашений с сотрудниками. При этом правомерно составлять местные стандарты, опираясь на оригинальный текст норматива. Для этого необходимо привлечь профессионального юриста или самостоятельно заниматься этим руководителю. Главным требованием является непротиворечивость сформированного документа трудовому законодательству и положениям Министерства труда РФ.

Сферой применения подобных документов является трудовая деятельность служащих организации. Текст стандарта описывает такие требования к сотруднику:

  • необходимость наличия соответствующих должности знаний и навыков;
  • соответствие конкретному квалификационному уровню.

Профессиональные стандарты разрабатываются, исходя из отрасли производственной деятельности. Так, профстандарты для директоров и подчиненных являются одинаковыми. Основные отличия заключаются в соответствии двух категорий работников (руководителей и служащих) разным квалификационным уровням . Для рядового сотрудника указанный уровень будет ниже, чем у управленца. Помимо прочего, данное положение также определяет для руководителей более высокие требования к опыту, знаниям и образованию.

Особенности профстандарта заместителя директора

Важно отметить, что отдельного профстандарта для заместителя директора нет. Это связано с тем, что подобная должность во многом повторяет те же функции и обязанности, что и у главы компании. Однако в ряде стандартов имеется упоминание о заместителях. Так, с августа 2016г. стандарты, которые являются актуальными для заместителей руководителей, представляют собой следующий перечень:

  • Профстандарт № 558 «Специалист в сфере закупок»;
  • № 559 «Специалист по управлению персоналом»;
  • № 149 «Менеджер по информационным технологиям»;
  • № 31 «Специалист по техконтролю качества продукции»;
  • № 802 «Специалист по управлению качеством в авиастроении» и № 704 «Специалист по управлению поставками в авиастроении»;
  • № 581 «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта».

Профстандарты директоров предприятий регламентируют деятельность как управленцев, так и их замов. Для бюджетных учреждений они являются обязательными к использованию.

Все стандарты, подходящие для заместителей директора, основаны на едином шаблоне, что предполагает их одинаковую структуру:

  1. Общие данные. Предполагается описание направления трудовой деятельности, а также возможные должности, исходя из видов экономических отраслей, регламентируемых нормативом.
  2. Функции работников. Подразумевается общий список функциональных обязанностей сотрудника, при этом также обозначается уровень квалификации для конкретной должности. Зачастую используются 5-8 квалификационные уровни.
  3. Подробное описание функциональных обязанностей работника. В данном разделе фиксируются требования к образованию и опыту. Так, для заместителя директора необходимо высшее образование (бакалавр), а также опыт работы, в среднем, 3-5 лет. Также обозначаются требуемые навыки и знания.
  4. Данные об учреждениях, занимавшихся разработкой документа.

Особенности профстандарта директора по персоналу

На основании Приказа Министерства труда РФ №691-н от 06.10.2015г. был утвержден профстандарт «Специалист по управлению персоналом». Данным нормативом предусматриваются такие должности:

  • специалисты по кадрам;
  • руководители кадровых подразделений.

Главной задачей директора по персоналу является обеспечение эффективного трудового процесса для достижения целей в интересах предприятия.

Профстандартом предполагаются такие требования к директору по персоналу:

  • не менее 5 лет трудовой деятельности на должности управленца в подобной сфере;
  • высшее образование и наличие сертификата по курсам дополнительных обучающих программ.

Главными задачами, которые управленец по персоналу должен исполнять, являются:

  1. Обеспечение функционирования системы по операционному менеджменту подчиненными.
  2. Ведение необходимой документации и составление отчетности по управлению сотрудниками.
  3. Обеспечение стратегического менеджмента подчиненными.

Также для начальника отдела кадров характерно исполнение таких функций:

  • налаживать коммуникационные связи между работниками организации;
  • осуществлять стратегию по управлению персоналом;
  • придерживаться правил этикета при общении с коллегами;
  • представлять директора компании при различных переговорах в случае необходимости;
  • ведение сметы расходов по подчиненным;
  • выдвижение своих предложений по оптимизации деятельности сотрудников.

Особенности профстандарта генерального директора

Профстандарты создаются для отрасли трудовой деятельности. Однако подобная обобщенность не актуальна для такой профессии, как генеральный директор. Невозможно вывести универсальные правила и требования для управления всеми экономическими направлениями в целом. Поэтому отдельного профстандарта для генерального директора не существует.

Альтернативой, регулирующей данную профессию, является перечень профстандартов для руководителей разных отраслей. В частности:

  • профстандарт для руководителя организации, осуществляющей деятельность в сфере спорта;
  • для управленца строительной компании;
  • для руководителя сети отелей или гостиниц;
  • для руководителя нефтебазы и т.д.

Все профстандарты создаются по единому шаблону. Основная информация для генеральных директоров содержится в третьем разделе документа, где приводится детальный список функций управленца. В данном разделе содержится следующая информация:

  1. Наименования должностей, которые попадают под регламент стандарта. Здесь следует искать должности «директор» или «генеральный директор».
  2. Требования, обязательные для подобной должности. В частности, раскрывается информация о необходимом образовании и стаже. К директорам выставляется требование высшего образования и курсов повышения квалификации, а также опыта работа не менее 5 лет.
  3. Конкретизированные обязанности управленца. Например, ведение документации и составление необходимой отчетности, а также составление программ оптимизации производственного процесса.

Чтобы определить, попадает ли должность руководителя под регламент какого-либо профстандарта, необходимо выяснить следующую информацию:

  1. Попадает ли сфера производственной деятельности под регламент профессиональных стандартов.
  2. Имеет ли профстандарт, актуальный для сферы деятельности, информацию о труде руководителя компании.
  3. Имеет ли управленец какие-либо льготы или ограничения от государства.

Если деятельность является упорядоченной регламенту профстандарта, руководителю следует опираться на положения норматива в дальнейшем труде.

Внедряя профстандарты, работодатель получает возможность предъявлять более четкие требования к сотрудникам и унифицировать стандарты производственной деятельности. Профстандарт руководителя универсален, поэтому может применяться как в коммерческих организациях, так и в компаниях, занимающихся некоммерческой деятельностью.

Из этой статьи вы узнаете:

  • с какой целью разработан профстандарт руководителя организации;
  • какие квалификационные уровни предусмотрены профстандартом руководителя;
  • какие трудовые функции и направления деятельности отражены в профстандарте руководителя.

Система профстандартов, пришедшая на смену квалификационным справочникам, призвана повысить стандарты обучения и подготовки специалистов, а также оптимизировать процесс подбора рабочей силы. Профстандарт, разработанный для определенного вида деятельности, в полной мере характеризует квалификацию, которую необходимо иметь работнику, чтобы соответствовать требованиям должности — знания, практические навыки, опыт работы. Понятия «квалификация» и «профстандарт» закреплены Трудовым кодексом РФ (ст.195.1, введенная федеральным законом №236-ФЗ от 3.12.2012г.).

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации

При разработке профстандартов, определяющих требования к работникам конкретных специальностей, в качестве основы применяется макет, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты России №147 от 12.04.2013г. Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, также разработанный на базе данного макета в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда №170н от 29.04.2013г., имеет стандартную структуру, которая включает:

  • общие сведения о виде трудовой деятельности;
  • подробное описание всех трудовых функций (функциональная карта вида деятельности);
  • характеристику каждой обобщенной трудовой функции;
  • данные о разработчиках профессионального стандарта.

Законодателем не определен четкий порядок, в котором должно происходить внедрение профстандарта руководителя компании, поэтому каждый работодатель вправе разработать свой регламент. На практике стоит исходить из общей схемы, состоящей из семи этапов:

  • формирование временной проектной группы, включающей руководителей ключевых структурных подразделений, представителей отдела управления персоналом и т.д.;
  • назначение ответственного лица, управляющего работой группы;
  • ознакомление руководящего состава с законодательной базой в области внедрений профстандартов (например, путем организации корпоративной презентации или семинара);
  • реализация всех предусмотренных планом мероприятий;
  • подготовка программы обучения работников;
  • систематизация итогов деятельности рабочей группы, составление отчета.

Несмотря на то, что изначально проект профстандарта руководителя разрабатывался с целью обособления управленческих функций от других задач, решаемых специалистами и работниками организации, внедрять его можно в стандартном порядке, наряду с другими профессиональными стандартами, в которых нуждается конкретный работодатель.

Подборка статей по профстандартам:

Квалификационные уровни в профстандарте руководителя

Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации может применяться в компаниях различной формы собственности и включает несколько квалификационных уровней (с четвертого по восьмой). Квалификационные уровни в профстандарте руководителя соответствуют следующим направлениям деятельности:

  • четвертый уровень — управление деятельностью отдельных подразделений и руководство процессом решения производственных задач;
  • пятый уровень — управление деятельностью подразделений для достижения ключевых функциональных целей, стоящих перед организацией;
  • шестой уровень — управление ключевыми направлениями и видами деятельности организации, поиск путей достижения стратегических целей;
  • седьмой уровень — управление жизнедеятельностью организации в целом, выбор эффективных путей развития;
  • восьмой уровень — долгосрочное развитие организации, получение максимальной финансовой отдачи для акционеров и других заинтересованных сторон.

Профстандарт руководителя коммерческой (некоммерческой) организации охватывает все виды экономической деятельности и предполагает выполнение менеджерских функций на различных направлениях — от начальника рекламно-информационного, маркетингового или любого другого отдела (службы, проекта) до управления системой корпоративных отношений и организацией в целом.

Трудовые функции, отраженные в профстандарте руководителя

Трудовые функции, отраженные в профстандарте руководителя коммерческой или некоммерческой организации, сгруппированы во втором разделе документа с учетом квалификационных уровней, которым они соответствуют. Так, самый низкий уровень, предусмотренный профстандартом (четвертый), содержит следующий перечень трудовых функций:

  • развитие производственных возможностей структурного подразделения;
  • разработка оперативных планов производственной деятельности структурной единицы и анализ полученных результатов;
  • определение потребности в рабочей силе, формирование бюджета, контроль движения производственных ресурсов подразделения;
  • постановка заданий персоналу и решение текущих проблем, возникающих в процессе взаимодействия с работниками, контрагентами, заказчиками и т. д.;
  • отбор, расстановка, мотивация сотрудников подразделения и оценка качества их работы.

Очевидно, что полномочия и возможности руководителя в данном случае весьма широки, но не распространяются за рамки управления отдельной структурной единицей. В то же время руководители самого высокого квалификационного уровня (восьмого) выполняют функции схожего характера, но уровень их ответственности гораздо выше, поскольку охватывает сферу управления организацией в целом. Руководитель высшего квалификационного уровня занят взаимодействием с советом директоров и органами, представляющими государство, как акционера (отчитывается по основным вопросам работы совета и хозяйственного общества, выявляет и устраняет конфликты интересов, контролирует работу исполнительного органа компании).

К перечню стандартных полномочий добавляется утверждение бюджета компании и контроль его исполнения, постановка стратегических целей и главных приоритетов в развитии производства, создание эффективных управленческих систем по подбору и развитию руководящего персонала, оценки эффективности работы совета директоров, мотивации сотрудников всех уровней и т. д. Данному уровню компетенций обычно соответствует должность единоличного руководителя гуманитарной или предпринимательской организации.

Вас также могут заинтересовать следующие статьи:

  • Профстандарты вместо системы квалификаций ;

Профессиональный стандарт – документ, включающий набор личностных и профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику. Сегодня перечень таких регламентов довольно обширен. Реестр стандартов состоит не только из узкоспециальных нормативов, а содержит довольно внушительный перечень сквозных, унифицированных для всех отраслей. В силу специфики работы первых руководителей и их заместителей, единого квалификационного документа для этой профессиональной категории не существует.

Нормативная база

В целях грамотного и рационального исполнения Президентского указа РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях, связанных с реализацией государственной соц. политики» был разработан закон 236-ФЗ от 03.12.2012 года, связанный с внесением изменений в ТК РФ (ст. 195.1), а также в ФЗ «О тех. регулировании» . Так, в законодательной сфере образовались новые понятия, именуемые как «профессиональный стандарт», «квалификационный уровень» .

Минтруда впоследствии также создал новые ведомственные акты, которые имеют следующие наименования:

  • два приказа Минтруда РФ от 12.04.2013 г. соответственно №147н и 148н под названиями «Об утверждении макета…» и «Об утверждении квалификационных уровней…»;
  • приказной документ Минтруда РФ, принятый 29 апреля 2013 г. №170н «Об утверждении методрекомендаций по разработке…», который не нуждался в осуществлении регистрационных процедур государственного характера;
  • письмо министерства образования и науки, принадлежащего РФ, принятое 02.11.2015 г., прописанное под №АК-3192 /06 «О введении…».

Также в рамках этого вопроса используются и другие подобные документы, которые носят федеральный характер и являются функционирующими по территории всей Федерации:

  • Президентский Указ от 16.04.2014 г. №249 «О Национальном Совете…»;
  • Постановление, принятое правительственным аппаратом 22.01.2013 г. под №23 «О правилах разработки…»;
  • Правительственное распоряжение от 31.03.2014 г. №487-р , связанное с составленным планом касательно разработки подобных документов и проведением экспертизы независимого характера.

Все эти бумаги дают возможность разработать собственный стандарт для руководящего состава конкретной компании.

Для чего нужны профстандарты?

База, регулирующая использование этих документов, закладывается в рамках глава 31 ТК РФ . В качестве ее принято применять совокупность квалификационных характеристик, требуемых сотруднику в целях осуществления отдельной финансовой опции или профессиональной работы. На сегодняшний день существенная часть трудовых направлений описана в действующих документах, которые были сформированы на базе заказа Минтруда. Их введение сопряжено с шумным резонансом в обществе, т. к. львиная доля граждан полагает, что данные требования – обязательство, а не право, и каждый работник рано или поздно будет вынужден пройти переаттестацию.

На самом деле, обязательство по использованию данных документов есть не всегда и не везде . Зато принятие решения о следовании им позволит руководящему звену предприятия решить следующие задачи:


Получается, что введение профессионального стандарта – инструмент для фирм, которые хотят идти в ногу со временем и непрерывно развиваться, повышая собственный потенциал.

Сфера применения и обязательность использования

Профессиональный стандарт применим абсолютно во всех сферах деятельности – в торговле, производстве, услугах, образовании, медицине, инженерии, научной отрасли и т. д. В действующем Трудовом Кодексе фигурирует две ситуации, в рамках которых установлено обязательство всех работодателей, вне зависимости от правового статуса, использовать такие документы.

Актуальные вопросы внедрения профстандартов на производственных предприятиях освещены в следующем сюжете.

Похожие статьи

  • Мягкие соленые огурцы что из них приготовить

    (5) Салат из соленых огурцов с сыром Морковь, сыр и огурцы нарезать соломкой. Перемешать, посолить и заправить майонезом. Потребуется: огурцы соленые - 3-4 шт., морковь вареная - 2-3 шт., сыр твердый - 250 г, майонез - 3/4 стакана, соль...

  • Пышки, лепешки, коржики… Как их только не называют!

    Открывая книгу или сайт с рецептами, мы видим множество вариантов приготовления выпечки и десертов. Все они очень вкусные и изысканные. В нашем детстве такого выбора не было. Наверное, все помнят, как наши мамы и бабушки готовили простые...

  • Лаваш с начинкой из сливочного сыра жареный на сковороде

    Лаваш - это национальное армянское блюдо, которое ошибочно многие называют лепешкой. Настоящий лаваш имеет толщину не более 3-4 мм, а его длина порой достигает одного метра. Сегодня мы расширим свой кулинарный кругозор и приготовим жареный...

  • Классический манник на кефире без муки Манник из манки без муки

    Пышный, воздушный, очень вкусный манник на кефире без муки попросила испечь меня дочь, приехавшая в гости. Чтобы было как в детстве, сказала она. Не знаю, откуда я знаю рецепт, кажется, что он всегда был мне знаком. Пробовала другую...

  • Как приготовить открытый пирог с вареньем по пошаговому рецепту с фото

    Любите выпечку? Так что же заставляет нас при одном желании побаловать себя и свою семью бежать в магазин? Попробуйте несколько раз приготовить вкусные пироги по нашим рецептам, и желание делать покупки в магазине отпадет само собой....

  • Можно ли изменить свою Ауру?

    В настоящее время активно ведутся споры о том, действительно ли существует аура, известная также как биополе человека, или это только выдумки шарлатанов и медиков, практикующих нетрадиционную медицину. Конечно, существование некой...